Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
приказом Министерства финансов
Республики Коми
от 25 января 2019 г. N 36
(приложение N 1)
Положение
об организации в Министерстве финансов Республики Коми системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает организацию системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства финансов Республики Коми (далее - Министерство) требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс).
2. Для целей Положения используются следующие понятия:
1) доклад об антимонопольном комплаенсе - документ, содержащий информацию об организации в Министерстве антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
2) коллегиальный орган - совещательный орган Министерства, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
3) уполномоченное подразделение - структурное подразделение Министерства, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в Министерстве;
4) нарушение антимонопольного законодательства - недопущение, ограничение, устранение конкуренции Министерством.
Иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О защите конкуренции", распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", а также другими правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
3. Задачами антимонопольного комплаенса в Министерстве являются:
1) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
2) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
3) контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
4) оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
4. При организации антимонопольного комплаенса Министерство руководствуется следующими принципами:
1) заинтересованность министра финансов Республики Коми (далее - министр) в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
2) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
3) обеспечение информационной открытости функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
4) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
5) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса
5. Работники Министерства при ежедневном осуществлении своих должностных обязанностей обязаны информировать непосредственного руководителя о возможных нарушениях требований антимонопольного законодательства работниками Министерства, контрагентами или иными лицами.
6. Работники Министерства в целях предупреждения рисков нарушения требований антимонопольного законодательства при участии во взаимодействии с контрагентами, участии в проведении встреч, переговоров, иных мероприятий (далее - мероприятия) обязаны:
1) заблаговременно ознакомиться с программой мероприятия;
2) в случае подозрения в том, что мероприятие может потенциально противоречить требованиям антимонопольного законодательства и настоящего Положения, доложить об этом непосредственному руководителю;
3) в случае, если при участии в мероприятии обсуждается тема, предмет которой противоречит требованиям антимонопольного законодательства и настоящего Положения, заявить о необходимости прекратить ее обсуждение. Если обсуждение продолжилось, покинуть мероприятие и проконтролировать, чтобы заявленные возражения были внесены в соответствующий протокол мероприятия.
По окончании мероприятия доложить о случившемся непосредственному руководителю;
4) в случаях поступления предложений участников мероприятия об обсуждении вопросов, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства и настоящего Положения, доложить о них непосредственному руководителю.
7. Непосредственный руководитель работников Министерства в случае поступления от работников Министерства информации, указанной в пунктах 5 и (или) 6 настоящего Положения, доводит ее до юридического отдела для выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства.
8. Общий контроль за организацией антимонопольного комплаенса осуществляет министр, который:
1) вносит изменения в приказ Министерства, которым утверждено настоящее Положение, утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве, а также принимает внутренние документы Министерства, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса
2) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение работниками Министерства настоящего Положения;
3) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
4) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
9. Функции уполномоченного подразделения распределяются между юридическим отделом и отделом по кадрам и контролю.
10. К компетенции юридического отдела относятся следующие функции:
1) разработка и представление министру проектов правовых актов об антимонопольном комплаенсе, в том числе о внесении изменений в приказ Министерства, которым утверждено настоящее Положение, утверждающих ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве, а также внутренних документов Министерства, регламентирующих функционирование антимонопольного комплаенса;
2) разработка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
3) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
4) консультирование работников Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
5) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
6) информирование министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства (в пределах компетенции отдела и информации, поступающей в отдел от других структурных подразделений Министерства);
7) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
8) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
9) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками.
11. К компетенции отдела по кадрам и контролю относятся следующие функции:
1) выявление конфликта интересов в деятельности работников и структурных подразделений Министерства;
2) оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства, их распределение, описание указанных рисков в случаях, установленных подпунктом 1 настоящего пункта и пунктом 22 настоящего Положения;
3) информирование министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства (в пределах компетенции отдела);
4) для включения в доклад об антимонопольном комплаенсе представление в юридический отдел предложений (в пределах компетенции отдела):
а) об установлении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве;
б) о достижении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
в) о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства и предлагаемых мероприятиях по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
12. Оценку эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган - Комиссия по оценке эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса (далее - Комиссия).
13. К функциям Комиссии относятся:
1) рассмотрение и оценка мероприятий Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
2) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
14. Порядок выявления и оценки рисков нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства
15. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Министерства юридическим отделом ежегодно в срок до 20 января года, следующего за отчетным, проводится:
1) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
2) анализ законов Республики Коми, нормативных правовых актов Главы Республики Коми, нормативных правовых актов Правительства Республики Коми в установленных сферах деятельности Министерства, нормативных правовых актов Министерства (далее - нормативные правовые акты);
3) анализ проектов законов Республики Коми, нормативных правовых актов Главы Республики Коми, нормативных правовых актов Правительства Республики Коми в установленных сферах деятельности Министерства, проектов нормативных правовых актов Министерства (далее - проекты нормативных правовых актов);
4) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
5) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
16. При исполнении положений, установленных в пункте 10 настоящего Положения, юридический отдел взаимодействует со всеми структурными подразделениями Министерства.
17. Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) проводится юридическим отделом не реже одного раза в год, в ходе которого реализуются следующие мероприятия:
1) осуществление сбора в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
2) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушениях (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
18. Анализ нормативных правовых актов проводится юридическим отделом не реже одного раза в год, в ходе которого реализуются следующие мероприятия:
1) разработка и размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) исчерпывающего перечня нормативных правовых актов (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
2) размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
3) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
4) представление министру сводного доклада (аналитической записки) с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты.
19. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов юридическим отделом реализуются следующие мероприятия:
1) при проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, поступающих в юридический отдел, оценивается обоснование реализации предлагаемых проектами решений, в том числе их влияние на конкуренцию;
2) в рамках исполнения поручений от структурных подразделений Министерства, ответственных за разработку проекта нормативного правового акта, проводится оценка поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта по результатам проведенного общественного обсуждения проекта нормативного правового акта в части их влияния на конкуренцию.
20. При проведении мониторинга и анализа практики применения Министерством антимонопольного законодательства юридическим отделом реализуются следующие мероприятия:
1) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Министерстве;
2) подготовка по итогам сбора сведений, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве;
3) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве.
21. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства юридическим отделом проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
1) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
2) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
4) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
22. В случае, если в ходе выявления и оценки рисков нарушения требований антимонопольного законодательства юридическим отделом обнаруживаются признаки наличия конфликта интересов в деятельности работников структурных подразделений Министерства, выявленная информация передается в отдел по кадрам и контролю.
23. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются юридическим отделом по уровням согласно приложению к настоящему Положению.
24. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства юридическим отделом составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
25. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Мероприятия но снижению рисков антимонопольного законодательства
26. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства юридическим отделом разрабатываются мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
27. Юридический отдел осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
28. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса
29. В целях оценки эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса юридический отдел разрабатывает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса для уполномоченных структурных подразделений Министерства, так и для Министерства в целом. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса утверждаются министром на отчетный год ежегодно в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего отчетному году.
30. Уполномоченные структурные подразделения Министерства, указанные в пункте 9 настоящего Положения, в пределах своей компетенции, установленной в пунктах 10 и 11 настоящего Положения, проводят оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве.
31. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
32. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется юридическим отделом на утверждение Комиссии ежегодно не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
33. Комиссия в срок не позднее 30 января года, следующего за отчетным, утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе и направляет его в юридический отдел.
34. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
1) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
2) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
3) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
35. Юридический отдел в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, обеспечивает размещение на официальном сайте и представление в Министерство экономики Республики Коми копии доклада об антимонопольном комплаенсе, утвержденного Комиссией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.