Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 26.10.2018 N 792-р
(приложение N 2)
Концепция
создания центра опережающей профессиональной подготовки
I. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра опережающей профессиональной подготовки в рамках национального проекта "Образование"
Настоящая Концепция разработана в целях разработки и распространения в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование".
Настоящая Концепция определяет цели и задачи создания центра опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП), его организационную структуру и основные принципы функционирования ЦОПП.
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики осуществляет общую координацию деятельности по созданию и функционированию ЦОПП.
Используемые в целях настоящей Концепции понятия означают следующее:
"ПО национального проекта" - проектный офис национального проекта "Образование";
"ведомственный проектный офис", "ведомственный ПО" - ведомственный проектный офис Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по реализации национального проекта "Образование";
"ЦОПП" - центр опережающей профессиональной подготовки;
"первая профессия" - обучение по программам профессионального обучения лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях;
"индивидуальная траектория обучения" - обучение по программам среднего профессионального образования по сформированному индивидуальному учебному плану.
Создание ЦОПП осуществляется в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Целью федерального проекта "Молодые профессионалы" является обеспечение к 2024 году глобальной конкурентоспособности российского образования, создание в Российской Федерации конкурентоспособной системы профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами, в том числе стандартами Ворлдскиллс Россия, и передовыми технологиями.
Реализация проекта направлена на модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Особое место отводится созданию центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) в целях подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, - в том числе по программе ускоренного обучения. ЦОПП обеспечат повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, проведение демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, профориентацию и обучение школьников первой профессии.
Создание ЦОПП в Чувашской Республике позволит системе среднего профессионального образования получить необходимые условия для изучения отечественных и зарубежных тенденций, мониторинга и прогнозирования востребованности рабочих кадров, отбора лучших практик подготовки по программам среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, осуществления краткосрочной профессиональной подготовки за счет модернизации содержания образования путем ориентации его на рыночный спрос, совершенствования системы управления, внедрения инновационных образовательных технологий, проведения итоговой аттестации по программам СПО с использованием механизма демонстрационного экзамена, усиления сетевого взаимодействия с инфраструктурами рынка труда Чувашской Республики.
Кроме того, в ЦОПП будут осуществляться мониторинг и прогнозирование востребованности рабочих кадров на территории Чувашской Республики, формирование условий для внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных программ, обеспечения возможности построения индивидуальных образовательных траекторий, повышение квалификации педагогов и мастеров производственного обучения системы СПО.
Промышленный комплекс Чувашской Республики сегодня представляет собой мощный развивающийся сектор экономики, обеспечивающий базу для развития всех отраслей экономики республики.
За последние годы система подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в Чувашской Республике претерпела существенные изменения. Отличительная особенность преобразований, происходящих в этой сфере, - активная интеграция образовательных учреждений, позволяющая устранить необоснованное дублирование профессий и специальностей, более рационально использовать финансовые ресурсы, кадровый потенциал учебных заведений и материально-техническую и учебно-лабораторную базу.
Одна из основных причин создания ЦОПП в Чувашской Республике - разрыв между скоростью изменения современных технологий и способностью профессиональных образовательных организаций реагировать на эти изменения в кратчайшие сроки, а, следовательно, выпускать специалистов, обладающих необходимыми рынку профессиональными квалификациями.
В Чувашии развиты многие области промышленности, в том числе электротехнический кластер, машиностроение, строительство, компьютерные технологии и др. Все эти направления востребованы на рынке труда и во многих профессиональных образовательных организациях ведется подготовка по соответствующим специальностям, в том числе включенным в перечень ТОП-50.
В настоящее время на рынке труда Чувашской Республики и России к наиболее востребованным профессиям и специальностям относятся:
сборщики электронных систем (специалисты по электронным приборам и устройствам);
специалисты в области контрольно-измерительных приборов и автоматики;
техники по автоматизированным системам управления технологическими процессами;
техники по программированию систем управления и обслуживанию роботизированного производства;
наладчики-ремонтники промышленного оборудования;
специалисты по технологии машиностроения;
техники-конструкторы (инженерный дизайн CAD);
специалисты по аддитивным технологиям (изготовление прототипов);
мобильные робототехники;
техники по композитным материалам и специалисты сварочного производства.
По данным направлениям в регионе имеются развитая материально-техническая база и кадровые ресурсы.
