Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 26.10.2018 N 799-р
(приложение N 2)
Концепция
создания центров образования цифрового и гуманитарного профилей
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия
а) проблематика и предполагаемые результаты
Совершенствование общеобразовательной системы Чувашской Республики, как и общероссийской, направлено на обеспечение эффективности и доступности качественного образования, повышение его открытости, достижение институциональных и системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов, повышение социального статуса и профессионального уровня руководящих и педагогических работников системы образования.
В Чувашской Республике ведется планомерная работа по решению вопросов внедрения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и совершенствования содержания и технологий общего образования, в том числе в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, созданию сетевых сообществ по учебным или предметным областям и учебно-методических объединений, реализуются модели включения современных информационно-библиотечных центров (электронных библиотек) в реализацию урочной и внеурочной деятельности.
Поступательное развитие федеральной системы образования как прорывной сферы стало в Чувашской Республике основанием для разработки долгосрочной государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования", комплекса мер по модернизации системы общего образования, муниципальных программ развития, программ развития образовательных организаций Чувашской Республики.
В Чувашской Республике на протяжении последних двух десятилетий реализуются инновационные программы и проекты в системе образования как международного, федерального, так и регионального уровней. В Чувашской Республике апробированы инновационные подходы в управлении образовательными системами, организации образовательного процесса и условий обучения (среды), использовании инновационных, в том числе авторских образовательных технологий и методик обучения.
В системе образования полностью сформирована нормативно-правовая база, что обеспечило создание условий для эффективного внедрения ФГОС в системе дошкольного, начального общего, основного общего образования, в том числе для детей с ОВЗ. Основополагающими документами являются Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 50 "Об образовании в Чувашской Республике", постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 декабря 2011 г. N 589 "О государственной программе Чувашской Республики "Развитие образования". Утверждены приказами Минобразования Чувашии планы по созданию условий для введения ФГОС начального общего, основного общего, дошкольного образования, ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для формирования личностных, предметных и метапредметных результатов широко используются средства билингвального обучения (на русском и чувашском языках) в начальном и основном звене школы. Все инициативы, реализуемые в системе образования, стимулируют инновационную деятельность, а апробация инновационных моделей образования позволяет понимать то, как может и должна быть устроена современная школа. В настоящее время в системе образования Чувашской Республики сформированы комплексные качественные модели, обладающие всеми характеристиками современной модели образовательной организации, которые являются республиканскими "инновационными точками роста" для реализации программ модернизации и дальнейшего их развития. Тот факт, что многие идеи поддерживаются региональной и муниципальными властями, является свидетельством того, что любой инновационный проект будет поддержан в Чувашской Республике и реализован в срок и с большой степенью эффективности.
Однако наряду с проводимыми инновационными изменениями в системе общего образования Чувашской Республики отмечается наличие ряда нерешенных задач, которые могут существенно замедлить продвижение процессов модернизации:
N пп |
Проблемные вопросы, которые необходимо решать в сфере образования |
1 |
2 |
1. |
Разрыв в технологическом оснащении сельских и городских школ по причине интенсивного процесса технологизации и цифровизации в городской местности в первую очередь и разница в финансировании общеобразовательных организаций (бюджет и внебюджет), направляемом на обновление материально-технической базы сельских школ (школ малых городов) |
2. |
Неполное соответствие содержания и качества обучения, воспитания и развития школьников современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, семьи, отдельной личности |
3. |
Недостаточно эффективное развитие сетевых моделей, особенно в области цифрового и современного гуманитарного профилей для развития метапредметных компетенций и формирования универсальных учебных действий |
4. |
Недостаточный профессиональный уровень методистов и педагогов, занимающихся технологиями и содержанием обучения |
5. |
Необходимость реализации комплекса мероприятий по переформатированию работы структур на базе общеобразовательных организаций для расширения границ образования и максимального использования возможностей всей республиканской инфраструктуры во всех областях, особенно в области цифрового и современного гуманитарного профилей |
6. |
Недостаточно сформированное экспертное сообщество, в том числе из числа управленцев и педагогов, способное дать объективную оценку новшествам с целью их дальнейшего инновационного продвижения |
7. |
Несформированность системы сопровождения инновационных процессов, происходящих в образовательных организациях |
8. |
Отсутствие эффективных трансляционных механизмов для продвижения приоритетных моделей организации школьного образования в области цифрового и современного гуманитарного профилей |
Таким образом, одним из основных направлений совершенствования общеобразовательной системы Чувашской Республики является решение вышеуказанных вопросов с целью трансформации и обновления материально-технической базы для формирования у учащихся современных технологических и гуманитарных навыков и создания институциональных комплексных моделей для их развития;
б) статистические данные по сети общеобразовательных организаций в сельской местности и малых городах, контингенту обучающихся, кадровому составу:
количество обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных в городской местности, в Чувашской Республике - 81932 человека;
количество обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, в Чувашской Республике - 44112 человек (в том числе в Яльчикском районе - 1832);
количество школ в городской местности - 122;
количество школ в сельской местности и малых городах - 313 (в том числе в Яльчикском районе - 15);
количество педагогов школ, расположенных в городской местности, - 4725;
количество педагогов школ, расположенных в сельской местности и малых городах, - 5788 (в том числе в Яльчикском районе - 233).
