Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Чебоксарского городского
Собрания депутатов
от 14 марта 2019 г. N 1562
Отчет
о деятельности контрольного органа города Чебоксары - контрольно-счетной палаты за 2018 год
Настоящий отчет подготовлен в соответствии со статьей 20 Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате", утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 08 сентября 2011 года N 345 (далее - Положение) и содержит характеристику результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основные выводы и предложения по результатам деятельности контрольно-счетной палаты (далее - палата), направленные на устранение выявленных нарушений, совершенствование бюджетного процесса и системы управления муниципальной собственностью. В отчете отражены результаты иной деятельности, направленной на повышение эффективности работы палаты, качества ее взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также задачи на 2019 год.
1. Экспертно-аналитическая деятельность
В 2018 году, как и в предыдущие периоды, предварительный и последующий контроль над исполнением бюджета осуществлялся палатой, исходя из понимания контроля, как функции управления, представляющей собой систему наблюдения и проверки функционирования объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений, выявления степени их реализации, обнаружения и предупреждения отклонений и неблагоприятных ситуаций.
Заключение палаты на отчет об исполнении бюджета города - это комплексный анализ деятельности исполнительной власти в части выполнения принятых обязательств на основе не только анализа исполнения бюджета, но и результатов проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий.
Внешней проверкой годового отчета об исполнении бюджета города за 2017 год (в том числе бюджетной отчетности всех главных администраторов бюджетных средств (ГАБС)) установлено, что в целом показатели годового отчета соответствовали показателям исполнения бюджета. Внешняя проверка выявила единичные факты неполноты, недостоверности, и иные недостатки годовой отчетности ГАБС и подведомственных учреждений, а также факты несоответствия установленным требованиям по составу и содержанию, непрозрачности, не информативности бюджетной отчетности ГАБС.
В заключении палаты было отмечено, что потенциальным резервом увеличения поступлений доходов в бюджет города остается повышение качества деятельности в области бюджетного планирования, управления и распоряжения бюджетными средствами и муниципальной собственностью с целью обеспечения своевременного и полного поступления доходов в бюджет города.
Основным направлением предварительного контроля являлся анализ показателей проекта бюджета города на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов (далее - проект бюджета), а также основных показателей социально-экономического развития города, который показал, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов усилия органов местного самоуправления и средства бюджета города будут сосредоточены на обеспечении устойчивого функционирования городского хозяйства, учреждений и организаций социальной сферы, выполнении всех социальных обязательств, продолжение работы по реализации указов Президента Российской Федерации.
Палатой отмечено, что при реализации данных задач следует обратить особое внимание на наличие рисков, обусловленных замедлением темпов роста российской экономики, ограниченностью внутренних финансовых ресурсов и высокой зависимостью бюджета города от бюджетов других уровней.
В этих условиях приоритетной задачей является нахождение баланса между усложняющимися задачами государственной политики и установленными на новом, более низком уровне бюджетными возможностями, при этом повышение эффективности бюджетных расходов выходит на первый план.
Кроме того, повышаются требования к качеству разработки планово-прогнозных документов, которые должны не только с большей степенью надежности определять исходные условия для разработки проекта бюджета, но и иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе.
Одной из основных задач по повышению эффективности бюджетных расходов является создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг.
Мероприятия экспертного характера, проводимые в отчетном году, составляли основу контроля над бюджетом города Чебоксары в течение всего периода. Они осуществлялись в форме предварительного контроля перед принятием проекта бюджета города Чебоксары на очередной финансовый год, текущего (оперативного) контроля непосредственно в ходе его исполнения в отчетном году и внесения в него изменений и дополнений, а также последующего контроля по итогам исполнения бюджета за отчетный финансовый год.
Предметом экспертизы и анализа в рамках осуществления текущего контроля над исполнением доходных и расходных статей бюджета города Чебоксары являлись отчетные данные об исполнении городского бюджета за I квартал, полугодие и 9 месяцев текущего финансового года.