На территории республики функционируют 27 профессиональных образовательных организаций, в том числе 24 государственные, 3 негосударственные. В них обучается около 27 тыс. студентов. В настоящее время профессиональные образовательные организации осуществляют образовательную деятельность по 135 программам среднего профессионального образования, в том числе по 37 программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и 98 программам подготовки специалистов среднего звена. Также программы СПО реализуют 5 образовательных организаций высшего образования и филиалов вузов.
В профессиональных образовательных организациях Чувашской Республики на данный момент работают 1575 педагогов. Все педагогические работники имеют профильное профессиональное образование, в том числе 2 доктора наук, 63 кандидата наук, 89 процентов педагогов имеют высшее образование, 65 процентов - высшую и первую квалификационные категории, в 2017/18 учебном году повысили свою квалификацию в разных формах более 48 процентов педагогических работников. Средний возраст педагогических работников по республике составляет 45 лет. Ежегодно более 40 процентов педагогических работников повышают квалификацию в разных формах. Неотъемлемой частью повышения профессионального уровня педагогов является их стажировка на предприятиях. Стажировку на предприятиях за последние три года прошли 45 процентов педагогических работников, в том числе 40 процентов преподавателей и 85 процентов мастеров производственного обучения. В рамках Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между Кабинетом Министров Чувашской Республики и обществом с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" от 27 февраля 2014 г. N 03/13-5-591-14 в 2014 году на базе ОАО "Промтрактор" создан Учебный центр Чебоксарского машиностроительного техникума для организации стажировок преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по отрасли "Машиностроение". Изменения, произошедшие в социальной и экономической сфере, в значительной мере изменили ситуацию в традиционно сложившемся профессиональном образовании в Чувашской Республике. В результате преобразований для обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в квалифицированных кадрах и специалистах среднего звена выстроена новая типология учреждений профессионального образования, реализующая образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, программы профессионального обучения и программы дополнительного профессионального образования. Реализация новой типологии учреждений профессионального образования способствовала интеграции учебной и производственной деятельности, динамичному расширению разнообразия специальностей и профессий, необходимых для экономики республики, повышению статуса образовательных учреждений.
Адаптация системы профессионального образования к рыночным условиям предполагает ее жесткую нацеленность на конечный результат - трудоустройство выпускников. Как показывает статистика, все больше выпускников оказываются востребованными и их трудоустройство с каждым годом становится все успешнее.
В целях проведения анализа занятости выпускников в течение первого года после выпуска Минобразования Чувашии ежемесячно проводит мониторинг трудоустройства и работы выпускников очной формы обучения образовательных организаций профессионального образования. С 2013 года в данный мониторинг включен показатель "Численность нетрудоустроенных выпускников и место регистрации данной категории", что позволяет проводить адресную работу с данной категорией выпускников. Так, по результатам мониторинга трудоустройства выпускников 2016/17 учебного года по состоянию на 1 июля 2018 г. (то есть через год после выпуска) трудоустроены и работают по полученной квалификации 59,8 процента выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, 13,7 процента - продолжили учебу на различных уровнях профессионального образования, 17,0 процента - призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, 3,5 процента - находятся в отпуске по уходу за ребенком, 6,0 процента - не трудоустроены.
Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие в системе среднего профессионального образования в Чувашской Республике в ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61, Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497, государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642, государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 декабря 2011 г. N 589, реализованные меры не позволяют провести комплексную модернизацию организаций СПО в целях устранения дефицита рабочих кадров. Система профессионального образования недостаточно быстро реагирует на запросы рынка, не во всех техникумах и колледжах развита инфраструктура, не хватает современного оборудования, отсутствуют обученные передовому опыту педагогические кадры, недостаточно развито дополнительное профессиональное образование, не в каждой профессиональной образовательной организации функционируют центры дополнительного образования, включая работу со взрослым населением, не на достаточно высоком уровне организована работа по профессиональной ориентации обучающихся, не систематизирована работа созданных в регионе центров инсталляции рабочих профессий.
Для создания современной системы подготовки кадров стратегически важно преодоление следующих негативных факторов:
отсутствие объективной оценки потребностей экономики в кадрах;
недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций специалистов среднего звена среди населения;
недостаточный уровень взаимодействия профессиональных образовательных организаций, предприятий реального сектора экономики, социальной сферы;
несоответствие материально-технической базы профессиональных образовательных организаций современным требованиям экономики;
низкие темпы развития профессионального обучения взрослых, преобладание в этой деятельности устаревших технологий и практик обучения;
недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации и консультирования;
недостаточное участие профессиональных образовательных организаций в профильном обучении учащихся общеобразовательных школ в целях их профессиональной ориентации на дальнейшее получение профессий и специальностей, востребованных на рынке труда Чувашской Республики.
