Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 28 апреля 2018 г. N 189
Изменения, вносимые в государственную программу Сахалинской области "Развитие энергетики Сахалинской области до 2020 года" (далее - Госпрограмма)
1. Внести в Госпрограмму следующие изменения:
1.1. В паспорте Госпрограммы:
1.1.1. В части "Объемы и источники финансирования государственной программы" заменить:
- в абзаце 1 цифры "757831565,9" цифрами "757831852,7";
- в абзаце 6 цифры "62376917,2" цифрами "62377168,8";
- в абзаце 7 цифры "57574522,4" цифрами "57574557,6";
- в абзаце 17 цифры "495566,4" цифрами "495853,2";
- в абзаце 22 цифры "94301,2" цифрами "94552,8";
- в абзаце 23 цифры "151419,4" цифрами "151454,6".
1.1.2. Часть "Целевые индикаторы государственной программы и их количественные значения" изложить в следующей редакции:
"Целевые индикаторы государственной программы и их количественные значения |
К 2020 году планируется достижение следующих значений показателей: - ввод генерирующих мощностей суммарной мощностью - 277 МВт; - объем потребления природного газа - 1,3 млрд. куб. м в год; - объем добычи угля - 9,84 млн. тонн в год; - уровень использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном транспорте - 23%". |
1.2. Раздел 1 "Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы реализации государственной программы и прогноз развития" изложить в следующей редакции:
"Раздел 1. Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы реализации государственной программы и прогноз развития
Государственная программа Сахалинской области "Развитие энергетики Сахалинской области до 2020 года" (далее - Госпрограмма) разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 30.11.2010 N ВП-П13-8165 и распоряжением Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 N 728-р "Об утверждении Перечня государственных программ Сахалинской области".
Ключевыми документами, определяющими политику Сахалинской области в сфере развития промышленного потенциала, являются Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", Государственная программа "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года.
Энерго- и ресурсосбережение в рамках реализации задачи по развитию энергосбережения и повышению энергоэффективности являются важнейшими факторами, обеспечивающими эффективность функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса и экономики региона в целом. Энерго- и ресурсосбережение достигается посредством реализации мероприятий по энергосбережению, газификации и развитию угольной промышленности, своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам, основанным на внедрении наилучших доступных и инновационных технологий и другими мерами. Внедрение энергосберегающих технологий способствует повышению устойчивости топливно-энергетического комплекса и улучшению экологической ситуации, снижению затрат на введение дополнительных мощностей.
Электроэнергетика
Электроэнергетика Сахалинской области имеет ряд особенностей: технологическая изолированность от АО "РАО ЭС Востока" и разделение на отдельные энергорайоны внутри области.
В регионе работают изолированно Центральный и Северный энергорайоны, 4 энергорайона на Курильских островах (Парамушир, Итуруп, Кунашир, Шикотан) и Новиковский энергоузел (с. Новиково Корсаковский городской округ).
Мощность всех энергоисточников области составляет 715 МВт, что достаточно для удовлетворения текущей потребности области в электроэнергии, однако недостаточно для эксплуатации технологически изолированной энергосистемы, так как не позволяет обеспечить нормативный резерв мощности.
Основными генерирующими мощностями являются Сахалинская ГРЭС и Южно-Сахалинская ТЭЦ-1, входящие в состав ПАО "Сахалинэнерго", АО "Охинская ТЭЦ" и ОАО "Ногликская газовая электростанция".
На указанные четыре электростанции приходится более 60% электроэнергии, вырабатываемой в Сахалинской области, остальная доля электроэнергии генерируется автономными электростанциями, обслуживающими проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", геотермальными и дизельными электростанциями, расположенными на Курильских островах, и дизель-электростанциями в децентрализованных населенных пунктах о. Сахалин.
В 2012 году введен в эксплуатацию 5-й энергоблок на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. С вводом энергоблока мощность станции увеличилась на 91,2 МВт. В январе 2014 введен в эксплуатацию 4-ый энергоблок.
Введена в строй новая подстанция "Хомутово-2". Ведется строительство сразу нескольких высоковольтных ЛЭП напряжением 110 - 220 кВ. Закончены работы по строительству ПС "Промузел" - ПС "Юго-Западная" - ПС "Хомутово-2" и Подстанция "Хомутово-2".
Осуществляются работы по реконструкции Охинской ТЭЦ.
Объем производства электроэнергии в 2012 году составил 4000 млн. Квт. ч (рост к 2006 году - на 39,5%).
Основные проблемы в сфере электроэнергетики:
- изолированность, раздробленность на автономные источники генерации и энергорайоны;
- высокий износ основных производственных фондов, недостаток резерва мощности, наличие технологических ограничений в подключении новых потребителей;
- недостаток собственных средств энергокомпаний для модернизации и обновления основных производственных фондов энергосистемы.
Основными целями в сфере электроэнергетики являются сокращение инфраструктурных ограничений, препятствующих социально-экономическому развитию Сахалинской области, и обеспечение надежного электроснабжения потребителей Сахалинской области.
Основные задачи в сфере электроэнергетики:
- модернизация объектов генерации и строительство новых электростанций;
- повышение надежности существующих объектов электросетевого комплекса; реконструкция и техническое перевооружение электросетевых объектов, исчерпавших нормативный срок службы, состояние которых не соответствует нормативным требованиям;
- повышение пропускной способности и надежности схемы сети южной части энергорайона;
- развитие нетрадиционной электроэнергетики.
В среднесрочной перспективе в сфере генерации планируются к реализации три проекта: Строительство Сахалинской ГРЭС-2 и модернизация Ногликской ГЭС, а также реконструкция Южно-Сахалинской ТЭЦ-1.
Для повышения надежности энергообеспечения потребителей к централизованной энергосистеме целесообразно присоединить изолированный северный энергоузел путем строительства высоковольтной линии электропередач Ноглики - Даги - Оха, а также продолжить работы по реконструкции и строительству электросетей 110, 220 кВ.