Основной акцент при осуществлении текущего контроля ставился на анализе выявленных отклонений от утвержденных показателей городского бюджета с целью подготовки предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.
Результаты текущего контроля использовались при проведении экспертиз вносимых на рассмотрение Чебоксарского городского Собрания депутатов проектов, предусматривающих внесение изменений и дополнений в решение о бюджете города Чебоксары на 2018 год. На основании проведенных экспертиз проектов решений по указанному выше вопросу Чебоксарскому городскому Собранию депутатов контрольно-счетной палатой были подготовлены и представлены соответствующие заключения.
Одним из элементов в работе контрольно-счетной палаты в отчетном году являлись внешние проверки отчета об исполнении бюджета города Чебоксары и внешняя проверка бюджетной отчетности администраторов бюджетных средств за 2017 год, которые были проведены в порядке последующего контроля.
При проведении внешних проверок основной акцент был сделан на соответствие итогов исполнения смет доходов и расходов учреждений принятому решению о бюджете и требованиям бюджетного законодательства, которые были взяты за основу при проведении проверки и подготовке заключения на годовой отчет об исполнении бюджета города Чебоксары за 2017 год.
Предварительному контролю, являющемуся отправной точкой в реализации всех последующих форм контроля, традиционно уделялось значительное внимание. Работа по подготовке к проведению экспертизы проекта бюджета города Чебоксары на очередной финансовый год началась одновременно с началом его формирования.
Непосредственно при проведении экспертизы проекта бюджета города Чебоксары осуществлялась оценка доходных и расходных статей, размеров муниципального долга и дефицита местного бюджета. Проекты решений проверялись на предмет соответствия предложенных ими показателей и их параметров ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетных правоотношениях в муниципальном образовании города Чебоксары.
Кроме того, не остались без внимания вопросы финансовой обеспеченности нормативно-правовых актов, реализация положений которых должна была осуществляться в очередном финансовом году, вытекающих из них расходных обязательств города Чебоксары, а также отражение в проектах последствий для тех нормативно-правовых актов, исполнение которых проект бюджета не предусматривает или предусматривает их частичное исполнение.
Результаты экспертизы нашли отражение в заключение контрольно-счетной палаты по проекту бюджета города Чебоксары на 2019 и на плановый период 2020 - 2021 годы.
Одновременно, наряду с деятельностью по контролю над формированием и исполнением местного бюджета в рамках экспертной деятельности в отчетном году осуществлялась экспертиза, вносимых на рассмотрение Чебоксарского городского Собрания депутатов проектов решений и по другим вопросам, отнесенным к компетенции контрольно-счетной палаты.
В отчетном году Чебоксарским городским Собранием депутатов для проведения экспертизы в адрес контрольно-счетной палаты был направлен 21 проект решений, вносимых на рассмотрение Чебоксарского городского Собрания депутатов. По двум проектам решений подготовлены предложения, которые в последующем были учтены.
Экспертные заключения контрольно-счетной палаты, подготовленные по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий, вытекающие из них выводы, рекомендации и предложения представлялись Чебоксарскому городскому Собранию депутатов в установленные сроки.
2. Контрольно-ревизионная деятельность
Организация работы в 2018 году традиционно строилась на основных принципах, являющихся базовыми для эффективного функционирования органа внешнего финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
На основании годового плана деятельности палатой осуществлялся предварительный и последующий контроль над формированием и исполнением бюджета города в форме экспертно-аналитических и контрольных мероприятий.
В 2018 году палатой проведено семь мероприятий, в том числе экспертно-аналитических мероприятий - одно, контрольных мероприятий - шесть, (одно - внеплановое).
Все контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, предусмотренные Планом деятельности палаты на 2018 год, в отчетном году выполнены.
