Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 1 января 2016 г. - Постановление Администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" Республики Коми от 31 декабря 2015 г. N 12/1542
Утверждена
постановлением администрации
муниципального района "Усть-Цилемский"
от 06 декабря 2013 г. N 12/2472
(приложение)
Муниципальная программа
"Образование"
5 марта, 28 мая, 18 июля, 22 августа, 30, 31 декабря 2014 г., 10 марта, 21, 27 апреля, 20, 27 августа, 4, 23 сентября, 28 октября, 31 декабря 2015 г., 4 мая 2016 г.
Паспорт изменен с 4 мая 2016 г. - Постановление Администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" Республики Коми от 4 мая 2016 г. N 05/254
Паспорт
муниципальной программы муниципального района "Усть-Цилемский" "Образование"
1. Характеристика текущего состояния сферы образования муниципального района "Усть-Цилемский"
Муниципальная программа муниципального района "Усть-Цилемский" "Образование" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением администрации муниципального района "Усть-Цилемский" от 29 июля 2013 г. N 07/1382 "О муниципальных программах муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" и выступает инструментом реализации муниципальной политики в сфере образования и формирования системы образования района как единого образовательного комплекса.
Сеть учреждений общего и дополнительного образования, подведомственных управлению образования администрации муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - Управление образования), составляет 28 муниципальных бюджетных образовательных учреждений, в которых обучается 2327 детей (785 - дошкольного возраста и 1542 - школьники). В составе учреждений:
- дошкольных образовательных учреждений - 12
- общеобразовательных школ - 11 (8 средних и 3 основных)
- начальных школ - детских садов - 4
- учреждение дополнительного образования - 1
В них занято более 300 педагогических работников.
Идет планомерный процесс оптимизации сети образовательных учреждений, целью которого является обеспечение доступности качественного образования при условии эффективного использования ресурсов. Основными причинами, обусловившими процесс реорганизации и ликвидации малокомплектных школ, являются уменьшение количества учащихся, наличие кадровой проблемы.
На 01.01.2016 г. услуги дошкольного образования в районе предоставляют 12 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 4 начальные школы - детские сады (4 группы для детей дошкольного возраста) и 3 общеобразовательных школы (4 группы для детей дошкольного возраста).
Обеспеченность (охват) детей в возрасте 1-7 лет дошкольным образованием составляет 88%, 1,5-7 лет - 96,3%. По состоянию на 01.01.2016 г. в получении места в дошкольные образовательные учреждения нуждаются 30 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. В настоящее время проблема ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения решается за счет строительства нового детского сада в с. Усть-Цильма на 120 мест.
В системе образования района функционируют 15 школ, в которых обучается 1542 обучающихся в одну смену.
Все образовательные учреждения, реализующие дошкольные, общеобразовательные программы, дополнительного образования имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности, школы аккредитованы.
Проблема доступности общего образования решается:
1. За счет ежедневного подвоза обучающихся к месту учебы. В 6 школах района 7 автобусов обеспечивают ежедневный подвоз к месту учебы и обратно 220 обучающихся. Автобусы, осуществляющие перевозку детей, соответствуют ГОСТу, оснащены тахографами.
2. За счет функционирования интернатов при 5-ти школах, в которых проживает 87 детей.
По новым федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования в 2015/2016 учебном году учатся 620 обучающихся, основного общего образования - 119 (учащиеся 5-х классов). Все обучающиеся в соответствии с ФГОС за счет средств республиканского бюджета обеспечены новыми комплектами учебников. 100% учителей, работающих по новому стандарту, прошли соответствующие курсы повышения квалификации. К 2020 году будет завершен переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Во всех школах учащимися 2-5-х классов изучается коми язык в количестве 1 час в неделю. В МБОУ "Степановская ООШ" 25 учеников изучают коми язык в 5-9-х классах. 8 учащихся 1 класса МБОУ "Новоборская СОШ" изучают учебный курс "Край, в котором я живу". В МБОУ "Бугаевская ООШ им. В.П. Кислякова" учащиеся 8 класса изучают курс "История Республики Коми". В МБОУ "Пижемская СОШ" для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности введен интегрированный учебный предмет "Краеведение" (9 учащихся 7 класса).
Обязательным для изучения в 4 классе (141 учащийся) является комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики". По опросу родителей для изучения определён модуль "Основы светской этики" (119 учащихся) и "Основы православной культуры" (23 учащихся МБОУ "Усть-Цилемская СОШ им. М.А. Бабикова").
Во всех общеобразовательных школах организована предпрофильная подготовка. В МБОУ "Усть-Цилемская СОШ им. М.А. Бабикова" реализуются общеобразовательные программы профильного обучения (37 обучающихся 10-11 классов). МБОУ "Новоборская СОШ", "Пижемская СОШ" реализуют программу профессионального обучения "Тракторист" категории В, С, Е.