В сфере "малой энергетики" предполагается создание Центра развития альтернативной энергетики, связанного с изучением передового опыта, комплексным внедрением возобновляемых источников энергии (ГеоТЭС и мини-ГЭС на Курилах, ветровая энергетика и т.д.), формированием эффективных систем энергообеспечения (сочетающих работу существующих источников генерации и работу источников альтернативной энергии), подготовкой кадров соответствующей квалификации, обобщением и распространением полученного опыта посредством проведения мероприятий в рамках выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
Объем производства электроэнергии в 2020 году составит 5990 млн. кВт. ч (рост к 2012 году - на 8,1%).
Основные мероприятия, направленные на развитие электроэнергетики, нашли свое отражение в подпрограмме "Развитие электроэнергетики Сахалинской области", которая является составной частью Госпрограммы.
Газификация
Уровень газификации Сахалинской области составляет 10%, что более чем в 6 раз ниже среднероссийского показателя. При этом уровень газификации в городской местности - 12%, в сельской - 4,3%.
Лишь четыре муниципальных образования области из восемнадцати обеспечиваются природным газом.
Уровень газификации Охинского и Ногликского районов составляет 98%, Анивского - 75 - 80%, г. Южно-Сахалинска - около 1,5%.
По состоянию на 01 января 2013 года в регионе газифицировано 22,74 тыс. квартир.
Источниками газа для Охинского и Ногликского районов являются газовые месторождения северной части суши о. Сахалин.
Для Анивского района и г. Южно-Сахалинска до 2010 года основными источниками газа являлись небольшие месторождения Восточно-Луговское, Южно-Луговское и Благовещенское, расположенные на расстоянии 7 км от г. Анива.
С 2011 года потребители города Южно-Сахалинска стали получать газ проекта "Сахалин-2".
Разработана программа перевода автомобильного транспорта сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо в Сахалинской области на 2014 - 2020 годы. Программа согласована Правительством Сахалинской области и утверждена ОАО "Газпром".
Основными целями в сфере газификации являются: обеспечение природным газом потребителей Сахалинской области, повышение надежности энергоснабжения и улучшение экологической ситуации на территории области.
Основные задачи в сфере газификации связаны с газификацией объектов энергетики, населенных пунктов области, промышленных потребителей и населения, улучшением структуры топливно-энергетического баланса.
Основные мероприятия в сфере газификации региона нашли свое отражение в подпрограмме "Газификация Сахалинской области", которая является составной частью Госпрограммы.
Угольная отрасль
В последние годы угледобывающий сектор экономики динамично развивается.
Угольный потенциал Сахалинской области - это 14 млрд. тонн прогнозных ресурсов, из которых 2,5 млрд. тонн составляют балансовые запасы. Отношение балансовых запасов угля к прогнозным ресурсам составляет менее 18%, что свидетельствует о больших перспективах развития угледобычи.
Крупнейшие запасы угля сосредоточены на западном побережье Сахалина, в частности, на месторождении Солнцевском. Его балансовые запасы только под открытую разработку составляют около 112 млн. тонн. Всего же, начиная с 1982 года, на данном месторождении добыто 8,9 млн. тонн.
Добычу угля осуществляют 10 угледобывающих предприятий (1 шахта и 9 угольных разрезов).
В настоящее время добывается 7 млн. тонн угля, из которых около 2 млн. тонн направляется на экспорт в страны АТР.
Положительная динамика поставок угля на экспорт наблюдается с 2004 года, с наибольшими темпами роста в 2005, 2007 и 2008 годах. Основные потребители сахалинского угля - страны АТР (Япония, Китай, Республика Корея).
Среднесписочная численность работников в отрасли составляла в 2012 году около 3 тыс. человек, среднемесячная заработная плата - 37 тыс. рублей.
На одного работающего в 2012 году произведено продукции в объеме 1,7 млн. рублей (в 1,2 раза к 2010 году), перечислено налоговых платежей - 91,9 тыс. рублей (89,7% к 2010 году).
Современное состояние производственных мощностей угледобывающих компаний обеспечивает уровень добычи, удовлетворяющий в полном объеме внутренние потребности региона в угольном топливе, и позволяет постепенно увеличивать поставки угля на внешние рынки, в том числе на экспорт.
Основные проблемы угольной отрасли:
- сокращение внутреннего спроса на энергетический уголь в связи с активным переводом объектов большой энергетики на газ;
- высокая доля затрат на транспортную составляющую в цене угольной продукции;
- износ основного горнотранспортного оборудования (более 70%);
- недостаток собственных средств у угледобывающих компаний для своевременного проведения геологоразведочных работ и вскрышных работ;
- дефицит работников по ключевым для горной отрасли инженерно-техническим специальностям и основным производственным рабочим профессиям.
Преодоление существующих проблем, устойчивое развитие отрасли может быть обеспечено на основе государственно-частного партнерства.
Основными целями в угольной отрасли являются:
- надежное и эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на высококачественное твердое топливо и продукты его переработки, обеспечение конкурентоспособности угольной отрасли в условиях насыщенности рынка альтернативными энергоресурсами;
- снижение их вредного воздействия на окружающую среду.
Основные задачи угольной отрасли:
- освоение угольных месторождений (Солнцевское, Мгачинское, Первомайское и др.);
- развитие геологоразведки на новых угольных месторождениях;
- модернизация погрузочных мощностей в портах Шахтерск и Углегорск, строительство угольных терминалов в портах Холмск и Невельск;
- подготовка ТЭО создания углехимического производства;
- создание Центра подготовки кадров для угольной отрасли (развитие профессиональных училищ в с. Горнозаводск и г. Шахтерск);
- привлечение квалифицированных трудовых ресурсов из других регионов России и стран СНГ (в первую очередь - из Украины).
