Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено приказом Минстроя
Республики Коми
от 18 июня 2019 г. N 233-ОД
Учетная политика
Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми
1. Общие положения
1.1. Учетная политика Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее - Учетная политика) применяется в целях осуществления бухгалтерского, налогового учета Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее - Министерство) и определяет основные требования по организации и ведению бухгалтерского учета.
1.2. Ведение бухгалтерского учета получателя бюджетных средств осуществляется Государственным казенным учреждением Республики Коми "Центр бухгалтерского обслуживания" (далее - ГКУ РК "ЦБО") на основании договора о бухгалтерском обслуживании (далее - Договор).
1.3. Бухгалтерский учет организуется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими правовые основы организации и ведения бухгалтерского учета:
- Федеральный закон "О бухгалтерском учете";
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
- Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению";
- Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н);
- федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденными приказами Минфина России (далее - федеральные стандарты бухгалтерского учета);
- иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
1.4. Отражение фактов хозяйственной жизни осуществляется в соответствии с Рабочим планом счетов бюджетного учета (приложение N 1 к Учетной политике).
1.5. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем утверждения Учетной политики, графика документооборота, первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, оформления реестров передаваемых документов, своевременности и полноты проведения инвентаризаций, сверки взаиморасчетов с поставщиками, подрядчиками и прочими дебиторами и кредиторами, логической и арифметической проверки данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни, исключения внесения исправлений в компьютерные программы (информационные системы) без документального оформления.
1.6. Событие после отчетной даты.
Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты осуществляется в соответствии с требованиями стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "События после отчетной даты", утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2017 N 275н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "События после отчетной даты".
1.7. Министерство публикует основные положения учетной политики на своем официальном сайте путем размещения общей информации о перечне основных способов (особенностей) ведения учета.
2. Технология обработки информации и правила документооборота
2.1. Бухгалтерский учет ведется с применением компьютерной техники на базе автоматизированной системы "Комплексная автоматизация государственного учреждения" (далее - АС "КАГУ").
2.2. С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи осуществляется электронный документооборот по следующим направлениям: информационный обмен документами с УФК по Республике Коми осуществляется в системе удаленного финансового документооборота (далее - СУФД); передача налоговой, статистической отчетности, отчетности во внебюджетные фонды, иной информации - с применением программного комплекса "СБИС", листок нетрудоспособности в форме электронного документа - с применением программных комплексов АС "КАГУ", составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности - с применением программного комплекса "Свод-СМ АРТ".
2.3. Порядок представления и обработки первичных учетных документов регламентируется графиком документооборота, являющимся приложением к Договору.
2.4. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни осуществляется на основании правильно оформленных первичных учетных документов, в соответствии с Постановлениями Правительства РФ, федеральными стандартами бухгалтерского учета, Инструкциями по бухгалтерскому учету, приказами Росстата, ведомственными приказами и указаниями.
2.5. Формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе при комплексной автоматизации бухгалтерского учета осуществляется не реже периодичности, установленной для составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
3. Организация бухгалтерского учета
3.1. Ответственным за организацию бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета является руководитель Министерства (далее - Министр).
В период нахождения документов в ГКУ РК "ЦБО" ответственным за хранение документов бухгалтерского учета является директор ГКУ РК "ЦБО".
3.1. Требования ГКУ РК "ЦБО" по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов и иных документов, необходимых для ведения бухгалтерского учета обязательны для Министерства.
3.2. Сотрудники Министерства, ответственные за предоставление документов в ГКУ РК "ЦБО", обязаны своевременно передавать в ГКУ РК "ЦБО" оправдательные и первичные учетные документы, необходимые для ведения бухгалтерского учета, бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, проведения контроля.
3.3. Документы отражаются в бухгалтерском учете месяцем (датой) их поступления в ГКУ РК "ЦБО".
3.4. Первичные учетные документы, полностью или частично составленные на иных языках, построчно переводятся на русский язык. Перевод может быть осуществлен специализированной организацией, профессиональным переводчиком, сотрудником Министерства.
Перевод составляется на отдельном листе, заверяется подписью лица, составившего перевод, и прикладывается к первичному учетному документу.
Электронные авиабилеты, значения которых фактически обозначены на иностранном языке и совпадают с формализованными (закодированными) значениями или кодами в соответствии с Едиными международными кодификаторами, на русский язык могут не переводиться.
4. Финансовый результат
4.1. В составе расходов будущих периодов отражаются расходы, связанные со страхованием имущества, гражданской ответственности, выплатой отпускных, приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких периодов, неравномерно проводимым ремонтом основных средств, иными аналогичными расходами.
Расходы будущих периодов списываются на финансовый результат текущего финансового года равномерно в течение периода, к которому они относятся, кроме расходов, связанных с выплатой отпускных, которые списываются на финансовый результат текущего финансового года единовременно в сумме отпускных, относящихся к текущему финансовому году.
