Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
МО ГО "Сыктывкар"
от 17.07.2019 N 7/2133
Порядок
осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", главными администраторами (администраторами) доходов бюджета МО ГО "Сыктывкар", главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар"
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", главными администраторами (администраторами) доходов бюджета МО ГО "Сыктывкар", главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар" (далее - главный администратор (администратор) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар") внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Главные администраторы (администраторы) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" в целях обеспечения осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита принимают правовые акты по вопросам, определенным настоящим Порядком.
3. Настоящий Порядок устанавливает:
- требования к организации, проведению, оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля;
- требования к организации, планированию, проведению, оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового аудита;
- требования к составлению и представлению отчетности о результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
4. В целях настоящего Порядка:
- к внутренним бюджетным процедурам относятся процедуры составления и исполнения бюджета МО ГО "Сыктывкар", ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности;
- под бюджетными рисками понимается вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение бюджетных процедур.
II. Организация внутреннего финансового контроля
5. Внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым руководителем (заместителями руководителя), иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", организующими и выполняющими, а также обеспечивающими соблюдение внутренних бюджетных процедур.
6. Внутренний финансовый контроль направлен:
а) на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета МО ГО "Сыктывкар", составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (обеспечение достоверности бюджетной отчетности) главным администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" и подведомственными ему получателями средств бюджета МО ГО "Сыктывкар";
б) на подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
7. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" и получателя средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", исполняющих бюджетные полномочия.
8. Должностные лица подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" осуществляют внутренний финансовый контроль в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
а) составление и представление документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета МО ГО "Сыктывкар", в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
б) составление и представление документов главному администратору (администратору) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета МО ГО "Сыктывкар";
в) составление и представление документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета МО ГО "Сыктывкар", расходам бюджета МО ГО "Сыктывкар" и источникам финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар";
г) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар";
д) составление и представление документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета МО ГО "Сыктывкар", а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств бюджета МО ГО "Сыктывкар";
е) составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) свода бюджетных смет;
ж) формирование и утверждение муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений МО ГО "Сыктывкар";
з) составление и исполнение бюджетной сметы;
и) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
к) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет МО ГО "Сыктывкар", пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
л) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет МО ГО "Сыктывкар", а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
м) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет МО ГО "Сыктывкар" (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
н) ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
о) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
п) исполнение судебных актов по искам к МО ГО "Сыктывкар", а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета МО ГО "Сыктывкар" по денежным обязательствам казенных учреждений МО ГО "Сыктывкар";
р) распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета МО ГО "Сыктывкар";
с) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
т) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
у) осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар" ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар", действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
9. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем проведения контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
К контрольным действиям относятся:
а) проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Коми, администрации МО ГО "Сыктывкар", регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства, и требованиям внутренних стандартов и процедур;
б) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
в) сверка данных;
г) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур;
д) контрольные действия по изучению фактического наличия и состояния объектов имущества (денежных средств, материальных ценностей), в том числе осмотр, замеры, экспертизы, инвентаризации, пересчет.
е) иные контрольные действия, предусмотренные правовыми актами главного администратора (администратора) бюджетных средств.
10. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
11. Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом. При сплошном способе контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) (далее - операция). При выборочном способе контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.
12. Контрольные действия, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, применяются в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), смежного контроля (далее - методы контроля).
13. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля руководителем каждого подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", ответственного за результаты выполнения бюджетных процедур.
Под результатом выполнения бюджетной процедуры понимается сформированный документ, необходимый для реализации бюджетного полномочия главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", составленный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Коми, администрации МО ГО "Сыктывкар", регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
14. Карта внутреннего финансового контроля формируется (актуализируется) по форме и рекомендациям согласно Методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по осуществлению внутреннего финансового контроля, в том числе с применением автоматизированных информационных систем, не реже одного раза в год и утверждается руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
15. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится по следующим основаниям:
а) принятие решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля в соответствии с пунктом 33 настоящего Порядка;
б) внесение в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, уточнений (дополнений), требующих изменения осуществления бюджетных процедур.
Актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляется в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня наступления события, являющегося основанием для внесения соответствующих изменений.
Актуализированные карты внутреннего финансового контроля подлежат повторному утверждению.
16. При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля составляется (уточняется) перечень мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, к которым в том числе относятся:
меры, направленные на совершенствование способов и уточнение сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
меры, направленные на устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
меры, направленные на повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры;
проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов и иных нормативных правовых актов, обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации.
