Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Чувашской Республики
от 16 июля 2018 г. N 286
Ведомственная программа
Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики по профилактике нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания граждан в Чувашской Республике на 2018 год
Паспорт
Наименование программы |
Ведомственная программа Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики по профилактике нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания граждан в Чувашской Республике на 2018 год |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям |
Разработчик программы |
Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - Министерство) |
Цели программы |
1) снижение ущерба жизни и здоровью граждан, нанесенного в результате предоставленных социальных услуг с нарушением порядков и стандартов оказания; 2) повышение продолжительности и качества жизни, способности к самообслуживанию, трудоспособности за счет качественного предоставления социальных услуг; 3) снижение потребности в посторонней помощи, в том числе государственных организаций, риска получения инвалидности и (или) смерти; 4) снижение материального ущерба, причиненного в связи с предоставлением социальных услуг без правовых оснований за счет средств граждан (оплаты социального обслуживания); 5) повышение эффективности защиты прав граждан на качественное предоставление социальных услуг; 6) предупреждение нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания; 7) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания; 8) формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения поставщиков социальных услуг; 9) повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности Министерства. |
Задачи программы |
1) контроль качества предоставления социальных услуг; 2) соблюдение требований при исполнении порядков и стандартов предоставления социальных услуг; 3) унификация подходов к осуществлению внутреннего контроля качества и учета предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг; 4) оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от видов поставщиков социальных услуг; 5) создание условий для изменения ценностного отношения поставщиков социальных услуг к предоставлению социальных услуг, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению; 6) регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень качества предоставления социальных услуг комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Чувашской Республике; 7) формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности; 8) создание и внедрение мер системы позитивной профилактики; 9) повышение уровня правовой грамотности у поставщиков социальных услуг, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению; 10) снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на поставщиков социальных услуг, в том числе за счет снижения проведения выездных проверок |
Сроки и этапы реализации программы |
2018 год. Первый этап: I-III квартал 2018 года. Второй этап: IV квартал 2018 года. |
Источники финансирования |
Республиканский бюджет Чувашской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1) минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления, 2) дифференцирование случаев, в которых допустимо, целесообразно и максимально эффективно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а не проведение внеплановой проверки; 3) снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания; 4) увеличение числа поставщиков социальных услуг, включенных в категорию "добросовестный поставщик социальных услуг"; 5) увеличение числа поставщиков социальных услуг, вовлеченных в регулярное взаимодействие с Министерством (за исключением взаимодействия по вопросам несоблюдения поставщиками социальных услуг обязательных требований); 6) повышение уровня доверия поставщиков социальных услуг к Министерству. |
Структура программы |
Программой отдельных подпрограммных мероприятий не предусмотрено |
Настоящая Программа разработана в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях предупреждения нарушений поставщиками социальных услуг обязательных требований в сфере социального обслуживания граждан в Чувашской Республике.
Программа представляет собой увязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - Министерство), обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению поставщиками социальных услуг обязательных требований в сфере социального обслуживания граждан в Чувашской Республике (далее - обязательные требования), и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
Программа реализуется по следующему виду государственного контроля (надзора): региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан, а также в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг при осуществлении указанного регионального государственного контроля (надзора).
1. Анализ текущего состояния подконтрольной сферы, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1.1. Анализ текущего состояния подконтрольной сферы
На основании с Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2014 г. N 475 "О социальном обслуживании граждан в Чувашской Республике", Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 октября 2015 г. N 367, Министерство осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан, а также в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг при осуществлении указанного регионального государственного контроля (надзора).
В Чувашской Республике социальные услуги, социальное сопровождение предоставляется несовершеннолетним и семьям с детьми в рамках участковой социальной службы по работе с семьями и детьми. Участковая социальная служба представлена: 21 центром социального обслуживания населения (в т.ч. - 6 комплексных), 4 специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, находящимися в ведении Министерства (далее - организации). В Чувашской Республике 628 работников организаций занимаются вопросами социального обслуживания семей и детей, из них 82 повысили квалификацию в 2017 году. В организациях 407 стационарное место, 320 мест дневного пребывания, имеется 3 отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями, 5 отделений перевозки несовершеннолетних, 1 детский телефон доверия.
В 2017 году социальные услуги получили 71 091 чел., в т.ч. 31 278 несовершеннолетних. На социальном обслуживании находилась 25 698 семей, на социальном патронаже 4 108 семей, 2 229 несовершеннолетних получили социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (2016 г. - 1332), из них 86,5% детей возвращены в родные семьи (2016 г. - 88,0%). 0,22% безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних детей помещены в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в общей численности детского населения.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в 2017 г. осуществлялось 35 учреждениями социального обслуживания подведомственными Министерству, предоставляющих более 2848 гражданам пожилого возраста, инвалидам стационарное, 2 077 гражданам - полустационарное, более 5 398 надомное социальное обслуживание. Организовано оздоровление в социально-оздоровительном центре граждан пожилого возраста и инвалидов 1 414 пенсионеру. Центрами социального обслуживания более 129 тыс. гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставлено более 171 тыс. срочных социальных услуг и социально-консультативной помощи.
