Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 26.10.2018 N 793-р
(приложение N 3)
Концепция
создания и развития республиканского центра по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию и развитию республиканского центра по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи (далее - Центр) в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета:
а) проблематика и предполагаемые результаты
С 2012 года в России реализуется Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Развитие интеллектуального потенциала страны и образование одаренных детей и талантливой молодежи являются одними из общенациональных приоритетов.
В Концепции отмечается: "Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность". В основных положениях Концепции акцент делается не на отборе или выявлении особо перспективных молодых граждан, а на стимулировании роста творческого потенциала каждого молодого гражданина страны независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
В связи с этим необходим новый формат работы с одаренными детьми. Система сопровождения и развития талантов, инструментарий, используемый в работе с одаренными детьми, должны постоянно совершенствоваться.
Чувашская Республика является регионом с экономическим и научным потенциалом, в котором можно выделить такие кластеры, как промышленный, электротехнологии, IT-технологии, химия, новые материалы, лазерные технологии и др. Жизнеспособность кластерной структуры Чувашской Республики определяется наличием ведущих для кластера профильных университетов, окруженных эффективной научной инфраструктурой, составляющей ядро научно-образовательного каркаса и ориентированной на потребности отраслевого кластера, а также учреждений профессионального образования. Таким примером являются ФГБОУ ВО "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова", ФГБОУ ВО "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия", Чебоксарский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московского политехнического университета и др. Однако в условиях современных вызовов, стоящих перед республикой, накопленный опыт в работе с одаренными детьми нуждается в дальнейшем развитии.
Необходимо отметить, что среди регионов Приволжского федерального округа Чувашская Республика является единственным регионом, в котором не создан Центр. В системе преемственности "школа - профобразование - вуз" недостаточно развита система сетевого взаимодействия, нет единой образовательной программы. В настоящее время школами заключаются в основном договоры о сотрудничестве, которые подразумевают участие в разовых мероприятиях.
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ежегодно утверждает перечень республиканских мероприятий, в том числе олимпиадных, которые позволяют обучающимся проявить себя по всем видам одаренности. Тем не менее:
отсутствует единый информационный портал, позволяющий получить ребенку не только информационную поддержку, но и дающий возможность пройти дистанционное обучение, принять участие в интерактивном мастер-классе, олимпиаде ведущих вузов Российской Федерации и др.;
не сформирован единый план всех мероприятий по направлениям, который бы объединил ресурсы образовательных организаций.
Школьники Чувашии активно принимают участие в региональных, межрегиональных и всероссийских олимпиадах, в которых многие из участников показывают высокие результаты. Однако единого информационного ресурса об одаренных и талантливых детях в республике нет, каждая организация ведет свой реестр одаренных и талантливых детей.
Новым направлением в подготовке обучающихся к интеллектуальным конкурсам и мероприятиям является создание центров по подготовке к олимпиадам на базе ведущих общеобразовательных организаций Чувашской Республики. Но, как показывает практика, данные центры в настоящее время сконцентрированы на работе с одаренными детьми в рамках своего образовательного учреждения. Требуется разработать отдельные планы работы центров по подготовке к олимпиадам и рассмотреть возможность более широкого привлечения обучающихся из разных муниципальных образований к подготовке в них.
Анализ показывает, что основной проблемой в работе с одаренными детьми является отсутствие системного подхода:
недостаточно сформирована система выявления и диагностики одаренных детей, психолого-педагогического сопровождения, что приводит к несвоевременной идентификации одаренности детей;
реализация общеобразовательных дополнительных программ не предусматривает мероприятия в течение учебного года, отсутствует системный подход к организации специализированных (профильных) и проектных смен;
не развита система работы с одаренными детьми в сельских муниципальных образованиях, отдаленных от центра республики;
в школах не в полной мере обеспечивается индивидуальное развитие детей с повышенным интеллектуальным, творческим потенциалом;
работа по выявлению и сопровождению талантливого ребенка требует специальной подготовки учителя, системного повышения его квалификации и предоставления возможности получения методической и научной поддержки;
недостаточный уровень материально-технической базы образовательных организаций.