В центре внимания палаты находились вопросы контроля за:
- законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств, направленных на реализацию муниципальных программ города Чебоксары;
- использованием бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение и выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), а также соблюдения условий предоставления субсидий;
- эффективностью предоставления налоговых и иных льгот, установленных нормативно-правовыми актами города Чебоксары;
- эффективным использованием муниципального имущества, сдаваемого в аренду образовательными учреждениями города Чебоксары.
В ходе проведения плановых и внеплановых мероприятий работниками палаты произведены осмотры с выездом на места объектов муниципальной собственности и земельных участков.
В соответствии с общим вектором развития внешнего финансового контроля в Российской Федерации, значительное внимание уделялось осуществлению контроля за реализацией муниципальных и ведомственных целевых программ, укреплению доходной базы бюджета города, аудиту в сфере закупок и аудиту эффективности.
В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий палатой выявлены нарушения в финансово-бюджетной сфере в том числе:
- нарушения ведения бухгалтерского учета - 3,3 млн. рублей;
- неэффективное использование бюджетных средств - 2,1 млн. рублей;
- нарушения при формировании и исполнении бюджетов - 0,4 млн. рублей;
- нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц - 0,2 млн. рублей;
- иные нарушения - 0,1 млн. рублей.
В отчетном периоде по результатам проведенных палатой мероприятий направлено одно представление в адрес руководителей проверенных организаций и органов исполнительной власти города и иные организации.
С учетом выбранных приоритетов деятельности в 2018 году основные функции, возложенные на палату нормативно-правовыми актами и утвержденным плановым заданием, выполнены в полном объеме.
2.1. Контроль за использованием бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение и выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), а также соблюдения условий предоставления субсидий
По результатам проведенных контрольных мероприятий по выполнению муниципального задания на оказание муниципальных услуг допущено неэффективное использование средств субсидии на выполнение муниципального задания и внебюджетных источников, в том числе:
- несоответствие показателей отчета о выполнении муниципального задания фактическим объемам выполнения показателей муниципального задания;
- объем фонда оплаты, утвержденный руководителем Учреждения на основании штатного расписания, превышает объем доведенных лимитов бюджетных ассигнований на оплату труда в рамках субсидии на выполнение муниципального задания, что является неэффективным использованием средств бюджета в соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- в графиках работы фактически не подтверждено время работы по внутреннему совместительству;
- необоснованно издан приказ об установлении рабочими праздничных дней;
- не проведена работа по оптимизации штатной численности.
В целом, результат контрольных мероприятий свидетельствует о необходимости проведения комплекса мероприятий по повышению эффективности использования средств субсидии на выполнение муниципального задания.
2.2. Законность, результативность (эффективность и экономность) использования средств, направленных на реализацию муниципальных программ города Чебоксары
В части проверки отдельных вопросов эффективного и экономного использования средств, направленных на реализацию муниципальных программ, выявлено следующее.
- неэффективное использование средств бюджета города Чебоксары в результате отвлечения средств целевых субсидий на погашение кредиторской задолженности прошлых лет;
- привлечение средств граждан для участия в софинансировании мероприятий по ремонту дорог частного сектора без утвержденного порядка привлечения средств граждан на указанные цели;
- недостаточность информации о наличии безнадзорных животных на территории города Чебоксары для эффективного использования средств, направленных на их отлов;
- отсутствия порядка использования отловленных безнадзорных животных, невостребованных по истечении шести месяцев с момента отлова, и последующего их содержания.
2.3. Соблюдение требований и норм Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В результате проведенных контрольных мероприятий выявлено нарушение норм Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части:
- изменения сроков выполнения работ;
- проведения дополнительных видов работ, не предусмотренных первоначальными условиями муниципального контракта.
3. Информационная и иная деятельность
В 2018 году палатой продолжена работа по публичному представлению своей деятельности и ее результатов. Отчеты и информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлялись в Чебоксарское городское Собрание депутатов, рассматривались на заседаниях профильных комиссий с участием представителей структурных подразделений администрации города Чебоксары и руководителей проверяемых организаций.
