Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к изменениям, вносимым в распоряжение
Правительства Республики Коми
от 29 октября 2018 г. N 453-р
"Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 29 октября 2018 г. N 453-р
(приложение N 1)
Концепция
создания и функционирования центров образования цифрового и гуманитарного профилей, способствующих формированию компетенций и навыков у детей, в Республике Коми на период 2019 - 2024 годов
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей, способствующих формированию компетенций и навыков у детей (далее - Центр "Точка роста"), в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета:
1.1. Проблематика и предполагаемые результаты.
На территории Республики Коми расположены 20 муниципальных образований муниципальных районов/городских округов, из которых 17 (85%) относятся к сельским территориям и малым городам (с численностью населения менее 50 тысяч человек). В 2018-2019 учебном году функционируют 336 общеобразовательных организаций Республики Коми, из которых 214 (64%) расположены в сельской местности и малых городах. Поэтому проблема по созданию и функционированию Центров "Точка роста" в Республике Коми на период 2019-2024 годов является актуальной в силу территориальных и демографических характеристик республики: низкая плотность населения, большая доля образовательных организаций, расположенных в сельской местности, наличие малокомплектных школ, наличие территорий с ограниченной транспортной доступностью. В настоящее время у общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах республики, отсутствует практика изучения предметной области "Технология" на базе детских технопарков "Кванториум", образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, предприятий реального сектора экономики. Практика изучения предметной области "Технология" апробируется в 2018-2019 учебном году на базе детского технопарка "Кванториум", расположенного в г. Сыктывкаре с численностью населения более 200 тысяч человек. 105 обучающихся 7-8 классов государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми "Физико-математический лицей-интернат" и муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей народной дипломатии" г. Сыктывкара на условиях сетевого взаимодействия изучают предметную область "Технология" на квантоуроках.
Создание Центров "Точка роста" в Республике Коми направлено на достижение целей и целевых индикаторов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204, в части достижения задачи по направлению "Образование": внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология".
Центры "Точка роста" создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций Республики Коми, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам и расположенных в сельской местности и малых городах, и направлены на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности".
Совокупность общеобразовательных организаций Республики Коми, на базе которых создаются Центры "Точка роста", составит федеральную сеть Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (далее - Центр, Центры).
1.2. Цели и задачи Центров.
Целями деятельности Центров являются:
создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей;
обновление содержания и совершенствование методов обучения предметных областей "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности".
Задачами функционирования Центров являются охват практической деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100% обучающихся образовательной организации, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", а также обеспечение не менее 70% охвата от общего контингента обучающихся в образовательной организации дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства.
Инфраструктура Центра используется во внеурочное время как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
1.3. Правовое обеспечение создания и функционирования Центров.
1.3.1. В целях реализации мероприятий по созданию Центров Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми обеспечивается издание приказа о создании Центров на базе общеобразовательных организаций Республики Коми в соответствии с требованиями Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 1 марта 2019 г. N Р-23 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия" (с учетом изменений и дополнений) (далее - Методические рекомендации), который включает:
перечень образовательных организаций, на базе которых будут созданы Центры;
план первоочередных мероприятий (дорожную карту) по созданию и функционированию Центров;
медиаплан по информационному сопровождению создания Центров;
индикативные показатели на основании базового перечня показателей результативности;
должностное лицо Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, на которое возложена функция регионального координатора создания и функционирования Центров в Республике Коми;
типовое Положение о Центре, отражающее:
а) цели и задачи Центра в Республике Коми;
б) организационную структуру Центра;
в) основные направления деятельности Центра;
г) показатели эффективности деятельности Центра.
1.3.2. Создание Центра производится локальным актом образовательной организации, расположенной в сельской местности или малых городах.
1.3.3. На основании приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми образовательная организация издает локальный акт о создании Центра, который утверждает:
положение о деятельности Центра;
руководителя Центра;
порядок решения вопросов материально-технического и имущественного характера Центра;
функции Центра по обеспечению реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей на территории муниципального района Республики Коми в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
план мероприятий по созданию и функционированию Центра;
план учебно-воспитательных, внеурочных и социокультурных мероприятий в Центре.
1.3.4. Учредитель образовательной организации, на базе которой создается Центр, обеспечивает принятие (внесение изменений) в соответствующие нормативные и распорядительные акты, в том числе (при необходимости) в устав организации, государственное (муниципальное) задание на финансовый год и плановый период и другие.
1.4. Функции Центров.
