Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
труда и социальной защиты
Чувашской Республики
от 16 июля 2018 г. N 283
Ведомственная программа
Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики по профилактике нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов на 2018 год
Паспорт
Наименование программы |
Ведомственная программа Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики по профилактике нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов на 2018 год |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям |
Разработчик программы |
Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики |
Цели программы |
1) предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований), достижение уровня показателя "выполнение квоты для приема на работу инвалидов" не менее 90%; 2) создание инфраструктуры профилактики нарушений обязательных требований; 3) формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения у работодателей; 4) повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности |
Задачи программы |
1) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; 2) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований; 3) оценка состояния подконтрольной среды; 4) определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы; 5) повышение квалификации кадрового состава Министерства; 6) создание системы консультирования работодателей, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий; 7) создание электронных сервисов, обеспечивающих взаимодействие контрольно-надзорных органов с работодателями, в том числе проведение профилактических мероприятий, предоставление необходимой информации работодателям и т.д.; 8) формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности; 9) создание и внедрение мер системы позитивной профилактики; 10) повышение уровня правовой грамотности у работодателей, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению; 11) снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на работодателей |
Сроки и этапы реализации программы |
2018 год. Первый этап: I-III кварталы 2018 г. Второй этап: IV квартал 2018 г. |
Источники финансирования |
Республиканский бюджет Чувашской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1) минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления; 2) проведение мероприятий без взаимодействия с работодателями с выдачей предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований; 3) снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований; 4) повышение уровня доверия работодателей к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики |
Структура программы |
Программой отдельных подпрограммных мероприятий не предусмотрено |
Настоящая Программа разработана в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях предупреждения нарушений работодателями обязательных требований в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.
Программа представляет собой увязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - Министерство), обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению работодателями обязательных требований в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов (далее - обязательные требования), и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
Программа реализуется по следующему виду государственного контроля (надзора): надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях.
1. Анализ текущего состояния подконтрольной сферы, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1.1. Анализ текущего состояния подконтрольной сферы
На основании Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 октября 2015 г. N 367, Министерство осуществляет надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. N 68 "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Чувашской Республике" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов среднесписочной численности работников.
По состоянию на 31 декабря 2017 г. на территории Чувашской Республики количество работодателей, обязанных выполнять квоту для приема на работу инвалидов, численностью работников не менее 35 человек, составляет 1165. Общий объем квоты на 31 декабря 2017 г. составил 2 525 рабочих мест. Численность работающих инвалидов 3 263 человека, из них: трудоустроено на квотируемые рабочие места - 2 309 (91,4% от общего объема квоты), сверх квоты - 954.
В 2017 году работодателями Чувашской Республики подано в центры занятости населения в муниципальных районах и городских округах Чувашской Республики (далее - центры занятости населения) 1 494 вакансии на рабочие места, выделенные в счет квоты для приема на работу инвалидов.
В области надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях ключевым показателем является выполнение квоты для приема на работу инвалидов, т.е. выполнение обязанностей по созданию рабочих мест, по предоставлению необходимой информации в центры занятости населения, принятию локальных нормативных актов, созданию для инвалидов соответствующих условий труда. Данный показатель в 2017 году по Чувашской Республике составил 91,4%.
В 2017 году Министерством проведено 10 плановых выездных проверок. Оснований для проведения внеплановых проверок не имелось.
По результатам плановых выездных проверок выписано 2 протокола об административных правонарушениях и выдано 1 предписание в отношении:
- АО "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель" (1 должностное лицо по ст. 19.7 КоАП РФ привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 рублей);
- АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск (1 должностное лицо по ст. 19.7 КоАП РФ привлечено к административной ответственности в виде административного предупреждения);
- АО "Научно-производственный комплекс "ЭЛАРА" имени Г.А. Ильенко" (выдано предписание о недопущении отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты: в связи с тем, что данный отказ имел место по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения привлечь должностных лиц общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП не представилось возможным).