По договорам страхования, договорам неисключительного права пользования и др., период, к которому относятся расходы, равен сроку действия договора. Если длительность периода использования расходов, которые относятся к будущим периодам, не определена, длительность периода устанавливает постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов.
Сумма расходов будущих периодов, связанная с выплатой отпускных, определяется один раз в год на основании представленных Министерством Сведений о количестве дней отпуска предоставленных сотрудникам авансом (отпуск за период, который сотрудником фактически не отработан) по состоянию на последний календарный день текущего года (приложение N 16 к Учетной политике).
Аналитический учет расходов будущих периодов ведется по видам расходов (выплат) в разрезе контрагентов, договоров, объектов основных средств и т.д.
4.2. В Министерстве создаются резервы:
- резервы, возникающие из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни (далее - Резерв по претензионным требованиям и искам);
- резервы предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование (далее - Резерв на оплату отпусков);
- резервы по сомнительной задолженности.
4.3. Резерв по претензионным требованиям и искам создается ежегодно на последний календарный день текущего года при наличии претензионных требований и исков, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий.
Сумма резерва, отраженная в бухгалтерском учете до последнего дня отчетного (текущего) года, корректируется до величины вновь рассчитанного резерва:
- в сторону увеличения - дополнительными бухгалтерскими проводками;
- в сторону уменьшения - проводками, оформленными методом "красное сторно".
Величина Резерва по претензионным требованиям и искам формируется в размере судебных исков, претензионных требований отдельно по каждому иску (требованию) на основании представленной Министерством Справки о сумме резерва по претензионным требованиям и искам (приложение N 18 к Учетной политике).
В случае если претензии отозваны или не признаны судом, сумма Резерва по претензионным требованиям и искам списывается с учета методом "красное сторно" на основании представленных Министерством документов об аннулировании (отмене) претензионных требований, судебных решений и др.
4.4. Порядок формирования и использования Резерва на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда.
4.4.1. Резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время определяется ежегодно на последний день года. Сумма резерва, отраженная в бухгалтерском учете до последнего дня отчетного (текущего) года, корректируется до величины вновь рассчитанного резерва:
- в сторону увеличения - дополнительными бухгалтерскими проводками;
- в сторону уменьшения - проводками, оформленными методом "красное сторно".
4.4.2. В величину резерва на оплату отпусков включается:
1) сумма оплаты отпусков сотрудникам за фактически отработанное время на дату расчета резерва;
2) начисленная на сумму отпускных сумма страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.4.3. Расчет величины резерва осуществляется на основании представленной Министерством Справки о сумме резерва на оплату отпусков (приложение N 17 к Учетной политике) по состоянию на последний календарный день текущего года.
4.4.4. Сумма на оплату отпусков за фактически отработанное время рассчитывается по формуле:
Сумма на оплату отпусков |
= |
Количество неиспользованных всеми сотрудниками дней отпусков по состоянию на последний календарный день года |
х |
Среднедневная заработная плата сотрудников Министерства |
4.4.5. Среднедневная заработная плата сотрудников Министерства определяется по формуле:
Среднедневная заработная плата сотрудников Министерства |
= |
Сумма отпускных, начисленных сотрудникам Министерства за истекший год |
/ |
Количество дней отпуска оплаченных сотрудникам Министерства за истекший год |
4.4.6. В сумму обязательных страховых взносов для формирования резерва включается:
1) сумма, рассчитанная по общеустановленной ставке страховых взносов;
2) сумма, рассчитанная из дополнительных тарифов страховых взносов.
Сумма, рассчитанная по общеустановленной ставке страховых взносов, определяется как величина суммы оплаты отпусков сотрудникам на расчетную дату, умноженная на суммарную ставку платежей на обязательное страхование и взносов на травматизм.
4.4.7. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв, осуществляется за счет суммы созданного резерва, а при его недостаточности соответствующие суммы отражаются в составе расходов текущего финансового года.
4.5. Резерв по сомнительной задолженности создается при необходимости на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов о признании задолженности сомнительной по результатам инвентаризации. Величина резерва устанавливается в размере выявленной сомнительной задолженности.
5. Методика ведения бухгалтерского учета
5.1. Учет кассовых и банковских операций, денежных документов.
5.1.1. Обеспечение сохранности наличных денежных средств и денежных документов при ведении кассовых операций, при их хранении и транспортировке денежных средств осуществляется ГКУ РК "ЦБО".
5.1.2. Лимит остатка наличных денег, хранящихся в кассе, устанавливается приказом Министерства.
5.1.3. Ведение кассовых операций, хранение денежных средств, денежных документов в кассе возлагается на работника ГКУ РК "ЦБО".
5.1.4. Регистрация приходных и расходных кассовых ордеров осуществляется с применением средств вычислительной техники.
5.1.5. Денежные документы выдаются под отчет на основании письменного заявления подотчетного лица (приложение N 2 к Учетной политике).
5.1.6. Журнал операций с безналичными денежными средствами ведется отдельно по видам лицевых счетов (приложение N 6 к Учетной политике).
