Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 3 июля 2019 г. N 244-р
(приложение N 1)
Концепция
создания и функционирования детских технопарков "Кванториум" в Республике Коми на период 2020 - 2024 годов
1. Обоснование и потребности в реализации мероприятия по созданию второго детского технопарка "Кванториум" в Республике Коми, в том числе проблематика и планируемые результаты:
в современных условиях техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс развития технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. Усвоение основ технического творчества, творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно-технической сферы производства. Создание условий для стимулирования научно-технического творчества детей и подростков, развитие современных механизмов дополнительного образования - важнейшие направления государственной образовательной политики. По статистике Министерства просвещения Российской Федерации более 50% школьников посещают учреждения дополнительного образования, при этом только 4% из них вовлечены в научно-техническое творчество. Но этого чрезвычайно мало, поскольку российская экономика и промышленность нуждаются в квалифицированных инженерных кадрах, молодых специалистах, способных создавать и внедрять ультрасовременные технологии, воплощать новые идеи и нестандартные подходы к их решению.
В рамках выполнения задач развития системы кадрового обеспечения экономики и социальной сферы важно создание условий для формирования, воспроизводства и развития конкурентоспособного кадрового потенциала, соответствующего стратегическим задачам ее развития.
В данных целях в Республике Коми была разработана и успешно реализована Концепция создания и функционирования детских технопарков в Республике Коми на период 2017 - 2019 годов, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 15 декабря 2016 г. N 533-р (далее - Концепция).
В рамках реализации указанной Концепции в 2017 году в г. Сыктывкаре был создан Детский технопарк, который является специально организованной образовательной средой, интегрирующей возможности научно-технической и производственно-технологической сред и нацеленной на знакомство и освоение детьми инновационной производственной культуры, современной инженерии и технологического предпринимательства.
Сегодня детский технопарк "Кванториум" г. Сыктывкара обладает лучшей в Республике Коми материально-технической базой для обучения детей технической и естественно-научной направленностям. Несмотря на всю современность и уникальность учреждения в детский технопарк "Кванториум" документы на обучение может подать любой родитель (законный представитель), если программа обучения подходит под возраст его ребенка.
В детском технопарке выстроена работа по выявлению мотивационной одаренности детей, а также по подготовке учащихся других образовательных организаций (в рамках сетевого взаимодействия) научно-технических и инженерных областях. На базе учреждения организована работа проекта "ЯндексЛицей", проводятся региональные конкурсы, олимпиады, фестивали, научно-практические конференции технической направленности, реализуются проектные школы и профильные смены. В 2018-2019 учебном году на базе детского технопарка "Кванториум" реализован проект "Квантоурок" - осуществлено проведение уроков технологии для обучающихся образовательных учреждений г. Сыктывкара силами преподавателей технопарка.
В настоящее время на базе детского технопарка реализуются следующие направления: автоквантум, аэроквантум, энерджиквантум, робо-квантум, биоквантум, квантум виртуальной и дополненной реальности (медиаквантум), hi-tech цех, лаборатория безопасности, юниквантум, НТМ (начальное техническое моделирование), которые относятся к числу приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации в целом и нашего региона в частности. Охват детей составляет 1200 человек.
Детский технопарк является ядром системы конкурсных мероприятий технической направленности. С 2018 года учреждением реализуется региональный этап робототехнической олимпиады, региональные этапы всероссийской Кванториады по направлениям деятельности технопарка.
За непродолжительное время работы детского технопарка уже есть результаты его деятельности:
1) I место на XI Всероссийского технологического фестиваля PROFEST 2019, национальный финал соревнований ЮниорПрофи (Москва, март, 2019);
2) III место на Всероссийском этапе соревнований "Роботраффик с техническим зрением" 2019;
3) Победа в создании Межквантовых стартап-кейсов в рамках международного конкурса детских инженерных команд;
4) II место во Всероссийском конкурсе видеороликов "Права человека глазами молодежи";
5) I, II, III место в Региональном чемпионате WordSkills Russia Junior Республики Коми 2019 в компетенции "Электроника 14+".
