Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Одобрен
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 19 августа 2021 г. N 400-р
(приложение)
Прогноз
социально-экономического развития Республики Коми на 2022 год и на период до 2024 года
N |
Показатели |
Единица измерения |
2019 г. факт |
2020 г. факт |
2021 г. оценка |
прогноз |
|||||
2022 |
2023 |
2024 |
|||||||||
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
||||||
1. |
Численность населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. человек |
825,4 |
817,0 |
807,8 |
796,2 |
796,7 |
784,8 |
786,2 |
773,8 |
776,2 |
2. |
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся на 1000 человек населения |
9,6 |
9,3 |
9,1 |
9,0 |
9,3 |
9,0 |
9,3 |
9,0 |
9,3 |
3. |
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
12,0 |
13,5 |
11,8 |
12,5 |
11,8 |
12,0 |
11,8 |
12,0 |
11,8 |
4. |
Миграционный прирост (убыль) |
тыс. чел. |
-7,8 |
-3,3 |
-9,4 |
-9,0 |
-8,8 |
-8,7 |
-8,2 |
-8,6 |
-7,9 |
5. |
Валовой региональный продукт |
млрд руб. |
720,7 |
648,7 |
697,8 |
696,2 |
717,7 |
722,9 |
762,9 |
721,8 |
780,6 |
6. |
Темп роста объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,9 |
92,1 |
99,3 |
96,5 |
100,0 |
99,4 |
101,2 |
95,8 |
98,0 |
7. |
Индекс промышленного производства, в том числе по видам экономической деятельности: |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,2 |
93,0 |
103,2 |
100,6 |
103,1 |
100,8 |
103,5 |
101,0 |
102,5 |
7.1 |
Добыча полезных ископаемых |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,0 |
91,1 |
102,3 |
100,5 |
102,0 |
100,9 |
102,0 |
101,3 |
102,7 |
7.2 |
Обрабатывающие производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,0 |
97,0 |
104,6 |
100,5 |
104,8 |
100,5 |
105,8 |
100,3 |
102,1 |
7.3 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,4 |
97,2 |
102,0 |
101,0 |
102,1 |
101,1 |
102,5 |
102,2 |
103,0 |
7.4 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,2 |
109,7 |
106,0 |
105,8 |
107,9 |
101,6 |
107,9 |
97,1 |
102,0 |
8. |
Продукция сельского хозяйства всех категорий |
млрд руб. |
10,8 |
12,3 |
12,8 |
13,3 |
13,6 |
13,9 |
14,4 |
14,5 |
15,3 |
9. |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,5 |
114,8 |
101,8 |
100,6 |
102,2 |
100,6 |
102,3 |
100,6 |
102,4 |
10. |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
млрд руб., в ценах соответствующих лет |
44,9 |
43,5 |
44,0 |
43,6 |
45,0 |
43,2 |
46,2 |
43,0 |
47,6 |
11. |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
90,0 |
98,1 |
97,5 |
94,8 |
98,0 |
95,2 |
98,5 |
95,5 |
99,0 |
12. |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м общей площади |
236,7 |
204,2 |
211,0 |
174,8 |
233,0 |
177,8 |
237,0 |
180,0 |
240,0 |
13. |
Инвестиции в основной капитал |
млрд рублей |
121,6 |
140,4 |
114,4 |
99,0 |
114,5 |
100,1 |
115,8 |
100,1 |
115,9 |
14. |
Темп роста объема инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
83,8 |
111,5 |
77,5 |
82,7 |
95,5 |
96,6 |
96,6 |
95,5 |
95,6 |
15. |
Индекс потребительских цен на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
103,0 |
106,6 |
106,1 |
106,0 |
105,7 |
105,4 |
105,2 |
105,2 |
104,8 |
16. |
Оборот розничной торговли |
млрд рублей |
162,3 |
165,9 |
171,6 |
177,8 |
178,5 |
184,3 |
186,0 |
191,1 |
194,2 |
17. |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,1 |
98,5 |
99,5 |
99,6 |
100,1 |
99,7 |
100,3 |
99,8 |
100,5 |
|
18. |
Объем платных услуг населению |
млрд рублей |
52,5 |
46,8 |
49,1 |
49,5 |
49,9 |
49,8 |
50,9 |
50,1 |
52,1 |
19. |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,6 |
83,9 |
99,8 |
94,9 |
96,0 |
95,0 |
96,5 |
95,1 |
97,0 |
|
20. |
Фонд заработной платы работников организаций |
млрд рублей |
196,2 |
206,2 |
213,3 |
217,7 |
221,5 |
222,5 |
229,8 |
227,7 |
238,6 |
21. |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
рублей |
46609 |
50500 |
52500 |
54705 |
55125 |
57003 |
57881 |
59397 |
60775 |
22. |
% к предыдущему году |
103,9 |
108,3 |
104,0 |
104,2 |
105,0 |
104,2 |
105,0 |
104,2 |
105,0 |
|
23. |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% г/г |
97,0 |
96,5 |
94,0 |
94,1 |
95,1 |
95,0 |
96,3 |
96,2 |
97,4 |
24. |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
1,4 |
3,5 |
1,9 |
2,0 |
1,9 |
2,0 |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
25. |
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе: |
тыс. чел. |
494,5 |
478,1 |
474,5 |
465,8 |
470,3 |
462,1 |
466,6 |
458,4 |
462,8 |
25.1 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
тыс. чел. |
448,2 |
436,8 |
432,9 |
425,1 |
429,3 |
422,0 |
426,1 |
418,7 |
422,7 |
25.2 |
иностранные трудовые мигранты |
тыс. чел. |
5,7 |
4,1 |
4,9 |
4,8 |
4,9 |
4,8 |
4,9 |
4,8 |
4,8 |
25.3 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике |
