Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 26.10.2018 N 798-р
(приложение N 2)
Концепция
поддержки образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ) в рамках национального проекта "Образование"
Совершенствование общеобразовательной системы Чувашской Республики, как и общероссийской, направлено на обеспечение эффективности и доступности качественного образования, повышение его открытости, достижение институциональных и системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов, повышение социального статуса и профессионального уровня руководящих и педагогических работников системы образования, в том числе образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее также - коррекционная школа).
Важнейшими задачами для коррекционных школ Чувашской Республики являются создание инновационно-образовательного пространства для взаимодействия и равноправного общения, развитие и формирование учебно-познавательного, творческого потенциала, возможность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Чувашской Республике ведется планомерная работа по решению вопросов соблюдения современного законодательства по развитию коррекционных школ: внедрение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и совершенствование содержания и технологий общего образования, в том числе для коррекционных школ, развитие кадрового потенциала, создание сетевых сообществ по учебным или предметным областям и учебно-методических объединений, реализуются модели включения современных информационно-библиотечных центров (электронных библиотек) в реализацию урочной и внеурочной деятельности, в том числе в коррекционных школах.
Поступательное развитие федеральной системы образования как прорывной сферы стало в республике основанием для разработки долгосрочной государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования" на 2012 - 2020 годы, республиканского комплекса мер по модернизации системы общего образования, муниципальных программ развития, программ развития образовательных организаций Чувашской Республики. Большая и важная часть в этих программах уделена развитию коррекционных школ.
Однако наряду с проводимыми инновационными изменениями в республиканской системе общего образования фиксируется наличие ряда нерешенных задач, которые могут существенно замедлить продвижение процессов модернизации в коррекционных школах.
N пп |
Проблемные вопросы, которые необходимо решать в сфере образования |
1. |
Создание современной материально-технической базы целевого назначения |
2. |
Недостаточное соответствие содержания и качества обучения, воспитания и развития обучающихся коррекционных школ современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, семьи, отдельной личности |
3. |
Недостаточно эффективное развитие сетевых моделей, особенно в области внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах |
4. |
Недостаточный профессиональный уровень методистов и педагогов, занимающихся вопросами внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах |
5. |
Недостаточно сформированное экспертное сообщество, в том числе из числа управленцев и педагогов, способное дать объективную оценку новшествам с целью их дальнейшего инновационного продвижения |
6. |
Отсутствие эффективных механизмов для продвижения приоритетных моделей организации школьного коррекционного образования |
Таким образом, одним из основных направлений совершенствования общеобразовательной системы Чувашской Республики является решение вышеуказанных вопросов с целью трансформации и обновления материально-технической базы коррекционных школ для формирования у учащихся современных технологических навыков, в том числе в дополнительном образовании, и создания республиканских институциональных комплексных моделей для их развития.
а) Статистические данные по сети школ, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу:
количество обучающихся в коррекционных школах, расположенных в городской местности, в Чувашской Республике: 1370 человек;
количество обучающихся в коррекционных школах, расположенных в сельской местности, в Чувашской Республике: 588 человек.
количество коррекционных школ в городской местности: 9;
количество коррекционных школ в сельской местности и малых городах: 6.
количество педагогов коррекционных школ в городской местности: 321 человек;
количество педагогов коррекционных школ в сельской местности и малых городах: 262 человек.
б) Информация о повышении квалификации.
Ежегодно в Чувашской Республике эффективно реализуются программы повышения квалификации педагогических работников и административно-управленческого персонала, в том числе коррекционных школ.
Основная часть педагогов проходит повышение квалификации в Чувашском республиканском институте образования. За 2017/18 учебный год курсы повышения квалификации прошли 444 человека по следующим программам:
"Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (инклюзивное образование)" (72 часа);
"Профессиональная компетентность воспитателя специального (коррекционного) учреждения в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов" (72 часа);
"Профессиональная компетентность учителя-логопеда в рамках требований ФГОС" (72 часа);
"Психолого-педагогические технологии абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов" (72 часа);
"Профессиональная деятельность специалистов сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами" (16 часов).
Учебные модули по инклюзивному образованию (объем 4-8 часов) в рамках курсовой подготовки освоили 2161 человек.
