Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Коми
от 1 октября 2021 г. N 482
(приложение N 1)
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулирования цен (тарифов), применяемых на территории Республики Коми
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов), применяемых на территории Республики Коми (далее - региональный контроль (надзор).
2. Используемые в настоящем Положении термины и понятия применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
3. Органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим региональный контроль (надзор), является Комитет Республики Коми по тарифам (далее - орган регулирования).
4. Предметом регионального контроля (надзора) является:
а) в сферах естественных монополий - соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом "О естественных монополиях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
б) в электроэнергетике - соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
г) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения - соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации;
д) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - соблюдение организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения;
е) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - соблюдение региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами в субъекте Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых на уровне органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения правильности применения регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соблюдения стандартов раскрытия информации;
ж) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения обязательных требований Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области газоснабжения к установлению и применению цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в области газоснабжения, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, целевого использования финансовых средств, полученных в результате введения надбавок на транспортировку газа, соблюдение стандартов раскрытия информации;
з) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - соблюдение организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, при реализации лекарственных препаратов требований к применению цен, уровень которых не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов, и которые не превышают зарегистрированных предельных отпускных цен, и размеров оптовых надбавок и (или) размеров розничных надбавок, не превышающих соответственно размеров предельных оптовых надбавок и (или) размеров предельных розничных надбавок, установленных в субъекте Российской Федерации;
и) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе - соблюдение операторами технического осмотра установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе (далее совместно - обязательные требования).
5. Объектом регионального контроля (надзора) (далее - объект регионального контроля (надзора) является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - контролируемые лица) в процессе осуществления ими регулируемых видов деятельности, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, в части соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
6. Учет объектов регионального контроля (надзора) осуществляется органом регулирования с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система".
7. Должностными лицами органа регулирования, осуществляющими региональный контроль (надзор), являются:
1) председатель Комитета (далее - Председатель);
2) заместитель Председателя, на которого возложено исполнение функций по осуществлению регионального контроля (надзора);
3) руководители и государственные гражданские служащие структурных подразделений органа регулирования, в должностные обязанности которых входит осуществление регионального контроля (надзора) (далее - должностные лица).
8. Должностные лица, уполномоченные на проведение контрольного (надзорного) и (или) профилактического мероприятия, определяются решением органа регулирования о проведении контрольного (надзорного) и (или) профилактического мероприятия.
9. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается Председателем.
10. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", может быть:
1) наличие у органа регулирования сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, установленных в приложении N 3 к настоящему Положению;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
11. Права и обязанности должностных лиц при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлены Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
12. Должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Документы, заявления, обращения и жалобы направляются в орган регулирования и получаются органом регулирования в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального контроля (надзора)
14. Региональный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Объекты регионального контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).
15. Отнесение объекта регионального контроля (надзора) к определенной категории риска осуществляется на основании решения органа регулирования в соответствии с критериями отнесения деятельности контролируемых лиц к категориям риска при организации регионального контроля (надзора) согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
В случае если деятельность контролируемых лиц не отнесена органом регулирования к определенной категории риска, она считается отнесенной к категории низкого риска.
Орган регулирования в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта регионального контроля (надзора) критериям риска иной категории риска должен принять решение об изменении категории риска объекта регионального контроля (надзора).
16. Индикаторы риска нарушения обязательных требований установлены приложением N 2 к настоящему Положению.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностей
17. В целях стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения орган регулирования проводит профилактические мероприятия в соответствии программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - Программа), которая утверждается Председателем ежегодно до 20 ноября года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, и в течение 5 дней со дня принятия размещается на официальном сайте органа регулирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Официальный сайт).
18. Орган регулирования проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
19. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
20. Орган регулирования один раз в год осуществляет обобщение правоприменительной практики.
Орган регулирования ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, обеспечивает подготовку проекта доклада о правоприменительной практике, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики органа регулирования за предшествующий календарный год, и его размещение на Официальном сайте для публичного обсуждения.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Председателя органа регулирования и размещается на Официальном сайте не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.
