Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 10
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 8 апреля 2019 г. N 155
"Подпрограмма N Д
государственной программы Сахалинской области
"Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства
и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия",
утвержденной постановлением Правительства
Сахалинской области
от 6 августа 2013 г. N 427
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства Сахалинской области |
Участники подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства Сахалинской области |
Цель подпрограммы |
Увеличение объема товарной продукции сельского хозяйства сельскохозяйственными кооперативами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами |
Задачи подпрограммы |
1. Поддержка и развитие сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования. 2. Поддержка и развитие сельскохозяйственной кооперации на территории Сахалинской области |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2019 - 2025 годы в один этап |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы составляет 32 842,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 9060,7 тыс. рублей; 2020 год - 10942,0 тыс. рублей; 2021 год - 12 840,1 тыс. рублей. Объем средств областного бюджета составит 32 842,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 9060,7 тыс. рублей; 2020 год - 10942,0 тыс. рублей; 2021 год - 12 840,1 тыс. рублей |
Целевые индикаторы подпрограммы и их количественные значения |
1. Количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, принятый крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в году получения грантов "Агростартап", - 10 человек к 2025 году. 2. Количество принятых членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов из числа субъектов МСП, включая личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств, в году предоставления государственной поддержки - 29 ед. к 2025 году. 3. Количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, - 9 ед. к 2025 году |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития обеспечения общих условий поддержки фермеров и сельской кооперации
Мероприятия подпрограммы "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" направлены на построение комплексной системы обеспечения увеличения доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также получения социального эффекта в виде повышения занятости сельского населения и сохранения сельского уклада жизни.
Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в современной экономике состоит в объединении сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью создания условий для их экономического развития путем повышения товарности, конкурентоспособности производимой ими продукции и обеспечения доступности ее реализации.
В соответствии с российским законодательством процесс кооперации граждан и субъектов предпринимательской деятельности осуществляется через создание юридических лиц - кооперативов. Кооперативы различных видов, образуемые на сельских территориях, решают задачи обеспечения доступа своих членов к заемным ресурсам (сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы), снабжения их продукцией производственного и бытового назначения (снабженческие кооперативы), заготовки и сбыта сельскохозяйственной продукции (сбытовые кооперативы), переработки (перерабатывающие кооперативы), обеспечения занятости посредством совместного использования основных фондов и оказания многофункционального технического сервиса другим (сельскохозяйственные производственно-обслуживающие кооперативы).
Кооперативами может осуществляться не только закуп, переработка продукции, но и оказание услуг искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, полного комплекса механизированных работ и услуг технического сервиса сторонним потребителям, оформление бухгалтерской, налоговой отчетности, а также поставка членам кооператива скота, техники, оборудования, кормов. Социальная значимость кооперативов в решении вопросов жизнеустройства на селе должна способствовать созданию кооперативов в каждом крупном муниципальном образований.
Потенциал развития кооперации в Сахалинской области определен рядом особенностей функционирования малых форм хозяйствования в регионе.
В Сахалинской области на 01 января 2018 года проживало 89 тыс. человек сельского населения, что составляло 18 процентов общей численности.
Имеется 26,6 тысячи личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), почти 650 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), которые в 2017 году произвели сельхозпродукции на 6287,1 млн. рублей, или 52,8 процента от региональных объемов, в т.ч. КФХ - на 1,598 млн. рублей, ЛПХ - на 4,698 млн. рублей.
В пользовании у ЛПХ находится 4,27 тыс. гектаров земель. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах населения составляет 4,764 тыс. голов, в том числе 1,995 тыс. коров, также имеется 4,043 тыс. свиней, 2,7 тыс. овец и коз, 700 тыс. голов различной птицы.
Среднегодовой объем производимых ими скота и птицы в живом весе составляет 1,054 тыс. тонн, или 12% от объемов в хозяйствах всех категорий, молока - 8,4 тыс. тонн (27%).
В пользовании КФХ находится более 6,872 тыс. гектаров пашни, или 22,6 процентов площади всей пашни региона. Поголовье крупного рогатого скота в КФХ насчитывает 5,122 тыс. голов, в том числе 2,145 тыс. коров, 1,533 тыс. свиней, 1,8 тыс. овец и коз, свыше 110,5 тыс. голов птицы. В 2017 году фермерскими хозяйствами произведены 7,426 тыс. тонн молока и 0,8 тыс. тонн мяса.
Сектор малых форм хозяйствования Сахалинской области, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, в совокупности производят более половины общего объема валовой продукции сельского хозяйства (в 2017 году - 52,8%) и обладают определенным потенциалом для дальнейшего развития.
Многое в развитии этого сектора зависит от решения вопросов сбыта продукции, ее переработки, с тем чтобы добавленная стоимость оставалась в регионе, повышая доходы всех участников продовольственной цепочки.
