Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Алатыря
от 14 ноября 2018 г. N 808
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Алатыря Чувашской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Основные параметры прогноза социально-экономического развития г. Алатырь на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов определены исходя из анализа социально-экономического развития города за предшествующие годы, а также оценки влияния внешних условий развития экономики, определяемые ситуацией, складывающейся на российском и мировом рынках и наметившихся тенденций в текущем году.
Настоящий Прогноз разработан в трех вариантах (базовом, консервативном и целевом) на основе статистических данных и тенденций, складывающихся в экономике и социальной сфере города, с учетом итогов социально-экономического развития города за два предшествующих года (2016 - 2017 гг.) и 9 месяцев 2018 года, с применением индексов-дефляторов и индексов потребительских цен.
Реализуемая в прогнозируемый период экономическая политика направлена на поддержание в городе экономической стабильности, производственного потенциала и уровня занятости населения.
Основные показатели социально-экономического развития города
Экономический барометр города за январь - сентябрь 2018 года (в процентах к январю - сентябрю 2017 года)
Положительные тенденции:
- оборот организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составил 111,4%;
- темп роста оборота розничной торговли по крупным и средним организациям (в сопоставимых ценах) достиг 110,6%, оборота общественного питания - 78,1%;
- За 9 месяцев 2018 года сумма налоговых платежей, уплаченных предприятиями и организациями города в бюджеты всех уровней, составила 894,8 млн. рублей (104,0% к АППГ), в том числе поступило:
в федеральный бюджет - 425,0 млн. рублей (104,7% к АППГ);
в республиканский бюджет - 390,0 млн. рублей (103,9% к АППГ);
в городской бюджет - 79,8 млн. руб.(101,0% к АППГ).ввод в действие жилых домов, построенных населением, за счет собственных и заемных средств увеличился на 51,8%;
- рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы организаций без учета субъектов малого предпринимательства на 12% (январь - август).
Отрицательные тенденции:
- среднесписочная численность работников организаций, без субъектов МСП, снизилась на 9,1% (январь - август);
- уровень официально зарегистрированной безработицы 0,58%.
- естественная убыль возросла на 8,4%
Промышленное производство
Оборот предприятий и организаций города по хозяйственным видам экономической деятельности за январь - сентябрь 2018 года составил 947,7 млн. рублей, темп роста к январю - сентябрю 2017 года - 111,4%. Положительное влияние на динамику оказали обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, розничная торговля.
Промышленное производство города Алатыря включает в себя обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом и паром, водоснабжение, водоотведение.
Крупными и средними предприятиями города отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 4767,7 млн. рублей, что выше результата аналогичного периода прошлого года на 14,5%. Динамично работали АО "5 арсенал" (304,6%),ООО "Алатырская бумажная фабрика" (142,3%) АО "Завод ЭЛЕТЕХ" (121%),ФКУ "ИК-2" УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии (114,9%), АО "Алатырский механический завод" (110,5%),АО "Завод "Электроприбор" (109,5%), МУП "Алатырское ПОК И ТС" (105%). Несколько сбавили темпы предприятия АО "Электроавтомат" (95%), ООО "СКМ" (90,9%).
Градообразующие предприятия города до конца текущего года и на 2019 год в основном обеспечены заказами, сохраняют связи с постоянными потребителями, ведут поиск новых контрактов и инвесторов.
Инвестиции. Строительство
В экономику города направлялись инвестиции из бюджетов всех уровней, средства предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей, всего свыше 222,0 млн. рублей. По предварительным данным бюджетные инвестиции составили 8,2 млн. рублей, промышленные предприятия на техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей направили 129,0 млн. рублей собственных средств. Инвестиции субъектов малого и среднего бизнеса составили 85,3 млн. рублей.
Выполнено работ и услуг собственными силами крупных и средних предприятий по договорам строительного подряда на сумму 22,4 млн. рублей или 88,1% к АППГ. Введено 3229 кв. м общей площади жилья (20 квартир).
На ООО "Алатырская бумажная фабрика" продолжается реализация проекта по модернизации бумагоделательной машины, что позволит увеличить производительность труда на предприятии. Общая стоимость проекта составляет 54 млн рублей. За 9 мес. т.г. сумма инвестиций в основной капитал составила 16,161 млн. рублей.
Финансы и бюджет города
Положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) по крупным и средним организациям в январе - августе 2018 г. составил 695,6 млн. рублей, что по сопоставимому кругу организаций на 24% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Доля прибыльных организаций составила 64,3%.