В 5-11 кадетских классах МБОУ "Кадетская СОШ" с. Коровий Ручей обучаются 93 школьника.
Библиотеки муниципальных образовательных учреждений (12 ОУ) обеспечиваются периодическим республиканским изданием - журналом "АРТ".
Дипломантом республиканского конкурса "Сердце отдаю детям-2015" стал победитель муниципального конкурса, педагог дополнительного образования МБОУ "Синегорская СОШ".
Приоритетным направлением в работе с учащимися образовательных учреждений района является выявление и поддержка инициативных, талантливых и одаренных детей. В банке данных одаренных детей состоит 629 обучающихся, что составляет 65% от общего количества детей школьного возраста. В 2015 году 413 учащихся стали участниками муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по 19 предметам. Из них победителей - 49, призеров - 95. Участниками республиканского этапа стали 18 учащихся. Победителей и призеров среди участников республиканского этапа в 2015 году не было.
В целях реализации политики в области патриотического воспитания в районе реализуются проекты: учебно-полевые сборы, военно-патриотическая игра "Зарница", военно-спортивная игра "Орленок", месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы. В Год патриотизма в Республике Коми была проведена акция "Эстафета Знамени Победы", которая объединила все образовательные организации и оставила копии Знамени Победы в каждом сельском поселении района.
На базе МБОУ ДО "Районный центр детского творчества "Гудвин" с. Усть-Цильма и на базе 4-х школ в 22 объединениях художественно-эстетической, эколого-биологической, социально-педагогической и туристско-краеведческой направленности занимается 396 детей или 26% от общего количества детей от 7 до 18 лет.
Значительную роль в развитии познавательной и творческой активности обучающихся, углублении и расширении знаний, получаемых ими в общеобразовательных учреждениях, играют творческие объединения, кружки, студии и секции, созданные в общеобразовательных учреждениях и действующие во внеурочное время.
В 2014-2015 учебном году охват обучающихся, занимающихся в кружках, студиях и секциях во внеурочное время, составил 1216 человек или 84% от общего количества детей школьного возраста.
В рамках подготовки к государственной итоговой аттестации обучающихся 9, 11 классов при управлении образования проводятся семинары для руководителей ОУ, уполномоченных представителей ГЭК РК, руководителей ППЭ и организаторов. Лица, привлеченные к работе по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации, знакомятся с нормативными документами, с функциями, правами и обязанностями, а также мерами ответственности за соблюдение конфиденциальности и информационной безопасности.
В целях качественной подготовки обучающихся проводятся районные методические объединения учителей-предметников по вопросам:
- анализ результатов государственной итоговой аттестации;
- методика подготовки учащихся к выполнению заданий по отдельным темам;
- изучение изменений в структуре и содержании КИМ, системе оценивания экзаменационных работ.
В целях информационного сопровождения проводятся следующие мероприятия: размещение нормативных правовых, инструктивных документов и материалов, обеспечивающих организацию и проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, на официальном сайте управления образования, организация классных часов и родительских собраний, оформление информационных стендов для обучающихся, проведение инструктажей с обучающимися по заполнению бланков ответов и др.
Большая часть выпускников 11 классов сдают экзамены по 3-4 предметам, что свидетельствует о стремлении выпускников продолжать обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Средний балл по русскому языку в 2015 году составил 62,9, что на 2,09 ниже среднего балла по Республике Коми (64,99).
Средний балл по математике профильного уровня составил 43,4, что близко среднему баллу по Республике Коми (43,7).
Результаты государственной итоговой аттестации обучающихся 9 классов следующие:
Уровень обученности по математике составил 94,3% (2014 год - 98%); средняя оценка - 3,41 (2014 год - 3,5); по русскому языку - 98,7% (2014 год - 98%), средняя оценка - 4,06 (2014 год - 3,9).
В 2015 году отмечается положительная динамика уровня обученности и качества знаний выпускников по русскому языку и географии.
Отдых и оздоровление детей также является неотъемлемой частью деятельности учреждений образования.
В оздоровительные лагеря и экскурсионные туры на территории и за пределами Республики Коми выезжали 156 детей, из них 50 - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. На побережье Черного моря (санаторий "Черноморская зорька") выехал в летне-осенний период 2015 года 41 ребенок. Для 20 детей-спортсменов были организованы выезды в оздоровительный лагерь "Олимп" с. Выльгорт. 2 одаренных ребенка отдохнули в Международном детском центре "Артек" (г. Ялта, Республика Крым). 18 детей были оздоровлены в санатории "Колос" Кировской области, а 28 учащихся стали участниками профильных смен различной направленности в республиканских лагерях. 47 детей съездили в экскурсионные поездки по городам Смоленск, Брянск, Великий Устюг, городам "Золотого кольца России".
