Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Ядринской
районной администрации
Чувашской Республики
от 18.11.2016 г. N 613
Муниципальная программа
Ядринского района Чувашской Республики "Содействие занятости населения"
Паспорт
муниципальной программы Ядринского района Чувашской Республики "Содействие занятости населения"
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Правовой сектор Ядринской районной администрации Чувашской Республики |
Соисполнители муниципальной программы |
отдел экономики и промышленности; отдел сельского хозяйства; финансовый отдел; отдел образования; Координационный совет по улучшению условий и охраны труда в Ядринском районе Чувашской Республики; Казенное учреждение "Центр занятости населения Ядринского района" Госслужбы занятости Чувашии (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (по согласованию); Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике (по согласованию); организации и предприятия Ядринского района (по согласованию). |
Подпрограммы |
Подпрограмма "Улучшение условий труда, охраны труда и здоровья работающих в Ядринском районе Чувашской Республики" |
основные мероприятия |
- совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны труда; - организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих; - санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия; - учебно-информационное обеспечение по охране труда и здоровья работающих, пропаганда. |
Цели муниципальной программы |
- улучшение условий и охраны труда в организациях, учреждениях и на предприятиях Ядринского района Чувашской Республики; - снижение производственного травматизма, профилактика общей и профессиональной заболеваемости; - сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. |
Задачи муниципальной программы |
- обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления, государственных органов надзора и контроля и организаций в решении вопросов улучшения условий и охраны труда; - совершенствование муниципальной нормативно-правовой, а также методической базы в области охраны труда; - совершенствование организации в части непрерывного обучения, переподготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда; - повышение заинтересованности и ответственности работодателей за состояние условий и охраны труда, обеспечение гигиены труда и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; - выявление достоверных характеристик условий труда в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм; - внедрение и развитие экономических методов в управлении охраной труда; - совершенствование информационного обеспечения организаций по вопросам охраны труда, пропаганда передового опыта в области охраны труда. |
Целевые индикаторы (показатели) муниципальной программы |
Достижение к 2020 году следующих показателей: - количество пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих не более 0,6 человек; - количество впервые выявленных профессиональных больных в расчете на 1000 работающих 0 человек; - удельный вес рабочих мест, из исследованных лабораторно, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, в общем количестве - 26,5% |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2016 - 2020 годы |
Финансовое обеспечение реализации мероприятий программы |
общий объем финансирования Муниципальной программы составит 700,0 тыс. рублей, в том числе: в 2016 году - 140,0 тыс. рублей; в 2017 году - 140,0 тыс. рублей; в 2018 году - 140,0 тыс. рублей; в 2019 году - 140,0 тыс. рублей; в 2020 году - 140,0 тыс. рублей; из них средства: Ядринского районного бюджета Чувашской Республики - 700,0 тыс. рублей, в том числе: в 2016 году - 140,0 тыс. рублей; в 2017 году - 140,0 тыс. рублей; в 2018 году - 140,0 тыс. рублей; в 2019 году - 140,0 тыс. рублей; в 2020 году - 140,0 тыс. рублей; Объемы и источники финансирования Муниципальной программы уточняются при формировании Ядринского районного бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
- снижение производственного травматизма на 5%; - сокращение количества работников, осуществляющих трудовую деятельность в неблагоприятных условиях труда, на 7%; - улучшение координации и методического руководства работой служб охраны труда предприятий и организаций района; - повышение уровня знаний по охране труда руководителей, специалистов и рабочих предприятий и организаций; - укрепление трудовой, производственной и технологической дисциплины. |
1. Общие положения
Настоящая Программа разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет собственных доходов местных бюджетов.
К таким вопросам, не отнесенным напрямую к компетенции органов местного самоуправления Ядринского района Чувашской Республики, можно отнести улучшение условий и охраны труда в организациях, учреждениях и на предприятиях Ядринского района Чувашской Республики, а также создание условий для повышения эффективности занятости населения и обеспечения устойчивого функционирования рынка труда.
