Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации МР "Печора"
от 04 февраля 2019 г. N 119
Стандарт
осуществления внутреннего муниципального финансового контроля "Планирование контрольной деятельности с учетом применения риск-ориентированного подхода"
1. Общие положения
1.1 Стандарт осуществления внутреннего муниципального финансового контроля "Планирование контрольной деятельности с учетом применения риск-ориентированного подхода" разработан в целях повышения эффективности расходов бюджетов муниципального образования муниципального района "Печора" (далее МО МР), муниципальных образований городских и сельских поселений (далее МО ГП и СП).
1.2. Настоящий Стандарт применяется с учетом иных стандартов и (или) других документов, регламентирующих осуществление отдельных контрольных полномочий Управления финансов МР "Печора" (далее - Управление финансов), в части планирования деятельности органа внутреннего муниципального финансового контроля.
1.3. Целью настоящего Стандарта является установление принципов, правил, требований и процедур планирования контрольных мероприятий Управления финансов с учетом риск-ориентированного подхода, а также учета внеплановых контрольных мероприятий.
1.4. Задачами настоящего Стандарта являются:
1) определение целей, задач и принципов планирования;
2) установление порядка планирования контрольной деятельности;
3) установление порядка корректировки и контроля исполнения планов контрольных мероприятий;
4) требования к порядку учета внеплановых контрольных мероприятий.
1.5. Стандарт применяется Управлением финансов при осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, включая:
1) контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2) контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.
1.6. Стандарт не применяется при осуществлении иных полномочий Управления финансов, не указанных в пункте 1.5. По решению Управления финансов Стандарт может применяться при осуществлении иных полномочий. При наличии противоречий в части планирования контрольной деятельности в тексте настоящего Стандарта и документов (стандартов), регламентирующих реализацию полномочий, указанных в пункте 1.5, приоритетным является использование настоящего Стандарта.
1.7. Деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий.
1.8. Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий, утвержденным начальником управления финансов (далее - План).
1.9. Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании поручений (требований, обращений) главы муниципального района - руководителя администрации, информации, полученной от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, о наличии фактов нарушений в сфере бюджетных правоотношений.
2. Термины и определения
2.1. В настоящем Стандарте применяются следующие термины в указанных значениях.
Контрольные мероприятия - организационная форма осуществления контрольной деятельности.
Под идентичным контрольным мероприятием в отношении объекта контроля понимается контрольное мероприятие в отношении одного и того же предмета контроля, проверяемого периода.
В целях настоящего Стандарта используется следующее определение термина "риск": вероятность причинения ущерба.
Обязательные требования - условия, ограничения, запреты, обязанности, предъявляемые к осуществлению деятельности объектов контроля, совершению ими действий, результатам осуществления деятельности или совершения действий, использованию ими при осуществлении указанной деятельности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Коми, нормативными правовыми актами МО МР "Печора". Силу обязательных требований имеют также документы, не являющиеся нормативными правовыми актами (например, документы, разработанные самими объектами контроля, а также учредительные документы организаций), если обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Риск-ориентированный подход - метод организации и осуществления муниципального финансового контроля, при котором в предусмотренных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности объекта контроля и (или) к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Классификатор рисков - форма записи информации об идентифицированном риске. Документ, в котором представлен закодированный перечень возможных рисков осуществления деятельности объектами контроля, являющейся предметом контроля органа внутреннего муниципального финансового контроля.
Карта рисков - документ, включающий пообъектный расчет суммарного потенциального риска с целью формирования рейтинга рисковости объектов контроля, являющийся источником информации для подготовки проекта Плана.
Рейтинг рисковости объектов контроля - перечень объектов контроля, упорядоченный по численным значениям суммарного риска объектов контроля в соответствии с порядком, установленным настоящим стандартом, и являющийся источником информации для подготовки проекта Плана.
Планирование контрольной деятельности на основе риск-ориентированного подхода - процесс отбора объектов контроля в зависимости от степени риска причинения объектами ущерба в целях включения в План на соответствующий финансовый год.
План контрольных мероприятий Управления финансов - документ, устанавливающий перечень намечаемых к выполнению контрольных мероприятий.
3. Единый порядок планирования контрольной деятельности Управления финансов с учетом риск-ориентированного подхода
3.1. Планирование контрольной деятельности Управления финансов с учетом риск-ориентированного подхода осуществляется с целью эффективной реализации соответствующих контрольных полномочий.
3.2. Применение риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности в зависимости от степени риска причинения объектами контроля ущерба (далее - риска) должно существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование Управления финансов путем концентрации усилий на наиболее значимых направлениях, а также оптимизировать нагрузку на объекты контроля.
