1. Вводные положения
Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики (далее - Контрольно-счетная палата, Палата) за 2017 год подготовлен в соответствии с Законом Чувашской Республики от 13 сентября 2011 года N 58 "О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики" и стандартом организации деятельности "Порядок подготовки годового отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики", утвержденным решением коллегии от 16 мая 2013 года N 10.
В отчете отражена деятельность Контрольно-счетной палаты за 2017 год по выполнению задач в сфере внешнего государственного финансового контроля, которые определены законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики. Контрольно-счетная палата принимала меры по повышению эффективности деятельности в части реализации основных полномочий, деятельность Палаты также была ориентирована на обеспечение и соблюдение прав граждан.
В соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики "О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики" Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Чувашской Республики, образуемым Государственным Советом Чувашской Республики, и подотчетна ему, осуществляла свою деятельность в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты на 2017 год и текущими квартальными планами работы.
Полномочия Палаты определены статьей 8 Закона Чувашской Республики "О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики". В соответствии со статьей 9 Закона Чувашской Республики "О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики" внешний государственный финансовый контроль осуществляется в форме контрольных мероприятий или экспертно-аналитических мероприятий, которые преследуют цели как выявления и устранения, так и предупреждения нарушений и недостатков финансово-бюджетной дисциплины, а также обеспечения исполнения требований законодательства в процессе использования собственности.
За минувший год учет финансовых нарушений выведен на качественно новый уровень, с применением "Классификатора нарушений, выявленных в ходе внешнего государственного аудита (контроля)", одобренного Счетной палатой Российской Федерации. Запланированные мероприятия, с учетом вносимых корректировок в план деятельности, выполнены в полном объеме.
2. Основные итоги деятельности
2.1. Направления, по которым проводилась контрольная и экспертно-аналитическая деятельность. Объемы проверенных средств
Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность в 2017 году осуществлялась по вопросам, касающимся сферы образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, сельского хозяйства, дорожной деятельности, развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечения жильем жителей аварийных домов, молодых и многодетных семей, управления государственным имуществом, развития в республике туризма и другим направлениям.
В 2017 году Контрольно-счетной палатой было проведено 133 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 55 контрольных мероприятий в отношении 129 объектов проверок, из них по плану: 25 проверок законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств и имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, 2 аудита использования бюджетных средств, 26 внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2016 год и 78 экспертно-аналитических мероприятий. Сведения о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Сведения
о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях (ед.)
Проведено мероприятий |
2016 год |
2017 год |
Всего, из них |
130 |
133 |
контрольных, в том числе |
56 |
55 |
по плану |
56 |
53 |
вне плана |
0 |
2 |
экспертно-аналитических, в том числе |
74 |
78 |
экспертных |
24 |
23 |
аналитических |
50 |
55 |
Основные показатели деятельности Контрольно-счетной палаты за 2017 год приведены в приложении N 1 к настоящему Отчету.
Объем охваченных контрольными мероприятиями средств составил 46 071,9 млн. рублей, или с ростом к 2016 году на 10,0%, из них: 95,2% в общем объеме проверенных средств - средства республиканского бюджета Чувашской Республики, 2,9% - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, 0,3% - средства бюджетов муниципальных образований, 1,6% - иные средства. Сведения об объемах проверенных средств, представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Сведения об объемах проверенных средств
Из общей суммы проверенных средств (46 071,9 млн. рублей):
- 39 655,0 млн. рублей (86,1%) составляют средства, которые проверены в ходе камеральных проверок внешней проверки годовой бюджетной отчетности (в 2016 году - 40 008,3 млн. рублей) или со снижением 0,8%;
- 6 416,9 млн. рублей (13,9%) охвачено в ходе выездных проверок законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств и имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики (в 2016 году - 1 882,6 млн. рублей) или с ростом в 3,4 раза.
В разрезе отраслей, охваченных в ходе выездных проверок законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств и имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, объемы проверенных средств характеризуются следующими данными:
- дорожная деятельность - 2 812,9 млн. рублей (43,8%);
- строительство (предоставление жилья социальным группам населения) - 1 087,0 млн. рублей (16,9%);
- здравоохранение - 735,7 млн. рублей (11,5%);
- образование - 512,5 млн. рублей (8,0%);
- сельское хозяйство - 296,4 млн. рублей (4,6%);
- культура, физическая культура и спорт - 144,5 млн. рублей (2,2%);
- прочее (межбюджетные трансферты муниципальным образованиям, развитие субъектов малого бизнеса, развитие монопрофильных населенных пунктов и т.д.) - 827,9 млн. рублей (13,0%).