5.1.7. Расчеты по суммам, поступившим на лицевой счет администратора доходов бюджета Министерства, по которым дебиторская и кредиторская задолженность учитывается у получателя бюджетных средств, а также суммы перечисленные с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет администратора доходов бюджета Министерства передаются Извещением (ф. 0504805) (операции по отражению в бухгалтерском учете приведены в приложении N 7 к Учетной политике).
5.2. Учет расчетов с подотчетными лицами.
5.2.1. Выплата сотрудникам денежных средств под отчет производится по решению Министра, на основании письменного заявления сотрудника, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса (приложения N 3, 4, 5 к Учетной политике).
Выплата денежных средств:
- на командировочные расходы производится по заявлению сотрудника при наличии приказа о направлении сотрудника в командировку;
- на компенсацию расходов стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно - по заявлению сотрудника при наличии приказа об оплате проезда;
- на приобретение товаров (работ, услуг) - по заявлению сотрудника с указанием срока, на который выдается подотчетная сумма.
Заявления на выплату денежных средств должны содержать разрешительную визу Министра.
Подотчетными лицами признаются:
- сотрудники, направленные в командировки;
- сотрудники, пользующиеся правом получения компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа;
- материально ответственные лица.
5.2.2. Размеры сумм, выдаваемых под отчет, определяются:
- при командировках в размере расходов по найму жилых помещений, суточных, в пределах установленных нормативными документами; по проезду, в размере примерной стоимости расходов;
- на компенсацию расходов стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере действительной потребности исходя из примерной стоимости проезда, в пределах установленных нормативными документами;
- на приобретение товаров (работ, услуг) в размере действительной потребности, с соблюдением предельного размера расчетов наличными денежными средствами. -
Основанием для выплаты сотруднику перерасхода по авансовому отчету служит утвержденный авансовый отчет.
5.2.3. Возмещение расходов на служебные командировки, превышающих размер, установленный нормативными документами, производится сотрудникам, занимающим должности, не отнесенным к государственным должностям, при наличии экономии бюджетных средств по фактическим расходам на основании приказа.
5.2.4. В случае приобретения билетов по проезду при командировках согласно договору с организацией, осуществляющей услуги по оформлению проездных документов, расчеты осуществляются перечислением денежных средств на расчетный счет организации (операции по отражению в бухгалтерском учете приведены в приложении N 7 к Учетной политике).
5.2.5. Выдача подотчетных сумм осуществляется путем перечисления на индивидуальные банковские карты сотрудников.
При наличии задолженности за подотчетным лицом, денежные средства могут быть выданы при предоставлении в ГКУ РК "ЦБО" заявления подотчетного лица на удержание из заработной платы задолженности, числящейся за ним, с указанием суммы и месяца, за который необходимо произвести удержание.
Срок использования подотчетных сумм, выданных на приобретение товаров (работ, услуг) не может превышать 30 дней со дня их получения.
Лица, получившие денежные средства под отчет на командировочные расходы, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, приобретение товаров (работ, услуг), обязаны не позднее трех рабочих дней после дня истечения срока, на который они выданы под отчет, или со дня выхода на работу, представить Авансовый отчет (ф.0504505) об израсходованных суммах с приложением к нему документов, подтверждающих произведенные расходы.
Все приложенные к авансовому отчету документы должны быть отражены подотчетным лицом в соответствующих строках авансового отчета.
Расходы на приобретение товаров (работ, услуг), произведенные сотрудником полностью за счет личных средств, при наличии личного заявления (приложение N 8 к Учетной политике), согласованного Министром, подлежат возмещению на основании представленного авансового отчета.
В бухгалтерском учете все расходы, произведенные сотрудником полностью за счет личных средств, на основании представленного авансового отчета и подтверждающих документов отражаются с применением счета 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами".
5.2.6. Номер авансового отчета проставляется работником ГКУ РК "ЦБО".
После проверки работником ГКУ РК "ЦБО" авансовый отчет утверждается Министром.
5.3. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами.
5.3.1. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами по обязательствам за поставленные материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, перечисленные субсидии, межбюджетные трансферты ведется в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками в разрезе поставщиков, подрядчиков и иных участников договора, в отношении которого принимаются обязательства.
5.3.2. Дебиторская и кредиторская задолженность.
Безнадежной к взысканию признается дебиторская задолженность, по которой меры, принятые по ее взысканию, носят полный характер, и свидетельствуют о невозможности проведения дальнейших действий по погашению задолженности. Основаниями для признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию являются:
- документы, подтверждающие банкротство (ликвидацию) дебитора, выписки из ЕГРЮЛ;
- справка о смерти дебитора;
- судебные акты, в том числе об истечении срока исковой давности;
- постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства;
- решение об отказе возврата налогов, сборов, страховых взносов и др.