Приоритеты развития угольной отрасли связаны с созданием топливно-энергетического комплекса на западном побережье о. Сахалин (увеличение объемов добычи бурого угля на Солнцевском месторождении до 3,5 млн. тонн угля в год), развитием подземной добычи (бывшая шахта "Ударновская") в Углегорском муниципальном районе (добыча 820 тыс. тонн угля в год), разработкой Мгачинского каменноугольного месторождения (добыча 2 млн. тонн угля в год), разработкой участков: Лопатинской, "Шебунинский-Северный", "Северный-1" Первомайского каменноугольного месторождения (добыча 1 млн. тонн угля в год).
Реализация инвестиционных проектов позволит к 2020 году увеличить объем добычи угля до 9,8 млн. тонн (2012 год - 4,1 млн. тонн).
В Углегорском городском округе объем добычи угля к 2020 году составит 3,9 млн. тонн (2012 год - 2,6 млн. тонн), Невельском городском округе - 0,7 млн. тонн (2012 год - 0,8 млн. тонн), городском округе "Смирныховский" - 0,3 млн. тонн (2012 год - 0,2 млн. тонн), Поронайском городском округе - 0,3 млн. тонн (2012 год - 0,3 млн. тонн), городском округе "Долинский" - 0,2 млн. тонн (2012 год - 0,1 млн. тонн), Александровск-Сахалинском районе - 0,1 млн. тонн (2012 год - 0,1 млн. тонн).
Удельный вес добычи угля подземным способом увеличится до 7,3%. Экспорт угля - до 4 млн. тонн.
Подробная информация по угольной отрасли, мероприятия, направленные на ее развитие, в том числе вопросы подготовки квалифицированных кадров, нашли свое отражение в подпрограмме "Развитие угольной отрасли Сахалинской области", которая является составной частью настоящей Госпрограммы.".
1.3. Раздел 2 "Приоритеты и цели региональной политики в сфере реализации госпрограммы, описание основных целей и задач госпрограммы" перед абзацем 1 дополнить абзацами следующего содержания:
"Государственная программа Сахалинской области "Развитие энергетики Сахалинской области до 2020 года" - это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых функций и полномочий агентства по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере энергетики Сахалинской области.
Приоритеты государственной политики в сфере энергетики на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих правоустанавливающих документах и документах стратегического значения:
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики";
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 308 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона";
- постановление Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99 "О Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года" (вместе с "Перечнем государственных программ Сахалинской области, утвержденных в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области");
- распоряжение Правительства Сахалинской области от 22.02.2017 N 111-р "Об утверждении Плана мероприятий Правительства Сахалинской области по выполнению Указов Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07 мая 2012 года".".
1.4. В разделе 5 "Перечень целевых индикаторов (показателей) Госпрограммы":
1.4.1. Абзацы 2 - 10 исключить.
1.4.2. После абзаца 1 дополнить абзацами и таблицей следующего содержания:
"- ввод генерирующих мощностей;
- объем потребления природного газа;
- объем добычи угля;
- уровень использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном транспорте.
Сведения о порядке формирования индикатора (показателя) государственной программы (подпрограммы)
N пп. |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Алгоритм формирования (формула) и методологические пояснения к показателю <1> |
Метод сбора информации, индекс формы отчетности <2> |
Реквизиты акта, в соответствии с которым формируются данные <3> |
1. |
Ввод генерирующих мощностей |
МВт |
При оценке отчетных показателей используются фактические данные государственных заказчиков, энергооператоров, внешних инвесторов по вводу энергомощностей за отчетный период |
1 - Периодическая отчётность |
|
2. |
Объем потребления природного газа |
млрд. в год |
Определяется на основании данных газораспределительных организаций региона за отчетный период |
1 - Периодическая отчётность |
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 28.12.2017 N 7814-р "об утверждении региональной программы "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Сахалинской области на 2018 - 2022 годы" |
3. |
Уровень использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном транспорте |
% |
Определяется на основе данных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки |
1 - Периодическая отчетность |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 567-р (п. 3) |
--------------------------------
<1> Приводятся формула и краткий алгоритм расчета. При описании формулы или алгоритма необходимо использовать буквенные обозначения базовых показателей.
<2> В графе "Метод сбора информации, индекс формы отчетности" указываются: 1 - периодическая отчетность, 2 - перепись, 3 - единовременное обследование (учет), 4 - бухгалтерская отчетность, 5 - финансовая отчетность, 6 - социологический опрос, 7 - административная информация, 8 - прочее (указать).
<3> Заполняется при наличии утвержденного акта.".
1.5. В абзаце 1 раздела 6 "Ресурсное обеспечение Госпрограммы" заменить:
- цифры "757831565,9" цифрами "757831852,7";
- цифры "495566,4" цифрами "495853,2".
1.6. В пункте 3) раздела 8 "Методика оценки эффективности Госпрограммы" слова "фактические расходы" заменить словами "кассовые расходы".
2. Внести в подпрограмму N 1 "Развитие электроэнергетики Сахалинской области" Госпрограммы (далее - Подпрограмма N 1) следующие изменения:
2.1. В паспорте Подпрограммы N 1:
2.1.1. В части "Объемы и источники финансирования подпрограммы":
2.1.1.1. Заменить:
- в абзаце 1 цифры "3059396,7" цифрами "3682776,7";
- в абзаце 6 цифры "144422,4" цифрами "241542,4";
- в абзаце 7 цифры "174380,1" цифрами "423230,1";
- в абзаце 8 цифры "3000,0" цифрами "280410,0";
- в абзаце 9 цифры "2726166,4" цифрами "3312040,4";
- в абзаце 14 цифры "136502,8" цифрами "229317,3";
- в абзаце 15 цифры "159984,2" цифрами "395673,7";
- в абзаце 16 цифры "3000,0" цифрами "260370,0";
- в абзаце 17 цифры "35061,3" цифрами "72567,3";
- в абзаце 21 цифры "7919,6" цифрами "12225,1";
- в абзаце 22 цифры "14395,9" цифрами "27556,4".