По результатам отборочных туров учащиеся детского технопарка "Кванториум" в 2019 году удостоены участия в сменах Всероссийских детских центрах "Океан" - 2 человека, "Смена" - 9 человек, "Орленок" - 4 человека, "Сириус" - 4 человека.
Всего мероприятиями детского технопарка "Кванториум" за последний год охвачено более 10 000 человек.
Перспективными направлениями дальнейшего развития деятельности детского технопарка "Кванториум" г. Сыктывкара являются развитие дистанционных форм обучения и электронного обучения, формирование стажировочных площадок на базе детского технопарка для преподавателей точных наук и естественнонаучных дисциплин.
Еще одним результатом реализации Концепции стало создание на базе республиканских учреждений системы среднего профессионального образования региональных ресурсных центров в целях обеспечения инфраструктурной, кадровой и методической поддержки муниципальных учреждений дополнительного образования в сфере технического творчества. Активно развивается взаимодействие между организациями дополнительного образования, организациями высшего и среднего профессионального образования, промышленными предприятиями по поддержке талантливых, одарённых обучающихся технической и естественнонаучной направленности.
Вместе с тем следует отметить, что в последние годы в Республике Коми существует потребность в специалистах инженерных специальностей, в то время как выпускники школ стремятся стать экономистами, юристами, менеджерами. Инженерные и рабочие специальности школьники оценивают как непрестижные. Согласно составленному в республике прогнозу, общая потребность в кадрах на 2016 - 2020 годы в Коми - 85 тысяч человек, из них 55 процентов - это рабочие, 23 процента (19,5 тысячи человек) - специалисты с высшим образованием и 22,6 процента (19,2 тысячи человек) - специалисты со средним профобразованием. При этом планируемое количество выпускников училищ и лицеев по рабочим профессиям не покрывает прогнозной кадровой потребности в 2018 году в четыре раза (1693 выпускника при потребности 6650 человек), специалистов со средним профессиональным образованием - в 1,6 раза (1956 выпускников при потребности 3144 человека). Кроме того существует серьезная проблема выбора одаренными детьми вузов республики, в том числе и ФГБОУ ВО "Ухтинский государственный технический университет" - ведущего вуза Республики Коми, ориентированного на получение выпускниками инженерных специальностей.
Опыт работы детского технопарка "Кванториум" г. Сыктывкара свидетельствует о востребованности современных дополнительных общеобразовательных программ технической и естественнонаучной направленностей среди детей в возрасте от 7 до 18 лет, а также о высокой мотивации обучающихся к занятиям именно в детском технопарке "Кванториум", что связано с высоким качеством реализуемых на его базе программ и применением современных методов и технологий обучения.
В г. Ухте созданы благоприятные условия для развития дополнительного образования технической и естественнонаучной направленностей. Ухта - индустриально-промышленный город, на территории которого наблюдается высокая концентрации производств и предприятий добывающей, перерабатывающей и машиностроительной отраслей. Деятельность осуществляют крупные предприятия, такие, как ОАО "Газпром трансгаз Ухта", ООО "Лукойл-Коми", ОО "Транснефть-Север" и другие. Градообразующие предприятия заинтересованы в получении молодых специалистов, готовых к научной и исследовательской деятельности.
На территории г. Ухты расположены 7 организаций дополнительного образования. Объединения технической направленности представлены в 1 муниципальном учреждении. Среди программ технической направленности преобладают программы, связанные с развитием навыков конструирования, начального технического моделирования, автомоделирования, программы по робототехнике.
Согласно данным мониторинга охвата детей услугами дополнительного образования в г. Ухте охват детей дополнительным образованием технической направленности составляет 8,4%.
Создание детского технопарка "Кванториум" в г. Ухте придаст новый вектор развития дополнительному образованию технической и естественнонаучной направленностей и позволит увеличить охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами указанной направленности, что является одной из задач федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (обеспечение вовлечения 25% детей в возрасте от 5 до 18 лет в дополнительное образование технической и естественнонаучной направленностей).
