Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5 изменено с 23 августа 2021 г. - Постановление Правительства Республики Коми от 23 августа 2021 г. N 402
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
Приложение 5
к Государственной программе
Республики Коми "Содействие
занятости населения"
29 сентября 2020 г., 23 августа 2021 г.
I. Паспорт
подпрограммы 3 "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Коми соотечественников, проживающих за рубежом" Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения" на 2020 - 2025 годы (далее - Подпрограмма 3)
Дата согласования проекта Подпрограммы 3 Правительством Российской Федерации |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 1215-р |
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми, ответственный за реализацию Подпрограммы 3 |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми |
Цели Подпрограммы 3 |
1) обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (далее - Государственная программа по переселению); 2) улучшение демографической ситуации в Республике Коми; 3) обеспечение социально-экономического развития Республики Коми |
Задачи Подпрограммы 3 |
1) создание правовых, социально-экономических и информационных условий соотечественникам для заселения и развития территорий Республики Коми, испытывающих дефицит кадров в приоритетных областях экономики; 2) закрепление переселившихся участников Государственной программы по переселению и членов их семей в Республике Коми, обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество; 3) сокращение дефицита трудовых ресурсов путем привлечения высококвалифицированных и квалифицированных специалистов из числа соотечественников в приоритетные области экономики Республики Коми, содействие развитию малого и среднего предпринимательства |
Исполнители основных мероприятий Подпрограммы 3 |
Министерство здравоохранения Республики Коми; Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми; Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми; Министерство национальной политики Республики Коми |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы 3 |
2020 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы 3 |
общий объем финансирования Подпрограммы 3 с учетом средств республиканского бюджета Республики Коми составит 2 595,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 900,0 тыс. рублей; 2021 год - 550,0 тыс. рублей; 2022 год - 550,0 тыс. рублей; 2023 год - 595,0 тыс. рублей из них: средства республиканского бюджета Республики Коми согласно закону о республиканском бюджете Республики Коми 755,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 270,0 тыс. рублей; 2021 год - 165,0 тыс. рублей; 2022 год - 154,0 тыс. рублей; 2023 год - 166,6 тыс. рублей из них средства федерального бюджета 1 839,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 630,0 тыс. рублей; 2021 год - 385,0 тыс. рублей; 2022 год - 396,0 тыс. рублей; 2023 год - 428,4 тыс. рублей |
Основные показатели эффективности Подпрограммы 3 |
1) численность участников Государственной программы по переселению и членов их семей, прибывших в Республику Коми и поставленных на учет в Министерстве внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми; 2) численность участников Государственной программы по переселению и членов их семей, имеющих трех и более детей; 3) доля трудоспособных участников Государственной программы по переселению и членов их семей в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению и членов их семей; 4) доля участников Государственной программы по переселению, занятых в приоритетных областях экономики, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению; 5) доля участников Государственной программы по переселению, имеющих высшее образование и среднее профессиональное образование, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению; 6) доля участников Государственной программы по переселению и членов их семей, постоянно жилищно обустроенных, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению и членов их семей; 7) доля участников Государственной программы по переселению и членов их семей, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению и членов их семей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы 3 |
1) вселение на территорию Республики Коми 280 соотечественников, из них 105 участников Государственной программы по переселению и 175 членов их семей, в том числе по годам: 2020 год - 80 человек (30 участников Государственной программы по переселению и 50 членов их семей); 2021 год - 40 человек (15 участников Государственной программы по переселению и 25 членов их семей); 2022 год - 40 человек (15 участников Государственной программы по переселению и 25 членов их семей); 2023 год - 40 человек (15 участников Государственной программы по переселению и 25 членов их семей); 2024 год - 40 человек (15 участников Государственной программы по переселению и 25 членов их семей); 2025 год - 40 человек (15 участников Государственной программы по переселению и 25 членов их семей); 2) вселение на территорию Республики Коми 92 соотечественников, имеющих трех и более детей, из них 23 участников Государственной программы по переселению и 69 членов их семей, в том числе по годам: 2020 год - 32 человека (8 участников Государственной программы по переселению и 24 члена их семей); 2021 год - 12 человек (3 участника Государственной программы по переселению и 9 членов их семей); 2022 год - 12 человек (3 участника Государственной программы по переселению и 9 членов их семей); 2023 год - 12 человек (3 участника Государственной программы по переселению и 9 членов их семей); 2024 год - 12 человек (3 участника Государственной программы по переселению и 9 членов их семей); 2025 год - 12 человек (3 участника Государственной программы по переселению и 9 членов их семей); 3) доля трудоспособных участников Государственной программы по переселению и членов их семей в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению и членов их семей не менее 85%; 4) доля участников Государственной программы по переселению, занятых в приоритетных областях экономики, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению не менее 65%; 5) доля участников Государственной программы по переселению, имеющих высшее образование и среднее профессиональное образование, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению не менее 75%; 6) доля участников Государственной программы по переселению и членов их семей, постоянно жилищно обустроенных, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению и членов их семей не менее 85%; 7) доля участников Государственной программы по переселению и членов их семей, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению и членов их семей не менее 85%. |
II. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы 3
Общие положения
Настоящая Подпрограмма 3 разработана с целью реализации на территории Республики Коми Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Подпрограмма 3 разработана в соответствии с типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2570-р, и продолжает реализацию Государственной программы Республики Коми "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Коми соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 12 сентября 2018 г. N 390 и согласованной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2018 г. N 1463-р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Государственной программы" имеется в виду "Региональной программы"
Демографическая ситуация в Республике Коми
По предварительной оценке, численность постоянного населения республики на 1 января 2021 г. составила 813,6 тысячи человек и за 2020 год уменьшилось на 6,9 тысячи человек, или на 0,8%. Демографические потери почти в равной степени были обусловлены миграционным оттоком и естественной убылью населения. Показатели естественного движения населения за 2020 год представлены в таблице:
|
Чел.* |
На 1 000 человек населения |
|
2020 |
2020 |
в % к 2019 |
|
Родившихся |
7576 |
9,3 |
96,9 |
Умерших |
10977 |
13,4 |
112,6 |
в том числе детей в возрасте до 1 года |
18 |
2,4** |
48,0 |
Естественная убыль |
-3401 |
-4,1 |
х |
Браки, ед. |
3792 |
4,6 |
79,3 |
Разводы, ед. |
3407 |
4,2 |
89,4 |
* Здесь и далее информация о естественном движении населения формируется на основе данных из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) ** На 1 000 родившихся живыми |
Республика Коми относится к числу регионов Российской Федерации со стабильным сокращением численности населения. Причиной сокращения численности населения является миграционный отток населения. За десять лет численность населения региона сократилась на 85,6 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2021 г. численность постоянного населения республики составляла 813,6 тыс. человек, а на 1 января 2011 г. составляла 899,2 тыс. человек. Численные потери населения частично компенсировал естественный прирост, который сохранялся в 2011 - 2016 гг.