1.2. Описание текущего уровня развития профилактической деятельности Министерства
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р о целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации в Чувашской Республике с 2017 года реализуется целевая модель регулирования и правоприменения по приоритетному направлению улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в Чувашской Республике" (далее - Целевая модель).
В рамках профилактики предупреждения нарушений требований, установленных Целевой моделью, приказом Министерства от 26 июня 2017 г. N 270 утвержден Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях (размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
На постоянной основе проводится мониторинг Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях, в том числе на наличие нормативных правовых актов, требующих исключения по причине наличия устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для работодателей реализована возможность оставить замечания и предложения, в том числе по Перечню правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования.
Приказом Министерства от 8 августа 2017 г. N 359 утвержден Порядок организации учета подконтрольных субъектов (объектов) при осуществлении Министерством контрольно-надзорной деятельности. Перечень работодателей, в отношении которых Министерством проводятся контрольно-надзорные мероприятия, размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом Министерства от 19 сентября 2017 г. N 464 утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при проведении плановых проверок, по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях на территории Чувашской Республики. Применение при контрольно-надзорных мероприятиях Министерства проверочного листа позволяет упростить процедуру проверки работодателей, которые могут также проверить себя самостоятельно, ответив на список контрольных вопросов. Данная форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) размещена на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Министерством постоянно ведется профилактическая работа по предупреждению нарушений работодателями обязательных требований в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Информация о выявленных нарушениях ежеквартально обсуждается не заседаниях Коллегии Министерства с участием заинтересованных лиц от органов исполнительной власти Чувашской Республики, общественных организаций и работодателей.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" обобщенная информация о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства.
Кроме того, в свободном доступе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются нормативные акты, регламентирующие деятельность Минтруда Чувашии. В качестве информационного ресурса также используются публикации в СМИ, трансляции в теле- и радиопередачах.
Специалистами центров занятости населения Чувашской Республики постоянно проводится разъяснительная и консультационная работа с работодателями о неукоснительном соблюдении требований трудового законодательства и законодательства о занятости населения в Российской Федерации.
Одними из разновидностей профилактических мероприятий являются мероприятия без взаимодействия с работодателями. Так в апреле 2018 г. Министерством 180 работодателям были выданы предостережения о недопустимости нарушения законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов.
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Основными проблемами подконтрольной среды являются:
создание работодателями неподходящих для инвалидов по условиям труда рабочих мест в счет установленной квоты;
создание работодателями рабочих мест в счет установленной квоты с высокими профессионально-квалификационными требованиями, низким уровнем заработной платы;
нарушения работодателями порядка и сроков предоставления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в органы службы занятости.
Пути решения проблем:
повышение уровня информированности работодателей об обязанностях в сфере квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;
оказание методической помощи работодателям по организации создания наиболее подходящих для инвалидов квотированных рабочих мест.
2. Основные цели и задачи проведения профилактической работы
2.1. Цели проведения профилактической работы
Целями проведения профилактической работы являются:
1) предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований), сохранение уровня показателя "выполнение квоты для приема на работу инвалидов" не менее 90%;
2) создание инфраструктуры профилактики нарушений обязательных требований;
3) формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения у работодателей;
4) повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
2.2. Задачи проведения профилактической работы
Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:
1) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
2) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
3) оценка состояния подконтрольной среды;
4) определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
5) повышение квалификации кадрового состава Министерства;
6) создание системы консультирования для работодателей, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
7) создание электронных сервисов, обеспечивающих взаимодействие контрольно-надзорных органов с работодателями, в том числе проведение профилактических мероприятий, предоставление необходимой информации работодателям и т.д.;
8) формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
9) создание и внедрение мер системы позитивной профилактики;
10) повышение уровня правовой грамотности у работодателей, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
11) снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на работодателей.
2.3. Основные этапы реализации Программы
2.3.1. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы: 2018 год.
Основные этапы реализации Программы:
первый этап - I-III квартал 2018 г.;
второй этап - IV квартал 2018 г.