Обучение по выбранным направлениям в детском технопарке "Кванториум" позволит подрастающему поколению овладеть широким спектром универсальных компетенций, востребованных на всех современных производствах. Кроме того, система ранней профориентации посредством занятий в детском технопарке "Кванториум" позволит обеспечить благоприятные условия для воспроизводства высококвалифицированных кадров для предприятий реального сектора экономики республики и уменьшить отток кадров в другие субъекты Российской Федерации.
В целом в системе образования Республики Коми функционируют 21 организация дополнительного образования детей, которые реализуют дополнительные общеобразовательные программы технической направленности. В действующих 215 детских объединениях технической и естественнонаучной направленности занимается 9500 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет лишь 9,8% от общей численности обучающихся, занимающихся в организациях дополнительного образования детей республики. При этом объединения технической направленности выполняют важную профилактическую функцию, обеспечивая возможность для обучения, воспитания и творческого развития детей, в основном мальчиков, состоящих на различных профилактических учетах. В течение 2017 - 2018 годов отмечалась тенденция увеличения среди обучающихся объединений технического творчества количества детей младшего и среднего школьного возраста. Увеличение количества обучающихся старших классов связано с функционированием детского технопарка "Кванториум" в г. Сыктывкаре.
Концепция создания и функционирования детских технопарков в Республике Коми (далее - Концепция) формулирует цели, задачи, определяет направления, описывает механизмы и этапы развития системы технического творчества детей через создание сети детских технопарков "Кванториум" в Республике Коми.
Обеспеченность объединений технической направленности учреждений дополнительного образования детей оборудованием, инструментами и необходимыми расходными материалами составляет менее 50% от потребностей. Значительная часть оборудования является изношенной, морально устаревшей, что сказывается на подготовке и участии детей в республиканских соревнованиях по техническому творчеству. В настоящее время лишь 2% детей и подростков в Республике Коми, занятых различными формами технического творчества, участвуют в региональных мероприятиях технической направленности.
Развитие технического творчества требует постоянного обновления оборудования, используемых технологий, повышения квалификации педагогических кадров.
В модернизации нуждаются и дополнительные общеобразовательные программы технической направленности. Необходимо привлечение педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, повышение квалификации имеющихся педагогических кадров, специалистов, реализующих программы технической направленности.
Оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на развитие технического творчества обучающихся в Республике Коми, позволяют обозначить следующие проблемы:
несоответствие материально-технической базы большинства объединений технической направленности современным технико-технологическим требованиям;
недостаток квалифицированных специалистов в области современных видов инженерно-технической деятельности;
недостаточная популяризация сферы технического творчества, отсутствие заинтересованности субъектов системы технического творчества в развитии.
Перечисленные проблемы убедительно доказывают необходимость модернизации системы технического творчества в Республике Коми.
Техническое творчество на новом этапе развития должно стать катализатором подготовки специалистов, способных в рамках современной техносферы самостоятельно планировать и осуществлять производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, педагогическую и проектно-конструкторскую деятельность. Для этого требуется сформулировать цели, задачи и направления развития технического творчества в системе образования Республики Коми.
Цели и задачи Концепции:
Цель: создание научно-образовательной, творческой, высокотехнологичной среды с участием организаций реального сектора экономики, на базе которой осуществляется обучение по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленности, обеспечивающей объединение усилий науки, бизнеса и государства для формирования системы ускоренного развития технических способностей детей с целью подготовки инженеров и ученых нового типа.
Задачи:
1) повышение престижа инженерных профессий, формирование у детей и подростков профессиональных компетентностей и практических навыков в высокотехнологичных специальных сферах;
2) содействие решению проблемы обеспечения высокотехнологичных и других отраслей экономики республики новым поколением высококвалифицированных рабочих и специалистов;
3) увеличение количества детей, вовлеченных в научно-техническое и инженерное творчество.
Механизм реализации Концепции:
важнейшим звеном реализации Концепции развития детского технического творчества в Республике Коми должно стать дальнейшее развитие сети учреждений нового типа - детских технопарков, которые становятся основным компонентом комплексной модернизации системы образования в части дополнительного образования детей в рамках внедрения Стандарта кадрового обеспечения промышленного развития региона.
