Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации
Шемуршинского района
Чувашской Республики
от 25 декабря 2018 г. N 570
Стандарт
осуществления внутреннего муниципального финансового контроля "Проведение контрольного мероприятия"
I. Общие положения
1. Целью Стандарта осуществления внутреннего муниципального финансового контроля
"Проведение контрольного мероприятия" (далее - Стандарт) является установление общих правил, порядка и процедур основного этапа организации контрольного мероприятия - проведение контрольного мероприятия финансовым отделом администрации Шемуршинского района Чувашской Республики (далее - финансовый отдел).
2. Задачами настоящего Стандарта являются проведение правомерного, последовательного и эффективного контроля.
3. Настоящий Стандарт, регламентирует осуществление следующих этапов проведения контрольного мероприятия:
подготовка и назначение контрольного мероприятия;
проведение контрольного мероприятия.
4. Настоящий Стандарт применяется при проведении плановых и внеплановых контрольных мероприятий.
II. Термины и определения
5. В настоящем Стандарте применяются следующие термины:
Контрольная группа - должностные лица финансового отдела, уполномоченные на проведение контрольного мероприятия.
Рабочая документация - документы и иные материалы, содержащие зафиксированную на бумажном или электронном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением контрольного мероприятия.
Материалы контрольного мероприятия - документы, составляемые уполномоченными должностными лицами финансового отдела в рамках контрольного мероприятия.
Нарушение - установленный факт несоответствия деятельности объекта контроля требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Чувашской Республики и нормативных правовых актов органов местного самоуправления Шемуршинского района Чувашской Республики, регламентирующих его деятельность в части, подлежащей внутреннему муниципальному финансовому контролю.
Недостаток - установленный факт в деятельности объекта контроля, способный оказать негативное влияние на деятельность объекта контроля, в том числе на ее эффективность (результативность), не являющийся нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Чувашской Республики и нормативных правовых актов органов местного самоуправления Шемуршинского района Чувашской Республики, регламентирующих его деятельность в части, подлежащей внутреннему муниципальному финансовому контролю.
Предмет контроля - факты хозяйственной жизни, финансовые и хозяйственные операции, осуществляемые объектами контроля в соответствующей сфере деятельности.
III. Подготовка и назначение контрольного мероприятия
6. Контрольные мероприятия в соответствии со статьей 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляются финансовым отделом методом проверки, ревизии, обследования.
Проверки подразделяются на камеральные, выездные, в том числе встречные.
7. В ходе подготовки к проведению контрольного мероприятия руководителем контрольной группы (при незначительных объемах предстоящих контрольных действий должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного мероприятия (далее - должностное лицо):
определяется метод проведения контрольного мероприятия;
организуется работа по сбору информации об объекте контроля и предмете контроля, достаточной для подготовки программы контрольного мероприятия;
определяется массив документов, информации и сведений, подлежащих проверке в ходе контрольного мероприятия, необходимый для достижения цели контрольного мероприятия;
определяется состав контрольной группы и сроки проведения контрольного мероприятия;
осуществляется подготовка Программы проведения контрольного мероприятия (далее - Программа) по примерной форме, согласно приложению N 1 к настоящему Стандарту, в том числе распределяются обязанности между членами контрольной группы;
составляются проекты поручений начальника финансового отдела администрации Шемуршинского района Чувашской Республики (далее - начальник) или уполномоченного им должностного лица о проведении контрольного мероприятия (далее - поручение) на контрольную группу (или на должностное лицо) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Стандарту;
обеспечивается доведение Программы до членов контрольной группы;
осуществляется, в случае необходимости, формирование письменного запроса о предоставлении объектом контроля информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольного мероприятия, а также электронных документов, копий соответствующих баз данных прикладных программных продуктов, удаленного доступа к иным информационным ресурсам.
Запрос должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию информации, документов и материалов, срок их представления.
8. Срок проведения контрольного мероприятия и персональный состав контрольной группы устанавливаются исходя из темы контрольного мероприятия, объема предстоящих контрольных действий и особенностей финансово - хозяйственной деятельности объекта контроля.
