Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Обоснование выбора стратегических приоритетов
1.1. Комплексный анализ социально-экономического развития Шумерлинского района Чувашской Республики, отражающий ее место в экономике Чувашской Республики
Район расположен в западной части Чувашской Республики, граничит с Нижегородской областью, Красночетайским, Аликовским, Вурнарским, и Порецким районами. Граница Шумерлинского района с Нижегородской областью проходит по р. Суре. Река Сура была ранее судоходной, но в 2001 году обмелела, грузовых и регулярных транспортных перевозок по реке не осуществляется.
Районный центр - г. Шумерля находится в 110 км от столицы Чувашской Республики - города Чебоксары. В районе 57 населенных пунктов, 11 сельских поселений
В Шумерлинском районе пересекаются зоны таежных и широколиственных лесов, образовывая местами смешанные леса. К тому же по р. Суре к ним примыкает степная зона. Это и обусловило разнообразие природы в районе. Территория района составляет 104,7 тыс. га, из которых:
- земли лесного фонда 71,6 тыс. га;
- земли сельскохозяйственного назначения 28,2 тыс. га;
- земли населенных пунктов 3,9 тыс. га;
- земли промышленности и иного специального назначения 0,7 тыс. га;
- земли водного фонда 0,31 тыс. га;
- земли особо охраняемых территорий 0,008 тыс. га.
На территории района имеются значительные запасы песка, глины, торфа. Гидрогеологические условия сложные. Обеспеченность территории подземными водами не одинаковая. Наиболее обеспечена территория в пределах долины р. Суры. Остальная территория района плохо обеспечена подземными водами. Шумерлинский район пересекает двухпутная электрифицированная железнодорожная магистраль Москва-Казань-Екатеринбург.
Решение социально-экономических проблем района во многом зависит от кадрового потенциала, собственной инициативы, эффективного использования имеющихся ресурсов. Численность населения в Шумерлинском районе на 1 января 2018 г. составила 8806 человек (0,72% населения Чувашской Республики).
В результате комплексного анализа социально-экономического развития Шумерлинского района Чувашской Республики определено его место в экономике Чувашской Республики.
Переход на новый тип экономического развития основывается на кластерном подходе и росте инвестиционной привлекательности с использованием новых методов экономического стимулирования наукоемкой экономики, которая характеризуется такими факторами, как:
1) стремление к инновациям во всех сферах деятельности;
2) производственная кооперация - эффективная модель промышленного производства с опорой на взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса;
3) экономическая продуктивность и высокая производительность труда;
4) гибкость рынка труда;
5) участие в региональных, межрегиональных и международных экономических процессах.
Стратегия закладывает основы для достижения показателей успешного конкурентоспособного муниципального образования республики, включает описание долгосрочных глобальных трендов, приоритетных направлений развития и видение будущего Шумерлинского района Чувашской Республики. Основываясь на опыте развитых муниципальных образований, фокусируясь на ключевых конкурентных преимуществах, формировании наукоемкой модели развития экономики, ключевой движущей силой которой является человеческий капитал, Шумерлинский район к 2035 году должен стать территорией, комфортной для проживания.
Ключевые показатели, характеризующие социально-экономическое положение Шумерлинского района Чувашской Республики, приведены в приложении N 1 к Стратегии.
1.2. Оценка достигнутых основных показателей и целей социально-экономического развития Шумерлинского района Чувашской Республики, ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности
Основным инструментом реализации Стратегии является программно-целевой метод управления экономикой.
По состоянию на 1 января 2018 г. реализовывались 13 муниципальных программ Шумерлинского района Чувашской Республики, более 60 муниципальных программ сельских поселений района.