тыс. чел. |
40,6 |
37,2 |
36,7 |
35,8 |
36,2 |
35,2 |
35,6 |
34,9 |
35,3 |
26. |
Численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
401,0 |
395,0 |
392,8 |
385,3 |
388,1 |
378,0 |
383,4 |
371,2 |
379,2 |
Пояснительная записка
к Прогнозу социально-экономического развития Республики Коми на 2022 год и на период до 2024 года
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2022 год и на период до 2024 года (далее - прогноз) разработан в двух вариантах - базовом и консервативном.
Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития региональной экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики на федеральном и региональном уровнях.
Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжном восстановлении экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В 2020 году на социально-экономическую ситуацию в Республике Коми, как и в целом в России, большое влияние оказало распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и ограничительные меры, принятые для борьбы с ней.
Наиболее значимые позитивные итоги социально-экономического развития республики за 2020 год:
рост объема инвестиций в основной капитал;
увеличение производства по виду деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений";
увеличение объемов сельскохозяйственного производства; увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности "Лесозаготовки";
увеличение грузооборота и перевозок грузов автомобильным транспортом;
увеличение заработной платы работников организаций, рост реальной среднемесячной заработной платы;
сокращение размера просроченной задолженности по заработной плате;
увеличение среднедушевых денежных доходов населения;
увеличение отдельных показателей в сфере предпринимательства: количества средних предприятий, объема инвестиций в основной капитал средних предприятий, объемов оборота средних и малых предприятий.
Наряду с положительными итогами в экономике и социальной сфере республики наблюдались и негативные, основные из которых:
снижение объемов промышленного производства в целом, в том числе по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха";
уменьшение объема строительных работ;
сокращение объемов жилищного строительства;
снижение оборота розничной торговли;
снижение объема платных услуг населению;
ускорение инфляции в потребительском секторе в сравнении с предыдущим годом;
снижение количества субъектов малого предпринимательства;
снижение пассажирооборота и перевозок пассажиров автобусами по маршрутам регулярных перевозок;
увеличение уровня зарегистрированной безработицы;
снижение поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми;
исполнение консолидированного бюджета Республики Коми с дефицитом;
рост объема государственного долга Республики Коми;
сохранение тенденции естественной убыли населения;
увеличение количества зарегистрированных преступлений.
Ограничить глобальный спад в экономике позволили федеральные и региональные меры поддержки бизнеса и населения в течение острой фазы кризиса, направленные, прежде всего, на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми. Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.
Демографическая ситуация в Республике Коми на протяжении ряда лет характеризуется сокращением численности населения, тенденцией к снижению рождаемости, относительным ростом показателей смертности населения, отрицательным естественным приростом и сокращением ожидаемой продолжительности жизни.
Для улучшения ситуации государственная демографическая политика в среднесрочной перспективе нацелена на обеспечение устойчивого роста численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни. Для достижения национальных целей, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указы N 204 и N 474), в Республике Коми в рамках национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение" реализуется ряд региональных проектов, направленных на нивелирование основных факторов и проблем, тормозящих улучшение динамики демографических показателей.
В 2021 году, по оценке, среднегодовая численность населения снизится по сравнению с уровнем 2020 года на 1,1% и составит 807,8 тыс. человек. Доминирующей причиной сокращения численности населения продолжает являться миграционный отток населения из Республики Коми. Значение показателя миграционной убыли в 2021 году ожидается на уровне 9,4 тыс. человек.
Основными причинами миграции в регионе остаются сложные природно-климатические условия, не отвечающие современным требованиям показатели жизни населения (экономическая активность, настроения и ожидания, реальные доходы и расходы, обеспеченность комфортным жильем), качество условий жизни и обеспечивающей инфраструктуры в регионе (социальной, транспортной и другой).