9. Контрольная группа должна формироваться с условием, что профессиональные знания, навыки и опыт контрольной работы ее членов позволят обеспечить качественное проведение контрольного мероприятия.
10. Формирование контрольной группы осуществляется таким образом, чтобы не допускалось возникновение конфликта интересов, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исключались ситуации, когда личная заинтересованность члена контрольной группы может повлиять на исполнение им должностных обязанностей в процессе проведения контрольного мероприятия.
11. В контрольном мероприятии не имеют права принимать участие должностные лица финансового отдела, состоящие в родственной связи с руководством объекта контроля. Они обязаны заявить о наличии таких связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Запрещается привлекать к участию в контрольном мероприятии должностное лицо финансового отдела, если оно в проверяемом периоде было штатным сотрудником объекта контроля.
В случае если на объекте контроля планируется проверка сведений, составляющих государственную тайну, для указанной работы в данном контрольном мероприятии должны привлекаться должностные лица финансового отдела, имеющие оформленный в установленном порядке допуск к государственной тайне.
12. При необходимости к участию в контрольном мероприятии могут привлекаться структурные подразделения администрации Шемуршинского района Чувашской Республики.
Решение о включении должностных лиц структурных подразделений Администрации Шемуршинского района Чувашской Республики в состав контрольной группы принимается по согласованию с их руководителями.
13. Программа, составленная руководителем контрольной группы (должностным лицом), согласовывается и утверждается начальником или уполномоченным им должностным лицом не менее чем за 1 рабочий день до даты начала проведения контрольного мероприятия.
Программа должна содержать следующие сведения: тему контрольного мероприятия; наименование объекта (объектов) контроля; проверяемый период;
дату начала контрольного мероприятия и срок его проведения;
перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия; состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия по конкретным вопросам Программы.
При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения контрольного мероприятия Программа может быть изменена только лицом, ее утвердившим.
14. Поручения, составленные руководителем контрольной группы (должностным лицом), подписываются начальником или уполномоченным им должностным лицом и заверяются печатью финансового отдела.
Поручения на проведение встречных проверок, а также на проводимые в рамках проверки (ревизии) обследования, не оформляются.
15. В поручении указываются номер поручения, дата выдачи, основание проведения контрольного мероприятия, наименование объекта (объектов) контроля, тема контрольного мероприятия, проверяемый период, дата начала контрольного мероприятия и срок его окончания, должность, фамилия и инициалы должностного лица, уполномоченного на проведение контрольного мероприятия.
16. При подготовке к проведению контрольного мероприятия члены контрольной группы (должностное лицо) должны изучить Программу, а также:
законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Чувашской Республики, методические рекомендации по соответствующей теме проверки;
отчетные документы, статистические данные, иные документы, регламентирующие деятельность объекта контроля по соответствующим направлениям его деятельности (вопросам программы контрольного мероприятия);
материалы проверок, проведенных органами муниципального финансового контроля и иными контрольно-надзорными органами на объекте контроля (при наличии таких материалов в финансовом отделе), а также материалы проверок, ранее проведенных финансовым отделом на объекте контроля;
информацию из соответствующих баз информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля, в том числе из единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
другие материалы, характеризующие деятельность объекта контроля, имеющиеся в финансовом отделе.
17. Срок подготовки и назначения контрольного мероприятия не может превышать 10 рабочих дней.
IV. Проведение контрольного мероприятия
Общие положения проведения контрольного мероприятия
18. Основанием для начала проведения контрольного мероприятия являются Программа и поручение.
Контрольное мероприятие может быть завершено раньше срока, установленного в Программе и поручении.
19. Контрольное мероприятие может быть приостановлено начальником или уполномоченным им должностным лицом на основании мотивированного предложения руководителя контрольной группы.
На время приостановления проведения контрольного мероприятия течение его срока прерывается.
20. Непосредственное руководство проведением контрольного мероприятия и координацию действий членов контрольной группы на объектах контроля осуществляет руководитель контрольной группы.
21. Проведение контрольного мероприятия заключается в совершении контрольных действий по документальному и фактическому изучению деятельности объекта контроля за определенный период.
22. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу Программы принимает руководитель контрольной группы, исходя из содержания вопроса Программы, объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета на объекте контроля, срока контрольного мероприятия.
