Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 26.10.2018 N 798-р
(приложение N 2)
Концепция
поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ) в рамках национального проекта "Образование"
Совершенствование общеобразовательной системы Чувашской Республики, как и общероссийской, направлено на обеспечение эффективности и доступности качественного образования, повышение его открытости, достижение институциональных и системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов, повышение социального статуса и профессионального уровня руководящих и педагогических работников системы образования, в том числе образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее также - коррекционная школа).
Важнейшими задачами для коррекционных школ Чувашской Республики являются создание инновационно-образовательного пространства для взаимодействия и равноправного общения, развитие и формирование учебно-познавательного, творческого потенциала, возможность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Чувашской Республике ведется планомерная работа по решению вопросов соблюдения современного законодательства по развитию коррекционных школ: внедрение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и совершенствование содержания и технологий общего образования, в том числе для коррекционных школ, развитие кадрового потенциала, создание сетевых сообществ по учебным или предметным областям и учебно-методических объединений, реализуются модели включения современных информационно-библиотечных центров (электронных библиотек) в реализацию урочной и внеурочной деятельности, в том числе в коррекционных школах.
Поступательное развитие федеральной системы образования как прорывной сферы стало в республике основанием для разработки долгосрочной государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования" на 2012 - 2020 годы, республиканского комплекса мер по модернизации системы общего образования, муниципальных программ развития, программ развития образовательных организаций Чувашской Республики. Большая и важная часть в этих программах уделена развитию коррекционных школ.
Однако наряду с проводимыми инновационными изменениями в республиканской системе общего образования фиксируется наличие ряда нерешенных задач, которые могут существенно замедлить продвижение процессов модернизации в коррекционных школах.
N пп |
Проблемные вопросы, которые необходимо решать в сфере образования |
1. |
Создание современной материально-технической базы целевого назначения |
2. |
Недостаточное соответствие содержания и качества обучения, воспитания и развития обучающихся коррекционных школ современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, семьи, отдельной личности |
3. |
Недостаточно эффективное развитие сетевых моделей, особенно в области внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах |
4. |
Недостаточный профессиональный уровень методистов и педагогов, занимающихся вопросами внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах |
5. |
Недостаточно сформированное экспертное сообщество, в том числе из числа управленцев и педагогов, способное дать объективную оценку новшествам с целью их дальнейшего инновационного продвижения |
6. |
Отсутствие эффективных механизмов для продвижения приоритетных моделей организации школьного коррекционного образования |
Таким образом, одним из основных направлений совершенствования общеобразовательной системы Чувашской Республики является решение вышеуказанных вопросов с целью трансформации и обновления материально-технической базы коррекционных школ для формирования у учащихся современных технологических навыков, в том числе в дополнительном образовании, и создания республиканских институциональных комплексных моделей для их развития.
а) Статистические данные по сети школ, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу:
количество обучающихся в коррекционных школах, расположенных в городской местности, в Чувашской Республике: 1370 человек;
количество обучающихся в коррекционных школах, расположенных в сельской местности, в Чувашской Республике: 588 человек.
количество коррекционных школ в городской местности: 9;
количество коррекционных школ в сельской местности и малых городах: 6.
количество педагогов коррекционных школ в городской местности: 321 человек;
количество педагогов коррекционных школ в сельской местности и малых городах: 262 человек.
б) Информация о повышении квалификации.
Ежегодно в Чувашской Республике эффективно реализуются программы повышения квалификации педагогических работников и административно-управленческого персонала, в том числе коррекционных школ.
Основная часть педагогов проходит повышение квалификации в Чувашском республиканском институте образования. За 2017/18 учебный год курсы повышения квалификации прошли 444 человека по следующим программам:
"Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (инклюзивное образование)" (72 часа);
"Профессиональная компетентность воспитателя специального (коррекционного) учреждения в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов" (72 часа);
"Профессиональная компетентность учителя-логопеда в рамках требований ФГОС" (72 часа);
"Психолого-педагогические технологии абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов" (72 часа);
"Профессиональная деятельность специалистов сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами" (16 часов).
