Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
1. Образование сегодня становится одним из главных приоритетов общества и государства. Наряду с достойными условиями жизни, оплаты труда, природными условиями и демократическими свободами, качественное и доступное образование является одним из основных условий стабилизации в обществе, наличия перспективы в развитии страны.
2. В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого фактора.
3. Продолжает оставаться актуальным повышение уровня качества образования, развитие его доступности и эффективности, овладение выпускниками образовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями и компетентностями, необходимыми для продолжения самообразования и приобретения конкурентоспособности на рынке труда. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению, к непрерывному образованию в течение всей жизни человека.
4. Для муниципальной системы образования муниципального образования городского округа "Инта" обеспечение качественного образования, его равной доступности для всех граждан возможно при решении следующих задач:
4.1. организации образовательного процесса с внедрением новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием информационных и коммуникационных, здоровьесберегающих технологий;
4.2. повышения уровня управленческой подготовки руководителей образования в экономической, юридической и психологической областях;
4.3. совершенствования муниципальной системы аттестации педагогических кадров,
4.4. лицензирования и аккредитации муниципальных образовательных учреждений;
4.5. создания условий для социальной адаптации, формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи, обеспечения их безопасности;
4.6. социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
4.7. увеличении охвата обучающихся оздоровлением, отдыхом и занятостью.
5. Муниципальная программа муниципального образования городского округа "Инта" "Развитие образования" (далее - Программа) предназначена для дальнейшего управляемого перевода муниципальной системы образования в новое состояние, обеспечивающее повышение качества образования, адекватного потребностям развивающейся личности, государства и общества.
6. Важнейшим стратегическим целевым ориентиром процесса развития муниципальной системы образования является повышение:
6.1. качества образования - достижения соответствия результатов образования, а также его процесса и условий запросам личности, семьи, общества, государства, рынка труда;
6.2. доступности образования - предоставления всему населению городского округа;
6.3. реальных возможностей реализации права на получение образовательных услуг требуемого уровня;
6.4. эффективности образования - достижения рациональности использования ресурсов и оптимального соотношения результатов системы образования с затратами на его содержание.
7. В муниципальной образовательной сети функционируют 35 муниципальных образовательных учреждений различных типов и видов. В систему муниципальных образовательных учреждений входят:
7.1. общеобразовательные учреждения - 15, в том числе: учреждения повышенного статуса (2 гимназии, 1 лицей) - 3, средние общеобразовательные школы - 11, вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение Открытая (сменная) общеобразовательная школа - 1;
7.2. муниципальные дошкольные образовательные учреждения различных видов - 17, в том числе: Центр развития ребенка - детский сад - 1, детский сад общеразвивающего вида - 11, 3 из них расположены в сельской местности, детский сад комбинированного вида - 3, детский сад для детей раннего возраста - 1, детский сад компенсирующего вида - 1;
7.3. учреждения дополнительного образования детей - 2, в том числе: Центр внешкольной работы - 1, Станция юных натуралистов - 1,
7.4. учреждение по обеспечению деятельности образовательных учреждений - 1.
8. Важнейшим показателем состояния системы образования муниципалитета является доступность получения образования и степень развития сети муниципальных образовательных учреждений.
По данным на 01.09.2013 в общеобразовательных учреждениях получают образование 3 638 обучающихся, количество детей дошкольного возраста, охваченных дошкольным образованием - 1 871, что составляет 72% от общего количества детей в возрасте от 0 до 7 лет. Количество детей, обучающихся по программам дополнительного образования, составляет 1 550.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обеспечены доступным дошкольным, общим и дополнительным образованием. На территории муниципалитета для таких детей функционирует МБДОУ "Детский сад N 19 "Василек" компенсирующего вида, две группы в МБДОУ "Детский сад N 30 "Северное сияние", специальные (коррекционные) классы компенсирующей направленности VII вида (9 "в" класс в МБОУ "СОШ N 9" - 8 обучающихся).
Содержание одного воспитанника в дошкольном учреждении составляет от 87 355 рублей (МБДОУ "Детский сад N 4 "Ласточка") до 316 895 рублей (МБДОУ "Детский сад N 19 "Василек"). Среднее значение этого показателя по муниципалитету - 119 502 рубля.
