В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьями 40, 43 Устава муниципального образования городской округ "Долинский", администрация муниципального образования городской округ "Долинский" постановляет:
1. Утвердить положение об организации и осуществлении претензионно-исковой работы в администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Долинская правда", а также разместить на официальном интернет-сайте администрации муниципального образования городской округ "Долинский".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Мэр муниципального образования городской округ "Долинский" |
А.В. Тугарев |
Утверждено
постановлением администрации
муниципального образования
городской округ "Долинский"
от 15 июня 2018 г. N 459-па
Положение
об организации и осуществлении претензионно-исковой работы в администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Положение об организации и осуществлении претензионно-исковой работы в администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации (далее - Положение) определяет порядок организации работы структурных подразделений администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации (далее - Администрация) и муниципального казенного учреждения "Производственно-техническое объединение" (далее - МКУ "ПТО") по подготовке претензий и исковых заявлений, порядок работы с претензиями, поступившими в адрес Администрации, и иные организационные вопросы по осуществлению претензионно-исковой работы в Администрации.
1.2. Настоящее Положение разработано в целях определения последовательности действий структурных подразделений Администрации и установления конкретных сроков исполнения определенных действий при осуществлении претензионно-исковой работы, порядок взаимодействия отдела правовой работы и кадрового обеспечения администрации муниципального образования городской округ "Долинский" (далее - отдел правовой работы и кадрового обеспечения) с иными структурными подразделениями Администрации и МУК "ПТО", являющимися непосредственными исполнителями договоров (соглашений) муниципальных контрактов (далее - ответственное структурное подразделение).
1.3. Нормативно-правовой базой по настоящему Положению являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ);
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ);
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ);
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ);
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
1.4. Основными функциями претензионно-исковой работы являются:
1) осуществление контроля за надлежащим исполнением контрагентом контрактных обязательств;
2) досудебное урегулирование споров, возникших по вине контрагента в ходе исполнения контракта - проведение досудебных действий заказчиком по понуждению контрагента к надлежащему исполнению обязательств, возникших из положений контракта, путем направления претензии (требования);
3) подготовка заказчиками исковых заявлений, требований к недобросовестным контрагентам по исполнению контрактных обязательств в случае отказа контрагента от урегулирования возникшего спора в добровольном (претензионном) порядке;
4) осуществление представительства в судебных органах по рассмотрению поданных исков;
5) подготовка отчетов о претензионно-исковой работе заказчика;
6) направление вступивших в законную силу решений судов в отдел муниципальных закупок администрации муниципального образования городской округ "Долинский", МКУ "Межведомственная централизованная бухгалтерия, обслуживающая органы местного самоуправления и муниципальные учреждения муниципального образования городской округ "Долинский" согласно статье 103 Закона N 44-ФЗ;
7) подготовка документов для передачи Управлению федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для включения контрагентов в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно статье 104 Закона N 44-ФЗ;
8) направление исполнительных листов по вступившим в законную силу решениям судов в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
1.5. Претензией является заявленное другому лицу в письменной форме требование о восстановлении нарушенных имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов, основанных на законодательстве или договоре.
Предъявление претензии является обязательным только в случае, если это прямо предусмотрено заключенным договором (соглашением), муниципальным контрактом, либо действующим законодательством Российской Федерации.
В случае если претензионный порядок досудебного урегулирования спора (конфликта) в результате исполнения обязанностей (условий) по договору (соглашению), муниципальному контракту не предусмотрен, возможен сразу судебный порядок урегулирования спора (конфликта) путем предъявления соответствующего искового заявления в суд.
1.6. Иском является, направленное органу, уполномоченному разрешать соответствующие споры в соответствии с их подведомственностью и подсудностью, письменное заявление об оспаривании или восстановлении в принудительном порядке, нарушенных имущественных и неимущественных, прав и охраняемых законом интересов, основанных на законодательстве или договоре.