2.2. Сведения об объектах проверок и проверенных программах
Контрольные мероприятия были проведены в отношении следующих объектов аудита (контроля):
26 главных администраторов бюджетных средств в рамках внешних проверок годовой бюджетной отчетности;
10 главных распорядителей в части целевого и эффективного использования бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственных программ Чувашской Республики (Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики; Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики; Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики; Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики; Министерство здравоохранения Чувашской Республики; Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики; Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики; Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики; Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики);
4 муниципальных образования в рамках комплексных проверок использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики (Аликовский, Ибресинский и Мариинско-Посадский районы, г. Чебоксары);
11 муниципальных образований в части использования бюджетных средств, выделенных на условиях софинансирования из бюджетов муниципальных образований на выполнение республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013 - 2017 годы" (Канашский, Козловский, Цивильский и Урмарский районы, города Алатырь, Канаш и Шумерля), государственных программ Чувашской Республики "Развитие образования" (Урмарский и Шемуршинский районы, г. Шумерля), "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 - 2020 годы" (г. Канаш), "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" (Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский, Яльчикский и Ядринский районы), "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики" (Канашский район);
1 государственное унитарное предприятие Чувашской Республики и 1 акционерное общество с долей участия Чувашской Республики в уставном капитале более 50 процентов;
76 учреждений и иных организаций, использующих имущество, находящееся в государственной собственности Чувашской Республики, либо являющихся получателями бюджетных средств.
В 2017 году проведены 17 контрольных мероприятий по использованию бюджетных средств, выделенных на реализацию отдельных мероприятий 17 подпрограмм 10 государственных программ Чувашской Республики, что составляет 63,0% от общего количества запланированных проверок (аудитов) использования бюджетных средств - 27. Всего в 2017 году реализовалось 16 государственных программ Чувашской Республики.
2.3. Основные результаты контрольной деятельности
Проведенными проверками выявлено 722 факта нарушений на общую сумму 406,9 млн. рублей (в 2016 году - 154,9 млн. рублей), без учета сумм финансовых нарушений, выявленных в ходе аналитических мероприятий. Общая сумма предъявленных неустоек (пеней, штрафов) в ходе проводимых Контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий, составила 16,5 млн. рублей.
В разрезе основных групп, в том числе, нарушения при формировании и исполнении бюджетов составили в сумме 280,4 млн. рублей (из них нецелевое использование средств - 4,3 млн. рублей); нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности - 5,2 млн. рублей; нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью - 1,5 млн. рублей; нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц - 119,8 млн. рублей. Структура выявленных нарушений представлена на диаграмме 2.
Неэффективное использование денежных средств и имущества выявлено в 107 случаях и составило в сумме 107,6 млн. рублей (в 2016 году - 18,7 млн. рублей).
Сведения о нарушениях по "Классификатору нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля)" представлены в приложении N 2 к настоящему Отчету.
Диаграмма 2
Структура выявленных нарушений
2.4. Экспертно-аналитическая деятельность
В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой было проведено 78 экспертно-аналитических мероприятий.
2.4.1. Экспертная деятельность
На экспертизу поступило 22 законопроекта, на все из них подготовлены заключения, в том числе:
3 - на проекты законов Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов";
1 - на проект закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов";
2 - на проекты законов Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов";
1 - на проект закона Чувашской Республики "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов";
1 - на отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2016 год;
1 - на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за 2016 год;
13 - по другим вопросам, в том числе 3 на проекты законов о внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике" и 1 - на проект закона о внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации".
Кроме того, в рамках выполнения возложенных полномочий в отчетном периоде Контрольно-счетной палатой подготовлено и направлено государственному заказчику - Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики заключение на проект государственной программы Чувашской Республики "Формирование современной городской среды на территории Чувашской Республики на 2018 - 2022 годы".
2.4.2. Аналитическая деятельность
В рамках осуществления аналитической деятельности Контрольно-счетной палатой, параллельно с контрольно-счетными органами муниципальных образований, в целях полноты поступления платежей в консолидированный бюджет Чувашской Республики проведены мероприятия:
- по вопросу администрирования неналоговых доходов за 2016 год в части использования муниципального имущества, в ходе которых выявлены финансовые нарушения (недостатки) на общую сумму 206,1 млн. рублей. Итоги мониторинга показали наличие резервов для дальнейшего увеличения неналоговых доходов, при условии качественной работы по администрированию неналоговых доходов за счет эффективности использования муниципального имущества, вовлечения в оборот свободного имущества, а также своевременного и полного принятия мер к должникам арендной платы и платы за наем жилых помещений.