1.4.1 Участие в реализации основных общеобразовательных программ в части предметных областей "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", в том числе обеспечение внедрения обновленного содержания преподавания основных общеобразовательных программ в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
1.4.2. Реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, а также иных программ в рамках внеурочной деятельности обучающихся.
1.4.3. Обеспечение создания, апробации и внедрения модели равного доступа к современным общеобразовательным программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей детям иных населенных пунктов сельских территорий.
1.4.4. Внедрение сетевых форм реализации программ дополнительного образования.
1.4.5. Организация внеурочной деятельности в каникулярный период, разработка соответствующих образовательных программ, в том числе для пришкольных лагерей.
1.4.6. Содействие развитию шахматного образования.
1.4.7. Вовлечение обучающихся и педагогов в проектную деятельность.
1.4.8. Обеспечение реализации мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров, включая повышение квалификации руководителей и педагогов Центра, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественнонаучного, технического, гуманитарного и социокультурного профилей.
1.4.9. Реализация мероприятий по информированию и просвещению населения в области цифровых и гуманитарных компетенций.
1.4.10. Информационное сопровождение учебно-воспитательной деятельности Центра, системы внеурочных мероприятий с совместным участием детей, педагогов, родительской общественности, в том числе на сайте образовательной организации и иных информационных ресурсах.
1.4.11. Содействие созданию и развитию общественного движения школьников, направленного на личностное развитие, социальную активность через проектную деятельность, различные программы дополнительного образования детей.
1.5. Требования к инфраструктуре Центра.
1.5.1. Требования к помещениям и брендированию Центра.
Зонирование помещений в Центре осуществляется с учетом действующих нормативных документов в части требований, предъявляемых к помещениям, в которых осуществляется образовательная деятельность. Рекомендуется зонирование помещений согласно современным и актуальным стандартам зонирования общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии, использование возможностей для написания на стенах и др.).
Центр должен быть расположен не менее чем в двух помещениях общеобразовательной организации площадью не менее 40 квадратных метров каждое и включать следующие функциональные зоны:
1) первая зона - зона формирования цифровых и гуманитарных компетенций, в том числе в рамках предметных областей "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности";
2) вторая зона - зона организации "гибкого пространства", помещение для проектной деятельности - открытое пространство, выполняющее роль центра общественной жизни образовательной организации. Помещение для проектной деятельности зонируется по принципу коворкинга, включающего шахматную гостиную, медиазону/медиатеку.
Обустроенные зоны Центров будут способствовать формированию современных компетенций и навыков у детей, в том числе по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", других предметных областей, а также внеурочной деятельности и в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.
1.5.2. Оформление, дизайн, зонирование Центров должно выполняться с использованием фирменного стиля Центра "Точка роста" (брендбука) согласно Методическим рекомендациям.
1.6. Требования к учебному оборудованию и средствам обучения.
Примерный перечень учебного оборудования и средств обучения для оснащения Центров в рамках мероприятия "Обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков паспорта федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" определяется примерным перечнем оборудования, указанным в Методических рекомендациях.
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми согласовывает перечень, количество и технические характеристики оборудования для оснащения Центров с ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование".
Центры создаются по модели распределенной сети с использованием имеющихся ресурсов у организаций-партнеров, при этом выполняют координирующую функцию на конкретной территории муниципального образования Республики Коми.
В 2019 году на территории Республики Коми откроются 22 Центра.
В период с 2020 по 2022 годы на территории Республики Коми планируется открыть 79 Центров. Итого за период с 2019 по 2022 годы планируется открыть 101 Центр.
Таким образом, в период с 2019 по 2024 годы на территории Республики Коми планируется обновление материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей в 68% (146) общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, от общего количества данных организаций, в том числе в 2019 г. - 9% (22), в 2020 г. - 22% (47), в 2021 г. - 34% (73), в 2022 г. - 47% (101), в 2023 г. - 57% (122) в 2024 г. - 68% (146).