Учебные модули по инклюзивному образованию (объем 4-8 часов) в рамках курсовой подготовки освоили 2161 человек.
В обучающих семинарах по теме "Формирование Программы коррекционной работы образовательным учреждением в соответствии с требованиями ФГОС" приняли участие 154 человека.
2. Опыт Чувашской Республики в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий в области образования
На территории Чувашской Республики реализуется большое количество проектов и программ самого различного уровня. За последние 5 лет в республике сформированы, внедрены и апробированы следующие значимые инновационные модели, по которым накоплен опыт с возможностью диссеминации в другие регионы.
N пп |
Наименование проекта/ мероприятия |
Статус проекта/ мероприятия |
Количество участников, в т.ч. из других регионов, человек |
Объем и источники финансирования |
Основные результаты |
Практическое применение результатов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Всероссийская конференция "Компетентностные практики в образовании" (март 2014 г.) |
всероссийский |
950 (в т.ч. 400) |
3 млн. рублей, республиканский бюджет Чувашской Республики, бюджет г. Чебоксары, внебюджетные источники |
обсуждены вопросы внедрения ФГОС в общеобразовательных организациях, проведены мастер-классы, представлены модели отработки метапредметных компетенций, в том числе в системе дополнительного образования, с талантливыми детьми и детьми с ОВЗ |
итоги обсуждены на педсоветах, материалы тиражированы и доведены до 100% педагогов республики, методики апробированы в 100% базовых школ |
2. |
Реализация проекта по обучению специалистов "Проектирование программы развития образовательной организации в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды" совместно с АНО ДПО "Институт проблем образовательной политики "Эврика" (2014 - 2015 гг.) |
всероссийский |
105 (в т.ч. 5) |
3,2 млн. рублей, республиканский бюджет Чувашской Республики, местные бюджеты, внебюджетные источники |
в рамках проекта прошли обучение 120 человек из 10 организаций республики (7 ДОУ, 3 школы) по авторской программе Г. Доля "Английская программа развития", закуплены материалы и методика внедрения данной программы в 100% пилотных образовательных организаций |
100% обученных получили документ об обучении и внедряют данную программу в образовательных организациях |
3. |
Проведение в Чувашской Республике первой компетентностной олимпиады школьников совместно с ООО "Открытое образование", ФИРО, МГПИ и пр. (2013 - 2015 гг.) |
всероссийский |
2000 (900) |
8 млн. рублей, республиканский бюджет Чувашской Республики, местные бюджеты, внебюджетные источники |
республика стала федеральной пилотной площадкой для отработки образовательный событий на основе формирования универсальных учебных действий и метапредметных компетенций; обучение прошли педагоги и школьники республики и из других регионов |
в Чувашской Республике накоплен опыт проведения широкомасштабных образовательных событий в рамках реализации ФГОС, опыт работы может быть тиражирован в других регионах |
4. |
Проект молодежного обмена и международного образовательного сотрудничества с Интернациональным союзом Германии (2010 - 2015 гг.) |
международный |
5000 |
более 20 млн. рублей, республиканский бюджет Чувашской Республики, местные бюджеты, внебюджетные источники |
в республике международное сотрудничество осуществляется в течение 15 лет. Подписано соглашение о сотрудничестве. Ежегодно школьники и педагоги республики проходят стажировки в образовательных организациях Германии по вопросам формирования универсальных учебных действий, образования детей в коррекционных школах, предпрофессиональной подготовки, реализации программ |
в Чувашской Республике накоплен опыт международного сотрудничества в области образования и культуры, опыт работы может быть тиражирован в других регионах |
5. |
Реализация республиканской программы в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы по мероприятию 2.4 |
всероссийский |
более 5000, из них 1900 из других регионов Российской Федерации |
более 13 млн. рублей - федеральный бюджет, более 4 млн. рублей - республиканский бюджет Чувашской Республики, 600 тыс. рублей - внебюджетные источники |