1.7. Претензионно-исковая работа осуществляется в два этапа:
1) претензионный (досудебный) этап урегулирования спора;
2) исковое производство (судебный порядок рассмотрения спора).
1.8. Контроль за исполнением обязательств, предусмотренных договором (соглашением), муниципальным контрактом возлагается на ответственное структурное подразделение, на которое возложена реализация функций и задач, соответствующих предмету договора (соглашения), муниципальному контракту.
1.9. Организацию и осуществление претензионно-исковой работы по договорам (соглашениям), муниципальным контрактам, заключенным Администрацией осуществляет отдел правовой работы и кадрового обеспечения.
2. Контроль за исполнением условий договоров (соглашений), муниципальных контрактов
2.1. Ответственное структурное подразделение при заключении договора (соглашения), муниципального контракта предоставляет в течение 3-х рабочих дней в отдел правовой работы и кадрового обеспечения сведения о заключенном договоре (соглашении), муниципальном контракте (номер и дата заключения, предмет и цена, срок исполнения), а также сведения об изменениях и дополнениях, сроках выполнения работ, оказания услуг по договору (соглашению), муниципальному контракту (дополнительные соглашения, соглашения о расторжении).
2.2. В процессе исполнения договоров (соглашений), муниципальных контрактов ответственные структурные подразделения осуществляют непрерывный контроль за исполнением контрагентами условий договоров (соглашений), муниципальных контрактов, в частности:
2.2.1. Контроль за соблюдением сроков исполнения условий договоров (соглашений), муниципальных контрактов - сроков начала исполнения, в том числе этапов их исполнения (при наличии этапов в контракте), сроков окончания исполнения своих обязательств по контрактам;
2.2.2. Контроль за соблюдением условий об объеме (количество и комплектность) и качестве поставляемых по договорам (соглашениям), муниципальным контрактам товаров;
2.2.3. Контроль за соблюдением контрагентом условий об объеме, составе и качестве выполняемых работ (оказываемых услуг);
2.2.4. Контроль сроков устранения недостатков поставленного товара (результатов выполненных работ, оказанных услуг);
2.2.5. Соблюдением контрагентами иных условий договоров (соглашений), муниципальных контрактов.
2.3. В случае выявления в процессе исполнения контракта и/или при приемке товаров (работ, услуг) факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного договором (соглашением), муниципальным контрактом в части их объемов и/или качества, ответственное структурное подразделение, в кратчайшие сроки:
1) проверяет соответствие товаров (работ, услуг) условиям договора (соглашения), муниципального контракта на предмет соблюдения количества, комплектности и качества товаров (соответствующих показателей работ или услуг), а также их соответствие сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах (при их наличии);
2) проводит анализ отчетных документов и материалов, представленных контрагентом, на предмет соответствия их оформления требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договора (соглашения), муниципального контракта, проверяет комплектность и количество экземпляров представленной документации, а также рассматривает экспертные заключения; (если они составлялись) при этом (при наличии эксперта в комиссии, его выводы могут быть отражены в общем акте комиссии, а могут оформляться отдельным документом как справка или заключение);
3) при необходимости запрашивает от контрагента недостающие документы и материалы, а также получает у него разъяснения по представленным документам и материалам;
4) осуществляет иные действия для всесторонней оценки (проверки) соответствия товаров (работ, услуг) условиям договора (соглашения), муниципального контракта и требованиям законодательства Российской Федерации.
2.4. При выявлении несоответствий или недостатков товаров (работ, услуг), препятствующих их приемке в целом или отдельного этапа, ответственное структурное подразделение незамедлительно принимает меры к оформлению акта, перечисляющего выявленные недостатки и устанавливающего сроки их устранения.
2.5. В случае не устранения в установленные сроки выявленных недостатков ответственное структурное подразделение направляет сформированный пакет документов для осуществления претензионно-исковой работы в отдел правовой работы и кадрового обеспечения.