Указанный перечень мер составляется (уточняется) с учетом результатов оценки бюджетных рисков и утверждается руководителем (заместителями руководителя) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
17. Процесс формирования (актуализация) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) оценка операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски), в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов их осуществления;
б) формирование перечня операций (далее - перечень) (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости осуществления контрольных действий, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков.
18. Оценка бюджетного риска осуществляется по следующим критериям:
вероятность - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;
степень влияния - уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (далее - качество финансового менеджмента), осуществляемых главным администратором бюджетных средств, величине ущерба, причиненного Российской Федерации, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей государственной программы Российской Федерации.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Оценка значения критерия "вероятность" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска.
Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, на основании:
информации соответствующих структурных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" о результатах внутреннего финансового контроля и отчетов о результатах аудиторских проверок;
информации о выявленных органами контроля нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, а также требований внутренних стандартов и процедур (далее - нарушения), представляемой в установленном им порядке;
информации о возникновении коррупционно опасных операций.
К коррупционно опасным операциям для целей настоящего Порядка относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):
при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
необходимые для выполнения внутренней бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции государственного органа, определенной в качестве коррупционно опасной;
в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционном поведении должностных лиц при их выполнении.
Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как высокое, либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как среднее.
В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) со значимыми бюджетными рисками.
19. Порядок составления Перечня, порядок оценки бюджетных рисков устанавливаются главным администратором средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" с учетом Методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по осуществлению внутреннего финансового контроля.
20. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" в соответствии с распределением обязанностей, а также руководители структурных подразделений, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.
Проведение внутреннего финансового контроля
21. Внутренний финансовый контроль в подразделениях главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" осуществляется с соблюдением периодичности контрольных действий, методов контроля, способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
22. Самоконтроль осуществляется должностным лицом каждого структурного подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" путем проведения проверки выполняемой им операции на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Коми, администрации МО ГО "Сыктывкар", регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства, требованиям внутренних стандартов и процедур, должностным регламентам и (или) сверки данных, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции. Самоконтроль осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
23. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" и (или) руководителем ответственного за результаты выполнения бюджетных процедур подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" (иным уполномоченным лицом) путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами. Контроль по уровню подчиненности осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
24. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций, осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", и (или) путем сверки данных, а также проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
25. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным и (или) выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", администраторами доходов бюджета МО ГО "Сыктывкар" и администраторами источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар".
26. Руководитель (заместитель руководителя), должностные лица уполномоченных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" осуществляют контроль по уровню подведомственности путем проведения в соответствии с картой внутреннего финансового контроля проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Коми, МО ГО "Сыктывкар", регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства, и внутренним стандартам и процедурам и путем сбора (запроса), анализа и оценки информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур (далее - мониторинг). Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
27. Главный распорядитель средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", главный администратор доходов бюджета МО ГО "Сыктывкар" и главный администратор источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар" вправе принять решение о создании подразделений ведомственного финансового контроля (назначении уполномоченных должностных лиц) или привлечении существующих контрольных подразделений для проведения ведомственного финансового контроля.
28. Ведомственный финансовый контроль является видом контроля по подведомственности и осуществляется путем проведения проверок (ревизий) и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденным руководителем главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" регламентом.
Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового контроля
29. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в журнале внутреннего финансового контроля и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
30. Журнал внутреннего финансового контроля составляется, в том числе с применением автоматизированных информационных систем, в каждом подразделении главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур, по форме и рекомендациям согласно Методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по осуществлению внутреннего финансового контроля.
Журналы внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в установленном главным администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" порядке, но не менее 5 лет.
31. Ведение журнала внутреннего финансового контроля предполагает занесение уполномоченными лицами записей в журнал внутреннего финансового контроля на основании информации от должностных лиц, осуществляющих контрольные действия. Ведение журнала внутреннего финансового контроля осуществляется с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении сведений, составляющих государственную тайну.
Записи в журнал внутреннего финансового контроля осуществляются по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.
32. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется подразделением, ответственным за результаты выполнения бюджетных процедур, или уполномоченным подразделением руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" с установленной руководителем главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" периодичностью.
33. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные:
а) на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
в) на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств республиканского бюджета Республики Коми и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми;
г) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) на изменение внутренних стандартов и процедур;
е) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
ж) на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих бюджетные процедуры;
з) на проведение служебных проверок и применение по их результатам материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
и) на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" и получателей средств республиканского бюджета Республики Коми.
34. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля
35. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля главный администратор (администратор) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" составляет следующие отчеты:
- о результатах внутреннего финансового контроля по форме и рекомендациям согласно Методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по осуществлению внутреннего финансового контроля;
- о результатах внутреннего (ведомственного) контроля по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
36. Отчеты составляются на основе данных журналов внутреннего финансового контроля и документов подразделений ведомственного финансового контроля.
В отчет о результатах внутреннего финансового контроля включается пояснительная записка, содержащая в том числе:
сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль, мерах по повышению их квалификации;
общая информация о выявленных недостатках (нарушениях), описание наиболее значимых нарушений;
описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению выявленных в ходе внутреннего финансового контроля нарушений и недостатков, причин их возникновения;
сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также ходе реализации материалов, направленных в Департамент финансов администрации бюджета МО ГО "Сыктывкар", правоохранительные органы.
III. Осуществление внутреннего финансового аудита
Организация внутреннего финансового аудита
37. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурным подразделением и (или) уполномоченными должностными лицами главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", направленной на повышение качества осуществления внутренних бюджетных процедур.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
На основании соглашения между главным администратором средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" и находящимся в его ведении администратором средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита могут быть переданы главному администратору средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" или другому администратору средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", находящемуся в ведении того же главного администратора средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Соответствующий порядок устанавливается главным администратором средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
В случае передачи полномочий, субъектом внутреннего финансового аудита администратора средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" является уполномоченное на осуществление аудита структурное подразделение и (или) должностное лицо главного администратора средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", объектом аудита - структурные подразделения администратора бюджетных средств.
38. Целями внутреннего финансового аудита являются:
- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
39. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" (далее - объекты аудита).
40. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
41. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", направляемых в целях составления и рассмотрения проекта бюджета МО ГО "Сыктывкар", в порядке, установленном главным администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
42. Аудиторские проверки подразделяются на камеральные, выездные и комбинированные.
Камеральные проверки проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов, выездные проверки проводятся по месту нахождения объектов аудита, комбинированные проверки проводятся как по месту нахождения подразделения внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
43. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
- посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
- привлекать независимых экспертов, в том числе из числа должностных лиц иных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", для проведения экспертиз, необходимых при осуществлении аудиторских проверок.
44. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
- соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
- проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
- знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами контрольных мероприятий;
- не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
45. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Руководитель главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
Планирование внутреннего финансового аудита
46. Составление, утверждение и ведение годового плана внутреннего финансового аудита (далее - План) осуществляется в порядке, установленном администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
47. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указываются тема аудиторской проверки, период проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
48. При планировании аудиторских проверок (составлении Плана и (или) программы аудиторской проверки) учитываются:
- значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администраторов) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" в случае их неправомерного исполнения;
- факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
- результаты оценки бюджетных рисков;
- степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита трудовыми ресурсами;
- реальность сроков проведения аудиторских проверок;
- наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
49. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
- осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
- проведения в текущем (отчетном) финансовом году контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой МО ГО "Сыктывкар" и органов внутреннего финансового контроля МО ГО "Сыктывкар" в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
50. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
51. Составление, утверждение и внесение изменений в План осуществляются в порядке, установленном главным администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Проведение аудиторских проверок
52. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
53. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
54. Программа аудиторской проверки должна содержать:
- тему аудиторской проверки;
- наименование объектов аудита;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
При составлении программы формируется группа работников, проводящих аудиторскую проверку, (далее - аудиторская группа) и распределяются обязанности между членами аудиторской группы
55. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов:
- инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
- наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
- запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
- пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет работником субъекта внутреннего финансового аудита;
- аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
56. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", субъект внутреннего финансового аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.
Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:
осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:
существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);
вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.
Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.
К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.
По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом Методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по осуществлению внутреннего финансового аудита.
57. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
К доказательствам относятся первичные учетные документы, регистры бюджетного учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, результаты процедур проверки, проведенных в ходе аудиторской проверки, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов аудита, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.
58. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация.
59. Рабочая документация по аудиторской проверке содержит следующие документы и иные материалы:
- документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
- сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
- сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
- копии обращений, направленных органам муниципального финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающие выявленные нарушения.
60. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления предусматриваются в порядке, установленном главным администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
61. Результаты аудиторской проверки оформляются актом, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им руководителю или представителю проверяемого объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового аудита
62. Формирование, направление и сроки рассмотрения акта объектом аудита предусматриваются в порядке, установленном главным администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
63. На основании акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), условиях и причинах таких нарушений, а также значимых бюджетных рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;
- информацию о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля;
- выводы о достоверности и полноте бюджетной отчетности, а также о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
64. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта направляется руководителю главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", по результатам рассмотрения которого принимается одно или несколько из следующих решений:
- о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о применении мер материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
- о направлении материалов в орган внутреннего муниципального финансового контроля администрации МО ГО "Сыктывкар", правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
- о проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 33 настоящего Порядка.
65. При принятии руководителем главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и осуществляет контроль за его выполнением.
Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита
66. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивают составление отчетности о результатах осуществления ими внутреннего финансового аудита (далее - отчетность).
67. Порядок составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливается главным администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
68. Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар". Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений, а также к повышению эффективности использования средств местного бюджета.
69. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом внутреннего финансового аудита до 1 февраля текущего финансового года по форме и рекомендациям согласно Методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Приложение
к Порядку
Отчет
о результатах внутреннего (ведомственного) финансового контроля
за _______
|
|
|
За отчетный квартал |
Всего с начала года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Проведено контрольных мероприятий на отчетную дату | ||||
1. |
Численность сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый контроль |
чел. |
|
|
2. |
Общее количество проведенных контрольных мероприятий (ревизий, проверок) (п. 3 + п. 4): |
ед. |
|
|
3. |
Количество контрольных мероприятий по утвержденному Плану, в том числе: |
ед. |
|
|
3.1. |
проверки соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (ревизии ФХД) |
ед. |
|
|
3.2. |
Проверки по отдельным вопросам |
ед. |
|
|
3.3. |
Камеральные проверки |
ед. |
|
|
4. |
Внеплановые контрольные мероприятия |
ед. |
|
|
|
Раздел 2. Финансовые нарушения |
|||
5. |
Объем проверенных средств при проведении контрольных мероприятий, в том числе |
тыс. руб. |
|
|
5.1. |
средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" |
тыс. руб. |
|
|
6. |
Сумма выявленных финансовых нарушений (стр. 7 +...+ стр. 13), в том числе: |
тыс. руб. |
|
|
7. |
Нецелевое использование бюджетных средств |
тыс. руб. |
|
|
8. |
Сумма необоснованных (неправомерных) расходов (сумма стр. 8.1 +...+ 8.5) |
тыс. руб. |
|
|
8.1. |
По расчетам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда |
тыс. руб. |
|
|
8.2. |
Оплата служебных командировок |
тыс. руб. |
|
|
8.3. |
Оплата льготного проезда к месту отпуска и обратно |
тыс. руб. |
|
|
8.4. |
Списание основных средств и материальных запасов |
тыс. руб. |
|
|
8.5. |
Прочие расходы |
тыс. руб. |
|
|
9. |
Нарушение условий исполнения муниципальных контрактов, соглашений по предоставлению субсидий и иные нарушения |
тыс. руб. |
|
|
10. |
Неэффективное использование бюджетных средств |
тыс. руб. |
|
|
11. |
Сумма выявленных недостач и (или) хищений |
тыс. руб. |
|
|
12. |
Сумма выявленных излишек |
тыс. руб. |
|
|
13. |
Сумма установленных недоплат |
тыс. руб. |
|
|
14. |
Отношение суммы выявленных нарушений к сумме проверенных средств |
% |
|
|
Раздел 3. Реализация материалов контрольных мероприятий | ||||
15. |
Направлено объекту контроля заключений, содержащих план устранения выявленных нарушений и недостатков, возмещение ущерба, причиненного такими нарушениями |
ед. |
|
|
16. |
Сумма бюджетных средств, подлежащая возмещению (восстановлению) |
тыс. руб. |
|
|
17. |
Сумма возмещенных бюджетных средств |
тыс. руб. |
|
|
17.1. |
в т.ч. по мероприятиям прошлых периодов |
тыс. руб. |
|
|
18. |
Направлено материалов в уполномоченный орган внутреннего муниципального финансового контроля |
ед. |
|
|
19. |
Применены меры ответственности, в том числе: |
чел. |
|
|
19.1. |
материального характера |
чел. |
|
|
19.2. |
дисциплинарного характера |
чел. |
|
|
Руководитель
___________ _________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"__" ____________ 20__ г.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Республики Коми от 17 июля 2019 г. N... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.