В республике созданы условия по созданию сети инновационных школ и партнерств, реализующих инновационные программы и отрабатывающие новые технологии содержания, обучения и воспитания. В республике созданы и активно работают 295 инновационных площадок по отработке новых технологий преподавания предметов на базе общеобразовательных школ, что составляет 62,1% от общего количества школ;
в) информация о повышении квалификации
В Чувашской Республике эффективно реализуются программы повышения квалификации педагогических работников и управленцев, в 2016/17 учебном году повысили квалификацию 9996 педагогических работников, что составило 26,6% от общего количества педагогов республики, из них 5124 человека (51,3%) прошли курсовое обучение в составе 273 учебных групп, 4872 человека (48,3%) приняли участие в обучающих семинарах.
Плановые показатели учебного года (план - 4600 человек) по охвату слушателей курсовой подготовкой выполнены на 111,4% и на 107,3% - семинарской формой повышения квалификации (план - 4540 человек).
Участие в курсах повышения квалификации и обучающих семинарах городских и сельских педагогов:
городские - 2808 человек, что составляет 57,4% от общего количества педагогических работников, прошедших повышение квалификации в 2016/17 учебном году, и 21,6% от общего количества работающих педагогов городских образовательных организаций;
сельские - 2064 человека, что составляет 42,6% от общего количества педагогических работников, прошедших повышение квалификации в 2016/17 учебном году, и 24,3% от общего количества работающих педагогов сельских образовательных организаций.
Наиболее актуальными и востребованными стали семинары по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, дошкольного образования ("Нормативно-правовые основы введения ФГОС", "Организация образовательного процесса в условиях введения ФГОС", "Требования ФГОС к результатам обучения", "Внедрение новых методов обучения в предметных областях" и др.), подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации, к участию в олимпиадах и конкурсах. Особое внимание привлекли семинары по разработке методического обеспечения введения ФГОС (рабочих программ по предмету, новых технологий обучения, программы коррекционной работы, программы внеурочной деятельности и др.), по вопросам инклюзивного образования, организации работы с одаренными детьми, по созданию эффективной системы воспитательной работы и социализации обучающихся.
2. Опыт Чувашской Республики в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
На территории Чувашской Республики реализуется большое количество проектов и программ самого различного уровня. За последние 5 лет в республике внедрены и апробированы следующие значимые инновационные модели, по которым накоплен опыт с возможностью диссеминации в другие регионы:
N |
Наименование проекта/ мероприятия |
Статус проекта/ мероприятия |
Кол-во участников, в том числе из других регионов |
Объем и источник финансирования |
Основные результаты |
Практическое применение результатов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Реализация региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - ФЦПРО) по направлению "Модернизация регионально-муниципальных систем дошкольного образования" |
|
|
2013 год - федеральный бюджет - 23477,1 тыс. рублей; республиканский бюджет Чувашской Республики - 580284,1 тыс. рублей; 2014 год - федеральный бюджет - 20450,9 тыс. рублей, республиканский бюджет Чувашской Республики - 6817 тыс. рублей |
средства направлены на оснащение дополнительно созданных мест за счет эффективного использования помещений в функционирующих дошкольных образовательных организациях: 2011 г. - 2955 мест; 2012 г. - 1739 мест; 2013 г. - 3337 мест |
созданы дополнительные места в ДОУ, повысилась удовлетворенность общества качеством оказываемых услуг |
2. |
Всероссийская конференция "Компетентностные практики в образовании" (март 2014 г.) |
всероссийский |
950 (400) |
3 млн. рублей |
обсуждены вопросы внедрения ФГОС в общеобразовательных организациях, проведены мастер-классы, представлены модели отработки метапредметных компетенций, в том числе в системе дополнительного образования, с талантливыми детьми и детьми с ОВЗ |
итоги обсуждены на педсоветах, материалы тиражированы и доведены до 100% педагогов, методики апробированы в 100% базовых школ |
3. |
Реализация проекта по обучению специалистов "Проектирование программы развития образовательной организации в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды" совместно с АНО ДПО "Институт проблем образовательной политики "Эврика" (2014 - 2015 годы) |
всероссийский |
105 (5) |
3,2 млн. рублей |
в рамках проекта прошли обучение 120 человек из 10 организаций (7 ДОУ, 3 школы) по авторской программе Г. Доля "Английская программа развития", закуплены материалы и методика внедрения данной программы в 100% пилотных образовательных организаций |
