Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика экономического развития города Шумерли, прогноз развития
Город Шумерля расположен на Восточно-Европейской равнине, в пределах Чувашского плато (100-167 м), расчлененного долиной р. Суры, в северо-восточной части Приволжской возвышенности у западной границы Чувашской Республики.
Население города Шумерля по состоянию на 1 января 2019 года составляет 28,6 тыс. человек.
Город расположен в 110 км от столицы Чувашской Республики г. Чебоксары, имеет удобные транспортные связи. Через его территорию проходит железнодорожная магистраль "Москва - Арзамас - Казань", имеющая важнейшее значение для осуществления пассажирских и грузовых перевозок. Развита автодорожная сеть, связывающая г. Шумерлю со столицей Чувашии, а также с гг. Канашом, Алатырем и Ядрином, имеются понтонный мост в Нижегородскую область и водные пути по р. Суре.
Площадь территории города составляет 1378 га, в том числе зеленых насаждений 28 га. В пределах городской черты расположен городской парк культуры и отдыха площадью 17,1 га, который с 1981 года имеет статус особо охраняемой природной территории Чувашской Республики.
Экономика г. Шумерли является монопрофильной. Основную роль в ней играет машиностроительный комплекс, включающий производство транспортных средств и оборудования. В 2018 году 96,9% процента объема отгруженной продукции обрабатывающих производств приходилось на машиностроительный комплекс. Данная отрасль представлена градообразующими предприятиями - АО "Комбинат автомобильных фургонов" и АО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей".
Два градообразующих предприятия города выпускают однотипную продукцию специального назначения для силовых структур (кузова-фургоны военного и гражданского назначения), что приводит к снижению и ухудшению финансово-экономических показателей их работы. Позднее проведение тендеров на размещение государственных заказов, составляющих основную долю портфеля заказов предприятий, а также несвоевременность расчетов за поставленную продукцию приводят к нестабильной загрузке производственных мощностей и отвлечению большей части оборотных средств.
Основная проблема города Шумерля - зависимость доходной части местного бюджета, экономической безопасности и социальной стабильности в городе от стабильности работы градообразующих предприятий.
Для того, чтобы преодолеть моноструктурность экономики города, уменьшить зависимость наполняемости местного бюджета от результатов деятельности градообразующих организаций, необходимо развитие новых и существующих производств.
Мероприятия по развитию города тесно увязаны с мероприятиями государственных программ Чувашской Республики в сферах инновационного развития промышленности, повышения экологической безопасности, формирования комфортной городской среды, развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике.
Главной целью развития города являются повышение качества жизни населения города и создание полифункциональной структуры его экономики посредством ее диверсификации за счет внедрения и использования инновационных технологий и создания новых видов производств.
Основными приоритетами являются создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, благоприятной среды жизнедеятельности населения, внедрение инноваций в технологические и организационные процессы.
Политика социально-экономического развития города направлена на непрерывное повышение качества жизни населения города через осуществление структурных преобразований в экономике, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности города на основе инновационного подхода. Результатом реализации принятой политики социально-экономического развития города должно быть снижение зависимости от градообразующих предприятий, развитие инновационной экономики и достижение устойчивого, экономически эффективного, социально ориентированного, экологически сбалансированного развития.
Важнейшим фактором обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципального образования в современных условиях является наличие эффективно функционирующей системы муниципального стратегического управления. Стратегическое управление муниципальным образованием - это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.
В перечень документов стратегического планирования органов местного самоуправления города Шумерля на 2018 год включены прогноз социально-экономического развития города Шумерля на среднесрочный период, бюджетный прогноз города Шумерля на среднесрочный период, муниципальные программы города Шумерли.
Документом, определяющим цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования является стратегия социально-экономического развития. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования - город Шумерля находится в разработке и планируется к принятию в текущем году. Муниципальные программы, которые являются обязательными документами для муниципального образования, должны обеспечивать наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.
Экономика каждого муниципального образования является составной частью экономики субъекта Российской Федерации с определенной специализацией, связанной с наличием на их территории природных ресурсов и особенностей климатических условий, накопленного производственного, квалификационного и научного потенциала. Эффективность решений, принимаемых на региональном уровне, во многом будет зависеть от того, насколько эти решения реализуются в муниципалитетах.
Совершенствование системы закупок товаров, работ, услуг (далее - закупка) для обеспечения нужд города Шумерли с одновременной централизацией процессов закупок позволит обеспечить эффективное расходование бюджетных средств путем проведения электронных процедур закупок, повышение открытости и прозрачности закупок, усилить конкуренцию при осуществлении закупок путем проведения торгов и запросов котировок.
