Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
По итогам работы 2018 года основные социально-экономические показатели развития города Алатыря характеризовались следующей динамикой:
Оборот организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в январе - ноябре 2018 года достиг 8 865,3 млн. рублей, и составил 112,4% к уровню 2017 года.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг по экономической деятельности "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" за январь - ноябрь 2018 год составил 6 100,9 млн. рублей или 115,5% по сравнению с 2017 годом.
На начало ноября 2018 год за счет всех источников финансирования в городе введено 3,2 тыс. кв. метров общей площади жилья, что на 57,9% ниже показателя предыдущего года.
Темп роста оборота розничной торговли по крупным и средним организациям (в сопоставимых ценах) на 1.11.2018 г. составил 111,7%, оборота общественного питания - 77,2 процент.
Экономика города опирается на весомый потенциал производственной мощности градообразующих предприятий, учтено активное развитие предприятий, альтернативных монопрофильности - ООО "Алатырская бумажная фабрика", ООО "Молочное дело-Ивня", АО "Алатырский хлебозавод", ООО "СКМ" и др. Развитие инвестиционной деятельности позволит диверсифицировать экономику города, а выполнение работ по техническому перевооружению, внедрению новых технологий позволит повысить конкурентоспособность продукции.
Весомый вклад в развитие экономики муниципального образования вносит средний и малый бизнес. Наряду с крупными предприятиями он обеспечивает насыщение рынка товарами и услугами собственного производства.
Все это в комплексе позволит решить первоочередные задачи социально-экономического развития города и заложить основы для дальнейшего повышения качества жизни населения.
Положительная динамика в экономике города повлияла на такие важные показатели социальной сферы, как занятость и среднее значение заработной платы.
Численность официально зарегистрированных безработных граждан в городе Алатырь на 1 января 2019 года составила 110 человек (на 01.01.2018 г. - 157 человек). Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте на январь 2019 года составил 0,85% (на 01.01.2017 г. - 1,29%)
На 1 января 2019 года в городском банке вакансий имелись сведения о наличии 269 вакантных рабочих местах. Средняя заработная плата по заявленным вакансиям составляет 17 996 рубля.
Коэффициент напряженности на рынке труда составил 0,37 единицы.
На конец года средняя заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства г. Алатырь, составила 24 452,2 рубля, или 97,1% к соответствующему периоду прошлого года.
По предприятиям обрабатывающих производств размер средней заработной платы в декабре 2018 года увеличился до 24 386,8 рублей, или на 5,8% к аналогичному периоду 2017 года.
Размер среднемесячной заработной платы по предприятиям занятым производством и распределением теплоэлектроэнергии, газа, воды за тот же период достиг 28 102,7 рублей, что составляет 107,9% к соответствующему периоду 2017 года.
Среднемесячная заработная плата работников финансовой сферы и социального страхования на конец декабря 2018 года составила 24 093,8 тыс. рублей.
Среднемесячная заработная плата работников в целом сферы образования и здравоохранения города составила 25,3 и 27,2 тыс. рублей, что составляет соответственно к соответствующему периоду 2017 года 112,3 и 121,5%.
Качество муниципального управления
Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг по-прежнему является основной целью реформирования системы государственного управления. В рамках проводимой на территории Российской Федерации административной реформы как перед федеральными органами власти, так и перед региональной и муниципальной властью поставлен целый комплекс задач, решение которых должно способствовать повышению качества взаимодействия населения с государством.
К настоящему моменту в администрации города Алатыря Чувашской Республики уже реализованы базовые мероприятия в рамках общего для Российской Федерации направления модернизации системы предоставления муниципальных услуг в том числе:
сформирован реестр муниципальных услуг, предоставляемых в администрации города Алатыря Чувашской Республики, ее отраслевыми (функциональными) органами и подведомственными учреждениями;
утверждены нормативные правовые акты по вопросам разработки и утверждения административных регламентов;
разработаны административные регламенты по большинству муниципальных услуг, оказываемых в администрации города Алатыря Чувашской Республики, и её отраслевыми (функциональными) органами и подведомственными учреждениями.
Ключевой мерой, направленной на повышение качества и доступности услуг, оказываемых администрацией города Алатыря Чувашской Республики, и ее отраслевыми (функциональными) органами и подведомственными учреждениями, стало размещение на территории города Алатыря Чувашской Республики многофункционального центра предоставления муниципальных и государственных услуг.
МФЦ должен стать ключевой формой предоставления любых публичных услуг на территории города Алатыря Чувашской Республики и местом приема заявителей и предоставления им конечного результата государственной или муниципальной услуги.
В основу работы МФЦ положен принцип "одного окна", который предполагает единое место приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и организациям при оказании им услуг. Основным препятствием для перехода к оказанию всех услуг по принципу "одного окна" является отсутствие механизма межведомственного взаимодействия, создание которого требует решения вопросов как нормативного, так организационного и технологического характера. Это касается предоставления услуг не только на базе МФЦ, но и непосредственно органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Задача повышения качества и доступности муниципальных услуг не может носить единовременный характер. В связи с этим потребуется внедрить систему, которая позволит на постоянной основе проводить оценку уровня удовлетворенности получателей услуг, уровня качества предоставления услуг, выявлять сложившиеся недостатки предоставления услуг и принимать меры, направленные на повышение качества предоставления услуг.