Контрольно-счетной палатой по итогам мероприятия направлена Главе Чувашской Республики обзорная информация, в которой предложено муниципальным образованиям Чувашской Республики усилить работу в части улучшения администрирования неналоговых доходов; профильным министерствам рассмотреть вопрос о целесообразности изменения механизма администрирования неналоговых доходов в части использования муниципального жилищного фонда. Кроме этого, отчет направлен в Министерство финансов Чувашской Республики и в Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики;
- оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот, установленных законодательством Чувашской Республики и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за 2015 - 2016 годы. В ходе мероприятия установлено, что отдельные муниципальные образования не привели в соответствие с федеральным и республиканским законодательством ряд нормативных правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения по местным налогам. Обобщенный аналитический материал доведен до Кабинета Министров Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики и Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике.
В отчетном периоде проводился оперативный анализ:
- исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики;
- поступления основных налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет Чувашской Республики; оперативный мониторинг поступления основных налоговых и неналоговых доходов;
- формирования и исполнения Дорожного фонда Чувашской Республики;
- оперативный мониторинг формирования государственного долга Чувашской Республики.
В 2017 году осуществлялся мониторинг и контроль формирования и реализации приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития в Чувашской Республике, итоги которого использовались при оперативном контроле за исполнением республиканского бюджета и доводились до Главы Чувашской Республики и Государственного Совета Чувашской Республики. Контрольно-счетной палатой предложено Министерству здравоохранения Чувашской Республики и Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики обратить внимание на необходимость соответствия ресурсного обеспечения основных мероприятий по приоритетным проектам в государственных программах и показателей бюджетов приоритетных проектов, утвержденных в их паспортах. Одновременно материалы мониторинга и контроля были использованы при формировании плана работы Палаты на 2018 год.
Проведено аналитическое мероприятие в части оценки участия страховщиков в возмещении убытков по рискам чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в работе механизма страхования в отдельных направлениях на территории Чувашской Республики.
2.5. Меры, принимаемые по устранению нарушений, недостатков и неэффективных расходов, доработки нормативно-правовых актов
Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий является приоритетом в основной деятельности, и ей уделяется особое внимание.
Сумма подлежащих восстановлению финансовых нарушений составила 83,3 млн. рублей (в 2016 году - 12,0 млн. рублей), в том числе по материалам прошлых лет - 8,1 млн. рублей, или 20,5% от суммы, выявленных нарушений. Кроме того, общая сумма предъявленных неустоек (пеней, штрафов) в ходе проводимых Контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий, подлежащая восстановлению, составила 16,5 млн. рублей.
В 2017 году объем восстановленных (возмещенных) средств, в том числе по нарушениям, выявленным в предыдущие годы, составил 38,3 млн. рублей (в том числе неустоек (пеней, штрафов) - 1,8 млн. рублей), или 46,0% к сумме средств, подлежащих восстановлению (в 2016 году - 6,0 млн. рублей). Не взысканная сумма по состоянию на 01.01.2018 года остается на контроле Контрольно-счетной палаты.
Неотъемлемой частью является принятие органами исполнительной власти решений, направленных на улучшение порядка и повышения эффективности использования бюджетных средств.
Так, по трем контрольным мероприятиям и представлениям, направленным в адрес главных распорядителей бюджетных средств, учтены предложения Контрольно-счетной палаты в части доработки нормативных правовых актов:
- по информации Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики внесены изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.02.2017 N 44 "Об утверждении правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на содействие достижению целевых показателей" в части регламентирования порядка оформления выбытия сельскохозяйственных животных (падеж, гибель и т.д.);
- по информации Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики внесены изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 N 2 "О Порядке ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений", а также учтено предложение по внесению дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 609 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в части запрета приобретения жилого помещения у близких родственников;
- по информации Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики подготовлены соответствующие изменения в постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.11.2015 N 412 "Об утверждении Правил предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)" и от 23.07.2014 N 250 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)".
Кроме того, по результатам проведенного аналитического мероприятия, в части оценки участия страховщиков в возмещении убытков по рискам чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также работе механизма страхования в отдельных направлениях на территории Чувашской Республики, Контрольно-счетной палатой подготовлен отчет и направлена информация Главе Чувашской Республики о выявленных проблемах использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики и необходимости внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты. Материал находится на рассмотрении.