Содержание одного обучающегося в общеобразовательном учреждении составляет от 66 393 рублей (МБОУ "СОШ N 8") до 505 653 рублей (МБОУ "СОШ с. Косьювом"). Среднее значение показателя - 104 063 рубля. Низкая наполняемость классов и групп в ряде учреждений, низкое число обучающихся, приходящихся на 1 работника, особенно в сельской местности серьезно влияет на стоимость обучения и воспитания ребенка в одном учреждении.
9. Сложившаяся практика функционирования муниципальных общеобразовательных учреждений показала, что на территории муниципального образования городского округа "Инта" создана оптимальная сеть образовательных учреждений, отвечающая запросам социума.
10. Есть определенные негативные тенденции, которые сохраняются на протяжении достаточного длительного периода:
10.1. Образовательная деятельность городского округа организуется и проводится в 34 зданиях. 6 зданий муниципальных образовательных учреждений имеют сроки эксплуатации 50 лет и более. Средний процент износа зданий составляет 64%. Процент износа некоторых конструктивных элементов зданий превышает 90%.
10.2. В связи с дефицитом местного бюджета последние десятилетия не было возможности приобретать школьную мебель. Современные СанПиНы ужесточают требования к организации рабочего места учащегося.
10.3. Мебель и оборудование в дошкольных образовательных учреждениях централизованно не обновлялись в течение 30 лет. Обновление мебели и мягкого инвентаря происходит только по инициативе родителей, через Попечительские советы дошкольных образовательных учреждений и только в отдельных группах. Данные мероприятия направлены на улучшение условий в определенных группах, но остальное оборудование, влияющее на воспитательный процесс, остается без финансирования долгие годы.
10.4. Услуги, предоставляемые муниципальных образовательных учреждений, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Приоритетным направлением должны стать создание современной предметно-развивающей среды, а также укрепление материально-технической базы и оснащение игровым оборудованием в соответствии с современными требованиями.
10.5. Осуществление доставки продуктов питания и горячего питания в муниципальные образовательные учреждения требует привлечения дополнительного автотранспорта.
11. Существующие проблемы образования требуют комплексного решения.
12. В целях комплексного подхода к вопросам развития муниципальной системы образования отделом образования администрации в 2012-2013 учебном году была организована работа по реализации 8 муниципальных долгосрочных целевых программ (далее - МДЦП):
12.1. МДЦП "Развитие отрасли образования на территории МОГО "Инта" (2013 - 2015 годы) - предусмотрено 222 281,1 тыс. руб.
12.2. МДЦП "Организация круглогодичного оздоровления и занятости детей и подростков на 2013 - 2015 годы" - предусмотрено 17 729 тыс. руб.
12.3. МДЦП организации временных работ для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет на территории МОГО "Инта" - предусмотрено 2 044,4 тыс. руб.
12.4. МДЦП "Антитеррористическая безопасность МОГО "Инта" и противодействие экстремизму на 2012 - 2014 годы" - 4 699 тыс. руб.
12.5. МДЦП "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории МОГО "Инта" на 2010 - 2020 годы - 26 047,8 тыс. руб.
12.6. МДЦП по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории МОГО "Инта" на 2011 - 2013 годы - 14 959,4 тыс. руб.
12.7. МДЦП "Доступная среда на 2012 - 2015 годы" - 1 900 тыс. руб.
12.8. Ведомственная целевая программа "Развитие отрасли образования МОГО "Инта" на 2013 - 2015 годы" 2 221 958, 6 тыс. руб.
13. На нужды образования в 2012 году из консолидированного бюджета муниципалитета было выделено 787 883 тыс. рублей.
На 1 июля 2013 года утвержденный объем лимитов по отрасли образования составлял 961 867, 9 тыс. руб.
14. Приоритетное направление - приведение в соответствие материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений. Общий объем финансирования, предусмотренный на мероприятия по подготовке учреждений к новому 2013-2014 учебному году составил 75 610 тыс. руб.
15. В 2013 году отрасль образование впервые получило инвестиционные средства в размере 49 712 тыс. руб. от ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" и ООО "Лукойл-Северо-Западнефть". Указанные средства направлены на разработку проектно-сметной документации - 5 100 тыс. руб., реконструкцию зданий 3 муниципальных образовательных учреждений - 46 045 тыс. руб., капитальные ремонты в 10 муниципальных образовательных учреждениях на сумму 12 759,8 тыс. руб., на обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния (моющие) - 2 228,9 тыс. руб., благоустройство территорий (прогулочные веранды, колясочные, спортивные комплексы, освещение территорий) - 5 826 тыс. руб., приобретение технологического оборудования (детские сады) - 3 650 тыс. руб.