В течение 2019 - 2024 годов на базе Центров будут реализованы следующие мероприятия:
1) обновление материально-технической базы, высокооснащение ученико-мест в 68% общеобразовательных организаций Республики Коми, расположенных в сельской местности и малых городах республики, для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
2) создание детских технопарков "Кванториум" в г.г. Ухте и Воркуте с численностью 60 000 населения и выше для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
3) формирование социального кластера для системы повышения квалификации учителей предметной области "Технология": "Центр - региональный институт развития образования - учреждения среднего профессионального/высшего профессионального образования/детский технопарк "Кванториум" - предприятия реального сектора экономики";
4) модернизация методик изучения предметных областей "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" по мере внедрения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных общеобразовательных программ, обновления предметных концепций вышеуказанных предметных областей;
5) внедрение методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях Республики Коми на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся;
6) освоение обучающимися общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с использованием ресурсов общеобразовательных организаций, организаций-партнеров в сетевой форме;
7) создание ученических сообществ по сопровождению и наставничеству обучающихся общеобразовательных организаций;
8) развитие волонтерской и добровольческой деятельности по сопровождению и наставничеству обучающихся общеобразовательных организаций Республики Коми в различных формах (индивидуальная, групповая, смешанная);
9) Разработка и внедрение целевой модели вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями.
Деятельность Центров позволит достичь следующих результатов:
1. Реализовать комплекс мер по вовлечению в различные формы сопровождения и наставничества в 2024 году не менее 70% обучающихся организаций, реализующих общеобразовательные программы, начиная с 2020 года.
2. Внедрить в 2024 году целевую модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями в не менее 70% организаций, реализующих общеобразовательные программы, начиная с 2021 года.
3. Провести в 2024 году в 100% образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, оценку качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, начиная с 2021 года.
4. Реализовать в 2022 году комплекс мер по внедрению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и примерных основных общеобразовательных программ.
5. Реализовать в 2021 году в 100% муниципальных образований Республики Коми систему повышения квалификации для учителей предметной области "Технология" на базе детских технопарков "Кванториум", организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики.
6. Реализовать в 2024 году в не менее 70% общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, общеобразовательные программы в сетевой форме, начиная с 2019 года.
7. Обеспечить во всех муниципальных образованиях Республики Коми возможность изучения предметной области "Технология" и других предметных областей на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в т.ч. детских технопарков "Кванториум".
2. Информация о повышении квалификации педагогических работников учебных предметов "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".
В настоящее время происходит активное изменение содержания преподавания учебных предметов "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности", в связи с чем каждому без исключения педагогу для соответствия современным требованиям профессионального стандарта необходимо совершенствовать имеющиеся и формировать новые профессиональные компетенции. Данные задачи эффективно решаются посредством регулярного повышения квалификации, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ).
Основным преимуществом курсов повышения квалификации, реализуемых в государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования "Коми республиканский институт развития образования" (далее - Институт), является своевременное изменение и коррекция дополнительных профессиональных программ в соответствии с модернизационными процессами и государственной политикой в сфере образования.
Модульный принцип построения программ повышения квалификации позволяет каждому педагогу восполнить профессиональные дефициты и удовлетворить профессиональные потребности и интересы.
Образовательные модули дополнительных профессиональных программ повышения квалификации Института (далее - ДПППК) объединены в крупные блоки, охватывающие все содержательные линии современного образования: 1) нормативно-правовой блок, 2) психолого-педагогический блок, 3) содержание учебных предметов и дисциплин, 4) адресная поддержка образовательных потребностей различных категорий обучающихся, 5) информационно-коммуникационный блок.
ДПППК "Современные методики и технологии обучения математике", "Современные методики и технологии обучения информатике", "Организация образовательного процесса и современное содержание учебного предмета "Физическая культура", "Организация образовательного процесса и современное содержание учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", "Организация образовательного процесса и современное содержание учебного предмета "Технология" " предваряются диагностическим тестированием, что позволяет каждому педагогу построить персональный образовательный маршрут (выбрать образовательные модули) в соответствии с выявленными профессиональными дефицитами.
Все ДПППК соответствуют современным требованиям образования взрослых, имеют практико-ориентированный характер. Кроме того, Институт предоставляет возможность освоить программу в форме стажировки на базе одной из республиканских инновационных площадок или организации-партнере, в том числе на базе детского технопарка "Кванториум".
