Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 09 июля 2018 г. N 324
Изменения вносимые в государственную программу Сахалинской области "Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2017 - 2022 годы", утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 24.03.2017 N 133 (далее - Программа)
1. Внести в Программу следующие изменения:
1.1. Паспорт Программы изложить в следующей редакции:
"Наименование государственной программы |
Государственная программа Сахалинской области "Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области" |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство экономического развития Сахалинской области |
Участники государственной программы |
Министерство образования Сахалинской области Министерство строительства Сахалинской области Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области Министерство сельского хозяйства Сахалинской области Агентство по рыболовству Сахалинской области Агентство по информационным технологиям и связи Областное государственное казенное учреждение "Сахалинское агентство по привлечению инвестиций" Некоммерческая организация - Микрокредитная компания "Сахалинский фонд развития предпринимательства" |
Подпрограммы государственной программы |
1. Подпрограмма 1 "Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области" 2. Подпрограмма 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области" 3. Подпрограмма 3 "Развитие внешнеэкономических, межрегиональных и международных связей в Сахалинской области" |
Цель государственной программы |
Создание условий для устойчивого экономического развития Сахалинской области |
Задачи государственной программы |
1. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Сахалинской области 2. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и повышения конкурентной среды в Сахалинской области 3. Создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономических, межрегиональных связей и международного сотрудничества на территории Сахалинской области |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
Общий срок реализации государственной программы - 2017 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы |
|
(тыс. рублей)
Годы |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований |
Внебюджетные источники |
Общий итог |
2017 |
530,2 |
1502972,5 |
0,0 |
0,0 |
1503502,7 |
2018 |
6725,4 |
2669661,5 |
0,0 |
0,0 |
2676386,9 |
2019 |
7411,9 |
545660,2 |
0,0 |
0,0 |
553072,1 |
2020 |
9030,6 |
526898,2 |
0,0 |
0,0 |
535928,8 |
2021 |
269,5 |
559623,1 |
0,0 |
0,0 |
559892,6 |
2022 |
280,3 |
582497,4 |
0,0 |
0,0 |
582777,7 |
2023 |
291,5 |
599192,6 |
0,0 |
0,0 |
599484,1 |
2024 |
303,2 |
623102,2 |
0,0 |
0,0 |
623405,4 |
2025 |
315,3 |
648100,1 |
0,0 |
0,0 |
648415,4 |
Всего |
25157,9 |
8257707,8 |
0,0 |
0,0 |
8282865,7 |
Целевые индикаторы государственной программы и их количественные значения |
1. Показатели и индикаторы, характеризующие достижение цели и решения задачи 1 к 2025 году: 1.1. Объем инвестиций в основной капитал по Сахалинской области - 398,9 млрд. руб., в том числе за исключением бюджетных средств - 359,9 млрд. руб. 2. Показатели и индикаторы, характеризующие достижение цели и решения задачи 2 к 2025 году: 2.1. Доля производимой продукции субъектами малого и среднего предпринимательства в общем объеме валового регионального продукта - 9,8%. 2.2. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей в Сахалинской области, в расчете на 1 тыс. человек населения - 52 единицы. 3. Показатели и индикаторы, характеризующие достижение цели и решение задачи 3, к 2025 году: 3.1. Объем внешнеторгового оборота Сахалинской области - 13,0 млрд. долл. США". |
1.2. Абзацы 3, 4 подраздела 1.1 раздела 1 изложить в следующей редакции:
"По данным Сахалинстата объем инвестиций в основной капитал в 2017 году по полному кругу предприятий сложился в сумме 299,5 млрд. рублей, в том числе без учета бюджетных средств - 240,6 млрд. руб.
Традиционно основную динамику освоения инвестиций по области определяет деятельность предприятий, занятых в сфере добычи нефти и газа, доля которого составляет от 42 до 70 процентов в 2006 - 2017 годах.".
1.3. В абзаце 1 раздела 2 слова "Инвестиционной стратегии Сахалинской области до 2025 года"исключить.
1.4. Абзац 1 раздела 6 изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансирования государственной программы составляет 8 282 865,7 тыс. рублей.".
1.5. В разделе 9:
1.5.1. Паспорт Подпрограммы 1 изложить в следующей редакции:
"Наименование подпрограммы |
"Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области" |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство экономического развития Сахалинской области |
Участники подпрограммы |
Министерство строительства Сахалинской области Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Министерство сельского хозяйства Сахалинской области Агентство по рыболовству Сахалинской области Агентство по информационным технологиям и связи Областное государственное казенное учреждение "Сахалинское агентство по привлечению инвестиций" |
Цели подпрограммы |
Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Сахалинской области |
Задачи подпрограммы |
1. Формирование инфраструктурных и институциональных условий для развития инвестиционного потенциала Сахалинской области. 2. Продвижение инвестиционного потенциала Сахалинской области. 3. Формирование финансовых механизмов привлечения инвестиций в Сахалинскую область. 4. Подготовка кадров для инновационной экономики |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2017 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
|
(тыс. руб.)
Год |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований |
Внебюджетные источники |
Общий итог |
2017 |
530,2 |
1164170,5 |
0,0 |
0,0 |
1164700,7 |
2018 |
239,6 |
2372306,8 |
0,0 |
0,0 |
2372546,4 |
2019 |
249,2 |
253077,8 |
0,0 |
0,0 |
253327,0 |
2020 |
259,2 |
222520,3 |
0,0 |
0,0 |
222779,5 |
2021 |
269,5 |
241821,3 |
0,0 |
0,0 |
242090,8 |
2022 |
280,3 |
251487,7 |
0,0 |
0,0 |
251768,0 |
2023 |
291,5 |
261536,6 |
0,0 |
0,0 |
261828,1 |
2024 |
303,2 |
271937,5 |
0,0 |
0,0 |
272240,7 |
2025 |
315,3 |
282864,8 |
0,0 |
0,0 |
283180,1 |
Всего: |
2738,0 |
5321723,3 |
0,0 |
0,0 |
5324461,3 |
Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения |
Показатели и индикаторы, характеризующие достижение цели подпрограммы к 2025 году: 1. Объем инвестиций в основной капитал по Сахалинской области - 398,9 млрд. руб., в том числе за исключением бюджетных средств - 359,9 млрд. руб. 2. Доля инвестиций в основной капитал по Сахалинской области в ВРП - 28,6%. 3. Ежегодное количество участников образовательных программ в сфере инвестиционной деятельности - 60 чел. 4. Ежегодное количество специалистов Сахалинской области, прошедших подготовку в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации - не менее 20 чел. 5. Изменение рейтинга состояния инвестиционного климата Сахалинской области до II группы. 6. Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в Сахалинской области - 98,7%". |
1.5.2. В подразделе 9.1:
1.5.2.1. Абзацы 3 - 8 изложить в следующей редакции:
"По данным Сахалинстата объем инвестиций в основной капитал в 2017 году по полному кругу предприятий сложился в сумме 299,5 млрд. рублей, в том числе без учета бюджетных средств - 240,6 млрд. руб. Темпы физического объема инвестиций в основной капитал по отдельным видам деятельности составили в 2017 году:
- добыча полезных ископаемых - 102,2%;
- рыбоводство - 84,1%;
- строительство - 184,5%;
- обрабатывающие производства - 189,6%.