За весь период сокращения численности населения республики, начавшийся в 1990 г. и продолжающийся по сей день, миграционным оттоком было обусловлено 94% общих демографических потерь (остальная часть - естественной убылью), в 2018 г. - 87%. Пик миграционного оттока пришелся на 1994 г., когда число выбывших из региона превысило число прибывших на 31 тысячу человек. В последующие годы абсолютные объемы миграционной убыли заметно уменьшились: ежегодное сальдо миграции в течение 1996 - 2004 гг. не превышало 19 тысяч человек, в 2005 - 2013 гг. - 16 тысяч человек. В 2014 - 2018 гг. миграционная убыль была менее 10 тысяч человек в год. Размеры миграционной убыли (43,7 тыс. человек), зафиксированные за 2014 - 2018 гг., многократно превышали величину естественного прироста (1,9 тыс. человек).
В 2014 - 2018 гг. на внешнюю миграцию приходилось 50 - 52% всех регистрируемых миграционных перемещений (прибытий и выбытий), оставшаяся часть приходилась на миграцию внутри региона. Внешний миграционный оборот за указанные пять лет превысил 192 тысячи человек. Наибольшее число прибывших и выбывших было отмечено в 2018 году. Среди них 34% зарегистрировались по новому месту жительства, 33% - по месту пребывания на срок более 9 месяцев; 33% относились к категории возвратившихся (выбывших) после временного отсутствия (пребывания). Последние учитываются автоматически по окончании срока временного пребывания (9 месяцев и более), указанного при регистрации по месту пребывания. В миграционном обмене с зарубежными странами в анализируемые пять лет участвовало 5-9% всех внешних мигрантов (прибывших и выбывших).
Основными центрами притяжения мигрантов из Республики Коми в 2018 г. являлись г. Санкт-Петербург, г. Москва и прилегающие к ним области, Кировская область и Краснодарский край. Совокупная доля выбывших в указанные регионы за пять лет увеличилась на 3 процентных пункта и составила 44%. Многие выехали в Ярославскую, Нижегородскую, Архангельскую, Белгородскую и Вологодскую области, а также в Республику Башкортостан - в каждый из этих субъектов направилось от 2% до 5% покидающих республику. Указанные регионы характеризовались большими возможностями трудоустройства и заработка, более высокими объемами жилищного строительства и более развитой социальной инфраструктурой, особенно в сфере высшего образования, меньшим уровнем преступности и более мягким климатом. Со всеми перечисленными территориями у Республики Коми отмечалась убыль.
Наиболее мобильным в 2014 - 2018 гг. было трудоспособное население - на его долю в отрицательном сальдо миграции ежегодно приходилось 65 - 69%. В гендерной структуре миграционной убыли отмечалось превышение числа женщин (51 - 59%). Выезжающие из республики отличались более высоким уровнем профессиональной подготовки, чем прибывающие в республику. В результате в миграционной убыли на протяжении рассматриваемых пяти лет преобладала доля лиц, имевших профессиональное образование, главным образом - высшее и неполное высшее (39 - 48%).
Перечисленные тенденции внешних миграционных процессов обусловили не только численные потери Республики Коми, но и привели к негативным изменениям в возрастной структуре населения - сокращению трудового потенциала региона и увеличению демографической нагрузки на занятых; отразились на образовательном уровне населения.
Таким образом, демографические тенденции в Республике Коми свидетельствуют о необходимости в притоке трудовых мигрантов в приоритетные отрасли экономики региона. Ожидается, что в результате реализации Подпрограммы 3 к концу 2025 г. на территориях вселения Республики Коми увеличится количество российских граждан на 280 человек, а количество квалифицированных специалистов в приоритетных отраслях экономики региона составит не менее 65% от количества переселившихся соотечественников.
Ситуация на рынке труда в Республике Коми
По данным выборочных обследований рабочей силы, в среднем за четвертый квартал 2020 г. численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше оценивалась в 403,9 тысячи человек. В их числе 373,6 тысячи человек были заняты в экономике, 30,3 тысячи человек не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с методологией Международной организации труда классифицировались как безработные.
К концу декабря 2020 г. в органах службы занятости населения по Республике Коми было зарегистрировано 14,7 тысячи безработных граждан, за год их численность увеличилась в 2,4 раза. Уровень зарегистрированной безработицы в конце декабря 2020 г. составлял 3,5%,
Работодателями Республики Коми в органы службы занятости населения на конец декабря 2020 г. было заявлено о наличии 11,8 тысячи свободных рабочих мест, что на 8% больше, чем годом ранее. Нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения на 1 заявленную вакансию составила 1,3%.
На протяжении ряда лет рынок труда республики испытывает потребность в квалифицированных специалистах в сферах здравоохранения и образования. За 2020 г. в перечень наиболее востребованных профессий и специальностей Республики Коми вошли: водитель автомобиля, продавец продовольственных и непродовольственных товаров, медицинская сестра, повар, электрогазосварщик, бухгалтер, машинист бульдозера, охранник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, овощевод, тракторист, слесарь-ремонтник, инженер, слесарь-сантехник и др.
Рынок труда в период 2015 - 2019 гг. характеризовался значительным снижением численности рабочей силы, обусловленным как убылью населения, так и ростом числа лиц, не входящих в состав рабочей силы.
За период 2015 - 2019 гг. снизился уровень участия населения в рабочей силе. По-прежнему мужчины более активны на рынке труда, чем женщины, а горожане активнее сельчан.
