Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегии Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми
от 18 декабря 2019 г. N 3-1
"Изучение предметов этнокультурной направленности в общеобразовательных организациях Республики Коми"
Заслушав и обсудив доклады исполняющего обязанности министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми Н.В. Якимовой, министра национальной политики Республики Коми Г.И. Габушевой, ректора государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Коми республиканский институт развития образования" Г.В. Китайгородской, начальника Управления образования муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский" О.В. Лебедевой, исполняющего обязанности председателя МОД "Коми войтыр" А.И. Габова, коллегия отмечает следующее.
В 2018 году происходили изменения в регламентации изучения родных и государственных языков.
Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2018 г. N 611 создан Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации.
Внесены изменения от 03.08.2018 N 317-ФЗ в статьи 11 и 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которыми закреплено, что выбор изучаемого родного языка осуществляется на основе письменных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся на каждом уровне общего образования. Определено, что федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают возможность изучения не только родных, но и государственных языков.
Государственным Советом Республики Коми от 25.10.2018 (N 85-РЗ) внесены изменения в статью 11 Закона Республики Коми от 6 октября 2006 г. N 92-РЗ "Об образовании", которыми предусмотрено, что свободный выбор языка образования, изучаемого родного языка, в том числе русского языка как родного, государственного коми языка осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам общего образования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статью 11" имеется в виду "статью 1.1"
Продолжается реализация Концепции этнокультурного образования на 2016 - 2021 годы, одним из механизмов реализации которой в 2018 году стал план мероприятий Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми по соблюдению федерального законодательства об образовании в части обеспечения мер по изучению родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственного (коми) языка Республики Коми.
Планом было предусмотрено выполнение мероприятий по 5 направлениям:
1) организационно-правовое регулирование;
2) проведение информационно-разъяснительной работы с участниками образовательных отношений;
3) учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
4) профессиональное развитие педагогических работников;
5) проведение мониторинга учебных планов общеобразовательных организаций Республики Коми.
По итогам выполнения плана с 1 сентября 2018 г. на территории Республики Коми изучение обучающимися по основным общеобразовательным программам родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, обеспечено на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей):
- в 87% (275) общеобразовательных организациях Республики Коми 34,2% (34762) обучающихся изучают коми язык (родной и государственный) как самостоятельный учебный предмет;
- родной (коми) язык изучают 3727 (3,7%) обучающихся, государственный коми язык - 31 035 (31%) обучающихся;
- в целом более 80% (81279) обучающихся изучают коми (родной и государственный) язык, а также учебные предметы этнокультурной направленности ("Литература Республики Коми", "История Республики Коми", "География Республики Коми", "Край, в котором я живу", "Экология Республики Коми", "Искусство Республики Коми").
Учебные планы и рабочие программы учебных предметов общеобразовательных организаций Республики Коми на 2018-2019 учебный год сформированы в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с учетом новых изменений от 25.07.2018) и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вносящего изменения Федерального закона следует читать как "29.07.2018"
94,1% (417) учителей коми языка и коми литературы общеобразовательных организаций Республики Коми продолжают трудовую деятельность в 2018 - 2019 учебном году.
Особое внимание уделяется обеспечению обучающихся учебниками и учебными пособиями по коми языку и предметам этнокультурной направленности.
В целях проведения работы по включению учебников коми языка и коми литературы в федеральный перечень учебников Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми издан приказ от 13 февраля 2018 г. N 118 "Об организации работы по включению в федеральный перечень учебников родного (коми языка) и родной (коми литературы)". Данным приказом утвержден план-график мероприятий по включению в федеральный перечень учебников, список рукописей учебников коми языка и коми литературы и методических пособий для разработки на 2018 г.
По состоянию на 18 декабря 2018 г.:
- изданы 3 учебника родного (коми) языка (3, 5, 6 классы);
- разработаны и рецензированы 4 рукописи учебников родного (коми) языка (1, 2, 4, 8 классы);
- разработаны и рецензированы 7 рукописей методических пособий к учебникам родного (коми) языка (1, 3, 5, 6, 7, 8, 9 классы);
- в стадии разработки рукопись учебника родного (коми) языка (9 класс) и 2 методических пособия к учебникам родного (коми) языка (2, 4 классы);
- разработана и проходит апробацию электронная форма учебника родного (коми) языка для обучающихся 3-х классов;
- в стадии завершения электронные формы учебников родного (коми) языка для обучающихся 6-х и 7-х классов;
- в стадии разработки - 5 электронных форм учебников родного (коми) языка для обучающихся 1-х, 4-х, 8-х, 9-х классов.
