Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2 изменено с 15 октября 2020 г. - Постановление Администрации муниципального района "Койгородский" Республики Коми от 6 октября 2020 г. N 06/10
Утверждены
постановлением администрации
МР "Койгородский"
от 28 февраля 2019 г. N 35/02
(Приложение 2)
Методические указания
по разработке, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования муниципального района "Койгородский"
6 октября 2020 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке, реализации и оценке эффективности муниципальных программ муниципального образования муниципального района "Койгородский" (далее соответственно - Методические указания, муниципальные программы) содержат руководство по разработке проектов программ, подготовке годовых отчетов о ходе реализации программ и оценке эффективности реализации программ, а также порядок проведения мониторинга реализации программ.
2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:
1) сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Койгородский" (далее - МО МР "Койгородский"), на решение проблем которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
2) основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, целевые показатели (индикаторы), конечные результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
3) проблема социально-экономического развития МО МР "Койгородский" - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации муниципальной программы;
4) цель муниципальной программы - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития МО МР "Койгородский" посредством реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
5) задача муниципальной программы - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпрограммы);
6) мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
7) основное мероприятие муниципальной программы - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей муниципальной программы (подпрограммы);
8) контрольное событие - общественно значимое событие, оказывающее существенное влияние на сроки и результаты реализации основного мероприятия муниципальной программы (подпрограммы) и решения соответствующих задач;
9) целевой показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели и решения задачи (в исключительных случаях при целесообразности применяется значение "да" или "нет");
10) конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития МО МР "Койгородский", которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы);
11) непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);
12) исполнители мероприятий муниципальной программы (подпрограммы) - отраслевые (функциональные) структурные подразделения администрации, юридические и (или) физические лица, определенные администрацией в качестве исполнителей мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
13) мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров муниципальной программы.
Иные понятия, используемые в Методических указаниях, применяются в значениях, установленных Порядком и в значениях, принятых в законодательстве Российской Федерации, Республики Коми, в муниципальных правовых актах МО МР "Койгородский".
3. Основанием для разработки муниципальных программ является Перечень, формируемый в соответствии с Порядком.
При этом основные направления реализации муниципальных программ, отраженные в Перечне, состав соисполнителей муниципальной программы могут быть изменены в ходе разработки проекта муниципальной программы.
4. Формирование муниципальной программы осуществляется исходя из принципов:
а) формирования муниципальной программы на основе долгосрочных целей социально-экономического развития МО МР "Койгородский" и целевых показателей (индикаторов) их достижения и учета положений действующей Стратегии, основных направлений деятельности администрации на соответствующий период, муниципальных правовых актов МО МР "Койгородский";
б) наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития МО МР "Койгородский";
в) установления для муниципальных программ измеримых результатов ее реализации (конечных и непосредственных результатов);
г) определения структурного подразделения администрации, ответственного за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов) в качестве ответственного исполнителя муниципальной программы;
д) проведения регулярного мониторинга, оценки эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
II. Разработка проекта муниципальной программы
Пункт 5 изменен с 15 октября 2020 г. - Постановление Администрации муниципального района "Койгородский" Республики Коми от 6 октября 2020 г. N 06/10
5. Муниципальная программа разрабатывается в соответствии с Типовой формой проекта муниципальной программы МО МР "Койгородский" (Приложение 1 к Методическим указаниям) и включает в себя:
- паспорт муниципальной программы МО МР "Койгородский";
- текстовую часть муниципальной программы (Раздел 1 "Приоритеты, цели и задачи реализуемой политики в соответствующей сфере социально-экономического развития");
- паспорта подпрограмм муниципальной программы МО МР "Койгородский";
- приложения к паспорту и текстовой части муниципальной программы МО МР "Койгородский" (Таблицы 1 - 4 Приложения 2 к Методическим указаниям).
6. В муниципальную программу не рекомендуется включать положения, регламентирующие порядок взаимодействия ответственных исполнителей и соисполнителей по разработке, реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы.
7. Формулировки основных параметров муниципальной программы должны совпадать в паспорте муниципальной программы (подпрограммам), в текстовой части муниципальной программы (подпрограмм) и в приложениях (табличных формах) муниципальной программы.
8. Оценка планируемой эффективности реализации муниципальные программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов муниципальные программы в социально-экономическое развитие муниципального образования муниципального района "Койгородский".
9. Обязательным условием оценки планируемой эффективности реализации муниципальные программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых показателей (индикаторов) муниципальные программы, а также мероприятий в установленные сроки.