По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий применялись меры воздействия, предусмотренные законодательством.
В 2017 году по нарушениям бюджетного законодательства в Министерство финансов Чувашской Республики направлены 6 уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, по итогам рассмотрения которых, восстановлено в республиканский бюджет 4,5 млн. рублей (в 2016 году бюджетные меры принуждения не применялись).
В 2017 году по материалам проверок Контрольно-счетной палаты возбуждено 27 производств по делам об административных правонарушениях (в 2016 году - 10), рассмотрено 15 материалов, сумма наложенных штрафов составила 273,5 тыс. рублей (в 2016 году - 118,8 тыс. рублей). Сведения об административных производствах в разрезе государственных органов представлены в таблице N 2.
Таблица N 2
Анализ административных производств в разрезе государственных органов
N п/п |
Наименование контрольного органа |
Количество возбужденных административных дел |
Наложено штрафов |
Количество прекращенных административных дел |
Количество административных дел, находящихся на рассмотрении (на 01.01.2018) |
|
Количество |
Сумма (тыс. рублей) |
|||||
1. |
Контрольно-счетная палата |
10 |
8 |
126,5 |
|
2 |
2. |
Органы прокуратуры |
5 |
3 |
60,0 |
1 (объявлено устное замечание) |
1 |
3. |
Минэкономразвития Чувашии |
10 |
3 |
83,0 |
3 (объявлено 2 устных замечания) |
4 |
4. |
УФАС по Чувашии |
2 |
1 |
2,0 |
|
1 |
В адрес руководителей проверенных министерств и ведомств, организаций и учреждений направлено 68 представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях (в 2016 году - 61). По результатам их рассмотрения 34 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности (в 2016 году - 38).
По результатам 13 контрольных мероприятий направлено 17 материалов в органы прокуратуры и правоохранительные органы (в 2016 году направлено 9 материалов). По переданным 4 материалам возбуждены 8 уголовных дел, из них по 1 материалу возбуждены уголовные дела в отношении 3 должностных лиц, по 4 - инициировано проведение процессуальной проверки, по 1 - отказано в возбуждении уголовного дела, 1 материал приобщен к материалам ранее возбужденного уголовного дела, 7 материалов находятся на рассмотрении.
В рамках правового обеспечения деятельности интересы Контрольно-счетной палаты представлялись в 10 делах, рассматривавшихся в судах общей юрисдикции и в Арбитражном суде Чувашской Республики:
- 8 по рассмотрению административных протоколов, составленных должностными лицами Контрольно-счетной палаты (по 7 протоколам наложены штрафы, по 1 - судья ограничился устным замечанием);
- 2 в Арбитражном суде Чувашской Республике (1 - в качестве ответчика, 1 - в качестве третьего лица, в удовлетворении иска заявителям отказано).
Результаты контрольных мероприятий доводились до сведения Государственного Совета Чувашской Республики в форме отчетов, до сведения Администрации Главы Чувашской Республики - в виде информации.
Итоги всех проверок рассмотрены на заседаниях коллегии Контрольно-счетной палаты, а проведенные мероприятия по поручению Государственного Совета Чувашской Республики - на профильных комитетах.
3. Контроль за формированием и исполнением республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики
3.1. Предварительный контроль
В течение года Контрольно-счетной палатой проведена экспертиза 3 проектов законов Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и 2 проектов законов "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
По итогам рассмотрения законопроектов подготовлены и направлены Государственному Совету Чувашской Республики заключения, в которых предложено принять законопроекты в установленном порядке.
Проведены также экспертиза проекта закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и экспертиза проекта закона Чувашской Республики "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
3.2. Оперативный анализ
По итогам проведенного оперативного анализа исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики в 2017 году подготовлена и представлена Государственному Совету Чувашской Республики и Главе Чувашской Республики информация об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2017 года.
3.3. Последующий контроль
В соответствии с полномочиями, определенными статьей 81.3 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 36 "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике", Контрольно-счетной палатой по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности за 2016 год подготовлено 26 заключений по всем главным распорядителям средств республиканского бюджета, главным администраторам доходов республиканского бюджета, главным администраторам источников финансирования дефицита республиканского бюджета, которые доведены до сведения руководителей министерств и ведомств.
Проведенными проверками выявлены факты нарушений при формировании и исполнении бюджетов в части нереализации главными распорядителями бюджетных средств полномочий, предусмотренных ст. 158, 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в общей сумме 194,4 млн. рублей. Аналитическая записка по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности доведена для сведения и работы до Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики.
