Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 3 июля 2019 г. N 245-р
(приложение N 1)
Концепция
по созданию и функционированию центров цифрового образования "IT-куб" на 2020 - 2022 годы в Республике Коми
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра цифрового образования "IT-куб" в рамках национального проекта "Образование" (далее - Мероприятие), в том числе проблематика и предполагаемые результаты:
система дополнительного образования детей в Республике Коми начиная с 2016 года и по настоящее время претерпевает значительные изменения. Импульсом ко множественным метаморфозам системы стали, с одной стороны, приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей" и национальный проект "Образование" и, с другой стороны, готовность региональных властей и специалистов отрасли образования на местах воспринимать эти изменения. Под изменениями системы подразумевается новая расстановка приоритетов в дополнительном образовании на техническую и естественнонаучную направленность, ориентация на прикладной характер системы дополнительного образования, интеграцию всех отраслей образования через потенциал дополнительного образования как системы профессиональных проб, введение механизмов рыночной конкуренции программ дополнительного образования и другие. Точка невозврата системы дополнительного образования к прежнему состоянию как на региональном, так и на федеральном уровнях, пройдена в 2018 году с принятием майского указа Президента Российской Федерации и началом реализации национального проекта "Образование".
Республикой Коми последовательно реализуются все федеральные инициативы по модернизации системы дополнительного образования детей: посредством успешного участия во всех конкурсных мероприятиях в республике создан первый детский технопарк "Кванториум", ведется работа с бизнес-партнерами по созданию второго технопарка в крупном промышленном городе Ухта; внедряются современные управленческие и организационно-экономические механизмы в системе дополнительного образования; организации дополнительного образования явились победителями грантовых конкурсов Минобрнауки России в сфере дополнительного образования.
Благодаря успешной реализации проектов стационарного детского технопарка "Кванториум" в г. Сыктывкаре, внедрению целевой модели дополнительного образования, в том числе внедрению системы персонифицированного финансирования, привнесшей высокую конкуренцию между муниципальными, государственными и негосударственными поставщиками услуг дополнительного образования, выразившуюся в повышении качества программ дополнительного образования, в республике начали формироваться сообщества молодых заинтересованных педагогов, готовых реализовывать совместные проекты с детьми и представителями бизнес-сообщества, направленные на реальное изменение социально-экономической обстановки в своих городах.
В настоящий момент в системе образования Республики Коми программы инженерной направленности реализуют 28 организаций дополнительного образования (52% от всех организаций по отрасли "Образование") в 201 объединении технической направленности которых занимаются 7122 ребенка. Также программы технической направленности реализуются на базе 43 общеобразовательных организаций республики (13% от всех общеобразовательных организаций) с охватом более 4000 детей. С введением системы персонифицированного финансирования 3 частные организации в республики реализуют современные программы технической направленности с охватом более 900 человек. С момента создания стационарного детского технопарка "Кванториум" в г. Сыктывкаре в 2017 году охват программами инженерной и естественнонаучной направленностями вырос с 7,9 до 10,5% в общем количестве детей, проживающих в республике, в возрасте от 5 до 18 лет.
Количество педагогов дополнительного образования детей, реализующих программы технической направленности в республике, составляет 118 человек (12,2% от всех педагогов дополнительного образования по отрасли "Образование"), из которых 24 (20% от всех педагогов технической направленности республики) прошли обучение по программам ФГАУ "Фонд новых форм развития образования" и АНО "Открытое образование".
Мониторинг развития системы дополнительного образования в Республике Коми показывает, что в настоящее время имеется ресурс для создания детского ИТ-центра на территориях МО МР "Сыктывдинский" (2020 год), МО МР "Усть-Куломский" (2021 год), МО ГО "Усинск" (2022 год).
МО МР "Сыктывдинский":
Общая численность детей, охваченных программами дополнительного образования, к концу 2017-2018 учебного года составила 2 758 человек (рост с 56 до 69,4%). Количество объединений по сравнению с прошлым годом не изменилось - 112, 76 из которых функционируют в школах. В муниципальных центрах дополнительного образования реализуется 138 программ по 6 направленностям. Наиболее востребованные: физкультурно-спортивные и художественные. Приятно отметить увеличение почти вдвое числа детей, занимающихся в кружках технической направленности. 190 детей получили в прошедшем году сертификаты об окончании курса дополнительного образования.
Общее количество дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых центрами, уменьшилось в 2017-2018 учебном году на 5, (одногодичных и долгосрочных), зато увеличилось на 8 количество трехгодичных программ. В подобных программах соблюдается преемственность содержания между блоками как внутри программы, так и между возрастными уровнями. При таком освоении учебного материала основная ставка делается на личностное развитие учащихся.