2.1.1.2. В абзаце 22 знак "." заменить знаком ";".
2.1.1.3. Дополнить после абзаца 22 абзацем следующего содержания:
"2020 год - 20040,0 тыс. рублей.".
2.1.2. Часть "Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения" изложить в следующей редакции:
"Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения |
К 2020 году планируется достижение следующих значений показателей: - протяженность построенных и реконструированных электрических сетей - 239,7 км; - ввод трансформаторных мощностей - 99,1 МВ. А; - ввод трансформаторных подстанций - 27 ед.; - разработка проектной документации - 3 ед.". |
2.2. В разделе 1 "Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации подпрограммы" заменить:
- слова "ОАО "Сахалинэнерго" словами "ПАО "Сахалинэнерго";
- слова ОАО "РАО ЭС Востока" словами АО "РАО ЭС Востока";
- слова ОАО "Охинская ТЭЦ" словами АО "Охинская ТЭЦ".
2.3. В разделе 5 "Перечень целевых индикаторов (показателей) подпрограммы":
2.3.1. Абзацы 2 и 17 исключить.
2.3.2. После абзаца 21 дополнить таблицей следующего содержания:
"Сведения о порядке формирования индикатора (показателя) государственной программы (подпрограммы)
N пп. |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Алгоритм формирования (формула) и методологические пояснения к показателю <1> |
Метод сбора информации, индекс формы отчетности <2> |
Реквизиты акта, в соответствии с которым формируются данные <3> |
1. |
Ввод трансформаторных подстанций |
единицы |
При расчете отчетных показателей используются фактические данные за отчетный период |
1 - Периодическая отчётность |
|
2. |
Разработка проектной документации |
единицы |
При расчете отчетных показателей используются фактические данные за отчетный период |
1 - Периодическая отчётность |
|
--------------------------------
<1> Приводятся формула и краткий алгоритм расчета. При описании формулы или алгоритма необходимо использовать буквенные обозначения базовых показателей.
<2> В графе "Метод сбора информации, индекс формы отчетности" указываются: 1 - периодическая отчетность, 2 - перепись, 3 - единовременное обследование (учет), 4 - бухгалтерская отчетность, 5 - финансовая отчетность, 6 - социологический опрос, 7 - административная информация, 8 - прочее (указать).
<3> Заполняется при наличии утвержденного акта.".
2.4. В абзаце 5 раздела 6 "Ресурсное обеспечение подпрограммы" заменить:
- цифры "3059396,7" цифрами "3682776,7";
- цифры "2726166,4" цифрами "3312040,4";
- цифры "35061,3" цифрами "72567,3".
2.5. В пункте 3) раздела 8 "Методика оценки эффективности подпрограммы" слова "фактические расходы" заменить словами "кассовые расходы".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "В пункте 3) раздела 8" имеется в виду "В пункте 3) раздела 7"
3. Внести в подпрограмму N 2 "Газификация Сахалинской области" Госпрограммы (далее - Подпрограмма N 2) следующие изменения:
3.1. В паспорте Подпрограммы N 2:
3.1.1. Часть "Участники подпрограммы" дополнить абзацами следующего содержания:
"Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области
АО "Корпорация развития Сахалинской области
ООО "ПСК "Сахалин".
3.1.2. Часть "Задачи подпрограммы" дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Оказание организационных мер поддержки инвесторам при реализации проектов на основе альтернативных источников газоснабжения".
3.1.3. В части "Объемы и источники финансирования подпрограммы" заменить:
- в абзаце 1 цифры "262006613,2" цифрами "261383520,0";
- в абзаце 6 цифры "62140845,2" цифрами "62043976,8";
- в абзаце 7 цифры "57224142,3" цифрами "56975327,5";
- в абзаце 8 цифры "68655498,7" цифрами "68378088,7";
- в абзаце 9 цифры "5847229,7" цифрами "5261355,7";
- в абзаце 14 цифры "613931,1" цифрами "521116,6";
- в абзаце 15 цифры "703218,8" цифрами "467529,3";
- в абзаце 16 цифры "610129,9" цифрами "352759,9";
- в абзаце 17 цифры "459523,5" цифрами "422304,3";
- в абзаце 22 цифры "85914,1" цифрами "81860,2";
- в абзаце 23 цифры "137023,5" цифрами "123898,2";
- в абзаце 24 цифры "144238,8" цифрами "124198,8".
3.1.4. В части "Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения":
3.1.4.1. Абзацы 1 и 4 исключить.
3.1.4.2. В абзаце 6 цифры "14" заменить цифрами "15".
3.1.4.3. Дополнить абзацами следующего содержания:
"Добыча газа -30,3 млн. куб.м.
Количество мини-заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ) - 1 ед.".
3.2. Раздел 1 "Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы реализации подпрограммы и прогноз развития" изложить в следующей редакции:
"Раздел 1. Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы реализации подпрограммы и прогноз развития
Уровень газификации Сахалинской области на 01 января 2013 года составлял 10%. При этом уровень газификации в городской местности - 12%, в сельской - 4,3%.
Из 18 муниципальных образований Сахалинской области газифицировано 4 муниципальных образования: городской округ "Охинский", "Городской округ Ногликский", частично "Анивский городской округ" и городской округ "Город Южно-Сахалинск".
Уровень газификации муниципальных образований: городской округ "Охинский", "Городской округ Ногликский" - до 98%, "Анивский городской округ" - 75 - 80%, городской округ "Город Южно-Сахалинск" - около 1,5%.
Источниками газа для городского округа "Охинский" и "Городской округ Ногликский" являются газовые месторождения северной части суши о. Сахалин и попутный газ нефтяных месторождений. Для муниципальных образований "Анивский городской округ" и городской округ "Город Южно-Сахалинск" основными источниками газа являются небольшие месторождения Восточно-Луговское, Южно-Луговское с Золоторыбным блоком, Заречное и Благовещенское АО "Сахалинская нефтяная компания", расположенные на расстоянии 7 км от г. Анивы. С 2010 года газификация муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" также выполняется с использованием газа проекта "Сахалин-2".