Приведенные доводы являются основанием для принятия решения о создании на территории Чувашской Республики Центра, актуализации положений Концепции развития одаренных детей и молодежи Чувашской Республики, утвержденных актом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, реализация которой позволила бы вывести систему образования в Чувашской Республике по данному направлению на иной качественный уровень.
Деятельность Центра должна быть направлена на создание единой региональной сети, включающей образовательные организации всех уровней, для обеспечения технологической подготовки обучающихся, организации научно-технического, художественного творчества и спорта.
За основу модели Центра взята модель Образовательного центра "Сириус".
Цели и задачи Центра:
консолидация ресурсов образовательных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными детьми и молодежью, организаторов мероприятий, способствующих их выявлению;
разработка и реализация образовательных программ для одаренных детей, включая реализацию на своей площадке интенсивных образовательных программ;
координация особо значимых образовательных мероприятий по выявлению выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи, организованных в Чувашской Республике, в том числе начиная с муниципального уровня, проведение их на площадке Центра, сбор и анализ результатов мероприятий;
участие в формировании образовательной политики в области развития таланта в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;
организация совместной деятельности, реализация совместных образовательных программ, мероприятий с организациями и предприятиями-партнерами по дальнейшему развитию проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи, а также содействие в их трудоустройстве после получения профессионального образования;
повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и управленческих кадров для работы с проявившими способности и высокомотивированными детьми и молодежью;
создание и развитие информационных ресурсов для проявивших выдающиеся способности высокомотивированных детей, а также работающих с ними педагогов;
анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию проявивших способности и высокомотивированных детей;
обмен опытом по выявлению, поддержке, сопровождению и развитию проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи с центрами из других регионов.
Деятельность Центра ориентирована на проектирование и реализацию интенсивных профильных краткосрочных программ (14-24 дня) с круглосуточным пребыванием детей по направлениям "Наука" (математика, физика, химия, биология), "Искусство" (исполнительское мастерство, художественное творчество, балетное искусство), "Спорт" (хоккей, фигурное катание, шахматы). Ядром является направление "Наука". Планируется, что численность участников каждого направления составит до 100 человек. В первый год работы Центра максимальное количество участников профильных смен - 500 человек.
Зачисление школьников на профильные программы и проекты будет осуществляться на основе конкурсного отбора.
На развитие профильных программ выделяется 240 часов, в том числе: профильная программа - 90 часов, общеобразовательная программа - 60 часов, дополнительные развивающие программы - 90 часов. Основной задачей профильной образовательной программы является максимальное эффективное использование возможности объединения на одной площадке детей, прошедших конкурсный отбор, ведущих преподавателей вузов, научных сотрудников, специалистов предприятий, тренеров и деятелей искусств.
По каждому профильному направлению в каждой возрастной параллели формируются группы численностью 10 человек (по 2 группы в каждой возрастной параллели).
Организация образовательного процесса в Центре ориентирована на систему обучения в образовательных организациях высшего образования. Это обеспечивает непрерывность образования и его преемственность, способствует психологической адаптации школьников к продолжению обучения в вузе.
Основными формами организации учебно-воспитательного процесса в Центре являются:
лекционная система занятий по профильным дисциплинам (обучающиеся на этих предметах объединяются по профильным направлениям);
групповые формы работы при выполнении практических занятий, лабораторных работ в рамках проектной и исследовательской деятельности;
система индивидуальной подготовки и консультаций, организация очно-заочных и сезонных школ;
дистанционное обучение.
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в Центре являются прохождение обучающимися Центра практики на базе вузов, предприятий-кураторов, выполнение проектных заданий от предприятия-куратора, участие в совместных проектах с центрами молодежного инновационного творчества, участие в конкурсных состязаниях (испытаниях), учебно-тренировочных сборах интеллектуальной, исследовательской направленности регионального, всероссийского и международного уровня.
