Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
приказом Министерства образования, науки
и молодежной политики Республики Коми
от 25 января 2019 г. N 29-П
(приложение)
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)
1. Общие положения
1. Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) (далее - Положение) устанавливает организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс) в Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее - Министерство) и порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности Министерством, определяет уполномоченное подразделение, ответственное за функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве, коллегиальный орган, осуществляющий оценку эффективности его функционирования.
2. Для целей Положения используются следующие понятия:
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в Министерстве антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
"коллегиальный орган" - совещательный орган Министерства, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
"уполномоченное подразделение" - подразделение Министерства, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в органе исполнительной власти Республики Коми;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции органом исполнительной власти Республики Коми;
"комплаенс-риски" - риски нарушения антимонопольного законодательства.
Иные понятия, используемые в Положении, применяются в значениях, определенных Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О защите конкуренции", распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", а также другими правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
3. Настоящее Положение подлежит размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
2. Цели и задачи антимонопольного компаенса
4. Целями антимонопольного комплаенса являются:
1) обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
2) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
5. Задачи антимонопольного комплаенса:
1) выявление комплаенс-рисков;
2) управление комплаенс-рисками;
3) контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
4) оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
3. Организация антимонопольного комплаенса
6. Министр или лицо, исполняющее его обязанности, (далее - Министр) осуществляет общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса и:
1) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы Министерства, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
2) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими Министерства акта об антимонопольном комплаенсе;
3) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
4) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
5) утверждает карту комплаенс-рисков Министерства; утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
6) утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Министерства;
7) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый Коллегиальным органом.
7. Подразделением, ответственным за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве, является отдел организационно-правового обеспечения и кадровой работы (далее - Уполномоченное подразделение).
8. К компетенции Уполномоченного подразделения относятся следующие функции:
1) подготовка и представление Министру акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
2) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
3) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению;
4) консультирование служащих и работников Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
5) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
6) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
7) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
8) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
9) информирование Министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
10) инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности гражданских служащих (работников) требованиям антимонопольного законодательства и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством и приказами Министерства;
11) координация взаимодействия с Коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы Коллегиального органа;
12) ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящим Положением при поступлении на государственную службу в Министерство;
13) подготовка и внесение на утверждение Министру карты комплаенс-рисков Министерства;
14) определение и внесение на утверждение Министру ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
15) подготовка и внесение на утверждение Министру плана мероприятия ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков;
16) подготовка для подписания Министром и утверждения Коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
17) организация систематического обучения работников и служащих Министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
18) выявление конфликта интересов в деятельности работников, служащих и структурных подразделений, разработка предложений по их исключению;
19) проведение проверок в случаях, предусмотренных настоящим Положением.
9. Функции Коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - Коллегиальный орган), возлагаются на Общественный совет при Министерстве.
10. Функциями Коллегиального органа являются:
1) рассмотрение и оценка мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
2) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
4. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
11. В целях выявления и оценки комплаенс-рисков Уполномоченное подразделение в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, проводит:
1) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
2) анализ законов Республики Коми, нормативных правовых актов Главы Республики Коми, нормативных правовых актов Правительства Республики Коми в сферах, отнесенных к функциям, в отношении которых органом исполнительной власти Республики Коми осуществляется государственное регулирование, нормативных правовых актов Министерства, реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства;
3) анализ проектов законов Республики Коми, нормативных правовых актов Главы Республики Коми, нормативных правовых актов Правительства Республики Коми в сферах, отнесенных к функциям, в отношении которых органом исполнительной власти Республики Коми осуществляется государственное регулирование, нормативных правовых актов Министерства, реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства;
4) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства (в части соответствующих обзоров и обобщений ФАС России, Коми УФ АС);
5) систематическую оценку эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
12. Уполномоченным подразделением при проведении (не реже одного раза в год) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) осуществляются следующие мероприятия:
а) сбор в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
6) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, содержащего:
1) классифицированные по сферам деятельности Министерства, сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению);
2) информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
13. Уполномоченным подразделением при проведении анализа нормативных правовых актов осуществляются следующие мероприятия:
а) разрабатывается и размещается в срок не позднее 15 ноября отчетного года на официальном сайте исчерпывающий перечень нормативных правовых актов (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) размещаются на официальном сайте в срок не позднее 16 ноября отчетного года уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществляется сбор и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов в период с 17 ноября по 1 декабря отчетного года;
г) представляется Министру в срок не позднее 15 декабря отчетного года сводный доклад (аналитическая записка) с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты.
14. Должностные лица структурных подразделений Министерства, определенные приказом Министерства ответственными за размещение проектов нормативных правовых актов на едином региональном интернет-портале в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" pravo.rkomi.ru, осуществляют следующие мероприятия в течение отчетного года:
а) размещают на Интернет портале для общественного обсуждения нормативные правовые акты Республики Коми и их проекты с необходимыми обоснованиями реализации предлагаемых решений, в том числе с указанием их влияния на конкуренцию;
б) осуществляют сбор и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
15. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Министерстве Уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
а) сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике в Министерстве (в части соответствующих обзоров и обобщений ФАС России, Коми УФ АС);
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве.
