Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства труда,
занятости и социальной защиты
Республики Коми
от 25 января 2019 г. N 122
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания населения Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми за 2017 год
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми за 2017 г. (далее - Обзор) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в соответствии с Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 г. N 7, приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 21.09.2017 N 1625 "Об утверждении порядка организации работы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности".
Обзор подготовлен за 2017 год по результатам контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания населения с целью выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений в сфере социального обслуживания населения Республики Коми.
Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания населения на территории Республики Коми (далее - Региональный контроль) осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1) Конституцией Российской Федерации;
3) Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
4) Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
5) Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
6) Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия";
7) Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
8) Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
9) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р "Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация";
10) приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
11) приказом Минтруда России от 30.07.2015 N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи";
12) Законом Республики Коми от 26.09.2014 N 93-PЗ "О некоторых вопросах в сфере социального обслуживания граждан в Республике Коми";
13) Законом Республики Коми от 09.12.2014 N 156-РЗ "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Коми";
14) постановлением Правительства Республики Коми от 11.12.2015 N 519 "О Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми";
15) постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2014 N 559 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О некоторых вопросах в сфере социального обслуживания граждан в Республике Коми";
16) постановлением Правительства Республики Коми от 04.12.2014 N 493 "Об установлении Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Коми";
17) распоряжением Правительства Республики Коми от 07.11.2017 N 498-р;
18) приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 30.06.2014 N 1335а "Об утверждении порядка выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг компенсации, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Республики Коми, но не участвующих в выполнении государственного задания (заказа)";
19) приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 30.06.2014 N 1334а "Об утверждении Порядка расходования организациями социального обслуживания Республики Коми средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг";
20) приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 30.06.2014 N 1332а "Об утверждении порядка организации профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников государственных учреждений отрасли социальной защиты населения Республики Коми";
21) приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 30.06.2014 N 1330а "Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания";
22) приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от 29.10.2014 N 2137 "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг";
23) приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от 29.10.2014 N 2136 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг";
24) приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от 29.10.2014 N 2133 "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Республики Коми, находящихся в ведении Республики Коми, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями";
25) приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от 29.10.2014 N 2129 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Республике Коми";
26) приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 31.01.2018 N 163 "Об утверждении подушевых нормативов финансирования социальных услуг и тарифов на социальные услуги, предоставляемые населению организациями социального обслуживания в Республике Коми в форме социального обслуживания на дому"
27) приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 31.01.2018 N 167 "Об утверждении тарифов на социальные услуги, предоставляемые населению Республики Коми государственными бюджетными учреждениями Республики Коми, в стационарной форме обслуживания"
28) приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 31.01.2018 N 164 "Об утверждении подушевых нормативов финансирования социальных услуг и тарифов на социальные услуги, предоставляемые населению организациями социального обслуживания в Республике Коми в полустационарной форме социального обслуживания"
29) приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 31.01.2018 N 166 "Об утверждении подушевых нормативов финансирования социальных услуг и тарифов на социальные услуги, предоставляемые населению в Республике Коми в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания центрами социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий"
30) приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 05.02.2016 N 237 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в психоневрологических интернатах (отделениях), в том числе детских, домах-интернатах (отделениях) для умственно отсталых детей, домах-интернатах (отделениях) для престарелых и инвалидов, домах-интернатах (пансионатах) для граждан пожилого возраста (престарелых) инвалидов";
31) приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 01.03.2016 N 567 "Об утверждении порядка предоставления социального обслуживания на дому";
32) приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 14.04.2017 N 691 "Об утверждении порядка предоставления социального обслуживания в полустационарной форме";
33) приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 30.08.2017 N 1482 "О перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)".
Вышеуказанные нормативные правовые акты, определяющие регламентирующий порядок осуществления государственного контроля, приняты и опубликованы в порядке, установленном законодательством.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Коми, ведомственных нормативных правовых актов, признаков коррупциогенности не выявлено.
Нормативные правовые акты, относящиеся к указанной сфере деятельности, доступны для ознакомления и применения, размещены на официальном сайте Министерства с адресом в информационно-коммуникационной сети Интернет: http://mintrudsoc.rkomi.ru, а также имеются в информационно-правовых системах.
