Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Одобрен
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 9 июля 2019 г. N 260-р
(приложение)
Прогноз
социально-экономического развития Республики Коми на 2020 год и на период до 2022 года
Показатели |
2017 г. факт |
2018 г. факт |
2019 г. оценка |
прогноз |
|||||||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|||||||||||
консервативный |
базовый |
целевой |
консервативный |
базовый |
целевой |
консервативный |
базовый |
целевой |
|||||
Численность населения (в среднегодовом исчислении), тыс. человек |
845,7 |
835,5 |
824,9 |
813,9 |
814,1 |
814,3 |
803,0 |
803,5 |
804,0 |
792,1 |
793,0 |
793,8 |
|
Общий коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 человек населения |
11,5 |
10,2 |
10,1 |
10,0 |
10,1 |
10,2 |
9,9 |
10,0 |
10,1 |
9,8 |
9,9 |
10,0 |
|
Общий коэффициент смертности, число умерших на 1000 человек населения |
11,8 |
11,9 |
11,9 |
12,0 |
11,9 |
11,8 |
12,0 |
11,9 |
11,8 |
11,9 |
11,8 |
11,7 |
|
Миграционный прирост (убыль), тыс. человек |
-9,5 |
-9,3 |
-9,4 |
-9,4 |
-9,2 |
-9,1 |
-9,3 |
-9,1 |
-8,9 |
-9,2 |
-8,9 |
-8,7 |
|
Валовой региональный продукт, млрд рублей |
574,4 |
647,9 |
690,0 |
666,1 |
715,0 |
731,2 |
693,2 |
749,8 |
768,7 |
722,7 |
786,6 |
812,5 |
|
Темп роста объема валового регионального продукта, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,0 |
100,6 |
101,1 |
95,9 |
100,3 |
102,0 |
99,5 |
100,6 |
101,2 |
99,6 |
100,4 |
101,3 |
|
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,1 |
100,9 |
101,1 |
99,3 |
101,0 |
102,0 |
100,6 |
101,4 |
102,2 |
100,7 |
101,4 |
102,2 |
|
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Добыча полезных ископаемых, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
91,5 |
101,2 |
101,4 |
99,9 |
100,9 |
101,9 |
100,7 |
101,4 |
102,2 |
100,6 |
101,4 |
102,2 |
|
Обрабатывающие производства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,9 |
98,8 |
99,6 |
97,0 |
100,4 |
101,3 |
99,7 |
100,5 |
101,3 |
100,1 |
100,6 |
101,4 |
|
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,8 |
104,5 |
104,9 |
103,8 |
104 |
105,1 |
103,9 |
104,6 |
105,3 |
104,0 |
105,1 |
105,6 |
|
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
107,3 |
101,2 |
101,1 |
101 |
101,2 |
101,4 |
101,4 |
101,6 |
101,8 |
101,9 |
102,1 |
102,3 |
|
Продукция сельского хозяйства всех категорий, млрд рублей |
9,9 |
9,2 |
9,7 |
10,1 |
10,1 |
10,2 |
10,5 |
10,7 |
10,8 |
11,0 |
11,3 |
11,5 |
|
Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
92,5 |
101,4 |
101,9 |
100,2 |
101,0 |
102,2 |
100,5 |
102,0 |
102,8 |
100,6 |
102,1 |
103,0 |
|
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", млрд рублей, в ценах соответствующих лет |
45,2 |
42,5 |
43,1 |
43,2 |
45,0 |
46,2 |
43,4 |
47,1 |
49,8 |
43,8 |
49,5 |
53,8 |
|
Индекс производства по виду деятельности "Строительство", % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
41,90 |
95,50 |
96,0 |
94,9 |
98,9 |
102,0 |
95,3 |
99,4 |
102,5 |
95,8 |
99,9 |
103,0 |
|
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади |
222,8 |
290,2 |
248,0 |
207,0 |
234,6 |
276,0 |
198,0 |
224,4 |
264,0 |
219,8 |
249,1 |
293,0 |
|
Инвестиции в основной капитал, млрд рублей |
134,2 |
126,6 |
125,1 |
113,3 |
114,6 |
117,5 |
124,5 |
128,5 |
132,9 |
132,3 |
138,1 |
143,6 |
|
Темп роста объема инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
65,5 |
92,5 |
94,0 |
86,9 |
88,1 |
90,4 |
105,5 |
107,7 |
108,7 |
102,0 |
103,2 |
104,0 |
|
Индекс потребительских цен на конец года, в % к декабрю предыдущего года |
102,4 |
105,1 |
105,7 |