Кроме того, обратной стороной стремительной модернизации и технологического развития отраслей экономики выступает запаздывающий, реактивный характер адаптации техникумов и колледжей к происходящим изменениям и, как следствие, продолжение подготовки кадров, обладающих невостребованными компетенциями и квалификацией. В сложившихся условиях целесообразна реализация комплекса превентивных мер, направленных на борьбу с прогнозируемой структурной безработицей на региональном уровне. Это означает, что объемы и профили подготовки кадров со средним профессиональным образованием должны удовлетворять как текущим запросам работодателей, так и перспективным потребностям социально-экономического развития региона.
Важнейшим направлением совместной работы органов исполнительной власти Чувашской Республики, объединений работодателей должно стать изменение механизмов формирования и распределения государственного задания и государственного заказа на подготовку кадров учреждениями профессионального образования на основе согласованного прогноза потребностей экономики и социальной сферы. Действующий сегодня механизм формирования государственного задания на подготовку кадров слабо связан с направлениями и масштабами социально-экономического развития Чувашской Республики.
В связи с этим назрела необходимость в создании в регионе ЦОПП, который станет двигателем развития региональной системы опережающей подготовки квалифицированных кадров, "вытягивая" слабые образовательные организации на качественно новый уровень. ЦОПП обеспечит быстрое реагирование на запросы работодателей путем формирования ускоренных программ подготовки кадров, повышение квалификации педагогических работников с учетом современных тенденций и опыта Ворлдскиллс Россия, реализацию программ профессионального обучения для школьников и т.д.
ЦОПП должен стать агрегатором и оператором ресурсов региона для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс Россия.
ЦОПП, созданный в Чувашской Республике, станет интегратором, координатором деятельности профессиональных образовательных организаций в форме сетевого взаимодействия по использованию современного оборудования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в следующих отраслях экономики:
электроэнергетика;
машиностроение и металлообработка;
химическая и нефтехимическая промышленность;
микробиологическая промышленность;
полиграфическая промышленность;
IT-технологии.
Кроме того, ЦОПП станет инновационной сетевой площадкой для организации повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, профориентации школьников и обучения первой профессии.
II. Опыт Чувашской Республики в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
Чувашская Республика имеет значительный опыт в реализации масштабных федеральных и международных проектов в сфере образования.
В 2008 году Чебоксарский электромеханический колледж, благодаря поддержке основного стратегического партнера ООО "ККУ "Концерн "Тракторные заводы", стал победителем конкурсного отбора Минобрнауки России государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в области машиностроения. Благодаря победе в конкурсном отборе Чувашской Республике оказана финансовая поддержка из федерального бюджета в объеме 30 млн. рублей.
В 2009 году победителем конкурсного отбора в рамках национального проекта "Образование" стал Чебоксарский машиностроительный техникум. Объем федеральных средств, направленных на реализацию инновационной образовательной программы "Создание образовательно-производственного комплекса интегрированной двухуровневой подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования для высокотехнологичных производств", составил 45,3795 млн. рублей.
В 2010 году Чебоксарский электромеханический колледж Минобразования Чувашии стал победителем федерального конкурса по реализации программ прикладного бакалавриата.
В 2011 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61, на базе Чебоксарского электромеханического колледжа Минобразования Чувашии реализован федеральный проект по модернизации системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области энергетики на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра. Созданный на базе колледжа Межрегиональный ресурсный центр подготовки специалистов в области энергетики, реализующий новую сетевую модель взаимодействия учебных заведений, сегодня объединяет 27 учреждений профессионального образования из 16 регионов России: Чувашской Республики, Ульяновской, Нижегородской, Воронежской, Астраханской, Волгоградской, Самарской, Кировской, Челябинской, Ростовской, Саратовской областей, Алтайского края, Красноярского края, Краснодарского края, Приморского края и Республики Татарстан. Объем финансовых средств, выделенных из федерального бюджета, составил 100 млн. рублей.