В 2019 году занятые составляли 93% рабочей силы. Соотношение полов в этой категории примерно равное, но уровень занятости мужчин традиционно выше, чем у женщин. За рассматриваемые пять лет снижение уровня занятости наблюдалось как среди женщин, так и среди мужчин. В сельской местности уровень занятости ниже, чем в городской.
В 2019 году самый высокий уровень занятости демонстрировали лица в возрасте 40 - 49 лет (88,6%). Только по указанной возрастной группе наблюдался рост показателя по сравнению с 2014 годом. В остальных возрастных группах занятость снизилась, наиболее существенно среди молодежи.
Наиболее востребованы на рынке труда специалисты с высшим образованием. Их уровень занятости был самым высоким независимо от пола и места проживания. Уровень образования работающих женщин выше, чем у мужчин.
Негативным итогом периода 2015 - 2019 гг. стал рост численности безработных и уровня общей безработицы, вызванный ухудшением ситуации на рынке труда городской местности. Так, в городах и поселках городского типа наблюдался значительный прирост числа активно ищущих работу (на 14%) и подъем уровня безработицы на 1 процентный пункт. В сельской местности, напротив, оба показателя снизились.
60% всех безработных - это лица в возрасте до 40 лет, причем половина из них составляет молодежь 15 - 29 лет. Молодежная безработица является одной из самых острых проблем рынка труда. На протяжении периода 2015 - 2019 гг. уровень безработицы лиц в возрасте 15 - 29 лет был максимальным по сравнению с другими возрастными группами.
Негативной тенденцией периода 2015 - 2019 гг. стало значительное увеличение в составе безработных доли лиц, имевших высшее образование. Тем не менее, люди с высшим образованием в меньшей мере подвержены безработице, уровень безработицы среди них ниже, чем среди лиц с более низким уровнем образования.
В период 2015 - 2019 гг. сократилось число безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости. В отличие от тенденций общей безработицы численность зарегистрированных безработных за пять лет сократилась, а в их структуре преобладали женщины.
Основным инструментом регулирования рынка труда в республике является Государственная программа Республики Коми "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 30 октября 2019 г. N 512.
Система образования в Республике Коми
По состоянию на 1 января 2021 г. в Республике Коми функционируют 423 образовательные организации, реализующие основные образовательные программы дошкольного образования, в том числе 312 муниципальные дошкольные образовательные организации, 1 федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 47", подведомственный Федеральному агентству научных организаций (ФАНО России), 4 частные дошкольные образовательные организации, а также в 106 общеобразовательных организациях организовано 198 групп дошкольного образования.
Посещают дошкольные образовательные организации 54,7 тыс. детей, из которых 41,6 тыс. детей в возрасте от 3 лет.
Доступность дошкольного образования в Республике Коми составила:
для детей в возрасте от 3 до 7 лет - 100%;
для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет - 97,71%.
Дошкольные образовательные организации посещают 58,0 тыс. детей.
В Республике Коми в системе общего образования находятся 317 общеобразовательных организаций, в которых обучается 102,3 тыс. детей, в том числе 3 вечерние образовательные организации с охватом 0,5 тыс. человек и частное общеобразовательное учреждение "Начальная школа "Росток" г. Ухты с охватом 109 обучающихся.
В числе общеобразовательных организаций, предлагающих расширенную программу обучения, функционируют 14 гимназий и 10 лицеев, 16 общеобразовательных организаций с углубленным изучением отдельных предметов, где обучаются соответственно 7,5, 2,6 и 17,4 тыс. школьников.
Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование в специальных (коррекционных) образовательных организациях и специальных (коррекционных) классах при дневных общеобразовательных организациях. В 19 специальных (коррекционных) образовательных организациях в 2020 - 2021 учебном году обучается 1 557 детей.
На 1 января 2021 г. охват детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования составляет более 99,0 тыс. детей.
На территории Республики Коми функционирует 87 государственных и муниципальных организаций дополнительного образования детей (44 организации по отрасли "Образование", 39 - по отрасли "Культура и искусство" и 4 - по отрасли "Физическая культура и спорт"), а также 35 частных организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги в сфере дополнительного образования детей. Количество детей, занимающихся в объединениях технической и естественнонаучной направленностей, - 17,4 тыс. человек, или 27%, и художественно-эстетической - 28,3 тыс. детей, или 44% от общего количества детей, занимающихся в организациях дополнительного образования детей; туристско-краеведческой - 2,6 тыс. человек, или 4,2%. В объединениях физкультурно-спортивной направленности число занимающихся по отрасли "Образование" составило более 2,7 тыс. детей.
Обеспечение экономики региона квалифицированными кадрами невозможно добиться без эффективной системы профессионального образования.
В Республике Коми сформирована система профессионального образования, обеспечивающая государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации и получение общедоступного и бесплатного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В 2020 - 2021 учебном году сеть образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, представлена 32 учреждениями различных форм собственности и ведомственной принадлежности, из них: 25 организаций республиканского подчинения; 4 образовательные организации высшего образования, в том числе 2 филиала; 3 негосударственные образовательные организации. Перечисленные образовательные организации осуществляют подготовку 19,8 тыс. человек по более чем 90 программам среднего профессионального образования.
Реализацию образовательных программ высшего образования осуществляют 3 образовательные организации высшего образования: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ухтинский государственный технический университет", государственное образовательное учреждение высшего образования "Коми республиканская академия государственной службы и управления"; 3 филиала образовательных организаций высшего образования: Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова"; Воркутинский филиал Ухтинского государственного технического университета; филиал Ухтинского государственного технического университета в г. Усинске.
Общее число студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, составляет около 13,7 тысяч.
Сложившаяся система образования позволит участникам Государственной программы по переселению и членам их семей при необходимости пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование для увеличения своей конкурентоспособности на рынке труда Республики Коми.
Жилищное обустройство
Особое значение для достижения основной цели Подпрограммы 3 имеет вопрос жилищного обустройства участников Государственной программы по переселению в Республике Коми, который может быть решен следующими способами:
аренда жилья на рынке недвижимости;
проживание в гостиницах;
приобретение жилья на первичном и вторичном рынках жилья;
для отдельных категорий работников отрасли "Образование" и "Здравоохранение" возможны варианты предоставления служебного жилья;
строительство индивидуального жилья или приобретение земельных участков для осуществления малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств.