Кроме того, информация о деятельности палаты, основные результаты проведенных мероприятий, планы деятельности, ежегодные отчеты о деятельности палаты, информация о наиболее значимых мероприятиях и др. размещались на официальной странице палаты.
Рассмотрены в отчетном периоде и обращения, поступившие в адрес палаты. По вопросам, изложенным в обращениях и находящимся в компетенции палаты, заявителям даны ответы по существу.
В 2018 году продолжена работа по стандартизации деятельности палаты. В течение года к существующим девяти стандартам были разработаны и приняты еще четыре стандарта внешнего муниципального финансового контроля.
В рамках реализации мероприятий по противодействию коррупции в палате разработан и выполняется комплекс мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по предупреждению, выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению коррупции и конфликта интересов на муниципальной службе, соблюдение муниципальными служащими общих принципов служебного поведения, норм профессиональной этики, обязательств, ограничений и запретов, установленных на муниципальной службе.
В целях соблюдения требований законодательства о муниципальной службе и повышения квалификационного уровня и актуализации знаний и навыков лиц, осуществляющих непосредственно контрольную и экспертно-аналитическую деятельность, сотрудники палаты проходят курсы повышения квалификации.
Уделено внимание в отчетном периоде и развитию межмуниципального сотрудничества. Более 10 лет палата является членом Союза МКСО и активно взаимодействует с контрольно-счетными органами других муниципальных образований Российской Федерации.
В соответствии с заключенным соглашением продолжена работа с Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики и контрольно-счетными органами республики.
4. Основные задачи на 2019 год
На основе результатов деятельности палаты в 2018 году и с учетом итогов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий председателем палаты был утвержден план деятельности контрольно-счетной палаты города Чебоксары на 2019 год, в котором определены приоритетные направления контрольной и экспертно-аналитической деятельности.
Основной приоритет при проведении проверок - это оптимизация расходов бюджета города за счет сокращения неэффективных расходов. В этой связи особое внимание будет уделено эффективности деятельности муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Продолжится проверка использования бюджетных средств, выделенных на финансовое обеспечение и выполнение муниципальных заданий, на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), а также соблюдения условий предоставления субсидий.
В соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ при проведении каждого контрольного мероприятия палатой будет проведен анализ и оценка достижения целей осуществления закупок за счет средств бюджета города; дана оценка законности, целесообразности, обоснованности и своевременности расходов на закупки, результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.
Приоритетом деятельности палаты на планируемый период остается контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета города Чебоксары.
Ввиду наличия рисков снижения налоговых и неналоговых доходов города, важным направлением деятельности палаты остается контроль в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, включая оценку качества администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета, выявление резервов их роста, анализ эффективности системы льгот и преференций, контроль за полнотой поступления доходов в бюджет города от использования муниципального имущества и земельных участков, в том числе от взыскания имеющейся задолженности.
В сфере контроля за реализацией задач бюджетной политики по обеспечению нацеленности бюджетной системы на достижение конечных результатов планируется продолжить работу по анализу эффективности системы управления социально-экономическим развитием города Чебоксары в условиях совершенствования стратегического планирования, комплексному анализу и контролю за формированием и реализацией муниципальных программ, включая оценку сбалансированности их целей, задач, индикаторов, мероприятий и финансовых ресурсов, а также соответствие этих программ долгосрочным целям социально-экономического развития города.
Продолжится работа по стандартизации деятельности палаты, в том числе по доработке, апробации и определении порядка применения классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего муниципального финансового контроля, а также оценке эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ за счет средств бюджета.
Достижение намеченных целей неразрывно связано с эффективностью деятельности палаты за счет совершенствования научно-методологического, правового, информационного обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности; развития методологии, направленной на повышение надежности и качества финансового контроля; поддержания и дальнейшего развития кадрового, организационного, материально-технического потенциала; развития сотрудничества с контрольно-счетными органами Приволжского федерального округа и муниципальными контрольно-счетными органами Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14 марта 2019 г. N 1562 "Об отчете о деятельности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.