Первая половина дня наполнена лекционными и групповыми занятиями, вторая половина дня направлена на индивидуальную подготовку, спортивную и досуговую деятельность.
Большое внимание в Центре планируется уделять развитию олимпиадного движения. Достижения обучающихся в олимпиадах должны быть важными показателями качества образования в Центре.
Одним из направлений работы Центра станет модель постсопровождения, которая дает возможность продолжить развитие обучающихся в рамках профиля после окончания очной программы.
Принятые меры позволят выстроить республиканскую систему выявления и развития молодых талантов как совокупность институтов, программ и мероприятий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей всех детей и молодежи в целях достижения ими выдающихся результатов в избранной сфере профессиональной деятельности и высокого качества жизни.
Ожидаемые результаты:
обеспечение участия к 2024 году не менее 85% обучающихся в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", направленных на раннюю профориентацию, начиная с 2019 года;
реализация комплекса мер по вовлечению в различные формы сопровождения, наставничества и шефства к 2024 году не менее 70% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, начиная с 2020 года;
реализация комплекса мер по созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий, с достижением в 2024 году охвата не менее 70% детей, начиная с 2019 года;
внедрение в 2021 году целевой модели функционирования коллегиальных органов управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, на принципах вовлечения общественно-деловых объединений в целях участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления образовательной организацией, в том числе обновления образовательных программ;
реализация комплекса мер по созданию условий для освоения обучающимися 5-11 классов основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения в 2024 году;
создание республиканской модели работы с одаренными детьми, обеспечение межведомственного взаимодействия по организации работы с одаренными детьми по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт";
развитие сети образовательных организаций, осуществляющих выявление, сопровождение одаренных детей и молодежи на всех уровнях образования, разработка и апробация новых образовательных программ, эффективных методик, технологий работы с одаренными детьми;
увеличение количества педагогов, владеющих современными образовательными технологиями работы с одаренными детьми, создание сетевого сообщества педагогов-новаторов, работающих с одаренными детьми;
увеличение количества одаренных детей и талантливой молодежи, участвующих и показывающих высокие результаты в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах разного уровня, создание сетевого сообщества ассоциации победителей и призеров всероссийской олимпиад;
создание муниципальных ресурсных центров, Единого информационно-образовательного портала "Одаренные дети" Чувашской Республики", организация электронного учета детей и осуществление подключения к государственному информационному ресурсу;
создание системы стимулирования одаренных детей и талантливой молодежи, их педагогов-наставников.
"Дорожная карта" создания и развития республиканского центра по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи Чувашской Республики представлена в приложении к настоящей Концепции;
б) данные по региональной сети работы с одаренными детьми, их количеству, кадровому составу Центра
Всего в Чувашской Республике функционируют 385 образовательных организаций, в том числе 7 лицеев, 10 гимназий, 13 общеобразовательных организаций с углубленным изучением отдельных предметов, 104 учреждения дополнительного образования по всем направлениям, 27 учреждений профессионального образования и 14 образовательных организаций высшего образования.
Ежегодно школы республики входят в перечень лучших школ, который составляет Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке МИА "Россия сегодня" и "Учительской газеты" при содействии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в сфере образования. За последние 3 года в рейтинг ТОП-500 лучших школ включены более 12 школ, в рейтинге ТОП-200 в 2018 году - 2 школы, в рейтинге лучших сельских школ (ТОП-300) оказались 11 общеобразовательных организаций из Чувашии.
В рейтинге регионов, формируемом по итогам заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников, Чувашская Республика на протяжении последних четырех лет входит в десятку лучших субъектов Российской Федерации.
В 2017 году Чувашская Республика стала лидером в сфере среднего профессионального образования по результатам исследования "Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов", презентованного на Петербургском международном экономическом форуме.
В республике функционируют 7 ресурсных центров по работе с одаренными детьми (2017 год - 1), создан центр по работе с одаренными детьми на базе ФГБОУ ВО "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова", на базе 3 вузов республики реализуются дополнительные общеобразовательные программы для детей с охватом более 3000 человек.
