Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
к Государственной программе
Республики Коми "Развитие
строительства, обеспечение доступным и
комфортным жильем и коммунальными
услугами граждан"
Региональная программа
Республики Коми по повышению качества водоснабжения на период с 2019 года по 2024 год
16 марта, 30 июня, 14 декабря 2020 г., 1 февраля, 10, 31 марта, 29 сентября 2021 г.
Паспорт изменен с 9 октября 2021 г. - Постановление Правительства Республики Коми от 29 сентября 2021 г. N 480
Паспорт
региональной программы Республики Коми по повышению качества водоснабжения на период с 2019 года по 2024 год
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми |
Участники Программы |
администрации муниципальных образований муниципальных районов и городских (муниципальных) округов в Республике Коми |
Цель Программы |
повышение качества питьевой воды для населения Республики Коми |
Задачи Программы |
повысить качество питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса |
Целевые индикаторы (показатели) Программы |
доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %; доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, % |
Этапы и сроки реализации Программы |
01.10.2018 - 25.12.2024 |
Объемы финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы с учетом средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Коми, составит 1 643 056,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 130 287,0 тыс. рублей; 2020 год - 164 646,6 тыс. рублей; 2021 год - 469 367,7 тыс. рублей; 2022 год - 368 256,6 тыс. рублей; 2023 год - 322 431,2 тыс. рублей; 2024<*> год - 188 067,1 тыс. рублей; из них: 1) средства республиканского бюджета Республики Коми<**> - 695 469,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 28 025,3 тыс. рублей; 2020 год - 16 362,4 тыс. рублей; 2021 год - 220 743,6 тыс. рублей; 2022 год - 159 806,4 тыс. рублей; 2023 год - 162 111,6 тыс. рублей; 2024<*> год - 108 420,4 тыс. рублей; из них: средства федерального бюджета - 538 737,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 15 544,3 тыс. рублей; 2021 год - 115 087,8 тыс. рублей; 2022 год - 151 429,3 тыс. рублей; 2023 год - 153 676,3 тыс. рублей; 2024<*> год - 102 999,4 тыс. рублей; 2) средства местных бюджетов - 36 608,20 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 1 479,5 тыс. рублей; 2020 год - 861,2 тыс. рублей; 2021 год - 11 618,1 тыс. рублей; 2022 год - 8 410,9 тыс. рублей; 2023 год - 8 532,2 тыс. рублей; 2024<*> год - 5 706,3 тыс. рублей; 3) внебюджетные средства - 910 978,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 100 782,2 тыс. рублей; 2020 год - 147 423,0 тыс. рублей; 2021 год - 237 006,0 тыс. рублей; 2022 год - 200 039,3 тыс. рублей; 2023 год - 151 787,4 тыс. рублей; 2024 год - 73 940,4 тыс. рублей ------------------------------ <*> размер установлен в соответствии с утвержденной на заседании проектного комитета по национальному проекту "Экология" редакцией паспорта федерального проекта "Чистая вода" (протокол от 21 декабря 2018 г. N 3); <**> - размер установлен в соответствии со сметной или предполагаемой (предельной) стоимостью строительства или реконструкции (модернизации) объектов в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
реализация Программы позволит к концу 2024 года обеспечить население Республики Коми качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения до 94,9%, в том числе городского населения - до 100% |
I. Характеристика текущего состояния объектов водоснабжения и водоподготовки на территории Республики Коми
Республика Коми обладает развитой гидрографической сетью и значительными запасами водных ресурсов - поверхностными и подземными водами. Общий объем стока в средний по водности год составляет 176,0 куб. метров. Для водоснабжения населения и нужд хозяйственного назначения используется один процент воды от общего объема стока.
Водопользование в республике, как и в целом по России, сталкивается с множеством проблем. На состояние водных ресурсов оказывают влияние как антропогенные, так и природные факторы. Характерными загрязняющими веществами, влияющими на оценку качества воды в большей степени за счет природного фактора, являются соединения железа, меди, марганца. Негативное воздействие на качество водных ресурсов оказывают паводки, подтопление, затопление земель, населенных пунктов и объектов экономики, интенсивное хозяйственное использование и бесконтрольная застройка паводковых территорий.
Обеспечение населения качественной питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития Республики Коми.
