Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
Алатырского района
от 20.06.2019 г. N 176
Положение
О межведомственной Службе ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 3 лет, а также семьям их воспитывающим на территории Алатырского района
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет организационно-информационную основу и главные направления деятельности межведомственной Службы ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 3 лет (далее - Служба ранней помощи) на территории Алатырского района.
1.2. Межведомственная Служба ранней помощи создается и ликвидируется постановлением администрации Алатырского района.
1.3. Руководство межведомственной Службой ранней помощи возлагается на заместителя главы - начальника организационного отдела администрации Алатырского района. Специалисты межведомственной Службы ранней помощи назначаются приказами руководителей организаций образования, здравоохранения и социального обслуживания населения (по согласованию).
1.4. Межведомственная Служба ранней помощи создается для семей, имеющих детей младенческого и раннего возраста, преимущественно, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, которые могут иметь нарушения/отклонения в развитии, нарушения поведения и психологического здоровья, вызванные медицинскими, биологическими и социальными факторами, а также риск возникновения отставания в одной из областей развития (далее - целевая группа для оказания ранней помощи), в том числе для:
детей-инвалидов;
детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 3 лет;
имеющих высокий риск ограничений в развитии (установленный в медицинском учреждении).
1.5. Межведомственная Служба ранней помощи работает в сотрудничестве с учреждениями образования, здравоохранения, социальной помощи по вопросам всесторонней помощи детям раннего возраста.
1.6. В своей деятельности межведомственная Служба ранней помощи руководствуется международными актами в области защиты прав ребенка, Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, распоряжением Кабинета Министров Ч Р от 07.06.2017 г. N 438-р и настоящим Положением.
2. Основные цели, задачи и направления деятельности межведомственной Службы ранней помощи
2.1. Целью деятельности межведомственной Службы ранней помощи является предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку и семье для содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка целевой группы, формирование адекватного общественного мнения по отношению к детям с особенностями развития.
2.2. Задачи межведомственной Службы ранней помощи:
2.2.1. выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска;
2.2.2. оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой), области самообслуживания; определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями, законными представителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи;
2.2.3. оказание комплексной помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;
2.2.4. организация перехода ребенка целевой группы в программы дошкольной образовательной организации;
2.2.5. информирование населения о работе межведомственной Службы ранней помощи, её целях и задачах.
2.3. Основные направления деятельности межведомственной Службы ранней помощи:
2.3.1. Диагностическое - комплексное углубленное изучение общего развития ребенка, выявление отклонений, определение индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей в процессе развития.
2.3.2. Коррекционное - комплексное воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей (разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения ребенка).
2.3.3. Профилактическое - предупреждение возникновения отклонений в физическом и психическом развитии детей с момента рождения, разработка конкретных рекомендаций родителям.
2.3.4. Консультативное - оказание помощи родителям (законным представителям) детей в вопросах развития детей от 0 до 3-х лет.
3. Основные принципы деятельности межведомственной Службы ранней помощи
3.1. Добровольность - решение об обращении в межведомственную Службу ранней помощи и желание включить ребенка и семью в программу индивидуального сопровождения исходят от родителей (законных представителей).
3.2. Открытость - межведомственная Служба ранней помощи отвечает на все запросы родителей (законных представителей) ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.
3.3. Конфиденциальность - информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам межведомственной Службы ранней помощи, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.
3.4. Уважение к личности - сотрудники межведомственной Службы ранней помощи уважительно относятся к ребенку и родителям (законным представителям), принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями.
3.5. Междисциплинарный подход - совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия.
3.6. Семейно-центрированная деятельность - профессиональная направленность сотрудников межведомственной Службы ранней помощи на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями (законными представителями) и другими членами семьи.
4. Организация работы межведомственной Службы ранней помощи
4.1. Организация работы межведомственной Службы ранней помощи включает следующие этапы:
4.1.1. Первичный прием ребенка и семьи.
К услугам межведомственной Службы ранней помощи на данном этапе относятся:
индивидуальная встреча с родителем (законным представителем) ребенка для принятия направления и/или документов и сбора информации о ребенке и семье;
первичная оценка развития и функционирования ребенка и влияющих на него факторов, осуществляемая специалистами межведомственной Службы ранней помощи.
По результатам первичного приема принимается решение о включения ребенка и семьи в последующую программу сопровождения или оказания индивидуальной консультаций ребенка и семьи специалистом(ами) межведомственной Службы ранней помощи.
4.1.2. Включение ребенка и семьи в программу сопровождения.
4.1.3. Междисциплинарное обследование ребенка и семьи.
К услуге межведомственной Службы ранней помощи на данном этапе относится углубленная междисциплинарная оценка развития и функционирования ребенка и, влияющих на него, факторов. Углубленная оценка включает от 2 до 4 диагностических встреч, совместно осуществляемых специалистами Службы ранней помощи и направленных на изучение сенсорных, двигательных, познавательных, коммуникативных, социально-эмоциональных, адаптивных способностей ребенка, его здоровья, а также характеристик взаимодействия ребенка и родителей, особенностей социального и физического окружения ребенка.