Основной функцией регионального контроля является контроль за соблюдением организациями социального обслуживания, предоставляющими гражданам социальные услуги на территории Республики Коми, требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Коми при осуществлении социального обслуживания.
В Республике Коми уполномоченным органом на осуществление регионального контроля является Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - Министерство).
В соответствии с законодательством Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми формируется реестр поставщиков социальных услуг Республики Коми. Включение поставщиков социальных услуг в Реестр осуществляется на добровольной основе.
По состоянию на 31.12.2017 в Реестре поставщиков социальных услуг содержатся сведения по 74 поставщикам социальных услуг, в том числе по 59 государственным учреждениям Республики Коми; 12 автономным некоммерческим организациям; 1 обществу с ограниченной ответственностью; 1 некоммерческому благотворительному фонду; 1 некоммерческому детскому благотворительному фонду.
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год (далее - План проверок), утвержден Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и согласован Прокуратурой Республики Коми в установленные законодательством сроки.
В соответствии с утвержденным Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год на основании приказа Министерства осуществлено 7 плановых выездных проверок в отношении следующих учреждений Республики Коми:
1. ГКУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Княжпогостского района"
2. ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинск";
3. ГКУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Койгородского района";
4. ГКУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района";
5. ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского район";
6. ГБУ РК "Республиканский Эжвинский психоневрологический интернат";
7. ГБУ РК "Республиканский Усинский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Юридические лица и граждане в качестве экспертных организаций и экспертов к выполнению мероприятий по осуществлению регионального контроля при проведении данной проверки в 2017 году не привлекались.
Проверки, результаты которых признаны недействительными, отсутствуют.
Внеплановые проверки в течение отчетного периода Министерством не осуществлялись.
Проверки с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Министерства, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, отсутствуют.
Случаи причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.
Проверки, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях, наложены административные наказания, выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу (или явившиеся причиной) причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.
Проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел, не имеется.
Факты оспаривания в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в их отношении мероприятий по контролю в отчетном периоде отсутствуют.
Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований в сфере социального обслуживания.
По итогам проведения плановых проверок в отношении вышеуказанных организаций социального обслуживания выявлены следующие нарушения:
1. Несоблюдение информационной открытости по размещению и обновлению информации на официальных сайтах поставщиков социальных услуг.
В нарушение подпунктов статьи 13 Федерального закона N 442-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 N 1239 в организациях не в полной мере созданы условия для информационной открытости - отсутствовал официальный сайт учреждения либо была размещена недостаточная информация на сайте;
Информационная открытость - это возможность для гражданина определиться с выбором поставщика социальных услуг и получить информацию о его деятельности.
Правила размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 N 1239.
2. Отсутствие условий доступности для получения социальных услуг слабовидящими и слабослышащими гражданами.
В нарушение пункта 4 статьи 19 Федерального закона N 442-ФЗ в организациях не в полной мере созданы условия для получения услуг слабовидящими и слабослышащими гражданами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден приказом Минтруда России от 30.07.2015 N 527н.
Согласно данному Порядку руководителями организаций, предоставляющих услуги в сфере социальной защиты, обеспечивается создание инвалидам:
1) условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и самостоятельного передвижения по территории объекта;
д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
2) условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
б) предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
в) оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами;
г) наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также аудиоконтура в регистратуре.
В соответствии с данными требованиями гражданам должна быть обеспечена возможность их сопровождения при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией. Сопровождение осуществляется работником организации социального обслуживания при перемещении внутри организации, при входе и выходе из организации, при подъеме и спуске с лестницы, при посещении столовой, буфета и в других ситуациях, когда получатель социальных услуг нуждается в таком сопровождении.
Также гражданину обеспечивается возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации, для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации.
Особое значение данный вопрос приобретает для лиц, передвигающихся в креслах-колясках. С целью реализации получателями социальных услуг возможности самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания помещения организации должны отвечать установленным законодательством требованиям.