100% обученных получили документ об обучении и внедряют данную программу в образовательных организациях |
4. |
Проведение в Чувашской Республике первой компетентностной олимпиады школьников совместно с ООО "Открытое образование", ФГБУ "ФИРО", МПГУ и пр. (2013 - 2015 годы) |
всероссийский |
2000 (900) |
8 млн. рублей |
республика стала федеральной пилотной площадкой для отработки образовательных событий на основе формирования УУД и метапредметных компетенций. Обучение прошли педагоги и школьники республики и других регионов |
в Чувашской Республике накоплен опыт проведения широкомасштабных образовательных событий в рамках реализации ФГОС, опыт работы может быть тиражирован в других регионах |
5. |
Проект молодежного обмена и международного образовательного сотрудничества с Интернациональным союзом Германии (2000 - 2015 годы) |
международный |
5000 |
более 20 млн. рублей |
в республике в течение 15 лет осуществляется международное сотрудничество. Ежегодно школьники и педагоги республики проходят стажировки в образовательных организациях Германии по вопросам формирования УУД, предпрофессиональной подготовки, реализации программ |
в Чувашской Республике накоплен опыт международного сотрудничества в области образования и культуры, опыт работы может быть тиражирован в других регионах |
6. |
Реализация республиканской программы в рамках ФЦПРО по мероприятию 2.4 "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений" |
всероссийский |
5000 (1900) |
более 13 млн. рублей |
в 2015 - 2017 годах в республике реализован проект по внедрению новых технологий и содержанию обучения в соответствии с новым ФГОС через создание современной инфраструктуры образовательных организаций и развитие сетевых форм взаимодействия как непременного условия устойчивого развития системы образования Чувашской Республики. В 100% муниципалитетов республики созданы современные информационно-библиотечные центры, пилотные площадки (8), обучено более 5000 педагогических и управленческих работников |
в Чувашской Республике накоплен опыт организации стажировок, в рамках проекта организовано повышение квалификации, проведены семинары, изготовлены печатные материалы |
7. |
Реализация республиканской программы в рамках ФЦПРО по мероприятию 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения (ШсНРО)" |
всероссийский |
1000 (400) |
более 1,3 млн. рублей - федеральный бюджет, более 150 тыс. рублей - республиканский бюджет Чувашской Республики, 200 тыс. рублей - внебюджетные источники |
в 2016 - 2017 годах в республике создана система мер, направленных на поддержку общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты через создание, апробацию и реализацию модельного макета программы повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Обучено более 2000 человек, в 75% муниципальных образований республики созданы модели комплексной оценки выправления результатов школ, имеющих низкие результаты обучения |
в Чувашской Республике накоплен опыт организации стажировок, в рамках проекта организовано повышение квалификации, проведены семинары, изготовлены печатные материалы |
3. Описание площадок центров образования цифрового и гуманитарного профилей
Наименование учреждения |
Адрес |
Общая площадь |
Перечень функциональных зон с указанием площади |
Численность обучающихся, человек |
Численность детей, проживающих на территории Яльчикского района, человек |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Яльчикская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики" |
429380, Чувашская Республика, Яльчикский район, с. Яльчики, ул. Юбилейная, д. 6 |
2107,9 кв. м |
зона формирования цифровых компетенций по предметным областям "Технология" и "Информатика" - 50 кв. м; медиатека - 50 кв. м |
677 |
1832 |
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей (далее - Центр) создается в целях решения задач модернизации содержания и технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебных предметов "Технология" и "Информатика", во внеурочной деятельности, а также для реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Центр как система профессиональных проб и практик учащихся позволит создать эффективную систему формирования универсальных учебных действий, профориентации для учащихся, популяризировать среди школьников и их родителей востребованные инженерные и технические специальности. Создание Центра позволит решить задачи по обновлению материально-технической базы в сельских школах, повышению профессионального уровня педагогов и предоставлению обучающимся дополнительных возможностей по самореализации, профориентации и развитию современных технологических и гуманитарных учебных навыков.