Списание дебиторской задолженности безнадежной к взысканию с балансового (забалансового) учета осуществляется на основании приказа Министерства о списании дебиторской задолженности безнадежной к взысканию, решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих невозможность взыскания задолженности (письменное пояснение ответственного сотрудника Министерства о возникновении задолженности в адрес Министра, приказ на проведение инвентаризации; инвентаризационная опись; документы, подтверждающие невозможность погашения задолженности (документы подтверждающие банкротство (ликвидацию) дебитора (кредитора), выписки из ЕГРЮЛ; справка о смерти дебитора (кредитора); судебные акты, в том числе об истечении срока исковой давности, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, решение об отказе возврата налогов, сборов, страховых взносов и др.; сведения о платеже, по которому возникла задолженность (платежное поручение на оплату, возврат и др.); акт сверки, акт о результатах инвентаризации, решение комиссии по поступлению и выбытию активов, акт о признании (отказе в признании) безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет Республики Коми).
Кредиторская задолженность признается невостребованной при условии истечения срока исковой давности, не предъявления кредиторами требований, которые вытекают из условий договоров, контрактов, не подтверждения задолженности по результатам инвентаризации. Кредиторская задолженность, невостребованная кредиторами, списывается на финансовый результат на основании приказа Министерства, решения инвентаризационной комиссии при наличии документов, подтверждающих не востребованность задолженности кредиторами, истечение срока исковой давности (письменное пояснение ответственного сотрудника Министерства о возникновении задолженности в адрес Министра, приказ на проведение инвентаризации, инвентаризационная опись, документы, подтверждающие невозможность погашения задолженности (документы подтверждающие банкротство (ликвидацию) кредитора, выписки из ЕГРЮЛ, справка о смерти кредитора, отсутствие требований задолженности кредитором), судебные акты, в том числе об истечении срока исковой давности, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, первичные учетные документы, по которым возникла задолженность (акт выполненных работ, товарная накладная и др.), акт сверки, акт о результатах инвентаризации и др.).
Списание кредиторской задолженности с забалансового счета осуществляется по истечении пяти лет отражения задолженности на забалансовом учете на основании решения инвентаризационной комиссии.
5.4. Учет расчетов по оплате труда.
5.4.1. Заработная плата перечисляется на банковские карты на основании письменных заявлений сотрудников (приложение N 10 к Учетной политике).
Временным сотрудникам, лицам, выполняющим работы (оказывающим услуги) по договорам гражданско-правового характера и вновь принятым сотрудникам до получения ими банковской карты, заработная плата перечисляется на лицевой счет, открытый в кредитной организации на основании представленного заявления (приложение N 10 к Учетной политике).
5.4.2. При заполнении Табеля учета использования рабочего времени (далее - Табель (ф. 0504421)) по графам 5-36 (кроме графы 20) в нижней строке по каждому сотруднику отражаются фактически отработанные дни (явки с условным обозначением - Ф) и отклонения от нормального использования рабочего времени (отпуска, командировки и др., в случае наличия таковых) с условными обозначениями утвержденными Приказом Минфина России от 30.03.2015 г. N 52н. Дополнительные условные обозначения, применяемые Министерством, утверждаются приказом.
В верхней половине строки по каждому сотруднику указываются часы явок. По графам 20 (за первую половину месяца) и 37 (по итогам месяца в целом, с учетом первой половины месяца) в нижней половине строки указывается общее количество дней явок, в верхней половине строки - общее количество часов, отработанных сотрудником.
Корректирующий Табель (ф. 0504421) представляется только на сотрудников, по которым обнаружен факт неотражения отклонений и (или) неполноты представленных сведений об учете использования рабочего времени.
5.5. Учет нефинансовых активов.
5.5.1. Единицей бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов и непроизведенных активов является инвентарный объект. Инвентарные номера присваиваются объектам основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, при этом кодовые обозначения отражаются в соответствии со Структурой согласно приложению N 11 к Учетной политике.
5.5.2. В один инвентарный объект, признаваемый комплексом объектов основных средств, объединяются следующие объекты имущества несущественной стоимости, имеющие одинаковые сроки полезного использования: периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения), объекты библиотечного фонда и др.
Критериями отнесения стоимости объектов основных средств к несущественной стоимости являются критерии, установленные для начисления 100% амортизации при вводе в эксплуатацию.
Необходимость объединения и конкретный перечень объединяемых объектов определяет постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов.
5.5.3. При принятии к учету постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов определяет составные части объекта основных средств, при этом определяется основной объект, а также важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности, относящиеся к основному объекту, данные сведения регистрируются в Инвентарной карточке (ф. 0504031).
5.5.4. Затраты по замене отдельных составных частей объекта основных средств (в соответствии с требованиями порядка эксплуатации), в том числе при капитальном ремонте, включаются в момент их возникновения в стоимость объекта. Одновременно с его стоимости списывается на финансовый результат текущего периода стоимость заменяемых (выбываемых) составных частей. Стоимость заменяемой составной части объекта основных средств определяется решением комиссии по поступлению и выбытию активов. Данное правило применяется к группе основных средств машины и оборудование.