Реализация Стратегических направлений социально-экономического развития Шумерлинского района Чувашской Республики до 2020 года осуществлялась в меняющихся внешних и внутренних условиях функционирования экономики под влиянием мирового финансового кризиса, изменения геополитических условий, введения санкций, которые повлияли на развитие как России и Чувашии в целом, так и Шумерлинского района Чувашской Республики. Кризисные явления 2008, 2014 и 2015 годов привели к ухудшению внешнеэкономических условий, жестким условиям банковского кредитования реального сектора экономики, что обусловило снижение основных макроэкономических показателей, инвестиционной активности организаций и замедление потребительского спроса на внутреннем рынке в эти годы.
За период реализации Стратегических направлений социально-экономического развития Шумерлинского района Чувашской Республики до 2020 года (2007 - 2017 годы, без учета периода финансового кризиса) оборот розничной торговли увеличился в 1,9 раза, номинальная начисленная заработная плата - в 3 раза.
Актуальными остаются основные стратегические цели и ключевые приоритеты развития, обозначенные Стратегическими направлениями социально-экономического развития Шумерлинского района Чувашской Республики до 2020 года.
Проводится работа, направленная на обеспечение инвестиционной привлекательности Шумерлинского района, создание благоприятного инвестиционного климата, формирование конкурентоспособной и инновационной экономики, позиционирование Шумерлинского района как муниципального образования, открытого для инвесторов. Разработана нормативно-правовая база для привлечения частных инвестиций в экономику Шумерлинского района Чувашской Республики.
1.3. Результаты анализа социально-экономического развития муниципального образования
Сохраняется дифференциация муниципальных образований Чувашской Республики по трудовому, промышленному, инфраструктурному, сельскохозяйственному и инвестиционному потенциалу.
Шумерлинский район относится к индустриально-аграрной территории с благоприятными условиями для организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции, расположен на западе республики (наряду с Ядринским, Красночетайским, Аликовским, Красноармейским районами и г. Шумерля). В г. Шумерле развит машиностроительный комплекс - производство транспортных средств и оборудования.
При проведении комплексного анализа и оценки социально-экономического развития муниципального образования использованы показатели, которые отражают среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников организаций (без учета субъектов малого предпринимательства), ввод в действие жилых домов (на 1000 человек населения), инвестиции в основной капитал (без учета субъектов малого предпринимательства) на душу населения.
Анализ среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (без учета субъектов малого предпринимательства) показывает, что с 2013 по 2017 год наблюдалась стабильная тенденция увеличения с 13593,6 руб. до 17610,4 руб.
Анализ показателя ввода в действие жилых домов на 1000 человек населения за период 2013 - 2017 годов свидетельствует о неравномерности значений показателя. В 2013 году значение показателя составило 456 кв. м на 1000 человек населения, в 2014 году - 372 кв. м на 1000 человек населения, в 2015 году - 378 кв. м на 1000 человек населения, в 2016 году - 206 кв. м на 1000 человек населения. В 2017 году - 469 кв. м на 1000 человек населения.
Показатель инвестиций в основной капитал на душу населения (в действующих ценах, без учета субъектов малого предпринимательства) также характеризуется разбросом значений. В 2013 году значение показателя составило 3,4 тыс. рублей, в 2014 году - 4,5 тыс. рублей, в 2015 году - 3,7 тыс. рублей, в 2016 году - 4,5 тыс. рублей, в 2017 году - 7,4 тыс. рублей.
Показатели, характеризующие социально-экономическое положение Шумерлинского района среди муниципальных районов и городских округов, приведены в приложении N 2 к Стратегии.
1.4. Анализ экономических, социальных и технологических факторов социально-экономического развития Шумерлинского района Чувашской Республики, внутреннего состояния (сильных и слабых сторон) и внешнего окружения (возможностей и угроз)
Современные мировые тенденции развития определяет свои приоритеты, стратегические цели и задачи. В ходе стратегической диагностики проведены PEST-анализ и SWOT-анализ социально-экономического развития Шумерлинского района Чувашской Республики.