Формирование и реализация муниципальных программ города Шумерли Чувашской Республики осуществляются в соответствии с постановлениями администрации города Шумерля от 30.10.2013 г. N 896 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Шумерли Чувашской Республики", от 08.06.2016 года N 474 "Об утверждении методики оценки эффективности муниципальных программ города Шумерля".
Перечень муниципальных программ города Шумерли Чувашской Республики включает 18 муниципальных программ реализуемых в 2019 году.
Учитывая масштабность многих программ, их адаптация к изменениям социально-экономической ситуации занимает достаточно долгое время. Выработка политики в сфере программно-целевого метода планирования, анализ выполнения долгосрочных программ позволяют минимизировать вышеуказанные проблемы и расширить использование механизмов программно-целевого планирования.
Совершенствование системы муниципального стратегического управления, развитие механизмов "управления по результатам" обеспечат взаимосвязь между результатами деятельности органов местного самоуправления города Шумерля Чувашской Республики и бюджетными средствами, выделенными на их достижение.
С 2017 года в городе реализуется программа "Комплексное развитие моногорода Шумерля", целью реализации которой является обеспечение комплексного развития моногорода Шумерля путем создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, повышения инвестиционной привлекательности моногорода, улучшения качества городской среды и снижения зависимости моногорода от деятельности градообразующих предприятий за счет снижения доли работников данных предприятий в среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
В результате реализации программы Комплексное развитие моногорода Шумерля" предполагается диверсификация экономики и бизнеса в городском округе Шумерля при сохранении лидирующей роли предприятий обрабатывающих производств, но с постепенным расширением доли альтернативных секторов экономики и, прежде всего малого бизнеса. Малый и средний бизнес поддерживается властями федерального и регионального уровня при активном участии города за счет реализации подпрограммы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, разработки нормативно-правовых актов направленных на устранение излишних административных барьеров, получение поддержки и т.п. Предусматривается планомерное и целенаправленное развитие инфраструктурной составляющей города.
В целом развитие города направлено на качественное преобразование городской среды. Город Шумерля должен превратиться в комфортный и современный промышленно-деловой центр Чувашской Республики с высоким уровнем инфраструктурной обеспеченности территории.
Необходимым условием реализации задач программы являются масштабные инвестиции в производство, в новые технологии, в обучение. Однако инвестиционные процессы в экономике города остаются недостаточно активными для ее структурной модернизации. Недостаток собственных долгосрочных денежных ресурсов, необходимых для запуска долгосрочных инвестиционных проектов, сдерживает модернизацию и диверсификацию экономики. В этой связи расширение потока инвестиций в экономику города является определяющим условием успешной модернизации экономики.
В соответствии со стратегическими направлениями в области инвестиционной деятельности усилия будут направлены на мобилизацию имеющихся и привлечение новых инвестиционных ресурсов в реальный сектор для обеспечения необходимых темпов экономического роста. Инвестиции в промышленность будут направлены на техническое развитие производств и внедрение новых технологий - по кузовостроению, по пошиву одежды, производству новых пищевых изделий, модернизации и реконструкции действующих производств. Инвестиции в экономику города прогнозируются с учетом планового уровня инфляции, тенденций в развитии предприятий и их финансовых возможностей.
Развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений - от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности.
Современный этап развития экономики характеризуется тем, что идет процесс концентрации рынков, создания монопольных структур, усиливаются процессы поглощения организаций. В розничной торговле происходит вытеснение малых и средних магазинов межрегиональными и транснациональными торговыми сетями.
С 2016 года в городе ведется реализация мероприятий предусмотренных планом мероприятий ("дорожной картой") по содействию развитию конкуренции в Чувашской Республике.
В целях создания благоприятных условий для привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов реализуется "дорожная карта" по внедрению в городе Шумерле Чувашской Республики успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне. Названный план включает в себя 14 лучших практик включенных в Атлас муниципальных практик, подготовленный АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов.
С 2018 года реализуется План мероприятий по внедрению в городе Шумерля Чувашской Республики целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности в Чувашской Республике, разработанный в целях выполнения распоряжения Правительства РФ от 31 января 2017 г. N 147-р "Об утверждении целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ и составов рабочих групп по мониторингу их внедрения".
Недостаток инвестиционных ресурсов, поступающих в экономику города, в дальнейшем может привести к снижению темпов развития отдельных секторов экономики, качества предоставляемых населению услуг и в конечном счете уровня и качества жизни населения города.