Традиционно основную динамику освоения инвестиций по области определяет деятельность предприятий, занятых в сфере добычи нефти и газа, доля которого составляет от 42 до 70 процентов в 2006 - 2017 годах.".
1.5.2.2. Абзац 21 изложить в следующей редакции:
"Одним из показателей, характеризующим инвестиционный климат в регионе, является степень внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя 15 обязательных положений. В Сахалинской области все 15 Положений Стандарта внедрены и осуществляется их реализация.
С 2017 года ряд положений Стандарта были интегрированы в целевые модели регулирования и правоприменения по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата в Сахалинской области.
В 2017 году работа по внедрению Стандарта инвестиционной деятельности тиражирована на муниципальный уровень. В муниципальных образованиях Сахалинской области утверждены по 10 положений Стандарта, тем самым обеспечено единое пространство для осуществления предпринимательской деятельности. Работа по реализации Стандарта в муниципальных образованиях будет продолжена.".
1.5.2.3. Абзац 23 изложить в следующей редакции:
"По итогам Нацрейтинга 2016/2017 годов позиция Сахалинской области находилась в V группе из V возможных.
Усилия региональных органов власти по созданию комфортных условий ведения бизнеса направлены на улучшение позиции региона в Нацрейтинге и стратегической задачей остается вхождение во II группу к 2020 году, а также неухудшение этих позиций к 2025 году.
С 2017 года наряду с другими субъектами Российской Федерации в Сахалинской области выстроена работа по внедрению 12-и целевых моделей регулирования и правоприменения по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата.
Реализация целевых моделей - это новые практические шаги по улучшению инвестиционного и делового климата, которые позволят достичь определенных количественных результатов и преодолеть существующие барьеры.".
1.5.2.4. Абзац 25 исключить.
1.5.2.5. Абзацы 26 - 27 изложить в следующей редакции:
"С 2013 года в Сахалинской области проведена необходимая организационная работа по развитию и внедрению института оценки регулирующего воздействия. Оценка регулирующего воздействия играет существенную роль в формировании благоприятного инвестиционного климата.
В 2016 году разработан новый порядок проведения процедур, для участия в публичных слушаниях созданы 2 рабочие группы, заключены Соглашения о взаимодействии при проведении процедуры оценки регулирующего воздействия с общественными организациями, ассоциациями и научным сообществом. Также заключено Соглашение о создании межрегионального проектного офиса по совершенствованию института оценки регулирующего воздействия в Дальневосточном федеральном округе. С 2017 года институт оценки регулирующего воздействия внедрен на муниципальном уровне в Сахалинской области. Работа по совершенствованию процедур оценки регулирующего воздействия в Сахалинской области будет продолжена.
По итогам рейтинга качества проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации 2017 года Сахалинская область поднялась с неудовлетворительного четвертого уровня 2015 года на хороший второй уровень.".
1.5.2.6. В абзаце 30 слова и цифры "от 25 до 40" заменить словами и цифрами "от 20 до 40".
1.5.2.7. Абзацы 56 - 62 изложить в следующей редакции:
"- объем инвестиций в основной капитал по Сахалинской области - 398,9 млрд. руб., в том числе за исключением бюджетных средств - 359,9 млрд. руб.;
- доля инвестиций в основной капитал по Сахалинской области в ВРП - 28,6%;
- ежегодное количество участников образовательных программ в сфере инвестиционной деятельности - 60 чел.;
- ежегодное количество специалистов Сахалинской области, прошедших подготовку в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации - не менее 20 чел.;
- изменение рейтинга состояния инвестиционного климата Сахалинской области до II группы.".
1.5.3. Подпункт 1) пункта 9.3.3 подраздела 9.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"В рамках внедрения единого механизма по вопросам реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства в 2017 году в Сахалинской области сформирована необходимая нормативная правовая база.".
1.5.4. Пункт 5 таблицы подраздела 9.5 изложить в следующей редакции:
5. |
Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в Сахалинской области |
процент |
Методология, проводится ежегодно Центром развития государственно-частного Партнерства, а также является составной частью национального рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ, формируемого Агентством стратегических инициатив |
Публикуется ежегодно в марте - апреле на сайте http://www.pppi.ru/regions |
Приказ Минэкономразвития России от 14.05.2014 N 266 |
1.5.5. Абзац 1 подраздела 9.6 изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансирования Подпрограммы 1 составляет 5 324 461,3 тыс. рублей.".
1.6. В разделе 10:
1.6.1. Паспорт Подпрограммы 2 изложить в следующей редакции:
"Наименование подпрограммы |
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области" |
Ответственный исполнитель |
Министерство экономического развития Сахалинской области |
Участники подпрограммы |
Министерство образования Сахалинской области Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области |
Цели подпрограммы |
Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и повышения конкурентной среды в Сахалинской области |
Задачи подпрограммы |
1. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства 2. Формирование положительного имиджа предпринимательства 3. Формирование финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 4. Развитие кадрового потенциала, оказание образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства 5. Развитие добросовестной конкуренции посредством использования Региональной информационной системы в сфере закупок |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2017 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
|
(тыс. рублей)
Год |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Консолидированные бюджеты муниципальных образований |
Внебюджетные источники |
Общий итог |
2017 |
0,0 |
331688,8 |
0,0 |
0,0 |
331688,8 |
2018 |
6485,8 |
286354,7 |
0,0 |
0,0 |
292840,5 |
2019 |
7162,7 |
281582,4 |
0,0 |
0,0 |
288745,1 |
2020 |
8771,4 |
293377,9 |
0,0 |
0,0 |
302149,3 |
2021 |
0,0 |
306801,8 |
0,0 |
0,0 |
306801,8 |
2022 |
0,0 |
320009,7 |
0,0 |
0,0 |
320009,7 |
2023 |
0,0 |
326216,0 |
0,0 |
0,0 |
326216,0 |
2024 |
0,0 |
339264,7 |
0,0 |
0,0 |
339264,7 |
2025 |
0,0 |
352835,3 |
0,0 |
0,0 |
352835,3 |
Всего |
22419,9 |
2838131,3 |
0,0 |
0,0 |
2860551,2 |
Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения |
Показатели и индикаторы, характеризующие достижение цели подпрограммы к 2025 году: 1. Доля производимой продукции субъектами малого и среднего предпринимательства в общем объеме валового регионального продукта - 9,8%. 2. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей в Сахалинской области, в расчете на 1 тыс. человек населения - 52 единицы. 3. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Сахалинской области от субъектов предпринимательства - 3,8 млрд. рублей. 4. Прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, на территории Сахалинской области к предыдущему году - 2,7%". |
1.6.2. Абзацы 1 - 5 подраздела 10.1 изложить в следующей редакции:
"Основные показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства в Сахалинской области, свидетельствуют о том, что малый бизнес играет важную роль в социально-экономическом развитии области, в том числе в сфере занятости населения региона.
В Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года указано, что экономическое развитие должно основываться на максимальном использовании имеющегося в регионе потенциала, высвобождении частной инициативы с параллельным усилением роли органов власти в обеспечении благоприятных условий хозяйствования. В связи с чем основной целью для развития малого и среднего предпринимательства является создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в Сахалинской области. Их улучшение создаст дополнительный импульс к развитию малого и среднего бизнеса.
В сфере малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 01 января 2017 года зарегистрировано 27799 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: 80 - средних, 10027 - малых и микропредприятий и 17692 - индивидуальных предпринимателей.
Оборот малых и средних предприятий (с учетом микропредприятий) по итогам 2016 года составил 198,3 млрд. рублей.
Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий составили в 2016 году 5,7 млрд. рублей.".
1.6.3. В подразделе 10.3:
1.6.3.1. Подпункт 2) пункта 10.3.3 изложить в следующей редакции:
"2) Предоставление субсидии муниципальным образованиям на софинансирование мероприятий муниципальных программ по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.".
1.6.3.2. Подпункты 3) - 7) исключить.
1.6.4. Абзац 1 подраздела 10.6 изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансирования подпрограммы составляет 2 860 551,2 тыс. рублей.".
1.7. В разделе 11:
1.7.1. Паспорт Подпрограммы 3 изложить в следующей редакции:
Наименование подпрограммы |
Развитие внешнеэкономических, межрегиональных и международных связей в Сахалинской области |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство экономического развития Сахалинской области |
Участники подпрограммы |
Отсутствуют |
Цель подпрограммы |
Создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономических, межрегиональных и международных связей на территории Сахалинской области |
Задачи государственной программы |
1) Развитие международных связей Сахалинской области. 2) Развитие межрегиональных связей Сахалинской области с субъектами Российской Федерации. 3) Осуществление поддержки развития внешнеэкономических связей. 4) Развитие кадрового потенциала в сфере международных и внешнеэкономических связей |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Период реализации подпрограммы - 2017 - 2025 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Объемы финансирования подпрограммы составляют расходы, связанные с реализацией мероприятий подпрограммы, финансируемые за счет средств областного бюджета, в сумме 97 853,2 тыс. рублей, в том числе: на 2017 год - 7 113,2 тыс. рублей; на 2018 год - 11 000,0 тыс. рублей; на 2019 год - 11 000,0 тыс. рублей; на 2020 год - 11 000,0 тыс. рублей; на 2021 год - 11 000,0 тыс. рублей; на 2022 год - 11 000,0 тыс. рублей; на 2023 год - 11 440,0 тыс. рублей; на 2024 год - 11 900,0 тыс. рублей; на 2025 год - 12 400,0 тыс. рублей. |
Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения |
1. Объем внешнеторгового оборота Сахалинской области, млрд. долл. США: 2017 год - 10,5 2018 год - 10,6 2019 год - 10,6 2020 год - 11,0 2021 год - 11,5 2022 год - 11,7 2023 год - 12,0 2024 год - 12,5 2025 год - 13,0
2. Количество подписанных договорных документов (протоколов намерений, меморандумов, соглашений и т.п.), ед.: 2017 год - 2 2018 год - 2 2019 год - 2 2020 год - 2 2021 год - 3 2022 год - 3 2023 год - 3 2024 год - 4 2025 год - 4 3. Количество ежегодных безвизовых поездок - 40 ед. 4. Количество заключенных соглашений о сотрудничестве с субъектами РФ и вновь утвержденных планов по реализации действующих соглашений о сотрудничестве, ед.: 2017 год - 2 2018 год - 1 2019 год - 2 2020 год - 1 2021 год - 2 2022 год - 1 2023 год - 2 2024 год - 2 2025 год - 2 5. Объем ежегодного выполнения Плана международных мероприятий, принятого на текущий год, - 100%. 6. Количество иностранных и российских делегаций, ежегодно посещающих Сахалинскую область, - 100 ед. 7. Количество заключенных договорных документов (протоколов намерений, меморандумов, соглашений и т.п.) в рамках международных мероприятий с акцентом на развитие экономического и гуманитарного сотрудничества, ед.: 2017 год - 1 2018 год - 1 2019 год - 1 2020 год - 2 2021 год - 2 2022 год - 2 2023 год - 2 2024 год - 2 2025 год - 2 8. Количество ежегодных заседаний МПК (межправительственные комиссии) - 4 ед. 9. Число обученных по специализированным программам в сфере внешнеэкономической деятельности, чел.: 2020 год - 25 2022 год - 40 2024 год - 40 10. Число обученных по специализированным программам в сфере международного протокола, чел.: 2021 год - 30 2023 год - 30 2025 год - 30". |
1.7.2. Подраздел 11.1. изложить в следующей редакции:
"11.1. Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы реализации Подпрограммы 3 и прогноз развития
"В Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года предусмотрено, что целью развития внешнеэкономической деятельности до 2025 года является обеспечение гармоничного вхождения хозяйственного комплекса региона в систему мировых хозяйственных связей АТР, увеличение внешнеторгового оборота Сахалинской области за счет роста экспортных поставок продукции с высокой долей добавленной стоимости, привлечение инвестиций в создание экспортно-ориентированных производств.
В сфере международного экономического сотрудничества сегодня сосредоточены ключевые экономические интересы и возможности Сахалинской области по обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона. Деятельность Правительства Сахалинской области на международной арене в конечном счете нацелена на решение задач по созданию благоприятных внешних условий для реализации ее инвестиционного и экспортного потенциала.
Внешняя торговля
Внешнеэкономическая деятельность играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии Сахалинской области. В валовом региональном продукте на долю экспорта приходится более 89,4%.
Развитие внешней торговли Сахалинской области, за исключением кризисного 2009 года, когда вследствие мирового финансового кризиса объем внешнеторгового оборота снизился на 14,6%, характеризуется положительной динамикой вплоть до 2013 года. В этот год он достиг своего максимума в 18,2 млрд. долл. США. Стоимостный объем внешней торговли Сахалинской области в период с 2008 по 2013 годы вырос в 1,8 раза. Основная причина роста - увеличение экспортных поставок.
Область традиционно имеет значительное положительное сальдо во внешней торговле.