С целью удержания уровня рождаемости в Республике Коми реализуются региональные проекты "Финансовая поддержка семей с детьми" и "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей до трех лет" в рамках национального проекта "Демография". Мероприятия данных проектов содержат системные меры социальной поддержки семей с детьми (повышение уровня доходов семей с детьми), направленные на рост числа рождений вторых и последующих детей, дают возможность женщине совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями. Кроме того, проект содержит мероприятия по увеличению доступности восстановления репродуктивного здоровья.
Благодаря этим мерам в 2021 году ожидается сохранение общего и суммарного коэффициентов рождаемости (9,1 родившихся на 1000 человек населения и 1,6 рожденных детей на 1 женщину соответственно) на уровне 2020 года. В среднесрочный период общий коэффициент рождаемости ожидается на уровне 9,0-9,3 родившихся на 1000 человек населения (в консервативном и базовом вариантах соответственно). Главная причина отсутствия масштабного роста показателя заключается в уменьшении численности женщин фертильного возраста, в том числе за счет миграционных процессов.
С целью сохранения, а в будущем и снижения, показателей смертности в республике в рамках национального проекта "Здравоохранение" сформированы и реализуются следующие региональные проекты: "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Программа развития детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям". Также на показатели смертности оказывают положительное влияние региональные проекты в рамках национального проекта "Демография": "Старшее поколение", "Укрепление общественного здоровья", "Спорт - норма жизни".
Вследствие реализации мероприятий в рамках указанных региональных проектов в 2021 году по сравнению с уровнем 2020 года ожидается снижение коэффициента смертности до 11,8 умерших на 1000 человек населения. Реализация дополнительных мер по профилактике заболеваний, популяризации здорового образа жизни и повышению качества оказания медицинской помощи будет способствовать последующему снижению уровня смертности практически по всем возрастным группам. Однако процесс старения населения не позволит значительно снизить общий коэффициент смертности населения в регионе.
В 2022 - 2024 годах демографическая ситуация в регионе будет характеризоваться сокращением численности населения по всем вариантам прогноза (к 2024 году составит 773,8-776,2 тыс. человек). Сокращение численности населения в прогнозный период определено негативными тенденциями, в том числе:
снижением рождаемости, обусловленным сокращением численности женщин фертильного возраста;
тенденцией старения населения: коэффициент демографического старения (доля лиц в возрасте 65 лет и более в общей численности населения) будет расти, так как за границу 65 лет перешагнет поколение конца 50-х - начала 60- х годов рождения ХХ века;
неблагоприятными для жизни природно-климатическими условиями (в условиях свободного рынка население покидает северные районы, активно развивающиеся в советскую эпоху);
оттоком населения за пределы республики, большая часть которого - мигранты трудоспособного возраста.
В целях обеспечения экономического развития и промышленного производства в Республике Коми реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие экономики и промышленности". Мероприятия данной программы направлены в том числе на повышение инвестиционной активности на территории Республики Коми, развитие конкурентной среды, обеспечение роста доходов населения, развитие и реализацию научного и инновационного потенциала Республики Коми, развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение стабильной работы предприятий в основных отраслях промышленности и создание условий для развития промышленного потенциала в Республике Коми.
Одним из основных показателей, характеризующих развитие экономики отдельного региона, является валовой региональный продукт (далее - ВРП).
В 2021 году реальный ВРП прогнозируется на уровне 99,3% относительно 2020 года.
В период 2022 - 2023 годов прогнозируется, что ВРП стабилизируется, увеличившись на 1,2% к уровню 2021 года (в базовом варианте). Вклад в рост ВРП будет вносить увеличение объемов добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства, транспортировки и хранения, торговли. Значимым фактором явится продолжение реализации национальных проектов.
Ввиду сохранения повышенной неопределенности траектории экономического развития на среднесрочный период, которая будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами, положительная динамика валового регионального продукта в консервативном варианте не ожидается.
Промышленное производство оказывает наибольшее влияние на общий объем валового регионального продукта (55,7% от объема валового регионального продукта).
В 2021 году, по оценке, объем промышленного производства составит 103,2% к уровню 2020 года. Рост будет наблюдаться в добывающем секторе (102,3%) за счет планируемого увеличения объемов добычи сырой нефти и природного газа, в обрабатывающем производстве (104,6% к уровню 2020 года) за счет роста производства нефтепродуктов, деревообработки и бумажной продукции. Объемы производства по видам деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" и "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" также увеличатся (102,0% и 106,0% соответственно).
Объем добычи нефти с газовым конденсатом, по оценке, в 2021 году планируется увеличить на 1,4% благодаря планируемому росту добычи ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" на 1,5% (при условии снятия ограничений по договоренности ОПЕК+ о сокращении добычи нефти).
Ожидается, что объем добычи газа в 2021 году сократится относительно уровня 2020 года на 0,6% и составит 3,4 млрд куб. м. Планируется рост на 1,1% добычи попутного газа (связано с ростом добычи нефти) и снижение добычи природного газа на 1,9% (согласно производственной программе ООО "Газпром добыча Краснодар").