105,3 |
104,8 |
104,8 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
|
Оборот розничной торговли, млрд рублей |
150,2 |
154,6 |
162,4 |
168,3 |
168,5 |
169,1 |
174,3 |
175,4 |
177,1 |
180,4 |
182,8 |
185,9 |
|
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,5 |
100,2 |
99,9 |
99,8 |
100,1 |
100,5 |
99,7 |
100,2 |
100,8 |
99,6 |
100,3 |
101,0 |
|
Объем платных услуг населению, млрд рублей |
48,5 |
48,0 |
50,1 |
52,2 |
52,2 |
52,3 |
54,5 |
54,6 |
54,7 |
56,8 |
57,0 |
57,1 |
|
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,4 |
100,3 |
99,9 |
99,5 |
100,0 |
100,3 |
99,9 |
100,1 |
100,2 |
99,9 |
100,0 |
100,1 |
|
Фонд заработной платы работников организаций, млрд рублей |
175,2 |
188,8 |
194,3 |
199,7 |
201,3 |
202,7 |
205,3 |
209,7 |
212,2 |
209,5 |
216,0 |
219,2 |
|
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), рублей |
41101 |
44853 |
46620 |
48951 |
49184 |
49417 |
51399 |
52234 |
52629 |
53557 |
54846 |
55313 |
|
в % к предыдущему году |
105,0 |
109,10 |
103,9 |
105,0 |
105,5 |
106,0 |
105,0 |
106,2 |
106,5 |
104,2 |
105,0 |
105,1 |
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году |
95,0 |
96,2 |
95,5 |
97,5 |
98,5 |
99,8 |
98,5 |
98,9 |
100,3 |
98,5 |
100,0 |
100,4 |
|
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), % |
1,6 |
1,5 |
1,8 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Республики Коми на 2020 год и на период до 2022 года
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2020 год и на период до 2022 года (далее - прогноз) представлен в трех вариантах - консервативный, базовый, целевой.
Консервативный вариант отличается стрессовыми внешними условиями, различия между базовым и целевым сценариями связаны с динамикой факторов экономического роста, зависящих в том числе от успешности мер структурной экономической политики, которые планируются к реализации в текущем и последующем годах.
Базовый вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде замедлятся темпы роста валового регионального продукта, объемы промышленного производства, инвестиций в основной капитал, что является следствием текущих экономических и социальных процессов, в том числе с учетом геополитической обстановки в мире.
Целевой вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде будет складываться более благоприятное влияние внешних и внутренних факторов, стабилизируются экономическая конъюнктура и экономическое положение предприятий Республики Коми, активизируется их инвестиционная и инновационная деятельность.
В Республике Коми в течение 2018 года складывалась неоднозначная социально-экономическая ситуация, характеризуемая как ростом, так и снижением показателей в наиболее важных сферах жизнедеятельности.
Так, по сравнению с уровнем аналогичного периода 2017 года увеличились:
объемы добычи каменного угля, сырой нефти, включая газовый конденсат, металлических руд, производства нетканых материалов, линолеума, продукции деревообработки, целлюлозно-бумажных изделий, прочей неметаллической минеральной продукции, электрического оборудования и работ по ремонту машин и оборудования;
объемы производства молока, кроме сырого; масла сливочного; мяса крупного рогатого скота, свинины, баранины, оленины парных, остывших или охлажденных;
объемы лесозаготовительного производства; объемы ввода в действие жилых домов;
оборот розничной торговли и объемы платных услуг населению; номинальная и реальная начисленная заработная плата работников организаций;
доходы консолидированного бюджета Республики Коми; объемы поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми.