5.5.5. Структурные части объекта основных средств при отсутствии данных об их первоначальной стоимости, образовавшиеся в результате разукомплектации, безвозмездно полученные объекты нефинансовых активов (кроме объектов, полученных от организаций госсектора), а также неучтенные объекты, выявленные при проведении проверок и инвентаризаций, принимаются к учету по их справедливой стоимости, определенной постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов.
5.5.6. Справедливая стоимость определяется постоянно действующей комиссией методом рыночных цен в отношении нефинансовых активов (при недостаче, хищении, безвозмездном получении, разукомплектации, дарении и др.), объектов учета аренды, признаваемых в составе нефинансовых активов и возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования или в рамках договоров аренды (имущественного найма), предусматривающих предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости и др.
5.5.7. Начисление амортизации по основным средствам, нематериальным активам производится линейным методом, ежемесячно отражается в Ведомости начисленной амортизации (приложение N 12 к Учетной политике).
5.5.8. Объекты основных средств, которые не соответствуют критериям активов, списываются с балансового учета на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов (инвентаризационной комиссии) с одновременным отражением на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" по балансовой стоимости, до момента их утилизации (уничтожения) или до выявления новой целевой функции.
5.5.9. Разукомплектация основных средств производится на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов.
Отражение в бухгалтерском учете выбытия имущества, связанного с разукомплектацией (частичной ликвидацией) объекта основного средства, осуществляется на основании Акта о разукомплектации (частичной ликвидации) основного средства (приложение N 13 к Учетной политике) и (или) Акта о списании объекта нефинансовых активов (кроме автотранспортных средств) (ф.0504104) при ликвидации.
Принятие полученных по результатам разукомплектации новых инвентарных объектов учета осуществляется на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф.0504101) и (или) приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф.0504207).
5.5.10. При переоценке объекта основных средств накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива.
5.5.11. Ввод (передача) в эксплуатацию объектов основных средств, учитываемых на забалансовом счете 21 "Основные средства в эксплуатации", оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210), учет осуществляется по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта с присвоением ему отдельного уникального кода.
5.5.12. Учет электронно-вычислительной техники (персональные компьютеры, ноутбуки, серверы, сетевое оборудование и т.п.):
- системные блоки и мониторы могут учитываться как в составе комплекса объектов основных средств, так и в качестве самостоятельных инвентарных объектов основных средств, с разным сроком полезного использования, установленного Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 г. N 1.
- системные блоки, мониторы и другое оборудование, приобретаемые для использования в качестве запасных частей, взамен пришедших в негодность, учитываются в составе материальных запасов.
5.5.13. Приобретение у организации - продавца объектов основных средств (кроме объектов, подлежащих учету на забалансовом счете 21 "Основные средства в эксплуатации") оформляется Актом о приеме - передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), реквизиты Отправителя (блок с грифом "УТВЕРЖДАЮ", в том числе "Подпись руководителя", "М.П." и "Дата") не заполняются, поскольку продаваемый объект не учитывается у продавца в составе объектов основных средств, а является товаром.
5.5.14. Единицей бухгалтерского учета материальных запасов является номенклатурный номер.
5.5.15. К материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности Министерства в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.
Решение о принятии к учету материальных ценностей в составе основных средств или материальных запасов принимает постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов исходя из их предназначения с учетом предполагаемого срока полезного использования.
5.5.16. Аналитический учет материальных запасов ведется по наименованию и количеству в разрезе материально-ответственных лиц в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035).
5.5.17. Выбытие (списание) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы.
5.5.18. Выдача в эксплуатацию на нужды Министерства канцелярских принадлежностей, хозяйственных материалов оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.0504210), которая является основанием для списания материальных запасов.
Списание пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря производится Актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф.0504143), который составляется сотрудником Министерства на основании норм списания, утвержденных приказом Министерства в соответствии с законодательством РФ.
В остальных случаях материальные запасы, в том числе запасные части, списываются по акту о списании материальных запасов (ф. 0504230).
5.5.19. При отсутствии отгрузочных документов (товарных накладных, универсальных передаточных актов) оформленных надлежащим образом, принятие на учет материальных ценностей (в том числе печатей (штампов), бланков и др.) оформляется Приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф.0504207).
5.5.20. Передача материальных запасов подрядчикам, исполнителям работ или пользователям оформляется Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф.0504205) и др. с одновременным их отражением на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" без списания передаваемых объектов с балансового учета.
При завершении работ выбытие материальных запасов с балансового учета оформляется Актом о списании материальных запасов (ф.0504230), одновременно с забалансового счета 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" списывается стоимость ранее учтенных материальных запасов. Основаниями для составления Акта о списании материальных запасов (ф.0504230) является составленный подрядчиком акт выполненных работ, в котором указывается наименование и количество материалов заказчика, использованных при выполнении работ.
Неиспользованные подрядчиком в ходе выполнения работ материальные запасы списываются с забалансового счета 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" на основании Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) и др.
5.5.21. Перечень должностей, нормы выдачи, срок носки форменной и специальной одежды и обуви (далее - Специальная одежда) утверждается приказом Министерства в соответствии с законодательством РФ.