16. 27 марта 2013 года постановлением администрации МОГО "Инта" утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отрасли образования в МОГО "Инта", направленные на повышение эффективности в сфере образования".
17. Повышение уровня оплаты труда педагогических работников - еще одно приоритетное направление финансирования в 2013 году в рамках исполнения майских Указов Президента Российской Федерации.
С 1 апреля 2013 года всем педагогическим работником установлен базовый оклад в размере 6,86 тыс. руб.
С 1 июля 2013 года базовый оклад педагогов высшей категории увеличен на 60% (10,976 тыс. руб.), первой категории на 45% (9,947 тыс. руб.), второй категории - 10% (7,348 тыс. руб.).
Показатели повышения уровня оплаты труда педагогических работников в 2012 - 2013 годах представлены в таблице 1:
Таблица 1
Показатель |
2012 г. |
1 кв. 2013 г. |
2 кв. 2013 г. |
3 кв. 2013 г. |
% увеличения |
Среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений общего образования |
37 005 |
40 157 |
52 221 |
63 206 |
70,1% |
Среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений дошкольного образования |
22 146 |
23 622 |
31 030 |
40 296 |
81,9% |
18. В 17 детских садах осуществляют педагогическую деятельность свыше 240 работников. Из них 82 имеет высшее образование, 146 среднее специальное, 3 - неоконченное высшее. Имеют высшую квалификационную категорию 23 педагога (9,6%), первую категорию - 92 педагога (38,3%), вторую категорию - 39 педагогов (16,2%), 87 (36,2%) педагогов не аттестовано.
В общеобразовательных учреждениях работает свыше 330 педагогов. Из них высшее образование имеют 269 (81,5%), среднее специальное - 63 (18,5%). Высшую квалификационную категорию имеют 109 педагогов (33%), первую категорию - 113 (34,2%), вторую категорию - 32 педагога (9,6%), не аттестованных работников - 76 (23,2%).
19. Стаж работы в отрасли образования (сады и школы) свыше 20 лет имеют 323 (56,7%), педагога стаж работы до 2 лет - 57 (10%) педагогов.
20. Наблюдается феминизация кадров образования. В школах доля педагогических работников - женщин свыше 90%, доля женщин - руководителей учреждений образования составляет 97,2%. Отмечается старение педагогических кадров. Количество работников пенсионного возраста превышает 50%.
21. Вопросы количественного и качественного состава педагогических работников требуют пристального внимания и неукоснительного исполнения требований, предъявляемых к ним, в условиях перехода к эффективным контрактам.
22. За 2012-2013 учебный год 164 педагогических и руководящих работника прошли повышение квалификации по различным программам. По программе преподавания основ религиозной культуры и светской этики (далее - ОРКСЭ) повысили квалификацию 4 педагога.
23. Реализация образовательной инициативы "Наша новая школа" осуществляется на территории муниципалитета по следующим направлениям:
23.1. Переход на новые образовательные стандарты;
23.2. Развитие системы поддержки талантливых детей;
23.3. Совершенствование профессионального мастерства педагогов;
23.4. Сохранение и укрепление здоровья школьников;
24. В 2012-2013 учебном году Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) начального общего образования реализовался в штатном режиме во всех 1 и 2 классах и в пилотном режиме в 3 классах МБОУ "СОШ N 5".
25. В 2013 - 2014 учебном году в режиме пилотной площадки начнется поэтапное введение ФГОС основного общего образования в МБОУ "СОШ N 10".
26. В рамках публичных обязательств 20 обучающихся были поощрены денежным вознаграждением в размере 5 тысяч рублей. Для обучающихся, особо отличившихся в учебе, победителей и участников республиканской "Малой нобелевской премии" были выделены бесплатные путевки в город Санкт-Петербург, в 2013 году планируются аналогичные поездки в г. Москву. В дальнейшем предусмотрены средства на организацию обучающихся и воспитанников в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах и их поощрение.
27. В рамках совершенствования профессионального мастерства 10 педагогов были отмечены денежными поощрениями в размере 10 тыс. руб.
