Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
Шемуршинского района
Чувашской Республики
от 28 июня 2019 г. N 295
Положение
об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Шемуршинского района Чувашской Республики
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Чувашской Республики от 25.11.2005 г. N 47 "О пожарной безопасности в Чувашской Республике" и устанавливает организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Шемуршинского района Чувашской Республики.
1.2. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Шемуршинского района Чувашской Республики относится к вопросам местного значения.
1.3. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Положении:
первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения;
противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;
профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;
противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование населения о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальных памяток, рекламной продукции, рекомендаций населению, организации тематических выставок, смотров, конкурсов, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения;
первичные средства пожаротушения - переносимые или перевозимые людьми средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития;
муниципальная пожарная охрана - вид пожарной охраны, создаваемой на территории поселения с целью обеспечения предотвращения пожаров (профилактики пожаров), спасения людей и имущества от пожаров;
добровольная пожарная охрана (ДПО) - одно или несколько подразделений добровольных пожарных дружин, не имеющих на вооружении пожарные машины, или добровольных пожарных команд, имеющие на вооружении пожарное оборудование, пожарные мотопомпы или пожарные машины;
добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений добровольной пожарной охраны по предупреждению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселения.
2. Перечень первичных мер пожарной безопасности
2.1. К первичным мерам пожарной безопасности на территории Шемуршинского района относятся:
обеспечение необходимых условий для привлечения населения поселения к работам по предупреждению пожаров (профилактике пожаров), спасению людей и имущества от пожаров в составе подразделений добровольной пожарной охраны;
проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности;
оснащение муниципальных учреждений первичными средствами тушения пожаров;
соблюдение требований пожарной безопасности при разработке градостроительной и проектно-сметной документации на строительство и планировке застройки территории поселений Шемуршинского района;
разработку и выполнение для Шемуршинского района мероприятий, исключающих возможность переброски огня при лесных и торфяных пожарах на здания, строения и сооружения Шемуршинского района;
организацию патрулирования территории и поселений Шемуршинского района в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды;
обеспечение Шемуршинского района исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в государственную пожарную охрану;
своевременную очистку территории поселений Шемуршинского района от горючих отходов, мусора, сухой растительности;
содержание в исправном состоянии в любое время года дорог, за исключением автомобильных дорог общего пользования регионального и федерального значения, в границах поселения, проездов к зданиям, строениям и сооружениям;
содержание в исправном состоянии систем противопожарного водоснабжения;
содержание в исправном состоянии имущества и объектов, а также первичных средств пожаротушения на объектах муниципальной собственности.
утверждение перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов;
содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
установление особого противопожарного режима;
профилактика пожаров на территории поселений Шемуршинского района.
3. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Шемуршинского района
3.1. Основными задачами обеспечения первичных мер пожарной безопасности являются:
организация и осуществления мер по предотвращению пожаров (профилактике пожаров);
спасение людей и имущества при пожаре;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений Шемуршинского района;
3.2. Организационно-правовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает:
муниципальное правовое регулирование вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения в области пожарной безопасности;
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности поселений Шемуршинского района и объектов муниципальной собственности;
создание, реорганизацию и ликвидацию подразделений добровольной пожарной охраны;
установление порядка, привлечение сил и средств для тушения пожаров в границах Шемуршинского района;
осуществление контроля за градостроительной деятельностью, соблюдению требований пожарной безопасности при планировке и застройке на территории поселений Шемуршинского района;
оборудование гидрантами населенные пункты, имеющие централизованное водоснабжение совместно с Государственной противопожарной службой;
организацию пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
организацию контроля совместно с надзорными органами Государственной противопожарной службы, соответствия жилых домов, находящихся в муниципальной собственности, требованиям пожарной безопасности;
3.3. Финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете поселений Шемуршинского района на эти цели, и предусматривает:
разработку, утверждение и исполнение местного бюджета в части расходов на пожарную безопасность;
осуществление социального и материального стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе участия населения в борьбе с пожарами;
за счёт средств бюджетов поселений Шемуршинского района осуществляются расходы, связанные с:
а) реализацией вопросов местного значения и приведением к созданию и (или) увеличению муниципального имущества;
б) созданием, реорганизацией, ликвидацией и содержанием добровольной пожарной охраны;
в) проведением противопожарной пропаганды среди населения и первичных мер пожарной безопасности;
г) информированием населения о принятых администрациями Шемуршинского района и поселений Шемуршинского района о решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействием распространению пожарно-технических знаний;
3.4. Материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает:
организацию работ по содержанию в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
содержание автомобильных дорог общего пользования в границах поселения, проездов к зданиям, строениям и обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения;
осуществление первичных мер пожарной безопасности;
формирование и размещение муниципальных заказов, связанных с реализацией вопросов местного значения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
4. Проведение противопожарной пропаганды, информирование населения о принятых решениях по обеспечению пожарной безопасности
4.1. В целях осуществления полномочий в сфере пожарной безопасности уполномоченный орган организует проведение противопожарной пропаганды, информирует население о решениях органов местного самоуправления, принятых по обеспечению пожарной безопасности, а также оказывает содействие распространению пожарно-технических знаний в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики и муниципальными правовыми актами.
