Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Аналитическая часть Программы профилактики
1.1. Настоящая программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, также Минприроды Республики Коми).
Виды надзора: региональный государственный экологический надзор, включающий в себя:
региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
региональный государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
региональный государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
Профилактика нарушений обязательных требований осуществляется структурными подразделениями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Республики Коми: управлением государственного надзора, управлением недропользования, управлением охраны окружающей среды, управлением экологической экспертизы и водных отношений, районными и городскими отделами по охране окружающей среды.
Программа реализуется ежегодно в объемах, предусмотренных по Министерству Законом Республики Коми о бюджете на очередной финансовый год и плановые периоды.
Реализация данной программы не потребует дополнительных расходов из республиканского бюджета Республики Коми.
1.2. Сведения об осуществлении регионального государственного экологического надзора на территории Республики Коми.
Обязательные требования, подлежащие проверке, определены следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, Законом Республики Коми от 20.02.2012 N 3-РЗ "О некоторых вопросах в области пользования участками недр местного значения на территории Республики Коми", иными нормативными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами.
Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) и Порядок ведения Перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) утверждаются приказом Минприроды Республики Коми.
Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) применительно к видам регионального государственного надзора утверждены приказом Минприроды Республики Коми от 11.01.2018 N 38.
Перечни уполномоченных должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор на территории Республики Коми, утверждены:
постановлением Правительства Республики Коми от 19.06.2018 N 275 "О Порядке осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Коми" (вместе с "Перечнем некоторых постановлений Правительства Республики Коми, признаваемых утратившими силу");
постановлением Правительства Республики Коми от 21.06.2018 N 291 "О Порядке осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения";
постановлением Правительства Республики Коми от 21.06.2018 N 290 "О Порядке осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов на территории Республики Коми";
приказом Минприроды Республики Коми от 10.01.2018 N 21 "О должностных лицах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, уполномоченных осуществлять региональный государственный экологический надзор".
По состоянию на 01.01.2019 на учете Минприроды Республики Коми числится:
- по региональному государственному экологическому надзору - 39 729 пользователей, 40 975 объектов пользования, в т.ч. 158 особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- по региональному государственному водному надзору - 2 834 объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, 409 объектов, находящихся в пользовании, 117 пользователей водными объектами, 137 особо охраняемых водных объектов (болотных, ихтиологических, комплексных заказников) республиканского (регионального) значения, соблюдение режима особой охраны которых подлежит региональному государственному контролю и надзору;
- по региональному государственному геологическому надзору - 233 недропользователя; 1 549 объектов пользования, из них 774 - распределенные участки недр местного значения (294 - месторождения общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ); 480 - месторождения подземных вод); 307 месторождений ОПИ, находящиеся на нераспределенных участках недр; 468 торфяных месторождений с разведанными и предварительно оцененными ресурсами торфа категории А, В, С, Р1 и Р2.
За 2018 год проведено 1 267 проверок и мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды на 2 069 объектах.
В ходе проверок выявлено 551 нарушение законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
Типовые нарушения, выявляемые в ходе проверок:
1. При осуществлении регионального экологического надзора:
- несоблюдение экологических требований при обращении с отходами (загрязнение и захламление территорий, отсутствие утвержденных лимитов, паспортов на опасные отходы, договоров на их размещение, отсутствие учета);
- отсутствие годовых планов мероприятий по охране окружающей среды, программ производственного экологического контроля.
2. При осуществлении регионального государственного водного надзора:
- сбросе загрязняющих веществ в водный объект без специального разрешения;
- несоблюдении запретов и ограничений в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос (движение и стоянка транспортных средств вне дорог с твердым покрытием; размещение отходов производства и потребление).
3. При осуществлении регионального государственного геологического надзора:
- пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и требованиями технического проекта;
- пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
По указанным выше нарушениям приняты следующие меры:
- выдано 97 предписаний об устранении выявленных нарушений, внесено 85 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; объявлено 23 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований - рассмотрено 567 административных дел; привлечено к административной ответственности 400 юридических и физических лиц в виде штрафа на общую сумму 7,33 млн руб.;
- в правоохранительные и иные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией направлено 355 материалов.
Основные риски на поднадзорных объектах связаны с негативным воздействием на окружающую среду, нерациональным природопользованием и возможным причинением вреда окружающей среде.
В отношении регионального государственного экологического надзора применяется риск-ориентированный подход. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 N 1410 определены критерии отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 09.10.2018 N 427-р "Об утверждении перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти Республики Коми, уполномоченных на их осуществление, и перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход" в отношение регионального государственного водного надзора и регионального государственного геологического надзора риск-ориентированный подход применяется с 1 января 2021 года.
Приказом Минприроды Республики Коми от 15.12.2017 N 1207 утверждена программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области природопользования и охраны окружающей среды на 2018 год. В рамках программы:
- в 2018 году проведены публичные обсуждения результатов обобщения правоприменительной практики по региональному государственному экологическому надзору в городах Ухта, Усинск, Воркута и Сыктывкар;
- на официальном сайте Министерства размещены нормативные правовые акты в области природопользования и охраны окружающей среды, доклады о правоприменительной практике Министерства и об изменениях законодательства в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- осуществлялось консультирование природопользователей по недопущению нарушений (более 3 тыс. консультаций);
- приказом Минприроды Республики Коми от 15.01.2018 N 54 введена практика направления в адрес природопользователей предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (в 2018 году направлено 23 предостережения);
- проинформированы 11 подконтрольных субъектов о скором окончании срока действия разрешительных документов, выданных данным подконтрольным субъектам и необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации подконтрольным субъектам для осуществления своей деятельности, для своевременного обращения в соответствующие органы государственной власти за продлением срока действия таких разрешительных документов или получением новых разрешительных документов во избежание нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований;
- проведена работа по систематизации и актуализации обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды. Перечень обязательных требований утвержден приказом Минприроды Республики Коми от 16.01.2018 N 64 и размещен на официальном сайте Министерства.
1.3. Цель программы:
- профилактика и предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- снижение на поднадзорных объектах рисков, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, нерациональным природопользованием и возможным причинением вреда окружающей среде
Задачи программы:
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников надзорной деятельности;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- повышение прозрачности системы регионального государственного экологического надзора;
- мотивация к добросовестному поведению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и, как следствие, сокращение количества нарушений обязательных требований и снижение уровня угрозы причинения вреда окружающей среде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.