Завершение разработки полной линейки рукописей учебников по родному (коми) языку планируется в 1 квартале 2019 г.
В 2018 г. в республике издано более 43 тысяч экземпляров учебной литературы по коми языку (родному и государственному) для обучающихся 5-х, 6-х классов, коми (родной) литературе для обучающихся 6-х классов, учебным предметам этнокультурной направленности для обучающихся 3 класса "Край, в котором я живу", для обучающихся 6,7 классов "Литература Республики Коми" на общую сумму 11 млн. руб.
В настоящее время в общеобразовательных организациях республики функционируют 229 кабинетов коми языка, которые в полном объеме обеспечены мультимедийным оборудованием. Для 6 кабинетов коми языка общеобразовательных организаций городов Сыктывкара, Печоры, Корткеросского, Усть-Куломского и Ижемского районов к началу учебного года осуществлена поставка автоматизированных рабочих мест.
В республике предусмотрено и кадровое обеспечение системы этнокультурного образования. Преподавание коми языка и коми литературы в образовательных организациях Республики Коми осуществляют 417 учителей коми языка и коми литературы.
Подготовку специалистов родного (коми) языка осуществляет ФГБОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" по программам бакалавриата на направления подготовки "Педагогическое образование" (с двумя профилями подготовки): "Родной язык и литература", "Иностранный язык (английский)".
На базе ГПОУ "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова" ведется подготовка учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных организаций, в рамках которой предусмотрены модули этнокультурной направленности.
На базе ГОУ ДПО "Коми республиканский институт развития образования" создана система профессионального развития учителей коми языка и литературы, которая позволяет ежегодно осуществлять стажировки и реализовывать программы повышения квалификации и переподготовки кадров для учителей коми языка и литературы.
За истекший период 2018 года прошли курсы повышения квалификации по реализации этнокультурного образования 45 человек. В период с 27 июня по 10 октября 2018 г. проведена серия семинаров с онлайн-трансляцией и вебинаров по предметам этнокультурной направленности. Общее количество зарегистрированных слушателей участников составило более 300 человек из 20 муниципальных образований Республики Коми.
В 2018 году государственную итоговую аттестацию по коми языку сдавали 289 обучающихся 9-х классов (в 2017 г. - 193 обучающихся; в 2016 г. - 108 обучающихся). Результаты экзамена показывают высокий уровень освоения предмета "Коми язык" обучающимися: средний балл - 4,14, успеваемость - 99,6%, качество знаний - 78,8%.
С 2018 года в республике реализована новая мера поддержки обучающихся, изучающих родной и государственный (коми) язык: победителям и призерам республиканской олимпиады по коми языку и коми литературе присуждается премия Правительства Республики Коми талантливой молодежи.
Кроме того, данная олимпиада в 2018 - 2019 учебном году вошла в Федеральный перечень мероприятий для одаренных детей. Победители и призеры данной олимпиады будут включены в Государственный информационный ресурс одаренных детей России и на уровне республики победители будут награждаться денежным поощрением.
В эффективной форме в 2018 году был обеспечен диалог органов исполнительной власти Республики Коми, местного самоуправления, педагогической общественности по решению актуальных вопросов языковой политики в области образования. Практика проведения совместных семинаров Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Министерства национальной политики Республики Коми, Центра инновационных технологий, участие Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми в конференциях коми народа, заседаниях исполкома МОД "Коми войтыр" показала свою актуальность и значимость в вопросах изучения коми языка. В 2019 году Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми в межведомственном взаимодействии будет продолжено развитие системы этнокультурного образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Вместе с тем имеет место ряд проблем, требующих решения:
1. Наличие нарушений законодательства об образовании при формировании учебных планов общеобразовательными организациями Республики Коми и проведении разъяснительной работы с родителями обучающихся по выбору для изучения учебных предметов этнокультурной направленности при формировании вариативной части учебного плана.