Динамика внешней торговли Сахалинской области за 2013 - 2017 годы
млн. долларов США
|
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Внешнеторговый оборот в том числе: |
18 208,7 |
18 002,7 |
12 677,3 |
10 703,7 |
11 963,6 |
- экспорт |
17 009,1 |
16 696,2 |
11 584,5 |
8 998,8 |
10 572,5 |
- импорт |
1 199,6 |
1 306,5 |
1 092,8 |
1 704,9 |
1 391,1 |
Сальдо внешней торговли |
15 809,5 |
15 389,7 |
10 491,7 |
7 293,9 |
9 181,4 |
В период с 2014 года по 2016 год наблюдается отрицательная динамика развития внешней торговли Сахалинской области. Прежде всего это связано со снижением стоимостного объема экспортных поставок, которые превалируют во внешнеторговом обороте региона. В 2017 году отмечается рост объема внешней торговли области на 12,1% к уровню 2016 года. Положительная динамика обусловлена прежде всего стабилизацией ценовой ситуации на мировых рынках топливно-энергетических ресурсов.
Экспорт
Объем экспортных поставок за 2017 год составил 10,6 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 17,8%. Положительная динамика экспорта обусловлена стабилизацией ценовой ситуации на мировых рынках топливно-энергетических ресурсов.
Товарная структура экспорта имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Доля экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости крайне незначительна.
Товарная структура экспорта Сахалинской области за 2017 год
|
Экспорт |
|
млн. долл. США |
в % к итогу |
|
Всего |
10 572,5 |
100,0 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
657,8 |
6,2 |
в т.ч. рыба, морепродукты |
641,1 |
6,1 |
Минеральные продукты, всего |
9 492,1 |
89,8 |
в т.ч. топливно-энергетические товары |
9 492,1 |
89,8 |
Продукция химической промышленности, каучук |
1,0 |
0,0 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,0 |
0,0 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
0,1 |
0,0 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
0,4 |
0,0 |
Металлы и изделия из них |
33,7 |
0,3 |
Машиностроительная продукция |
386,9 |
3,7 |
Прочие товары |
0,5 |
0,0 |
Сырьевая структура регионального экспорта предопределяет его прямую зависимость от конъюнктуры мировых рынков. При падении мирового спроса на энергоносители происходит снижение их экспортных цен, что в свою очередь приводит к снижению налоговой базы основных экспортеров, сокращению доходов в областной бюджет и, как следствие, оказывает негативное влияние на экономическую ситуацию в регионе.
Динамика экспорта топливно-энергетических ресурсов
|
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|
Нефть сырая | ||||||
Количество, тыс. тонн |
12 332,2 |
12 769,3 |
12 785,2 |
14 307,4 |
14 933,8 |
|
Стоимость, млн. долл. США |
10 443,4 |
10 565,6 |
5 786,4 |
4 717,6 |
5 945,9 |
|
Средняя экспортная цена, долл. США/тонну |
846,8 |
827,4 |
452,6 |
329,9 |
399,1 |
|
СПГ | ||||||
Количество, тыс. куб. м |
26 317,5 |
20 472,5 |
21 332,5 |
24 144,8 |
24 340,1 |
|
Стоимость, млн. долл. США |
5 508,0 |
5 239,6 |
4 539,2 |
2 894,3 |
3 163,8 |
|
Средняя экспортная цена, долл. США/1 тыс. куб. м |
209,3 |
255,9 |
212,8 |
120,1 |
130,2 |
|
Уголь | ||||||
Количество, тыс. тонн |
2 308,7 |
3 210,5 |
3 597,4 |
4 987,4 |
7 421,6 |
|
Стоимость, млн. долл. США |
122,2 |
165,3 |
146,6 |
164,2 |
380,1 |
|
Средняя экспортная цена, долл. США/тонну |
52,9 |
51,5 |
40,7 |
33,0 |
51,2 |
Снижение стоимости экспорта, начиная с 2014 года, обусловлено ослаблением конъюнктуры мирового рынка сырьевых товаров, в первую очередь топливно-энергетического комплекса (нефть, сжиженный природный газ (далее - СПГ), уголь). В 2017 году положительная динамика экспорта обусловлена стабилизацией ценовой ситуации на мировых рынках топливно-энергетических ресурсов.
В настоящее время и в среднесрочной перспективе на экспорт поставляются углеводороды, добытые в рамках реализации шельфовых проектов "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Сахалин-3", а также нефть, добытая на северной оконечности месторождения Чайво. Помимо рыночной конъюнктуры, физические и соответственно стоимостные объемы экспорта нефти и природного газа определяются технологическими особенностями реализации данных проектов. Необходимо отметить, что возможности Правительства Сахалинской области оказывать влияние на вышеперечисленные факторы по объективным причинам ограничены.
Стоимость экспортируемого областью угля в общем объеме зарубежных поставок сахалинских энергоносителей незначительна. При этом экономическое положение в угольной отрасли имеет большое значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития ряда муниципальных образований области.
Вследствие реализации программы газификации и сокращения внутреннего спроса на твердое топливо вопрос о расширении его экспортных поставок приобретает особую остроту. В настоящее время наращивание экспортных поставок угля является одной из приоритетных задач регионального Правительства.
Современное состояние производственных мощностей угледобывающих компаний обеспечивает уровень добычи, удовлетворяющий в полном объеме внутренние потребности области в угле, и позволяет постепенно наращивать объемы его поставок на внешние рынки, в том числе и на экспорт в страны АТР. Для радикального увеличения экспортного потенциала угольной отрасли необходимо осуществить масштабные инвестиции. В целях увеличения объемов добычи угля и модернизации портовой инфраструктуры в регионе осуществляется разработка Солнцевского угольного месторождения и модернизация порта Шахтерск. ООО "Восточная горнорудная компания" реализует данный проект с участием японского бизнеса (компании "Соджиц" и "Марубени"). В 2016 году подписан Меморандум между ООО "Восточная горнорудная компания" и "Марубени Корпорейшн" о поставке конвейера для транспортировки угля и оборудования для угольного терминала в порт Шахтерск. В социально-экономическом развитии области важную роль играет рыбохозяйственный комплекс, который служит базой для внешних поставок второй по значимости товарной группы регионального экспорта - рыбы, рыбо- и морепродуктов.
Более 45% физического объема выловленных рыбы и морепродуктов поставляется на экспорт. В структуре экспортных поставок этой товарной группы основную долю составляет рыба мороженая - 87%.
Сохранение и преумножение экспортного потенциала в значительной степени определяет жизнеспособность отрасли. Значительные объемы экспорта рыбы, рыбо- и морепродуктов свидетельствуют о конкурентоспособности сахалинской продукции на внешнем рынке.