При этом отмечено снижение:
объема государственного долга Республики Коми;уровня зарегистрированной безработицы; количества зарегистрированных преступлений. В числе негативных итогов 2018 года отмечается: сокращение объемов добычи природного газа;
снижение объемов производства дизельного топлива и топочного мазута, бензина автомобильного;
снижение производства скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий;
снижение объемов производства кисломолочных продуктов и сыров, мяса и субпродуктов пищевой домашней птицы, хлебобулочных и кондитерских изделий;
снижение объема работ по виду деятельности "Строительство"; сокращение объема инвестиций в основной капитал; увеличение индекса потребительских цен.
Наряду с этим сохранились, а в ряде случаев обострились, проблемы долговременного характера, главные из них - недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, медленные темпы модернизации производства, низкий уровень инновационной активности организаций, отсутствие достаточных рынков сбыта производимой продукции.
В 2019 году, по оценке, среднегодовая численность населения снизится по сравнению с уровнем 2018 года на 1,3%, и составит 824,9 тыс. человек. Доминирующей причиной сокращения численности населения продолжает являться миграционный отток населения из Республики Коми. Значение показателя миграционной убыли в 2019 году ожидается на уровне 9,4 тыс. человек, что на 1,1% выше значения 2018 года.
В 2019 году ожидается дальнейшее снижение показателя рождаемости, который составит 10,1 родившихся на 1000 человек населения, связанное с сокращением численности женщин фертильного возраста за счет выбытия из возраста фертильности многочисленных поколений женщин, рожденных в 60-х годах XX века, и вхождением в период фертильности малочисленных поколений женщин, рожденных в 90-х годах XX века.
Коэффициент смертности в 2019 году, по оценке, сохранится на уровне 2018 года (11,9 умерших на 1000 человек населения). Основной причиной сохранения показателя является тенденция старения населения (увеличение доли лиц в возрасте 65 лет и более в общей численности населения), а также недостаточная доступность специализированной помощи при тяжелых заболеваниях (болезней системы кровообращения, новообразований).
В 2020 - 2022 годах демографическая ситуация в регионе будет характеризоваться сокращением численности населения (к 2022 году составит 792,1793,8 тыс. человек). Коэффициент смертности в прогнозный период планируется к снижению и к 2022 году достигнет 11,7-11,8 умерших на 1000 человек населения (по базовому и целевому вариантам прогноза).
Снижение численности населения в среднесрочном периоде определено негативными тенденциями, в том числе:
снижением рождаемости, обусловленным сокращением численности женщин фертильного возраста (в том числе диспропорцией соотношения женщин и мужчин детородного возраста);
недостаточностью мер по поддержке института семьи в целом; тенденцией старения населения: коэффициент демографического старения (доля лиц в возрасте 65 лет и более в общей численности населения) будет расти, так как за границу 65 лет перешагнет поколение конца 50-х - начала 60-х годов рождения ХХ века;
неблагоприятными для жизни природно-климатическими условиями (в условиях свободного рынка население покидает северные районы, активно развивающиеся в советскую эпоху);
оттоком населения за пределы республики, большая часть которого - мигранты трудоспособного возраста, отсутствием системных мер по управлению миграционными процессами в регионе (в том числе по приему и обустройству внутренних мигрантов, адресной поддержки отдельным категориям потенциальных мигрантов), а также по привлечению работников в рамках реализации на территории Республики Коми крупных инвестиционных проектов.
Для обеспечения достижения запланированных значений по демографическим показателям в среднесрочный период продолжится реализация Государственной программы Республики Коми "Развитие здравоохранения". Также в прогнозный период демографическую ситуацию будут определять меры по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В целях обеспечения экономического развития в Республике Коми реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие экономики". Мероприятия данной программы направлены в том числе на повышение инвестиционной активности на территории Республики Коми, развитие конкурентной среды, обеспечение роста доходов населения, развитие и реализацию научного и инновационного потенциала Республики Коми, развитие малого и среднего предпринимательства.
Одним из основных показателей, характеризующих развитие экономики отдельного региона, является валовый региональный продукт.
Ожидается, что в 2019 году объем валового регионального продукта составит 101,1% к уровню 2018 года (в сопоставимых ценах). Основное влияние на увеличение показателя окажет наращивание объемов добычи полезных ископаемых, а именно добычи нефти и угля.