Индекс производства по добыче угля в 2021 году увеличится на 1,4% относительно уровня 2020 года за счет стабилизации производственных процессов, включая плановую отработку запасов Юго-Западного блока шахты "Воргашорская" (АО "Воркутауголь") с углем марки "1Ж" (более ценной по сравнению с маркой "ГЖО").
Объемы производства прочих полезных ископаемых в 2021 году сохранятся на уровне 2020 года за счет добычи песка природного ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" в рамках имеющихся лицензий на добычу полезных ископаемых в целях обустройства промышленных зон (площадей) компании.
Планируется прирост объемов производства нефтепродуктов в Республике Коми (117,0% к уровню 2020 года).
В 2021 году, по оценке, индекс производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева составит 102,5% к уровню 2020 года. Ожидается увеличение объемов продукции как глубокой обработки древесного сырья (древесноволокнистые и древесностружечные плиты и фанера), так и распиловки, и строгания (лесоматериалов, продольно распиленных). Рост объемов производства на предприятиях, занятых обработкой древесины, планируется за счет реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов ООО "Лузалес", наличия стабильного спроса, создания мощностей по переработке низкосортной древесины, инвестиционной деятельности крупных и средних предприятий.
Индекс производства бумаги и бумажных изделий ожидается в размере 108,7% к уровню 2020 года. Объем производства бумаги увеличится на 11,0% к уровню предыдущего года, картона - на 4,2%. Рост объемов производства картонно-бумажной продукции на АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" обусловлен наличием спроса. Увеличению объемов производства также будет способствовать реализация мероприятий по оптимизации и увеличению производительности существующих мощностей.
Прирост объемов производства по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" (102,0% к уровню 2020 года) планируется за счет температурного фактора, а также за счет увеличения темпов роста экономики, что обусловлено ослаблением ограничений, введенных на фоне распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а рост объемов производства в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (106,0%) будет обусловлен динамикой отчетного периода текущего года, а также ростом объемов производства промышленных предприятий региона.
В 2022 - 2024 годах ожидается положительная динамика промышленного производства по всем вариантам прогноза (в среднем за год от 100,8% в консервативном варианте до 103,0% в базовом, в сопоставимых ценах). В консервативном варианте в прогнозном периоде ожидается замедление динамики роста промышленного производства, что обусловлено, в первую очередь, сохранением неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, сложной макроэкономической и эпидемиологической ситуацией в стране и мире.
В сфере добычи полезных ископаемых темп роста объемов добычи составит в среднем за год в консервативном варианте 100,9%, в базовом - 102,2% (в сопоставимых ценах).
В среднесрочном периоде в сфере добычи полезных ископаемых ожидается:
увеличение объемов добычи нефти, включая газовый конденсат, в связи с ожидаемым прекращением действия соглашения о сокращении добычи нефти странами ОПЕК+ и независимыми производителями;
увеличение объемов добычи угля АО "Воркутауголь" за счет продолжения строительства вентиляционных стволов на шахтах "Комсомольская" и "Заполярная", за счет прирезки участков шахтного поля шахты "Воргашорская", а также за счет лицензирования участков недр для продления сроков работы действующего углеразреза "Юньягинский" Юньягинского месторождения;
снижение объемов добычи природного газа. Рост добычи природного газа возможен с 2026 года при условии ввода в 2025 году в эксплуатацию ранее неразрабатываемой нефтяной залежи Печорокожвинского месторождения, а также обустройство и вовлечение в разработку новых месторождений Северо-Югидское (в 2025 году) и Печорогородское (в 2026 году);
рост объемов добычи металлических руд при отработке новых месторождений с учетом потребности в руде металлургических заводов компании "РУСАЛ", исходя из мощностей на заводах потребителях - Богословском алюминиевом заводе и Уральском алюминиевом заводе.
Темп роста объемов обрабатывающего производства составит в среднем за год в консервативном варианте 100,4%, в базовом - 104,2% (в сопоставимых ценах). Положительная динамика будет обусловлена в основном ростом производства целлюлозно-бумажной продукции и изделий деревообработки.
В прогнозный период в обработке древесины и производстве изделий из дерева прогнозируется увеличение производства основных видов продукции. В консервативном и в базовом вариантах прогноза индекс производства составит в среднем за год 100,4-102,6%. Уровень объемов производства будет зависеть от темпов расширения спроса на готовую продукцию. Кроме того, успешная работа предприятий лесной отрасли также будет зависеть от выпуска конечной продукции деревообработки, отвечающей требованиям мирового рынка, совершенствования технологии производства продукции деревообработки и принципов организации работ.