Цели и задачи настоящей Программы направлены на создание здоровых и безопасных условий труда на предприятиях Ядринского района Чувашской Республики, сокращение производственного травматизма, обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления, государственных органов контроля и надзора и организаций в решении вопросов охраны труда.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
2.1. Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имеет широкий спектр направлений в социально-трудовой сфере и требует усиления государственного внимания к решению проблем улучшения условий труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Обеспечение безопасных и здоровых условий труда в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм является первостепенной задачей работодателя, т.к. любая производственная деятельность сопряжена с риском травматизма работников, развитием профессиональных заболеваний и существенными экономическими потерями. Организация труда, при которой игнорируются требования безопасности и гигиены труда, подрывает экономическую эффективность предприятий и не может являться основой для устойчивой стратегии развития. Грамотный руководитель в условиях современных рыночных отношений признает значимость заботы о создании достойных условий труда своим работникам. Человек - основной капитал организации, ее главное богатство.
2.2. Анализ состояния условий и охраны труда на предприятиях и организациях Ядринского района Чувашской Республики показал, что ситуация с уровнем травматизма на производстве, а также обеспечением санитарно-гигиенических условий на многих предприятиях остается сложной и является серьезной социально-экономической проблемой.
Удельный вес несчастных случаев в 2014 - 2015 гг. приходился на организации обрабатывающего производства и строительства.
В структуре несчастных случаев на производстве по видам преобладают: воздействие движущихся, разлетающихся вращающихся предметов, деталей, падение пострадавшего с высоты.
Производственный травматизм представляет серьезную опасность для здоровья людей, вызывает человеческие и материальные потери. Этому способствует ряд причин:
- несоблюдение работодателями, ответственными должностными лицами законодательных и нормативных требований по охране труда;
- недостаточное внимание и пренебрежение проблемами охраны труда в сфере малого предпринимательства;
- нахождение работников в состоянии алкогольного опьянения;
- нарушение трудовой и производственной дисциплины;
- конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования;
- снижение требовательности к контролю за соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда.
Из анализа причин несчастных случаев на производстве видно, что основная часть несчастных случаев связана с прямыми нарушениями организационного характера требований охраны труда.
Улучшение состояния производственного травматизма требует осуществления комплекса организационных, правовых, социально-экономических, технических мероприятий, побуждающих работодателей соблюдать законодательство и нормативные требования по охране труда.
Все вышеуказанное это только официальные данные органов контроля и надзора за состоянием условий и охраны труда на предприятиях, а сколько несчастных случаев на производстве в организациях Ядринского района Чувашской Республики скрываются - выявить крайне трудно.
2.3. В последние годы наметилась позитивная тенденция по улучшению условий труда работающих на территории Ядринского района Чувашской Республики, однако существует и ряд проблем, требующих разрешения:
2.3.1. Необходимость совершенствования законодательной базы по охране труда на региональном и муниципальном уровнях.
В целях реализации совершенствования системы государственного управления охраной труда целесообразно разработать и принять региональный закон об охране труда, создающий правовую основу деятельности государственных органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления.
Передача отдельных государственных полномочий в области охраны труда на уровень органов местного самоуправления, это позволит создать эффективную систему управления охраной труда, основанную на взаимодействии местных органов власти, государственных органов контроля и надзора, профсоюзных организаций, а также руководителей предприятий района.
2.3.2. Отсутствие реальных полномочий Координационного совета по улучшению условий и охраны труда, которые позволили бы с помощью эффективных методов и рычагов воздействия влиять на конкретного работодателя: обязывать его организовывать производство работ на должном уровне, содержать в удовлетворительном состоянии рабочие места, эксплуатировать исправные машины и оборудование, приобретать средства индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормативами, и таким образом, планомерно улучшать условия труда своих работников.
Решения Координационного совета в отношении работодателей носят лишь рекомендательный характер, что позволяет руководителям предприятий пренебрежительно относиться как к вынесенным решениям Координационного совета, так и к своим прямым обязанностям по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
2.3.3. К числу важных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний принадлежит обязательное обучение всех работников безопасным приемам и методам работы, обращению с машинами и механизмами, знание санитарно-гигиенических и противопожарных правил и т.п.
Практика показывает, что значительная доля несчастных случаев на производстве происходит по причине незнания правил и норм по охране труда руководителями производства и работниками. За счет устранения этой причины, по мнению специалистов, можно было бы сократить производственный травматизм не менее чем на 30%.