В обучающих семинарах по теме "Формирование Программы коррекционной работы образовательным учреждением в соответствии с требованиями ФГОС" приняли участие 154 человека.
2. Опыт Чувашской Республики в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий в области образования
На территории Чувашской Республики реализуется большое количество проектов и программ самого различного уровня. За последние 5 лет в республике сформированы, внедрены и апробированы следующие значимые инновационные модели, по которым накоплен опыт с возможностью диссеминации в другие регионы.
N пп |
Наименование проекта/ мероприятия |
Статус проекта/ мероприятия |
Количество участников, в т.ч. из других регионов, человек |
Объем и источники финансирования |
Основные результаты |
Практическое применение результатов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Всероссийская конференция "Компетентностные практики в образовании" (март 2014 г.) |
всероссийский |
950 (в т.ч. 400) |
3 млн. рублей, республиканский бюджет Чувашской Республики, бюджет г. Чебоксары, внебюджетные источники |
обсуждены вопросы внедрения ФГОС в общеобразовательных организациях, проведены мастер-классы, представлены модели отработки метапредметных компетенций, в том числе в системе дополнительного образования, с талантливыми детьми и детьми с ОВЗ |
итоги обсуждены на педсоветах, материалы тиражированы и доведены до 100% педагогов республики, методики апробированы в 100% базовых школ |
2. |
Реализация проекта по обучению специалистов "Проектирование программы развития образовательной организации в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды" совместно с АНО ДПО "Институт проблем образовательной политики "Эврика" (2014 - 2015 гг.) |
всероссийский |
105 (в т.ч. 5) |
3,2 млн. рублей, республиканский бюджет Чувашской Республики, местные бюджеты, внебюджетные источники |
в рамках проекта прошли обучение 120 человек из 10 организаций республики (7 ДОУ, 3 школы) по авторской программе Г. Доля "Английская программа развития", закуплены материалы и методика внедрения данной программы в 100% пилотных образовательных организаций |
100% обученных получили документ об обучении и внедряют данную программу в образовательных организациях |
3. |
Проведение в Чувашской Республике первой компетентностной олимпиады школьников совместно с ООО "Открытое образование", ФИРО, МГПИ и пр. (2013 - 2015 гг.) |
всероссийский |
2000 (900) |
8 млн. рублей, республиканский бюджет Чувашской Республики, местные бюджеты, внебюджетные источники |
республика стала федеральной пилотной площадкой для отработки образовательный событий на основе формирования универсальных учебных действий и метапредметных компетенций; обучение прошли педагоги и школьники республики и из других регионов |
в Чувашской Республике накоплен опыт проведения широкомасштабных образовательных событий в рамках реализации ФГОС, опыт работы может быть тиражирован в других регионах |
4. |
Проект молодежного обмена и международного образовательного сотрудничества с Интернациональным союзом Германии (2010 - 2015 гг.) |
международный |
5000 |
более 20 млн. рублей, республиканский бюджет Чувашской Республики, местные бюджеты, внебюджетные источники |
в республике международное сотрудничество осуществляется в течение 15 лет. Подписано соглашение о сотрудничестве. Ежегодно школьники и педагоги республики проходят стажировки в образовательных организациях Германии по вопросам формирования универсальных учебных действий, образования детей в коррекционных школах, предпрофессиональной подготовки, реализации программ |
в Чувашской Республике накоплен опыт международного сотрудничества в области образования и культуры, опыт работы может быть тиражирован в других регионах |
5. |
Реализация республиканской программы в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы по мероприятию 2.4 |
всероссийский |
более 5000, из них 1900 из других регионов Российской Федерации |
более 13 млн. рублей - федеральный бюджет, более 4 млн. рублей - республиканский бюджет Чувашской Республики, 600 тыс. рублей - внебюджетные источники |
в 2015 - 2017 гг. в республике реализован проект по внедрению новых технологий и содержанию обучения в соответствии с новым ФГОС, в том числе для детей с ОВЗ, через создание современной инфраструктуры образовательных организаций и развитие сетевых форм взаимодействия как непременного условия устойчивого развития системы образования Чувашской Республики. В 100% муниципальных образований Чувашской Республики созданы современные информационно-библиотечные центры, пилотные площадки (8), обучено более 5000 педагогических и управленческих работников |