Реализация Концепции предполагается в несколько этапов:
2020 год - 1 этап: создание детского технопарка "Кванториум" на базе площадей МУДО "Центр творчества имени Г.А. Карчевского", как структурного подразделения государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр дополнительного образования" (далее - Центр) как базового регионального исследовательско-конструкторского центра в системе дополнительного образования детей, обеспечивающего распространение лучших моделей и практик в области дополнительного образования детей технической направленности во всех муниципальных образованиях Республики Коми;
2021 - 2022 годы - 2 этап: развитие сетевого взаимодействия между организациями дополнительного образования, организациями высшего и среднего профессионального образования, промышленными предприятиями для реализации проекта "Индивидуальная траектория" по персональному ведению одаренных обучающихся технической и естественнонаучной направленности.
Данные этапы будут реализованы в рамках реализации Комплекса мер по созданию и функционированию детского технопарка на период 2020 - 2024 годов (приложение N 2), включающего в себя ряд системных мероприятий на 2020 - 2024 годы по созданию и функционированию сети детских технопарков. Для реализации Комплекса мер будут привлечены средства из республиканского бюджета Республики Коми, а также внебюджетные источники.
2. Опыт Республики Коми в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования:
в Республике Коми уже более пяти лет организуются региональные и федеральные мероприятия технической и естественнонаучной направленности.
Один из интеллектуальных партнеров проекта создания детского технопарка в регионе - ФГБОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина" с 2015 года реализует проект 2Сеть профориентационных школ "Универсариум", имеющий статус лидерского проекта АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
Проект направлен на реализацию дополнительных общеразвивающих программ технической и гуманитарной направленности, позволяющих аккумулировать инфраструктурные (база учебных лабораторий) и педагогические ресурсы университета для качественной профориентации школьников. В 2016 году программы "Универсариума" в сетевой форме в пилотном режиме начали реализовываться в образовательных учреждениях г. Сыктывкара, в последующем проект будет реализован и на базе создаваемого технопарка.
Также университет выступает партнером в разработке и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов детских технопарков в Республике Коми.
В 2017 - 2019 годах с участием промышленных партнеров, в том числе ОА "Монди СЛПК", организовано проведение ежегодных Чемпионатов в рамках проекта Чемпионатов "Джуниорскиллс" в Республике Коми.
В течение двух лет проводится Республиканский фестиваль образовательной робототехники, в котором принимают участие более 120 команд из муниципальных образований республики.
В 2016 году в рамках фестиваля состоялось одно из крупнейших мероприятий образовательной робототехники в России - Региональный этап Всероссийской Робототехнической Олимпиады - 2016. На фестивале впервые в республике организованы студенческие соревнования в категории Роботраффик, включающие в себя соревнования автономных моделей автомобилей-роботов, которые преодолевали макет городской трассы с соблюдением правил дорожного движения. Еще одним инновационным видом соревнований стало скоростное преодоление трассы - рейсинг. В соревнованиях приняли участие команды студентов высших и средних профессиональных организаций региона.
С 2015 года Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми совместно с "Ассоциацией работников и организаций, использующих конструкторы образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе" реализуется проект по развитию кадровой, методической и технической составляющей технического творчества, в частности, робототехники. В рамках данного проекта осуществляется внедрение модельных программ по образовательной робототехнике для детей, обучающихся в общеобразовательных организациях - "ИКаР" ("Инженерные кадры России") и для детей дошкольного возраста - "ИКаРенок". Результатом проекта стало создание новых 20 кружков образовательной робототехники с охватом 400 детей. Также в рамках данного проекта в 2016 г. организовано дистанционное обучение для 25 педагогов общеобразовательных организаций АМОГО "Сыктывкар" по курсу Lego Didjital disigner (программирование комплектов образовательной робототехники).
Республика Коми имеет необходимые условия и опыт для дальнейшей организации профессионального обучения детей, которые пройдут дополнительное образование в технопарке. В 2011 - 2013 годах была успешно реализована программа модернизации профессионального образования в нефтехимии проекта "Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации". В 2013 году ФГБОУ ВО "Ухтинский государственный технический университет" вошел в число победителей открытого публичного конкурса на предоставление поддержки для реализации проектов по подготовке высококвалифицированных кадров для предприятий и организаций регионов ("Кадры для регионов"). Распоряжением Правительства Республики Коми от 12 октября 2016 г. N 437-р утверждена Концепция модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2025 года, одной из задач которой является корректировка перечня реализуемых направлений подготовки, специальностей и профессий, модернизация образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса на всех уровнях профессионального образования через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных свойств, интересов и потребностей обучающегося, а также через внедрение в профессиональную образовательную среду технологий проектного обучения.