В муниципальных образованиях городской округ "Охинский" и "Городской округ Ногликский" потребителями природного газа являются: Охинская ТЭЦ, Ногликская ГТЭС, предприятия ЖКХ, нефтегазодобывающего комплекса, социальной сферы, население (частный сектор и многоэтажная жилая застройка) и прочие потребители промышленного сектора.
В муниципальном образовании "Анивский городской округ" потребителями природного газа являются: предприятия ЖКХ, промышленные предприятия, население (частная жилая застройка). В муниципальном образовании газифицированы: г. Анива, села Троицкое, Ново-Троицкое, Рыбацкое, Золоторыбное, Воскресенское, Таранай.
В городском округе "Город Южно-Сахалинск" основными потребителями природного газа являются: предприятия ЖКХ, водогрейная котельная ОП "Тепловые сети" ОАО "Сахалинэнерго", промышленные предприятия, население (частный сектор и малоэтажная жилая застройка) и Южно-Сахалинская ТЭЦ-1. Газифицированы: планировочные районы Ново-Александровск, Луговое, частично Хомутово, жилые районы Аграрная - Гаражная, "Весна", "Зима", "Большая Елань", села Ключи, Санаторное, Дальнее.
С 2006 года в регионе действует Соглашение о взаимодействии и Договоры о газификации между Правительством Сахалинской области и ОАО "Газпром". В 2008 году совместно с компанией, в рамках программы газификации регионов РФ, разработана Генеральная схема газоснабжения и газификации Сахалинской области, которая утверждена в 2009 году. В 2010 году утверждена совместная с ОАО "Газпром" пятилетняя программа газификации Сахалинской области на период 2010 - 2014 гг. В целях координации работ, ежегодные совместные мероприятия по газификации утверждаются планом-графиком синхронизации, подписываемым Правительством Сахалинской области и ОАО "Газпром".
Выполняется автономная газификация потребителей (домовладений, промышленных и коммерческих потребителей) на основе сжиженного природного газа. Объем реализации СУГ составляет 1032 т, в том числе для физических лиц и предприятий жилищно-бытового комплекса 650 т.
В настоящее время газификация региона выполняется в нескольких направлениях:
1. Газификация потребителей с использованием ресурса шельфовых проектов "Сахалин-2" и "Сахалин-3".
2. Газификация потребителей с использованием низконапорного газа группы Анивских месторождений, запасы которых невелики.
3. Модернизация существующих сетей газоснабжения, находящихся в ветхом состоянии.
4. Мероприятия по переводу автотранспорта на газомоторное топливо.
5. Автономная газификация потребителей (домовладений и промышленных, коммерческих потребителей) на основе сжиженного углеводородного газа.
Согласно паспорту газового хозяйства на 01 января 2013 года в Сахалинской области:
1. Газифицировано:
- 26291 квартир, в т.ч. в городской местности - 21783, в сельской местности - 4508;
- 54 промышленных предприятия, в т.ч. в сельской местности - 10;
- 156 коммунально-бытовых предприятий, в т.ч. в сельской местности - 18;
- 6 сельскохозяйственных объектов;
- 8 котельных, в т.ч. в сельской местности - 4.
2. Протяженность наружных распределительных газопроводов составляет - 495,2 км, в т.ч. в городской местности - 231,7 км, в сельской местности - 263,5 км.
Количество ГРП - 39 штук, ШРП - 53 штуки.
3. Объем реализации природного газа составляет - 0,84 млрд. куб. м.
Перечень энергетических объектов, котельных ЖКХ, численность населения без централизованного отопления и общая потребность в природном газе представлены в таблицах 2.6 - 2.8; 2.17; (приложения к данной подпрограмме).
Основные проблемы в сфере газификации:
1. Подача газа проектов "Сахалин-1", "Сахалин-3" технически возможна только в две административные единицы региона из 22 ("Городской округ Ногликский", городской округ "Охинский").
Расположение мест добычи газа проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-3" не позволяет подавать газ в другие районы Сахалина в связи со значительной удаленностью, географическим расположением, сложностью рельефа и невозможностью взаимоинтеграции существующих систем магистральных газопроводов.
2. Разрешение на использование природного газа проекта "Сахалин-2" Правительством Российской Федерации продлено до 2023 года включительно.
3. Пятилетняя программа газификации практически не выполняется по причине неисполнения обязательств ПАО "Газпром" по строительству межпоселковых газопроводов и ГРС в муниципальных образованиях "Тымовский городской округ", "Макаровский городской округ", городской округ "Долинский", Корсаковский городской округ.
4. В настоящее время газификация потребителей южной и центральной частей о. Сахалин возможна только за счет газа проекта "Сахалин-2" (от шельфовых месторождений по единственному магистральному газопроводу) и осуществляется в г. Южно-Сахалинске через ГРС "Дальнее" мощностью 200 тыс. куб. м./час, которая полностью загружена существующими потребителями и потребителями, получившими технические условия.
Для решения вопроса по обеспечению технической возможности транспортировки газа новым потребителям необходимо строительство второй ГРС "Южная" и "Восточного" межпоселкового газопровода, которые снимут проблему транспортировки газа для г. Южно-Сахалинска создав два источника подачи газа и кольцо газопроводов.
5. Недостаточный объем добычи газа на Анивском газовом промысле.