28. Продолжился процесс изменения школьной инфраструктуры. Возможность пользоваться интерактивными учебными пособиями (доска, мультимедийные установки и др.) составляет в общеобразовательных учреждениях практически 100%. Все общеобразовательные учреждения и все дошкольные учреждения, расположенные в городской черте, имеют доступ к сети Интернет. Собственные web-сайты имеют все образовательные учреждения.
29. В рамках республиканского проекта "Дистанционное образование детей-инвалидов" получают образование 9 детей, проживающих на территории муниципалитета. По индивидуальным учебным планам организовано обучение детей, имеющих медицинские показания на индивидуальное обучение.
30. В 2012-2013 учебном году 2 специализированных школьных автобуса, соответствующих ГОСТу осуществляли подвоз обучающихся МБОУ "СОШ N 2", МБОУ "СОШ N 5", МБОУ "СОШ N 9". Кроме того, по распоряжению руководителя администрации организован подвоз дошкольников плавательные бассейны.
31. Проживание детей в условиях Крайнего Севера отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. Поэтому процесс организации питания в образовательных учреждениях находится на особом контроле, как в Республике Коми, так и в МО ГО "Инта".
За счет средств республиканского бюджета осуществлено переоснащение технологическим оборудованием всех школьных столовых.
За счет средств местного бюджета закуплено и установлено технологическое оборудование во всех детских садах. Отлажена работа по заключению договоров с поставщиками, в учреждения поступает бесперебойно качественная продукция.
По итогам 2012-2013 учебного года горячим питанием в школах было охвачено 1 389 детей 1-4 классов (100%), 1 157 обучающихся 5-9 классов (67%), 195 обучающихся 10 -11 классов (50%). Охват горячим питанием составил по МО ГО "Инта" 78,2%.
32. Методическое обеспечение образовательного процесса осуществляет методический центр сектора дошкольного, общего и дополнительного образования детей МБУ "ГУНО". Работа методического центра осуществляется по следующим направлениям:
32.1. Организация и проведение муниципальных мероприятий в целях распространения инновационного опыта педагогов;
32.2. Организация и проведение муниципальных этапов конкурсов профессионального мастерства педагогов;
32.3. Методическое сопровождение участия педагогов в республиканских конкурсах профессионального мастерства;
32.4. Организация работы городского методического объединения учителей-предметников;
32.5. Организация курсовой подготовки работников образовательных учреждений;
32.6. Организация и проведение муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников;
32.7. Организация и проведение конкурсов и конференций для обучающихся;
32.8. Проведение внешней экспертизы педагогических работников при аттестации на первую категорию и на соответствие занимаемой должности;
32.9. Проведение экспертизы экзаменационных материалов и учебных рабочих программ;
32.10. Мониторинговые исследования по заказу Министерства образования Республики Коми;
32.11. Организационная работа по оснащению школьных библиотек учебной и художественной литературой.
33. В рамках мероприятий по распространению педагогического опыта проведены:
33.1. Муниципальная практическая конференция "Реализация ФГОС на территории МОГО "Инта" - механизм развития образовательного учреждения и профессионального роста педагога";
33.2. Фестиваль педагогических идей, в рамках которого проведено 12 мастер-классов, представлено 289 разработок на Ярмарку педагогических идей;
33.3. Педагоги города приняли участие в республиканском конкурсе "Инноватика в образовании".
33.4. В ноябре - декабре 2012 года проведен муниципальный этап республиканского конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям", в котором приняли участие 8 педагогов. Победитель муниципального этапа конкурса представляла Инту на республиканском конкурсе и заняла достойное 2 место, став лауреатом.
33.5. В феврале 2013 года в муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2013" приняли участие 5 педагогов. Победитель муниципального этапа - учитель математики МБОУ "Гимназия N 2" - стал лауреатом республиканского конкурса.
33.6. В марте - апреле 2013 года проведен муниципальный этап конкурса "Воспитатель года - 2013". В конкурсе участвовали 6 воспитателей из 4 садов.
34. С целью совершенствования профессиональной компетенции педагогов в январе 2013 года были созданы городские методические объединения по 10 направлениям:
34.1. Русский язык и литература;
34.2. Математика;
34.3. Информатика;
34.4. Физика;
34.5. География и биология;
34.6. Начальные классы;
34.7. Иностранный язык;
34.8. Химия;
34.9. История и обществознание;
34.10. ОРКСЭ.