Динамика экспорта рыбы, рыбо- и морепродуктов
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Количество, тыс. тонн |
291,0 |
281,9 |
269,6 |
301,4 |
315,3 |
320,0 |
Стоимость, млн. долл. США |
470,0 |
495,7 |
517,8 |
605,0 |
619,2 |
643,2 |
Средняя экспортная цена, долл. США/кг |
1,62 |
1,76 |
1,92 |
2,0 |
1,96 |
2,0 |
В среднесрочной перспективе увеличение объема экспортных поставок данной товарной группы может быть достигнуто посредством вложения существенных инвестиций в развитие рыбопромышленного комплекса Сахалинской области. Ряд проектов, запланированных к реализации на Курильских островах, позволят нарастить объем экспорта рыбы, рыбо- и морепродукции.
Этапность проведения работ по разработке месторождений шельфа определяют динамику реэкспорта с территории Сахалинской области завезенных ранее машин, оборудования, транспортных средств, металлов и изделий из них (инструменты). На долю этих товарных групп приходится до 3% стоимостного объема областного экспорта.
Основные потоки сахалинского экспорта направляются в страны АТР. Основные торговые партнеры Сахалинской области при экспорте:
- Республика Корея - 4 603,5 млн. долларов США или 43,5% экспорта;
- Япония - 4 056,9 млн. долларов США или 38,4% экспорта;
- Китай - 1 126,8 млн. долларов США или 10,7% экспорта.
Региональные экспортеры являются конкурентоспособными на традиционных мировых рынках сбыта. Их развитие и поддержка является важнейшим механизмом сохранения и повышения конкурентоспособности экономики области в целом.
Импорт
Региональный импорт имеет инвестиционный характер, что связано с реализацией крупных нефтегазовых проектов. В поступлениях из-за рубежа традиционно доминируют машиностроительная продукция (76,9% стоимостного объема импорта), металлы и изделия из них (13,4%). Такая специфика сахалинского импорта приводит к значительным колебаниям его показателей. В структуре импорта потребительские товары занимают незначительную долю, порядка 2-3%.
Товарная структура импорта Сахалинской области за 2017 год
|
Импорт |
|
млн. долл. США |
в % к итогу |
|
Всего |
1 391,1 |
100,0 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
14,2 |
1,0 |
Минеральные продукты, всего |
23,0 |
1,6 |
в т.ч. топливно-энергетические товары |
22,3 |
1,6 |
Продукция химической промышленности, каучук |
60,0 |
4,3 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,7 |
0,1 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
3,8 |
0,3 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
9,4 |
0,7 |
Металлы и изделия из них |
186,2 |
13,4 |
Машиностроительная продукция |
1 070,4 |
76,9 |
Прочие товары |
23,4 |
1,7 |
В 2017 году импортные поступления Сахалинской области составили 1,1 млрд. долларов США, что на 15,4% ниже аналогичного показателя 2014 года. Уменьшение стоимостного объема ввоза из-за рубежа обусловлено снижением поступлений практически по всем статьям импорта.
Основными торговыми партнерами при импорте в 2017 году стали:
- Республика Корея - 468,6 млн. долларов США или 33,7%;
- Канада - 182,3 млн. долларов США или 13,1% импорта;
- Соединенные Штаты - 181,8 млн. долларов США или 13,1% импорта;
Активное осуществление внешнеэкономической деятельности в Сахалинской области, специфика региональной внешней торговли обуславливает значительное количество ее участников, а также развитие сопутствующей обеспечивающей инфраструктуры. По данным таможенных органов, в 2017 году в регионе было зарегистрировано 507 участников ВЭД.
Основными торговыми партнерами Сахалинской области в 2017 году оставались страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Удельный вес стран этой группы во внешнеторговом обороте области составил 93,3%. Лидерами являются Республика Корея (42,5% внешнеторгового оборота), Япония (34,2%), и КНР (9,8%).
Основные тенденции развития внешнеэкономической деятельности
Анализ внешнеэкономической деятельности Сахалинской области позволяет выделить основные тенденции ее развития:
- значительный вклад внешнеэкономической сферы в решение задач диверсификации и модернизации региональной экономики, высокий удельный вес экспорта в валовом региональном продукте;
- значительное положительное сальдо внешней торговли;
- слабая диверсификация экспортных поставок, в которых доминирующее положение занимают две товарные группы - топливно-энергетические ресурсы (нефть, СПГ, уголь) и продовольственные товары и сырье для их производства (рыба, рыбо- и морепродукты);
- преобладающая доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона во внешнеторговом обороте, что объясняется географической близостью, их емкими рынками и устойчивым спросом на топливно-энергетические ресурсы;
- возможны значительные колебания по стоимости экспорта, вызванные изменением мировой конъюнктуры на углеводородные ресурсы;
- значительная доля в региональном экспорте реэкспорта оборудования и материалов, временно завезенных на таможенную территорию Сахалинской области (в рамках реализации нефтегазовых проектов);
- сохранение инвестиционного характера импорта, направленного прежде всего на обеспечение реализации нефтегазовых проектов, и по этой причине его значительная волатильность по стоимости. Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме поступлений из-за рубежа составляет до 50%;
- развитая инфраструктура внешнеэкономической деятельности, представленная коммерческими организациями, оказывающими транспортные, складские, коммуникационные и другие услуги. При этом в регионе недостаточно развита транспортная инфраструктура, что приводит к высоким издержкам на предоставляемые услуги, затрудняет международную логистику.
Прогнозные показатели внешнеторгового оборота Сахалинской области
млн. долларов США
|
Годы |
Внешнеторговый оборот |
Экспорт |
Импорт |
отчет |
2017 год |
11 963,6 |
10 572,5 |
1 391,1 |
оценка |
2018 год |
10 600,0 |
9 400,0 |
1 200,0 |
прогноз |
2019 год |
10 640,0 |
9 440,0 |
1 200,0 |
2020 год |
11 000,0 |
9 700,0 |
1 300,0 |
|
2021 год |
11 500,0 |
10 150,0 |
1 350,0 |
|
2022 год |
11 700,0 |
10 350,0 |
1 350,0 |
|
2023 год |
12 000,0 |
10 600,0 |
1 400,0 |
|
2024 год |
12 500,0 |
11 100,0 |
1 400,0 |
|
2025 год |
13 000,0 |
11 600,0 |
1 400,0 |
Проблемы в развитии внешнеэкономической деятельности
Специфика развития внешнеэкономической деятельности Сахалинской области определяет сопровождающие ее проблемы и риски, которым зачастую невозможно противодействовать программными средствами.
Среди главных рисков - консервация топливно-сырьевой модели участия Сахалинской области в международном разделении труда. Сложившаяся чрезмерно высокая зависимость Сахалинской области от экспорта узкой группы топливно-сырьевых ресурсов делает экономику региона исключительно уязвимой в отношении негативного воздействия внешних факторов.