Материально-ответственное лицо несет ответственность за своевременное заполнение Карточки (книги) учета выдачи имущества в пользование (ф.0504206), за соблюдением сроков использования Специальной одежды, ее своевременной заменой, за возвратом в случае увольнения сотрудника Министерства, получившего Специальную одежду и др.
Выдача в эксплуатацию Специальной одежды оформляется Требованием- накладной (ф.0504204), списывается с балансового учета с одновременным отражением на забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" и фиксируется материально-ответственным лицом в Карточке (книге) учета выдачи имущества в пользование (ф.0504206).
Возврат сотрудником Министерства Специальной одежды в случаях увольнения сотрудника, при переводе сотрудника на другую работу, для которой выдача Специальной одежды не предусмотрена, оформляется Приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Пришедшая в негодность, в том числе в связи с истечением срока носки Специальная одежда списывается с забалансового учета после осмотра комиссией по поступлению и выбытию активов на основании Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф.0504143), Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).
5.5.22. Немаркированные конверты, списываются на расходы учреждения на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.0504210).
5.5.23. Маркированные конверты и почтовые марки для пересылки почтовых отправлений, приобретенные через сотрудников Министерства в фондовой кассе не учитываются при условии, если марки наклеиваются на конверты и корреспонденция запечатывается в конверты с марками непосредственно работниками отделениями почтовой связи.
При этом списание на финансовый результат текущего года:
- маркированных конвертов и почтовых марок осуществляется на основании приложенных к авансовому отчету квитанций ФГУП "Почта России" и "Отчета об израсходованных почтовых марках, маркированных и немаркированных конвертах при отправке корреспонденции" (приложение N 9 к Учетной политике),
- немаркированных конвертов осуществляется на основании "Отчета об израсходованных почтовых марках, маркированных и немаркированных конвертах при отправке корреспонденции", копия которого прилагается к Журналу операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
5.5.24. Имущество, полученное Министерством в пользование, не являющееся объектом аренды; неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности; права ограниченного пользования чужими земельными участками учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). В случаях не указания собственником (балансодержателем) стоимости объекта имущества (имущественных прав) цена объекта определяется в условной оценке: один объект - один рубль.
5.5.25. Материальные запасы однократного применения, в том числе бланки строгой отчетности, подарочная и сувенирная продукция (награды, призы, кубки, открытки, почетные грамоты, адреса, дипломы и др.) принимаются к учету на основании первичного учетного документа по цене приобретения.
5.5.26. Выдача бланков строгой отчетности сотруднику, ответственному за их оформление и (или) выдачу осуществляется на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.0504210), которая является основанием для списания бланков строгой отчетности с балансового учета, одновременно указанные материальные ценности отражаются на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности".
5.5.27. Бланки строгой отчетности, в том числе трудовые книжки и вкладыши к ним, на счете 03 "Бланки строгой отчетности" учитываются в условной оценке один бланк - один рубль. Аналитический учет ведется по каждому виду бланков в разрезе материально-ответственных лиц.
Учет бланков строгой отчетности ведется материально-ответственными лицами в Книге учета бланков строгой отчетности (ф.0504045).
Перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, устанавливаются приказом Министерства.
Бланки трудовых книжек и вкладыши к ним выдаются за плату сотрудникам Министерства по цене приобретения.
Списание с учета бланков строгой отчетности производится на основании Акта о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816)
Внутренние перемещения бланков строгой отчетности отражается на основании Требования-накладной (ф. 0504204).
5.5.28. В случае выдачи подарочной и сувенирной продукции, других материальных ценностей, приобретаемых в целях награждения (дарения), сотруднику Министерства, ответственному за организацию протокольного (торжественного) мероприятия и (или) вручение ценных подарков (сувениров), оформляется Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.0504210), которая является основанием для их списания с балансового учета, одновременно указанные материальные ценности отражаются на забалансовом счете 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры".
5.5.29. Списание балансового (забалансового) учета подарочной и сувенирной продукции, других материальных ценностей, приобретаемых в целях награждения (дарения) оформляется Актом о списании материальных запасов (ф.0504230), Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) с приложением подтверждающих документов, послуживших основанием для награждения (дарения) (приказ на проведение мероприятия, утвержденный комиссией протокол о награждении, вручении подарка и др.). При награждении физических лиц дополнительно составляется Ведомость выдачи подарков (призов) физическим лицам (приложение N 22 к Учетной политике).
5.5.30. Учет материальных ценностей, связанных с представительскими функциями ведется на счете 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры". Принятие к учету данных материальных ценностей осуществляется на основании первичного учетного документа по цене приобретения.
Выбытие материальных ценностей с забалансового учета отражается на основании оправдательных документов (Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) и др.) по стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.
5.6. Учет бюджетных принятых (принимаемых) и денежных обязательств.