2.3.2. Первый этап
1) освоение действующих каналов "обратной связи" с работодателями и разработка необходимых дополнительных каналов такой связи (электронные формы "обратной связи") для непосредственного получения, накопления и анализа информации по проблемным вопросам применения обязательных требований и осуществления процедур контроля;
2) качественное проведение аналитической работы по мониторингу и определению состояния подконтрольной сферы, выявлению текущих и потенциальных факторов риска нарушения обязательных требований;
3) проведение профилактических мероприятий:
формирование и ведение Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору);
проведение публичных обсуждений правоприменительной практики с работодателями;
индивидуальное и общее консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований;
размещение информации по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
объявление работодателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
реализация порядка и механизмов досудебного (внесудебного) обжалования;
4) разработка системы мер поощрения и стимулирования добросовестных работодателей.
2.3.3. Второй этап
1) совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения, расширения подходов к осуществлению профилактической деятельности;
2) разработка и внедрение механизмов самообследования и непрерывного совершенствования профилактической деятельности в рабочие процессы с целью налаживания эффективной взаимосвязи между всеми элементами контрольно-надзорной деятельности;
3) сохранение показателя "выполнением квоты для приема на работу инвалидов" на уровне не менее 90%;
4) внедрение и аналитическое использование в рамках профилактической деятельности механизмов общественного контроля и средств дистанционного мониторинга;
5) периодический анализ зарубежного опыта в части профилактики нарушений обязательных требований с целью выявления актуальных и эффективных подходов к осуществлению профилактической деятельности и внедрения их в собственную практику.
3. Перечень профилактических мероприятий
Перечень профилактических мероприятий и план-график их реализации приведен в приложении к настоящей Программе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы будет осуществляться имеющимся кадровым составом Министерства:
- сектора контроля и аудита отдела правового обеспечения, контроля и кадровой работы (штатная численность отдела - 2 штатных единиц, на которые возложены обязанности по проведению мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований);
- отдела организации трудоустройства населения (штатная численность отдела - 1 штатная единица, на которые возложены обязанности по проведению мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований).
Государственные гражданские служащие, осуществляющие мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, имеют высшее образование.
Финансовое обеспечение деятельности по профилактике нарушений обязательных требований осуществляется за счет республиканского бюджета Чувашской Республики.
5. Механизм реализации Программы
5.1. Координатор Программы
Координатором Программы является Фадеев Михаил Николаевич, заведующий сектором контроля и аудита отдела правового обеспечения, контроля и кадровой политики Министерства, тел. (8352) 55-26-85, e-mail: slzn_kpo4@cap.ru.
В обязанности координатора Программы входят:
организация исполнения уполномоченными должностными лицами Министерства мероприятий профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных разделом 3 настоящей Программы;
подготовка внесения изменений в настоящую Программу;
подготовка ежегодного доклада о результативности и эффективности Программы.
5.2. Перечень уполномоченных должностных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий
Должностные лица, ответственные за организацию и проведение профилактических мероприятий:
Краснова Ольга Олеговна, главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения, контроля и кадровой политики Министерства, тел. (8352) 55-26-85, e-mail: slzn_kpo4@cap.ru;
Шашкина Елена Владимировна, главный специалист-эксперт отдела организации трудоустройства населения Министерства, тел. (8352) 55-53-40 (доб. 1807), e-mail: slzn_trud2@cap.ru.
6. Оценка эффективности Программы
Оценка эффективности Программы осуществляется координатором Программы ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Ожидаемый социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований может быть достигнут только в условиях конструктивного сотрудничества с работодателями в постоянном режиме по вопросам соблюдения обязательных требований.
Экономический эффект от реализованных мероприятий:
1) минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления;
2) проведение мероприятий без взаимодействия с работодателями с выдачей предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;
4) повышение уровня доверия работодателей к Министерству.
Количественные показатели оценки эффективности Программы:
1) количество проведенных профилактических мероприятий;
2) количество работодателей, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
3) доля работодателей, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
4) количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
5) уровень выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Результаты оценки уровня развития профилактической работы и анализ влияния профилактических мероприятий на предотвращение причинения вреда охраняемым законом ценностям включаются в итоговый годовой отчет о деятельности Министерства и в виде отдельного информационного сообщения размещаются на официальном сайте Министерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.