4.1.4. Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи.
На данном этапе специалисты межведомственной Службы ранней помощи на основании результатов междисциплинарного обследования совместно с родителями разрабатывают индивидуальную программу сопровождения ребенка и семьи в срок не более 6 недель от проведения первичной оценки.
4.1.5. Реализация индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи.
Индивидуальная программа содержит цели и задачи сопровождения ребенка и семьи, способы и методы выполнения поставленных задач, указывает участвующих в реализации программы специалистов межведомственной Службы ранней помощи, в том числе ведущего для данной семьи специалиста. Индивидуальная программа включает информацию о месте реализации программы сопровождения, ее длительности (общий срок реализации, количество встреч в неделю, продолжительность одной встречи), форм работы. Условием реализации индивидуальной программы сопровождения является регулярная (не реже 1 раза в 3 месяца), в соответствии с указанными в программе сроками, оценка ее эффективности. Оценка эффективности проводится на основе достижения поставленных в программе задач.
К услугам межведомственной Службы ранней помощи на данном этапе относятся индивидуальная или групповая встреча, а также консультация специалиста(ов) Службы ранней помощи с ребенком и семьей в очной или заочной форме.
4.1.6. Переход ребенка и семьи в группу дошкольного образовательного учреждения, завершение индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи.
Переход ребенка и семьи в группу дошкольного образовательного учреждения входит в индивидуальную программу сопровождения ребенка и семьи, является ее завершающим этапом. На данном этапе специалисты межведомственной Службы ранней помощи предоставляют родителям информацию о существующих дошкольных программах, разрабатывают и осуществляют план перехода.
К услугам межведомственной Службы ранней помощи на данном этапе относятся индивидуальная встреча специалиста(ов) с ребенком и семьей, консультация сотрудников дошкольного учреждения.
4.2. Продолжительность реализации индивидуальной программы сопровождения зависит от индивидуальных потребностей ребенка и семьи и составляет не менее 6 месяцев.
В случае самостоятельного обращения родителей специалист(ы) межведомственной Службы ранней помощи могут проводить услугу в виде однократной индивидуальной консультации ребенка и семьи.
4.3. Условием оказания услуг межведомственной Службой ранней помощи является активное участие родителя (законного представителя) ребенка на всех этапах программы сопровождения ребенка и семьи.
4.4. Место оказания услуг межведомственной Службы ранней помощи зависит от индивидуальных потребностей ребенка и семьи и включает:
место проживания ребенка;
помещение межведомственной Службы ранней помощи;
кабинеты для коррекционных занятий с детьми раннего возраста в образовательных организациях района.
4.5. Максимальная продолжительность индивидуальных и групповых встреч определяется программой сопровождения.
5. Права и обязанности участников образовательного процесса
5.1. Участниками образовательного процесса являются специалисты межведомственной Службы ранней помощи, дети с отклонениями в развитии, их родители (законные представители).
5.2. Межведомственная Служба ранней помощи имеет право:
5.2.1. Запрашивать информацию (с согласия родителей, законных представителей), необходимую для осуществления комплексной деятельности Службы ранней помощи у организаций здравоохранения, социальной помощи и образовательных учреждений.
5.2.2. Самостоятельно выбирать формы, средства и методы работы с детьми.
5.3. Обязанности межведомственной Службы ранней помощи:
5.3.1. Разрабатывать и реализовывать индивидуально ориентированные программы ранней помощи.
5.3.2. Рекомендовать формы для дальнейшего обучения.
5.4. Родители (законные представители) имеют право участвовать в разработке и реализации индивидуально ориентированных программ.
5.5. Родители (законные представители) обязаны:
5.5.1. Посещать занятия согласно графика.
5.5.2. Выполнять требования специалистов.
6. Ответственность
6.1. Межведомственная Служба ранней помощи несет ответственность в случаях:
6.1.1. Невыполнения либо выполнения не в полном объеме и в не установленные сроки действий, отнесенных к ее компетенции;
6.1.2. Несоблюдения действующего законодательства;
6.1.3. Разглашения информации, полученной в результате деятельности.
6.2. Персональную ответственность за деятельность межведомственной Службы ранней помощи несет ее руководитель.
7. Перечень документации
7.1. Межведомственная Служба ранней помощи разрабатывает следующие документы:
7.1.1. Положение о межведомственной Службе ранней помощи;
7.1.2. План мероприятий по развитию межведомственной Службы ранней помощи детям и их семьям;
7.1.3. Должностные инструкции специалистов;
7.1.4. График работы межведомственной Службы ранней помощи;
7.1.5. Расписание индивидуальных и групповых занятий;
7.1.6. Журнал учета обращений;
7.1.7. Журнал учета индивидуальных и групповых занятий;
7.1.8. Годовые отчеты о работе межведомственной Службы ранней помощи.
7.2. Документы учета текущей деятельности Службы ранней помощи: карта сопровождения ребенка, содержащая заявление родителей (законных представителей), договор с родителями, заключение специалистов межведомственной Службы ранней помощи по итогам консультаций, программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи, заключение, согласие на обработку персональных данных, другая документация, связанная с учетом и описание работы с ребенком и семьей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.