Комплексный анализ позволил выявить политические (policy), экономические (economy), социальные (society) и технологические (technology) факторы, способные оказать влияние на стратегическое развитие Шумерлинского района Чувашской Республики.
Анализ конкурентоспособности Шумерлинского района Чувашской Республики
РЕSТ-анализ |
SWОТ-анализ |
Политические факторы: - напряженная геополитическая ситуация, сохранение действия экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответные меры со стороны Правительства Российской Федерации и др.
|
+ Сильные стороны: - Шумерлинский район находится в составе Чувашской Республики, которая на сегодняшний день является одним из самых политически стабильных регионов России и проводит политику, направленную на динамичное социально-экономическое развитие; - выгодное экономико-географическое положение района: близость к столице Чувашской Республики, месторасположение на пересечении важных транспортных магистралей; - наличие значительного ресурса земель сельскохозяйственного назначения; - политическая стабильность, межэтническое и межконфессиональное согласие и др. |
Экономические: - высокая степень износа материально-технической базы в основных отраслях экономики и недостаточное обновление основных фондов; - сокращение и старение населения и др. |
Слабые стороны: - ограниченность минерально-сырьевых ресурсов, отсутствие стратегических видов полезных ископаемых; - значительный износ основных фондов; - активное старение населения; - миграция населения в более развитые города и регионы с высоким уровнем заработной платы - отсутствие высших учебных заведений очного обучения; - дотационность бюджета и др. |
Социальные: - усиление процессов урбанизации, а также миграции в города и регионы с развитой экономикой; - недостаточные темпы социального развития сельских территорий и др. |
^ Возможности: - наличие благоприятных условий для активных преобразований в экономике и социальной сфере, развития бизнеса и привлечения стратегических партнеров для производства высокотехнологичных продуктов ведущих мировых брендов; - перспективы создания инновационных высокотехнологичных кластеров, новых материалов, новых технологий; - выход продукции предприятий района на внешние рынки; - максимально полное удовлетворение потребностей населения в экологически чистых продуктах питания и др. |
|
v Угрозы: - экономические санкции ряда зарубежных стран; - рост коэффициента демографической нагрузки на трудоспособное население - низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции и др. |
Политические факторы:
напряженная геополитическая ситуация, сохранение действия экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответные меры со стороны Правительства Российской Федерации.
Экономические факторы:
влияние на социально-экономическое развитие района неблагоприятной демографической ситуации, в частности активного старения населения;
высокая степень износа материально-технической базы в основных отраслях экономики и недостаточное обновление основных фондов;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынок в условиях слаборазвитой логистики, кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции; Шумерлинский район является зоной рискованного земледелия с высокой изменчивостью климата;
сокращение и миграционный отток населения, в первую очередь наиболее активной его части - молодежи, создают дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, что тормозит развитие производства и реализацию инвестиционных и инновационных проектов. Самыми востребованными среди молодежи являются образовательные организации высшего образования г.г. Чебоксары, Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, после обучения в которых юноши и девушки зачастую не возвращаются в Шумерлинский район;
возрастание требований к уровню и спектру профессиональных компетенций специалистов и рабочих кадров.
Социальные факторы:
усиление процессов урбанизации, а также миграции в регионы России с развитой экономикой, повышение мобильности населения;
сокращение численности жителей, вступающих в категорию трудоспособного населения, в результате низкой рождаемости в 1990-е годы и высокие темпы выбытия из трудоспособного возраста поколения, рожденного в послевоенное время, как в целом по России, так и в Чувашии и Шумерлинском районе. По прогнозным данным Федеральной службы государственной статистики (по среднему варианту прогноза), тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте по России сохранится вплоть до 2030 года, по Чувашии, в т.ч. и Шумерлинскому району - до 2035 года;
недостаточные темпы социального развития сельских территорий, как следствие - ухудшение социально-демографической ситуации, дефицит квалифицированных кадров и их отток из-за низкого уровня доходов в сельскохозяйственном производстве, слабое развитие альтернативных видов деятельности на селе;
недостаточная востребованность историко-культурного и туристического потенциала района;
необходимость изменения роли человеческого капитала и превращение его в главный двигатель инноваций.