В 2013 году Чувашская Республика вошла в число победителей конкурсного отбора на 2014 и 2015 годы региональных программ развития образования, благодаря чему в 2014 и 2015 годах на развитие системы среднего профессионального образования республика получила финансовую поддержку из федерального бюджета в объеме 52,9 млн. рублей. В рамках реализации региональной программы развития среднего профессионального образования в республике создано 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций по кластерам "Строительство", "Машиностроение", "Электротехника", "Жилищно-коммунальное хозяйство" "Сельское хозяйство", "Транспорт" и "Сфера обслуживания" и МЦПК для химической отрасли. С целью обеспечения предприятий реального сектора экономики квалифицированными кадрами в республике созданы 14 ресурсных центров, оснащенных современным учебным и технологическим оборудованием. По опыту Республики Корея на базе техникумов и колледжей созданы и эффективно функционируют 8 профильных центров инсталляции рабочих профессий в области машиностроения, транспорта, общественного питания, строительства, городского хозяйства, дошкольного образования. В профильных центрах у молодежи появилась возможность не только расширить свое представление о мире рабочих профессий, но и попробовать себя в них, выбрать ту, которая им подходит.
Совместно с крупными работодателями создаются учебные центры и корпоративные центры профессиональных квалификаций. С 2013 года на базе Чебоксарского электромеханического колледжа действует Центр подготовки рабочих и специалистов по производству и обслуживанию высокотехнологичной электроники ОАО "Элара", на базе Чебоксарского электроаппаратного завода - аналогичный центр по подготовке рабочих кадров энергетических служб по всем видам применяемого электротехнического оборудования предприятий нефтегазового, электроэнергетического комплексов, машиностроения, транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства. На базе Чебоксарского техникума строительства и городского хозяйства с декабря 2014 года действует учебный центр повышения квалификации "ТехноНиколь: Строительная Академия" для обучения специалистов по коттеджному и малоэтажному строительству, технической изоляции, кровельным работам на основе мировых передовых технологий.
Подготовку кадров по основным профессиям трубопроводного транспорта нефти в Канашском транспортно-энергетическом техникуме курирует одна из крупнейших организаций системы "Транснефть" - АО "Транснефть-Прикамье". Для подготовки рабочих по эксплуатации нефтепроводов в рамках программы развития компании проведена полная реконструкция имущественного комплекса техникума на общую сумму 422,92 млн. рублей, что позволило начать подготовку по 7 новым востребованным профессиям. Содержание обучения при реализации программ СПО определяется федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими корпоративными регламентами компании "Транснефть". Дополнительные рабочие квалификации, необходимые выпускнику для того, чтобы сразу приступить к работе, осваиваются студентами в форме профессионального обучения. Актуальность содержания образовательных программ поддерживается благодаря договору с ООО "НИИ Транснефть", согласно которому техникум ежемесячно получает обновленный реестр нормативных документов, внедряемых в компании. Помимо этого, согласно требованиям ФГОС, содержание основных модулей и дисциплин ежегодно перед началом учебного года проходит согласование в курирующих отделах АО "Транснефть-Прикамье". Начиная с 2012 года техникум является корпоративным образовательным учреждением ОАО "АК "Транснефть". С момента начала сотрудничества с компанией в техникуме обучено и направлено для трудоустройства в организации системы "Транснефть" свыше тысячи выпускников по основным профессиям трубопроводного транспорта нефти. Ежегодно предприятие оказывает техникуму целевую благотворительную помощь на сумму свыше 20 млн. рублей, средства идут на выплату корпоративной стипендии студентам, содержание и обновление учебно-материальной базы. Уникальное оборудование учебно-производственных мастерских позволяет обучить будущих специалистов профессиональным навыкам в соответствии с возрастающими требованиями производства, проводить повышение квалификации и переподготовку рабочих на аналогах оборудования социальных партнеров. В 2013 году на базе техникума создан Многофункциональный центр профессиональных квалификаций трубопроводного транспорта нефти, основной задачей которого является удовлетворение потребностей организаций системы "Транснефть" европейской части России и ближнего зарубежья в повышении квалификации персонала. Ежегодно в центре проходят обучение свыше 7000 человек.
