Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства природных
ресурсов и охраны окружающей
среды Республики Коми
от 25 января 2019 г. N 127
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
I. Общие положения
1.1. Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (антимонопольном комплаенсе) (далее - Положение) разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 года N 1697-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы", и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство).
1.2 Системой внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации является организация контроля за соблюдением соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации, в которую входят:
а) общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования;
б) выявление и предупреждение рисков нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации в деятельности Министерства;
в) организация и функционирование внутреннего контроля за соблюдением соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - внутренний контроль).
II. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министр), который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы Министерства, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение должностными лицами Министерства акта об антимонопольном комплаенсе;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
2.2. Контроль за организацией и функционированием системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации и Республики Коми, а также за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса осуществляется Первым заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - уполномоченное лицо).
2.3. Уполномоченное лицо в своей работе руководствуется следующими принципами:
а) подотчетность уполномоченного лица непосредственно Министру;
б) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным лицом.
2.4. К компетенции уполномоченного лица относятся следующие функции:
а) подготовка и представление Министру акта о внесении изменений в антимонопольный комплаенс, а также внутриведомственные документы Министерства, регламентирующие процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) при выявлении конфликта интересов в деятельности должностных лиц и структурных подразделений Министерства - направление сведения в отдел государственной службы и кадров для проведения проверки;
г) консультирование должностных лиц и специалистов (далее - работники) Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
д) организация взаимодействия со структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
е) направление в отдел государственной службы и кадров Министерства сведений, связанных с нарушением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, для организации урегулирования разногласий, связанных с нарушением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, и (или) проведения проверки, участие в них;
ж) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
з) информирование Министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
и) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
2.5. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса, возлагаются на Комиссию по внутреннему контролю за соблюдением соответствия деятельности Министерства (далее - Комиссия) требованиям антимонопольного законодательства.
2.6. Состав, полномочия и порядок работы Комиссии утверждается приказом Министерства.
2.7. Организация и обеспечение проведения проверок, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции.
III. Выявление и предупреждение рисков нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации в деятельности
3.1. Работники Министерства при ежедневном осуществлении своих должностных обязанностей должны соблюдать требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, запреты на совершение антиконкурентных действий и заключение антиконкурентных контрактов (договоров, соглашений), выявлять и по возможности предупреждать возникающие риски нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В целях предупреждения рисков нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации работники Министерства обязаны информировать непосредственного начальника о возможных нарушениях требований антимонопольного законодательства
Российской Федерации работниками Министерства, контрагентами или иными лицами.
3.2. Процесс выявления и недопущения рисков нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации является неотъемлемой частью трудовых обязанностей работников Министерства, в сферу деятельности которых входит принятие решений, связанных с применением норм антимонопольного законодательства Российской Федерации, в особенности при подготовке, заключении государственных контрактов, подготовке и проведении аукционов и конкурсов, заключении договоров, выдаче лицензий, разрешений без торгов.
3.3. Для обеспечения выявления и предупреждения рисков нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и возможности принятия оперативных мер по их предупреждению начальники структурных подразделений Министерства (далее - Управления) при наличии неурегулированных разногласий, связанных с нарушением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, должны содействовать разрешению таких разногласий.
Действие настоящего Положения не распространяется на структурные подразделения Министерства, деятельность которых не подразумевает принятие решений, связанных с применением норм антимонопольного законодательства Российской Федерации при подготовке и заключении государственных контрактов, участие в проведении закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подготовке и проведении торгов, в том числе электронных.
3.4. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным лицом на регулярной основе должны проводиться:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) мониторинг практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
в) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.5. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным лицом анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) должны реализовываться следующие мероприятия:
а) осуществление сбора в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушениях (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Министерстве уполномоченным лицом должны реализовываться следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Министерстве;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве.
3.7. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным лицом должна проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа исполнительной власти Республики Коми по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.8. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным лицом по уровням согласно приложению к настоящему Положению.
3.9. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным лицом составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
3.10. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Организация и функционирование внутреннего контроля
4.1. Внутренний контроль осуществляется внутри структурных подразделений Министерства (Управлений).
4.2. Задачами внутреннего контроля являются:
а) выявление и управление рисками нарушений требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и Республики Коми в деятельности Министерства;
б) создание механизмов внутреннего контроля, обеспечивающих соответствие деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации и Республики Коми;
в) повышение уровня оперативного выявления ситуаций, которые могут привести к нарушениям требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и Республики Коми.
4.3. При осуществлении внутреннего контроля Министерство руководствуется следующими принципами:
а) принцип законности в части соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
б) принцип регулярной оценки рисков нарушений требований антимонопольного законодательства Российской Федерации;
в) принцип ответственности и неотвратимости наказания в части привлечения к ответственности виновных лиц за несоблюдение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Здесь и далее по тексту нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
е) принцип непрерывности функционирования механизма внутреннего контроля в целях своевременного выявления признаков нарушений и пресечения нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также в целях предупреждения их появления;
ж) принцип совершенствования в части улучшения механизма внутреннего контроля.
4.4. Управления Министерства в соответствии со своей компетенцией постоянно осуществляют:
б) организацию проведения оценки рисков нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации;
в) при необходимости инициирование проведения обучения работников Министерства, направленного на повышение уровня осведомленности о требованиях и ограничениях антимонопольного законодательства Российской Федерации;
г) оказание содействия уполномоченным представителям контролирующих органов при проведении ими проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации в Министерстве.
4.5. Управления Министерства в соответствии со своей компетенцией ежеквартально обеспечивают:
а) проведение в целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации за текущий год (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел), осуществление сбора, в том числе, в подведомственных Министерству учреждениях, сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации, составление перечня нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации, который содержит классифицированные по сфере деятельности Управления сведения о выявленных за последний год нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации;
г) проведение мониторинга практики применения по компетенции Управления антимонопольного законодательства Российской Федерации, включая осуществление на постоянной основе оценку эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
д) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, составление описания таких рисков на основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации и распределение их по установленным уровням рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
е) проведение мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в Управлении в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Информацию, указанную в настоящем пункте, Управления направляют для обобщения и систематизации уполномоченному лицу.
4.6. Уполномоченное лицо ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в Министерство экономики Республики Коми информацию о результатах функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса (далее - доклад о антимонопольном комплаенсе).
4.7. При получении информации о возможном нарушении в Управлениях Министерства требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и настоящего Положения, а также о наличии неурегулированных разногласий, связанных с соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и настоящего Положения, уполномоченное лицо направляет полученные материалы в отдел государственной службы и кадров для инициирования урегулирования указанных разногласий или проведения проверки по выявленным фактам.
4.8. Проведение служебной проверки отделом государственной службы и кадров Министерства и урегулирование разногласий Комиссией, связанных с нарушением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и настоящего Положения является элементом системы выявления и предупреждения рисков нарушений требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и привлечения нарушителей требований антимонопольного законодательства Российской Федерации к ответственности.
V. Оценка эффективности функционирования
5.1. В целях оценки эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в соответствии с методикой их расчета, разрабатываемой Министерством.
5.2. Оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве проводится не реже 1 раза в год.
5.3. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса должна включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Доклад об антимонопольном комплаенсе
6.1 Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
6.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в Комиссию на утверждение (не реже одного раза в год) уполномоченным лицом.
6.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения Комиссией размещается на официальном сайте.
6.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Комиссией, уполномоченным лицом направляется в Министерство экономики Республики Коми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.