За 9 месяцев 2018 года сумма налоговых платежей, уплаченных предприятиями и организациями города в бюджеты всех уровней, составила 894,8 млн. рублей (104,0% к АППГ), в том числе поступило:
в федеральный бюджет - 425,0 млн. рублей (104,7% к АППГ);
в республиканский бюджет - 390,0 млн. рублей (103,9% к АППГ);
в городской бюджет - 79,8 млн. руб.(101,0% к АППГ).
Одной из основных задач по обеспечению сбалансированности бюджета в этом году является разработка мер, направленных на увеличение поступления налога на доходы физических лиц. В структуре собственных доходов НДФЛ занимает наибольшую долю - 46%.
Для этого необходимо активизировать работу межведомственной комиссии по взысканию недоимки в бюджет и выявлению случаев неформальной занятости, выплаты "серой" заработной платы, фактов сокрытия доходов от сдачи в аренду жилых помещений, от осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в налоговых органах.
В целях увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города необходимо продолжить инвентаризацию муниципального имущества и вовлечение в хозяйственный оборот свободных земельных участков
Потребительский рынок (рынок товаров и услуг)
Потребительский рынок является одним из основных источников пополнения доходной части бюджета города, способствует развитию малого бизнеса и увеличению занятости населения. В 2018 году потребительский рынок города Алатыря продолжает активно развиваться.
В отчетном периоде оборот розничной торговли по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, сложился в объеме 1228,3 млн. рублей и в сопоставимых ценах на 10,6% превысил показатель АППГ.
Оборот общественного питания (без субъектов малого предпринимательства) составил 14,2 млн. рублей или 78,1% к уровню соответствующего периода прошлого года.
В анализе ситуации на потребительском рынке важным мероприятием остается мониторинг розничных цен на социально значимые товары, который ведётся по 40 наименованиям продукции на 9 предприятиях розничной торговли. На основной ассортимент продуктов питания цены в магазинах города находятся на уровне среднереспубликанских. На 2019 - 2021 годы прогнозируется сохранение тенденции
Малое и среднее предпринимательство
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на 2019 год и на плановый период формируется, исходя из общей концепции перспектив социально-экономического развития города Алатыря и Чувашской Республики.
По состоянию на 1 октября 2018 года в городе действуют 1078 субъектов малого предпринимательства, из них: 126 - малые предприятия (рост на 6,8% к АППГ) и 952 индивидуальных предпринимателей (рост на 14,3% к АППГ).
Общая сумма налоговых платежей, уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства в местный бюджет составила 13,8 млн. рублей, что составляет 80,2% к АППГ.
Через Агентство по поддержке малого бизнеса в Чувашской Республике выдано 44 займа на общую сумму 27,3 млн. рублей (АППГ 36 на 15,7 млн. руб.).
В сфере трудовых отношений продолжается работа по снижению неформальной занятости, легализации "серой" заработной платы. С начала года проведено 23 заседания Межведомственной комиссии по вопросам своевременности и полноты выплаты заработной платы, снижения неформальной занятости, рассмотрено 254 дел организаций и индивидуальных предпринимателей. Рейдами охвачено 77 субъектов, 13 материалов направлено в органы надзора и контроля, по 10 принято решение. Общая сумма уплаченной задолженности по налогам (пеням, штрафам) 995,3 тыс. руб.
Развитие малого и среднего предпринимательства в течение 2019 - 2021 годов предполагает:
- увеличение общего количества малых и средних предприятий со 1093 единиц за 2018 год до 146 - за 1200 год;
- увеличение оборота средних и малых предприятий (включая микропредприятия) по прогнозным расчетам в целевом варианте с 3,6 млрд рублей в 2018 году до 3,69 млрд. рублей в 2021 г.
В 2019 - 2021 годах администрацией города планируется продолжить реализацию комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятных социальных, экономических, правовых и других условий для развития малого бизнеса. Основные из них: имущественная поддержка МСП, оказание информационной и консультационной поддержки предпринимателей и руководителей коммерческих предприятий города, проведение мероприятий, способствующих пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности и др.
Получит дальнейшее развитие система оказания информационных и консультационных услуг МСП по принципу "единого окна". Данный подход позволит бизнесменам не только сэкономить средства и время, но и получать актуализированную и точную информацию.