3. Порядок подготовки претензий, направляемых Администрацией
3.1. Основаниями для предъявления Администрацией претензии являются:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение со стороны контрагента Администрации обязанностей либо условий по заключенному договору (соглашению), муниципальному контракту;
- нарушение сроков исполнения обязанностей со стороны контрагента Администрации по заключенному договору (соглашению), муниципальному контракту;
- иные основания, предусмотренные действующим законодательством.
3.2. Основания для предъявления претензии выявляются структурными подразделениями Администрации, являющимися ответственными структурными подразделениями в процессе осуществления контроля за ходом исполнения соответствующего договора (соглашения), муниципального контракта.
3.3. В случае выявления оснований для предъявления претензии ответственное структурное подразделение в течение 7 дней с момента выявления оснований формирует необходимый для составления претензии пакет документов, обосновывающий необходимость предъявления претензии, а именно:
1) копия договора (соглашения), муниципального контракта со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;
2) подписанные сторонами документы (акты) об исполнении (частичном исполнении) условий договора (соглашения), муниципального контракта со стороны контрагента;
3) платежные документы о выполнении сторонами денежных обязательств;
4) акты сверки выполненных обязательств между сторонами;
5) переписка между сторонами о предмете спора (в т.ч. по исполнению договорных отношений, ответы на письма с обязательным приложением почтовых документов, подтверждающих отправку/получение таких документов);
6) сведения о ненадлежащем исполнении договора (соглашения), муниципального контракта, нарушениях срока исполнения контрагентом с указанием количества дней просрочки;
7) иные документы, необходимые для обоснования предъявления претензии.
При необходимости расторжения договора (соглашения) муниципального контракта в служебной записке должно быть предложение о расторжении договора (соглашения) муниципального контракта.
3.4. Предложение о необходимости предъявления претензии со сформированным пакетом документов и сопроводительным письмом ответственного структурного подразделения, подписанным руководителем, направляется на имя начальника отдела правовой работы и кадрового обеспечения администрации муниципального образования городской округ "Долинский" (далее - начальник отдела правовой работы и кадрового обеспечения).
3.5. Отдел правовой работы и кадрового обеспечения в ходе подготовки проекта претензии имеет право делать запросы о предоставлении дополнительной информации в ответственные структурные подразделения. Срок предоставления ответа от ответственных структурных подразделений по таким запросам составляет 5 дней с момента его поступления.
3.6. Подготовка претензии осуществляется ответственным специалистом в течение 30 дней с момента получения сопроводительного письма и пакета документов. Срок подготовки претензии может быть продлен начальником отдела правовой работы и кадрового обеспечения по согласованию с мэром муниципального образования городской округ "Долинский", но не более чем на 20 дней в случае сложности при подготовке, а также по иным объективным причинам.
3.7. В случае отсутствия достаточных оснований для предъявления претензии, а также в случае обнаружения нарушений условий договоров (соглашений), муниципальных контрактов со стороны Администрации ответственным специалистом по сформированному пакету документов готовится мотивированное заключение о невозможности (нецелесообразности) предъявления претензии.
3.8. Принятое ответственным специалистом, мотивированное заключение о невозможности (нецелесообразности) направления исходящей претензии в адрес сторонней организации направляется в ответственное структурное подразделение для сведения.
3.9. Подготовленные претензии подлежат согласованию (визированию) с начальником отдела правовой работы и кадрового обеспечения и направляются для подписания мэру муниципального образования городской округ "Долинский".
3.10. Подписанные мэром муниципального образования городской округ "Долинский", претензии в течение 3-х дней с момента подписания регистрируется, направляется ответчику, третьим лицам заказными письмами канцелярией муниципального казенного учреждения "Производственно-техническое объединение".
3.11. Осуществление контроля за получением ответа на претензию осуществляется совместно отделом правовой работы и кадрового обеспечения и ответственным структурным подразделением.