21. В случае наличия у органа регулирования сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган регулирования объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в орган регулирования возражение в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований на бумажном носителе почтовым отправлением и (или) в виде электронного документа на указанный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований адрес электронной почты органа регулирования.
В возражении в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований указываются:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, сведения о месте нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
дата и номер предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
В случае получения от контролируемого лица возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований орган регулирования рассматривает указанное возражение в течение 20 рабочих дней со дня его получения.
По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований орган регулирования принимает одно из следующих решений:
оставление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований без изменения;
отмена предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
22. Должностное лицо проводит консультирование контролируемых лиц в письменной форме при их письменном обращении либо в устной форме по телефону, посредством видеоконференцсвязи или на личном приеме у должностного лица, в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия или публичного мероприятия.
Должностные лица осуществляют консультирование, в том числе в письменной форме, по следующим вопросам:
1) применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения;
2) необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований;
3) особенности осуществления регионального контроля (надзора).
23. Обязательный профилактический визит проводится должностными лицами в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению регулируемых видов деятельности в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи (при наличии технической возможности) в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется по следующим вопросам:
а) содержание применяемых к объекту регионального контроля (надзора) новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенные изменения в действующие нормативные правовые акты, а также сроки и порядок вступления их в силу;
б) применение сложных и (или) наиболее значимых обязательных требований, а также обязательных требований, по которым отмечены случаи их массового нарушения либо последствия нарушения которых влекут серьезную угрозу охраняемым законом ценностям;
в) наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований, к которым относятся нарушения, выявляемые в течение отчетного периода при проведении не менее чем 10 процентов контрольных (надзорных) мероприятий.
Продолжительность проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.
IV. Осуществление регионального контроля (надзора)
24. Плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области государственного регулирования цен (тарифов), не проводятся.
25. Региональный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка;
3) наблюдение за соблюдением обязательных требований.
26. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами на основании заданий Председателя.
27. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа регулирования.
28. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
29. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
30. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.
Срок проведения выездной проверки в отношении контролируемого лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких в субъекте Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту, но не более 10 рабочих дней.
Проведение выездных проверок в отношении контролируемого лица, имеющего обособленные подразделения на территории нескольких федеральных округов, осуществляется на основании акта органа регулирования о проведении внеплановой проверки по месту нахождения объектов контроля (надзора).
31. В ходе проведения выездной проверки осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) получение письменных объяснений;
3) истребование документов;
4) экспертиза.
32. Контрольные (надзорные) действия проводятся в порядке, предусмотренном главой 14 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
33. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в орган регулирования информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
заболевания, связанного с утратой трудоспособности;
препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы.
По результатам рассмотрения указанной информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится органом регулирования на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения индивидуального предпринимателя.
34. Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами путем сбора, анализа данных об объектах контроля (надзора), имеющихся у органа регулирования, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных.
35. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
36. Предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их исполнения, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона о контроле (надзоре), выдается руководителем органа регулирования (заместителем руководителя органа регулирования) в соответствии с главой 16 Федерального закона о контроле (надзоре).
V. Обжалование решений органа регулирования, действий (бездействия) должностных лиц органа регулирования
37. Действия (бездействие) должностных лиц, решения, принятые должностными лицами в ходе осуществления регионального контроля (надзора), обжалуются контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
38. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц органа регулирования рассматривается Председателем.
39. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в орган регулирования способами, обеспечивающими защиту этих сведений, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
VI. Система оценки результативности и эффективности деятельности органа регулирования
40. В систему показателей результативности и эффективности деятельности органа регулирования входят:
а) ключевые показатели регионального контроля (надзора);
б) индикативные показатели регионального контроля (надзора).
41. Ключевые показатели регионального контроля (надзора) и их целевые значения установлены в приложении N 3 к настоящему Положению.
42. Индикативные показатели регионального контроля (надзора) установлены в приложении N 4 к настоящему Положению.
43. Орган регулирования ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, осуществляет подготовку доклада о региональном государственном надзоре с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей, и обеспечивает его направление в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.