С 01.06.2015 г. на базе 11 образовательных учреждений района функционировали летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей. В них были организованы 384 учащихся. В период осенних каникул 5 дней работала площадка при МБОУ "Бугаевская ООШ", в которой были организованы 10 детей. Основными направлениями деятельности лагерей дневного пребывания являются: досугово-развлекательное, патриотическое, спортивно-оздоровительное, эстетическое, нравственное, краеведческое, этнокультурное, экологическое, воспитательное, профилактическое (профилактика правонарушений).
У учащихся в возрасте от 14 до 18 лет есть возможность устроиться на работу в период каникул. Так, в период с июня по сентябрь 2015 года на базе образовательных учреждений были организованы трудовые бригады, в которые трудоустроены 85 подростков.
На сегодняшний день в муниципальном районе "Усть-Цилемский" проживает 3180 человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 23,4% от общего числа населения.
Структура молодого населения по роду занятий представлена:
- учащимися среднего и старшего звена школ;
- учащимися и студентами средних и высших учебных заведений;
- молодыми людьми, которые проходят срочную службу в рядах Российской армии;
- работающей молодежью;
- молодыми женщинами, имеющими детей и ведущими домашнее хозяйство;
- группой лиц молодого возраста без определенного рода занятий.
В 2012 году создан районный молодежный комитет (сегодня это Молодежное общественное движение "Молодым Везде Дорога"), что позволяет решать молодежные проблемы более быстрыми темпами. Активно работает волонтёрское движение "Ветер перемен" при МБОУ "Усть-Цилемская СОШ им. М.А. Бабикова".
2. Приоритеты реализуемой на территории муниципального района "Усть-Цилемский" политики в сфере образования, описание основных целей и задач муниципальной программы. Прогноз развития сферы образования муниципального района "Усть-Цилемский"
Приоритеты реализуемой муниципальной политики в сфере образования определяются исходя из текущего состояния системы образования в контексте Стратегии социально-экономического развития муниципального района "Усть-Цилемский" на период до 2020 года с учетом национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", федеральной и республиканских программ развития образования:
- в системе дошкольного образования: реализация комплекса мер по достижению 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- в системе общего образования: обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства, доходов родителей и состояния здоровья ребенка; обеспечение поэтапного перехода общеобразовательных учреждений на новые федеральные государственные образовательные стандарты; создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни; разработка механизмов, способствующих формированию педагогических кадров с высокой квалификацией, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования, гибко управляющих образовательными траекториями школьников, населения; развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности;
- в системе дополнительного образования детей: расширение взаимодействия общего и дополнительного образования детей в рамках реализации нового федерального государственного образовательного стандарта и профильного обучения старшеклассников; укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей с целью создания условий для развития творческих способностей детей по физкультурно-спортивной, военно-патриотической, технической, научно-исследовательской и другим направленностям;
- в кадровой политике: стимулирование развития инновационного потенциала педагогических работников; совершенствование механизмов оплаты труда педагогов по результатам их деятельности; привлечение в отрасль высококвалифицированных, а также молодых специалистов.
Данные приоритеты стали основой определения цели и задач Программы.
Цель Программы: повышение доступности и качества образовательных услуг в районе.
Достижение цели Программы обеспечивается путем решения следующих задач:
1. повышение качества услуг дошкольного, общего и дополнительного образования;
2. обеспечение доступности образования, создание оптимальных условий для обучения и воспитания в учреждениях образования;
3. создание условий для личностного развития, полноценного отдыха, укрепления здоровья и занятости несовершеннолетних и молодежи;
4. обеспечение управления реализацией мероприятий Программы на муниципальном уровне.
Реализация заложенных в Программе мероприятий позволит создать условия для достижения современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, равного доступа к образованию всех граждан.
За счет строительства новых зданий образовательных организаций изменится инфраструктура образования. Для детей будут созданы условия, отвечающие современным требованиям.
Создание комплекса условий, соответствующих современным требованиям, обеспечит переход на федеральные государственные стандарты общего образования, что позволит обеспечить новое качество общего образования.
Реализация Программы позволит обеспечить устойчивость необходимых условий для развития инновационных направлений в сфере образования и вывести сферу образования на новый уровень, позволяющий ей иметь большое значение в социально-экономических процессах в районе.
3. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Программа реализуется в 2014 - 2020 годах.
