Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Коми
от 21 мая 2019 г. N 244
(приложение N 1)
Положение
о системе оповещения и информирования населения Республики Коми об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера
I. Общие положения
1. Положение о системе оповещения и информирования населения Республики Коми об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р о мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, законами Республики Коми от 19 октября 1999 г. N 48-РЗ "О защите населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 7 декабря 2017 г. N 86-РЗ "О регулировании вопросов в области гражданской обороны в Республике Коми", приказами МЧС России N 422, Минкомсвязи России N 90, Минкультуры России N 376 от 25 июля 2006 г. "Об утверждении положения о системах оповещения населения", МЧС России N 461, МВД России N 494, ФСБ России N 521 от 29 августа 2016 г. "О комиссиях по координации деятельности при создании и организации эксплуатации современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в субъектах Российской Федерации".
2. Положение определяет состав, назначение и задачи, а также порядок применения и поддержания в состоянии постоянной готовности системы оповещения и информирования населения Республики Коми об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - система оповещения и информирования населения Республики Коми).
3. Действие Положения распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, по организации оповещения и информирования населения Республики Коми.
4. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
II. Состав, основные задачи и характеристики системы оповещения и информирования населения Республики Коми
5. Система оповещения и информирования населения Республики Коми представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей телерадиовещания и связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информации до населения, органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
6. Система оповещения и информирования населения Республики Коми включает в себя:
1) региональную автоматизированную систему централизованного оповещения;
2) комплексную систему экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН);
3) системы оповещения руководящего состава органов управления гражданской обороны и Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Коми республиканская подсистема РСЧС);
4) системы оповещения и информирования населения муниципальных образований;
5) локальные системы оповещения (далее - ЛСО) потенциально опасных объектов, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - потенциально опасные и опасные производственные объекты);
6) системы оповещения на объектах, отнесенных к категориям по гражданской обороне и продолжающих функционирование в военное время, в том числе на базе систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
7) комплексы средств единой сети электросвязи Российской Федерации, ведомственных сетей связи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, сетей операторов сотовой (подвижной радиотелефонной связи) и кабельного телевидения, а также другие технические средства передачи информации организаций, независимо от форм собственности, расположенных на территории Республики Коми.
7. Оборудование системы оповещения и информирования населения всех уровней должно технически и программно сопрягаться.
8. Основной задачей системы оповещения и информирования населения Республики Коми является доведение с пунктов управления Правительства Республики Коми сигналов оповещения и информации до:
1) руководящего состава гражданской обороны и Коми республиканской подсистемы РСЧС;
2) Главного управления МЧС России по Республике Коми;
3) органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления в Республике Коми;
4) единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС);
5) специально подготовленных сил Коми республиканской подсистемы РСЧС и гражданской обороны, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Коми;
6) дежурно-диспетчерских служб организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные и опасные производственные объекты;
7) населения, проживающего на территории Республики Коми.
9. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и информации до населения применяются:
1) сети электрических и электронных сирен;
2) сети эфирного и кабельного аналогового и цифрового теле- и радиовещания;
3) сети проводного радиовещания;
4) сети уличных громкоговорителей;
5) сети сотовой (подвижной радиотелефонной) связи;
6) сети связи общего пользования;
7) мобильные (возимые и носимые) средства оповещения, включая специальные автомобили организаций, оснащенные громкоговорящими устройствами;
8) специальные мобильные приложения с функцией оповещения пользователя;
9) информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" - веб-сайты, мессенджеры, социальные сети.
III. Порядок оповещения населения Республики Коми
10. Основным способом оповещения и информирования населения является передача сигналов оповещения и информации по сетям связи для распространения программ телевизионного и радиовещания.
11. Речевая информация передается населению из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается трехкратное повторение передачи речевой информации.
Передача речевой информации должна осуществляться профессиональными дикторами.
12. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях сигналы оповещения и информация передаются непосредственно с рабочего места оперативного дежурного государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление противопожарной службы и гражданской защиты" (далее - ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ") с использованием оборудования перехвата телерадиовещания.
13. По решению руководителей органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и постоянно действующих органов управления Коми республиканской подсистемы РСЧС в целях оповещения населения допускается передача информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, редакций средств массовой информации, радиовещательных и телевизионных передающих станций.