10. В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации муниципальные программы применяются:
а) критерии экономической эффективности, учитывающие оценку вклада муниципальные программы в экономическое развитие МО МР "Койгородский", оценку влияния ожидаемых результатов муниципальные программы на различные сферы экономики МО МР "Койгородский";
б) критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации муниципальные программы в социальное развитие МО МР "Койгородский", показатели которого не могут быть выражены в стоимостной или количественной оценке.
11. Ответственным исполнителем может проводиться общественное обсуждение проекта муниципальные программы.
III. Разработка комплексного плана действий по реализации муниципальной программы
12. Реализация муниципальной программы осуществляется в соответствии с комплексным планом действий по реализации муниципальной программы на очередной финансовый год (далее - комплексный план), содержащим перечень мероприятий муниципальной программы, включая мероприятия подпрограмм и ведомственные целевые программы, с указанием сроков и ожидаемых результатов их выполнения, бюджетных ассигнований.
Комплексный план разрабатывается по форме согласно приложению N 4 к настоящим Методическим указаниям.
В комплексный план муниципальной программы подлежат включению все основные мероприятия подпрограмм. В целях обеспечения сопоставимости данных, мероприятия комплексного плана муниципальной программы подлежат группировке в разрезе основных мероприятий, указанных в подпрограммах и их задачах. Объем расходов на реализацию мероприятий должен соответствовать объемам расходов на реализацию соответствующих основных мероприятий.
В столбце "Ответственный руководитель, заместитель руководителя ОМСУ" указываются:
- на уровне подпрограммы - курирующий заместитель руководителя администрации данного направления работ, с обязательным указанием фамилии, имени, отчества;
- на уровне основного мероприятия - начальник управления/заместитель начальника управления/заведующий отделом, с обязательным указанием фамилии, имени, отчества;
- на уровне мероприятий - заведующий отделом/главный, ведущий специалист, рекомендуется указывать фамилию, имя, отчество.
В отдельных случаях на уровне основных мероприятий и мероприятий может быть указан ответственный исполнитель из числа лиц, работающих в подведомственных муниципальных учреждениях.
В столбце "Ответственное структурное подразделение ОМСУ" указываются структурные подразделения администрации.
В столбце "Ожидаемый непосредственный результат реализации основного мероприятия, ВЦП, мероприятия" размер сведений не должен превышать 1 - 2 предложения. Необходимо учесть однозначность оценки достижения.
В столбцах "Срок начала реализации" и "Срок окончания реализации (дата контрольного события) указываются даты начала и окончания реализации основного мероприятия, мероприятия, дата реализации контрольного события.
Контрольные события позволяют оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий программ в течение года.
К основным характеристикам контрольных событий муниципальной программы относятся:
- наиболее важная, общественная, в том числе социально-экономическая значимость достижения результата основного мероприятия программы и решения соответствующих задач программы;
- нулевая длительность;
- возможность однозначной оценки достижения результата (% или 100%, да/нет);
- документальное подтверждение результата.
В качестве формулировок таких контрольных событий муниципальной программы рекомендуется использовать следующие:
- нормативный правовой акт утвержден (наименование НПА);
- объект капитального строительства (реконструкции) введен в эксплуатацию;
- система разработана и введена в эксплуатацию и т.д.
Каждое контрольное событие должно иметь свой порядковый номер. Рекомендуется осуществлять сквозную нумерацию контрольных событий.
В разделе "Объем ресурсного обеспечения на очередной финансовый год, тыс. руб." указываются суммы ресурсного обеспечения приводятся с детализацией до уровня мероприятий (при наличии запланированного финансирования) в тысячах рублей с сотыми знаками после запятой.
В разделе "График реализации на очередной финансовый год, квартал" указывается квартал(ы) в которых будет реализовываться мероприятие.
13. В приложении N 5 к Методическим указаниям приведены примеры контрольных событий по муниципальным программам.
IV. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы)
14. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей, и представляется курирующему заместителю администрации, в отдел экономики и управление финансов в порядке и в сроки, установленные Порядком.
15. Годовой отчет содержит:
1) Титульный лист к годовому отчету.
Титульный лист к годовому отчету должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);
дата составления годового отчета;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес ответственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем структурного подразделения администрации, определенного администрацией в качестве ответственного исполнителя, а также курирующим заместителем руководителя администрации.
2) Текстовую часть годового отчета:
1) Конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный год.
При описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
основные результаты, достигнутые в отчетном году;
характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей муниципальной программы;
сведения о достижении значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы (указываются согласно приложению N 6 к настоящим Методическим указаниям (таблица N 1), с обоснованием отклонений по целевым показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты);
запланированные, но недостигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;
анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;
анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры муниципальной программы.