В связи с узостью внутреннего рынка для региональных товаропроизводителей, как правило, малых и средних предприятий, существует острая необходимость в формировании экспортного потенциала - создании или модернизации производственных мощностей для осуществления переработки сырьевых ресурсов на территории области, создания добавленной стоимости, выходе на внешние рынки.
При этом у региональных товаропроизводителей отсутствуют финансовые ресурсы и компетенции для выхода на внешние рынки с новой для области экспортной продукцией в достаточно крупных объемах. Маркетинг зарубежных рынков, поиск партнеров, дорогостоящий переговорный процесс, необходимость понимания международных стандартов и практики подготовки сделок создают серьезные вызовы для местных производителей, не имеющих опыта работы на этом поле. В сложившихся условиях высокие издержки по созданию экспортной базы и осуществлению ВЭД сдерживают появление в области "новых" экспортеров и экспортных товарных позиций.
Раздробленность, ограниченные финансовые возможности участников ВЭД из числа малых и средних предприятий определяют сложности выхода на внешние рынки и слабость их переговорных позиций, дискриминацию региональных экспортеров на зарубежных рынках.
В силу различных причин в области сохраняются высокие операционные издержки осуществления предпринимательской деятельности, что также подрывает конкурентоспособность сахалинских участников внешнеэкономической деятельности.
Swot-Анализ текущего состояния внешнеэкономической деятельности
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Географическое и геополитическое положение: контактная зона с Японией, близость к другим экономически развитым странам АТР. Наличие морских портов круглогодичного действия, развитая таможенная инфраструктура. Наличие природных запасов нефти, газа, газового конденсата, угля, торфа, строительного сырья, минеральных и термальных вод. Благоприятное сочетание природных условий для развития инфраструктуры отдыха и привлечения туристов. Доминирующее положение экспортно-ориентированных отраслей (нефтегазодобывающая, рыбная). Реализация мегапроектов в нефтегазовом секторе с участием мультинациональных нефтяных компаний |
Экстремальные природно-климатические условия. Слабое развитие основных видов инфраструктуры, в первую очередь транспортной. Слаборазвитая инфраструктура развития туристического бизнеса. Ограниченность собственных инвестиционных ресурсов. Недостаточно развитая инфраструктура бизнеса, высокие операционные издержки ведения бизнеса. Отсутствие предприятий по глубокой переработке углеводородов. Низкая плотность населения, очаговый характер расселения, слабый внутренний рынок. Недостаток квалифицированных кадров |
Возможности |
Угрозы |
Прогнозируемые возможности в наращивании объемов добычи полезных ископаемых, прежде всего углеводородов. Возможность наращивания производства рыбо- и морепродукции и изменения ее экспортной структуры. Возможность для развития современного туристического бизнеса за счет имеющегося рекреационного потенциала. Возможность иметь устойчивые рынки сбыта, как в России, так и в странах АТР |
Сохранение сырьевой направленности экономики с постепенным истощением сырьевых ресурсов. Отсутствие научно-технического потенциала. Обострение демографической ситуации. Последовательное снижение международного интереса к Сахалинской области ввиду отсутствия возможности реализации здесь международных проектов |
Актуальность программно-целевого подхода к развитию внешнеэкономической деятельности
В настоящий момент на территории области отсутствует системная специализированная государственная поддержка сахалинских участников внешнеэкономической деятельности со стороны федеральных госструктур и институтов развития, а также на региональном уровне, что снижает их конкурентоспособность на внешних рынках.
Предлагаемая подпрограмма ставит задачи по формированию элементов системы эффективной государственной поддержки участников внешнеэкономической деятельности, включающей в себя экономические и организационные стимулы, как составной части всемерной поддержки предпринимательской активности, а также повышению вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации региональной экономики.
Актуальность программно-целевого подхода к развитию внешнеэкономической деятельности диктуется потребностью создания в области комплексной системы по поддержке региональных экспортеров.
Работа в этом направлении позволит:
- осуществлять мониторинг ВЭД в Сахалинской области, с помощью организационных и правовых механизмов обеспечивать поддержку региональных экспортеров;
- комплексно подойти к проблеме активизации ВЭД на территории Сахалинской области, диверсификации внешней торговли, оптимизировать ВЭД для малых и средних предприятий;
- способствовать формированию и продвижению положительного имиджа Сахалинской области на международной арене;
- способствовать продвижению экспортной продукции сахалинских компаний на внешний рынок.
Межрегиональное сотрудничество
Структура промышленного производства Сахалинской области характеризуется значительной долей добывающих отраслей, а также достаточно ограниченным кругом товарных позиций, потребности в которых местная промышленность закрывала бы полностью.
В этой связи важное значение имеет развитие хозяйственных связей с субъектами Российской Федерации и углубление межрегиональной интеграции на внутрироссийском рынке. Межрегиональные соглашения создают правовую и организационную базу для всестороннего сотрудничества.
Экономические связи Сахалинской области с регионами Российской Федерации носят многоплановый характер, но основной их формой является товарообмен продукцией производственно-технического назначения (сырье, материалы, оборудование) и товарами народного потребления.
Основным механизмом реализации межрегионального сотрудничества Сахалинской области с субъектами Российской Федерации является заключение двусторонних соглашений, которые призваны способствовать развитию взаимовыгодных связей как между регионами, так и между хозяйствующими субъектами в регионах.
В настоящее время Сахалинская область имеет 26 действующих межрегиональных Соглашений о сотрудничестве. Каждое из этих соглашений выстроено на принципах взаимной выгоды и максимального учета интересов сторон.
Вместе с тем, не все документы о сотрудничестве работают эффективно. Многие из них носят рамочный характер и являются в значительной степени документами "протокольного" значения, имеют идентичное содержание, мало отражают региональную специфику сторон.
Это требует проведения комплекса мероприятий по совершенствованию межрегиональных связей Сахалинской области. Только соглашения последних лет направлены на фиксацию конкретных мероприятий, ориентированы на приоритетные направления сторон, более важные для каждого из участников отношений, носят результативный характер. Каждое соглашение сопровождается протоколом совместных действий по его реализации и обновляется по истечении сроков исполнения соответствующих пунктов.
Приоритетной целью межрегионального сотрудничества Сахалинской области является укрепление и расширение существующих взаимовыгодных и равноправных межрегиональных связей Сахалинской области с субъектами Российской Федерации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- разработка, согласование, заключение, контроль и анализ хода исполнения соглашений (протоколов) о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации;
- укрепление договорно-правовой базы сотрудничества и повышение эффективности реализации подписанных соглашений;
- стимулирование увеличения объемов взаимовыгодной торговли, развитие и укрепление торгово-экономических и гуманитарных связей между регионами;
- подготовка межрегиональных конференций, семинаров, симпозиумов, выставок и обеспечение участия Сахалинской области в аналогичных мероприятиях, способствующих продвижению привлекательного имиджа Сахалинской области и привлечению региональных партнеров, на территориях других субъектов Российской Федерации.