В структуре Центра будут созданы 4 лаборатории: "Легодром", "Робототехника", "3D-проектирование", "Системное администрирование". Для оборудования лабораторий будут использованы рекомендации типового инфраструктурного листа проектного офиса Минпросвещения России.
Центр будет расположен в 2 (двух) помещениях общей площадью 50 кв. м каждое с выделением примыкающей зоны рекреации школы, которые будут отремонтированы в соответствии с разработанным и утвержденным брендбуком. В одном из помещений ("Кабинет технологии") будет создана площадка для размещения лабораторий "Легодром", "Робототехника", "3D-проектирование", "Системное администрирование" по коворкинг типу. В другом помещении ("Медиатека") будут расположены "Шахматная гостиная" и "Медиазона". Следует отметить, что в рамках ФЦПРО в 2016 году в общеобразовательной организации создан современный информационно-библиотечный центр, который вольется в структуру Центра. В зоне рекреации будет создано нетиповое пространство внеурочной деятельности с открытым доступом обучающихся, педагогов и родителей к ресурсам Центра.
Будет налажено сетевое взаимодействие с МАОУДО "ДДЮТ" г. Чебоксары, на базе которого в 2016 году в рамках ФЦПРО создан и функционирует "Кванториум".
Опыт реализации ряда программ и проектов и необходимость дальнейшего инновационного продвижения системы образования в вопросах формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков по предметным областям "Технология" и "Информатика" позволяют сформулировать цель и задачи реализации Концепции. Предполагается, что на реализацию Концепции и мероприятий в рамках заявки от Чувашской Республики будет привлечено 1,5 млн. рублей федеральных средств с софинансированием из республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 1% от выделяемой федеральной субсидии.
"Дорожная карта" создания и открытия центров в 2019 году и таблица индикаторов приведены в приложении к настоящей Концепции.
4. Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование Центра
Функционирование деятельности Центра осуществляет команда из 9 человек (7 человек - основные работники, 2 человека (вспомогательный персонал) - привлеченные специалисты или совместительство на неполный рабочий день (0,5 ставки)
Наименование категории |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
Руководитель Центра |
1 |
Основной персонал (учебная деятельность) |
Педагог дополнительного образования |
1 |
Педагог по направлению "Технология" |
1 |
|
Педагог по направлению "Информатика" |
1 |
|
Педагог по предмету "ОБЖ" (по совместительству - по робототехнике и 3D-проектированию) |
1 |
|
Педагог по шахматам |
1 |
|
Педагог-организатор (по совместительству - социальный педагог) |
1 |
|
Вспомогательный персонал |
Бухгалтер |
0,5 |
Уборщик служебных помещений |
0,5 |
Ниже приведена примерная калькуляция деятельности Центра (операционные расходы)
Категория персонала |
Ориентировочная заработная плата в месяц (чел./рублей) |
Фонд оплаты труда (в год) |
1 |
2 |
3 |
Управленческий персонал | ||
Руководитель Центра |
1 |
336000,00 |
Основной персонал (учебная деятельность) | ||
Педагог дополнительного образования |
1 |
294000,00 |
Педагог по направлению "Технология" |
1 |
294000,00 |
Педагог по направлению "Информатика" |
1 |
294000,00 |
Педагог по предмету "ОБЖ" (по совместительству - по робототехнике и 3D-проектированию) |
1 |
294000,00 |
Педагог по шахматам |
1 |
294000,00 |
Педагог-организатор (по совместительству - социальный педагог) |
1 |
294000,00 |
Вспомогательный персонал | ||
Бухгалтер проекта |
0,5 |
120000,00 |
Уборщик служебных помещений |
0,5 |
67200,00 |
Единый социальный налог (27,1%) |
|
487672,1 |
Итого |
|
2287200,00 + 487672,1 = 2774872,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.