2) Итоги выполнения ведомственных целевых программ и основных мероприятий муниципальной программы. Данный раздел включает:
описание наиболее значимых результатов реализации основных мероприятий, входящих в состав подпрограмм муниципальной программы, в отчетном году;
перечень нереализованных или реализованных частично основных мероприятий, входящих в состав подпрограмм муниципальной программы (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году), с указанием причин их реализации не в полном объеме;
анализ факторов, повлиявших на их реализацию;
анализ последствий не реализации основных мероприятий подпрограмм, входящих в состав подпрограмм муниципальной программы, на реализацию муниципальной программы.
К описанию результатов выполнения мероприятий муниципальной программы в отчетном году прикладывается информация согласно приложению N 6 к настоящим Методическим указаниям (таблица N 2).
3) Данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию муниципальной программы.
При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию муниципальной программы в разрезе подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетном году, необходимо представить:
а) данные о расходах на реализацию муниципальной программы согласно приложению N 6 к настоящим Методическим указаниям (таблицы N 3 и N 4);
б) фактические сводные показатели муниципальных заданий согласно приложению N 6 к настоящим Методическим указаниям (таблица N 5).
4) Информацию о внесенных в отчетном году изменениях в муниципальную программу с указанием номеров и дат нормативных правовых актов администрации о внесении изменений в муниципальную программу, причинах изменений в разрезе нормативных правовых актов администрации. Указанная информация приводится согласно приложению N 6 к настоящим Методическим указаниям (таблица N 6).
5) Результаты оценки эффективности реализации муниципальной программы.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы (подпрограмм) осуществляется на основе методики оценки ее эффективности, соответствующей приложению N 7 к настоящим Методическим указаниям.
В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год рекомендуется с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий представлять аргументированное обоснование причин:
отклонения достигнутых в отчетном периоде значений целевых показателей (индикаторов) от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений целевых показателей (индикаторов) на предстоящий период;
значительного недовыполнения одних целевых показателей (индикаторов) в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.
В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или ожидаемого воздействия факторов риска, способных оказать негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование.
6) В рамках представления сведений об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию муниципальной программы в разрезе подпрограмм в отчетном периоде необходимо указать следующие сведения:
а) запланированные и фактические объемы бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий муниципальной программы;
б) предложения по корректировке объема бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий муниципальной программы с обоснованием и оценкой их планируемого влияния на эффективность реализации муниципальной программы.
7) Предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы с указанием планируемых изменений муниципальной программы.
В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или ожидаемом воздействии факторов риска, способных оказать негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование.
V. Мониторинг реализации муниципальной программы
16. Мониторинг реализации муниципальной программы ориентирован на предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
17. Объектом мониторинга являются ход реализации основных мероприятий и мероприятий, контрольные события в соответствии с комплексным планом действий по реализации основных мероприятий и мероприятий муниципальной программы.
18. Мониторинг реализации муниципальной программы проводится по результатам полугодия и года на основе данных официального статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности, иных отчетов.
19. Данные по мониторингу заполняются ответственным исполнителем по форме согласно приложению 8 к настоящим Методическим указаниям. Ответственный исполнитель предоставляет отчет по мониторингу в отдел экономической политики на бумажном носителе и в электронном виде в срок до 10 июля за 1 полугодие, до 10 марта - за год.
Отчет по мониторингу подписывается курирующим заместителем руководителя администрации МР. Отчет по мониторингу представляется вместе с пояснительной запиской, в которой должна содержаться следующая информация:
а) уровень достигнутых запланированных результатов на отчетную дату и оценка перспектив выполнения плана реализации муниципальной программы на текущий год;
б) анализ внутренних и внешних факторов, повлиявших на исполнение контрольных событий, мероприятий и основных мероприятий плана реализации муниципальной программы на текущий год;
в) оценка влияния исполнения контрольных событий, мероприятий и основных мероприятий на достижение значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограмм), установленных на текущий год;
г) предложения по корректировке (в случае необходимости) плана реализации муниципальной программы на текущий год, муниципальной программы и дальнейшему финансированию муниципальной программы.
20. Отдел экономической политики на основе мониторинга реализации муниципальных программ, осуществляемого ответственными исполнителями и соисполнителями, подготавливает сводный мониторинг реализации муниципальных программ.
21. По отдельным запросам отдела экономической политики ответственный исполнитель и соисполнители муниципальной программы представляют дополнительную (уточненную) информацию о ходе реализации муниципальной программы.
22. По результатам мониторинга и оценки эффективности реализации муниципальных программ ответственным исполнителем готовятся предложения о сокращении или перераспределении между участниками муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации, как отдельных мероприятий муниципальной программы, так и муниципальной программы (подпрограммы) в целом, начиная с очередного финансового года"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.