Школьники Чувашии принимают участие в профильных и проектных сменах Образовательного центра "Сириус". В настоящее время более 100 школьников уже приняли участие в различных программах.
На базе ГАУ Чувашской Республики "Центр внешкольной работы "Эткер" Минобразования Чувашии реализуется дополнительная общеобразовательная программа "Республиканская многопредметная школа для одаренных детей "Индиго" с охватом 450 человек. По итогам реализации программы в 2018 году 57% обучающихся по программе стали победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.
Особое место в развитии проектной и исследовательской деятельности занимают республиканские научно-практические конференции обучающихся "Я - исследователь" (дошкольники и младшие школьники), "Мой выбор" (5-7 классы), "Exselsior" (8-11 классы). По итогам 2017/18 учебного года в конференциях приняли участие более 2000 школьников, из них 252 участника стали победителями и призерами.
В рамках взаимодействия общеобразовательных организаций с образовательными организациями высшего образования проводится работа по сопровождению предпрофильного и профильного обучения. Так, организована работа по реализации республиканского проекта "Инженерно-технические классы", в котором принимают участие 124 общеобразовательные организации Чувашской Республики, в школах функционируют профильные классы с охватом 8600 человек. Наиболее востребованными профилями являются физико-математический (2261 человек), естественнонаучный (815 человек), технический (672 человека), социально-экономический (546 человек). В рамках сетевого взаимодействия педагогами вузов проводятся выездные открытые уроки для школьников и семинары для педагогов по данным направлениям. Силами вузов также для школьников республики реализуются проекты "Университетские субботы" (7-11 классы), "Университет для детей" (1-6 классы), "Малый физмат", "Агроклассы" и др. Всего более 5000 школьников в течение года принимают участие в мероприятиях данных проектов.
В Чувашской Республике также создана инфраструктура для одаренных детей по направлениям "Искусство" и "Спорт": функционируют Чувашский государственный институт культуры, Чебоксарское музыкальное училище, Чебоксарское художественное училище, училище олимпийского резерва. Во внеурочное время, а также в рамках республиканского проекта "Живые уроки" школьники имеют возможность посещать культурно-досуговые учреждения (музей, театры, выставочные комплексы). Тренировки спортсменов проводятся в современных физкультурно-оздоровительных комплексах (созданы во всех муниципальных районах и городских округах), ледовых дворцах г. Чебоксары: "Арена" и "Спартак", на стадионах. В Чувашии в рамках подпрограммы "Государственная поддержка развития образования" государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования", реализуется мероприятие "Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом".
С целью профориентационной работы и развития профессиональных компетенций в республике реализуются программы "ЮниорПрофи" (JuniorSkills) и "WorldSkills Юниор". На постоянной основе для школьников действуют учебно-тренировочные сборы, образовательные стажировки, отборочные соревнования и региональные чемпионаты. В настоящее время по программам профессиональной подготовки обучаются более 200 школьников.
Для работы с одаренными и талантливыми детьми в течение каникулярного периода организованы специализированные (профильные) смены, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с образовательными организациями высшего образования республики. Так, в 2018 году было запланировано и реализовано проведение 13 профильных смен с участием более 800 школьников (2017 год - 9 профильных смен и более 700 школьников соответственно). Деятельность профильных смен была направлена на углубление и расширение полученных знаний в рамках дополнительных общеобразовательных программ:
по направлению "Наука" - "Экология", "Робототехника, 3D-моделирование", "Английские каникулы", "Олимпиада.ru", "Компетентностная олимпиада", "Нано-градЧ".
по направлению "Искусство" - "Арт-лето", "Сводный детский хор";
по направлению "Спорт" - учебно-тренировочные сборы детских спортивных школ по предпрофильной подготовке "Легкая атлетика", "Каратэ", "Футбол", "Хоккей" и др.
Таким образом, в республике имеется кадровый потенциал, готовый организовать работу с одаренными детьми и молодежью.