В период месячника по охране труда проводились мероприятия по улучшению условий и охраны труда, которые включают в себя и организацию обучения руководителей и специалистов. В районе проводились инструктажи по охране труда, в том числе вводные, первичные и внеплановые.
Организация активного обучения охране труда способствует решению главной задачи в области охраны труда в Ядринском районе - снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В целях улучшения условий, охраны труда и профилактики травматизма в районе в 2014 - 2015 гг. организовывались и проводились совещания со специалистами по охране труда предприятий и организаций. На семинарах рассмотрены актуальные вопросы в области охраны труда: состояние социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обучение и проверка знаний требований охраны труда работников; выполнение условий коллективных договоров предприятиями; охрана труда женщин и несовершеннолетних; работа профсоюзных организаций и уполномоченных лиц по охране труда, состояние профессиональной заболеваемости и мерах по ее снижению. В течение 2015 года проводился анализ состояния условий и охраны труда на отдельных предприятиях и в районе в целом, проводилось ознакомление с новой законодательной и нормативной базой, пропагандировался передовой опыт в области охраны труда. По итогам 1 полугодия в Ядринском районе по охране труда прошли обучение 151 человек.
Комплексные мероприятия Программы в том числе направлены на мотивацию руководителей организаций города и района к проведению специальной оценки условий труда, которая позволит извлечь предприятиям дополнительную экономическую выгоду плательщики страховых взносов по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом федеральным законом N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О специальной оценке условий труда" освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленных федеральными законами от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
2.3.4. Недостаточное финансирование мероприятий по охране труда организациями и предприятиями Ядринского района Чувашской Республики, особенно в сельскохозяйственных кооперативах.
Анализ показывает, что в районе в последние годы наметилась отрицательная динамика ухудшения финансового обеспечения охраны труда в организациях. Данный факт свидетельствует о наличии тенденции не соблюдения работодателями законодательного требования по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Вместе с тем это финансирование остается недостаточным на предприятиях малого бизнеса.
Вызывает опасения то, что работодатели - субъекты малого предпринимательства не осознают необходимости и экономической выгоды осуществления мероприятий по охране труда. Для них охрана труда и техника безопасности - лишь дополнительная статья затрат на производство.
2.3.5. Недостаточная информационная политика в области охраны труда, трудовых прав и обязанностей работников.
В региональных и особенно местных средствах массовой информации нечасто встречаются разъяснения по поводу защиты трудовых прав работающих, что оказывает негативное влияние на формирование высокой трудовой, производственной и технологической дисциплин в организациях.
Следует обратить внимание и на трудовые отношения, складывающиеся между работодателями и работниками. При осуществлении проверок органы исполнительной власти Чувашской Республики часто сталкиваются с фактами нарушений трудового законодательства в области охраны труда: с работниками не заключается трудовой договор, либо в нем не отражаются существенные условия, трудящиеся не обеспечиваются в полной мере средствами индивидуальной защиты, не проводится инструктажи по технике безопасности и ведению работ, повсеместно практикуется работа сверх установленного режимом рабочего времени.
3. Основные цели и задачи Программы
3.1. Основными целями Программы являются:
- улучшение условий и охраны труда в организациях, учреждениях и на предприятиях Ядринского района Чувашской Республики;
- снижение производственного травматизма, профилактика общей и профессиональной заболеваемости;
- сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Достижение поставленных целей предполагается реализовывать на принципах межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления Ядринского района Чувашской Республики, государственных органов надзора и контроля за состоянием и условиями охраны труда в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм, профсоюзных объединений, а также руководителей предприятий города и района.
3.2. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей:
- обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления, государственных органов надзора и контроля и организаций в решении вопросов улучшения условий и охраны труда;
- совершенствование муниципальной нормативно-правовой, а также методической базы в области охраны труда;
- совершенствование организации в части непрерывного обучения, переподготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;
- повышение заинтересованности и ответственности работодателей за состояние условий и охраны труда, обеспечение гигиены труда и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- выявление достоверных характеристик условий труда в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм;
- внедрение и развитие экономических методов в управлении охраной труда;
- совершенствование информационного обеспечения организаций по вопросам охраны труда, пропаганда передового опыта в области охраны труда и др.
4. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы 2016 - 2020 годы.
5. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий сформирована на основе анализа состояния и условий охраны труда, проведенного отделами экономики и промышленности, сельского хозяйства Ядринской районной администрации Чувашской Республики, специалистом по трудовым отношениям Ядринской районной администрации Чувашской Республики
Реализация программных мероприятий осуществляется на условиях финансирования из средств местного бюджета в рамках муниципальной программы.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Объемы и источники финансирования Программы определяются Перечнем мероприятий Программы.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет:
выделенных средств из Ядринского районного бюджета Чувашской Республики;
средств организаций, направляемых на мероприятия по охране труда на основании положений Трудового кодекса Российской Федерации, коллективных договоров, соглашений и программ организаций;
средств Фонда социального страхования Российской Федерации, выделенных на обучение вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы их финансирования могут корректироваться в соответствии с возможностями Ядринского районного бюджета Чувашской Республики.
7. Организация управления (механизм реализации) Программой
Механизм реализации Программы - это система программных мероприятий скоординированных по срокам, объему финансирования и ответственным исполнителям, обеспечивающих достижение намеченных результатов.
Заказчиком Программы является Ядринская районная администрация Чувашской Республики, в задачи которой входит организация выполнения мероприятий Программы и координация взаимодействия исполнителей.
Структурные подразделения Ядринской районной администрации Чувашской Республики, работодатели, профсоюзные комитеты организаций и др., указанные в приложении Программы как исполнители, являются ответственными за выполнение мероприятий.
В зависимости от изменения задач на разных стадиях исполнения отдельных мероприятий Программы могут быть изменены на другие, более полно отвечающие задачам конкретного периода.
8. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы и освоением выделяемых средств осуществляет Ядринская районная администрация Чувашской Республики.
Отделы экономики и промышленности, сельского хозяйства Ядринской районной администрации Чувашской Республики, специалист по трудовым отношениям представляют отчеты о ходе выполнения Программы главе Ядринской районной администрации Чувашской Республики.
При необходимости вносятся предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
9. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы позволит уменьшить количество работающих в неблагоприятных условиях труда, в том числе женщин, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, сократится производственный травматизм на предприятиях, повысится уровень знаний по охране труда руководителей, специалистов, рабочих организаций и предприятий Ядринского района Чувашской Республики. Осуществление запланированного комплекса взаимосвязанных мер правового, социально-экономического, медико-биологического, технического, организационного и учебного характера, направленных на выполнение законодательства в области охраны труда, позволит повысить уровень безопасности труда и социальной защищенности работников.
Эффективность реализации Программы зависит от уровня финансирования мероприятий Программы и их выполнения.
Результатами Программы к 2021 году должны стать:
- снижение производственного травматизма на 5%;
- сокращение количества работников, осуществляющих трудовую деятельность в неблагоприятных условиях труда на 7%;
- улучшение координации и методического руководства работой служб охраны труда предприятий и организаций района;
- повышение уровня знаний по охране труда руководителей, специалистов и рабочих предприятий и организаций;
- укрепление трудовой, производственной и технологической дисциплины.
Ожидаемый экономический эффект от улучшения условий и охраны труда для организаций Ядринского района Чувашской Республики выразится в:
- успешном экономическом развитии предприятий, стимулировании извлечения дополнительной экономической выгоды, в т.ч. в связи с увеличением производительности труда;
- сохранении жизни и здоровья работников;
- использовании на предприятии новшеств, которые одновременно повышают качество продукции и услуг, сокращают отходы и улучшают условия труда работников;
- сокращении потерь в связи с несчастными случаями на производстве и выявлением профессиональных заболеваний: сокращение компенсаций нетрудоспособности (замена пострадавших и сверхурочные, потеря продукции, реорганизация работы), исключение потерь рабочего времени других сотрудников (ремонт и уборка, помощь пострадавшему, первая помощь, простои, расследование несчастного случая), избежание потерь собственности (поломки машин и оборудования, потеря продукции), сокращение потерь продукции (снижение цены, штрафы, потери сделок и клиентов) и других косвенных потерь (расходы на юристов, штрафы);
- формирование благоприятного общественного мнения об организациях и предприятиях Ядринского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.