С целью привлечения молодежи в производственные секторы экономики, совершенствования квалификационных стандартов по рабочим профессиям и специальностям профессионального образования с учетом национальных и международных требований к профессиональным компетенциям в 2015 году Республика Коми вошла в движение "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia), на базе профессиональной образовательной организации создан Координационный центр. В марте 2016 г. впервые был проведен первый Региональный чемпионат "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia), кроме того более 20 преподавателей и мастеров производственного обучения прошли повышение квалификации в базовом центре Академии Ворлдскиллс Россия. В 2017 году региональный чемпионат "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) будет проведен по 10 компетенциям, в стадии решения вопрос о проведении в данные сроки соревнований JuniorSkills.
Приказом Министерства образования Республики Коми от 13 марта 2015 г. N 45 создана Региональная инновационная площадка на базе ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум" с проектом "Центр социализации и технической профориентации подростков" (направление - автомобили) для учащихся общеобразовательных организаций, в том числе стоящих на профилактических учетах. 19 детей в возрасте от 10 до 14 лет занимаются по образовательным программам "Автомобили" и "Робототехника".
С октября 2017 года в г. Сыктывкаре функционирует детский технопарк "Кванториум". С 2018 года он является пилотным проектом по детскому технопарку "Кванториум" в Российской Федерации.
В 2017 году на территории МОГО "Ухта" был разработан и успешно внедрен проект "Инженерно-техническое образование - основа развития экономики региона". Проект стал победителем грантового конкурса "Лучший инновационный проект Республики Коми" в номинации "Лучшая инновационная инфраструктура" в 2017 году.
Также на территории МОГО "Ухта" активно развивается направление "Образовательная робототехника" в дошкольных образовательных организациях. В 2017 году подписано Соглашение о сетевом взаимодействии с ГПОУ "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова", в том числе, в вопросах развития направления "Робототехника". В рамках Соглашения с 2017 по 2019 годы на территории МОГО "Ухта" проводится республиканский этап "Икаренок". Дважды, в 2018 и 2019 году команды муниципальных дошкольных образовательных учреждений становятся победителями республиканских соревнований и участниками, призерами соревнований федерального уровня (МДОУ "Детский сад N 11 - призер, 2018 год; МДОУ "НШДС N 1" - участник, 2019 год).
В рамках реализации проекта, организации совместной деятельности ФГБОУ ВО "Ухтинский государственный технический университет" с общеобразовательными организациями города Ухта в 2018 году и в 2019 году успешно организуется проект "Школа инженерных кадров" для обучающихся 10 классов. В рамках реализации проекта разработан учебный план, включающий в себя следующие дисциплины: физика, математика, основы черчения, 3D моделирование, прототипирование, образовательная робототехника, основы проектирования. По итогам обучения каждый обучающийся разрабатывает и представляет проект по направлению инженерно-технической направленности. Учащиеся, успешно защитившие проект получают дополнительно 3 балла при поступлении в ФГБОУ ВО "Ухтинский государственный технический университет".
1 сентября 2018 года на базе МОУ "СОШ N 10" открыт инженерный класс (10 класс) ФГБОУ ВО "Ухтинский государственный технический университет". Такая практика будет продолжена в 2019 - 2020 учебном году.
3. Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятие по созданию второго детского технопарка "Кванториум":
региональным координатором детского технопарка "Кванториум" является Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми. Региональный координатор обеспечивает создание и функционирование детского технопарка "Кванториум", включая финансирования услуг дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной и технической направленностей, а также осуществление общей межведомственной координации и контроля за деятельностью детского технопарка "Кванториум".