6. Возникают проблемы по газоснабжению северных муниципальных образований (городской округ "Охинский" и "Городской округ Ногликский"), газификация которых попутным газом нефтяных месторождений началась еще в 70-е годы прошлого столетия. В связи с отработкой северных месторождений суши ООО "РН-Сахалинморнефтегаз" в районах начались проблемы с поставками газа необходимых параметров потребителям в договорных объемах. Кроме того, системы газоснабжения в этих муниципальных образованиях морально и физически устарели, не обладают необходимой пропускной способностью, не позволяют обеспечить подключение новых потребителей. Работы по развитию и оптимизации этих систем газоснабжения также предусмотрены подпрограммой. Однако, в связи с переходом на газ проекта "Сахалин-3", стоимость газа в муниципальном образовании "Ногликский городской округ" увеличивается. Правительство Сахалинской области обратилось в ОАО "Газпром" по вопросу определения цены на газ с сохранением в первые годы на уровне цен ООО "РН-Сахалинморнефтегаз", с дальнейшим постепенным доведением до среднерегионального значения в процессе консолидации газораспределительных сетей в активах единой ГРО.
В целях реализации мероприятий подпрограммы применяются следующие организационные меры:
Комплекс последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на координацию всех участников и исполнителей подпрограммы:
- работа постоянно действующего штаба при агентстве по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области с подчинением заместителю председателя Правительства Сахалинской области для координации действий участников и исполнителей подпрограммы;
- обеспечение готовности потребителей к приему газа, включая строительство наружных и внутренних газопроводов от объектов газификации ОАО "Газпром" и хозяйственных обществ, входящих в группу лиц ОАО "Газпром", до места подключения газоиспользующего оборудования, а также установку индивидуальных счетчиков газа у новых потребителей.
Прогноз развития сферы реализации подпрограммы.
Совместной с ОАО "Газпром" пятилетней программой развития газификации Сахалинской области предусмотрено начало работ по созданию системы газоснабжения в муниципальных образованиях: "Тымовский городской округ, "Макаровский городской округ", городской округ "Долинский", продолжение газификации от Южного узла отбора в городе Южно-Сахалинске, газификация сел Ключи, Старорусское, Березняки, Новая Деревня, Дальнее, перевод системы газоснабжения муниципального образования "Ногликский городской округ" на газ проекта "Сахалин-3".
В целях проведения единой тарифной и технической политики, создания системы безопасности при эксплуатации газораспределительных сетей совместно с ООО "Газпром межрегионгаз" Правительство Сахалинской области продолжает работу по централизации функционирования газораспределительных организаций в регионе.
Решающим фактором при определении источников газа для потребителей Сахалина является технологическая схема действующих магистральных газопроводов, возможность его подачи от мест добычи до потребителей и наличие ресурсов газа в достаточных объемах. Поэтому в связи с дефицитом попутного газа северных месторождений нефти и газа на суше, муниципальное образование "Городской округ Ногликский" с 2014 года начнет переходить на газ проекта "Сахалин-3".
Газификация муниципальных образований "Анивский городской округ" и "Невельский городской округ" будет выполняться с использованием ресурсов газа Анивских месторождений. Остальные потребители острова Сахалин будут газифицированы газом Сахалинского шельфа, для чего необходимо принять соответствующее решение Правительства Российской Федерации.
Газификация потребителей Сахалинской области сетевым газом предполагается путем сооружения газопроводов-отводов от магистрального газопровода проекта "Сахалин-2". Для этого Генеральной схемой газоснабжения и газификации предусмотрено 9 точек отбора.
В целях увеличения добычных возможностей Анивского газового промысла АО "СНК" совместно с Правительством Сахалинской области реализуется программа мероприятий, предусматривающая бурение новых газовых скважин и реконструкцию существующего скважинного фонда.
Перспективным направлением дальнейшего развития Анивского газового промысла является наращивание его ресурсной базы. В этой связи в Анивском прогибе выделены перспективные в газоносном отношении участки, ресурсы газа которых оцениваются в 10,2 млрд. . Проведение на этих участках сейсморазведочных работ 3D позволит подготовить структурные планы с рекомендациями мест заложения разведочных скважин.
Реализация подпрограммы осуществляется в соответствии с периодами бюджетного планирования и предусматривает:
1. Газификацию потребителей (котельные ЖКХ, промышленные объекты и население) в муниципальных образованиях: городской округ "Город Южно-Сахалинск" и "Анивский городской округ" за счет газа Анивских месторождений и продолжения газификации муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" газом проекта "Сахалин-2".
2. Сооружение магистральных газопроводов-отводов от газопровода проекта "Сахалин-2" и газораспределительных станций (ГРС) для газифицируемых населенных пунктов центрального Сахалина ("Тымовский городской округ", "Макаровский городской округ", "Поронайский городской округ"), муниципальных образований южного Сахалина (городской округ "Долинский", Корсаковский городской округ, городской округ "Город Южно-Сахалинск").
3. Проектирование и строительство системы распределительных межпоселковых газопроводов и системы газоснабжения внутри населенных пунктов ("Тымовский городской округ", городской округ "Долинский", "Макаровский городской округ", "Поронайский городской округ", Корсаковский городской округ, городской округ "Город Южно-Сахалинск", "Анивский городской округ").
4. Переход потребителей муниципального образования "Городской округ Ногликский" на природный газ проекта "Сахалин-3" в связи с реконструкцией систем газораспределения.
5. Создание автономных зон (объектов) газоснабжения на основе СУГ (сжиженный углеводородный газ)/КПГ (компримированный природный газ)/СПГ (сжиженный природный газ).
6. Подготовка к газоснабжению муниципальных образований: городской округ "Смирныховский", "Томаринский городской округ", городской округ "Александровск-Сахалинский район", "Холмский городской округ", "Невельский городской округ", "Курильский городской округ", Северо-Курильский городской округ.
7. Газификация дизельных электростанций.
8. Реализацию мероприятий по увеличения добычных возможностей Анивского газового промысла.