16. Уполномоченным подразделением при выявлении комплаенс-рисков проводится их оценка с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
16. Выявляемые комплаенс-риски распределяются Уполномоченным подразделением по уровням в соответствии с приложением 1 настоящего Положения.
17. Выявление комплаенс-рисков и присвоение каждому из них соответствующего уровня риска осуществляется по результатам оценки комплаенс-рисков, включающей в себя этапы: идентификации комплаенс-риска, анализа комплаенс-риска и сравнительной оценки комплаенс-риска.
18. На основе проведенной оценки комплаенс-рисков Уполномоченным подразделением составляется карта комплаенс-рисков по форме приложения 2 настоящего Положения.
19. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков в порядке убывания уровня комплаенс-рисков.
20. Карта комплаенс-рисков утверждается Министром и размещается на официальном сайте в срок не позднее 17 декабря отчетного года.
21. Информация о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
22. В целях снижения комплаенс-рисков Уполномоченным подразделением ежегодно разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Министерства по форме приложения 3 настоящего Положения. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков.
23. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных комплаенс-рисков.
В плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению комплаенс-рисков в обязательном порядке должны быть указаны:
1) общие меры по минимизации и устранению комплаенс-рисков (согласно карте комплаенс-рисков);
2) описание конкретных действий (мероприятий), направленных минимизацию и устранение комплаенс-рисков;
3) ответственное лицо (должностное лицо, структурное подразделение);
4) срок исполнения мероприятия.
24. При необходимости в плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению комплаенс-рисков могут быть указаны дополнительные сведения:
1) необходимые ресурсы;
2) календарный план (для многоэтапного мероприятия);
3) показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы;
4) требования к обмену информацией и мониторингу;
5) прочие.
25. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков утверждается Министром в срок не позднее 25 декабря года, предшествующему году, на который планируются мероприятия. Утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков обеспечивает Уполномоченное подразделение.
26. Уполномоченное подразделение на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения мероприятий плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков в Министерстве.
27. Информация об исполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
28. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
29. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как для подразделений, должностных лиц, так и для Министерства в целом.
30. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
31. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются Уполномоченным подразделением и утверждаются Министром на отчетный год ежегодно в срок не позднее 01 февраля отчетного года.
32. Уполномоченное подразделение ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
33. Оценка эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется Коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
34. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса Коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
а) карту комплаенс-рисков, утвержденную Министром на отчетный период;
б) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные Министром на отчетный период;
в) план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков, утвержденный Министром на отчетный период.
7. Доклад об антимонопольном комплаенсе
35. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется Уполномоченным подразделением на подпись Министру, а подписанный Министром проект доклада представляется на утверждение Коллегиальному органу ежегодно в следующем порядке и сроки:
1) проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется на подпись Министру не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
2) Уполномоченное подразделение обеспечивает подписание проекта доклада Министром в срок не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным.
3) Уполномоченное подразделение обеспечивает представление подписанного Министром доклада в Коллегиальный орган в течение 3 рабочих дней со дня его подписания.
36. Коллегиальный орган рассматривает вопрос об утверждении доклада об антимонопольном комплаенсе на ближайшем заседании Коллегиального органа.
37. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
а) информацию о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;
б) информацию об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
в) информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
г) информацию о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом (проведение обучающих мероприятий).
38. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегиальным органом, размещается на официальном сайте в течение месяца с момента его утверждения.
39. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегиальным органом, направляется Министерством в уполномоченный орган по содействию развитию конкуренции в Республике Коми, определенный Правительством Республики Коми.
8. Ознакомление служащих и работников Министерства с антимонопольным комплаенсом. Проведение обучения требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
40. При поступлении на государственную службу (работу) в Министерство, Уполномоченное подразделение обеспечивает ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящим Положением.
41. Уполномоченное подразделение организует систематическое обучение работников требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
1) вводный (первичный) инструктаж;
2) целевой (внеплановый) инструктаж;
3) иные обучающие мероприятия.
42. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление работников с основами антимонопольного законодательства и настоящим Положением проводится при приеме на работу.
43. Целевой (внеплановый) инструктаж работников проводится при изменении антимонопольного законодательства, правового акта об антимонопольном комплаенсе, а также в случае реализации комплаенс-рисков в деятельности Министерства.
Целевой (внеплановый) инструктаж может осуществляться в форме доведения до заинтересованных структурных подразделений Министерства информационных сообщений.
44. Информация о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
7. Ответственность
45. Министр, Коллегиальный орган, Уполномоченное подразделение несут ответственность за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
46. Служащие (работники) несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение внутренних документов Министерства, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.