Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, прогноз ее развития
Подпрограмма "Инвестиционный климат" (далее - подпрограмма) разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2018 г. N 254, Инвестиционной стратегией Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 октября 2013 г. N 406.
С 2017 года в городе реализуется программа "Комплексное развитие моногорода Шумерля", целью реализации которой является обеспечение комплексного развития моногорода Шумерля путем создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, повышения инвестиционной привлекательности моногорода, улучшения качества городской среды и снижения зависимости моногорода от деятельности градообразующих предприятий за счет снижения доли работников данных предприятий в среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
В результате реализации программы Комплексное развитие моногорода Шумерля" предполагается диверсификация экономики и бизнеса в городском округе Шумерля при сохранении лидирующей роли предприятий обрабатывающих производств, но с постепенным расширением доли альтернативных секторов экономики и, прежде всего малого бизнеса. Малый и средний бизнес поддерживается властями федерального и регионального уровня при активном участии города за счет реализации подпрограммы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, разработки нормативно-правовых актов направленных на устранение излишних административных барьеров, получение поддержки и т.п. Будет реализовываться политика по поддержке проектов, инициируемых крупными предприятиями, а также малым и средним бизнесом в производственной сфере, в строительной сфере и сфере обслуживания. Предусматривается планомерное и целенаправленное развитие инфраструктурной составляющей города.
Строительство новых блочно-модульных котельных повысит удовлетворенность населения качеством жилищно-коммунальных услуг, позволит снизить убыточность сферы теплоснабжения города за счет ухода от деятельности нерентабельной котельной N 15 города Шумерля, сократить количество аварий на объектах теплоснабжения города при производстве, транспортировке и распределении тепловой энергии.
Благоустройство дворовых территорий будет способствовать улучшению качества городской среды, формированию в кварталах жилой застройки благоприятной среды для проживания населения.
Проведение строительства и реконструкции автомобильных дорог, а также осуществление капитального ремонта и ремонта городских улиц способствует развитию современной и эффективной транспортной инфраструктуры; повышению доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения и хозяйствующих субъектов; обеспечению охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, законных прав на безопасные условия движения на автомобильных дорогах общего пользования в городе Шумерле; повышению эффективности и безопасности функционирования транспортного комплекса города Шумерля Чувашской Республики, обеспечивающему благоприятные условия для устойчивого поступательного развития экономики города, подъема уровня и качества жизни населения.
В целом развитие города направлено на качественное преобразование городской среды. Город Шумерля должен превратиться в комфортный и современный промышленно-деловой центр Чувашской Республики с высоким уровнем инфраструктурной обеспеченности территории.
Необходимым условием реализации задач подпрограммы являются масштабные инвестиции в производство, в новые технологии, в обучение. Однако инвестиционные процессы в экономике города остаются недостаточно активными для ее структурной модернизации. Недостаток собственных долгосрочных денежных ресурсов, необходимых для запуска долгосрочных инвестиционных проектов, сдерживает модернизацию и диверсификацию экономики.
В этой связи расширение потока инвестиций в экономику города является определяющим условием успешной модернизации экономики.
В соответствии со стратегическими направлениями в области инвестиционной деятельности усилия будут направлены на мобилизацию имеющихся и привлечение новых инвестиционных ресурсов в реальный сектор для обеспечения необходимых темпов экономического роста. Инвестиции в промышленность будут направлены на техническое развитие производств и внедрение новых технологий - по кузовостроению, по пошиву кожгалантерейных изделий, производству новых пищевых изделий, модернизации и реконструкции действующих производств. Инвестиции в экономику города прогнозируются с учетом планового уровня инфляции, тенденций в развитии предприятий и их финансовых возможностей.
В отраслевой структуре инвестиций сохранится доминирующее направление в обрабатывающие производства, жилищное строительство и коммунальное хозяйство. В рамках принятых приоритетов муниципальные инвестиции будут направлены, прежде всего, на развитие общественной инфраструктуры, в том числе на качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, ремонт автомобильных дорог и решение проблем аварийного жилья.
Сегодня город Шумерля имеет необходимый экономический и бюджетный потенциал для дальнейшего качественного развития экономики, внедряются новые технологии во все сферы деятельности, происходят значительные преобразования в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта. В рамках проведения целенаправленной инвестиционной политики, реализуются инвестиционные программы, включающие инвестиционные проекты, которым оказывается государственная поддержка. В качестве инструмента государственной поддержки инвестиционной деятельности будут использоваться различные формы: предоставление государственных гарантий Чувашской Республики под коммерческие кредиты, льгот по уплате арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Шумерли Чувашской Республики, заключение концессионных соглашений в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности города Шумерли Чувашской Республики и другие.
В городе Шумерле в 2016 - 2018 годах инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования возросли на 2,7% к уровню 2015 года.