в Чувашской Республике накоплен опыт организации стажировок; в рамках проекта организовано повышение квалификации, проведены семинары, изготовлены печатные материалы |
6. |
Реализация республиканской программы в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы по мероприятию 2.2 "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения (ШсНРО)" |
всероссийский |
более 1000, из них 400 из других регионов Российской Федерации |
более 1,3 млн. рублей - федеральный бюджет, более 150 тыс. рублей - республиканский бюджет Чувашской Республики, 200 тыс. - внебюджетные источники |
в 2016 - 2017 гг. в республике организована система мер, направленных на поддержку общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты через создание, апробацию и реализацию модельного макета республиканской программы повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Обучено более 2000 человек, в 75% муниципальных образований Чувашской Республики созданы модели комплексной оценки выправления результатов школ, имеющих низкие результаты обучения |
в Чувашской Республике накоплен опыт организации стажировок, в рамках проекта организовано повышение квалификации, проведены семинары, изготовлены печатные материалы |
3. Описание площадок организаций
В целях реализации задач по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в республике будет создано 5 пилотных площадок на базе коррекционных школ. Данные площадки будут созданы для решения задач совершенствования содержания технологий организации урочной и внеурочной деятельности для детей с ОВЗ через оборудование функциональных зон трудовых мастерских в целях реализации предметной области "Технология". Деятельность площадок будет направлена на внедрение современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям, на формирование личностных компетенций учащихся, определенных ФГОС, организацию профориентационного сопровождения учащихся 5-9 классов - "Профессиональные пробы", учащихся с ОВЗ 5-7 классов - "Профнавигатор", начального профессионального образования учащихся с ОВЗ 8-9 классов - "Профмастер", а также реализацию проекта "Здоровым быть здорово". Данная работа предполагает использование системно-деятельностного подхода, практикоориентированных, проектных и здоровьесберегающих технологий.
В ходе создания пилотных площадок предполагается оснащение:
проектно-технологических лабораторий (трудовых мастерских) для реализации предметной области "Технология" и организации во внеурочное время с учащимися с ОВЗ 5-9 классов "профессиональных практик", которые позволят им осуществить индивидуальный профориентационный маршрут и получить начальные профессиональные навыки по различным профессиям (слесарное дело и деревообработка, гончарное дело, обувное дело, изготовление швейных изделий, парикмахерское дело, отделка и дизайн интерьера и окружающей среды, садоводство);
кабинета здоровья для осуществления проекта "Здорово быть здоровым" с использованием оборудования для работы педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и размещения аппаратно-программного комплекса биологической обратной связи (БОС).
На базе пилотных площадок будет создано сетевое и межведомственное сообщество для педагогических работников и всех заинтересованных вопросами развития образования для обучающихся с ОВЗ лиц. Также будет подписано соглашение с детским технопарком "Кванториум", расположенным на базе МАОУ ДОД "Дворец детского и юношеского творчества" г. Чебоксары, с которым будет организовано взаимодействие по организации системы повышения квалификации учителей предметной области "Технология" и налажено дистанционное взаимодействие в части проведения совместных мероприятий.
Предварительно для успешной реализации данной модели будет приобретено и использовано следующее современное оборудование: аппаратно-программный комплекс БОС, комплекс "Эффектон Студио", мобильный интерактивный класс, оборудование для фитотерапии, слесарный кабинет, столярный кабинет, оборудование для обувного дела (с комплектом сапожных инструментов), программное обеспечение (для дизайна одежды, интерьера, ландшафта), верстаки (15 шт.), стол для мастера, оборудование для парикмахерского дела, оборудование для строительного дела: учебный комплекс "Технология отделочных работ", 3D-оборудование для образовательного продукта и виртуального путешествия, 3D-программы для представленных профессий, 3D-принтер для создания виртуальных моделей. Для оборудования проектно-технологических лабораторий и кабинета здоровья будут использованы рекомендации типового инфраструктурного листа проектного офиса Минпросвещения России.
Все 5 площадок будут типовыми и размещаться на базе коррекционных школ, обозначенных в таблице.