В 2022 - 2024 годах производство бумаги и бумажных изделий увеличится в среднем за год в консервативном варианте на 0,2%, в базовом варианте - на 1,0%. Увеличение объемов производства бумаги и картона будет обусловлено продолжением реализации мероприятий по оптимизации и увеличению производительности существующих мощностей (производство волокна, выпуск готовой продукции) - в рамках проекта "Горизонт", наличием стабильного спроса, стабилизацией внешнеэкономической конъюнктуры по основным видам лесобумажной продукции.
На среднесрочный период прогноз ключевых показателей в нефтеперерабатывающем производстве основан на программе развития компании ПАО "ЛУКОЙЛ". Кроме того, в 2022 году ООО "Енисей" планирует возобновить деятельность нефтеперерабатывающего завода на территории МОГО "Усинск" и начать выпускать продукты переработки (бензин автомобильный, дизельное топливо, мазут). В результате в прогнозный период 2022 - 2024 годов индекс производства кокса и нефтепродуктов увеличится и в среднем составит в консервативном варианте 100,7%, в базовом - 110,6%.
В среднесрочном периоде среднегодовой объем производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха ожидается на уровне 101,4-102,5% (в сопоставимых ценах, в консервативном и базовом вариантах соответственно) вследствие увеличения объемов производства региональных промышленных предприятий и незначительного роста потребления населением.
В прогнозный период 2022 - 2024 годов ожидается увеличение индекса производства в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений в среднем на 1,5-5,9% (в консервативном и базовом вариантах соответственно).
В целях развития сельского хозяйства на территории республики реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса". Мероприятия программы направлены на повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в Республике Коми; повышение устойчивости функционирования организаций агропромышленного комплекса; развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса Республики Коми и улучшение условий жизни на селе.
В 2021 году, по оценке, индекс производства продукции сельского хозяйства составит 101,8% к уровню 2020 года (в сопоставимых ценах), в том числе индекс продукции животноводства - 102,3%, растениеводства - 100,9%. Рост производства будет обеспечен за счет роста продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - К(Ф)Х) при сокращении объемов производства в хозяйствах населения.
Предполагается, что в 2021 году будет выращено овощей в размере 27,6 тыс. тонн (100,6% к уровню 2020 года), в том числе в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 12,8 тыс. тонн (102,5%); картофеля - 57,4 тыс. тонн (98,1%), в том числе в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 2,4 тыс. тонн (69,4%). Снижение валовых сборов связано с сокращением посадок картофеля вследствие его убыточности.
В животноводстве по итогам 2021 года ожидается, что объемы производства скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составят 35,9 тыс. тонн (101,2% к уровню 2020 года), при увеличении производства в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 33,8 тыс. тонн (101,8%).
Объем производства яиц в хозяйствах всех категорий в 2021 году планируется к увеличению до 124,9 млн шт. (101,2% к уровню 2020 года), в том числе в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 120 млн шт. (101,2%).
Общий объем производства молока в хозяйствах всех категорий в 2021 году составит 55,1 тыс. тонн (101,4% к уровню 2020 года), в том числе в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 47 тыс. тонн (101,7% к уровню 2020 года). Рост объемов производства молока будет обеспечиваться за счет наиболее крупных сельскохозяйственных организаций, реализующих или планирующих реализацию инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) животноводческих ферм. В хозяйствах населения в связи со значительным сокращением поголовья коров объемы производства молока сократятся.
Учитывая, что развитие сельского хозяйства в республике определяется высокой зависимостью от природных факторов и сезонностью производства, на среднесрочный период прогнозируются умеренные темпы роста сельскохозяйственного производства. В связи с этим в 2022 - 2024 годах среднегодовые индексы производства продукции сельского хозяйства в Республике Коми составят: при базовом варианте - 102,3%, при консервативном - 100,6%. Рост производства будет обеспечен за счет роста продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х, в том числе в результате реализации проектов по строительству и реконструкции животноводческих помещений.
Мероприятия по развитию строительства, повышению комфортности проживания граждан в Республике Коми осуществляются в рамках Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан".
Неблагоприятная экономическая ситуация 2020 года, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), усугубила негативное влияние постоянно действующих факторов в строительной отрасли региона, таких, как: недостаток квалифицированных рабочих кадров, высокие налоговые и кредитные ставки, высокая стоимость материалов, конструкций и изделий, неплатежеспособность заказчиков и недостаток финансирования, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций. По оценке, в 2021 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составит 97,5% к уровню 2020 года.
Приоритетным направлением строительной отрасли в 2021 году будет являться минимизация потерь строительства от снижения спроса на свои услуги со стороны бюджета, корпоративного сектора и финансовых средств населения, формирующих основной объем строительно-монтажных работ.
Основной задачей строительного комплекса на среднесрочный период будет восстановление и максимально возможное сохранение объемов подрядных работ и ввода основных фондов, в том числе при строительстве жилья и объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, основные меры для выполнения задачи будут направлены на сохранение бюджетных инвестиций и привлечение новых.