На Портале государственных услуг Чувашской Республики создан сайт МФЦ г. Алатыря для размещения информации о предоставляемых в городе Алатыре Чувашской Республики государственных и муниципальных услугах (http://gosuslugi.cap.ru/). Осуществляется перевод предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронную форму.
Избыточное администрирование, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций органов власти - эти и многие другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность, что в конечном итоге затрудняет экономическое развитие.
Для преодоления существующих проблем необходима реализация мероприятий, направленных на оптимизацию предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных контрольных и надзорных функций; создание и развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; продолжение регламентации государственных и муниципальных услуг, а также осуществление контрольно-надзорных и разрешительных функций; формирование муниципального реестров государственных и муниципальных услуг (функций).
В первоочередном порядке должны быть оптимизированы государственные и муниципальные услуги, являющиеся наиболее проблемными и сложными, с наиболее закрытыми процедурами и максимальными объемами неформальных платежей.
В настоящее время процесс оптимизации услуг носит исключительно внутриведомственный характер, то есть каждый орган оптимизирует свои функции без построения общего процесса с точки зрения предоставления муниципальной услуги, которая будет являться конечным (а не промежуточным) необходимым заявителю результатом деятельности всей системы органов власти.
В целом комплексная оптимизация государственных и муниципальных услуг должна быть направлена на:
сокращение количества обращений (процедур), необходимых для получения конечного результата услуги (в том числе путем организации межведомственного взаимодействия);
сокращение сроков предоставления услуги;
определение нормативов материальных затрат заявителей;
улучшение качества правовой регламентации порядка предоставления услуг.
В сфере контрольно-надзорной деятельности следует отметить, что реализованные на первых этапах административной реформы мероприятия также до настоящего времени носили локальный, внутриотраслевой характер и в основном ограничивались разработкой и утверждением административных регламентов исполнения контрольно-надзорных функций.
В целях обеспечения контроля эффективности реализации мероприятий по оптимизации государственных и муниципальных услуг и совершенствования контрольно-надзорной деятельности необходимо внедрение развернутой системы мониторинга, которая позволила бы оценить такие параметры, как:
удовлетворенность получателей государственных и муниципальных услуг их качеством и доступностью (как в случае предоставления их на базе МФЦ, так и непосредственно в органах государственной власти и местного самоуправления);
соблюдение установленных законодательством, в том числе административными регламентами, сроков, порядка и условий предоставления государственных и муниципальных услуг;
удовлетворенность представителей бизнеса условиями ведения предпринимательства, что является важнейшим показателем эффективности мероприятий по снижению административных барьеров.
Внедрение такой системы мониторинга позволит, с одной стороны, своевременно выявлять реальные проблемы и "узкие места" в системе предоставления государственных и муниципальных услуг (исполнения государственных и муниципальных функций), оценивать эффективность реализуемых мероприятий и при необходимости актуализировать и корректировать их направленность. С другой стороны, выявлять и масштабировать лучшие практики предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, как показывает опыт, успешное выполнение широким кругом органов государственной власти и местного самоуправления большого спектра мероприятий, направленных на достижение единой цели, невозможно без координирующего органа, а также программного документа, который позволил бы унифицировать подходы к реализации однонаправленных мероприятий. Таким инструментом и призвана стать настоящая Программа.
Основные проблемы в сфере реализации Программы
Несмотря на отмеченные успехи в сфере реализации экономической политики, в настоящее время темпы модернизационных и инновационных преобразований не достигают необходимого уровня. Об этом свидетельствуют:
невысокие показатели выпуска и экспорта инновационной продукции;
крайне низкая доля частных затрат на исследования и разработки;
невысокий удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции;
незначительные величины затрат на модернизацию и технологические инновации в промышленности, явно несоизмеримые с реальными потребностями экономики в расширении спектра принципиально новой конкурентоспособной продукции.
Одной из главных причин подобной ситуации является низкий уровень инвестиций в инновации, которые позволили бы обеспечивать непрерывное обновление технической и технологической базы производства, снижать себестоимость, осваивать и выпускать новую конкурентоспособную продукцию.
Не отвечает задачам модернизации и сложившаяся отраслевая структура малого и среднего бизнеса, которая качественно отстает от уровня развития малого и среднего бизнеса в других регионах, где количественный показатель и вклад производственных компаний значительно выше и доминирует неторговый сектор экономики.
Созданные элементы государственной поддержки не запустили в должной степени модернизационные процессы и пока не привели к необходимым структурным изменениям.
Нерешенными остаются и ряд других серьезных проблем, сохранение которых может свести к нулю результативность деятельности. В первую очередь это:
высокие риски ведения предпринимательской деятельности;
наличие коррупции и излишних административных барьеров, прежде всего для развития малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного;
незаинтересованность кредитных организаций в финансировании рискового инновационного бизнеса;
недостаточное развитие механизмов государственно-частного партнерства, ограниченная эффективность государственных инвестиций;
недостаточный кадровый, в том числе управленческий потенциал для развития инновационных секторов экономики и модернизации традиционных отраслей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.