В 2015 году Чувашия стала одним из 7 регионов России по реализации крупномасштабного федерального проекта по созданию межрегиональных центров компетенций. Благодаря победе в конкурсном отборе в 2016 году на базе Чебоксарского электромеханического колледжа создан МЦК в области промышленных и инженерных технологий по специализации "Автоматизация, радиотехника и электроника". Благодаря участию в федеральном проекте при поддержке Правительства Российской Федерации на создание условий для обеспечения подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями направлено 631 млн. рублей, из них 78 процентов за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики. За 2016 - 2017 годы на базе МЦК созданы 19 современных лабораторий и 7 мастерских, оснащенных самым новейшим инновационным и высокотехнологическим оборудованием, на 341 рабочее место и тренировочный полигон по четырем компетенциям Ворлдскиллс Россия: Промышленная автоматика, Электроника, Лабораторный химический анализ, Техническое обслуживание медицинской техники.
В 2016 году Чувашская Республика приступила к реализации приоритетного проекта "Рабочие кадры для передовых технологий", который предусматривает создание конкурентоспособной системы СПО, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. В рамках проекта разработаны региональные перечни наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей, создаются специализированные центры компетенций по стандартам "Ворлдскиллс Россия", внедряется демонстрационный экзамен. 85 процентов техникумов и колледжей уже ведут подготовку кадров по профессиям и специальностям, входящим в перечень ТОП-50, в 2017/18 учебном году 63 процента учебных заведений начали подготовку кадров уже по новым федеральным государственным образовательным стандартам в соответствии с международными требованиями и передовыми технологиями, на обучение по новым ФГОС СПО по ТОП-50 было принято более 1,5 тыс. человек. На сегодняшний день статус специализированного центра компетенций, аккредитованного по стандартам Ворлдскиллс Россия, присвоен трем техникумам и колледжам: техникуму технологии питания и коммерции, техникуму транспортных и строительных технологий, Межрегиональному центру компетенций - Чебоксарскому электромеханическому колледжу, который получил федеральный статус СЦК.
В 2017 году Чувашская Республика приняла участие в отборе субъектов Российской Федерации на софинансирование из федерального бюджета программ модернизации системы профессионального образования на основе развития инновационной сети распространения лучших практик подготовки кадров по ТОП-50. Благодаря этому в 2018 году в Чувашской Республике создана региональная площадка сетевого взаимодействия, осуществляющая координацию и ресурсную поддержку разработки актуальных для Чувашской Республики инновационных программ и технологий обучения по профессиям и специальностям, включенным в перечень ТОП-50, и распространения их в региональной сети в области искусства, дизайна и сферы услуг. На реализацию проекта направлено более 8 млн. рублей, в том числе более 7,5 млн. рублей - средства федерального бюджета, около 0,5 млн. рублей - средства республиканского бюджета Чувашской Республики.
В республике проведена широкомасштабная работа в рамках реализации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста. При участии Агентства стратегических инициатив были разработаны подходы к прогнозированию кадровых потребностей, профессиональной ориентации, актуализации программ СПО, сформированы практики дуального обучения. В пилотном формате в рамках внедрения стандарта в 2017 году прошел демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия по 4 компетенциям. Проверку профессиональных компетенций в соответствии с международными требованиями прошли 76 студентов выпускных курсов техникумов и колледжей. По итогам проведения демонстрационного экзамена в 2018 году Чувашская Республика заняла 22 место среди субъектов Российской Федерации по уровню вовлеченности в проект по внедрению демонстрационного экзамена, значительно улучшив свои позиции по сравнению с 2017 годом. Если в 2017 году проверку профессиональных компетенций в соответствии с международными требованиями прошли 76 студентов выпускного курса техникумов и колледжей, то в 2018 году количество участников демонстрационного экзамена выросло до 342 человек, количество участвующих образовательных организаций выросло с 2 до 10, количество компетенций - с 4 до 14. По результатам исследования, проведенного Высшей школой экономики, по типу участия регионов в демонстрационном экзамене Чувашская Республика отнесена к типу "Кадры решают все", где ставка сделана на развитие кадрового потенциала, т.е. больше половины мастеров производственного обучения прошли обучение в Академии WorldSkills Russia.
Для значительного повышения качества подготовки рабочих и специалистов необходимо включать в образовательный процесс современные образовательные и передовые производственные технологии в соответствии с требованиями ведущих работодателей, а также требованиями к подготовке специалистов, предъявляемыми на международном уровне. В целях реализации инновационной модели профессионального образования и повышения престижа рабочих специальностей в 2012 году Чувашская Республика присоединилась к движению WorldSkills Russia, став вторым регионом в России. На сегодня 40 процентов основных профессиональных образовательных программ СПО, реализуемых профессиональными образовательными организациями, модернизированы в соответствии с требованиями Ворлдскиллс Россия. Доля педагогических работников, повысивших квалификацию по вопросам повышения качества образования в контексте Ворлдскиллс Россия, за последние три года составила 27,7 процента.