В 2020 г. в Республике Коми было построено 201,8 тысячи квадратных метров жилья, что на 14,7% меньше, чем в 2019 году. Стоимость одного квадратного метра на первичном рынке жилья в Республике Коми составила 50,7 тысячи рублей.
Молодые семьи и отдельные категории граждан имеют право на получение социальных выплат в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, и Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 520.
Государственная поддержка молодым семьям и отдельным категориям граждан предоставляется в соответствии с ведомственной целевой программой "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. N 17-П/05 (далее - мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы), и постановлением Правительства Республики Коми от 4 июля 2007 г. N 133 "О Порядке и условиях признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства".
Координатором работы по реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы является Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
Предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, и Государственной программы Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 525.
В рамках Подпрограммы 2 "Поддержка малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации" Государственной программы Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 525, выделяется субсидия на выплату единовременного пособия семьям, переселившимся в сельскую местность с целью создания крестьянских (фермерских) хозяйств, для граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется грантовая поддержка "Агростартап" на приобретение земель сельхозназначения, проектирование, строительство или реконструкцию производственных зданий, подключение производственных объектов к коммунальным сетям, приобретение сельскохозяйственных животных, рыбопосадочного материала, приобретение производственного транспорта, техники, оборудования.
Координатором работы по реализации государственной поддержки гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, проживающим в сельской местности, является Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми.
Малое и среднее предпринимательство
Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства по Республике Коми составило по итогам 2020 г. 25,8 тыс. единиц. Наибольшую долю в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Коми занимают микропредприятия и индивидуальные предприниматели.
Наибольший удельный вес в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства занимают субъекты малого и среднего предпринимательства в таких направлениях, как сфера услуг, оптовая и розничная торговля. По оценке, это составляет порядка 70% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства.
В совокупном обороте по средним предприятиям преобладали строительство и оптовая и розничная торговля, по малым - оптовая и розничная торговля.
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 21 марта 2016 г. N 42 "О совершенствовании развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми" развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Коми.
В республике осуществляется государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы 6 "Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми" Государственной программы Республики Коми "Развитие экономики и промышленности", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 521.
В целях снижения барьеров для старта предпринимательской деятельности в республике действует Закон Республики Коми от 20 апреля 2015 г. N 9-РЗ "Об установлении налоговой ставки в размере ноль процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Республики Коми". Зарегистрированные впервые индивидуальные предприниматели в производственной, социальной и научной сферах (определены 61 вид деятельности при применении упрощенной системы налогообложения и 36 видов деятельности при применении патентной системы налогообложения) могут применять налоговую ставку ноль процентов в течение двух налоговых периодов.
Функционирует Интернет-портал малого бизнеса, ежегодно количество его просмотров составляет более 60 тыс. раз (более 160 ежедневно).
Социальные, финансово-экономические и прочие риски реализации Подпрограммы 3
При реализации мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, могут возникнуть следующие риски:
отказ работодателя от найма переселенца после его приезда в связи с несоответствием квалификации переселенца требованиям вакантного рабочего места;
необеспеченность жильем;
попадание переселенцев в категорию безработных;
необходимость трудовой адаптации;
обособление переселенцев, создание замкнутых этносоциальных групп;
рост межнациональной напряженности;
ухудшение криминогенной обстановки вследствие социальных дистанций между постоянными жителями и приезжими и трудностей первоначальной стадии адаптации.
В 2020 году в экономике Республики Коми преобладали отрицательные тенденции. Сократились объемы промышленного производства, строительных работ, жилищного строительства, платных услуг населению, оборот розничной торговли. Больше произведено продукции сельского хозяйства и перевезено грузов автомобильным транспортом. На рынке труда зафиксировано снижение уровня занятости при одновременном росте уровня безработицы.
Индекс промышленного производства в 2020 г. относительно 2019 г. сложился в размере 93,0%. Спад зафиксирован во всех укрупненных видах деятельности, за исключением отрасли, обеспечивающей водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизацию отходов. Наиболее заметное снижение (на 8,9%) наблюдалось в секторе добычи полезных ископаемых. Меньше добыто нефти, попутного газа, угля, прочих полезных ископаемых (песка, камня, глины). Объем производства в обработке сократился на 3,0%. Снизилось производство изделий деревообработки, бумаги и бумажных изделий, продукции нефтепереработки, уменьшился объем услуг по ремонту машин и оборудования. В то же время больше произведено пищевых продуктов, текстильных изделий, химических веществ, резиновых и пластмассовых изделий. Индекс производства по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" сформировался в размере 97,2%. Больше выработано пара и горячей воды, меньше - электроэнергии. Рост объема производства по виду деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" составил 109,7%.
В 2020 году хозяйствами всех категорий произведено продукции сельского хозяйства на 12,3 миллиарда рублей, что в сопоставимой оценке на 14,8% больше, чем в 2019 году. Рост был обусловлен существенным увеличением производства продукции растениеводства - на 58,0%, производство животноводческой продукции увеличилось на 1,2%. По итогам 2020 г. отмечено увеличение валовых сборов картофеля и овощей, производства мяса и яиц, снижение валового надоя молока. На начало января 2021 г. относительно соответствующей даты предыдущего года в хозяйствах всех категорий уменьшилось поголовье свиней (на 1,5%), птицы (на 2,4%), крупного рогатого скота, в том числе коров (на 3,4% и 5,0% соответственно).
В 2020 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", по сравнению с предыдущим годом снизился на 1,9%, составив 43,5 миллиарда рублей. Спад также отмечен в сфере жилищного строительства. Общий объем введенного жилья сократился на 13,7%, в том числе индивидуального домостроения - на 11,5%.
В 2020 году за счет нового строительства сданы в эксплуатацию животноводческие помещения, птицеферма, пекарня, нефте- и газопроводы, станции техобслуживания автомобилей и автозаправочная станция, автомобильные дороги общего пользования с твердым покрытием. Из объектов социальной сферы введены в действие детские сады и школа-сад, школы, радиологическое отделение онкодиспансера и амбулатория, детский спорткомплекс, стадион и игровая площадка, социокультурные центры, торгово-развлекательный центр.
Положительные тенденции отмечены в 2020 году в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом (без субъектов малого предпринимательства). Объем перевезенных грузов увеличился на 5,8%, грузооборот - на 22,1%. В пассажироперевозках наблюдался спад - количество перевезенных пассажиров уменьшилось на 27,8%, пассажирооборот снизился на 34,6%.