На основе внешней проверки годовой бюджетной отчетности подготовлено заключение на годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2016 год, в котором сделан вывод о достоверности представленного отчета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год. В установленные бюджетным законодательством сроки заключение направлено в Государственный Совет Чувашской Республики и в Кабинет Министров Чувашской Республики.
В рамках последующего контроля проведена экспертиза проекта закона Чувашской Республики "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за 2016 год". В заключении Контрольно-счетной палатой было отмечено, что основные характеристики проекта закона Чувашской Республики "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за 2016 год" соответствуют данным годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС за 2016 год. Заключение было направлено в Государственный Совет Чувашской Республики.
Планом работы Контрольно-счетной палаты на 2017 год предусматривалось проведение 25 проверок законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств и имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики и 2 аудитов использования бюджетных средств. Фактически в отчетном периоде проведено 29 проверок, в том числе 2 - внеплановые проверки.
Из общего количества плановых контрольных мероприятий (всего - 27) 11 проведено в соответствии с поручением Государственного Совета Чувашской Республики, 6 - по предложению Администрации Главы Чувашской Республики, 10 - инициировано Контрольно-счетной палатой в соответствии с Законом Чувашской Республики "О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики".
В течение 2017 года 10 контрольных мероприятий или 37% проведены совместно с Управлением контроля и общественной безопасности Главы Чувашской Республики, 5 контрольных мероприятий или 18% совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Чувашской Республики, 2 проверки или 7% совместно с органами внутреннего государственного финансового контроля (Минфин Чувашии, Управление Федерального казначейства по Чувашии).
Активизация совместных мероприятий с учетом специфики деятельности и актуальности, выбранных для контроля отраслей, позволили повысить эффективность деятельности Палаты. Результаты контрольных мероприятий отражены в разделе 2.2.
Обобщая результаты проведенных мероприятий, необходимо отметить следующие основные моменты:
- нарушения при формировании государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), несоответствия показателей в них индикаторам, предусматриваемым в государственных программах;
- нарушения условий Соглашений при использовании межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям;
- недостаточно качественное планирование отдельными органами исполнительной власти объемов бюджетных средств;
- нарушения в сфере закупок, которые носят из года в год традиционный характер (как процедурный, так и финансовый: нарушения порядка размещения реестров, планов графиков, существенные изменения, вносимые в контракты, не достаточная претензионная работа и т.д.);
- недостаточный уровень осуществления органами исполнительной власти внутреннего финансового контроля.
Контрольные мероприятия, проведенные в 2017 году, в отношении муниципальных образований показывают следующее.
Проведенными в четырех муниципальных образованиях (Аликовский, Ибресинский и Мариинско-Посадский районы, г. Чебоксары) комплексными проверками использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики, выявлены финансовые нарушения на общую сумму 115,1 млн. рублей. Кроме того, в рамках проверок использования бюджетных средств, выделенных на условиях софинансирования из бюджетов муниципальных образований на выполнение мероприятий государственных программ Чувашской Республики, проверены 11 муниципальных образований, в ходе которых выявлены финансовые нарушения на общую сумму 27,9 млн. рублей. Доля финансовых нарушений, допущенных муниципальными образованиями, в общей сумме выявленных нарушений составляет 35,1%. Основные нарушения приходятся на г. Чебоксары, Ибресинский, Цивильский и Мариинско-Посадский районы.
Так, проведенным контрольным мероприятием "Проверка (аудит) законности, результативности (эффективности и экономности) использования отдельных межбюджетных субсидий (иных межбюджетных трансфертов), предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету города Чебоксары в 2016 году и за 7 месяцев 2017 года" выявлены нарушения на общую сумму 99,6 млн. рублей. Кроме того, сумма неэффективного использования бюджетных средств составила 3,5 млн. рублей. Контрольно-счетная палата продолжает осуществлять контроль за устранением выявленных нарушений.
Проведенной проверкой выполнения Закона Чувашской Республики от 29.12.2015 N 84 "О перераспределении полномочий в области дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения между органами местного самоуправления городских, сельских поселений и муниципальных районов Чувашской Республики и органами государственной власти Чувашской Республики", выявлено следующее.