В период 2020 - 2022 годов в консервативном варианте объем валового регионального продукта будет сохранять отрицательную динамику (индекс физического объема в среднем за год составит 98,3%), что будет обусловлено, в основном, сокращением объемов практически по всем видам деятельности.
По базовому и целевому вариантам ожидается прирост объемов валового регионального продукта в среднем за год на 0,4-1,5% соответственно, в основном за счет увеличения объемов добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства, строительства, торговли.
В целях развития промышленного производства на территории Республики Коми реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие промышленности", мероприятия которой направлены на обеспечение стабильной работы предприятий в основных отраслях промышленности и создание условий для развития промышленного потенциала в Республике Коми.
В 2019 году, по оценке, объем промышленного производства составит 101,1% к уровню 2018 года (в сопоставимых ценах). Рост будет наблюдаться в добыче полезных ископаемых - на 1,4%; обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха - на 4,9%, водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - на 1,1%.
Увеличение объемов производства в добыче полезных ископаемых планируется за счет наращивания объемов добычи нефти, угля и представления услуг в области добычи полезных ископаемых.
В соответствии с бизнес-планом ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" объемы добычи нефти планируются к увеличению на 0,9%. Несмотря на действующее до июня 2019 года соглашение о снижении добычи "черного золота" со странами ОПЕК, нефтедобывающие предприятия ожидают возникновение аналогичной ситуации прошлого года, когда в июне 2018 года странами ОПЕК было принято решение об увеличении объемов добычи нефти.
Объем добычи угля планируется на уровне 104,1% относительно уровня 2018 года (в сопоставимых ценах) и составит 10,2 млн тонн согласно представленным производственным планам АО "Воркутауголь", за счет стабилизации производственных процессов, включая плановую отработку запасов Юго-Западного блока шахты "Воргашорская" с углем марки "1Ж" (более ценной по сравнению с маркой "ГЖО").
Индекс производства по предоставлению услуг в области добычи нефти и природного газа составит 104,0% (в сопоставимых ценах), что связано, в основном, с увеличением объема услуг по бурению и проведению поисково-разведочных работ крупными добывающими компаниями.
Прирост объемов производства по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" планируется за счет введения новых объектов ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" (Усинской и Ярегской тепловой электростанций), а рост объемов производства по виду деятельности "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" будет обусловлен повышением рациональности потребления ресурсов, а также снижением количества отходов в процессе производства и потребления населением и предприятиями Республики Коми.
При этом прогнозируется снижение в обрабатывающем производстве на 0,4% (в сопоставимых ценах) в связи с продолжающимся сокращением объемов производства нефтепродуктов ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка", что обусловлено внутрикорпоративными решениями, связанными в том числе с оптимизацией использования производственных мощностей и сокращением затрат.
В 2020 - 2022 годах промышленное производство продемонстрирует умеренные темпы роста (в среднем за год от 100,2% в консервативном варианте до 101,3% в базовом, в сопоставимых ценах). Прирост промышленного производства на 2,1% в целевом варианте прогноза предполагается за счет наращивания объемов производства во всех отраслях промышленности, ввода новых производственных мощностей, реализации инвестиционных проектов.
В сфере добычи полезных ископаемых темп роста объемов добычи составит в среднем за год в консервативном варианте 100,4%, в базовом - 101,2%, в целевом - 102,1% (в сопоставимых ценах).
В среднесрочном периоде в сфере добычи полезных ископаемых ожидается:
увеличение объемов добычи нефти, включая газовый конденсат, в связи с ожидаемым прекращением действия соглашения о сокращении добычи нефти странами ОПЕК и независимыми производителями (в том числе Россией);
наращивание к 2021 году объемов добычи угля АО "Воркутауголь" за счет продолжения строительства вентиляционных стволов на шахтах "Комсомольская" и "Заполярная", а также за счет прирезки участков шахтного поля шахты "Воргашорская";
снижение объемов добычи природного газа. Увеличение объема добычи природного газа прогнозируется по целевому сценарию в случае успешной реализации инвестиционного проекта, реализуемого ООО "Тимано-Печорская газовая компания" по проведению поисково-разведочных работ на территории Интинского района;
сохранение добычи боксита на уровне 2019 года за счет отработки новых месторождений с учетом потребности в руде металлургических заводов компании "РУСАЛ", исходя из мощностей на заводах потребителях - Богословском алюминиевом заводе и Уральском алюминиевом заводе.