35. В период 2012-2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях прошло 6 мониторинговых исследований:
35.1. Мониторинг предметных умений (2012-2013 учебный год).
35.2. Мониторинг по воспитательной деятельности.
35.3. Мониторинг по выявлению уровня компетентности учителя (на основе профессионального стандарта).
35.4. Мониторинг использования учебников и учебных пособий.
35.5. Мониторинг состояния экологического образования в образовательных учреждениях МОГО "Инта".
35.6. Мониторинг по реализации программы "Наша новая школа".
36. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Начиная с 2009 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы реализуется мероприятие "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов", которое предусматривает создание в муниципальном образовании условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.
37. В настоящее время не все учреждения образования оснащены пандусами и имеют беспрепятственный доступ для детей с ограниченными возможностями.
Решение вышеназванный проблемы позволит преодолеть имеющиеся ограничения для полноценной жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, изменить отношение общества к ним, повысить социальную активность и независимость детей с ограниченными возможностями, а также повысит уровень комфорта в сельской местности.
38. В 2012 - 2013 учебном году реализовывалась муниципальная долгосрочная целевая программа "Доступная среда", мероприятия которой позволяют интегрировать инвалидов в общество, сформировать сеть базовых образовательных учреждений, обеспечивающих полноценную интеграцию детей-инвалидов.
39. С учетом актуальности задач содействия демографическому росту в стране и городском округе органы местного самоуправления видят свою задачу в том, чтобы повысить эффективность системы оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков.
40. В 2013 году реализовывались следующие муниципальные долгосрочные целевые программы:
Пункт 40.1 изменен с 26 июня 2015 г. - Постановление Администрации муниципального образования городского округа "Инта" Республики Коми от 26 июня 2015 г. N 6/1897
40.1. Муниципальная долгосрочная целевая программа "Организация круглогодичного оздоровления и занятости детей и подростков муниципального образования" (утверждена постановлением администрации муниципального образования городского округа "Инта" от 21 сентября 2012 года N 9/2852).
Пункт 40.2 изменен с 26 июня 2015 г. - Постановление Администрации муниципального образования городского округа "Инта" Республики Коми от 26 июня 2015 г. N 6/1897
40.2. Долгосрочная целевая муниципальная программа организации временных работ для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет на территории муниципального образования городского округа "Инта" на 2013 - 2015 гг. (утверждена постановлением администрации муниципального образования городского округа "Инта" от 22 сентября 2012 года N 9/2848).";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "21 сентября 2012 года"
41. В рамках реализации вышеуказанных программ освоено 30 892,0 тыс. руб.:
41.1. средства на софинансирование из бюджета РК на 668 путевок - 16 550,0 тыс. руб.
41.2. бюджета МОГО "Инта" - 6 315,0 тыс. руб.
41.3. спонсорские средства (ООО "РН - Северная нефть") - 1 000,0 тыс. руб.
41.4. родительские средства -5 500,0 тыс. руб.
42. На реализацию мероприятий по трудоустройству направлено 1 527,0 тыс. руб. из бюджета МО ГО "Инта".
43. Таким образом, в настоящее в сфере образования МО ГО "Инта" существуют следующие проблемы:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца после слов "в настоящее" пропущено слово "время"
43.1. Средний процент износа зданий составляет 64%.
43.2. Для реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях необходимо обновить материально-техническую базу учреждений.
43.3. Услуги, предоставляемые образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей.
43.4. Осуществление доставки продуктов питания и горячего питания в образовательные учреждения требует привлечения дополнительного автотранспорта.
43.5. Старение педагогических кадров. Количество работников пенсионного возраста превышает 50%.
43.6. Не все учреждения образования оснащены пандусами и имеют беспрепятственный доступ для детей с ограниченными возможностями.
44. Существующие проблемы образования требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.
45. Настоящая муниципальная программа позволит добиться повышения надежности функционирования, обеспечения технической безопасности зданий и сооружений, в образовательных учреждениях предотвращения аварийных ситуаций в них, реализации государственной политики и требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности и устойчивого функционирования зданий, а также, в короткие сроки качественно и эффективно провести плановые мероприятия, связанные с проведением ремонтных работ, повысить уровень образовательного процесса, осуществить систему мер, способствующих профессиональному и личностному росту кадров муниципальной системы образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.