3.3. Задачами планирования являются:
1) оптимизация контрольной нагрузки на объекты контроля, осуществление деятельности которых сопряжено с высокой вероятностью причинения существенного ущерба (риск-ориентированный подход);
2) оптимизация ресурсов, направляемых на осуществление контрольной деятельности Управления финансов, за счет повышения эффективности их расходования;
3) минимизация ущерба, в том числе муниципальному имуществу, причиняемого объектами контроля;
4) улучшение показателей деятельности (в том числе финансово-хозяйственной) объектов контроля.
3.4. Планирование контрольной деятельности основывается на риск-ориентированном подходе с учетом следующих принципов:
взаимосвязь годового и текущего планирования (под текущим планированием подразумевается полугодовое, ежеквартальное, ежемесячное планирование - при наличии такового);
непрерывность планирования;
комплексность планирования;
соблюдение единых (общих) принципов внутреннего муниципального финансового контроля;
обеспечение равномерности нагрузки на структурные подразделения Управления финансов, принимающие участие в контрольных мероприятиях;
рациональность распределения трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов Управления финансов;
нормативно установленная периодичность проведения мероприятий на объектах контроля;
направленность контроля на предотвращение ущерба и разъяснение содержания обязательных требований, подлежащих соблюдению, а не на выявление нарушений и наложение санкций;
выделение резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных о внеплановых контрольных мероприятиях, осуществленных в предыдущие годы.
3.5. Планирование контрольной деятельности Управления финансов имеет непрерывный характер и включает следующие взаимосвязанные и последовательные этапы:
1) формирование исходных данных для составления проекта Плана;
2) составление проекта Плана на очередной год;
3) согласование проекта плана контрольных мероприятий;
4) утверждение и публикация проекта Плана.
3.6. Формирование исходных данных для составления проекта Плана включает:
1) сбор информации об объектах контроля;
2) обработка информации об объектах контроля;
3) определение объема контрольной деятельности (например, человеко-часов, количества контрольных мероприятий) на очередной год;
4) отбор объектов контроля для проведения контрольных мероприятий Управлением финансов с учетом риск-ориентированного подхода на основе имеющейся информации об объектах контроля.
3.7. Сбор информации об объектах контроля осуществляется Управлением финансов на непрерывной основе.
3.8. Информация об объектах контроля включает в себя данные, которые могут быть использованы при определении вероятности реализации рисков и значимости рисков, в том числе:
1) сведения о сфере деятельности объекта контроля;
2) масштабы деятельности объекта контроля;
3) финансовый масштаб деятельности объекта контроля (в том числе объем доведенных лимитов бюджетных обязательств, объем полученного финансового обеспечения выполнения муниципального задания);
4) существенность и значимость мероприятий, осуществляемых объектами контроля;
5) опыт персонала объекта контроля;
6) состояние кадрового потенциала (численность, квалификация) сотрудников, сведения о стабильности персонала объекта контроля;
7) существенность и значимость нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных проверок Управлением финансов и иными субъектами контроля в предшествующих финансовых периодах;
8) полнота учета рекомендаций, представленных субъектом контроля объекту контроля, по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам ранее проведенных проверок;
9) длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия;
10) сведения, полученные от государственных и муниципальных органов и организаций, других заинтересованных сторон, в части финансово-хозяйственной деятельности предполагаемых объектов контроля;
11) перечень потенциальных объектов контроля из сводного реестра участников и неучастников бюджетного процесса;
12) сведения из информационных систем, владельцем или оператором которых является Федеральное казначейство (Казначейство России), Федеральная налоговая служба, Министерство финансов Российской Федерации (например, официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru, единая информационная система в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" www.budget.gov.ru, информационная система бюджетного мониторинга), в том числе: сведения о средствах федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, предоставленных бюджетам муниципальных образований; бухгалтерская (бюджетная) отчетность, представленная в установленном порядке, сведения о принятых бюджетных обязательствах;
13) материалы, направленные в администрацию МР "Печора", Управление финансов главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
14) информация о результатах проведения Управлением финансов анализа осуществления главными администраторами средств бюджета МО МР "Печора" внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемого им в рамках бюджетных полномочий;
15) обращения граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступивших в администрацию МР "Печора", Управление финансов;
16) иные сведения, которые могут быть использованы Управлением финансов для определения вероятности реализации рисков и значимости рисков объектов контроля при планировании проведения внутреннего муниципального финансового контроля.