Региональным оператором детского технопарка "Кванториум" является государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр дополнительного образования". Региональный оператор осуществляет управление созданием и развитием детского технопарка "Кванториум", координацию учебно-методической деятельности детского технопарка "Кванториум", целевую и техническую эксплуатацию, обеспечение функционирования за счет средств, поступающих из регионального бюджета на финансовое обеспечение государственного задания, внебюджетных средств и иных источников.
Детский технопарк "Кванториум" является структурным подразделением ГАУ ДО РК "Республиканский центр дополнительного образования".
В основе детского технопарка "Кванториум" заложена организационно-финансовая модель "Стандарт", предусматривающая размещение помещений детского технопарка на обособленной площади не менее 712 метров, ежегодное обучение не менее 800 детей за счет средств регионального бюджета, реализацию 6 направлений образовательной деятельности, в том числе по направлению "хай-тек", вовлечение не менее 3000 детей в кванторианское движение (участие в олимпиадах и мероприятиях, проводимых детским технопарком "Кванториум").
Обучение детей по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в детском технопарке "Кванториум" осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных ГАУ ДО РК "Республиканский центр дополнительного образования" на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Базовым форматом реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на базе детского технопарка является проектная деятельность. Сопутствующими форматами являются исследовательская, конструкторская, опытно-экспериментальная деятельность и моделирование.
Форма организации образовательного процесса - групповая работа, минимальная численность обучающихся в группе - 3 человека. Образовательный процесс построен в тесном взаимодействии с промышленными предприятиями республики, заинтересованными в подготовке будущих квалифицированных кадров, успешной профессиональной и социальной адаптации будущих специалистов. Таким образом, каждый обучающийся вовлечен в реализацию научно-исследовательского (изобретательского) или иного проекта по техническому заданию, полученному от промышленного предприятия, с последующим представлением этого проекта на региональных, всероссийских и международных мероприятиях технической направленности.
4. Описание площадки детского технопарка "Кванториум" (общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади, техническое состояние здания, необходимость капитального/косметического ремонта, информация о собственнике, территориальная доступность для населения):
второй детский технопарк создается как структурное подразделение государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр дополнительного образования" (далее - Центр), на базе площадей МУДО "Центр творчества имени Г.А. Карчевского" (г. Ухта), как один из базовых региональных исследовательско-конструкторских центров в системе дополнительного образования детей, обеспечивающий распространение лучших моделей и практик в области дополнительного образования детей технической направленности во всех муниципальных образованиях в Республике Коми.
В помещениях в настоящее время уже реализуются программы технического творчества, так как МУДО "Центр творчества имени Г.А. Карчевского" частично реализует данное направление дополнительного образования.
Помещения располагаются на втором этаже, имеют панорамные окна на восточную и западную стороны света. Площадь помещений для образовательного процесса составляет более 372 квадратных метра, квадратных метров, высота потолков - 3,7 метра. Общая площадь помещений технопарка составит более 700 квадратных метров с учетом наличия всех необходимых функциональных зон.
Центр будет располагаться в центре густонаселенного района г. Ухта, количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих в данном районе - более 7000 человек. Помещения располагаются в шаговой доступности от жилых микрорайонов города, рядом находятся муниципальные общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, а также автобусная остановка, чем обеспечивается транспортная доступность помещений технопарка.
Адрес Центра: Республика Коми, г. Ухта, ул. Пушкина, д. 25, 1 и 2 этажи.
Собственником помещений является МО ГО "Ухта".
Техническое состояние здания удовлетворительное, требуется косметический ремонт помещений.
Планируемые функциональные зоны:
Общая площадь |
712 кв. м |
Хайтек |
102 кв. м |
Кватумы |
|
Геоквантум |
72 кв м |
Энерджиквантум |
72 кв. м |
VR/AR-квантум |
72 кв. м |
IT-квантум |
54 кв. м |
Робоквантум |
102 кв. м |
Лекторий Шахматная гостиная Зона для проектной деятельности |
196 кв. м |
Коворкинг |
42 кв. м |
Площади детского технопарка и его оборудование будут использоваться:
для образовательного процесса по программам дополнительного образования детей среднего и старшего школьного возраста 10 - 18 лет;
для образовательного процесса и проведения экспериментальной и исследовательской деятельности по программам профессиональной подготовки обучающихся средних профессиональных и высших учебных заведений, располагающихся на территории г. Ухта и его окрестностях;
для организации проектной и образовательной деятельности частных поставщиков услуг дополнительного образования и иных заинтересованных структур.