Планируется, что в Центре будут работать педагогические работники, прошедшие конкурсный отбор и последующее повышение квалификации по направлению работы с одаренными детьми, а также ведущие педагогические работники и педагоги образовательных организаций Чувашской Республики, в том числе имеющие победителей и призеров регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников.
Структура Центра представлена:
управленческим персоналом (директор, заместитель директора) - 2 человека;
основным учебным персоналом и привлеченными специалистами - 27 человек;
специалистами и служащими, обслуживающим персоналом - 27 человек.
Непосредственное руководство Центром осуществляет директор. В функции заместителя директора входит организационное обеспечение деятельности Центра.
Коллективную и индивидуальную работу с учащимися, лекционную работу, организацию занятий, мастер-классов и руководство научно-исследовательскими проектами проводят преподаватели ведущих образовательных организаций в Чувашской Республике. Взаимодействие с Образовательным центром "Сириус", другими федеральными структурами, в функции которых входит сопровождение работы с одаренными детьми, а также организация работы в районах и городах Чувашской Республики, деятельность с партнерами, реализация дополнительных общеобразовательных программ, осуществляют старшие методисты (специалисты) по данным направлениям.
Методическое сопровождение по направлениям деятельности Центра, специализированных (профильных) и проектных смен, реализации интенсивных программ осуществляют методисты по направлениям деятельности Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (математика, информатика, физика, химия, биология, проектная деятельность);
в) информация о повышении квалификации педагогических работников, специалистов и руководящего состава
В Чувашской Республике проводится работа по повышению квалификации педагогических работников.
В настоящее время 9 педагогов Чувашской Республики прошли обучение по программам повышения квалификации и переподготовки, направленным на работу с одаренными детьми, на базе Образовательного центра "Сириус", НИУ "Высшая школа экономики", в том числе:
по программе переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи "Большие вызовы" на базе Образовательного центра "Сириус" - 4 человека (сотрудники ФГБОУ ВО "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова");
по программам организации работы по дополнительным программам, проектной деятельности, профильных смен в каникулярный период на базе Образовательного центра "Сириус" - 5 человек (сотрудники ГАУ Чувашской Республики "Центр внешкольной работы "Эткер" Минобразования Чувашии);
по программам разработки программ и проектов по работе с одаренными детьми - 2 человека (сотрудники ГАУ Чувашской Республики "Центр внешкольной работы "Эткер" Минобразования Чувашии).
2. Опыт Чувашской Республики в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области работы с одаренными детьми.
Чувашская Республика имеет значительный опыт работы в реализации масштабных международных, государственных и региональных проектов в сфере образования.
Чувашия стала одним из 7 регионов России по реализации крупномасштабного проекта по созданию межрегиональных центров компетенций. В 2016 году на базе Чебоксарского электромеханического колледжа создан Межрегиональный центр компетенций в области промышленных и инженерных технологий по специализации "Автоматизация, радиотехника и электроника". Благодаря участию в федеральном проекте при поддержке Правительства Российской Федерации и Чувашской Республики на создание условий для обеспечения подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями направлен 631 млн. рублей, в том числе 78 процентов средств за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики.
В 2016 году Чувашская Республика вошла в число первых 17 субъектов Российской Федерации - победителей конкурсного отбора на реализацию мероприятий действовавшей до 31 декабря 2017 г. Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях. На создание детского технопарка "Кванториум" (г. Чебоксары) было выделено 80 млн. рублей, из них 56 млн. рублей из федерального бюджета.
В настоящее время в детском технопарке "Кванториум" (г. Чебоксары) по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, обучаются более 1 тыс. детей. На базе технопарка проходят уроки "Технология", "Биология", "Химия". Два педагога из Чувашии включены в ТОП-50 лучших педагогов детского технопарка "Кванториум" (г. Чебоксары), еще двум педагогам предложено возглавить лаборатории в ФГБОУ МДЦ "Артек", ФГБОУ ВДЦ "Орленок" и ФГБОУ ВДЦ "Океан" в летний период.