3. Несоответствующее оформление документов, таких как заявление, договор, акт об оказанных услугах. Отсутствие заявлений о предоставлении социальных услуг на имя поставщика социальных услуг, либо заявления не соответствуют утвержденной форме.
В нарушение федерального законодательства:
- предоставление срочных социальных услуг не подтверждено актами о предоставлении срочных социальных услуг, содержащими сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления;
- в договорах о предоставлении социальных услуг не отражены существенные условия договора (стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты);
- заявления о предоставлении социальных услуг оформлены не по утвержденной форме;
- индивидуальные программы предоставления социальных услуг составлены не по утвержденной форме.
4. Отсутствие документов (сведений), подтверждающих доходы (отсутствие доходов) получателей социальных услуг.
В нарушение Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075, в личных делах граждан, принятых на социальное обслуживание, содержатся не все документы (сведения), подтверждающие доходы (отсутствие доходов).
При этом, некорректный расчет среднедушевого дохода гражданина (семьи) влечет за собой изменение условий оплаты за социальные услуги, что является существенным условием договора.
По результатам проверок составлены акты и предписания об устранении нарушений законодательства в сфере социального обслуживания.
В течение 2017 года в соответствии с утвержденным Планом проверок проверки проведены в полном объеме (100%), по итогам проведения которых, в отношении 7 государственных учреждений социального обслуживания выдано 7 актов проверки и 5 предписания об устранении нарушений законодательства в сфере социального обслуживания граждан на территории Республики Коми.
В течение 2017 года деятельность по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и в сфере занятости населения произведена в полном объеме (100%), с соблюдением сроков и в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
В 2017 году Министерством помимо надзорных функций осуществлялась профилактическая деятельность, направленная на предупреждение поставщиками социальных услуг возможных нарушений обязательных требований законодательства о социальном обслуживании, а именно:
1) В течение 2017 года в целях профилактики нарушений законодательства в сфере социального обслуживания Министерством организована работа по:
- информированию поставщиков социальных услуг, в том числе потенциальных, по вопросам соблюдения обязательных требований;
- опубликованию нормативных правовых актов, связанных с соблюдением обязательных требований в сфере социального обслуживания, на официальном сайте Министерства в сети "Интернет";
- обобщению практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Коми.
2) В течение отчетного периода Министерством приняты следующие нормативные правовые акты, направленные на профилактику нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания:
- приказ Министерства от 30.08.2017 N 1482 "О перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)";
- приказ Министерства от 21.09.2017 N 1625 "Об утверждении порядка организации работы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности".
В целях недопущения, устранения выявленных нарушений обязательных требований законодательства о социальном обслуживании поставщиками социальных услуг, недопущения их совершения в отчетном периоде, представители Министерства приняли участие в следующих мероприятиях:
- обучающий семинар для журналистов, в рамках которого был рассмотрен вопрос участия некоммерческих организаций в предоставлении социального обслуживания;
- участие в заседании Координационного совета с представлением содоклада по организации доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, при Правительстве Республики Коми.
- ежемесячные совещания в режиме видеоконференцсвязи с поставщиками социальных услуг по вопросу передачи социальных услуг в негосударственный сектор;
- совещание с руководителями центров по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты городов и районов Республики Коми по вопросам: реализации "Дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения"; взаимодействия центров по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты городов и районов Республики Коми с некоммерческими организациями, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания населения на дому;
- обучение специалистов государственных организаций социального обслуживания по образовательному курсу "Школа социального предпринимательства", организованному Центром инноваций социальной сферы ГОУ ВО "Коми республиканская академия государственной службы и управления";
- участие представителей Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и некоммерческих организаций в работе межрегионального Форума - Слета социальных предпринимателей "Вместе для нашего будущего";
- участие представителей государственных организаций социального обслуживания и некоммерческих организаций в Социальном форуме "Будущее" Северо-Западного Федерального округа.
В 2018 году работа по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания будет продолжена в рамках утвержденного Плана проведения проверок, размещенного на официальном сайте Министерства.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 25 января 2019 г. N 122 "Об утверждении Обзора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.