4.2. Уполномоченный орган организует и обеспечивает проведение обучения населения мерам пожарной безопасности, являющегося одной из форм профилактики пожаров и предупреждения гибели людей на пожарах.
4.3. Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности по месту жительства осуществляются через тематические выставки, смотры, конференции, конкурсы, средства массовой информации, путем выпуска специальной литературы, рекламной продукции, листовок и памяток, через обучающие теле- и радиопередачи, кинофильмы, устную агитацию (доклады, лекции, беседы), средства наглядной агитации (аншлаги, плакаты, панно, иллюстрации, буклеты, альбомы, компьютерные технологии); работу с творческими союзами по пропаганде противопожарных знаний, а также собрания граждан, на которых принимаются решения по отдельным вопросам обеспечения пожарной безопасности.
4.4. Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности проводятся на постоянной основе и непрерывно.
5. Участие граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности
5.1. Граждане могут принимать непосредственное участие в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
5.2. По решению органов местного самоуправления, принятому в порядке, предусмотренном Уставами поселений Шемуршинского района, граждане могут привлекаться к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселений работ (в том числе дежурств) в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
5.3. К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.
5.4. Для выполнения социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.
6. Организация и создание условий деятельности добровольной пожарной охраны
6.1. Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
6.2. Порядок участия граждан в деятельности добровольной пожарной охраны определяется постановлениями администраций поселений Шемуршинского района.
6.3. Подразделения (дружины, команды) добровольной пожарной охраны создаются в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны, а время прибытия подразделений пожарной охраны превышает 10 минут.
6.4. Минимальная численность добровольных пожарных на территории муниципального образования устанавливается из расчета: один добровольный пожарный на каждые 160 человек населения. При этом минимальная численность подразделения добровольной пожарной охраны должна устанавливаться в зависимости от вида и нормативной численности боевых расчетов.
6.5. Дислокация подразделений добровольной пожарной охраны на территории Шемуршинского района и поселений определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова не превышает 10 минут.
6.6. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местного бюджета, средств организаций, в которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и организаций, а также других источников финансирования.
7. Общественный контроль за обеспечением пожарной безопасности
7.1. Общественный контроль за обеспечением пожарной безопасности - работа по профилактике пожаров путем самостоятельного осуществления гражданами контроля за обеспечением пожарной безопасности на территории поселений Шемуршинского района.
7.2. Гражданами, осуществляющими общественный контроль за обеспечением пожарной безопасности, могут являться жители поселений Шемуршинского района, разделяющие цели и задачи, определенные настоящим Положением, способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять поставленные задачи.