4. Перечень основных мероприятий муниципальной программы
В рамках Программы для решения задачи 1 "Повышение качества услуг дошкольного, общего и дополнительного образования" предполагается реализация следующих основных мероприятий:
- оказание муниципальных услуг (выполнение работ) образовательными учреждениями;
- обеспечение функционирования образовательных учреждений;
- оценка качества образования;
- развитие кадровых ресурсов системы образования района;
- развитие инновационного потенциала ОУ, реализация актуальных проектов.
Для решения задачи 2 "Обеспечение доступности образования, создание оптимальных условий для обучения и воспитания в учреждениях образования" предполагается реализация следующих основных мероприятий:
- строительство и реконструкция образовательных учреждений;
- капитальные и текущие ремонты зданий и сооружений, в т.ч. с применением энергосберегающих технологий;
- обеспечение пожарной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях.
Для решения задачи 3 "Создание условий для личностного развития, полноценного отдыха, укрепления здоровья и занятости несовершеннолетних и молодежи" предполагается реализация следующих основных мероприятий:
- поддержка отдельных категорий детей, направленная на развитие их способностей;
- организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
- стимулирование активного участия молодежи в общественной жизни и профилактика негативных тенденций в молодежной среде.
Для решения задачи 4 "Обеспечение управления реализацией мероприятий Программы на муниципальном уровне" предполагается реализация следующего основного мероприятия:
- руководство и управление в сфере установленных функций органов власти местного самоуправления.
Перечень основных мероприятий Программы с указанием сроков их реализации, ожидаемых результатов и связь с показателями Программы представлен в приложении к Программе (таблица N 1).
5. Основные меры правового регулирования в сфере образования, направленные на достижение цели и конечных результатов муниципальной программы
Правовое регулирование в сфере реализации Программы осуществляется в соответствии с действующим федеральным, республиканским законодательством, муниципальными правовыми актами.
Ежегодно в целях выполнения задач Программы планируется принятие постановлений администрации муниципального района "Усть-Цилемский", приказов Управления образования, которые представлены в приложении к Программе (таблица N 2).
6. Прогноз конечных результатов муниципальной программы.
Перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы
Перечень и сведения о плановых значениях показателей (целевых индикаторов) Программы сформированы на основе данных мониторинга, статистической отчетности и других отчетов и производных от них.
В перечень показателей (индикаторов) включены показатели (индикаторы) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов": "Удовлетворенность населения качеством общего образования от общего числа опрошенных родителей", "Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования от общего числа опрошенных родителей", "Охват детей дополнительным образованием"; "Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку/по математике, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене".
Состав показателей (индикаторов) Программы увязан с задачами и основными мероприятиями. Сведения о значениях целевых показателей Программы приводятся в приложении к Программе (таблица N 3).
В целом к завершению сроков реализации Программы ожидается повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства.
Раздел 7 изменен с 4 мая 2016 г. - Постановление Администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" Республики Коми от 4 мая 2016 г. N 05/254
7. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объем финансирования Программы предусматривается в размере 1904467,1 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов Программы за счет средств бюджета муниципального района "Усть-Цилемский", средств республиканского бюджета Республики Коми (с учетом средств федерального бюджета), средств от приносящей доход деятельности и юридических лиц представлены в приложении к Программе (таблица N 4 и таблица N 5 соответственно).
8. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Методика оценки эффективности реализации Программы учитывает необходимость проведения оценок:
1) степени достижения целей и решения задач муниципальной программы. Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы может определяться путем сопоставления фактически достигнутых значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы и их плановых значений по формуле:
где:
- степень достижения целей (решения задач);
- степень достижения целевого показателя (индикатора) муниципальной программы;
N - количество целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы.
Степень достижения целевого показателя (индикатора) муниципальной программы может рассчитываться по формуле:
где:
- фактическое значение целевого показателя (индикатора) муниципальной программы;
- плановое значение целевого показателя (индикатора) муниципальной программы (для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений)
или,
(для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений);
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств, направленных на реализацию муниципальной программы.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств, направленных на реализацию муниципальной программы, определяется путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования муниципальной программы по формуле:
где:
- уровень финансирования реализации муниципальной программы;
- фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию муниципальной программы;
- плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
Эффективность реализации муниципальной программы рассчитывается по следующей формуле:
Вывод об эффективности (неэффективности) реализации муниципальной программы может определяться на основании следующих критериев:
Вывод об эффективности реализации муниципальной программы |
Критерий оценки эффективности |
Неэффективная |
менее 0,5 |
Уровень эффективности удовлетворительный |
0,5 - 0,79 |
Эффективная |
0,8 - 1 |
Высокоэффективная |
более 1 |
Инструментами контроля эффективности и результативности Программы являются ежегодные отчеты, мониторинг промежуточных показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.