С 2016 года запущена программа грантовой поддержки кооперативов, с помощью грантов создан и развивается 1 кооператив по переработке овощей, получивший на эти цели 70 млн рублей.
Осуществление мероприятий подпрограммы будет способствовать созданию условий:
- для развития вновь образованных фермерских хозяйств и их закрепления в аграрном секторе экономики, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в условиях импортозамещения;
- для устойчивого развития сельских территорий;
- для воспроизводства и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов;
- развития производственно-сбытовых возможностей для КФХ, ЛПХ и других сельскохозяйственных производителей с целью соответствия их требованиям торговых сетей и реализации продукции кооперативов через указанный канал сбыта.
При этом входящая в состав государственной программы подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" выдвигает в качестве самостоятельной цели необходимость развития сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшения качества жизни населения в сельской местности.
Действуя на высококонкурентном рынке, сельскохозяйственные товаропроизводители получают в качестве выручки от реализации своей продукции лишь малую долю той цены, которую платит конечный потребитель. Прибыль, образовавшаяся на всех этапах переработки и реализации продукции, не поступает сельскохозяйственному товаропроизводителю, что негативно сказывается на возможности достижения целей и решения задач Госпрограммы.
Таким образом, развитие всех видов сельской кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости на селе, повышения покупательной способности сельского населения и в конечном счете устойчивого развития сельских территорий.
Начинающие кооператоры сталкиваются с рядом серьезных проблем, важнейшими из которых являются недостаток первоначального капитала и высокая стоимость привлеченных финансовых ресурсов. Создание и развитие кооператива требует от его членов мобилизации значительных материальных ресурсов, отсутствующих у сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей, либо привлечения заемных средств, что создает значительную нагрузку на будущих членов кооператива.
Отдельной проблемой является дефицит профессиональных, основанных на практическом опыте консультационных услуг по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским, финансовым и правовым вопросам; недостаток подготовки, дополнительного профессионального образования менеджеров и других работников кооперативов.
Без решения указанных проблем действующие в сельской местности кооперативы не смогут выдержать конкуренции с частным бизнесом и в значительной степени не смогут начать или будут вынуждены прекратить свою деятельность. Предусмотренные в настоящее время на федеральном уровне меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, как показывает практика, не стимулируют развитие кооперации, поскольку применение данных мер не связано с участием сельскохозяйственного производителя в кооперативах, их капитализацией и ростом объема оказываемых услуг. Кроме того, действующие меры поддержки не в должной мере охватывают такой традиционный институт кооперации населения, как потребительские общества.
При сохранении инерционного сценария развития, кооперативный сектор не получит источника для своего качественного развития, в том числе из-за разобщенности сельскохозяйственных товаропроизводителей - малых форм хозяйствования, которые из-за недостаточности мощностей переработки сельскохозяйственной продукции систематически недополучают доходы.
2. Цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является увеличение объема товарной продукции сельского хозяйства сельскохозяйственными кооперативами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- поддержка и развитие сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования;
- поддержка и развитие сельскохозяйственной кооперации на территории Сахалинской области.
3. Перечень мероприятий подпрограммы
Перечень основных мероприятий подпрограммы и ожидаемый непосредственный результат их реализации приведен в приложении N 1 к государственной программе.
4. Характеристика мер правового регулирования подпрограммы
На момент принятия подпрограммы дополнительных мер правового регулирования на территории Сахалинской области для достижения целей подпрограммы не требуется.
5. Перечень целевых индикаторов (показателей) подпрограммы
Перечень целевых индикаторов (показателей) подпрограммы и их значения представлен в приложении N 6 к государственной программе.
Сведения о порядке формирования индикаторов (показателей) подпрограммы
N пп. |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Алгоритм формирования (формула) и методологические пояснения к показателю |
Метод сбора информации, индекс формы отчетности |
Реквизиты акта, в соответствии с которым формируются данные |
1 |
Количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, принятый крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в году получения грантов "Агростартап" |
человек |
Количество КФХ, получивших гранты "Агростарап", умноженное на количество работников, отраженных в отчетности |
Отчетность ПФ РФ, ФСС |
- |
2 |
Количество принятых членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов из числа субъектов МСП, включая личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств, в году предоставления государственной поддержки |
единиц |
Количество СПК, получивших государственную поддержку в отчетном году, умноженное на количество принятых членов СПК, отраженных в отчетности |
Отчетность СПК |
|
3 |
Количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы |
единиц |
Сумма вновь созданных субъектов МСП |
Протокол отбора получателей грантов |
- |
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Ресурсное обеспечение подпрограммы представлено в приложениях N 7А, 7Б к государственной программе. На реализацию подпрограммы привлекаются средства областного и федерального бюджетов.
7. Методика оценки эффективности подпрограммы
Оценка эффективности подпрограммы осуществляется в соответствии с методикой оценки эффективности подпрограммы, представленной в приложении N 11 к государственной программе.".
<< Приложение N 9 |
||
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 8 апреля 2019 г. N 155 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.