Темп роста объемов обрабатывающего производства составит в среднем за год в консервативном варианте 98,9%, в базовом - 100,5%, в целевом - 101,3% (в сопоставимых ценах). Положительная динамика будет обусловлена в основном ростом производства целлюлозно-бумажной продукции и изделий деревообработки. Увеличение объемов производства нефтепродуктов возможно лишь в целевом варианте прогноза в случае улучшения ситуации на мировом нефтяном рынке.
В среднесрочном периоде среднегодовой объем производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха ожидается на уровне 103,9-105,3% (в сопоставимых ценах) вследствие увеличения потребления электроэнергии (в основном за счет увеличения объемов производства АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" и ООО "ЛУКОЙЛ-Коми") и незначительного роста потребления населением (с учетом снижения потребления в северных районах Республики Коми). Потребление тепловой энергии в среднесрочный период будет оставаться на прежнем уровне, что обусловлено высокими тарифами на услуги централизованного теплоснабжения, и, как следствие, недоступности данного вида коммунальной услуги для значительной доли сельского населения.
В 2020 - 2022 годах ожидается увеличение индекса производства в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений вследствие улучшения экономической ситуации и роста объемов производства промышленных предприятий региона. В консервативном варианте индекс производства составит в среднем за год 101,4%, в базовом варианте - 101,6%, в целевом варианте - 101,8% (в сопоставимых ценах).
В целях развития сельского хозяйства на территории республики реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми". Мероприятия программы направлены на повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в Республике Коми; повышение устойчивости функционирования организаций агропромышленного комплекса; развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса Республики Коми и улучшение условий жизни на селе.
В 2019 году, по оценке, объем производства продукции сельского хозяйства составит 101,9% к уровню 2018 года (в сопоставимых ценах), в том числе в животноводстве - 101,8%, в растениеводстве - 102,0%.
В растениеводстве валовый сбор картофеля ожидается в объеме 54,7 тыс. тонн, овощей - 20,1 тыс. тонн.
Основными факторами, способствующими росту производства в животноводстве в 2019 году, являются увеличение производства скота и птицы в живом весе в сельскохозяйственных организациях (в основном за счет роста производства мяса свиней) и крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также повышения надоя молока за счет продуктивности коров и увеличения их поголовья в сельскохозяйственных организациях.
Объемы производства яиц в хозяйствах всех категорий сохранятся на уровне 2018 года.
В 2020 - 2022 годах развитие сельского хозяйства в Республике Коми, как и прежде, будет определяться высокой зависимостью от природных факторов и сезонностью производства. В связи с этим темп роста объемов сельскохозяйственного производства составит в среднем за год в консервативном варианте 100,4%, в базовом - 101,7% (в сопоставимых ценах). Увеличение объемов сельскохозяйственного производства на 2,7% ожидается по целевому сценарию за счет выхода на проектную мощность тепличного комплекса "Сосногорский", наращивания темпов производства ОАО "Птицефабрика Зеленецкая", а также в результате реализации проектов по строительству и реконструкции животноводческих помещений.
Мероприятия по развитию строительства, повышению комфортности проживания граждан и энергетической эффективности в Республике Коми осуществляются в рамках Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности".
В 2019 году объем выполненных работ по виду экономической деятельности "Строительство" по сравнению с уровнем 2018 года в сопоставимых ценах составит 96,0%. Спад объемов обусловлен снижением доходности инвестиций в строительстве, замедлением темпов строительства, завершением реализации крупных инвестиционных проектов в сфере трубопроводного транспорта.
Несмотря на отрицательную динамику, в 2019 году продолжится реализация ряда проектов социальной сферы: строительство школы на 1200 мест по ул. Петрозаводской в г. Сыктывкаре, средней общеобразовательной школы на 145 мест в с. Часово Сыктывдинского района, дошкольного образовательного учреждения на 50 мест в с. Большелуг Корткеросского района, а также обустройство инженерной и дорожной инфраструктурой мкр. Сосновая поляна (внутримикрорайонные улицы, проезды и уличное освещение).