В Адресной инвестиционной программе Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов предусмотрено строительство, ввод следующих объектов капитального строительства:
республиканская инфекционная больница в г. Сыктывкаре (I этап);
реконструкция радиологического отделения Коми республиканского онкологического диспансера по ул. Гаражной в г. Сыктывкаре;
средняя общеобразовательная школа на 400 мест в с. Помоздино МОМР "Усть-Куломский";
школа на 600 мест в с. Объячево МОМР "Прилузский";
средняя общеобразовательная школа на 80 мест с пришкольным интернатом на 20 мест и дошкольной группой на 20 мест в пст. Приуральский;
строительство школы - детского сада в д. Усть-Ижма;
реконструкция Республиканского стадиона в г. Сыктывкаре;
лечебный корпус в с. Усть-Цильма;
строительство здания пожарного депо по адресу: Республика Коми, г. Печора, п. Каджером;
расширение республиканского Кунибского интерната на 70 мест в с. Куниб МОМР "Сысольский" (реконструкция объекта);
расширение республиканского Тентюковского дома-интерната для престарелых и инвалидов на 90 мест в г. Сыктывкаре (реконструкция объекта);
обеспечение земельного участка коммунальной инфраструктурой мкр. Шордор-2 пгт. В. Максаковка (внутримикрорайонные улицы, проезды и уличное освещение);
обеспечение земельных участков инфраструктурой мкр. Ягкар, Шордор, Шордор-2 пгт. В. Максаковка (газификация);
распределительный газопровод в границах городского поселения "Кожва";
19 фельдшерско-акушерских пунктов на территориях МОМР "Сосногорский", "Сыктывдинский", "Сысольский", "Усть-Вымский", "Ижемский", "Корткеросский", "Усть-Куломский" и МОГО "Усинск";
физкультурно-оздоровительный комплекс в пгт. Троицко-Печорск;
физкультурно-оздоровительный комплекс единоборств в г. Ухта;
спортивный комплекс с плавательным бассейном и универсальным игровым залом в г. Микунь Усть-Вымского района (2 этап - Универсальный игровой зал);
социокультурный центр в с. Вольдино МО МР "Усть-Куломский".
В среднесрочный период в строительной отрасли продолжится снижение объемов работ. Среднегодовой индекс в консервативном варианте составит 95,2%, в базовом - 98,5%.
В 2021 году в рамках регионального проекта "Жилье" реализуется мероприятие по стимулированию программ развития жилищного строительства.
За счет средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Республики Коми планируется завершить строительство автомобильных дорог протяженностью 2,112 км в рамках реализации проекта "Обеспечение земельного участка коммунальной инфраструктурой мкр. Шордор-2 пгт. В. Максаковка (внутримикрорайонные улицы, проезды и уличное освещение)".
В целях реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах". По завершении реализации мероприятий программы планируется расселить не менее 7,5 тыс. граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде расселяемой площадью 125,9 тыс. кв. м.
В 2021 году к расселению запланировано 41,9 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда, жилищные условия улучшат 2,34 тыс. граждан.
По итогам 2021 года прогнозируется рост объема ввода жилья до 211,0 тыс. кв. м, что на 3,3% выше уровня 2020 года.
В 2022 - 2024 годах в целях поддержания жилищной сферы в Республике Коми продолжится реализация мероприятий Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан", включая меры по государственной поддержке строительства жилья, созданию условий для решения жилищных проблем населения республики на основе финансовых и инвестиционных механизмов, в том числе содействие в реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства.
Сохранится применение механизмов государственной поддержки граждан, решающих свои жилищные проблемы за счет собственных средств с привлечением ресурсов кредитных организаций. В их числе - возмещение за счет бюджетных средств части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами по кредитным договорам или договорам целевого займа, предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Будет продолжена работа по комплексному развитию территорий, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, а также по оказанию государственной поддержки (субсидии) местным бюджетам на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства.
С учетом реализации запланированных мероприятий, развития системы ипотечного кредитования для населения (за счет снижения процентных ставок), планируемых законодательных изменений в строительной сфере, а также за счет увеличения мер государственной поддержки для льготных категорий граждан в базовом варианте прогнозируется постепенное наращивание темпов роста строительства жилья. К 2024 году объем ввода жилых объектов составит 180,0 - 240,0 тыс. кв. м (в консервативном и базовом вариантах соответственно).
В 2021 году, по оценке, объем инвестиций в основной капитал составит порядка 114,4 млрд рублей (77,5% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах).
На динамику инвестиционной активности окажут влияние инвестиционные вложения предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей, транспортного сектора в сфере развития сухопутного и трубопроводного транспорта.
В 2021 году инвестиции в основной капитал по виду деятельности "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" составят 97,1% к уровню 2020 года.
До конца 2021 года продолжится строительство животноводческих объектов в таких муниципальных образованиях Республики Коми, как "Ижемский", "Корткеросский", "Сысольский", "Княжпогостский".
По виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" объем инвестиций в основной капитал в 2021 году прогнозируется на уровне 74,7%. Основное снижение инвестиций ожидается в нефтяной и газовой отраслях (68,7%).
Инвестиции в угольном секторе (143,7%) будут направлены на строительство вентиляционных стволов на шахтах "Комсомольская" и "Заполярная", а также за счет прирезки участков шахтного поля шахты "Воргашорская".
По виду деятельности "Обрабатывающие производства" капитальные вложения составят 114,0% к уровню 2020 года. Рост обусловлен увеличением инвестиционных вложений по виду деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки" (на 59,5%). На динамику роста окажут влияние инвестиции крупных компаний ООО "Лузалес", ООО "СФЗ" и ООО "СЛДК".
В секторе "Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха" в 2021 году прогнозируется снижение объема инвестиций (на 15,3%). По данной отрасли в 2018 - 2020 годах был высокий уровень инвестиций в сравнении с 2017 годом (объем инвестиций в 2017 году составил 4,8 млрд рублей, в 2018 году - 8,6 млрд рублей, в 2019 году - 10 млрд рублей, в 2020 - 8 млрд рублей), что связано с введением новых электромощностей крупными компаниями: ООО "Газпром трансгаз Ухта", ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" и АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" (модернизации ТЭЦ).
Объем бюджетных инвестиций в 2021 году планируется в размере 5,0% от объема инвестиционных вложений (без учета субъектов малого предпринимательства). За счет бюджетных средств в 2021 году продолжится реализация ряда проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог, объектов в сфере образования (школы, детские сады), спорта, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения.
В среднесрочном периоде инвестиционная деятельность организаций будет зависеть как от общеэкономической ситуации в стране, так и от проводимых в республике мероприятий по формированию благоприятных условий для ведения бизнеса и улучшению состояния инвестиционного климата.
В 2022 - 2024 годах индекс физического объема инвестиций в основной капитал в среднем составит 91,6% в консервативном варианте, 95,9% в базовом варианте. Сохранение объема инвестиций в основной капитал будет обеспечено за счет строительства и обустройства нефтегазовых месторождений.
Ситуация на потребительском рынке в Республике Коми, не исключая повторного принятия мер, направленных на сдерживание распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в 2021 году характеризуется снижением оборота розничной торговли (99,5% к уровню 2020 года, в сопоставимых ценах) и объемом платных услуг населению (99,8%).
Учитывая ожидаемые темпы инфляции, продолжающееся сокращение численности населения республики за счет миграционного оттока жителей в другие регионы, снижение доходов населения, в 2022 - 2024 годах прогнозируется стабильность оборота розничной торговли и в среднем за год 99,7-100,3% (в консервативном и базовом варианте соответственно).
В период до 2024 года тенденция расширения деятельности сетевых торговых структур в регионе сохранится, оказывая положительное влияние на потребительский рынок региона, в том числе в части увеличения оборота розничной торговли. В структуре оборота розничной торговли возрастет доля онлайн-продаж и дистанционной торговли.
По итогам 2021 года индекс потребительских цен ожидается на уровне 106,1% декабрь к декабрю 2020 года, в том числе на продовольственные товары - 107,0%, на непродовольственные товары - 106,0%, на платные услуги - 105,2%.
В среднесрочный период формирование уровня потребительских цен на товары в большей степени будет зависеть от:
мер экономической политики, включая политику Банка России по стимулированию поддержания кредитной активности и снижения рисков финансовой стабильности, мер, направленных на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, колебаний цен на мировых сырьевых рынках, влияющих на сбытовую политику крупных российских товаропроизводителей;
продолжительности пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19);
эффективности принимаемых на федеральном и региональном уровнях мер государственной поддержки, направленных на восстановление экономики после снятия ограничений на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности в связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19).
На фоне принимаемых мер как на федеральном, так и на республиканском уровне, на период до 2024 года прогнозируется замедление темпов роста цен на товары. Индекс потребительских цен в Республике Коми в зависимости от варианта прогноза ожидается в 2022 году в размере 105,7-106,0%, постепенно снижаясь к 2024 году до 104,8-105,2% (декабрь к декабрю предыдущего года).
При этом на динамику роста цен в Республике Коми продолжат оказывать влияние следующие факторы: колебания курса рубля;
сохраняющаяся тенденция роста себестоимости продукции местного производства из-за роста цен на дизельное топливо и бензин, удорожания ввозимых кормов, сырья и рецептурных компонентов, упаковочных материалов, расходов на эксплуатацию оборудования и комплектующих;
отдаленность большинства населенных пунктов республики от основных транспортных магистралей при ограниченной возможности транспортной инфраструктуры региона, оказывающая прямое влияние на формирование цен, что особенно актуально для северных районов, где доля транспортных затрат в структуре потребительских цен на продукты питания особенно ощутима;
зависимость продовольственного рынка республики от внешних условий, низкая самообеспеченность региона собственными продовольствием, сырьем и товарами.