В период с 2012 по 2017 год проведено 6 региональных чемпионатов по 32 компетенциям. На 43 мировом чемпионате по профессиональному мастерству "Worldskills Competition-2015" (Бразилия, г. Сан-Паулу, 11-16 августа 2015 г.) в составе национальной сборной принял участие выпускник Чебоксарского техникума технологии питания и коммерции Александр Гониашвили и завоевал медали "За высшее мастерство" Medallions of Excellence (компетенция "Поварское дело") и "Best of nation". Неплохие результаты показала делегация Чувашии по итогам участия в финале VI Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) (г. Южно-Сахалинск). Студенты из Чувашии завоевали 1 золотую медаль, 1 серебряную, 2 бронзовые медали и три медали за профессиональное мастерство (Medallion for Excellence).
У Чувашской Республики богатый опыт проведения заключительных этапов Всероссийских олимпиад профессионального мастерства по профессиям и специальностям среднего профессионального образования. Так, за последние 5 лет в республике было проведено 10 заключительных этапов Всероссийских олимпиад. Всего за этот период победителями и призерами заключительных этапов Всероссийских олимпиад стали 32 студента профессиональных образовательных организаций, в том числе: в 2016 году - 1 победитель, в 2017 - 2 победителя, в 2018 году - 2 призера.
Обеспечение реализации права инвалидами и лицами ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
В 2017 году в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297, между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики подписано Соглашение о предоставлении субсидии бюджету Чувашской Республики из федерального бюджета на создание в 2017 году базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку функционирования региональной системы инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Базовая профессиональная образовательная организация создана на базе Чебоксарского экономико-технологического колледжа, где обучается около 50 процентов студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в профессиональных образовательных организациях республики. На оснащение базовой профессиональной образовательной организации в 2017 году Чувашской Республике предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 7,8 млн. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики направлено 587,1 тыс. рублей.
В 2017 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497, Чувашская Республика приняла участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета на создание Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ). На создание центра в 2018 году направлено около 3,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики.
В октябре 2018 года Чувашская Республика вошла в число победителей в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на создание условий для получения среднего профессионального образования людьми с ограниченными возможностями здоровья, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642. На развитие Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в 2019 году будет направлено около 3,5 млн. рублей, в том числе около 3,2 млн. рублей за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета.
В целях содействия развитию профессиональной инклюзии обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья на рынке труда в 2017 году в Чувашии впервые прошел региональный этап III Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью "Абилимпикс". Победители регионального этапа Национального конкурса профессионального мастерства "Абилимпикс" приняли участие в III Национальном чемпионате конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью "Абилимпикс", который прошел с 1 по 3 декабря 2017 г. в г. Москве. В чемпионате приняли участие 8 конкурсантов, 1 из которых стал призером в компетенции "Резьба по дереву".
В октябре 2018 года в Чувашии прошел региональный этап IV Национального чемпионата профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс". Участниками регионального этапа стали 64 человека, в том числе 30 студентов, 24 школьника, 10 работающих специалистов. Соревнования проходили по 12 компетенциям, в том числе по шести компетенциям для студентов, по четырем - для школьников, по двум - для специалистов. Победители регионального этапа примут участие в IV Национальном чемпионате "Абилимпикс", который пройдет с 20 по 23 ноября 2018 года в г. Москве. В чемпионате планируется участие 12 конкурсантов из Чувашии.
В целях развития в Чувашской Республике движения "Абилимпикс", а также проведения конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью в 2017 году на базе Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии создан Региональный центр развития движения "Абилимпикс" и волонтерский центр "Абилимпикс".
В развитие системы среднего профессионального образования Чувашской Республики за последние 5 лет инвестировано около 7 млрд. рублей, 78,7 процента из которых составляют средства республиканского бюджета Чувашской Республики. На обновление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций за последние три года направлено 260 млн. рублей. Это позволило создать современную инновационную структуру среднего профессионального образования и соответственно повысить качество подготовки выпускников и эффективность участия наших
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.