Международные связи
За последние десятилетия в Сахалинской области сформирована система международных связей, охватывающая наиболее перспективные для сотрудничества страны и позволяющая комплексно взаимодействовать с администрациями и деловыми структурами зарубежных субъектов.
Об интенсивности интеграционных процессов свидетельствует количество иностранных делегаций, посещающих Сахалинскую область по линии Правительства Сахалинской области. Ежегодно островной регион посещает более 100 иностранных делегаций. Основная масса иностранцев приезжает из Японии, Республики Корея, КНР.
На территории Сахалинской области открыто два дипломатических представительства иностранных государств - Японии и Республики Корея, а также три почетных консульства (США, Великобритании, Королевства Нидерландов).
Одним из важных направлений деятельности в системе внешних связей Сахалинской области является участие региона в работе многосторонних международных организаций и межправительственных структур.
За прошедшее время Сахалинской области удалось добиться международного авторитета в рамках таких организаций, как Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА), Российско-Американское Тихоокеанское партнерство (РАТОП), Постоянная Смешанная комиссия (ПСК) по экономическому сотрудничеству между Дальневосточными регионами России и префектуры Хоккайдо (Япония).
Благодаря участию в работе международных организаций, представители региона получают доступ к информационным ресурсам, аккумулируемым в рамках реализации профильных международных проектов, техническую и организационную помощь.
По-прежнему сохраняет актуальность участие региона в работе межправительственных структур двустороннего сотрудничества - комиссиях, комитетах и рабочих группах по вопросам внешнеэкономической деятельности и международных связей. Среди них:
- Российско-Японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам;
- Российско-Корейская совместная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству;
- Российско-Китайская подкомиссия по торгово-экономическому сотрудничеству;
- Российско-Китайский Комитет по Дальнему Востоку и Сибири;
Повышение результативности участия региона в различных межправительственных комиссиях лежит на путях максимального привлечения к их работе деловых кругов, использования потенциала данного инструмента для продвижения экономических интересов Сахалинской области.
Значительный вклад в развитие международных связей Сахалинской области вносит торгово-экономическое и гуманитарное сотрудничество, осуществляемое на межрегиональном уровне. Наиболее активно указанное взаимодействие развивается с административно-территориальными образованиями Японии, Республикой Корея и КНР.
Япония
Сахалинская область - единственный субъект Российской Федерации, упомянутый в Российско-Японском плане действий, принятом Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и премьер-министром Японии Д.Коидзуми в Москве 10 января 2003 года, являющемся практически стратегической программой Российско-Японского сотрудничества.
Планом определены следующие направления сотрудничества между Сахалинской областью и Японией:
- дальнейшее развитие безвизовых обменов между жителями островов Итуруп, Кунашир, Малой Курильской гряды Сахалинской области и гражданами Японии;
- продолжение взаимовыгодного сотрудничества на основе Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов 1998 года;
- поиск устраивающих обе страны форм совместной хозяйственной деятельности в районе островов Итуруп, Кунашир, Малой Курильской гряды Сахалинской области;
- обеспечение условий для успешной реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и соответствующих соглашений о разделе продукции, а также других связанных с ними проектов, уделяя при этом должное внимание вопросам охраны окружающей среды.
Российско-японским планом действий предусмотрено также содействие укреплению контактов на региональном уровне, включая рассмотрение вопросов совершенствования связей между субъектами Российской Федерации и префектурами Японии, а также между городами обеих стран.
Наибольшей интенсивностью и развитием характеризуется двустороннее сотрудничество Сахалинской области с японской префектурой Хоккайдо.
Взаимодействие между Сахалинской областью и префектурой Хоккайдо осуществляется в соответствии с:
- Соглашением о дружбе и экономическом сотрудничестве, подписанным 22 ноября 1998 года, Меморандумом о продолжении сотрудничества между Сахалинской областью и Хоккайдо, подписанным 1 августа 2005 года;
- Программой развития экономического сотрудничества между Дальневосточными регионами России и Хоккайдо, в целях реализации которой действует Постоянная Смешанная комиссия (ПСК), в состав которой входят Сахалинская область, Хабаровский и Приморский края.
Помимо сотрудничества в торгово-экономической сфере структурирование международных связей в рамках реализации достигнутых договоренностей содействует активному развитию межрегионального взаимодействия в области образования, здравоохранения, спорта, художественного творчества, гуманитарных обменов, а также взаимопроникновению российской и японской культур.
Сформирована система устойчивых контактов на уровне муниципалитетов - "побратимские связи". К настоящему времени между городами и населенными пунктами Сахалинской области и Японии заключено 14 соглашений о побратимских связях. Одним из важных направлений "народной дипломатии" является организация "Кораблей мира" и "Кораблей дружбы".
В рамках данных визитов, начиная с 1996 года, ежегодно проводятся Встречи представителей породненных и дружественных городов Хоккайдо и Сахалинской области (с 2006 года - Встречи граждан Сахалинской области и Хоккайдо), на которых обсуждаются вопросы дальнейшего совершенствования экономических, культурных и молодежных связей между Россией и Японией.
Правительство Сахалинской области осуществляет организационно-техническое сопровождение обменов, реализуемых на основе российско-японских межправительственных соглашений 1991 года. При Правительстве области и в муниципальных образованиях "Южно-Курильский городской округ" и "Курильский городской округ" созданы комиссии по проведению безвизовых поездок.
С 2010 года реализуются безвизовые поездки японских туристических групп, посещающих Россию не более чем на 72 часа (на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07 мая 2009 года N 397). От Сахалинской области в перечень пунктов пропуска, возможных для посещения в безвизовом режиме, включен г. Корсаков.
Республика Корея
Республика Корея является одним из ключевых партнеров Сахалинской области. Фактором, стимулирующим развитие международных связей и межрегионального сотрудничества, является не только территориальная близость, но и наличие на Сахалине достаточно многочисленной корейской диаспоры.
Южно-корейский бизнес принимает активное участие в реализации нефтегазовых проектов на шельфе Сахалина, в развитии угледобычи, модернизации портовой инфраструктуры, развитии сельского хозяйства, реализации девелоперских проектов.
Помимо торгово-экономического развивается и международное сотрудничество, которое прежде всего строится на заключенных соглашениях о взаимодействии в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта.
В сфере здравоохранения Сахалинская область взаимодействует с клиникой "Ханянг", министерством здравоохранения и социального обеспечения г. Тэджон в рамках заключенных соглашений.
Сахалинский государственный университет и Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики активно взаимодействуют с вузами г. Сеула и Пусана (Сеульский университет, Пусанский университет иностранных языков и университеты "Донгсо" и "Донгук"), а также особой провинции Чеджу. В рамках этого сотрудничества осуществляются обмены студентами, стажировки преподавателей и организуется проведение научных конференций, конкурсов и других мероприятий.