23. В ходе проведения контрольного мероприятия членами контрольной группы формируется рабочая документация в целях:
формирования доказательств в ходе контрольного мероприятия;
подтверждения результатов контрольного мероприятия, в том числе фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия;
подтверждения выполнения членами контрольной группы Программы;
обеспечения качества и контроля качества проведенного контрольного мероприятия.
24. Доказательства представляют собой достаточные фактические данные и достоверную информацию, которые подтверждают наличие выявленных нарушений (недостатков) в формировании и использовании бюджетных средств и деятельности объектов контроля, а также обосновывают выводы и предложения (рекомендации) по результатам контрольного мероприятия.
В процессе формирования доказательств необходимо руководствоваться тем, что они должны быть достаточными, достоверными и относящимися к выявленным нарушениям (недостаткам).
25. Выявленные нарушения (недостатки) подтверждаются копиями соответствующих документов, заверенными подписью руководителя объекта контроля или иного уполномоченного лица объекта контроля.
Оформление документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В случае проведения камеральной проверки допускаются распечатка скан-копий доказательств и их заверение подписью члена контрольной группы, ответственного за проведение проверки по соответствующему вопросу Программы.
При отказе руководителя объекта контроля или иного уполномоченного лица объекта контроля заверить копии документов, их заверение осуществляется членом контрольной группы, ответственным за проведение контрольного мероприятия по соответствующему вопросу Программы. При этом на таких копиях документов проставляется отметка "В заверении отказано".
Проведение камеральной проверки
26. Камеральная проверка проводится по месту нахождения финансового отдела и включает в себя исследование:
информации, документов, в том числе бюджетной (бухгалтерской) отчетности, и материалов, представленных по запросам финансового отдела;
информации из соответствующих баз информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля, в том числе из единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
информации, документов и материалов, полученных финансовым отделом в ходе встречных проверок и (или) обследований;
иных документов и информации об объекте контроля.
27. Запрос о представлении документов и информации об объекте контроля направляется в адрес объекта контроля в порядке, установленном пунктом 7 настоящего Стандарта.
При непредставлении или несвоевременном представлении должностными лицами объектов контроля информации, документов и материалов, запрошенных для проведения камеральной проверки, составляется соответствующий акт по примерной форме, установленной в приложении N 1 к Стандарту осуществления внутреннего муниципального финансового контроля "Оформление результатов контрольных мероприятий".
28. Срок проведения камеральной проверки не может превышать 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов по запросу финансового отдела.
29. В рамках камеральной проверки начальник или уполномоченное им должностное лицо на основании мотивированного предложения руководителя контрольной группы, может назначить встречную проверку и (или) обследование.
30. При принятии решения о проведении встречной проверки и (или) обследования учитываются следующие критерии:
а) обоснованность проведения встречной проверки и (или) обследования;
б) невозможность получения объективных результатов камеральной проверки без получения дополнительных информации, документов и материалов.
31. При проведении камеральной проверки в срок ее проведения не засчитываются периоды времени с даты направления запроса в адрес объекта контроля до даты получения запрошенных документов, материалов и информации, а также периоды времени, в течение которых проводятся встречные проверки.
Проведение выездной проверки (ревизии)
32. Проведение выездной проверки (ревизии) состоит в проведении контрольных действий в отношении объекта контроля по месту нахождения объекта контроля.
Проведение выездной проверки (ревизии) начинается с предъявления руководителем контрольной группы (должностным лицом) поручения и Программы руководителю объекта контроля или уполномоченному им должностному лицу под роспись.
33. Доступ на территорию или в помещения объекта контроля членов контрольной группы (должностного лица) предоставляется при предъявлении ими поручения.
34. Контрольные действия, направленные на документальное изучение деятельности объекта контроля, проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным документам, документам о планировании и осуществлении закупок и иным документам объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально-ответственных и иных лиц - объекта контроля.
Контрольные действия по фактическому изучению деятельности объекта контроля проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров.
35. В случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений, когда можно предположить, что выявленное в ходе контрольного мероприятия нарушение может быть скрыто, либо необходимо принять меры по его незамедлительному устранению, составляется промежуточный акт, к которому прилагаются необходимые документы, письменные объяснения соответствующих должностных, материально-ответственных и иных лиц объекта контроля.