В 2021 году прогнозируется рост среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) на 4,0% к уровню 2020 года, что обусловлено сохранением достигнутых соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных "майскими" указами Президента Российской Федерации 2012 года, индексацией заработной платы, а также ожидаемым увеличением прожиточного минимума трудоспособного населения, определяющего минимальный размер оплаты труда.
Несмотря на принимаемые меры по повышению оплаты труда реальные располагаемые денежные доходы населения в 2021 году составят 94,0% к уровню 2020 года. Данное снижение обусловлено негативной социально-экономической ситуацией как в регионе, так и в целом по стране, в том числе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и ограничительными мерами, принятыми для борьбы с ней.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения республики в 2020 году составила 15,5%, в 2021 году сохранится на этом же уровне.
Во исполнение Указа N 474 разработана региональная программа "Снижение доли населения Республики Коми с доходами ниже прожиточного минимума на период до 2030 года" (далее - региональная программа), утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 18.12.2020 N 627, которая направлена на:
снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года национальной цели "Сохранение населения, здоровья и благополучие людей";
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
В региональную программу включены мероприятия, связанные с сохранением и созданием новых рабочих мест, развитием малого и среднего предпринимательства, расширением возможностей трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, своевременной выплатой заработной платы и легализацией трудовых отношений, повышением среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций, развитием системы социального контракта и помощи нуждающимся гражданам.
В частности, в регионе с 2020 года осуществляется оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам в виде пособия на основании социального контракта на условиях софинансирования из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми. В 2020 году заключено 4170 социальных контрактов для прохождения обучения, осуществления предпринимательской деятельности, с целью преодоления трудной жизненной ситуации. Повысили свои доходы 2060 человек, смогли преодолеть трудную жизненную ситуацию и перестали быть малоимущими 680 граждан. С 2021 года федеральным законодательством определены следующие мероприятия в рамках социального контракта: поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, преодоление трудной жизненной ситуации.
Также основу для дальнейшего роста доходов населения должен создать устойчивый экономический рост при сохранении стабильного уровня инфляции. На обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции будут направлены следующие меры государственной политики:
ежегодное установление МРОТ на федеральном уровне в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, а также проведение ежегодной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы;
обеспечение роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, что будет достигаться путем увеличения размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров до целевых значений, установленных среднесрочным прогнозом Российской Федерации до 2024 года;
индексация социальных выплат, а также развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности семей с детьми;
содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения);
меры, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства.
С учетом принимаемых мер в среднесрочный период прогнозируется плавное восстановление и повышение показателей, определяющих денежные доходы населения. Так, по итогам 2024 года (в зависимости от варианта прогноза):
среднемесячный доход от трудовой деятельности планируется увеличить до 59,4-60,8 тыс. рублей;
фонд начисленной заработной платы всех работников составит 227,7238,6 млрд рублей;
уровень реальных располагаемых доходов населения ожидается в пределах 96,2 -97,4%;
численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума прогнозируется на уровне 13,7-13,4%.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется в рамках реализации Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения".
Учитывая сокращение численности населения Республики Коми в экономически активных, трудоспособных возрастах, в первую очередь, по причине миграции за пределы региона, численность трудовых ресурсов в 2021 году составит 474,5 тыс. человек, или 99,2% к уровню 2020 года, из них трудоспособное население в трудоспособном возрасте - 432,9 тыс. человек, лица за пределами трудоспособного возраста - 36,7 тыс. человек, иностранные трудовые мигранты - 4,9 тыс. человек. Численность занятых в экономике при этом составит 392,8 тыс. человек, сократившись по сравнению с уровнем 2020 года на 0,6%.
Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и ограничительные меры, принятые для борьбы с ней, сильно сказались на рынке труда. В целях реализации гарантий государства, конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми разрабатываются и осуществляются мероприятия для предотвращения рисков, связанных с последствиями пандемии.
В этой связи численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, к концу 2021 года может составить 7,8 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы прогнозируется на уровне 1,9%.
В 2022 - 2024 годах на фоне сокращения численности населения Республики Коми за счет миграционной убыли и изменения его возрастной структуры (значительная часть покидающих республику - люди трудоспособного возраста) тенденция сокращения численности экономически активного населения и занятых в экономике сохранится. В 2024 году численность трудовых ресурсов ожидается на уровне 458,4-462,8 тыс. человек, численность занятых
в экономике - 371,2-379,2 тыс. человек в соответствии с вариантом прогноза. К 2024 году уровень зарегистрированной безработицы составит 1,8-1,9%.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Коми от 19 августа 2021 г. N 400-р Об одобрении Прогноза социально-экономического развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.