7.3. Работы по осуществлению общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности включают в себя:
контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на территории поселений Шемуршинского района;
подготовку предложений органам местного самоуправления о необходимости введения на территории поселений или его части особого противопожарного режима и разработку мер пожарной безопасности на особый период;
подготовку предложений органам местного самоуправления по реализации мер пожарной безопасности в границах населенного пункта;
проведение противопожарной пропаганды на территории поселений Шемуршинского района путем, бесед о мерах пожарной безопасности, выступлений на собраниях граждан с доведением до населения требований пожарной безопасности и данных об оперативной обстановке с пожарами, распространения среди населения листовок, наглядной агитации и литературы противопожарной направленности;
доведение до населения решений органов местного самоуправления, касающихся вопросов обеспечения пожарной безопасности;
подготовку предложений должностным лицам органов местного самоуправления по принятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности;
обращение по фактам нарушений требований пожарной безопасности в территориальный орган государственного пожарного надзора.
7.4. Работы по профилактике пожаров путем проведения общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности проводятся на основании планов-заданий, выдаваемых уполномоченным органом, с предоставлением отчета о проделанной работе, а также в случае получения обращений граждан либо при непосредственном выявлении нарушений требований пожарной безопасности.
7.5. За гражданином, осуществляющим общественный контроль за обеспечением пожарной безопасности, по согласованию с ним уполномоченным органом могут закрепляться конкретные кварталы и улицы.
7.6. Обучение лиц, осуществляющих общественный контроль за обеспечением пожарной безопасности, проводиться на базе добровольной пожарной охраны на безвозмездной основе.
7.7. Координация деятельности по осуществлению общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности возлагается на уполномоченный орган.
8. Полномочия органов местного самоуправления в области первичных мер пожарной безопасности
8.1. К полномочиям администраций поселений Шемуршинского района в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности относятся:
информирование населения о принятых решениях по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории поселения;
организация проведения противопожарной пропаганды и обучения населения, должностных лиц органов местного самоуправления, первичным мерам пожарной безопасности самостоятельно либо путем привлечения на договорной основе организаций иных форм собственности;
организация деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны;
разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, обеспечение пожарной безопасности муниципального жилищного фонда и муниципальных нежилых помещений, создание условий для обеспечения населенных пунктов поселения телефонной связью);
организация осуществления мероприятий, исключающих возможность переброски огня при лесных и торфяных пожарах на здания, строения и сооружения поселения;
осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности при разработке градостроительной и проектно-сметной документации на строительство и планировке застройки территории муниципального образования;
организация патрулирования территории поселений в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды силами добровольных пожарных;
очистка территории поселений Шемуршинского района от горючих отходов, мусора, сухой растительности;
содержание в исправном состоянии в любое время года дорог, за исключением автомобильных дорог общего пользования регионального и федерального значения, в границах поселения, проездов к зданиям, строениям и сооружениям;
содержание в исправном состоянии систем противопожарного водоснабжения;
содержание в исправном состоянии имущества и объектов, а также первичных средств пожаротушения на объектах муниципальной собственности;
содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
регулирует взаимодействия и взаимоотношения между другими видами пожарной охраны (муниципальной, ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны);
организация исполнения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, в части компетенции органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
8.2. К полномочиям главы поселения в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности относятся:
установление особого противопожарного режима на территории поселения;
назначение и увольнение руководителя муниципальной пожарной охраны;
иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставами поселений, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.
9. Финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности
9.1. Финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения является расходным обязательством Шемуршинского района и сельских поселений Шемуршинского района
9.2. Расходы на обеспечение первичных мер пожарной безопасности осуществляются в пределах средств, предусмотренных в бюджете Шемуршинского района и сельских поселений Шемуршинского района на соответствующий финансовый год.
10. Оснащение муниципальных учреждений первичными средствами пожаротушения
10.1. Муниципальные учреждения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть в полной мере обеспечены первичными средствами пожаротушения.
10.2. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей в защищаемом помещении или на объекте следует производить в зависимости от их огнетушащей способности, предельной площади, а также класса пожара горючих веществ и материалов:
класс А - пожары твердых веществ, в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением (древесина, текстиль, бумага);
класс В - пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ;
класс С - пожары газов;
класс D - пожары металлов и их сплавов;
класс Е - пожары, связанные с горением электроустановок.
10.3. Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с Приложением 3 к настоящему постановлению.
10.4. Осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования, в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях иной формы собственности - за счет средств собственника данных объектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.