Детский технопарк "Кванториум" размещается на территории около 700 кв. метров и предполагает наличие 10 помещений.
"IT-квантум" размещается в одном помещении, в котором проводятся как теоретические, так и практические и исследовательские работы. Сфера IT - одно из приоритетных направлений развития России. В рамках "IT-квантума" дети знакомятся с законодательством в сфере IT, получают представление об ответственности в сфере информационной безопасности. Обучающиеся изучают операционные системы, сети и программное обеспечение для выявления их уязвимостей для незаконного проникновения и использования.
Зона "Робоквантума" направлена на формирование навыков конструирования машин и механизмов, в одной аудитории команды детей могут как проводить разработку и обсуждение нового проекта, так и осуществлять конструирование моделей, их апробацию и проводить соревнования построенных моделей. Учащиеся проектной траектории "Робоквантум" учатся настраивать беспроводное аппаратное обеспечение, устанавливать беспроводную связь между мобильным роботом и компьютером, используя промышленные средства программирования, осваивают передовые технологии в области электроники, мехатроники и программирования, получают практические навыки их применения, учатся понимать принципы работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; развивают лидерские качества и аналитическое мышление.
В состав помещений детского технопарка включен HiTech цех - производственные помещения общего пользования, основной целью которых является создание комфортных условий для моделирования и конструирования. HiTech цех спроектирован с учетом оптимизации используемого оборудования всеми технологическими направлениями образовательного процесса и оснащен высокоточным оборудованием, от станков до микроскопов, а также уникальным программным обеспечением для проведения экспериментов и демонстрации опытов, призван создать среду для ускоренного технического развития детей.
HiTech цех позволят реализовать в детском технопарке квант "Геоквантум". Геология, разведывательная деятельность, недропользование являются важными составляющими экономики Республики Коми. Деятельность добывающих компаний невозможна без геологоразведки. В связи с этим направление Геоквантум является весьма важным в условиях работы детского технопарка.
Одно помещение будет выделено для направления "Дополненная и виртуальная реальность". Развитие электронной экономики стимулирует создание большого количества интернет-сервисов и приложений для пользователей. В связи с этим современные дети должны обладать необходимыми компетенциями, чтобы ориентироваться не только в окружающей действительности, но также и в виртуальной реальности, которые все больше переплетаются и зависят друг от друга. Выбор данного квантума для детского технопарка основан на требованиях современного образования, которое связано с интернет-технологиями.
Помимо помещений, в которых располагаются кванты, детский технопарк "Кванториум" включает помещение-серверную, два помещения для расположения в них гардеробных, буфетное помещение и фойе для встречи учащихся и гостей технопарка.
5. Образовательные направления детского технопарка "Кванториум":
образовательный процесс в детском технопарке будет реализовываться в следующих формах: проектная деятельность, семинар, хакатон для программистов, тьюторские курсы, работа скрам-команд по реализации проектов и другие формы.
В соответствии с приоритетами и перспективами промышленного развития Республики Коми и технологического развития Российской Федерации выбрано 6 основных направлений деятельности детских технопарков в Республике Коми:
ITквантум;
Энерджиквантум,
Геоквантум,
VR/AR-квантум,
Робоквантум;
Хайтех цех.
Данные направления также увязаны с профилями учреждений высшего образования и среднего профессионального образования, действующими на территории Республики Коми, и позволяют осуществлять процесс раннего формирования образовательной и профессиональной траектории ребенка, основанной на кадровой потребности региона.
Базовым форматом образовательного процесса будет являться проектная деятельность. Реализация проектной деятельности будет носить как внутриквантумный характер, так и межквантумный. Межквантумные проекты будут носить формат законченных научных исследований или инженерных разработок в виде выполненного продукта. Работа над инженерными проектами будет строиться по принципу полного жизненного цикла изделия, с включением в работу над проектами внешних заказчиков, основ системной инженерии, анализа потенциального рынка.