Комплексный анализ позволил также оценить стратегический потенциал Шумерлинского района Чувашской Республики, выявить сильные и слабые конкурентные позиции. Перспективы развития района находятся в зависимости как от внешних, так и от внутренних факторов.
SWОТ-анализ
S (сильные стороны) |
W (слабые стороны) |
Выгодное экономико-географическое положение района: близость к столице Чувашской Республики, месторасположение на пересечении железнодорожной магистрали (Горьковская железная дорога), близость к федеральным автомобильным дорогам (М-7 "Волга", Р-176 "Вятка", А-151) |
Ограниченность минерально-сырьевых ресурсов, отсутствие стратегических видов полезных ископаемых Плохое состояние автомобильных дорог Миграция трудоспособного населения в регионы России с ярко выраженными потребностями в рабочей силе, возможностью трудоустройства, более высоким уровнем заработной платы, развитой социальной инфраструктурой |
|
Недостаточная бюджетная обеспеченность |
Эффективная система государственного управления, информационная открытость органов власти |
Значительный износ основных фондов и инженерной инфраструктуры, медленный процесс обновления производства на предприятиях Старение населения и рост объемов социальных обязательств |
Развитая система здравоохранения, развивающаяся инфраструктура сети медицинских организаций, развитая сеть учреждений культуры и спорта |
Наличие барьеров и инфраструктурных ограничений Неравномерность пространственного развития территорий, неравные возможности доступа населения к основным социально-экономическим благам и услугам |
Относительно благоприятная экологическая обстановка и благоустройство территорий Благоприятные климатические условия, способствующие росту привлекательности региона для внутреннего и внешнего туризма, а также санаторного лечения |
Несоответствие материально-технической базы медицинских организаций, учреждений культуры современным стандартам оснащенности Недостаточные темпы внедрения инновационных медицинских технологий |
Низкий уровень туристской инфраструктуры
О (возможности) |
Т (угрозы) |
Наличие благоприятных условий для активных преобразований в экономике и социальной сфере, развития бизнеса и привлечения стратегических партнеров для производства высокотехнологичных продуктов ведущих мировых брендов |
Снижение удельного веса конкурентоспособных производственных мощностей в ключевых видах деятельности Изменение мирового энергетического баланса |
Интеграция производственных компаний в глобальные производственные цепочки добавленной стоимости в условиях формирования шестого технологического уклада |
Политическая, финансовая и экономическая нестабильность в мире (введение санкций) Зависимость экономики Шумерлинского района от внешней конъюнктуры |
Формирование "экономики знаний" (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР), наноматериалы и наноэлектроника, биотехнологии, конвергенция нано-, био- и когнитивных технологий, развитие образования, медицина долголетия и достижение нового качества жизни) |
Существенное возрастание конкуренции среди муниципальных образований Чувашии в привлечении инвестиций и размещении на своих территориях новых производств |
Перспективы создания инновационных высокотехнологичных кластеров (машиностроительного, химического, биотехнологического и др.), новых материалов, новых технологий в строительстве, дорожном, жилищно-коммунальном хозяйстве и др. |
Усиление конкуренции среди муниципальных образований Чувашии |
Выход Чувашии на внешние рынки с экологически чистыми продуктами в рамках брендов "Чувашский биопродукт" и "Сделано в Чувашии" |
Изменение возрастного состава населения в пользу более пожилых возрастов и рост коэффициента демографической нагрузки |
Улучшение демографической ситуации, усиление роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни |
|
Вовлечение в туристский оборот незадействованных ресурсов Шумерлинского района Чувашской Республики с постепенной реконструкцией рекреационно-туристской инфраструктуры |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.