N пп |
Наименование образовательной организации |
Вид |
Адрес |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики "Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья N 2" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики |
школа для детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата |
428014, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ашмарина, д. 15 |
2. |
Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики "Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики |
школа для детей с умственной отсталостью |
429954, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Набережная, д. 13 |
3. |
Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики "Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики |
школа-интернат для детей с умственной отсталостью |
429124, Чувашская Республика, г. Шумерля, Порецкое шоссе, д. 2 |
4. |
Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики "Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья N 3" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики |
школа для детей с нарушением слуха |
428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Кутузова, д. 54 |
5. |
Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики "Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики |
школа-интернат для детей с умственной отсталостью |
429700, Чувашская Республика, пгт Ибреси, ул. Комсомольская, д. 33 |
Проектные площадки будут расположены в смежных помещениях общей площадью не менее 200 кв. метров с выделением примыкающей зоны рекреации школ, которые будут отремонтированы в соответствии с нормами и требованиями современного законодательства в части обеспечения доступности инфраструктуры.
Для успешной реализации данных задач будет закуплено и использовано современное оборудование для создания проектно-технологических лабораторий (трудовых мастерских) и кабинета здоровья.
Вышеизложенные вопросы, опыт реализации ряда программ и проектов и необходимость дальнейшего инновационного продвижения системы образования в вопросах обновления материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в том числе формирования у обучающихся с ОВЗ современных навыков по предметным областям "Технология", позволяет сформулировать цель и задачи реализации программы в рамках настоящей Концепции.
"Дорожная карта" обновления материально-технической базы на 2019 год и таблица индикаторов приведены в приложении к настоящей Концепции.
4. Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование школ
Функционирование деятельности школ осуществляет команда из 13 человек (11 человек - основные работники, 2 человека (вспомогательный персонал) - на условиях привлеченного специалиста или совместительства на неполный рабочий день (0,5 ставки).
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
1 |
2 |
3 |
Управленческий персонал |
руководитель |
1 |
Основной персонал (учебная деятельность) |
педагог дополнительного образования |
1 |
педагог-психолог, педагог-логопед / дефектолог (2 x 0,5 ставки) |
1 |
|
(2 x 0,5) | ||
педагог по направлению "Технология" |
1 |
|
педагог по направлению "Слесарное дело и деревообработка" |
1 |
|
педагог по направлению "Гончарное дело" |
1 |
|
педагог по направлению "Обувное дело" |
1 |
|
педагог по направлению "Изготовление швейных изделий" |
1 |
|
педагог по направлению "Парикмахерское дело" |
1 |
|
педагог по направлению "Отделка и дизайн интерьера и окружающей среды" |
1 |
|
педагог по направлению "Садоводство" |
1 |
|
тьютор |
1 |
|
Вспомогательный персонал |
бухгалтер |
0,5 |
уборщик служебных помещений |
0,5 |
Ниже приведена примерная калькуляция деятельности центра (операционные расходы). Расчет операционных расходов приведен на одну школу.
Категория персонала |
Ориентировочная заработная плата в месяц (чел./рублей) |
Фонд оплаты труда (год) |
1 |
2 |
3 |
Управленческий персонал | ||
Руководитель |
1 |
180000,00 |
Основной персонал (учебная деятельность) | ||
Педагог-психолог, педагог-логопед / дефектолог (2 x 0,5 ставки) |
2 |
294000,00 |
Педагог дополнительного образования |
1 |
294000,00 |
Педагог по направлению "Технология" |
1 |
294000,00 |
Педагог по направлению "Слесарное дело и деревообработка" |
1 |
294000,00 |
Педагог по направлению "Гончарное дело" |
1 |
294000,00 |
Педагог по направлению "Обувное дело" |
1 |
294000,00 |
Педагог по направлению "Изготовление швейных изделий" |
1 |
294000,00 |
Педагог по направлению "Парикмахерское дело" |
1 |
294000,00 |
Педагог по направлению "Отделка и дизайн интерьера и окружающей среды" |
1 |
294000,00 |
Педагог по направлению "Садоводство" |
1 |
294000,00 |
Тьютор |
1 |
294000,00 |
Вспомогательный персонал | ||
Бухгалтер |
0,5 |
120000,00 |
Уборщик служебных помещений |
0,5 |
67200,00 |
Итого |
|
3601200,00 |
Единый социальный налог (27,1%) |
|
767840,00 |
Итого |
|
4369 040,00 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.