Также на 2019 год запланированы реконструкция перехода между главным корпусом и консультативной поликлиникой ГУ "Республиканская детская больница" и строительство распределительного газопровода в границах городского поселения "Кожва".
Основной задачей строительного комплекса на среднесрочный период будет максимально возможное сохранение объемов подрядных работ и ввода основных фондов, в том числе при строительстве жилья и объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, основные меры для выполнения задачи будут направлены на сохранение бюджетных инвестиций и привлечение новых.
При консервативном и базовом вариантах прогнозируется снижение объемов работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", до 95,3-99,4% в среднем за год (в сопоставимых ценах), соответственно, в связи с отсутствием крупных строительных проектов, завершением основных этапов инвестиционных проектов, реализуемых в предыдущие годы, сокращением числа новых инвестиционных проектов по строительству газопроводов и объектов нефтеперерабатывающего и нефтедобывающего комплексов.
Увеличение объемов работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", до 103,0% (в сопоставимых ценах) в целевом варианте ожидается к 2022 году. Особое значение для развития строительного комплекса будет иметь продолжение реализации на территории Республики Коми инвестиционных проектов по строительству газопроводов. В рамках утвержденной "Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на 2017 - 2021 годы" предусмотрено газифицировать сетевым природным газом 26 новых населенных пунктов в 9 районах и городских округах Республики Коми, в том числе 26 котельных и более 8 тыс. домовладений (квартир). Кроме того, планируется создать условия для газификации промышленных, торговых и других объектов.
В 2019 году, по оценке, на территории Республики Коми планируется ввести 248,0 тыс. кв. м жилья, что на 14,5% ниже уровня 2018 года. Снижение ввода жилья связано с высокой базой сравнения, то есть большим количеством построенных и досрочно введенных в эксплуатацию в 2018 году многоквартирных жилых домов (жилых комплексов) на территории МО ГО "Сыктывкар".
В 2020 - 2022 годах продолжится работа по обеспечению жителей Республики Коми доступным жильем, в том числе в рамках реализации Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности", включая реализацию мер по государственной поддержке строительства жилья, созданию условий для решения жилищных проблем населения республики на основе финансовых и инвестиционных механизмов, в том числе содействие в реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства.
Продолжится оказание государственной поддержки индивидуальных застройщиков в сельской местности, молодых специалистов предприятий агропромышленного комплекса, молодых семей, а также граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Сохранится применение механизмов государственной поддержки граждан, решающих свои жилищные проблемы за счет собственных средств с привлечением ресурсов кредитных организаций. В их числе - возмещение за счет бюджетных средств части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами по кредитным договорам или договорам целевого займа, предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Кроме того, начиная с 2019 года для достижения целей и результатов национального проекта "Жилье и городская среда" реализуются региональные проекты "Жилье" и "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда".
В рамках регионального проекта "Жилье" проводится работа по увеличению объемов жилищного строительства на территории Республики Коми, в том числе путем эффективного вовлечения земель, поддержке строительства инфраструктуры в проектах жилищного строительства, а также модернизации строительной отрасли и оптимизации административных процедур.
В целях реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах". По завершении реализации мероприятий программы планируется расселить не менее 7,52 тыс. граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде расселяемой площадью 135,22 тыс. кв. м.
Несмотря на реализуемые мероприятия и оказываемые меры государственной поддержки, в среднесрочный период прогнозируется дальнейшее снижение объемов жилищного строительства. По консервативному варианту прогнозируется снижение объема ввода в действие жилых домов ниже уровня 2019 года, по целевому варианту снижение планируется до 2021 года. Сокращение обусловлено сжатием платежеспособного спроса (снижением реальных располагаемых доходов населения), ухудшением финансового положения строительных компаний (ростом ставок по кредитам для застройщиков и ужесточением требований по их кредитованию, в том числе перехода от долевого строительства к банковскому сопровождению).