Таблица 2.1
Расположение ГРС и протяженность магистральных газопроводов-отводов до ГРС (объекты, планируемые к строительству)
Муниципальное образование |
Месторасположение ГРС |
Диаметр, толщина стенки, мм |
Протяженность, км |
Магистральный газопровод/газопровод-отвод от магистрального газопровода проекта "Сахалин-2" | |||
"Тымовский городской округ" |
ГРС Тымовское |
159 x 8 |
2,6 |
Городской округ "Смирныховский" |
ГРС Победино |
108 x 8 |
0,7 |
Поронайский городской округ |
ГРС Леонидово |
159 x 8 |
0,1 |
"Макаровский городской округ" |
ГРС Макаров |
108 x 8 |
2,4 |
Городской округ "Долинский" |
ГРС Взморье |
108 x 8 |
0,7 |
ГРС Долинск |
159 x 8 |
0,6 |
|
Городской округ "Город Южно-Сахалинск" |
ГРС Южная |
325 x 8 |
1,4 |
Корсаковский городской округ |
ГРС Корсаков |
159 x 8 |
2,4 |
"Холмский городской округ" |
ГРС г. Холмск |
219 x 8 |
48,7 |
Магистральный газопровод/газопровод-отвод от магистрального газопровода проекта "Сахалин-3" | |||
"Городской округ Ногликский" |
ГРС Ноглики |
325 x 8 |
9,8 |
Иные ГРС | |||
"Анивский городской округ" |
ГРС Петропавловская |
108 x 8 |
0,74 |
Всего |
11 ГРС |
|
|
Населенные пункты, не вошедшие в схему газоснабжения сетевым природным газом, предложены для газификации альтернативными источниками (СПГ, КПГ). Подпрограмма предусматривает их применение для газификации населенных пунктов, не имеющих централизованного энергоснабжения (включая потребителей Курильских островов).
Таблица 2.2
Перспективное потребление населенных пунктов, предложенных для газификации альтернативными источниками
N пп. |
Муниципальные образования |
Населенные пункты |
Годовой объем потребления (тыс. куб. м) |
1. |
городской округ "Александровск-Сахалинский район" |
с. Виахту |
659,2 |
с. Трамбаус |
278,38 |
||
2. |
городской округ "Долинский" |
с. Фирсово |
87,83 |
с. Ручьи |
83,69 |
||
3. |
Корсаковский городской округ |
с. Лесное |
249,68 |
с. Охотское |
1731,28 |
||
с. Тамбовское |
249,68 |
||
с. Пихтовое |
1171,48 |
||
с. Береговое |
102,22 |
||
с. Новиково |
1731,28 |
||
4. |
Городской округ "Город Южно-Сахалинск" |
с. Весточка |
1019,75 |
5. |
"Макаровский городской округ" |
с. Восточное |
800,84 |
с. Пугачево |
139,04 |
||
с. Заозерное |
8,54 |
||
с. Тихое |
130,5 |
||
с. Гребенское |
4,27 |
||
6. |
городской округ "Смирныховский" |
с. Первомайск |
2367,31 |
с. Пильво |
136,4 |
||
7. |
Поронайский городской округ |
с. Трудовое |
327,96 |
с. Соболиное |
99,5 |
||
8. |
"Томаринский городской округ" |
с. Айнское |
136,38 |
с. Лопатино |
4,47 |
||
9. |
Углегорский городской округ |
г. Углегорск |
20550,1 |
с. Краснополье |
1821,94 |
||
с. Медвежье |
338,45 |
||
с. Поречье |
1369,58 |
||
с. Никольское |
617,62 |
||
с. Ольховка |
1048,02 |
||
с. Бошняково |
2822,85 |
||
с. Шахтерск |
19881,85 |
||
с. Ударный |
932,95 |
||
с. Тельновск |
163,09 |
||
с. Надеждино |
20,98 |
||
с. Лесогорское |
840,68 |
||
с. Орлово |
71,02 |
||
10. |
"Холмский городской округ" |
с. Павино |
12,75 |
11. |
"Курильский городской округ" |
г. Курильск |
7774,07 |
с. Китовое |
794,74 |
||
с. Рыбаки |
30,3 |
||
с. Буревестник |
459,62 |
||
с. Горное |
1732,03 |
||
с. Горячие Ключи |
2430,07 |
||
с. Рейдово |
2804,56 |
||
12. |
Северо-Курильский городской округ |
г. Северо-Курильск |
9002,4 |
13. |
"Южно-Курильский городской округ" |
пгт. Южно-Курильск |
12650,08 |
с. Менделеево |
352,39 |
||
с. Отрада |
546,04 |
||
с. Головнино |
342,3 |
||
с. Дубовое |
262,73 |
||
с. Крабозаводское |
3265,28 |
||
с. Малокурильское |
4634,2 |
||
Итого |
109092,37 |
В настоящее время в целях стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения роста экономики в Сахалинской области и обеспечения газом потребителей, которым предусмотрена газификация от автономных источников газа в г. Южно-Сахалинске ООО ПСК "Сахалин" при поддержке АО "Корпорация развития Сахалинской области" осуществляется строительство мини-завода по производству СПГ производительностью 1,5 т/час с сопутствующей инфраструктурой. Проект позволит перевести муниципальный транспорт, муниципальные и частные котельные на более экологический вид топлива, что позволит снизить удельную стоимость тепловой энергии, поставляемой населению. Общая стоимость проекта составляет 824,0 млн. руб.
Параллельно газификации сетевым газом повсеместно будет развиваться применение баллонного газа СУГ (пропан-бутан) в отдаленных районах и населенных пунктах как населением, так и прочими автономными потребителями как временный вариант и/или постоянный источник газоснабжения.
Мероприятия по развитию газификации в сельской местности предусмотрены также в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Сахалинской области на период до 2020 года" Государственной программы "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы".".
3.3. В разделе 2 "Цели и задачи подпрограммы":
3.3.1. Пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Осуществление мер по развитию Анивских газовых месторождений, включающих бурение новых скважин, реконструкцию существующего скважинного фонда, а также проведение сейсморазведочных работ 3Д с целью наращивания ресурсной базы.".
3.3.2. После пункта 3 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Оказание организационных мер поддержки инвесторам при реализации проектов на основе альтернативных источников газоснабжения.".
3.4. В разделе 3 "Перечень мероприятий подпрограммы":
3.4.1. Абзац 10 исключить.