14. Органы повседневного управления Коми республиканской подсистемы РСЧС, получив информацию или сигнал оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигналы оповещения до руководящего состава Коми республиканской подсистемы РСЧС, органов управления, сил гражданской обороны и населения.
15. Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и Коми республиканской подсистемы РСЧС, населения.
В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил гражданской обороны и Коми республиканской подсистемы РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации по заранее подготовленным текстам сообщений.
16. В случае возникновения чрезвычайной ситуации с целью привлечения внимания всего населения протяжным звучанием электрических сирен и других сигнальных средств передается сигнал "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с использованием региональной автоматизированной системы централизованного оповещения. Затем по действующим сетям радиовещания, проводного вещания и сети уличных громкоговорителей передается речевая информация.
Для оповещения и информирования населения Республики Коми могут быть задействованы автомашины специальных служб и организаций, оборудованные громкоговорящими системами, и мобильные средства оповещения.
При прогнозировании (угрозе возникновения и (или) возникновении) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе опасных (неблагоприятных) гидрометеорологических явлений, для проведения информирования населения могут задействоваться сети операторов подвижной радиотелефонной связи с использованием технологий СМС-рассылки или Callbroadcast.
17. Задействование системы оповещения и информирования населения Республики Коми осуществляется Комитетом Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (далее - Комитет). О задействовании системы оповещения и информирования населения Республики Коми Комитет информирует Главу Республики Коми, Главное управление МЧС России по Республике Коми.
18. Эксплуатацию и запуск системы оповещения и информирования населения Республики Коми осуществляет оперативная дежурная служба ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ", подведомственного Комитету.
19. Постоянно действующие органы управления Коми республиканской подсистемы РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования системы оповещения и информирования населения Республики Коми. В случае несанкционированного задействования системы оповещения и информирования населения Республики Коми ответственные должностные лица, организации и операторы связи, а также организации телерадиовещания:
1) незамедлительно принимают меры по прекращению задействования системы оповещения и информирования населения Республики Коми;
2) оповещают оперативные дежурные службы ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ" и федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Коми" (далее - ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Коми").
Каждый случай несанкционированного запуска системы оповещения и информирования населения Республики Коми расследуется комиссией в составе должностных лиц ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ" во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Коми.
IV. Организация поддержания системы оповещения и информирования населения Республики Коми в состоянии готовности к использованию по предназначению
20. Руководство организацией оповещения и информирования населения на территории Республики Коми осуществляет Комитет во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, организациями связи и телерадиовещания, привлекаемыми в установленном порядке к обеспечению оповещения и информирования населения.
21. Комитет во взаимодействии с органами местного самоуправления в Республике Коми:
1) разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на носители информации;
2) обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;
3) организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;
4) планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;
5) разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации;
6) уточняют мероприятия (схемы, списки) по оповещению и информированию органов управления Коми республиканской подсистемы РСЧС и гражданской обороны, населения и объектов экономики;
7) уточняют инструкции дежурно-диспетчерских служб с учетом действующих требований к организации оповещения и информирования органов управления, персонала и населения.
22. Организации связи, операторы связи и организации теле- и (или) радиовещания, привлекаемые к обеспечению оповещения и информирования:
1) обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения и информирования, средств и каналов связи, оборудования телерадиовещания, используемых в системах оповещения и информирования населения;
2) обеспечивают готовность студий и оборудования к передаче сигналов оповещения и речевой информации;
3) определяют по заявкам Комитета и органов местного самоуправления в Республике Коми перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производят запись речевых сообщений для оповещения населения на носители информации.
23. Руководителям организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные и опасные производственные объекты, имеющие КСЭОН или ЛСО, рекомендуется обеспечивать:
1) своевременное и гарантированное оповещение персонала организации, населения и объектов экономики, находящихся в зоне действия КСЭОН или ЛСО;
2) разработку и проведение своевременного уточнения инструкций по действию дежурно-диспетчерских служб при оповещении персонала и населения, попадающего в зону возможной чрезвычайной ситуации при аварии на этих объектах, и текстов информационных сообщений по действиям персонала и населения;
3) своевременное техническое обслуживание КСЭОН и ЛСО;
4) участие в проведении совместных с органами местного самоуправления в Республике Коми тренировок по оповещению населения и объектов экономики с использованием КСЭОН или ЛСО.