5.6.1. Учет принятых бюджетных обязательств:
- бюджетные обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками принимаются к учету в сумме заключенных государственных контрактов, договоров, соглашений о предоставлении субсидий. Если в соответствии с нормативными правовыми актами основанием для предоставления указанной субсидии не является заключение соответствующих договоров (соглашений) - в объеме лимитов бюджетных обязательств соответствующего бюджета на указанные цели. В случае осуществления закупок без заключения государственных контрактов (договоров) - на основании накладных, счетов-фактур, актов выполненных работ (услуг), универсальных передаточных документов). При осуществлении авансовых платежей - в размере 100% предстоящей закупки на основании счетов;
- бюджетные обязательства по выплате средств подотчетным лицам при наличии личного заявления подотчетного лица на перечисление аванса принимаются к учету на основании платежных поручений. При отсутствии личного заявления подотчетного лица на перечисление аванса - на основании утвержденных авансовых отчетов;
- бюджетные обязательства по оплате денежного содержания (денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы) принимаются в объеме утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
- бюджетные обязательства при расчетах с лицами, выполняющими работы, оказывающими услуги по договорам гражданско-правового характера, с учетом сумм страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет, принимаются на основании договора гражданско-правового характера;
- бюджетные обязательства по оплате обусловленных законодательством РФ обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (начисленным страховым взносам, пособиям и иным социальным выплатам, по прочим начислениям в пользу сотрудников, а также при начислении налогов) принимаются на основании расчетных ведомостей, регистров, отражающих расчет налога, в сумме начисленных обязательств;
- бюджетные обязательства по оплате обусловленных законодательством РФ обязательных платежей (штрафы, пени, судебные издержки и др.) принимаются к учету на основании исполнительных листов, судебных приказов, постановлений судебных (следственных) органов, иных документов, устанавливающих обязательства Министерства.
5.6.2. Учет принимаемых обязательств:
- принимаемые бюджетные обязательства отражаются в учете на основании извещения об осуществлении закупки размещенного в единой информационной системе: с использованием конкурентных способов (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в размере начальной (максимальной) цены контракта, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя - по цене указанной в извещении);
- принятие обязательства при заключении государственного контракта по итогам конкурентной закупки или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в сумме заключенного государственного контракта (договора) с учетом финансовых периодов, в которых он будет исполнен;
- уточнение принимаемых обязательств на сумму экономии при заключении государственного контракта по результатам конкурентной закупки или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется на основании протокола подведения итогов закупки;
- уменьшение ранее принятого обязательства на всю сумму способом "Красное сторно" в случае отмены закупки, признания закупки несостоявшейся, признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта осуществляется на основании протоколов проведения итогов конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений, протоколов признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта.
5.6.3. Учет отложенных обязательств:
- принятие обязательств на сумму Резерва на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда и Резерва по претензионным требованиям и искам осуществляется на основании расчетов (приложение N 17, 18 к Учетной политике);
- отражение принятого обязательства при осуществлении расходов за счет созданных резервов осуществляется в момент образования кредиторской задолженности на основании документов подтверждающих возникновение обязательства.
5.6.4. Учет денежных обязательств:
- денежные обязательства принимаются к учету на основании накладных, счетов-фактур, актов выполненных работ (услуг), универсальных передаточных документов);
- денежные обязательства при перечислении субсидий государственным учреждениям на выполнение государственного задания принимаются на основании графиков перечисления субсидий, заявок, расчетов предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии государственным учреждениям;
- денежные обязательства при перечислении субсидий на компенсацию выпадающих доходов принимаются на основании отчета о выполнении условий или документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, заявок, расчетов установленных порядком (правилом) или соглашением о предоставлении субсидий;
- денежные обязательства при перечислении субсидий, субвенций или иных межбюджетных трансфертов принимаются на основании расчета, отчета о расходах, иных документов в соответствии с условиями договора (соглашения) и (или) нормативного правового акта;
- денежные обязательства при перечислении субсидий на иные цели, субсидий бюджетам муниципальных образований и при авансовых платежах - на основании платежных поручений;
- денежные обязательства по расчетам с подотчетными лицами при наличии личного заявления подотчетного лица на перечисление аванса принимаются к учету на основании платежных поручений. При отсутствии личного заявления подотчетного лица на перечисление аванса - на основании утвержденных авансовых отчетов;
- денежные обязательства при расчетах с сотрудниками по заработной плате, начисленным страховым взносам, пособиям и иным социальным выплатам, а также по прочим начислениям в пользу сотрудников принимаются на основании расчетных ведомостей;
- денежные обязательства при расчетах с лицами, выполняющими работы, оказывающими услуги по договорам гражданско-правового характера, с учетом сумм страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет, принимаются на основании акта выполненных работ;
- денежные обязательства при начислении прочих налогов принимаются к учету на основании налоговых деклараций, налоговых расчетов по авансовым платежам и др.
- денежные обязательства при начислении штрафных санкций (штрафы, пени, судебные издержки и др.) принимаются к учету на основании исполнительных листов, судебных приказов, постановлений судебных (следственных) органов, иных документов, устанавливающих обязательства Министерства.