За период с января 2017 года в деятельности детского технопарка "Кванториум" отмечаются следующие достижения: 34 победителя и призера межрегиональных и всероссийских олимпиад и конкурсов; 18 финалистов межрегиональных и всероссийских олимпиад и конкурсов; 27 победителей и призеров региональных олимпиад и конкурсов. Достигнута высокая результативность соревновательной деятельности: процент кванторианцев, отмеченных победами на межрегиональном и российском уровне, вырос по сравнению с 2017 года с 28,4 до 44,8% от общего числа участников данных мероприятий. 34 обучающихся за достигнутые результаты приглашены участвовать в федеральных сменах ФГБОУ ВДЦ "Орленок" и ФГБОУ ВДЦ "Океан" (г. Владивосток), ФГБОУ ВДЦ "Смена" (г. Анапа). 2 ученицы биоквантума приглашены на встречу с представителями Правительства Российской Федерации и приняли участие в работе прямой линии с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Воспитанники биоквантума приглашены в Московский физико-технический институт, приняли участие в пилотном проекте по генетике и микроклонированию растений. Начал реализовываться проект по созданию на базе "Кванториума" г. Чебоксары межрегиональной площадки Воздушно-инженерной школы (CanSat в России) совместно с Госкорпорацией "Роскосмос".
С 2016 года в Чувашской Республике реализуются два проекта на базе федеральных инновационных площадок.
Проект "Разработка и внедрение модели индивидуализации обучения (МИО) в массовой школе для реализации индивидуальных образовательных потребностей участников образовательного процесса" МАОУ "Гимназия N 5" города Чебоксары - федеральная инновационная площадка по направлению "Разработка, апробация и (или) внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе ресурсов негосударственного сектора" на 2016 - 2020 годы (приказ Минобрнауки России от 13 апреля 2016 г. N 402).
Проект "Сетевое взаимодействие как условие инновационного развития учреждения дополнительного образования" МАОУДО "Дворец детского (юношеского) творчества" города Чебоксары - федеральная инновационная площадка по направлению "Иная инновационная деятельность в сфере образования" (приказ Минобрнауки России от 30 декабря 2015 г. N 1563).
Две школы Чувашской Республики стали победителями гранта в форме субсидий из федерального бюджета в рамках реализации действовавшей до 31 декабря 2017 г. Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы по мероприятию 2.3 "Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов": МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 40" города Чебоксары и МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 59" города Чебоксары.
В 2017 году Чувашская Республика приняла участие в отборе субъектов Российской Федерации на софинансирование из федерального бюджета программ модернизации системы профессионального образования на основе развития инновационной сети распространения лучших практик подготовки кадров по ТОП-50. Благодаря этому в 2018 году в Чувашской Республике создана региональная площадка сетевого взаимодействия, осуществляющая координацию и ресурсную поддержку разработки актуальных для Чувашской Республики инновационных программ и технологий обучения по профессиям и специальностям из перечня ТОП-50 и распространения их в региональной сети в области искусства, дизайна и сферы услуг. На реализацию проекта направлено более 8 млн. рублей, в том числе более 7,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, около 0,5 млн. рублей - республиканского бюджета Чувашской Республики.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики подписано соглашение о предоставлении субсидии бюджету Чувашской Республики из федерального бюджета на создание в 2017 году базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку функционирования региональной системы инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В целях создания условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с ограниченными возможностями здоровья посредством разработки нормативно-методической базы и поддержки инициативных проектов в 2017 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы Чувашская Республика приняла участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета на создание Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. На создание центра в 2018 году направлено около 3,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики.
В рамках действовавшей до 31 декабря 2017 г. Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы Чувашская Республика приняла участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета на создание Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. На создание центра в 2018 году направлено около 3,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики.
В октябре 2018 года Чувашская Республика вошла в число победителей в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на создание условий для получения среднего профессионального образования людьми с ограниченными возможностями здоровья, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". На развитие Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в 2019 году будет направлено около 3,5 млн. рублей.
МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 59" города Чебоксары с проектом "Центр подготовки и обучения волонтеров "Волонтеры добра" и ФГБОУ ВО "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова" с проектом "Малый физмат" стали победителями федерального гранта в рамках приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей".