Так, в ходе внешнего осмотра 13 автомобильных дорог, незавершенных строительством, установлено, что за время эксплуатации состояние щебеночного покрытия этих дорог значительно ухудшилось, основания полотна без щебеночного покрытия 3 автомобильных дорог разрушаются в результате воздействия неблагоприятных погодных условий, движения транспортных средств и при выполнении работ по их содержанию и обслуживанию. В связи с этим, существуют риски дополнительных расходов республиканского бюджета Чувашской Республики по объектам незавершенного строительства, связанных с выполнением объема работ по восстановлению за время эксплуатации разрушенного земельного полотна. Стоимость ранее выполненных работ по 3 объектам незавершенного строительства составила в общей сумме 1,5 млн. рублей, что свидетельствует о нарушении статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (принципа эффективности и результативности использования бюджетных средств и достижения заданных результатов).
В результате недостаточного принятия мер со стороны Минтранса Чувашии только за последний год стоимость строительства автомобильных дорог, начатых в 2015 году и незавершенных строительством, увеличилась на 14,5 млн. рублей или на 10,6%. Данная проверка показала, что в объемы распределения средств республиканского бюджета Чувашской Республики на 2018 год по строительству местных автомобильных дорог не включено финансирование по 7 незавершенным объектам на сумму 56,8 млн. рублей. Контрольно-счетной палатой предложено активизировать работу в данном направлении с целью завершения строительства автомобильных дорог. Данные предложения учтены в феврале 2018 года при внесении изменений в закон о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
В рамках полномочий Контрольно-счетной палаты осуществлялся контроль за исполнением мероприятий, предусмотренных майскими указами Президента Российской Федерации В.В. Путина. Проведены проверки реализации государственной политики в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы в семи образовательных и медицинских учреждениях республики, в ходе которых выявлены финансовые нарушения в сумме 341,2 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2018 нарушения устранены. Кроме того, в истекшем году, проведен мониторинг соблюдения требований нормативно-правовых актов по оплате труда и анализ сложившегося предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей общеобразовательных учреждений г. Новочебоксарска к среднемесячной заработной плате работников этих учреждений. По итогам данного мероприятия муниципальному образованию направлены предложения об устранении выявленных недостатков и установлении контроля за использованием отпусков педагогическими сотрудниками. По информации, представленной муниципальным образованием, приняты соответствующие меры.
Контрольными мероприятиями по проверке исполнения государственных программ в форме аудита (контроля) выявлено следующее.
Так, проведенной проверкой законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы" государственной программы Чувашской Республики "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" за 2015 - 2016 годы" установлено отсутствие взаимодействия между Минстроем Чувашии и Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике в части обмена информацией о получении господдержки молодыми семьями, медицинскими работниками, молодыми учителями в виде возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлеченным отдельными категориями граждан на приобретение или строительство жилья, что создает риски возмещения из бюджета излишних налоговых вычетов по НДФЛ. За период с 2011 по 2016 годы израсходовано средств республиканского бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным отдельными категориями граждан на приобретение или строительство жилья в общей сумме 430,0 млн. рублей. Предполагаемый налоговый вычет оценивался в сумме 55,9 млн. рублей.
По информации Управления ФНС по Чувашской Республике в результате проверочных мероприятий налогового контроля в отношении физических лиц, получивших государственную поддержку в виде возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлеченным на приобретение (строительство) жилья, налоговыми органами по Чувашской Республике обеспечено представление 53 уточненных налоговых деклараций, сумма НДФЛ, подлежащая к доплате в бюджет составила 0,5 млн. рублей. Сведения используются в дальнейшей работе.
Проведенным аудитом эффективности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" государственной программы Чувашской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 - 2020 годы" в части предоставления государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, за 2014 - 2016 годы, выявлены нарушения в общей сумме 18,7 млн. рублей, сумма неэффективных расходов составила 2,4 млн. рублей, в целях расширения количества участников государственной поддержки предложено доработать нормативно-правовые акты.
Контрольно-счетная палата в течение 2017 года осуществляла контроль за эффективностью использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий I-IV этапов республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013 - 2017 годы". Аудит показал, что Программа признана эффективной, принятые целевые показатели на 2014 - 2017 годы: общая площадь аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению, и численность подлежащих переселению граждан выполнены на 100 процентов. Итоги контрольного мероприятия и выявленные проверкой финансовые нарушения были рассмотрены в январе 2018 года на видеоконференции с главами администраций муниципальных районов и городов.
В 2017 году Контрольно-счетная палата продолжила исполнение полномочия, возложенного на контрольно-счетные органы всех уровней Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными вида
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики за 2017 год (утвержден приказом председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 16 февраля 2018 г. N 8)
Текст отчета опубликован в газете "Республика" от 11 апреля 2018 г. N 14