6. Инвентаризация активов и обязательств
6.1. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества, как собственного, так и не принадлежащего Министерства, но числящегося в бухгалтерском учете; сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете имущества, финансовых активов и обязательств (выявление неучтенных объектов, недостач); документальное подтверждение наличия имущества, финансовых активов и обязательств; определение фактического состояния имущества и его оценка; проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения материальных запасов, денежных средств; выявление признаков обесценения активов; выявление дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию и сомнительной; выявление кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами и т.п.
6.2. Количество инвентаризаций, дата их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, состав инвентаризационной комиссии, устанавливается приказом Министерства.
6.3. Обязательная инвентаризация производится в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
6.4. Материально ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят. Их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.
6.5. Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях (актах). Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность оформления материалов.
Инвентаризационная комиссия несет ответственность за качественное проведение инвентаризации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.6. На основании инвентаризационных описей, по которым выявлено несоответствие фактического наличия активов, иного имущества и обязательств, в том числе на забалансовых счетах, данным учета, составляются Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В них фиксируются установленные расхождения с данными учета: недостачи и излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении.
По всем недостачам и излишкам, пересортице инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц, что должно быть отражено в инвентаризационных описях. На основании представленных объяснений и материалов проверок инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных учета.
6.7. По результатам инвентаризации председатель инвентаризационной комиссии готовит для Министра предложения: по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, на счет виновных лиц или по его списанию; оприходованию излишков; списанию невостребованной кредиторской задолженности; оптимизации приема, хранения и отпуска материальных ценностей; иные предложения.
6.8. На основании инвентаризационных описей комиссия составляет Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту прилагается Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
6.9. По результатам инвентаризации издается приказ Министерства.
6.10. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании приказа Министерства, ежегодно перед составлением годовой отчетности проводится инвентаризация активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах, кроме активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
Инвентаризация основных средств, в том числе учитываемых на забалансовых счетах, проводится один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет.
6.11. Инвентаризация объектов бухгалтерского учета, числящихся на забалансовых счетах оформляется: по объектам нефинансовых активов Инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов (ф.0504087), по иным объектам (кроме объектов нефинансовых активов) - Инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.0504089).
6.12. Инвентаризации финансовых вложений, вложений в финансовые активы оформляется Актом инвентаризации (приложение N 19 к Учетной политике), инвентаризация резервов предстоящих расходов - Актом инвентаризации резервов предстоящих расходов (приложение N 20 к Учетной политике), инвентаризация доходов (расходов) будущих периодов - Актом инвентаризации доходов (расходов) будущих периодов (приложение N 21 к Учетной политике).
6.13. Порядок и сроки проведения инвентаризации кассы установлены Положением о порядке и сроках проведения проверок кассы, утвержденным приказом ГКУ РК "ЦБО".
При смене кассира (отпуск, временная нетрудоспособность, увольнение и т.п.) результаты инвентаризации кассы оформляются Инвентаризационной описью наличных денежных средств (приложение N 15 к Учетной политике) и Инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) бланков строгой отчетности и денежных документов (приложение N 14 к Учетной политике). В других случаях результаты инвентаризации кассы оформляются Инвентаризационными описями ф.0504086, ф.0504088, в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н.
6.14. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов, обязательств, бланков строгой отчетности и др. с данными бухгалтерского учета оформляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
7. Порядок и сроки представления бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности
7.1. ГКУ РК "ЦБО" составляет и представляет предусмотренную Договором между Министерством и ГКУ РК "ЦБО", бухгалтерскую (финансовую) и иную отчетность Министерства в порядке и сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
7.2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность за отчетный год формируется с учетом событий после отчетной даты. Обстоятельства, послужившие причиной отражения в отчетности событий после отчетной даты, указываются в текстовой части Пояснительной записки (ф.0503160).
7.3. В целях составления отчета о движении денежных средств величина денежных средств определяется прямым методом и рассчитывается как разница между всеми денежными притоками Министерства от всех видов деятельности и их оттоками.
8. Налоговый учет
8.1. Министерство применяет общий режим налогообложения.
8.2. Налоговый учет ведется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, а также законодательных, иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
8.3. Основными задачами налогового учета являются:
- формирование полной и достоверной информации для определения налоговой базы;
- обеспечение своевременного представления налоговых деклараций и другой информации в налоговые органы.
8.4. Налоговый учет ведется в рамках единой учетной системы бухгалтерского учета и налогового учета.
8.5. Учет доходов, начисленных физическим лицам, предоставленных им налоговых вычетов, а также сумм удержанного с них налога на доходы физических лиц ведется в налоговом регистре по форме 1-НДФЛ.
8.6. Налоговые вычеты физическим лицам, в отношении которых Министерство выступает налоговым агентом, предоставляются на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих предоставление налогового вычета.
8.7. Для подтверждения данных налогового учета применяются первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, регистры налогового учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми от 18 июня 2019 г. N 233-ОД "Об учетной политике... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.