Промежуточный акт оформляется руководителем контрольной группы (должностным лицом) по форме акта о результатах контрольного мероприятия, установленной в приложении N 1 к Стандарту осуществления внутреннего муниципального финансового контроля "Оформление результатов контрольных мероприятий".
36. При воспрепятствовании доступу членов контрольной группы на территорию или в помещение объекта контроля, а также по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объекта контроля информации, документов и материалов, запрошенных при проведении выездной проверки (ревизии), руководитель контрольной группы (должностное лицо) составляет акт.
37. Срок проведения выездной проверки (ревизии) не может превышать 30 рабочих дней.
38. Начальник или уполномоченное им должностное лицо вправе принять решение о продлении срока проведения выездной проверки (ревизии) на срок не более чем на 10 рабочих дней на основании мотивированного предложения руководителя контрольной группы, представленного не позднее последнего дня установленного срока проведения проверки (ревизии).
39. Основаниями продления срока выездной проверки (ревизии) являются:
а) проведение выездной проверки (ревизии) объекта контроля, имеющего большое количество обособленных структурных подразделений;
б) получение в ходе проведения выездной проверки (ревизии) информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у объекта контроля нарушений законодательства и требующей дополнительного изучения;
в) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории объекта контроля, где проводится выездная проверка (ревизия);
г) большой объем проверяемых и анализируемых документов.
39. Не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о продлении срока проведения выездной проверки (ревизии) представитель объекта контроля письменно извещается о продлении срока проведения выездной проверки (ревизии), основаниях и сроках продления.
40. В ходе выездных проверок (ревизий) начальник или уполномоченное им должностное лицо на основании мотивированного предложения руководителя контрольной группы может назначить:
а) проведение обследования;
б) проведение встречной проверки.
41. Проведение выездной проверки (ревизии) может быть приостановлено начальником или уполномоченным им должностным лицом на основании мотивированного предложения руководителя контрольной группы (должностного лица, уполномоченного на проведение проверки (ревизии):
а) на период проведения встречной проверки и (или) обследования;
б) при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта контроля - на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения выездной проверки (ревизии), а также приведения объектом контроля в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
в) на период организации и проведения экспертиз;
г) на период исполнения запросов, направленных в компетентные государственные органы;
д) в случае непредставления объектом контроля информации, документов и материалов, и (или) представления неполного комплекта истребуемых информации, документов и материалов, и (или) воспрепятствования проведению контрольного мероприятия, и (или) уклонения от проведения контрольного мероприятия;
е) при необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта контроля;
ж) при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение выездной проверки (ревизии) по причинам, не зависящим от должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки (ревизии) - на период их устранения.
42. В срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении выездной проверки (ревизии) объект контроля письменно извещается о приостановлении выездной проверки (ревизии) и о причинах приостановления.
43. Решение о возобновлении проведения контрольного мероприятия принимается начальником или уполномоченным им должностным лицом после устранения причин приостановления проведения контрольного мероприятия.
Объект контроля письменно извещается о возобновлении проведения выездной проверки (ревизии) не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении проведения контрольного мероприятия.
Проведение обследования
44. Обследование может проводиться в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий), либо как самостоятельное контрольное мероприятие.
При обследовании осуществляются анализ и оценка состояния сферы деятельности объекта контроля, определенной поручением и Программой.
Обследование (за исключением обследования, проводимого в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий)) проводится в порядке и сроки, установленные для выездных проверок (ревизий).
При проведении обследования могут проводиться исследования и экспертизы с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе измерительных приборов.
45. Обследования в рамках камеральных или выездных проверок (ревизий) могут проводиться по поручению руководителя контрольной группы в случае, если указанное обследование не требует приостановления контрольного мероприятия.
Проведение встречных проверок
46. В целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля, в рамках выездных проверок, (ревизий), или камеральных проверок могут проводиться встречные проверки.
Встречные проверки назначаются и проводятся в порядке, установленном для выездных или камеральных проверок. Срок проведения встречных проверок не может превышать 20 рабочих дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.