в 2015 - 2017 гг. в республике реализован проект по внедрению новых технологий и содержанию обучения в соответствии с новым ФГОС, в том числе для детей с ОВЗ, через создание современной инфраструктуры образовательных организаций и развитие сетевых форм взаимодействия как непременного условия устойчивого развития системы образования Чувашской Республики. В 100% муниципальных образований Чувашской Республики созданы современные информационно-библиотечные центры, пилотные площадки (8), обучено более 5000 педагогических и управленческих работников |
в Чувашской Республике накоплен опыт организации стажировок; в рамках проекта организовано повышение квалификации, проведены семинары, изготовлены печатные материалы |
6. |
Реализация республиканской программы в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы по мероприятию 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения (ШсНРО)" |
всероссийский |
более 1000, из них 400 из других регионов Российской Федерации |
более 1,3 млн. рублей - федеральный бюджет, более 150 тыс. рублей - республиканский бюджет Чувашской Республики, 200 тыс. - внебюджетные источники |
в 2016 - 2017 гг. в республике организована система мер, направленных на поддержку общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты через создание, апробацию и реализацию модельного макета республиканской программы повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Обучено более 2000 человек, в 75% муниципальных образований Чувашской Республики созданы модели комплексной оценки выправления результатов школ, имеющих низкие результаты обучения |
в Чувашской Республике накоплен опыт организации стажировок, в рамках проекта организовано повышение квалификации, проведены семинары, изготовлены печатные материалы |
3. Описание площадок организаций
В целях реализации задач по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в республике будет создано 5 пилотных площадок на базе коррекционных школ. Данные площадки будут созданы для решения задач совершенствования содержания технологий организации урочной и внеурочной деятельности для детей с ОВЗ через оборудование функциональных зон трудовых мастерских в целях реализации предметной области "Технология". Деятельность площадок будет направлена на внедрение современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям, на формирование личностных компетенций учащихся, определенных ФГОС, организацию профориентационного сопровождения учащихся 5-9 классов - "Профессиональные пробы", учащихся с ОВЗ 5-7 классов - "Профнавигатор", начального профессионального образования учащихся с ОВЗ 8-9 классов - "Профмастер", а также реализацию проекта "Здоровым быть здорово". Данная работа предполагает использование системно-деятельностного подхода, практикоориентированных, проектных и здоровьесберегающих технологий.
В ходе создания пилотных площадок предполагается оснащение:
проектно-технологических лабораторий (трудовых мастерских) для реализации предметной области "Технология" и организации во внеурочное время с учащимися с ОВЗ 5-9 классов "профессиональных практик", которые позволят им осуществить индивидуальный профориентационный маршрут и получить начальные профессиональные навыки по различным профессиям (слесарное дело и деревообработка, гончарное дело, обувное дело, изготовление швейных изделий, парикмахерское дело, отделка и дизайн интерьера и окружающей среды, садоводство);
кабинета здоровья для осуществления проекта "Здорово быть здоровым" с использованием оборудования для работы педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и размещения аппаратно-программного комплекса биологической обратной связи (БОС).
На базе пилотных площадок будет создано сетевое и межведомственное сообщество для педагогических работников и всех заинтересованных вопросами развития образования для обучающихся с ОВЗ лиц. Также будет подписано соглашение с детским технопарком "Кванториум", расположенным на базе МАОУ ДОД "Дворец детского и юношеского творчества" г. Чебоксары, с которым будет организовано взаимодействие по организации системы повышения квалификации учителей предметной области "Технология" и налажено дистанционное взаимодействие в части проведения совместных мероприятий.
Предварительно для успешной реализации данной модели будет приобретено и использовано следующее современное оборудование: аппаратно-про
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.