В 2020 году оборот розничной торговли составил 165,9 миллиарда рублей и сократился в сопоставимой оценке относительно 2019 г. на 1,5%. Объем реализации пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий снизился на 0,6%, непродовольственных товаров - на 2,5%.
Объем платных услуг населению составил 46,8 миллиарда рублей и по сравнению с 2019 г. в сопоставимой оценке сократился на 16,1%. Динамика большинства видов услуг была отрицательной. Наиболее заметно сократились объемы предоставления услуг санаторно-курортных организаций и учреждений культуры. Рост был зафиксирован только на почтовые и курьерские услуги, юридические услуги, а также услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам.
На развитие экономики и социальной сферы было направлено 140,4 миллиарда рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах на 11,5% больше, чем в 2019 году. В структуре источников финансирования инвестиционной деятельности преобладали собственные средства организаций. Основной объем был использован на развитие добывающих производств.
В 2020 году потребительская инфляция сложилась на уровне 106,6%. Продовольственные товары подорожали на 6,4%, непродовольственные товары - на 5,8%, услуги - на 7,7%. Индекс цен производителей промышленных товаров составил 99,5%, сельскохозяйственной продукции - 104,9%, сводный индекс цен на продукцию инвестиционного назначения - 102,8%, индекс тарифов на грузовые перевозки - 83,0%.
В 2020 году в бюджеты всех уровней в виде налогов, сборов и других обязательных платежей поступило 176,4 миллиарда рублей, что на 27,9% меньше, чем за 2019 год. Доходы консолидированного бюджета республики составили 102,4 миллиарда рублей и превысили уровень 2019 г. на 3,3%, расходы сложились в размере 114,6 миллиарда рублей, что на 20,1% больше. Дефицит консолидированного бюджета составил 12,2 миллиарда рублей.
Ситуация на рынке труда характеризовалась снижением численности работников организаций и существенным увеличением количества зарегистрированных безработных. В 2020 году среднесписочная численность работников организаций относительно 2019 г. уменьшилась на 1,7%, составив 302,7 тысячи человек. В органах службы занятости Республики Коми на конец декабря 2020 г. было зарегистрировано 14,7 тысячи безработных, что 2,4 раза больше, чем годом ранее. Уровень зарегистрированной безработицы составил 3,5%.
Среднемесячная начисленная заработная плата в 2020 году сложилась в размере 56,8 тысячи рублей и по сравнению с 2019 г. в номинальном выражении увеличилась на 6,3%, в реальном - на 1,4%. На 1 января 2021 года сведения о просроченной задолженности по заработной плате представили 4 организации (без субъектов малого предпринимательства). Общий размер задолженности составил 19,1 миллиона рублей.
По состоянию на 1 января 2021 г. численность постоянного населения республики составляла 813,6 тыс. человек, а на 1 января 2011 г. составляла 899,2 тысячи человек. За десять лет численность населения региона сократилась на 85,6 тыс. человек. Таким образом, Республика Коми относится к числу регионов Российской Федерации со стабильным сокращением численности населения. Причиной сокращения численности населения является миграционный отток населения.
Сведения о показателях для оценки готовности Республики Коми к приему участников Государственной программы по переселению представлены в таблице.
N |
Наименование показателя |
Год |
Единица измерения |
Значение показателя по Республике Коми |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Общая численность населения на 1 января |
2018 |
тыс. человек |
830,2 |
2019 |
820,5 |
|||
2020 |
813,6 |
|||
2. |
Естественный(ая) прирост (убыль) населения |
2018 |
человек |
-1362 |
2019 |
-1973 |
|||
2020 |
-3401 |
|||
3. |
Миграционный(ая) прирост (убыль) населения |
2018 |
человек |
-8265 |
2019 |
-7789 |
|||
2020 |
- |
|||
4. |
Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения |
2018 |
% |
66,4 |
2019 |
63 |
|||
2020 |
- |
|||
5. |
Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения |
2018 |
% |
92,6 |
2019 |
93,2 |
|||
2020 |
- |
|||
6. |
Общая численность безработных (по методологии Международной организации труда) |
2018 |
человек |
34 100 |
2019 |
29 100 |
|||
2020 |
- |
|||
7. |
Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) |
2018 |
% |
7,4 |
2019 |
6,8 |
|||
2020 |
- |
|||
8. |
Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных |
2018 |
человек |
6 707 |
2019 |
6 147 |
|||
2020 |
14 665 |
|||
9. |
Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения |
2018 |
% |
1,5 |
2019 |
1,3 |
|||
2020 |
3,5 |
|||
10. |
Напряженность на рынке труда (число безработных на 1 вакансию) |
2018 |
человек |
0,9 |
2019 |
0,7 |
|||
2020 |
1,3 |
|||
11. |
Численность привлеченных иностранных работников |
2018 |
человек |
2203 |
2019 |
1952 |
|||
2020 |
- |
|||
12. |
Прожиточный минимум (в среднем на душу населения) |
2018 |
рублей |
12948 |
2019 |
13791 |
|||
2020 |
14567 |
|||
13. |
Количество жилья в среднем на 1 жителя |
2018 |
кв. м |
28,6 |
2019 |
28,6 |
|||
2020 |
- |
|||
14. |
Количество постоянного жилья для приема участников Государственной программы по переселению и членов их семей |
2018 |
кв. м |
- |
2019 |
|
|||
2020 |
|
|||
15. |
Количество временного жилья для приема участников Государственной программы по переселению и членов их семей |
2018 |
кв. м |
- |
2019 |
|
|||
2020 |
|
|||
16. |
Количество мест в дошкольных образовательных организациях на 1 тыс. детей дошкольного возраста |
2018 |
мест |
- |
2019 |
50 |
|||
2020 |
- |
III. Цели, задачи, сроки и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Подпрограммы 3
Основными целями Подпрограммы 3 является:
1) обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637;
2) улучшение демографической ситуации в Республике Коми;
3) обеспечение социально-экономического развития Республики Коми.