24. Организация, ответственная за квалификационную подготовку оперативного дежурного состава, отвечающего за задействование системы оповещения и информирования населения Республики Коми, - ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ".
25. Организацию и проведение эксплуатационно-технического обслуживания средств оповещения, обеспечение наличия и качественного состояния запасных частей, инструментов и принадлежностей, поддержание в готовности технических средств системы оповещения и информирования населения Республики Коми осуществляют:
1) организацию эксплуатационно-технического обслуживания - ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ";
2) проведение эксплуатационно-технического обслуживания - исполнитель работ в соответствии с государственным контрактом (договором) на выполнение работ (оказание услуг) по эксплуатационно-техническому обслуживанию средств оповещения и связи системы оповещения и информирования населения Республики Коми (далее - исполнитель работ);
3) поддержание в готовности технических средств системы оповещения и информирования населения Республики Коми - ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ", исполнитель работ.
26. Плановые проверки технического состояния и готовности к применению сил и средств системы оповещения и информирования населения Республики Коми проводятся в соответствии с планами и разделяются на:
1) ежедневные технические проверки без включения оконечных средств оповещения;
2) ежемесячные проверки с включением оконечных средств оповещения;
3) ежегодные комплексные проверки.
Ежемесячные технические проверки и ежегодная комплексная проверка оборудования оповещения и информирования населения проводятся в соответствии с планом основных мероприятий Республики Коми в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Проверки системы оповещения и информирования населения Республики Коми проводятся с участием представителей организаций связи и операторов связи, а проверки с задействованием сетей телерадиовещания - с участием представителей телерадиокомпаний, предприятий или их филиалов, привлекаемых к обеспечению оповещения и информирования населения. Перерыв вещательных программ при передаче правительственных сообщений в ходе проведения проверок систем оповещения запрещается.
Комитет и ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ" во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Коми и органами местного самоуправления в Республике Коми информируют население о дате предстоящих проверок системы оповещения и информирования населения Республики Коми, выполняемых с включением оконечных средств оповещения. Информация о проверке направляется в средства массовой информации и размещается Комитетом, ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ", Главным управлением МЧС России по Республике Коми и органами местного самоуправления в Республике Коми на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на страницах в социальных сетях (при наличии).
27. По итогам ежегодной комплексной проверки системы оповещения и информирования населения Республики Коми составляется акт, который утверждается Председателем Правительства Республики Коми.
28. План-график технических проверок и технического обслуживания оборудования системы оповещения и информирования населения Республики Коми разрабатывает ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ". План-график доводится до Главного управления МЧС России по Республике Коми, администраций муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, иных заинтересованных организаций.
29. Организацию и проведение проверок состояния готовности системы оповещения и информирования населения Республики Коми осуществляет Комитет, ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ" во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Коми, ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Коми", органами местного самоуправления в Республике Коми и иными заинтересованными организациями.
30. Мероприятия по созданию и развитию (совершенствованию и модернизации) системы оповещения и информирования населения Республики Коми организует и осуществляет Комитет во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм.
V. Организация запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения и порядок поддержания их в готовности к использованию
31. Резервные мобильные технические средства оповещения предназначаются для обеспечения максимально возможного охвата населения, до которого доводятся сигналы оповещения и информации.
32. В минимальном объеме резервируется один комплект оборудования оповещения населения в зоне предполагаемой чрезвычайной ситуации регионального и (или) межмуниципального характера.
33. Запасные части, инструмент, принадлежности и материалы предназначены для поддержания работоспособности и исправности составных частей мобильных технических средств оповещения при эксплуатации, проведении всех видов технического обслуживания, плановых и внеплановых ремонтов изделий в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и комплектуются в зависимости от назначения и особенностей использования.
VI. Ответственность за неисполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны
34. Должностные лица и юридические лица несут административную ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, требований и мероприятий в области гражданской обороны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
VII. Организация финансирования мероприятий по содержанию, поддержанию в готовности и совершенствованию системы оповещения и информирования населения Республики Коми
35. Финансирование содержания, поддержания в постоянной готовности и развития системы оповещения и информирования населения Республики Коми, создания и содержания запасов технических средств оповещения, возмещения затрат, понесенных организациями и операторами связи, а также организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения населения, осуществляется в соответствии со статьями 24 и 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Законом Республики Коми от 19 октября 1999 г. N 48-РЗ "О защите населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.