Устранение проблем возможно исключительно программно-целевым методом, так как для их решения будут привлечены органы всех уровней власти. Финансирование мероприятий именно в рамках подпрограммы позволит минимизировать риски нецелевого использования бюджетных средств, а также сконцентрировать все организационные финансовые ресурсы на решении первоочередных задач.
Вклад малого предпринимательства в экономику города с каждым годом становится более весомым. Увеличивается доля среднесписочной численности работающих (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в совокупной численности экономически активного населения города Шумерля. Растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, расширяется ее ассортимент, улучшается качество. Субъекты малого предпринимательства обеспечивают в определенной доле наполняемость бюджета города.
В настоящее время вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как создание условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса может обеспечить дополнительную занятость и рост производства. Содействие развитию малого и среднего бизнеса официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики администрации города Шумерля.
Необходимость и важность поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности четко обозначена на государственном уровне. Значимость сохранения, развития народных промыслов и ремесел трудно переоценить. Это не только профессиональная деятельность, приносящая доход, но и деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности на основе исторически сложившихся традиций.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Шумерле Чувашской Республике осуществляется в соответствии с основными принципами, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ.
Муниципальная политика поддержки малого и среднего предпринимательства является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики муниципалитета. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.
Для развития малого и среднего предпринимательства и снятия административных барьеров в городе приняты и реализуются План мероприятий ("дорожная карта") по реализации в городе Шумерле Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на период до 2030 года, План мероприятий ("дорожная карта") внедрения в городе Шумерле Чувашской Республики успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, на 2017 - 2020 годы".
Потребительский рынок - активно развивающаяся сфера экономики города Шумерля, которая находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики города.
В городе представлены практически все типы торгующих организаций - от крупных торговых комплексов до магазинов "шаговой доступности".
Реализуется комплекс мер, направленных на сдерживание роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. В еженедельном режиме проводится мониторинг цен на социально значимые продукты питания в предприятиях розничной торговли города.
Сложившийся в настоящее время в городе Шумерля рынок услуг характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.
Несовершенство статистического учета и отсутствие законодательной базы для учета вновь открываемых объектов не позволяют в полной мере производить анализ развития сферы потребительского рынка в городе и Чувашской Республике в целом.
Реализация мероприятий подпрограммы в сфере потребительского рынка позволит решить обозначенные проблемы в сфере потребительского рынка и услуг. В основе мероприятий лежат положения, ориентированные на улучшение обслуживания населения города Шумерли путем создания условий для обеспечения доступности и качества розничной торговли, оказываемых населению платных услуг, в том числе общественного питания и бытового обслуживания.
Программное решение существующих проблем позволит обеспечить качественно новый, более цивилизованный облик потребительского рынка и сферы услуг, будет способствовать поддержанию высоких темпов развития потребительского рынка и сферы услуг, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места, обеспечить значительную часть поступлений в бюджеты различных уровней.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) закреплены инновационные для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и общества при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В частности, указанным законом закреплены права граждан на получение государственной (муниципальной) услуги своевременно и в соответствии со стандартом, получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронной форме, получение государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя, досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных (муниципальных) услуг, получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (далее также - МФЦ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376 утверждены Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - Правила). Согласно Правилам МФЦ предоставляет государственные и муниципальные услуги по принципу "одного окна" на основе соглашения о взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления в Чувашской Республике. Для повышения территориальной доступности услуг, предоставляемых по принципу "одного окна", МФЦ вправе привлекать иные организации. Правилами установлены требования к таким организациям.
Предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна в МФЦ преследует много целей. Безусловно, это антикоррупционная цель, когда нет прямого контакта между чиновником и гражданином, нет самой ситуации, в которой возникают нехорошие последствия в виде взяток. С другой стороны, комфортность при предоставлении, в том числе и путем сокращения времени ожидания в очереди до 10-15 минут. Это целевой ориентир, по которому оценивается деятельность МФЦ и который также установлен Указом Президента России.
Выстроенная в рамках муниципальной программы система целевых ориентиров (цели, задачи, ожидаемые результаты) представляет собой четкую согласованную структуру, посредством которой установлена прозрачная и понятная связь реализации отдельных мероприятий с достижением конкретных целей на всех уровнях муниципальной программы, что позволит повысить качество жизни населения города Шумерли Чувашской Республики путем повышения качества реализуемых товаров и оказываемых услуг; сформировать благоприятный инвестиционный климат для привлечения инвестиций; улучшить условия ведения бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства в городе Шумерля Чувашской Республики; повысить качество и доступность предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг; повысить ответственность органов местного самоуправления города Шумерля за целевое и эффективное использование бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.