Ежегодно на территории Сахалинской области проводится международный кинофестиваль "Край света", в котором принимают участие представители из Республики Корея.
В 2014 году Сахалинская область вошла в Азиатскую хоккейную лигу. Начиная с 2015 года регулярно проводятся игры между профессиональным спортивным клубом "Сахалин" и корейским хоккейным клубом "Анян Халла".
С 2015 года на основе подписанного соглашения осуществляется сотрудничество между областным государственным автономным учреждением "Футбольный клуб "Сахалин" и корейским футбольным клубом "Сувон". В данном соглашении предусмотрен ежегодный обмен детскими спортивными делегациями, проведение товарищеских матчей. Данный обмен рассчитан на 3 года.
На регулярной основе осуществляется взаимодействие по кендо, тхэквондо, участие в международных горнолыжных соревнованиях (FAR EAST CUP).
С июня 1949 года в Сахалинской области еженедельно издается общественно-политическая газета на корейском языке "Сэкоресинмун". С августа 2004 года выходит телевизионная программа на корейском языке "Урималь Бансон".
С 1993 года работает Центр просвещения и культуры Республики Корея на Сахалине, который осуществляет поддержку в развитии образования и обучения жителей Сахалинской области корейскому языку и культуре Кореи.
С 2006 года осуществляет деятельность Сахалинский корейский культурный центр, который знакомит жителей области с историей и традициями Республики Корея.
Действуют общественные корейские организации, которые оказывают содействие в возвращении сахалинских корейцев первого поколения на историческую родину, а также организуют проведение различных мероприятий.
Китайская Народная Республика
В настоящее время отмечается значительный рост заинтересованности китайского бизнеса к развитию сотрудничества с Сахалинской областью. Активность китайских инвестиционных компаний на территории Сахалинской области заметно возросла. Это связано с введением новых условий инвестирования на Дальнем Востоке для интеграции в экономику АТР.
Наибольший интерес у китайской стороны вызывают инфраструктурные проекты (строительство и модернизация объектов энергетики, реконструкция и строительство передающих электросетей, модернизация портовых сооружений), а также проекты, связанные с добычей полезных ископаемых, добычей и переработкой водно-биологических и лесных ресурсов области.
В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года с сентября 2009 года осуществляется безвизовый туристический обмен с КНР. В 2017 году по безвизовому обмену Китай посетили 482 человека. В 2017 году впервые за многие годы Сахалинскую область посетили 3 китайские организованные группы в составе 34 человек.
Развитию связей с КНР способствует установление прямого воздушного сообщения. Авиакомпания "Аврора" осуществляет регулярные рейсы по маршруту Южно-Сахалинск - Харбин - Южно-Сахалинск.
Сахалинская область практически ежегодно принимает участие в Харбинской международной торгово-экономической ярмарке (провинция Хэйлунцзян). В рамках Первого Российско-Китайского ЭКСПО в июле 2014 года в Харбине подписано рамочное Соглашение об установлении побратимских отношений между Правительством Сахалинской области и Народным правительством провинции Хэйлунцзян.
С 2001 года, когда начали регулярно проводиться российско-китайские Форумы ректоров вузов Дальнего Востока и Сибири РФ и северо-восточных провинций КНР, Сахалинский государственный университет выстраивает системную работу с вузами КНР:
- открыты 3-годичные курсы "Китайский язык и культура" (с 2006 года, на курсах училось около 300 человек);
- открыта программа бакалавриата "Востоковедение, африканистика" (китайский язык) (с 2008 года), первый выпуск состоялся в 2012 году;
- подписаны соглашения о сотрудничестве с рядом вузов и научных институтов КНР (Харбинский педагогический университет; Даляньский университет иностранных языков; Харбинский коммерческий университет; Чанчуньский педагогический университет; Хэйлунцзянский университет; Институт России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской Академии Общественных наук (г. Пекин); Сычуаньский университет (г. Ченду)).
В 2017 году Сахалинский Государственный Университет (СахГУ) подписал новые соглашения о сотрудничестве с университетом Бэйхуа, г. Цзилинь и Харбинским профессионально-техническим колледжем (КНР).
Впервые СахГУ стал членом международных вузовских объединений, в том числе Ассоциации классических университетов КНР и РФ.
В апреле 2017 года проведен конкурс на лучшее знание китайского языка среди школьников и студентов Сахалинской области "Китай моими глазами" и олимпиада по культуре Китая.
В 2018 году планируется разработка и последующая реализация программы сотрудничества с профессионально-техническим колледжем Харбина (проект "Колледж - университет - предприятие").
Сахалинский гуманитарно-технологический институт имеет договорные отношения с Цзилиньским институтом русского языка.
Развивается сотрудничество с КНР в сфере культуры. В сентябре 2017 года состоялся Сахалинский международный фестиваль военных оркестров "Спасская башня на Сахалине", в котором принимали участие, в том числе, и представители КНР.
С целью развития культурных и социальных связей на 2018 - 2019 гг. запланированы следующие мероприятия:
- гастроли симфонического оркестра провинции Хэйлунцзян, КНР в Сахалинской области;
- гастроли детского симфонического оркестра Сахалинской области в КНР;
- обмен делегациями по вопросам активного долголетия и социальной реабилитации граждан "серебряного возраста".
Развивается сотрудничество региона с КНР и по линии спортивных обменов. В 2017 году прошли учебно-тренировочные мероприятия по дзюдо, танцевальному спорту, горнолыжному спорту, а также состоялся Этап Кубка Азии по горнолыжному спорту в г. Ванлонг.
В 2018 году продолжится осуществление спортивных международных обменов в соответствии с планом мероприятий министерства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области. Например, этапы Кубка Азии по горнолыжному спорту (Far East Cup), чемпионат Азиатской Хоккейной Лиги, проведение мастер-классов, семинаров, учебно-тренировочных сборов, турнира по дзюдо.
Значимым событием в 2018 году является подготовка к международным спортивным зимним играм "Дети Азии", которые состоятся в феврале 2019 года.
Необходимо продолжить положительную практику развития международных связей Сахалинской области по всему спектру сотрудничества - от торгово-экономического до гуманитарного.".
1.7.3. Подраздел 11.6. изложить в следующей редакции:
"11.6. Ресурсное обеспечение Подпрограммы 3
Ресурсным обеспечением Подпрограммы 3 предусмотрено финансирование программных мероприятий за счет средств областного бюджета в сумме 97 853,2 тыс. рублей.
Объем финансирования Подпрограммы 3 по мероприятиям и годам финансирования представлен в приложениях N 5, 6 к настоящей государственной программе.".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 9 июля 2018 г. N 324 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.