Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
приказом Представительства
Республики Коми
в Северо-Западном регионе РФ
от 25.01.2019 г. N 7
(приложение)
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Представительстве Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации (антимонопольный комплаенс)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р, распоряжением Правительства Республики Коми от 17 января 2019 г. N 12-р, приказом Министерства экономики Республики Коми от 18 января 2019 г. N 8 "Об утверждении методических материалов об организации в органах исполнительной власти Республики Коми системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Представительстве Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации (далее - Представительство).
1.2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"система внутреннего антимонопольного контроля" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения в Представительстве (антимонопольный комплаенс). Понятия "система внутреннего антимонопольного контроля", "внутренний антимонопольный контроль" и "антимонопольный комплаенс" в настоящем положении тождественны.
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад о внутреннем антимонопольном контроле" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании системы внутреннего антимонопольного контроля в Представительстве;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности системы внутреннего антимонопольного контроля;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное должностное лицо" - должностное лицо Представительства, на которое приказом Представительства возложено осуществление внедрения и контроля за исполнением в Представительстве системы внутреннего антимонопольного контроля.
Иные понятия, используемые в Положении, применяются в значениях, определенных Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О защите конкуренции", распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г N 225 8-р, а также другими правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе предупреждением и пресечением монополистической деятельности недобросовестной конкуренции.
1.3. Цели внутреннего антимонопольного контроля:
а) обеспечение соответствия деятельности Представительства требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Представительства.
1.4. Задачи внутреннего антимонопольного контроля:
а) выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль соответствия деятельности Представительства требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Представительстве системы внутреннего антимонопольного контроля.
1.5. Принципы внутреннего антимонопольного контроля:
а) заинтересованность руководства Представительства в эффективности функционирования системы внутреннего антимонопольного контроля;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в Представительстве системы внутреннего антимонопольного контроля;
г) непрерывность функционирования системы внутреннего антимонопольного контроля в Представительстве;
д) совершенствование системы внутреннего антимонопольного контроля.
II. Организация внутреннего антимонопольного контроля
2.1. Общий контроль организации внутреннего антимонопольного контроля и обеспечения его функционирования осуществляется Представителем Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации (далее - Представитель), который:
а) вводит в действие акт о внутреннем антимонопольном контроле, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию внутреннего антимонопольного контроля;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение служащими Представительства правил внутреннего антимонопольного контроля;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования внутреннего антимонопольного контроля и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков внутреннего антимонопольного контроля;
д) утверждает карту антимонопольных рисков Представительства;
е) утверждает ключевые показатели эффективности системы внутреннего антимонопольного контроля;
ж) утверждает план мероприятий по снижению антимонопольных рисков Представительства;
з) подписывает доклад о внутреннем антимонопольном контроле, утверждаемый коллегиальным органом.
2.2. Функции уполномоченного должностного лица, связанные с организацией и функционированием внутреннего антимонопольного контроля, возлагаются приказом Представительства на одного из служащих Представительства.
2.3. К компетенции уполномоченного должностного лица относятся следующие функции:
а) подготовка и представление Представителю на утверждение правового акта о системе внутреннего антимонопольного контроля (внесении изменений в систему внутреннего антимонопольного контроля), а также внутренних документов Представительства, регламентирующих процедуры внутреннего антимонопольного контроля;
б) обобщение информации, поступившей от служащих Представительства и подведомственного государственного казенного учреждения, подготовка сводных отчетов и результатов оценок эффективности организации и функционирования внутреннего антимонопольного контроля, представление их Представителю;
в) обобщение информации, касающейся выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
г) консультирование служащих Представительства и работников подведомственного государственного казенного учреждения по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и внутренним антимонопольным контролем;
д) организация взаимодействия с другими служащими Представительства и работниками подведомственного государственного казенного учреждения по вопросам, связанным с внутренним антимонопольным контролем;
е) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием внутреннего антимонопольного контроля;
ж) инициирование проверок по фактам нарушения антимонопольного законодательства в Представительстве, участие в них, а также организация внутренних расследований, связанных с функционированием внутреннего антимонопольного контроля, и участие в них;
з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
и) информирование Представителя о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
к) взаимодействие с коллегиальным органом при Представительстве (при его наличии);
л) выявление конфликтов интересов в деятельности служащих Представительства, разработка предложений по исключению указанных конфликтов;
м) подготовка и внесение на утверждение Представителя карты антимонопольных рисков (комплаенс-рисков) в Представительстве;
н) определение и внесение на утверждение Представителя плана мероприятий по снижению антимонопольных рисков (комплаенс-рисков);
о) подготовка проекта доклада о внутреннем антимонопольном контроле;
п) участие в организации обучения служащих Представительства требованиям антимонопольного законодательства;
р) иные функции, связанные с функционированием внутреннего антимонопольного контроля.
2.4. При Представительстве может быть образован коллегиальный орган, осуществляющий оценку эффективности организации и функционирования системы внутреннего антимонопольного контроля. В отсутствие коллегиального органа его функции возлагаются на Представителя.
2.5. К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий Представительства в части, касающейся функционирования системы внутреннего антимонопольного контроля;
б) рассмотрение и утверждение доклада о системе внутреннего антимонопольного контроля.
III. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства в Представительстве, уполномоченным должностным лицом в пределах установленной компетенции на регулярной основе (в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным) проводятся следующие мероприятия:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Представительства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Представительства;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Представительства;
г) мониторинг и анализ практики применения Представительством антимонопольного законодательства (в части соответствующих обзоров ФАС России и Коми УФАС);
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. На основе анализа, проведенного в соответствии с пунктом 3.1. Положения, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, уполномоченное должностное лицо готовит:
а) аналитическую справку, содержащую результаты проведенного анализа;
б) проект карты рисков нарушения антимонопольного законодательства в Представительстве, подготовленной в соответствии с пунктом 3.11 Положения;
в) проект доклада о внутреннем антимонопольном контроле, подготовленный в соответствии с пунктом 6.1 Положения.
3.3. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным должностным лицом анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление сбора сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Представительстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности Представительства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Представительством на недопущение повторения нарушения.
3.4. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным должностным лицом Представительства анализа нормативных правовых актов Представительства реализуются следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте Представительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее официальный сайт) исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Представительства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов указанных актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) направление Представителю доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Представительства.
3.5. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов Представительства реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на Интернет портале для общественного обсуждения нормативных правовых актов Республики Коми (parvo.rkomi.ru) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) сбор и оценка поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Представительстве реализуются следующие мероприятия:
а) сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике в Представительстве (в части соответствующих обзоров ФАС России, Коми УФАС);
б) подготовка по итогам сбора информации аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Представительстве.
3.7. Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства включает в себя следующие этапы: идентификация риска, анализ риска и сравнительная оценка риска. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным должностным лицом Представительства, составляется карта рисков нарушения антимонопольного законодательства с присвоением каждому выявленному риску соответствующего уровня. Выявленные риски располагаются в карте рисков в порядке убывания уровня рисков.
3.8. Распределение выявленных рисков нарушения антимонопольного законодательства по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р.
3.9. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным должностным лицом Представительства составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
3.10. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад о внутреннем антимонопольном контроле.
3.11. В карту рисков нарушения антимонопольного законодательства включаются:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков.
Карта утверждается Представителем и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 31 декабря отчетного года.
3.12. В случае если в ходе выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов, обеспечение мер по минимизации коррупционных рисков осуществляется в порядке, установленном внутренними документами Представительства.
IV. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным должностным лицом Представительства ежегодно разрабатывается план мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства. Указанный план подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.2. План мероприятий по снижению рисков антимонопольного законодательства должен содержать в разрезе каждого риска (согласно карте рисков нарушения антимонопольного законодательства в Представительстве) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
В плане мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в обязательном порядке указываются:
- общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте рисков нарушения антимонопольного законодательства в Представительстве);
- описание конкретных действий (мероприятий), направленных на минимизацию и устранение рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- ответственное должностное лицо;
- срок исполнения мероприятия.
При необходимости в плане мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Представительстве могут быть указаны дополнительные сведения:
- необходимые ресурсы;
- календарный план (для многоэтапного мероприятия);
- показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы;
- требования к обмену информацией и мониторингу;
- прочие.
4.3. Указанный в пункте 4.1. план мероприятий, утверждается Представителем в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего году, на который планируются мероприятия.
4.4. Уполномоченное должностное лицо Представительства осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.5. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад о внутреннем антимонопольном контроле.
V. Оценка эффективности функционирования в Представительстве системы внутреннего антимонопольного контроля
5.1. В целях оценки эффективности функционирования в Представительстве системы внутреннего антимонопольного контроля устанавливаются ключевые показатели.
5.2. Оценка достижения ключевых показателей эффективности показывает качество работы системы управления рисками нарушения антимонопольного законодательства в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
5.3. Ключевые показатели эффективности внутреннего антимонопольного контроля устанавливаются как для уполномоченного должностного лица, так и для Представительства в целом.
5.4. Ключевые показатели представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления рисками нарушения антимонопольного законодательства. Такие количественные значения могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
5.5. Ключевые показатели эффективности внутреннего антимонопольного контроля разрабатываются уполномоченным должностным лицом Представительства и утверждаются Представителем ежегодно на отчетный год в срок не позднее 1 февраля отчетного года.
5.6. Уполномоченное должностное лицо Представительства проводит ежегодно оценку достижения ключевых показателей эффективности системы внутреннего антимонопольного контроля в Представительстве.
5.7. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Представительстве системы внутреннего антимонопольного контроля включается в доклад о внутреннем антимонопольном контроле.
5.8. Оценка эффективности организации и функционирования внутреннего антимонопольного контроля в Представительстве осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада о внутреннем антимонопольном контроле, с использованием утвержденных в установленном порядке на отчетный период: карты рисков нарушения антимонопольного законодательства, ключевых показателей эффективности внутреннего антимонопольного контроля и плана мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
VI. Доклад о внутреннем антимонопольном контроле
6.1. Доклад о внутреннем антимонопольном контроле должен содержать информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Представительством антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Представительством антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности системы внутреннего антимонопольного контроля.
6.2. Доклад о внутреннем антимонопольном контроле представляется в коллегиальный орган на утверждение ежегодно уполномоченным должностным лицом Представительства в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
6.3. Доклад о внутреннем антимонопольном контроле, утвержденный коллегиальным органом, подлежит размещению на официальном сайте Представительства в течение месяца с момента его утверждения.
6.4. Доклад о внутреннем антимонопольном контроле, утвержденный коллегиальным органом, направляется в уполномоченный орган по содействию развитию конкуренции в Республике Коми, определенный Правительством Республики Коми.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Представительства Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации от 25 января 2019 г. N 7 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.