3.9. Обработка информации об объектах контроля представляет собой непрерывную систематизацию данных Управлением финансов об объектах контроля в целях определения вероятности реализации рисков.
3.10. Определение объема контрольной деятельности Управления финансов (например, человеко-часов, формы, количества контрольных мероприятий) на очередной год осуществляется с учетом следующих факторов:
1) нормативно установленные основания проведения контрольных мероприятий;
2) нормативно установленная периодичность контрольных мероприятий (периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более 1 раза в год);
3) обеспеченность кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами;
4) равномерность распределения ресурсов на проведение контрольных мероприятий в течение календарного года;
5) сбалансированность нагрузки на ревизионный состав;
6) выделение резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных о внеплановых контрольных мероприятиях, осуществленных в предыдущие годы, с учетом текущей ситуации в подконтрольной сфере деятельности.
3.11. Отбор объектов контроля для включения в проект Плана с учетом риск-ориентированного подхода на основе имеющейся систематизированной информации осуществляется в соответствии с Порядком, представленным в (Приложении N 1).
3.12. В результате проведенного отбора объекты контроля включаются в проект Плана на очередной год. План имеет табличную форму, форма Плана приведена в (Приложении N 2).
3.13. По решению начальника Управления финансов в проект Плана могут быть включены объекты контроля, не отобранные в результате вышеописанных процедур, но не более 5% от всего количества объектов контроля, включенных в проект Плана в целях реализации контрольного полномочия.
3.14. В рамках реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации, План размещается на официальном управления финансов МР "Печора" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.15. В Приложении 3 представлены этапы планирования контрольных мероприятий.
3.16. Сроки осуществления процедур планирования отражены в (Приложении N 3).
3.17. Схема процесса подготовки Плана представлена в (Приложении N 4).
4. Коррекция плана контрольных мероприятий Управления финансов
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.18. При необходимости План подлежит корректировке.
4.19. План может быть откорректирован в случаях:
1) поступления запросов (обращений) государственных и муниципальных органов, организаций, а также иных организаций и граждан;
2) внесения дополнений и изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
3) выявления в ходе подготовки контрольного мероприятия существенных обстоятельств, требующих изменения наименования, перечня объектов, сроков проведения мероприятия;
4) реорганизации, ликвидации, изменения организационно-правовой формы объектов контроля;
5) возникновения проблем с формированием состава непосредственных исполнителей контрольного мероприятия вследствие организационно-штатных мероприятий, продолжительной болезни, увольнения сотрудников, участвующих в проведении мероприятия, и невозможности их замены другими сотрудниками.
Изменение Плана производится на основе принципа минимизации его корректировки.
В случае необходимости внесения изменений в План в первую очередь корректируются мероприятия, объектами которых являются объекты контроля с наименьшими значениями суммарного риска (далее - СРО).
4.20. Корректировка Плана может осуществляться в виде:
1) изменения наименования контрольного мероприятия;
2) изменения перечня объектов контрольного мероприятия;
3) изменения сроков проведения контрольного мероприятия;
4) исключения контрольных мероприятий из Плана;
5) включения дополнительных контрольных мероприятий в План.
Каждое изменение Плана должно быть обосновано.
Изменения в План утверждаются начальником Управления финансов.
5. Контроль исполнения плана контрольных мероприятий Управлением финансов
5.1. Целью контроля исполнения Плана является обеспечение своевременного, полного и качественного выполнения контрольных мероприятий, включенных в План.
5.2. Внутренний контроль исполнения Плана осуществляется Управлением финансов.
6. Управление рисками планирования контрольной деятельности, программа контрольного мероприятия, учет и согласование сведений о планируемых или проводимых другими контрольными органами мероприятиях
6.1. В целях повышения эффективности деятельности Управление финансов осуществляет управление рисками планирования контрольной деятельности.
В целях минимизации указанных рисков необходима их идентификация и принятие управленческих решений, направленных на их предупреждение и снижение.
В (Приложении N 5) представлен перечень рисков планирования контрольной деятельности Управления финансов, процедуры управления рисками и меры по их предотвращению и минимизации.
6.2. Программа контрольного мероприятия, проверочные листы (списки контрольных вопросов) (при необходимости), форма и длительность контрольного мероприятия в отношении объекта контроля устанавливаются с учетом оценки суммарного риска деятельности объекта контроля.
7. Учет внеплановых контрольных мероприятий
7.1. Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения главы муниципального района - руководителя администрации, распоряжения (приказа) начальника Управления финансов.
7.2. Проведенные внеплановые контрольные мероприятия отражаются в годовом отчете о результатах внутреннего муниципального финансового контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.