С учетом успешной реализации запланированных мероприятий, развития системы ипотечного кредитования для населения (за счет снижения процентных ставок), планируемых законодательных изменений в строительной сфере, а также за счет увеличения мер государственной поддержки для льготных категорий граждан в базовом и целевом вариантах прогнозируется постепенное наращивание темпов роста строительства жилья. К 2022 году ожидается увеличение объемов ввода жилых объектов до 249,1 -293,0 тыс. кв. м соответственно.
В сфере инвестиционной деятельности в 2019 году, по оценке, ожидается снижение объема инвестиций в основной капитал до 125,1 млрд рублей (94,0% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах). На динамику инвестиционной активности окажут влияние инвестиционные вложения предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей, транспортного сектора в отрасли железнодорожного транспорта и капитальные вложения в сфере развития трубопроводного транспорта.
При этом прогнозируется рост объема инвестиций по деятельности "Добыча полезных ископаемых" (на 3,5%), за счет инвестиций в нефтяной и газовой отрасли (бурение новых эксплуатационных скважин и ввода в разработку новых месторождений) и в угольном секторе (замена горно-шахтного и углеобогатительного оборудования и строительство капитальных горных выработок).
По деятельности "Производство кокса, нефтепродуктов" также планируется рост инвестиций в 1,7 раза в сравнении с 2018 годом, который обусловлен капитальным ремонтом и техническим перевооружением объектов ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка".
Кроме того, ожидается рост инвестиций в области информатизации и связи (на 30,5%), образования (в 3 раза), здравоохранения (в 2,5 раза). Увеличению объемов инвестиций, прежде всего, будет способствовать реализация национальных проектов "Цифровая экономика", "Здравоохранение", "Образование".
В среднесрочном периоде инвестиционная деятельность организаций будет продолжать зависеть от общеэкономической ситуации. При этом в Республике Коми будут проводиться мероприятия по формированию благоприятных условий для ведения бизнеса и улучшению состояния инвестиционного климата.
В 2020 году прогнозируется отрицательная динамика инвестиций (86,990,4% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах). Основное снижение будет наблюдаться по виду деятельности "Транспортировка и хранение" в связи с завершением основных работ по строительству магистральных газопроводов "Бованенково-Ухта" и "Ухта-Торжок. II нитка (Ямал)" на территории Республики Коми.
В 2021 - 2022 годах наблюдается восстановление инвестиционной активности в консервативном варианте на уровне 103,8%, в базовом - 105,5%, в целевом - 106,4% (в сопоставимых ценах). Данное увеличение предполагает активный период вложения средств в рамках реализации проекта "Северный широтный ход" по строительству железной дороги на территории республики. Также ожидается рост объема инвестиций в сфере трубопроводного транспорта по проекту "Ухта-Торжок. III нитка".
Ситуация на потребительском рынке в Республике Коми в 2019 году характеризуется снижением оборота розничной торговли (99,9% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах) и объемом платных услуг населению (99,9%), что обусловлено:
ускорением темпов инфляции;
продолжающимся сокращением численности населения республики за счет миграционного оттока жителей в другие регионы;
сохраняющейся ситуацией на рынке труда региона;
слабым ростом доходов населения и их благосостояния.
В среднесрочном периоде на потребительском рынке Республики Коми ожидается:
умеренное восстановление оборота розничной торговли и рынка платных услуг в базовом и целевом вариантах прогноза при условии восстановления потребительского спроса населения, роста реально располагаемых доходов населения, снижения темпов инфляции, снижения стоимости кредитных денежных ресурсов для населения, замедления и прекращения миграционного оттока населения; в консервативном варианте планируется сокращение оборота розничной торговли в случае дальнейшего снижение объемов реальных доходов населения;
сохранение тенденции расширения деятельности сетевых торговых структур в регионе, оказывающих положительное влияние на потребительский рынок, в том числе в части увеличения оборота розничной торговли.
По итогам 2019 года индекс потребительских цен ожидается на уровне 105,7%, что обусловлено увеличением темпов роста цен по сравнению с уровнем 2018 года на платные услуги с 105,3% до 106,7%, непродовольственные товары с 104,4% до 105,0%. При этом прогнозируется замедление роста цен на продовольственные товары со 105,6% до 105,5%.