Уровень жизни населения
Прогноз показателей, представленных в балансе денежных доходов и расходов населения города Алатыря на 2019 - 2021 годы, разрабатывался на основе статистических данных, данных Управления Пенсионного фонда РФ в г. Алатырь Чувашской Республики (межрайонного), Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Чувашской Республике и Центра занятости населения.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) за январь - сентябрь 2018 года достигла 23699,2 рублей, тем самым, обеспечив рост на 12,0% к уровню аналогичного периода 2017 г.
Рост заработной платы за 9 месяцев 2018 года отмечен на таких предприятиях, как АО "5 арсенал" 32149 руб. (153,8%), МУП "Алатырские городские электрические сети" 25777 руб. (148,7%), АО "Завод ЭЛЕТЕХ" 22379 руб. (120%), АО "Алатырский механический завод" 27667 руб.(110,5%), МУП "Алатырское ПОК и ТС" 25581 руб. (110%), АО "Завод "Электроприбор" 29674 руб. (108,7%). Численность безработных граждан в городе Алатырь на 1 октября 2018 года составила 105 человек. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности трудоспособного населения составил 0,6% (в АППГ - 146 человек и 0,77% соответственно).
В городском банке вакансий имеются сведения о наличии 423 вакантных рабочих мест (в т.ч. 328 вакансий в организациях города). Средняя заработная плата по заявленным вакансиям составляет 15108 рублей.
В 2021 году реальные располагаемые денежные доходы составят 102% по сравнению с уровнем 2018 года.
В 2018 - 2021 гг. доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума будет постепенно снижаться с 18,2 до 17,5%.
Основные меры по снижению уровня бедности населения в среднесрочной перспективе будут направлены на создание условий для роста доходов населения, на основе развития занятости и повышения заработной платы, а также мер по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров и усилению социальной поддержки семей с детьми.
Демография
Демографическая ситуация в городе в 2019 - 2021 годах будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения, которая указывает на продолжение тенденции к сокращению населения. Основной причиной сокращения численности населения города является ее естественная убыль.
За январь - август т.г. в городе родилось 170 человек, что на 32 человека меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Умерло 378 человека (на 21 человек меньше чем в январе - августе 2017 года). Естественная убыль составила 208 человека (за АППГ - 197 человек). Коэффициент рождаемости в расчете на 1000 человек населения равен 7,4, смертности - 16,4
В январе - августе т.г. в город прибыл 514 человек, убыло 658 человека. Наблюдается миграционная убыль 144 человек (за АППГ - убыль 84 человек).
С учетом снижения темпов естественной и миграционной убыли населения в прогнозируемом периоде, численность населения будет снижаться, но более медленными темпами, и к концу 2021 года составит в городе Алатыре 33,6-33,8 тыс. человек.
Основные проблемы, сдерживающие социально-экономическое развитие города
- Неблагополучная демографическая ситуация - депопуляция и старение населения;
- Алатырь существенно отстает от среднереспубликанских показателей по величине номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и занимает 5 место среди городов в Чувашской Республике;
- Дефицит квалифицированных кадров. Это отрицательно сказывается на качестве продукции и производительности труда. Проблема усугубляется ростом уровня безработицы и низким уровнем заработной платы, подталкивающих работников уезжать в другие регионы;
- Слабая ресурсная база (техническая, производственная, финансовая) субъектов малого и среднего предпринимательства, не позволяющая интенсивно наращивать объемы конкурентоспособной продукции (работ, услуг);
- Значительный физический и моральный износ объектов инфраструктуры, ограничение мощностей инфраструктуры.
- Недостаточный уровень развития существующей сети автомобильных дорог общего пользования, большая часть (почти 50%) которой без асфальтового покрытия и отводов сточных вод.
Перспективы социально-экономического развития г. Алатыря
Экономика города опирается на весомый потенциал производственной мощности градообразующих предприятий, учтено активное развитие предприятий, альтернативных монопрофильности - ООО "Алатырская бумажная фабрика", ООО "СКМ" и др. Развитие инвестиционной деятельности позволит диверсифицировать экономику города, а выполнение работ по техническому перевооружению, внедрению новых технологий позволит повысить конкурентоспособность продукции.
Весомый вклад в развитие экономики муниципального образования вносит средний и малый бизнес. Наряду с крупными предприятиями он обеспечивает насыщение рынка товарами и услугами собственного производства.
Все это в комплексе позволит решить первоочередные задачи социально-экономического развития города и заложить основы для дальнейшего повышения качества жизни населения.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Алатыря Чувашской Республики от 14 ноября 2018 г. N 808 "О прогнозе социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.