2. Недостаточный уровень обеспеченности общеобразовательных организаций Республики Коми учебниками и учебными пособиями для изучения родного и государственного (коми) языка и учебных предметов этнокультурной направленности.
3. Необходимость проведения качественной информационно-разъяснительной работы с родителями обучающихся по вопросам добровольного изучения родного и государственного (коми) языка и учебных предметов этнокультурной направленности.
4. Недостаточная работа по привлечению общественности при проведении информационно-разъяснительной работы среди участников образовательных отношений по вопросам изучения родного (коми) языка в общеобразовательных организациях в современной образовательной среде имеющихся информационных ресурсов "Российская электронная школа".
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Продолжить совместную работу Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Министерства национальной политики Республики Коми, межрегионального общественного движения "Коми войтыр" по организации изучения учебных предметов родного и государственного (коми) языка и этнокультурной направленности в общеобразовательных организациях Республики Коми.
2. Рекомендовать Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми:
2.1. продолжить контроль за исполнением плана мероприятий Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми по соблюдению федерального законодательства об образовании в части обеспечения мер по изучению родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственного (коми) языка Республики Коми
срок: постоянно;
2.2. продолжить проведение мониторинга состояния изучения родного и государственного (коми) языка и учебных предметов этнокультурной направленности
срок: 2 раза в год;
2.3. продолжить работу по обеспечению учебниками и учебными пособиями для изучения родного и государственного (коми) языка и учебных предметов этнокультурной направленности
срок: постоянно.
3. Рекомендовать государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Коми республиканский институт развития образования" обеспечить информационно-методическое сопровождение реализации этнокультурного образования в образовательных
организациях Республики Коми через:
3.1. подготовку учебников и учебных пособий родного и государственного (коми) языка и учебных предметов этнокультурной направленности
срок: в соответствии с утвержденным планом-графиком;
3.2. организацию повышения квалификации учителей родного и государственного (коми) языка, учебных предметов этнокультурной направленности
срок: постоянно;
3.3. систему работы республиканских методических объединений воспитателей и учителей коми языка
срок: постоянно;
3.4. разработку электронных форм учебников/учебников государственного (коми) языка, учебных предметов этнокультурной направленности
срок: декабрь 2019 г.
3.5. ведение информационно-методического раздела на образовательном портале "Открытое образование Республики Коми" в части размещения учебно-методических материалов для педагогических работников по вопросам преподавания родного и государственного (коми) языка и учебных предметов этнокультурной направленности
срок: постоянно.
4. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием Республики Коми, государственных образовательных организаций Республики Коми:
4.1. продолжить контроль состояния изучения родного и государственного (коми) языка и учебных предметов этнокультурной направленности в общеобразовательных организациях Республики Коми
срок: постоянно;
4.2. продолжить работу по своевременному обеспечению общеобразовательных организаций Республики Коми учебниками и учебными пособиями для изучения родного и государственного (коми) языка и учебных предметов этнокультурной направленности
срок: ежегодно июнь-август;
4.3. продолжить работу по систематическому повышению квалификации учителей родного и государственного (коми) языка
срок: постоянно;
4.4. обеспечить системную информационно-разъяснительную работу с родителями обучающихся по вопросам добровольного изучения родного и государственного (коми) языка и учебных предметов этнокультурной направленности
срок: постоянно;
4.5. обеспечить участие общественности при проведении информационно-разъяснительной работы среди участников образовательных отношений по вопросам изучения родного (коми) языка в общеобразовательных организациях
срок: постоянно;
4.6. не допускать нарушения/ограничения прав обучающихся общеобразовательных организаций Республики Коми при выборе для изучения родного и государственного (коми) языка и учебных предметов этнокультурной направленности
срок: постоянно;
4.7. продолжить работу по популяризации коми языка через проведение мероприятий этнокультурной направленности для обучающихся и педагогов
срок: постоянно;
4.8. организовать работу по созданию преемственности в обучении детей коми языку (родному и государственному) на уровнях дошкольного и начального общего, основного общего образования
срок: постоянно.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 29 декабря 2018 г. N 509-П "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.