Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Ядринской
районной администрации
Чувашской Республики
от 29.12.2017 г. N 949
Муниципальная программа
Ядринского района Чувашской Республики "Содействие занятости населения"
Паспорт
муниципальной программы Ядринского района Чувашской Республики "Содействие занятости населения"
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Правовой сектор Ядринской районной администрации Чувашской Республики |
Соисполнители муниципальной программы |
отдел экономики и промышленности; отдел сельского хозяйства; финансовый отдел; отдел образования; Координационный совет по улучшению условий и охраны труда в Ядринском районе Чувашской Республики; Казенное учреждение "Центр занятости населения Ядринского района" Госслужбы занятости Чувашии (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (по согласованию); Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике (по согласованию); организации и предприятия Ядринского района (по согласованию). |
Подпрограммы |
Подпрограмма "Улучшение условий труда, охраны труда и здоровья работающих в Ядринском районе Чувашской Республики" |
основные мероприятия |
- совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области охраны труда; - организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих; - санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия; - учебно-информационное обеспечение по охране труда и здоровья работающих, пропаганда. |
Цели муниципальной программы |
- улучшение условий и охраны труда в организациях, учреждениях и на предприятиях Ядринского района Чувашской Республики; - снижение производственного травматизма, профилактика общей и профессиональной заболеваемости; - сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. |
Задачи муниципальной программы |
- обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления, государственных органов надзора и контроля и организаций в решении вопросов улучшения условий и охраны труда; - совершенствование муниципальной нормативно-правовой, а также методической базы в области охраны труда; - совершенствование организации в части непрерывного обучения, переподготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда; - повышение заинтересованности и ответственности работодателей за состояние условий и охраны труда, обеспечение гигиены труда и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; - выявление достоверных характеристик условий труда в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм; - внедрение и развитие экономических методов в управлении охраной труда; - совершенствование информационного обеспечения организаций по вопросам охраны труда, пропаганда передового опыта в области охраны труда. |
Целевые индикаторы (показатели) муниципальной программы |
Достижение к 2020 году следующих показателей: - количество пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих не более 0,3 человек; - количество впервые выявленных профессиональных больных в расчете на 1000 работающих 0 человек; - удельный вес рабочих мест, из исследованных лабораторно, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, в общем количестве - не более 20% |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2018 - 2020 годы |
Финансовое обеспечение реализации мероприятий программы |
общий объем финансирования Муниципальной программы составит 429,3 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 143,1 тыс. рублей; в 2019 году - 143,1 тыс. рублей; в 2020 году - 143,1 тыс. рублей; из них средства: Ядринского районного бюджета Чувашской Республики - 429,3 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 143,1 тыс. рублей; в 2019 году - 143,1 тыс. рублей; в 2020 году - 143,1 тыс. рублей. Объемы и источники финансирования Муниципальной программы уточняются при формировании Ядринского районного бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
- снижение производственного травматизма на 5%; - сокращение количества работников, осуществляющих трудовую деятельность в неблагоприятных условиях труда на 7%; - улучшение координации и методического руководства работой служб охраны труда предприятий и организаций района; - повышение уровня знаний по охране труда руководителей, специалистов и рабочих предприятий и организаций; - укрепление трудовой, производственной и технологической дисциплины. |
1. Общие положения
Настоящая Программа разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет собственных доходов местных бюджетов.
К таким вопросам, не отнесенным напрямую к компетенции органов местного самоуправления Ядринского района Чувашской Республики, можно отнести улучшение условий и охраны труда в организациях, учреждениях и на предприятиях Ядринского района Чувашской Республики, а также создание условий для повышения эффективности занятости населения и обеспечения устойчивого функционирования рынка труда.
Цели и задачи настоящей Программы направлены на создание здоровых и безопасных условий труда на предприятиях Ядринского района Чувашской Республики, сокращение производственного травматизма, обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления, государственных органов контроля и надзора и организаций в решении вопросов охраны труда.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
2.1. Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имеет широкий спектр направлений в социально-трудовой сфере и требует усиления государственного внимания к решению проблем улучшения условий труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Обеспечение безопасных и здоровых условий труда в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм является первостепенной задачей работодателя, т.к. любая производственная деятельность сопряжена с риском травматизма работников, развитием профессиональных заболеваний и существенными экономическими потерями. Организация труда, при которой игнорируются требования безопасности и гигиены труда, подрывает экономическую эффективность предприятий и не может являться основой для устойчивой стратегии развития. Грамотный руководитель в условиях современных рыночных отношений признает значимость заботы о создании достойных условий труда своим работникам. Человек - основной капитал организации, ее главное богатство.
2.2. Анализ состояния условий и охраны труда на предприятиях и организациях Ядринского района Чувашской Республики показал, что ситуация с уровнем травматизма на производстве, а также обеспечением санитарно-гигиенических условий на многих предприятиях остается сложной и является серьезной социально-экономической проблемой.
Производственный травматизм представляет серьезную опасность для здоровья людей, вызывает человеческие и материальные потери. Этому способствует ряд причин:
- несоблюдение работодателями, ответственными должностными лицами законодательных и нормативных требований по охране труда;
- недостаточное внимание и пренебрежение проблемами охраны труда в сфере малого предпринимательства;
- нахождение работников в состоянии алкогольного опьянения;
- нарушение трудовой и производственной дисциплины;
- конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования;
- снижение требовательности к контролю за соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда.
Из анализа причин несчастных случаев на производстве видно, что основная часть несчастных случаев связана с прямыми нарушениями организационного характера требований охраны труда.