Предполагается, что дополнительные общеобразовательные программы технической и инженерной направленности, которые будут реализовываться в технопарке, будут интегрированы с программами средних профессиональных и высших образовательных организаций технической направленности.
Программы технической направленности будут реализовываться специалистами Центра, а также специалистами организаций партнеров в рамках сетевых программ.
6. Интеллектуальные и индустриальные партнеры детского технопарка "Кванториум":
на сегодняшний день в Республике Коми осуществляют предоставление услуг дополнительного образования детей более 70 индивидуальных предпринимателей и 10 частных организаций, а также 2 учреждения высшего образования.
Данные организации и индивидуальные предприниматели - потенциальный сектор для сотрудничества по проектам детского технопарка.
Методическая поддержка детского технопарка будет обеспечиваться:
1) Центром (ресурсный центр развития технического творчества Республики Коми);
2) ГПОУ "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова" (региональный ресурсный центр образовательной робототехники и развития молодежного технического творчества);
3) ФГБОУ ВО "Ухтинский государственный технический университет" - ведущий вуз Республики Коми, ориентированный на получение выпускниками инженерных специальностей;
4) МУ "Управление образования" администрации МОГО "Ухта" - республиканская опорная площадка в вопросах развития инженерно-технического образования (проект "Инженерно-техническое образование - основа развития экономики региона" (2017 - 2020 г) с 2017 года;
5) МАОУ "Ухтинский технический лицей им. Г.В. Рассохина" - республиканская опорная школа (2018 г), республиканский ресурсный центр (2017 г);
6) МОУ "СОШ N 10" - республиканская опорно-методическая площадка "Развитие начального инженерного образования в условиях сетевого взаимодействия" с 2017 года;
7) МДОУ "Детский сад N 55" - республиканская пилотная площадка в вопросах развития начального инженерного образования (2018 год).
К партнерству с детским технопарком планируется привлечь интеллектуальных и бизнес-партнеров:
1) ФГБОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина";
2) ФГБОУ ВО "Ухтинский государственный технический университет";
3) ГК "Ренова";
4) ОАО "Газпром-трансгаз-Ухта";
5) АО "Транснефть-Север";
6) ООО "ЛУКОЙЛ-Коми";
7) ООО "ЛУКОЙЛ-УНП";
8) АО "СИТТЕК".
7. Ожидаемые результаты и индикаторы эффективности:
в результате последовательного прохождения всех этапов реализации Концепции будет сформирована целостная система технического творчества в Республике Коми, запущены механизмы ее развития. Региональным ресурсным центром технической направленности является Центр и созданная на его базе сеть детских технопарков "Кванториум".
Такая система технического творчества будет отвечать социальному заказу по подготовке подрастающего поколения к самостоятельной трудовой деятельности в условиях, когда к профессиональным навыкам работника предъявляются повышенные требования. Обучающиеся образовательных организаций включатся в творческую деятельность по различным техническим направлениям, начиная с начального технического моделирования и заканчивая решениями кейсовых заданий и разработкой практико-ориентированных моделей технического творчества.
Ожидаемые результаты реализации Концепции:
1) для обучающихся и их родителей:
расширение спектра направлений развития системы технического творчества в региональном образовании;
развитие новых форм востребованного интеллектуального и практико-ориентированного обучения по программам;
реализация образовательными организациями системы современных программ по техническому творчеству, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для жизни и работы в инновационной экономике;
обеспечение информационной прозрачности системы технического творчества в регионе и широкая доступность образовательных программ технического творчества;
формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в сфере технического творчества, основанной на взаимодействии организаций общего, дополнительного и профессионального образования;
2) для педагогических работников:
улучшение материально-технического обеспечения объединений технической направленности;
совершенствование системы повышения квалификации; возможность творческого и профессионального общения в рамках единой образовательной среды;
расширение возможностей для постоянного творческого профессионального роста и развития;
3) для образовательных организаций:
укрепление и обновление материально-технической базы; повышение результативности деятельности организаций; расширение форм сотрудничества с социальными партнерами, промышленными предприятиями, представителями бизнес-сообщества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.