3. Опыт работы Республики Коми в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования за последние 3 года
Наименование проекта/мероприятия |
Статус проекта/ мероприятия |
Кол-во участников |
Объем и источник финансирования |
Основные результаты |
Практическое применение результатов |
Реализация мероприятий Государственной программы Республики Коми "Развитие образования" на 2014 - 2016 годы подпрограммы "Развитие системы профессионального образования в Республике Коми" по пункту 4.2.7.11 Доступная среда" |
федеральный |
75 чел. |
1 млн. 50 тыс. руб. из федерального бюджета |
Проведены целевые курсы по ДПППК педагогических (72 часа) и руководящих работников (36 часов) профессиональных образовательных организаций |
Обеспечено повышение квалификации специалистов, владеющих методиками психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в профессиональных образовательных организациях |
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы в рамках задачи 2 "Развитие современных механизмов и технологий общего образования" по мероприятию: 2.4. "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений", 2016 |
федеральный |
800 педагогов (240 по Республике Коми, 560 по России) |
Из бюджета республики - 1,894 млн. руб. Из федерального бюджета Российской Федерации - 4,420 млн. руб. |
Разработаны и реализуются ДПП ПК актуальной тематики, в том числе с применением ДОТ http://do.kriro.ru/course/category.php?id=49 |
Обеспечено адресное повышение квалификации педагогических работников по применению современных механизмов и технологий общего образования |
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы в рамках мероприятия 2.2. "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов", 2017 |
федеральный |
Обучено более 200 человек |
Из Федерального бюджета 2790,0 тыс. руб. |
В результате реализации проекта: 25% муниципальных образований республики от общего количества региональных систем образования успешно реализовали проекты по повышению качества образования условиях; успешно реализовали программы повышения качества образования 78,6% школ - участников проекта Заключено 29 Соглашений: с 5 муниципалитетами, 14 школами - участниками и 5 школами - лидерами. |
Реализация проекта послужила отправным моментом необратимости процесса повышения качества образования в регионе |
Реализация мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", 2018 |
федеральный |
Заключены Соглашения с 20 муниципалитетами, 29 школами - участниками и 8 школами - лидерами. |
Всего 1694500 рублей, в том числе из Федерального бюджета 1186100 рублей, из бюджета субъекта 508400 рублей |
В результате реализации проекта: уровень вовлеченности муниципальных образований в проект - 100%. Обучено более 200 педагогических работников |
Получены устойчивые модели повышения качества образования в школах со значительными факторами образовательной неуспешности и социальных дефицитов |
Проект "Открытое электронное обучение как средство адресного повышения квалификации преподавателей русского языка и преподавателей иных учебных предметов, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах" в рамках мероприятия "Субсидии на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка" основного мероприятия "Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку" и основного мероприятия "Проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка" направления "Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога ("Русский язык")" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" |
федеральный |
обучено 370 человек, из них 50 - из стран СНГ |
3990072,69 руб. из которых: 3885749,01 руб. - из федерального бюджета; 104323,68 руб. - объем собственных (привлеченных внебюджетных) средств. |
Разработана онлайн-платформа открытого электронного обучения. Разработаны и реализованы на платформе 7 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Разработаны 5 диагностических методик для выявления профессиональных дефицитов педагогов. |
Обеспечено адресное повышение квалификации педагогических работников. |
Реализация мероприятий по обновлению материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", 2019 |
федеральный |
Участники проекта - 28 школ, победители конкурсного отбора |
Всего 62423500,0 рублей, из них средства из федерального бюджета 59302300,0 рублей, 3121200,0 рублей средства республиканского бюджета |
В 28 школах республики будет обновлена материально-техническая база для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков. Создание материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах. Обновление материально-технической базы специальных общеобразовательных организаций, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы для поддержки образования детей с ограниченными возможностями здоровья |
Проект в стадии реализации |
Реализация мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", 2019 |
федеральный |
Участники проекта - 54 школы с низкими результатами и 20 школ - лидеров (из 100% муниципалитетов) |
Всего 4480200 рублей, в том числе из Федерального бюджета 3136100 руб. |
В результате реализации проекта: уровень вовлеченности муниципальных образований в проект - 100%. |
Проект направлен на федеральный отбор |
Реализация мероприятий по ключевым центрам развития детей на создание мобильных технопарков "Кванториум" (для детей, проживающих в сельской местности и малых городах), создание центров выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", 2019 |
федеральный |
Создание 1 регионального центра выявления и поддержки одаренных детей, 1 мобильного кванториума |
Всего 300844200,0 рублей, в том числе из Федерального бюджета 288801800,0 руб., из республиканского бюджета - 12042400,0 руб. |
В результате реализации проекта: уровень вовлеченности муниципальных образований Республики Коми в проект - 100%. |
Проект в стадии реализации |
4. Иная дополнительная информация
Иная дополнительная информация к описанию Центров представлена в приложениях к Комплексу мер по созданию и функционированию центров образования цифрового и гуманитарного профилей, способствующих формированию компетенций и навыков у детей, в Республике Коми на период 2019 - 2024 годов настоящего распоряжения.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.