4. Порядок подготовки и предъявления искового заявления
4.1. Подготовка исковых заявлений с соблюдением претензионного порядка:
4.1.1. Основаниями для подготовки и направления исковых требований по заявленной контрагенту претензии является отказ от претензионных требований, т.е. получение отрицательного ответа на претензию либо неполучение ответа на претензию в установленные в ней сроки.
4.1.2. Подготовка отделом правовой работы и кадрового обеспечения искового заявления осуществляется в сроки, установленные начальником отдела правовой работы и кадрового обеспечения. Если конкретный срок не установлен, то общий срок для подготовки исковых заявлений составляет 30 дней, который может быть продлен начальником отдела правовой работы и кадрового обеспечения в отдельных случаях по согласованию с мэром муниципального образования городской округ "Долинский".
4.1.3. Отдел правовой работы и кадрового обеспечения в ходе подготовки искового заявления, имеет право делать запросы о предоставлении дополнительной информации в ответственные структурные подразделения. Срок предоставления ответа от ответственных структурных подразделений по таким запросам составляет 5 дней с момента его поступления.
4.1.4. Подготовленное исковое заявление подлежит согласованию с начальником отдела правовой работы и кадрового обеспечения и направляется для подписания мэру муниципального образования городской округ "Долинский".
4.1.5. Подписанное мэром муниципального образования городской округ "Долинский", исковое заявление в течение 3-х дней с момента подписания регистрируется, направляется ответчику, третьим лицам заказными письмами канцелярией муниципального казенного учреждения "Производственно-техническое объединение". После получения соответствующих квитанций исковое заявление направляется в суд.
4.2. Подготовка исковых заявлений без соблюдения претензионного порядка:
4.2.1. В случае если условиями договора (соглашения), муниципального контракта не предусмотрен претензионный порядок урегулирования спора, а также в иных случаях, не требующих обязательного предъявления претензий контрагенту, процедура подготовки и направления претензии исключается. В данном случае сразу готовится исковое заявление в суд.
4.2.2. Основанием для принятия решения о подготовке искового заявления в суд является - неисполнение или ненадлежащее исполнение со стороны контрагента Администрации обязательств по заключенному договору (соглашению), муниципальному контракту. Подготовка и направление искового заявления в суд без предъявления претензии контрагенту осуществляется в соответствии с требованиями, установленными пп. 4.1.2-4.1.5. настоящего Порядка.
5. Организация работы по рассмотрению претензий, исков, предъявленных к Администрации
5.1. При поступлении в Администрацию претензии или искового заявления от сторонней организации осуществляется:
5.1.1. Прием и регистрация входящей претензии в канцелярии муниципального казенного учреждения "Производственно-техническое объединение" (далее - Канцелярия);
5.1.2. Рассмотрение входящей претензии мэром муниципального образования городской округ "Долинский" и направление ее для исполнения (подготовки информации для мэра муниципального образования городской округ "Долинский" для оценки ситуации по заявленным требованиям; подготовки ответа по претензии и пр.) в отдел правовой работы и кадрового обеспечения с соответствующей резолюцией и установлением срока для исполнения.
5.2. Отдел правовой работы и кадрового обеспечения проверяет законность и обоснованность претензии или искового заявления (наличие необходимых доказательств, правильность расчета взыскиваемой суммы и т.д.). Для этого запрашивает у ответственных структурных подразделений необходимую информацию, расчеты, иные документы, необходимые для подготовки ответа на претензию, отзыва на иск.
5.3. Информация должна быть представлена не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса, если иной срок не указан в запросе.
5.4. В информации по спорам с гражданами и организациями, не связанными с нарушением (ненадлежащим выполнением) договорных обязательств, должны содержаться четко сформулированные согласие или возражение по существу заявленных требований, правовые основания для согласия или возражений по удовлетворению требований, приложена переписка между сторонами спора и правовой акт Администрации (в том числе изданный на основании заявления физического (юридического) лица, порождающий обязанности физического (юридического) лица, которые не были исполнены участником спора.