3.4.2. Абзац 19 изложить в следующей редакции:
"Основное мероприятие 3. Осуществление мер по развитию Анивских газовых месторождений.".
3.4.3. Абзац 22 изложить в следующей редакции:
"3.3. Сейсморазведка ЗД на перспективных площадях Анивского прогиба (взнос в уставной капитал АО "Сахалинская нефтяная компания").".
3.4.4. Дополнить абзацами следующего содержания:
"Основное мероприятие. 4. Оказание организационных мер поддержки инвесторам при реализации проектов на основе альтернативных источников газоснабжения.
4.1. Строительство мини-завода по производству сжиженного природного газа (СПГ).".
3.5. В разделе 5 "Перечень целевых индикаторов (показателей) подпрограммы":
3.5.1. Абзацы 2, 5, 26, 27, 28, 32, 33 исключить.
3.5.2. В абзаце 10 знак "." заменить знаком ";".
3.5.3. После абзаца 10 дополнить абзацем следующего содержания:
"- добыча газа.".
3.5.4. Дополнить таблицей следующего содержания:
"Сведения о порядке формирования индикатора (показателя) государственной программы (подпрограммы)
N пп. |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Алгоритм формирования (формула) и методологические пояснения к показателю <1> |
Метод сбора информации, индекс формы отчетности <2> |
Реквизиты акта, в соответствии с которым формируются данные <3> |
1. |
Количество газовых котельных и промышленных установок |
единицы |
Определяется ежегодно на основании данных муниципальных образований, газораспределительными организациями нарастающим итогом путем сложения результата предыдущего периода с результатом отчетного периода |
1 - Периодическая отчетность |
|
2. |
Протяженность внутригородских и сельских газовых сетей |
тыс. м |
Определяется на основании данных муниципальных образований с нарастающим итогом путем сложения результата предыдущего периода с результатом отчетного периода |
1 - Периодическая отчетность |
|
3. |
Газификация домовладений |
единицы |
Определяется на основании данных муниципальных образований путем сложения результата предыдущего периода с результатом отчетного |
1 - Периодическая отчетность |
|
4. |
Разработка проектной документации |
единицы |
Определяется по итогам года на основании данных муниципальных образований |
1 - Периодическая отчетность |
|
5. |
Количество новых муниципальных газовых котельных |
единицы |
Определяется по итогам года на основании данных муниципальных образований путем сложения результата предыдущего периода с результатом отчетного |
1 - Периодическая отчетность |
|
6. |
Количество газифицированных дизельных электростанций |
единицы |
Определяется ежегодно основании данных муниципальных образований |
1 - Периодическая отчетность |
|
7. |
Количество мини-заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ) |
единиц |
Определяется ежегодно на основании данных ООО "ПСК "Сахалин" |
1 - Периодическая отчетность |
|
--------------------------------
<1> Приводятся формула и краткий алгоритм расчета. При описании формулы или алгоритма необходимо использовать буквенные обозначения базовых показателей.
<2> В графе "Метод сбора информации, индекс формы отчетности" указываются: 1 - периодическая отчетность, 2 - перепись, 3 - единовременное обследование (учет), 4 - бухгалтерская отчетность, 5 - финансовая отчетность, 6 - социологический опрос, 7 - административная информация, 8 - прочее (указать).
<3> Заполняется при наличии утвержденного акта.".
3.6. В абзаце 1 раздела 6 "Ресурсное обеспечение подпрограммы" заменить:
- цифры "262006613,2" цифрами "261383520,0";
- цифры "5847229,7" цифрами "5261355,7";
- цифры "459523,5" цифрами "422304,3".
3.7. В пункте 3 раздела 7 "Методика оценки эффективности подпрограммы" слова "фактические расходы" заменить словами "кассовые расходы".
4. Внести в подпрограмму N 3 "Развитие угольной отрасли Сахалинской области" Госпрограммы (далее - Подпрограмма N 3) следующие изменения:
4.1. В части "Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения" паспорта Подпрограммы N 3 заменить:
- в пункте 1 цифры "5,5" цифрами "9,84";
- в пункте 5 цифры "55" цифрами "66,1".
4.2. В пункте 3) раздела 7 "Методика оценки эффективности подпрограммы" слова "фактические расходы" заменить словами "кассовые расходы".
5. Внести в подпрограмму N 4 "Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в Сахалинской области" Госпрограммы (далее - Подпрограмма N 4) следующие изменения:
5.1. В пункте 2 части "Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения" паспорта Подпрограммы N 4 цифры "46" заменить цифрами "38".
5.2. Раздел 5 "Перечень целевых индикаторов (показателей) подпрограммы"дополнить таблицей следующего содержания:
"Сведения о порядке формирования индикатора (показателя) подпрограммы "Расширение использования природного газа"
N пп. |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Алгоритм формирования (формула) и методологические пояснения к показателю <1> |
Метод сбора информации, индекс формы отчетности <2> |
Реквизиты акта, в соответствии с которым формируются данные <3> |
1. |
Количество объектов газозаправочной инфраструктуры |
единиц |
Определяется на основании отчетных данные компаний и Сахалинстата |
1 - Периодическая отчетность |
|
2. |
Количество созданных рабочих мест |
единиц |
Определяется на основании отчетных данных муниципальных образований, компаний, реализующих газомоторное топливо, сервисных центров по обслуживанию газобаллонного автотранспорта |
1 - Периодическая отчетность |
|
3. |
Количество транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива |
единиц |
Определяется ежегодно на основании данных организаций, осуществляющих переоборудовании на газомоторное топливо и данных муниципальных образований по покупке автотранспорта в газобаллонном исполнении |
1 - Периодическая отчетность |
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 28.12.2017 N 781-р Постановление Правительства РФ от 15.04.2017 N 321 "Об утверждении ГП РФ "Энергоэффективность и развитие энергетики" |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 28 апреля 2018 г. N 189 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.