Для достижения целей Подпрограммы 3 планируется выполнение следующих задач:
1) создание правовых, социально-экономических и информационных условий соотечественникам для заселения и развития территорий Республики Коми, испытывающих дефицит кадров в приоритетных областях экономики;
2) закрепление переселившихся участников Государственной программы по переселению и членов их семей в Республике Коми, обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество;
3) сокращение дефицита трудовых ресурсов путем привлечения высококвалифицированных и квалифицированных специалистов из числа соотечественников в приоритетные области экономики Республики Коми, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Основными целевыми индикаторами (показателями), характеризующими результаты реализации Подпрограммы 3, являются:
1) численность участников Государственной программы по переселению и членов их семей, прибывших в Республику Коми и поставленных на учет в Министерстве внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми;
2) численность участников Государственной программы по переселению и членов их семей, имеющих трех и более детей;
3) доля трудоспособных участников Государственной программы по переселению и членов их семей в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению и членов их семей;
4) доля участников Государственной программы по переселению, занятых в приоритетных областях экономики, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению;
5) доля участников Государственной программы по переселению, имеющих высшее образование и среднее профессиональное образование, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению;
6) доля участников Государственной программы по переселению и членов их семей, постоянно жилищно обустроенных, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению и членов их семей;
7) доля участников Государственной программы по переселению и членов их семей, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению и членов их семей.
Достижение основных показателей (индикаторов) Подпрограммы 3 обеспечит:
1) вселение на территорию Республики Коми 280 соотечественников, из них 105 участников Государственной программы по переселению и 175 членов их семей, в том числе по годам:
2020 год - 80 человек (30 участников Государственной программы по переселению и 50 членов их семей);
2021 год - 40 человек (15 участников Государственной программы по переселению и 25 членов их семей);
2022 год - 40 человек (15 участников Государственной программы по переселению и 25 членов их семей);
2023 год - 40 человек (15 участников Государственной программы по переселению и 25 членов их семей);
2024 год - 40 человек (15 участников Государственной программы по переселению и 25 членов их семей);
2025 год - 40 человек (15 участников Государственной программы по переселению и 25 членов их семей);
2) вселение на территорию Республики Коми 92 соотечественников, имеющих трех и более детей, из них 23 участников Государственной программы по переселению и 69 членов их семей, в том числе по годам:
2020 год - 32 человека (8 участников Государственной программы по переселению и 24 члена их семей);
2021 год - 12 человек (3 участника Государственной программы по переселению и 9 членов их семей);
2022 год - 12 человек (3 участника Государственной программы по переселению и 9 членов их семей);
2023 год - 12 человек (3 участника Государственной программы по переселению и 9 членов их семей);
2024 год - 12 человек (3 участника Государственной программы по переселению и 9 членов их семей);
2025 год - 12 человек (3 участника Государственной программы по переселению и 9 членов их семей);
3) доля трудоспособных участников Государственной программы по переселению и членов их семей в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению и членов их семей не менее 85%;
4) доля участников Государственной программы по переселению, занятых в приоритетных областях экономики, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению не менее 65%;
5) доля участников Государственной программы по переселению, имеющих высшее образование и среднее профессиональное образование, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению не менее 75%;
6) доля участников Государственной программы по переселению и членов их семей, постоянно жилищно обустроенных, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению и членов их семей не менее 85%;
7) доля участников Государственной программы по переселению и членов их семей, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, в общей численности прибывших в Республику Коми участников Государственной программы по переселению и членов их семей не менее 87%.
В результате реализации Подпрограммы 3 к концу 2025 года Республика Коми обеспечит увеличение численности соотечественников не менее чем на 280 человек, среди которых не менее 65% соотечественников будут иметь квалифицированные и высококвалифицированные профессии в приоритетных отраслях экономики Республики Коми.
Целевые показатели (индикаторы) реализации Подпрограммы 3 и их значения по годам реализации представлены в приложении 1 к Подпрограмме 3.
IV. Основные мероприятия по реализации Подпрограммы 3
Для достижения цели и решения задач Подпрограммы 3 предусматривается реализация основных мероприятий, перечень которых с указанием сроков, результатов их реализации и исполнителей приведен в приложении 2 к Подпрограмме 3.
Основное мероприятие 1 "Нормативно-правовое обеспечение реализации мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Коми соотечественников, проживающих за рубежом".
Цель мероприятия - обеспечение нормативно-правового регулирования реализации Подпрограммы 3.
В рамках указанного мероприятия предусматривается принятие нормативных правовых актов республики в целях реализации Подпрограммы 3, направленных на оказание содействия переселению в Республику Коми участников Государственной программы по переселению и членов их семей. Основным риском мероприятия является недостижение целевых показателей программы.
Основное мероприятие 2 "Предоставление информационных и консультационных услуг соотечественникам и членам их семей".
Цель мероприятия - предоставление участникам Государственной программы по переселению и членам их семей информационных и консультационных услуг по вопросам участия в Государственной программе по переселению.
В рамках указанного мероприятия предусматриваются подготовка и распространение информационных материалов о возможностях и условиях переезда участников Государственной программы по переселению и членов их семей на территорию Республики Коми, индивидуальные консультации участников Государственной программы по переселению и членов их семей. Основным риском мероприятия является недостаточная привлекательность Республики Коми при выборе территории переселения соотечественниками.
Основное мероприятие 3 "Мониторинг и размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об уровне обеспеченности трудовыми ресурсами муниципальных образований Республики Коми - территорий вселения".
Цель мероприятия - информационно-аналитическое обеспечение в сфере реализации Подпрограммы 3.
В рамках указанного мероприятия предусматриваются сбор, обработка и анализ данных статистической отчетности, размещение справочной информации о Республике Коми, возможностях социально-бытового обустройства, трудоустройства, образования и т.д. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Основным риском мероприятия является снижение привлекательности Республики Коми вследствие недостаточной информированности о перспективах переселения на территорию Республики Коми.
Основное мероприятие 4 "Социально-культурная адаптация и интеграция соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей в принимающее сообщество Республики Коми".
Цель мероприятия - создание условий для адаптации и интеграции соотечественников и членов их семей в принимающее сообщество Республики Коми.
В рамках указанного мероприятия предусматривается организация образовательных и просветительских детских и молодежных мероприятий, направленных на знакомство с культурой и историей Российской Федерации и Республики Коми, этнокультурными особенностями Республики Коми; оказание участникам Государственной программы по переселению и членам их семей консультативной и экспертной помощи юридического, социально-психологического характера; взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам содействия адаптации участников Государственной программы по переселению и членов их семей и сохранения гражданского мира и межнационального согласия в Республике Коми. Основным риском мероприятия является сложности в адаптации и интеграции в принимающее сообщество Республики Коми.