За счет всех источников финансирования в 2018 году в основной капитал города вложено 304,0 млн. рублей инвестиций, или 101,9 процента к 2015 году. На строительство, расширение, реконструкцию и техперевооружение зданий и сооружений было направлено 169,5 млн. рублей (55,8 процента от общего объема инвестиций), жилищ -1,0 млн. рублей (0,3 процента), на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента - 127,0 млн. рублей (41,8 процента) и на возмещение прочих затрат - 6,5 млн. рублей (2,1 процента).
Активно развивается в городе банковский сектор. В перспективе роль таких инвестиционных ресурсов, как кредиты банков и заемные средства, будет возрастать. Вовлечение средств в инвестиционную деятельность города будет обеспечиваться за счет поиска эффективных производителей и активных инвесторов.
В целях создания благоприятных условий для привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов на сегодняшний день в республике разработана необходимая нормативно-правовая база, регламентирующая инвестиционную деятельность региона, внедрены основные элементы Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее - Стандарт).
Внедрение Стандарта направлено на обеспечение регионов необходимым набором инструментов для повышения инвестиционной привлекательности, включая лучшие практики в области привлечения инвестиций и работы с инвесторами.
Развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений - от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности.
Современный этап развития экономики характеризуется тем, что идет процесс концентрации рынков, создания монопольных структур, усиливаются процессы поглощения организаций. В розничной торговле происходит вытеснение малых и средних магазинов межрегиональными и транснациональными торговыми сетями.
С 2016 года в городе ведется реализация мероприятий предусмотренных планом мероприятий ("дорожной картой") по содействию развитию конкуренции в Чувашской Республике.
В целях создания благоприятных условий для привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов утвержден план мероприятий "дорожная карта" внедрения в городе Шумерле Чувашской Республики успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне. Названный план включает в себя 14 лучших практик включенных в Атлас муниципальных практик, подготовленный АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов.
С 2018 года реализуется План мероприятий ("дорожная карта") по внедрению в городе Шумерля Чувашской Республики целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности в Чувашской Республике, разработанный в целях выполнения распоряжения Правительства РФ от 31 января 2017 г. N 147-р "Об утверждении целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ и составов рабочих групп по мониторингу их внедрения".
Ежегодно в целях информирования населения о социально-экономическом развитии города, основных направлениях, приоритетах и планах администрации на ближайшую перспективу, в том числе в сфере привлечения инвестиций подготавливается и публично озвучивается доклад главы администрации города Шумерля, который публикуется в СМИ и на официальном сайте города Шумерля и местной общественно-политической газете "Вперед". В докладе главы отражаются следующие аспекты: итоги работы за предыдущий период; формирование условий для благоприятного делового климата, снижение административных барьеров; привлечение инвестиций; приоритетные задачи на следующий год.
В 2018 году принята Инвестиционная декларация (инвестиционный меморандум) муниципального образования - город Шумерля Чувашской Республики, которая устанавливает основные направления и принципы инвестиционной политики органов местного самоуправления города Шумерля, порядок взаимодействия органов местного самоуправления города Шумерля с субъектами инвестиционной деятельности. Координирующим органом по реализации положений настоящей Инвестиционной декларации является Совет по улучшению инвестиционного климата при главе администрации города Шумерля, созданный в целях создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в городе Шумерля. Ответственность за реализацию отдельных положений настоящей Инвестиционной декларации в пределах своих полномочий несут отраслевые органы и структурные подразделения администрации города Шумерля, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов на территории города Шумерля.
С точки зрения перспектив развития инвестиционного потенциала города имеется ряд проблем, к наиболее существенным из которых можно отнести:
отсутствие готовых инженерно обустроенных инвестиционных площадок для предложения инвестору для размещения производств;
административные барьеры на пути реализации инвестиционных проектов (длительность процедур, предшествующих получению разрешения на строительство объектов, отсутствие в структурах местных администраций специалистов в сфере градостроительства);
дефицит гостиничного фонда экономкласса, недостаточно сформированная инфраструктура для развития рекреационного, спортивного, а также активных видов туризма, недостаточно высокий уровень туристского сервиса;
отсутствие долгосрочных производственных и инвестиционных программ развития организаций, что не позволяет своевременно привлекать средства крупных инвестиционных компаний и институтов развития;
недоступность долгосрочных инвестиционных кредитов для организаций коммунального комплекса и несовершенство системы тарифного регулирования в условиях отсутствия прозрачности и стабильности развития инфраструктурного сектора.
Недостаток инвестиционных ресурсов, поступающих в экономику города, в дальнейшем может привести к снижению темпов развития отдельных секторов экономики, качества предоставляемых населению услуг и в конечном счете уровня и качества жизни населения республики.
Устранение проблем возможно исключительно программно-целевым методом, так как для их решения будут привлечены органы всех уровней власти. Финансирование мероприятий именно в рамках подпрограммы позволит минимизировать риски нецелевого использования бюджетных средств, а также сконцентрировать все организационные финансовые ресурсы на решении первоочередных задач.
Настоящая подпрограмма позволит создать наиболее благоприятные условия для привлечения потенциальных инвесторов в экономику города и реализации перспективных инвестиционных проектов в секторах экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.