Улучшение состояния производственного травматизма требует осуществления комплекса организационных, правовых, социально-экономических, технических мероприятий, побуждающих работодателей соблюдать законодательство и нормативные требования по охране труда.
Все вышеуказанное это только официальные данные органов контроля и надзора за состоянием условий и охраны труда на предприятиях, а сколько несчастных случаев на производстве в организациях Ядринского района Чувашской Республики скрываются - выявить крайне трудно.
2.3. В последние годы наметилась позитивная тенденция по улучшению условий труда работающих на территории Ядринского района Чувашской Республики, однако существует и ряд проблем, требующих разрешения:
2.3.1. Необходимость совершенствования законодательной базы по охране труда на региональном и муниципальном уровнях.
В целях реализации совершенствования системы государственного управления охраной труда целесообразно разработать и принять региональный закон об охране труда, создающий правовую основу деятельности государственных органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления.
Передача отдельных государственных полномочий в области охраны труда на уровень органов местного самоуправления, это позволит создать эффективную систему управления охраной труда, основанную на взаимодействии местных органов власти, государственных органов контроля и надзора, профсоюзных организаций, а также руководителей предприятий района.
2.3.2. Отсутствие реальных полномочий Координационного совета по улучшению условий и охраны труда, которые позволили бы с помощью эффективных методов и рычагов воздействия влиять на конкретного работодателя: обязывать его организовывать производство работ на должном уровне, содержать в удовлетворительном состоянии рабочие места, эксплуатировать исправные машины и оборудование, приобретать средства индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормативами, и таким образом, планомерно улучшать условия труда своих работников.
Решения Координационного совета в отношении работодателей носят лишь рекомендательный характер, что позволяет руководителям предприятий пренебрежительно относиться как к вынесенным решениям Координационного совета, так и к своим прямым обязанностям по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
2.3.3. К числу важных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний принадлежит обязательное обучение всех работников безопасным приемам и методам работы, обращению с машинами и механизмами, знание санитарно-гигиенических и противопожарных правил и т.п.
Практика показывает, что значительная доля несчастных случаев на производстве происходит по причине незнания правил и норм по охране труда руководителями производства и работниками. За счет устранения этой причины, по мнению специалистов, можно было бы сократить производственный травматизм не менее чем на 30%.
В период месячника по охране труда проводились мероприятия по улучшению условий и охраны труда, которые включают в себя и организацию обучения руководителей и специалистов. В районе проводились инструктажи по охране труда, в том числе вводные, первичные и внеплановые.
Организация активного обучения охране труда способствует решению главной задачи в области охраны труда в Ядринском районе - снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В целях улучшения условий, охраны труда и профилактики травматизма в районе в 2017 гг. организовывались и проводились совещания со специалистами по охране труда предприятий и организаций. На семинарах рассмотрены актуальные вопросы в области охраны труда: состояние социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обучение и проверка знаний требований охраны труда работников; выполнение условий коллективных договоров предприятиями; охрана труда женщин и несовершеннолетних; работа профсоюзных организаций и уполномоченных лиц по охране труда, состояние профессиональной заболеваемости и мерах по ее снижению. В течение 2017 года проводился анализ состояния условий и охраны труда на отдельных предприятиях и в районе в целом, проводилось ознакомление с новой законодательной и нормативной базой, пропагандировался передовой опыт в области охраны труда. По итогам 2017 года в Ядринском районе по охране труда прошли обучение более 150 человек.
Комплексные мероприятия Программы в том числе направлены на мотивацию руководителей организаций города и района к проведению специальной оценки условий труда, которая позволит извлечь предприятиям дополнительную экономическую выгоду плательщики страховых взносов по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом федеральным законом N 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О специальной оценке условий труда" освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленных федеральными законами от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
2.3.4. Недостаточное финансирование мероприятий по охране труда организациями и предприятиями Ядринского района Чувашской Республики, особенно в сельскохозяйственных кооперативах.
Анализ показывает, что в районе в последние годы наметилась отрицательная динамика ухудшения финансового обеспечения охраны труда в организациях. Данный факт свидетельствует о наличии тенденции не соблюдения работодателями законодательного требования по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Вместе с тем это финансирование остается недостаточным на предприятиях малого бизнеса.
Вызывает опасения то, что работодатели - субъекты малого предпринимательства не осознают необходимости и экономической выгоды осуществления мероприятий по охране труда. Для них охрана труда и техника безопасности - лишь дополнительная статья затрат на производство.
2.3.5. Недостаточная информационная политика в области охраны труда, трудовых прав и обязанностей работников.
В региональных и особенно местных средствах массовой информации нечасто встречаются разъяснения по поводу защиты трудовых прав работающих, что оказывает негативное влияние на формирование высокой трудовой, производственной и технологической дисциплин в организациях.
Следует обратить внимание и на трудовые отношения, складывающиеся между работодателями и работниками. При осуществлении проверок органы исполнительной власти Чувашской Республики часто сталкиваются с фактами нарушений трудового законодательства в области охраны труда: с работниками не заключается трудовой договор, либо в нем не отражаются существенные условия, трудящиеся не обеспечиваются в полной мере средствами индивидуальной защиты, не проводится инструктажи по технике безопасности и ведению работ, повсеместно практикуется работа сверх установленного режимом рабочего времени.
3. Основные цели и задачи Программы
3.1. Основными целями Программы являются:
- улучшение условий и охраны труда в организациях, учреждениях и на предприятиях Ядринского района Чувашской Республики;
- снижение производственного травматизма, профилактика общей и профессиональной заболеваемости;
- сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Достижение поставленных цел
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.