Во исполнение задач, поставленных Правительством Российской Федерации и Республикой Коми, за 2018-2019 учебный год охват детей, посещающих кружки технической и естественно-научной направленности, увеличился в сравнении с прошлым учебным годом на 2% и составил 12,6%.
Количество педагогов дополнительного образования, реализующих программы технической направленности в Сыктывдинском районе, составляет 22 человека (12,2% от всех педагогов дополнительного образования по отрасли "Образование" (всего педагогов - 181).
С 2018 года в Сыктывдинском районе внедрена система персонифицированного дополнительного образования. Из 259 дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых педагогами дополнительного образования района в 2018-2019 учебном году, 13 прошли сертификацию, в т.ч. сертифицирована одна программа технической направленности, реализуемая МБУДО "Детско-юношеский центр" с. Зеленец, - "Легоконструирование" с охватом детей 30 человек.
Воспитанники дошкольных образовательных учреждений района также участвуют в конкурсах технической направленности. Так, в декабре 2017 года состоялись республиканские соревнования по образовательной робототехнике "ИКаРенок с пеленок", где приняли участие воспитанники МБОУ "Детский сад N 8 комбинированного вида" с. Выльгорт.
Учащиеся Сыктывдинского района активно участвуют в конкурсах и мероприятиях технической направленности разных уровней:
"Проекты WeDo" республиканского этапа Всероссийской робототехнической олимпиады 2016 года - 2 место;
Республиканская виртуальная выставка детского технического творчества в рамках республиканского Слета юных техников - 1 место;
Республиканский этап программы "Робототехника" Hello.Rofot! - Республика Коми (2017, 2018 годы).
в номинации ЛЕГО "Траектория - квест" - 2 и 3 место; номинации в номинации ЛЕГО Шорт-Трек - 1 место; участие в республиканском этапе Всероссийской Робототехнической Олимпиады (2018 год);
участие в чемпионате Джуниор Скиллс в рамках 2 регионального чемпионата "Молодые профессионалы" по компетенции "Мобильная робототехника" (2017 год).
МО МР "Усть-Куломский":
В Усть-Куломском районе проживает около 24 тысяч человек, из них около четырех с половиной тысяч детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Имеются ресурсы для организации дистанционного взаимодействия внутри муниципального образования, что позволяет обеспечить охват программами дополнительного образования по данному направлению учащихся всего района, а также и других районов региона за счет применения дистанционных образовательных технологий.
В МО МР "Усть-Куломский" на базе МУДО "Дом детского творчества "Патриот" с. Помоздино функционирует 6 объединений технической направленности. Кроме того, функционируют дистанционные образовательные онлайн-платформы муниципального и школьного масштаба, на которых размещены и активно осваиваются учащимися учебные IT-курсы.
МО ГО "Усинск":
На территории МО ГО "Усинск" проживает более 44 тыс. человек, из них более 8,5 тыс. детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Имеются ресурсы для организации дистанционного взаимодействия с другими муниципальными образованиями республики, что позволяет обеспечить охват программами дополнительного образования по данному направлению учащихся из других городов и районов региона за счет применения дистанционных образовательных технологий.
С сентября 2017 года на базе МАУДО "ЦДОД" г. Усинска апробирована новая современная форма дополнительного образования - "Технопарк "Город будущего", который реализует дополнительные общеобразовательные программы технической направленности и ориентирован на освоение навыков моделирования современных сфер производственной деятельности.
В рамках реализации Приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" с 1 сентября 2018 года МО ГО "Усинск" является одним из 10 муниципалитетов Республики Коми, внедряющих систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. В муниципальном образовании городского округа "Усинск" сложилась вариативная стабильно развивающая система дополнительного образования. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами и занимающимися по программам спортивной подготовки, по всем видам образовательных организаций составила 72%.
Основным поставщиком услуг по предоставлению дополнительного образования в МО ГО "Усинск" является МАУДО "ЦДОД" г. Усинска, который выступает основополагающей площадкой межведомственного и сетевого взаимодействия в муниципальном образовании. Сегодня Центр - это многопрофильное учреждение, организующее активную, творческую жизнедеятельность детей и подростков. Основная деятельность учреждения - оказание образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей посредством реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ следующих направленностей: технической, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной. Центр работает в тесном контакте с образовательными организациями города.
На базе МАУДО "ЦДОД" г. Усинска в рамках работы научно-технического отдела 25 лет функционирует Школа программистов, в которой ежегодно занимаются более 700 ребят в области программирования, информационных технологий, цифрового моделирования и робототехники.