Основное мероприятие 5 "Содействие социальному обустройству соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей".
Цель мероприятия - оказание социальных услуг участникам Государственной программы по переселению и членам их семей.
В рамках указанного мероприятия участникам Государственной программы по переселению и членам их семей предоставляются услуги, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в сфере социальной защиты и здравоохранения, в том числе осуществляются: оказание соотечественникам и членам их семей медицинской помощи до получения разрешения на временное проживание или до оформления гражданства Российской Федерации, оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основным риском мероприятия является неудовлетворенность участников Государственной программы по переселению и членов их семей качеством предоставляемых услуг.
Основное мероприятие 6 "Содействие в жилищном обустройстве участников Государственной программы по переселению и членов их семей".
Цель мероприятия - содействие в жилищном обустройстве участников Государственной программы и членов их семей.
Для решения вопросов жилищного обустройства (улучшения жилищных условий) предусматривается участие участников Государственной программы по переселению и членов их семей после получения ими гражданства Российской Федерации в соответствующих федеральных и региональных целевых программах на условиях, установленных законодательством. Для отдельных категорий работников отраслей "Образование" и "Здравоохранение" возможны варианты предоставления служебного жилья. Основным риском мероприятия является жилищная необустроенность участников Государственной программы по переселению и членов их семей.
Основное мероприятие 7 "Предоставление мер дополнительной поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, и членам их семей".
Цель мероприятия - получение единовременной финансовой помощи на обустройство соотечественникам, проживающим за рубежом, и членам их семей.
В рамках указанного мероприятия предусматривается осуществление выплат участникам Государственной программы по переселению и членам их семей в виде единовременной финансовой помощи на обустройство после переезда на территорию вселения Республики Коми и постановки на учет в Министерстве внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми. Основным риском мероприятия является снижение уровня обеспеченности участников Государственной программы по переселению и членов их семей собственным жильем.
Основное мероприятие 8 "Содействие трудоустройству и самозанятости соотечественникам и членам их семей".
Цель мероприятия - обеспечение занятости участников Государственной программы по переселению и членов их семей.
В рамках указанного мероприятия предусматривается информирование соотечественников, проживающих за рубежом, о ситуации на рынке труда Республики Коми, наличии вакантных рабочих мест по приоритетным видам экономической деятельности, в том числе в сферах здравоохранения и образования для участников Государственной программы по переселению, а также о наличии вакансий для членов семей участников Государственной программы по переселению, об уровне заработной платы и по иным вопросам, необходимым для принятия решения о переселении на территорию Республики Коми. Проведение мероприятий по содействию в поиске подходящей работы, организации профессионального обучения участников Государственной программы по переселению, по организации ярмарок вакансий. Данная информация будет размещена на официальном сайте уполномоченного органа, иных органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления. Основным риском мероприятия является отсутствие вакантных мест для трудоустройства и занятости.
Подпрограмма 3 носит комплексный межведомственный характер, мероприятия направлены на объединение потенциала соотечественников, желающих переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с потребностями Республики Коми.
Особую актуальность имеет вопрос привлечения в экономику республики соотечественников, в большинстве своем воспитанных в традициях уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Российской Федерацией.
В соответствии с Положением о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 11 декабря 2015 г. N 519, уполномоченным органом государственной власти, ответственным за реализацию Подпрограммы 3, определено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган:
обеспечивает взаимодействие участников Государственной программы по переселению с исполнительными органами государственной власти Республики Коми, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, учреждениями здравоохранения и образовательными организациями;
готовит информационные материалы и проводит необходимую разъяснительную работу по вопросам участия в Подпрограмме 3;
осуществляет мониторинг реализации мероприятий Подпрограммы 3.
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 11 апреля 2007 г. N 26 "О межведомственной комиссии по регулированию миграционных процессов в Республике Коми" контроль за реализацией Подпрограммы 3 осуществляется Правительством Республики Коми и Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Ответственные исполнители программных мероприятий направляют информацию о ходе реализации Подпрограммы 3 в уполномоченный орган в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, годом, по форме, установленной Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Порядок взаимодействия уполномоченного органа и иных органов исполнительной власти Республики Коми, участвующих в реализации Подпрограммы 3, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти определяется Правительством Республики Коми.
Перечень нормативных правовых актов, принимаемых Республикой Коми в целях реализации Подпрограммы 3, приведен в приложении 3 к Подпрограмме 3.
V. Объемы финансовых ресурсов на реализацию Подпрограммы 3
Реализация мероприятий Подпрограммы 3 осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и средств федерального бюджета.
Включение средств федерального бюджета в объем финансирования мероприятий Подпрограммы 3 осуществляется в виде субсидий бюджету Республики Коми на оказание единовременной финансовой помощи на обустройство в соответствии с Соглашением, заключаемым между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию Государственной программы по переселению, и Правительством Республики Коми.
Объемы финансирования Подпрограммы 3 за счет средств республиканского бюджета Республики Коми подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Источником финансового обеспечения расходов, связанных с предоставлением единовременной финансовой помощи на обустройство, являются средства республиканского бюджета Республики Коми, в том числе субсидии, предоставляемые бюджету Республики Коми из федерального бюджета, предусмотренные на указанные цели Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - Министерство) сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятия "Предоставление мер дополнительной поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, и членам их семей" Подпрограммы 3.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29 октября 2019 г. N 499 утвержден Порядок предоставления пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей на территории Республики Коми.
Предоставление услуг государственными и муниципальными учреждениями осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены для граждан Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой незастрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам:
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
иных видов медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Учитывая, что объемы перечисленных видов и условий оказания медицинской помощи включены в территориальные нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях, скорой медицинской помощи территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми, дополнительных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми не потребуется.
Информация о финансовом обеспечении Подпрограммы 3 представлена в приложении 4 к Подпрограмме 3.
VI. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Подпрограммы 3
Методика оценки планируемой эффективности реализации Подпрограммы 3.