5.5. Ответственный специалист отдела правовой работы и кадрового обеспечения в течение 30 дней, если иные сроки не предусмотрены в претензии, судебном извещении, подготавливает ответ на претензию от имени Администрации, отзыв на исковое заявление от имени.
5.6. Ответы на претензии, отзывы на исковые заявления представляются на подпись мэру муниципального образования городской округ "Долинский".
5.7. Подготовленные ответы на претензии, отзывы на исковые заявления направляются контрагентам и в суд следующим образом:
5.7.1. После регистрации ответ на претензию от имени Администрации с прилагаемыми документами заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения направляется контрагенту по договору;
5.7.2. Отзыв на исковое заявление, с прилагаемыми документами заказными письмами с уведомлением о вручении и описью вложения - другим лицам, участвующим в деле;
5.7.3. Отзыв на исковое заявление с прилагаемыми документами, уведомлением о вручении и описью вложения или иными документами, подтверждающими направление другим лицам, участвующим в деле, направляется в суд.
5.8. Учет ответов на претензии, отзывов на исковые заявления Администрации осуществляется отделом правовой работы и кадрового обеспечения.
6. Порядок взаимодействия при организации судебной защиты
6.1. Представительство в судах от имени муниципального образования городской округ "Долинский", Администрации осуществляют специалисты отдела правовой работы и кадрового обеспечения.
6.2. Доверенности на участие в судебных заседаниях от имени Администрации оформляются отделом правовой работы и кадрового обеспечения, подписываются мэром муниципального образования городской округ "Долинский" и регистрируются в журнале для регистрации и учета выданных доверенностей, хранящимся в отделе правовой работы и кадрового обеспечения.
6.3. При необходимости обжалования решения суда ответственный специалист, после получения решения, направляет начальнику отдела правовой работы и кадрового обеспечения информационное письмо с подробным изложением всех фактов по существу рассматриваемого вопроса.
6.4. Решение об обжаловании принятых судом решений, определений и постановлений принимает мэр муниципального образования городской округ "Долинский".
7. Исполнение вступивших в законную силу решений, постановлений суда
7.1. Поступившие в Администрацию решения, постановления суда в отношении Администрации после регистрации передаются на рассмотрение мэру муниципального образования городской округ "Долинский".
7.2. Не позднее следующего рабочего дня после рассмотрения мэром муниципального образования городской округ "Долинский" решения, постановления суда направляются в отдел правовой работы и кадрового обеспечения, копия - начальнику структурного подразделения осуществляющего непосредственное исполнение, а также в муниципальное казенное учреждение "Межведомственная централизованная бухгалтерия, обслуживающая органы местного самоуправления и муниципальные учреждения муниципального образования городской округ "Долинский".
7.3. При невозможности исполнения решения суда в установленные в них сроки, начальник отдела правовой работы и кадрового обеспечения дает письменное либо устное поручение ответственному исполнителю о необходимости подготовки в суд заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решений суда.
7.4. Ответственный исполнитель подготавливает в суд заявление об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, где указываются причины, по которым решение не выполнено и проведенные мероприятия по выполнению, указывается срок, на который должна быть предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения решения суда.
8. Учет и хранение претензий и исковых заявлений
8.1. Исходящие и входящие претензии и исковые заявления помимо регистрации в Канцелярии регистрируются в специальных журналах в отделе правовой работы и кадрового обеспечения.
8.2. Копии исходящих и подлинники входящих претензий и исковых заявлений хранятся в отделе правовой работы и кадрового обеспечения 5 лет.
8.3. По истечении срока хранения копии исходящих и подлинники входящих претензий и исковых заявлений подлежат уничтожению в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования городского округа "Долинский" Сахалинской области от 15 июня 2018 г. N 459-па "Об утверждении положения об организации и осуществлении претензионно-исковой работы в администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу с 15 июня 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте администрации муниципального образования городской округ "Долинский" (http://dolinsk.admsakhalin.ru/), в газете "Долинская правда" от 22 июня 2018 г. N 25