Ускорение инфляции в 2019 году связано с ростом ставки НДС (с 18% до 20% с 1 января 2019 года), что приведет к эффекту "потребления впрок" (приобретение населением товаров длительного пользования, на которые ожидается рост цен).
Также на ускорение инфляции оказывают влияние следующие факторы:
сохраняющаяся тенденция роста себестоимости производимой в республике продукции вследствие роста цен на дизельное топливо и бензин, удорожания ввозимых кормов, сырья и рецептурных компонентов, упаковочных материалов, расходов на эксплуатацию оборудования и комплектующих;
конъюнктура отдельных продовольственных рынков ввиду зависимости продовольственного рынка региона от внешних условий из-за низкой самообеспеченности продовольствием и другими товарами (около 80,0% продуктов питания завозится из-за пределов Республики Коми);
повышение цен в связи с низкой урожайностью отдельных зерновых, овощных, плодовых культур, выращиваемых в Республике Коми, вследствие нестабильности погодных условий и климатических особенностей;
территориальная протяженность региона и специфика расселения не позволяет существенно сократить издержки по грузоперевозкам товаров и соответственно снижать их стоимость.
При этом в 2019 году на потребительском рынке Республики Коми ожидается достаточный уровень товарной насыщенности рынка и стабильная ценовая ситуация на рынках товаров первой необходимости.
В первой половине 2020 года прогнозируется ослабление негативного эффекта от налоговых изменений и инфляция до 2022 года будет сохраняться на уровне целевого ориентира Банка России (не более 4%).
Таким образом, индекс потребительских цен прогнозируется в 2020 году в размере 104,8%, в 2021 - 2022 годах инфляция установится на уровне 104,0% (декабрь к декабрю предыдущего года).
На значение индекса потребительских цен в среднесрочный период в большей степени будет оказывать влияние эффективность мероприятий Банка России, направленных на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, а также действие финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, колебания цен на мировых сырьевых рынках, влияющие на сбытовую политику крупных российских товаропроизводителей.
В 2019 году прогнозируется рост среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) на 3,9% к уровню 2018 года, что обусловлено сохранением достигнутых соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных "майскими" указами 2012 года, индексацией заработной платы, а также ожидаемым увеличением прожиточного минимума трудоспособного населения, определяющего минимальный размер оплаты труда.
При этом реальные доходы населения составят 95,5% к уровню 2018 года. В 2020 - 2021 годах ожидаемый рост цен на потребительскую корзину в связи с повышением с 1 января 2019 года налога на добавленную стоимость до 20% не позволит существенно улучшить динамику реальных располагаемых денежных доходов населения, которые в указанный период сложатся на уровне 98,5-98,9% (по базовому варианту).
К 2022 году среднемесячный доход от трудовой деятельности в республике возрастет в среднем на 17,1% к уровню 2019 года и составит по итогам 2022 года 53,6-55,3 тыс. рублей.
Положительная динамика заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности в условиях постепенного восстановления экономики будет способствовать стабилизации к 2022 году уровня реальных располагаемых доходов населения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в целях снижения уровня бедности в регионе Правительство Республики Коми разрабатывает план мероприятий, задачи которого будут решаться путем повышения доходов населения от трудовой деятельности (заработной платы, доходов предпринимателей, самозанятых лиц), а также поддержки нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по независящим от них причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни. Результатом реализации данных мероприятий, в конечном итоге, станет уменьшение существенного расслоения общества по уровню доходов, что приведет к сокращению удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума с 16,6% в 2019 году до 15,4-11,8% в 2022 году.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется в рамках реализации Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения".
В 2019 году, по оценке, на фоне увеличения численности безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, и снижения численности экономически активного населения (рабочей силы), обусловленной демографическими трендами в регионе, уровень зарегистрированной безработицы составит 1,8%.
В 2020 - 2022 годах продолжится сокращение численности населения Республики Коми и изменение его возрастной структуры и, как следствие, сохранится тенденция сокращения численности экономически активного населения и занятых в экономике. К 2022 году уровень зарегистрированной безработицы составит 1,6-1,8%.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Коми от 9 июля 2019 г. N 260-р Об одобрении Прогноза социально-экономического развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.