Эффективность реализации Подпрограммы 3 оценивается сравнением достигнутых результатов выполнения Подпрограммы 3 с целевыми индикаторами Подпрограммы 3. Оценка эффективности Подпрограммы 3 производится ежегодно по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Оценка эффективности Подпрограммы 3 в целом производится по состоянию на 1 января 2026 г.
Эффективность реализации Подпрограммы 3 по основным мероприятиям определяется на основе расчетов по следующей формуле:
.
где:
- эффективность хода реализации основного мероприятия Подпрограммы 3 (процентов), характеризуемого n-м целевым показателем (индикатором);
- фактическое значение n-го целевого показателя (индикатора), характеризующего реализацию Подпрограммы 3;
- плановое значение n-го целевого показателя (индикатора);
n - номер целевого показателя (индикатора) Подпрограммы 3.
Интегральная оценка эффективности реализации Подпрограммы 3 определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
E - эффективность реализации Подпрограммы 3 (процентов);
N - количество показателей (индикаторов) Подпрограммы 3.
Оценка эффективности реализации Подпрограммы 3 осуществляется по итогам ее исполнения за каждый финансовый год до 15 июля года, следующего за отчетным годом, и в целом после завершения реализации Подпрограммы 3.
Подпрограмма 3 считается эффективной при достижении плановых значений всех целевых индикаторов, предусмотренных Подпрограммой 3.
Анализ предполагаемых рисков реализации Подпрограммы 3 и меры по их управлению представлены в таблице.
N |
Наименование рисков |
Меры управления рисками |
1 |
2 |
3 |
1. |
Безработица среди участников Подпрограммы 3 |
возможность трудоустройства на другие вакансии, имеющиеся в банке данных центра занятости на территории вселения; оказание содействия в организации собственного бизнеса; оказание содействия в получении дополнительного профессионального образования, профессионального обучения по программам переподготовки рабочих и служащих, востребованных на рынке труда Республики Коми; подготовка заключения о возможности переселения соотечественника с учетом тщательной проработки потребностей рынка труда территорий вселения Республики Коми. |
2. |
Жилищная необустроенность участников Подпрограммы 3 |
обязательное оповещение переселенцев через официальные информационные сообщения и памятки о стоимости проживания, условиях приобретения постоянного жилья; предоставление участникам Подпрограммы 3 единовременной финансовой помощи на обустройство и содействие в федеральных и региональных программах по улучшению жилищных условий. |
3. |
Неготовность региона к приезду участников Подпрограммы 3 |
организация разъяснительной работы о целях и задачах Подпрограммы 3 в принимающем сообществе к участникам Государственной программы по переселению и членам их семей; проведение мероприятий по социокультурной адаптации переселенцев. |
4. |
Выезд участников Подпрограммы 3 из территории вселения ранее чем через три года |
повышение миграционной привлекательности Республики Коми для переселенцев-соотечественников: регулярное повышение среднедушевых доходов; снижение социальной и криминогенной напряженности в обществе; наличие привлекательных вакансий на рынке труда территорий вселения Республики Коми. |
5. |
Нежелание участников Подпрограммы 3 трудоустраиваться на предварительно подобранные рабочие места |
предложение участникам Подпрограммы 3 других вариантов трудоустройства в соответствии с имеющейся профессией и квалификацией; направление участника подпрограммы на профессиональную подготовку по профессиям рабочих и должностям служащих, по программам переподготовки рабочих и служащих, по программам повышения квалификации рабочих и служащих; предоставление иных государственных услуг в сфере занятости населения. |
6. |
Фактическая заработная плата участников Подпрограммы 3 ниже предварительно заявленной работодателем |
ввод в банк данных центров занятости вакансий с заработной платой, размер которой не может быть ниже уровня минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и уровня минимальной зарплаты, установленной региональным соглашением, и соответствующих квалификаций; информирование участников Подпрограммы 3 о существующих вакансиях и уровне заработной платы путем размещения достоверной информации на Интерактивном портале службы занятости населения Республики Коми (https://komitrud.rkomi.ru/). |
7. |
Рост межнациональной напряженности |
проведение мероприятий по социокультурной адаптации участников подпрограммы и членов их семей в принимающее сообщество; проведение Министерством национальной политики Республики Коми политики по воспитанию уважения, понимания многообразия культур, вероисповеданий, способов самовыражения и проявления индивидуальности и укреплению этих направлений через взаимодействие с общественными, национально-культурными объединениями республики; организация и проведение разъяснительной работы среди населения территорий вселения о целях и задачах миграционной политики в Республике Коми, целях и задачах Подпрограммы 3, категориях переселенцев; функционирование общественных организаций по поддержке переселенцев (из представителей коренного населения, этнокультурных, религиозных и других организаций). |
8. |
Изменение санитарно-эпидемиологической обстановки |
наличие медицинских документов, подтверждающих отсутствие у соотечественников заболеваний, являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство в Российской Федерации. |
9. |
Ухудшение криминогенной обстановки |
согласование заявлений соотечественников правоохранительными органами; регистрация соотечественников по месту их пребывания. |
В целях снижения возможных рисков при реализации Подпрограммы 3 предусматривается следующее требование к соотечественнику, претендующему на участие в Государственной программе по переселению на территории Республики Коми:
наличие среднего профессионального или высшего образования по высококвалифицированной или квалифицированной профессии, специальности*, востребованной на рынке труда Республики Коми, перечень которых размещается на Интерактивном портале службы занятости населения Республики Коми (https://komitrud.rkomi.ru/) в подразделе "Переселение соотечественников в Республику Коми" раздела "Гражданам".
------------------------------
* Подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации.
VII. Приложения к Подпрограмме 3
К Подпрограмме 3 прилагаются:
целевые показатели (индикаторы) реализации Подпрограммы 3, предусмотренные приложением 1 к Подпрограмме 3;
перечень основных мероприятий Подпрограммы 3, предусмотренные приложением 2 к Подпрограмме 3;
перечень нормативных правовых актов, принимаемых Республикой Коми в целях реализации Подпрограммы 3, предусмотренные приложением 3 к Подпрограмме 3;
объемы финансовых ресурсов республиканского бюджета Республики Коми на реализацию основных мероприятий Подпрограммы 3, предусмотренные приложением 4 к Подпрограмме 3;
описание территории вселения, предусмотренное приложением 5 к Подпрограмме 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.