Система социального обслуживания находится в постоянном развитии, направленном на удовлетворение потребностей граждан в различных формах и видах услуг, проводится работа по приближению услуг к их потребителю. В Чувашской Республике разработаны нормативные правовые акты для привлечения к предоставлению услуг негосударственного сектора, в т.ч. индивидуальных предпринимателей. В настоящее время в реестре поставщиков социальных услуг Чувашской Республики наравне с государственными организациями состоят 5 социально ориентированных некоммерческих организаций (Союз женщин Чувашии, Фонд "Чувашия", Республиканский совет ветеранов, ЧРО ООО "Всероссийское общество инвалидов", ЧРО ОО "Российский красный крест"), которые предоставляют социальные услуги в форме социального обслуживания на дому более 600 гражданам.
27 октября 2016 г. принят Закон Чувашской Республики N 61 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам".
В 2017 году адаптировано 8 объектов социальной инфраструктуры, из них 1 медицинская организация (БУ "Городская клиническая больница N 1" Минздрава Чувашии), 3 объекта социальной защиты населения (БУ "Калининский психоневрологический интернат" Минтруда Чувашии (3 корпуса), 2 объекта физкультуры и спорта (АУ "СШОР N 10 по самбо и дзюдо" Минспорта Чувашии, БПОУ "Чебоксарская УОР им. В.М. Краснова" Минспорта Чувашии), 2 объекта культуры (БУ "Чувашский национальный музей" Минкультуры Чувашии, АУ "ТЮЗ им. Сеспеля" Минкультуры Чувашии). В ГАПОУ ЧР "Чебоксарский экономико-технологический колледж" направлены средства на поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.
В 2017 году в рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Чувашской Республике Министерством проведено 3 плановые выездные проверки, по результат которых нарушений законодательства не выявлено. Поставщики социальных услуг оказывают социальные услуги в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2014 г. N 475 "О социальном обслуживании граждан в Чувашской Республике".
1.2. Описание текущего уровня развития профилактической деятельности Министерства
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р о целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации в Чувашской Республике с 2017 года реализуется целевая модель регулирования и правоприменения по приоритетному направлению улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в Чувашской Республике" (далее - Целевая модель).
В рамках профилактики предупреждения нарушений требований, установленных Целевой моделью, приказом Министерства от 26 июня 2017 г. N 270 утвержден Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Чувашской Республике (размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
На постоянной основе проводится мониторинг Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Чувашской Республике, в том числе на наличие нормативных правовых актов, требующих исключения по причине наличия устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для поставщиков социальных услуг реализована возможность оставить замечания и предложения, в том числе по Перечню правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования.
Приказом Министерства от 8 августа 2017 г. N 359 утвержден Порядок организации учета подконтрольных субъектов (объектов) при осуществлении Министерством контрольно-надзорной деятельности. Перечень подконтрольных поставщиков социальных услуг, в отношении которых Министерством проводятся контрольно-надзорные мероприятия, размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Информирование поставщиков социальных услуг по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством:
- ежемесячного, в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным, размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации по итогам проведенных совещаний;
- ежеквартального проведения обучающих совещаний с поставщиками социальных услуг;
- размещения на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" результатов правоприменительной практики Министерства;
- размещения на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" разъяснений об изменениях в действующие нормативные правовые акты по мере их вступления в силу.
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Основными проблемами подконтрольной среды являются:
- неисполнение порядков и стандартов предоставления социальных услуг;
- несоблюдение условий признания граждан, нуждающимися в социальном обслуживании;
- низкое качество оформления и ведения учетно-отчетной документации, отражающей факт предоставления социальных услуг;
- неправомерное оказание определенных видов социальных услуг.
Пути решения проблем:
- повышение эффективности защиты прав граждан на качественное предоставление социальных услуг;
- усиление контроля за качеством предоставления социальных услуг и их учетом;
- соблюдение требований при исполнении порядков и стандартов предоставления социальных услуг;
- унификация подходов к осуществлению внутреннего контроля качества и учета предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.
Описание ключевых наиболее значимых рисков причинения ущерба жизни и здоровью граждан, нанесенного в результате предоставленных социальных услуг с нарушением порядков и стандартов оказания:
- подход к проведению профилактической работы, как к несвойственной (неосновной) функции и, как следствие, формальное отношение к проведению профилактических мероприятий;
- иное толкование содержания обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания поставщиками социальных услуг, обесценивающее работу по разъяснению положений законодательства.
2. Основные цели и задачи проведения профилактической работы
2.1. Цели проведения профилактической работы
Целями проведения профилактической работы являются:
1) снижение ущерба жизни и здоровью граждан, нанесенного в результате предоставленных социальных услуг с нарушением порядков и стандартов оказания;
2) повышение продолжительности и качества жизни, способности к самообслуживанию, трудоспособности за счет качественного предоставления социальных услуг;
3) снижение потребности в посторонней помощи, в том числе государственных организаций, риска получения инвалидности и (или) смерти;
4) снижение материального ущерба, причиненного в связи с предоставлением социальных услуг без правовых оснований за счет средств граждан (оплаты социального обслуживания);
5) повышение эффективности защиты прав граждан на качественное предоставление социальных услуг;
6) предупреждение нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания;
7) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания;
8) формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения у поставщиков социальных услуг;
9) повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности Министерства.
2.2. Задачи проведения профилактической работы
1) контроль качества предоставления социальных услуг;
2) соблюдение требований при исполнении порядков и стандартов предоставления социальных услуг;
3) унификация подходов к осуществлению внутреннего контроля качества и учета предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
4) оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от видов поставщиков социальных услуг;
5) создание условий для изменения ценностного отношения поставщиков социальных услуг к предоставлению социальных услуг, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
6) регулярная ревизия обязательных требовани
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.