Численность населения, проживающего на территории Республики Коми, составляет порядка 830,2 тыс. человек, из них порядка 650,0 тыс. человек - городское население. Для питьевых целей воду из нецентрализованных источников водоснабжения используют 68 497 человек. Водоснабжение населения в Республике Коми осуществляется за счет поверхностных и подземных источников воды. Питьевым водоснабжением обеспечено все население республики, которое осуществляется как из систем централизованного водоснабжения, так и нецентрализованного водоснабжения.
Комплекс водоснабжения в Республике Коми включает в себя 2,4 тыс. км водопроводных сетей, 422 водозабора, 104 очистных сооружения водопровода, 408 насосных станций, 282 централизованных водопровода, состояние которых определяет качество оказываемых услуг питьевого водоснабжения. Услугами централизованного водоснабжения пользуются 92% населения республики. Однако 145 сельских населенных пунктов, в том числе деревни, не имеют инженерных сооружений для централизованного водоснабжения.
Наиболее серьезными проблемами остаются снабжение населения качественной питьевой водой и коммунальное обслуживание, вызывающее множество нареканий со стороны населения. Коммунальная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения по своим качественным характеристикам. Обеспечение недоброкачественной питьевой водой населения в 2018 году по республике составило 0,2%. В 2018 году исследования питьевой воды не проводились в населенных пунктах, в которых проживает 29 994 человека (3,5% всего населения региона).
По данным Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды, подаваемой населению республики, являются: загрязнения источников водоснабжения, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, отсутствие водопроводных очистных сооружений и обеззараживающих установок, эксплуатация морально устаревших очистных сооружений, отсутствие полного комплекса водоподготовки, биологической и механической очистки сточных вод канализационно-очистных сооружений.
Учитывая изношенное состояние систем централизованного водоснабжения в регионе во всех муниципальных образованиях разработаны муниципальные программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры:
выделяются субсидии из республиканского бюджета Республики Коми на строительство (реконструкцию) и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в рамках Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности";
ведется реконструкция объектов водоснабжения сельских муниципальных районов за счет инвестиционных средств ОАО "Коми тепловая компания";
развиваются системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и механизмов государственно-частного партнерства.
Раздел II изменен с 30 июня 2020 г. - Постановление Правительства Республики Коми от 30 июня 2020 г. N 324
II. Анализ результатов оценки централизованных систем водоснабжения
В соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 68/пр от 31.01.2019, была произведена оценка состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения (далее - инвентаризация).
Основной проблемой при эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры водоснабжения выявлена значительная степень их физического износа. По результатам проведенной инвентаризации систем водоснабжения на территории Республики Коми за 2018 год средний физический износ объектов водоснабжения составляет 55 процентов. Износ сетей водоснабжения - 71%, объектов водозабора - 69%, объектов водоподготовки - 56%, водонасосных объектов - 21%.
Эксплуатация и обслуживание объектов водоснабжения по состоянию на 1 января 2019 года осуществляется 23 организациями коммунального комплекса, из них 17 организаций, или 74%, - организации частной формы собственности. В течение ряда лет организации коммунального комплекса не могут в полном объеме привлекать инвестиции на реконструкцию объектов водоснабжения, а также использовать кредитные и заемные средства, так как их дебиторская задолженность составляет 0,770 млрд. рублей, а кредиторская задолженность - свыше 1,286 млрд. рублей.
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми", на 1 января 2018 года количество населения Республики Коми, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляет 759,04 тыс. человек (91,8 процента от общего количества населения), из них городского населения 642,5 тыс. человек (83,9 процента от общего количества населения).
Раздел III изменен с 1 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Республики Коми от 31 марта 2021 г. N 154
III. Обоснование необходимости и достаточности перечня объектов
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми", за 2018 год в целом по республике отмечается стабилизация показателей качества питьевой воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, отсутствие проб воды, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по паразитологическим показателям. В целом по республике в 2018 году удельный вес нецентрализованных источников водоснабжения, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, составил 18,3% и был ниже показателя 2016 года (21,1%) на 2,8%.
Для приведения качества питьевой воды к соответствию нормативным требованиям необходимо провести строительство объектов централизованного питьевого водоснабжения.
В связи с высоким содержанием железа в подземных источниках водозабора "Пожня-Ель" МО ГО "Ухта" необходимо строительство станции водоочистки, обезжелезивания воды до подачи воды в распределительную сеть города с созданием системы управления комплексом водоснабжения в "Пожня-Ель" МО ГО "Ухта".