МБОУ "Начальная общеобразовательная школа N 2" города Чебоксары - победитель федерального гранта по предоставлению субсидий из бюджета в рамках программы развития образования по мероприятию "Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования".
3. Описание площадки республиканского центра по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи Чувашской Республики.
Центр планируется создать как структурное подразделение государственного автономного учреждения Чувашской Республики "Центр внешкольной работы "Эткер" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Центр будет располагаться на общих площадях. Ему будут переданы здания Чебоксарского профессионального колледжа им. Н.В. Никольского общей площадью 7508,4 кв. метра. Здания соответствуют требованиям СанПиН и пожарной безопасности.
В помещениях указанного колледжа в 2018 году проводился капитальный ремонт. В случае признания Чувашской Республики победителем в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" помещения будущего Центра будут приведены в соответствие с требованиями брендбука.
Учебный комплекс включает учебные кабинеты, помещения для лабораторий и мастерских (более 20 помещений площадью 48-69 кв. метров каждое), помещения для компьютерных классов, актовый зал (174 кв. метра), общежитие на 175 мест (1851,3 кв. метра), столовую на 100 посадочных мест, спортивно-оздоровительный комплекс со спортивным залом.
Здания и помещения Центра расположены в центре г. Чебоксары, в шаговой доступности от транспортной инфраструктуры. Рядом с его зданиями находятся ФГБОУ ВО "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова", БПОУ ЧР "Чебоксарский медицинский колледж" Минздрава Чувашии, БПОУ ЧР "Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова" Минкультуры Чувашии, ГАПОУ ЧР "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" Минобразования Чувашии, спортивный комплекс ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева". Также имеется возможность организации тренировок на базе ледовых спортивных комплексов "Чебоксары - Арена" и "Спартак", которые находятся в центре города, в доступной транспортной развязке. Организация деятельности Центра с данными учреждениями и организациями будет организована по сетевой модели.
Таким образом, инфраструктура объектов образования, искусства и спорта Чувашской Республики позволит в полной мере реализовать на базе Центра дополнительные общеобразовательные программы, в том числе в сетевой форме, а также реализовать концепцию по работе с одаренными детьми.
К работе в Центре будут привлекаться учителя общеобразовательных школ, педагоги ведущих вузов Чувашской Республики, прошедшие подготовку по программе переподготовки "Большие вызовы", а также имеющие опыт в подготовке победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.
4. Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование Центра:
Статья |
Расходы по годам, тыс. рублей |
||
2019 год |
2020 |
2021 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
211 - заработная плата |
2015,073 |
8060,3 |
8060,3 |
212 - суточные |
100,0 |
110,0 |
120,0 |
213 - налоги |
608,5 |
2434,2 |
2434,2 |
221 - услуги связи |
30,0 |
100,0 |
100,0 |
222 - проезд (на соревнования) |
50,0 |
200,0 |
200,0 |
212 - компенсация командировочных расходов (проезд, проживание сотрудников Центра) |
50,0 |
200,0 |
240,0 |
223 - коммунальные расходы |
700,0 |
3000,0 |
3270,0 |
225 - содержание имущества |
150,0 |
450,0 |
500,0 |
226 - услуги по организации питания |
3549,56 |
14082,5 |
14082,5 |
226 - оплата привлеченных специалистов |
500,0 |
1000,0 |
1000,0 |
226 - оплата прочих услуг |
400,0 |
500,0 |
500,0 |
290 - налог на имущество |
636,529 |
636,529 |
636,529 |
290 - компенсация командировочных расходов за участие в семинарах, совещаниях |
20,0 |
100,0 |
100,0 |
290 - наградная атрибутика |
50,0 |
500,0 |
500,0 |
340 - материальные запасы (расходные материалы, канцтовары, мягкий инвентарь) |
3000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
Всего |
11859,66 |
35373, 53 |
35743,53 |
Итого за 2019 - 2021 гг. |
82976,72 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.