Знания, полученные на занятиях, ребята успешно применяют, участвуя в конкурсах различного уровня. Учащиеся научно-технического отдела - ежегодные участники и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады по информатике, муниципальной научно-практической конференции старшеклассников "Шаг в науку", конкурса по информатике и компьютерным наукам "Кит - компьютеры, информатика, технологии", Международного конкурса по информатике и ИКТ "Инфознайка", Международного детского конкурса "Школьный патент - шаг в будущее".
За прошедшие годы Школа программистов выпустила 740 человек. 80% выпускников в дальнейшем поступают в ВУЗы технической направленности, 20% выбирают профессию программиста.
В 2017-2018 учебном году МАУДО "ЦДОД" г. Усинска вошел в топ-200 школ России, способствующих развитию талантов школьников. В 2018 году МАУДО "ЦДОД" г. Усинска принял участие и стал лауреатом Республиканского конкурса "Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья".
Вместе с тем имеется ряд проблем, которые могут быть решены в рамках проекта:
1) отсутствуют дополнительные общеобразовательные программы в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий, заявленные в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование";
2) недостаточно сформирована компьютерная база учреждений для реализации данного уровня программ;
3) в республике нет возможности для повышения квалификации по реализации дополнительных общеразвивающих программ в сфере ИТ-технологий заявленного уровня;
4) недостаточно финансовых средств для выезда детей и педагогов на соревнования в сфере ИТ-технологий.
Имеющиеся ресурсы и понимание проблем развития выступят основой для создания сети центров детского ИТ-творчества в трех муниципальных образованиях Республики Коми в период 2020 - 2022 гг. в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", обеспечат достижение целевых показателей проекта и решение проблемы профориентации и профилизации учащихся республики в области ИТ-технологий.
2. Опыт Республики Коми в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования за последние три года:
опыт Республики Коми в реализации федеральных проектов в сфере дополнительного образования детей за последние три года:
реализован приоритетный проект Республики Коми "Доступное дополнительное образование для детей" в 2017 - 2018 годах с привлечением финансовой поддержки со стороны Минобрнауки России, а именно создан и функционирует стационарный детский технопарк "Кванториум";
продолжается внедрение целевой модели дополнительного образования детей (внедрение системы персонифицированного финансирования в дополнительном образовании детей, организация и проведение серии кадровых школ для специалистов сферы дополнительного образования детей с привлечением федеральных тьюторов, инвентаризация сети учреждений, очно-заочные школы для мотивированных школьников);
успешно реализован грант Минобрнауки России 2016 - 2017 года на поддержку юридических лиц по реализации проектов в сфере дополнительного образования детей, грантополучателем стало государственное учреждение дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр экологического образования" с проектом цифровой школы экологического образования, работающей в дистанционной форме с обучающимися из муниципальных образований республики по реализации программ естественнонаучной направленности.
3. Организационно-правовая форма планируемых к созданию центров цифрового образования "IT-куб":
организационно-правовая форма организации, реализующей Мероприятие:
МО МР "Сыктывдинский" (2020 год) - структурное подразделение учреждения;
МО МР "Усть-Куломский" (2021 год) - структурное подразделение учреждения;
МО ГО "Усинск" (2022 год) - структурное подразделение учреждения.
4. Описание площадки центра цифрового образования "IT-куб" (общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади, техническое состояние здания, необходимость капитального/косметического ремонта, информация о собственнике, сроки ввода в эксплуатацию (для строящихся), территориальная доступность для населения):
МО МР "Сыктывдинский" (2020 год):
площадка для создания центра цифрового образования "IT-куб" в 2020 году определена на базе здания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Районный центр внешкольной работы" с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми (далее - Центр).
Центру со дня основания исполнилось 25 лет.
Центр ежегодно реализует 65 дополнительных общеобразовательных программ 6 направленностей в рамках муниципального задания, в том числе в рамках персонифицированного дополнительного образования и для детей с ОВЗ, с общим охватом детей 1154 человека. С сентября 2018 года Центр осуществляет свою деятельность в новом здании общей площадью 1597,8 кв. м. Здание и его помещения, после произведенного капитального ремонта, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14, требованиям пожарной безопасности.
Общая площадь для создания центра цифрового образования "IT-куб" составляет 614 кв. м.
Планируются к реализации следующие направления:
Обязательные:
1) программирование на Python;
2) мобильная разработка;
3) разработка VR/AR-приложений;
Дополнительные:
1) системное администрирование;
2) основы программирования на Java;
3) цифровая гигиена и работа с больши
<< Назад |
Приложение 1. >> Таблица индикаторов |
|
Содержание Распоряжение Правительства Республики Коми от 3 июля 2019 г. N 245-р Об утверждении Концепции по созданию и функционированию... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.