В соответствии с предостережением Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми о недопустимости нарушения обязательных требований в г. Усинске установлены признаки нарушений обязательных требований федерального законодательства, что приводит к нарушению обязательных требований по обеспечению населения пст. Усадор питьевой водой надлежащего качества. В связи с чем принято решение о строительстве здания водозабора в пст. Усадор на территории МО ГО "Усинск".
В рамках реализации мероприятий, предусмотренных региональной программой Республики Коми по повышению качества водоснабжения на период с 2019 года по 2024 год (далее - Программа), ожидается строительство не менее 3 объектов питьевого водоснабжения, которые позволят увеличить долю населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.
Для включения данных объектов в Программу был произведен расчет бюджетной эффективности.
Показатель бюджетной эффективности определяется как соотношение объема инвестиций из федерального бюджета, направляемых на данный объект, к плановому показателю увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, и вычисляется по формуле:
,
где:
V - объем инвестиций из федерального бюджета, тыс. рублей;
P - прирост доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, приведенный к общей численности населения, подключенного к централизованным сетям водоснабжения к 2025 году (согласно методике расчета показателя, указанного в методических рекомендациях МР 2.1.4.0143-19), процент;
E - показатель бюджетной эффективности, рублей/процент.
На основании расчета бюджетной эффективности сформирован рейтинг объектов, который приведен в таблице 1:
Таблица 1
Позиция в рейтинге |
Наименование объекта |
Объем средств из федерального бюджета, тыс. рублей |
Плановый показатель увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из ЦСВ, % |
Значение показателя бюджетной эффективности, млн. рублей/% |
1 |
Станция водоочистки с созданием системы управления комплексом водоснабжения в "Пожня-Ель" г. Ухта |
523 192,8 |
2,6 |
269 368,55 |
2 |
Здание водозабора в пст. Усадор на территории МО ГО "Усинск" |
15 544,3 |
0,026 |
597 857,69 |
3 |
Строительство водопровода холодной воды Ду 300 мм из полиэтиленовых труб в две нитки от водозабора питьевой воды до водоочистной станции в гп. Жешарт |
- |
0,05 |
- |
Итого |
538 737,1 |
2,526 |
|
Раздел VI изменен с 1 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Республики Коми от 31 марта 2021 г. N 154
VI. Прогноз ожидаемых результатов
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми в сфере государственного регулирования цен (тарифов) утверждены 12 инвестиционных программ в сфере холодного водоснабжения для следующих организаций: ОАО "Сыктывкарский Водоканал", МУП "Ухтаводоканал", АО "Коми тепловая компания" (Усть-Куломский филиал), АО "Коми тепловая компания" (Корткеросский филиал), АО "Коми тепловая компания" (Удорский филиал), АО "Коми тепловая компания" (Троицко-Печорский филиал), АО "Коми тепловая компания" (Сысольский филиал), АО "Коми тепловая компания" (Койгородский филиал), АО "Коммунальник", ООО "Сыктывдинская тепловая компания", ОАО "Усть-Вымская тепловая компания", ЭМУП "Жилкомхоз". В республике реализуется концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в пгт. Жешарт, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский".
Для обеспечения перехода к использованию перспективных технологий водоподготовки на объектах водоподготовки, включенных в Программу, планируется в технические задания для разработки проектной документации на строительство объектов включать рекомендации по использованию Справочника перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса, и с учетом оценки риска здоровью населения, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Строительство данных объектов позволит к 2024 году достичь следующих показателей:
"Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения" и "Доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения" до 94,9% и 100% соответственно.
Характеристика объектов капитального строительства для муниципальных нужд, подлежащих строительству (реконструкции) за счет средств, выделяемых в виде субсидий из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми, представлена в приложении 1 к Программе.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов республиканского бюджета Республики Коми (с учетом средств федерального бюджета), местных бюджетов, внебюджетных источников на достижение целей Программы представлены в приложении 2 к Программе.
Суммы бюджетных ассигнований на 2020 - 2024 годы будут уточняться после утверждения закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Динамика достижения целевых показателей федерального проекта при реализации региональной программы "Чистая вода" представлена в приложении 3 к Программе.
Поэтапный план реализации Программы приведен в приложении 4 к Программе.
Прогноз тарифных последствий реализации мероприятий представлен в приложении 5 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.