Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития потребительского рынка
Состояние потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - городской округ) характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, обеспечивающее условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, качество и безопасность их предоставления.
Развитию торговли и услуг за последние годы способствовали стабильное экономическое положение в городском округе, создание благоприятного инвестиционного климата.
На начало 2019 года на территории городского округа осуществляли деятельность 5315 хозяйствующих субъектов потребительского рынка. Торговая инфраструктура розничной торговли городского округа представлена 1559 торговыми объектами, из них 36 единиц - торговые центры и комплексы, 306 складскими помещениями общей площадью 122 тыс. кв. м, 494 объектами общественного питания (в том числе мобильных) с суммарным числом посадочных мест более 20 тысяч, 662 объектами бытового обслуживания.
На предприятиях торговли и услуг трудятся порядка 20,8 тыс. человек, что составляет 20,3% от общего количества работников, занятых в экономике городского округа.
В настоящее время инфраструктура торговли городского округа представлена достаточно разветвленной сетью организаций торговли, это - торговые центры, специализированные магазины, универсальные магазины, ярмарки, нестационарные объекты мелкорозничной сети и т.д.
Основным показателем, характеризующим розничную торговлю, является оборот розничной торговли, который по итогам 2018 года составил 89,4 млрд. руб. при темпе роста в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года 103,4% за счет расширения форматов торговых объектов.
Оборот ярмарок в общем объеме составил 2,68%, что составляет 122,4% к 2017 году.
За 2018 год на душу населения продано товаров на сумму 442,7 тыс. руб., выше областного показателя на 44,5% и выше показателя Дальневосточного Федерального округа в 1,7 раза.
Важным инструментом в обеспечении стабильной работы признается оптовая торговля. По итогам 2018 года оборот оптовой торговли организаций всех видов экономической деятельности составил 35,4 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 35,4% превысил показатель 2017 года.
В настоящее время в городе по оценке сосредоточено 75,8% оптового оборота области.
Продолжается качественное улучшение сети отраслевых объектов за счет увеличения доли современных предприятий. Субъектами хозяйственной деятельности ведутся работы по модернизации существующих предприятий как общедоступной сети, так и социального направления, внедрению новейших технологий, расширению перечня предлагаемых услуг, повышению квалификации работников. В 2018 году открыто и реконструировано 34 объекта за счет частных инвестиций.
В условиях растущей конкуренции предприятия торговли приближаются к европейскому уровню не только внешне, но и по уровню обслуживания, ассортименту предлагаемых товаров, внедряются прогрессивные формы реализации товаров с применением самообслуживания, оборудования для считывания штрихкода и методы обслуживания: продажа по предварительным заказам, образцам, каталогам, с использованием дисконтных карт, осуществление торговли в кредит, проведение сезонных распродаж, акций, предоставление услуг по доставке товара на дом. Количество покупателей, пользующихся услугами таких предприятий, возрастает, предпочитая свободный выбор товара традиционному "через прилавок".
Решение вопроса в обеспечении населения городского округа доступными и качественными продуктами питания видится через развитие фирменной и ярмарочной торговли.
В городском округе действует розничная сеть региональных товаропроизводителей, которая по состоянию на 01 января 2019 года насчитывала 190 объектов розничной торговли. В структуру фирменной торговой сети входят: магазины, павильоны, отделы, киоски, объекты мобильной торговли (автолавки, купавы), что составляет порядка 23% от общего количества продовольственных объектов торговли. Наибольшее количество объектов фирменной торговой сети имеют: АО "Птицефабрика "Островная", АО "Совхоз "Тепличный", АО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский", АО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат", ООО ТФ "Сахалинский бекон-2", ООО СМПФ "Золотой Теленок".
Получили дальнейшее развитие ярмарочные форматы торговли, которые востребованы населением, за счет расширения возможности приобретения свежей качественной продукции местных сельхозтоваропроизводителей по ценам производителя. В 2018 году проведено 317 ярмарок, из них 44 в сельской местности (Синегорск, Дальнее, Ключи, Березняки).
Необходимо дальнейшее совершенствование политики по развитию социально ориентированных объектов торговли.
В настоящее время на территории городского округа функционирует 20 социальных магазинов, в т.ч. в селах Дальнее, планировочном районе Луговое, Ново-Александровск, которые обеспечивают на 26 наименований товаров фиксированную торговую наценку. В городском округе реализуются социальные проекты "Региональный продукт "Доступная рыба" и "Региональный продукт". В Реестре участников проектов 173 объекта торговли, из них в сельской местности - 9.
Проект базируется на обеспечении заключения прямых договоров между хозяйствующими субъектами рыбохозяйственного комплекса и торговли, что определяет доступность конечной цены для населения.
Государственная поддержка хозяйствующим субъектам позволила сохранить торговую наценку на рыбу и рыбную продукцию на минимальном уровне - от 10 до 15%. Вместе с тем происходит снижение участников Проекта, причиной является как закрытие объектов торговли, так и отсутствие условий для соблюдения условий Проекта, в части соблюдения необходимого ассортиментного перечня рыбы в связи с недостаточной площадью торговых объектов так и смена системы налогообложения.
При достаточно высоких темпах развития организаций торговли обеспеченность населения торговыми площадями в разрезе населенных пунктов, а также в развивающихся планировочных районах, неравномерна и не всегда отвечает потребностям населения, кроме того, в селах отсутствуют услуги питания и бытового обслуживания населения.
Развитие оптовой торговли сдерживается слабой материально-технической базой, низким технологическим уровнем, отсутствием инвестиций собственниками складских помещений для проведения мероприятий по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению. Для решения данной проблемы требуется развитие логистического оптового бизнеса, создание распределительных оптовых центров, оказание поддержки субъектам предпринимательства, занимающимся оптовой и оптово-розничной деятельностью, в выделении земельных участков для строительства объектов оптовой торговли, привлечении инвестиций и кредитных ресурсов.
В условиях роста потребительских цен на социально значимые продовольственные товары важными становятся задачи по повышению социальной ответственности бизнеса, формированию общих принципов сотрудничества в целях осуществления сбалансированной экономической политики. Отсутствие прозрачности процесса ценообразования на продовольственные товары зачастую приводит к неоправданному завышению цен как производителями, так и организациями торговли.
Рост потребительских цен обусловлен высокими издержками обращения, наличием многочисленных посредников, недостаточной конкуренцией между предприятиями, из-за чего происходит неоправданное наращивание цен.
Недостаточно обеспечена доступность предприятий торговли для инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями. Решению данной проблемы будет способствовать реализация мер по обеспечению доступа для инвалидов и других маломобильных групп граждан к вновь вводимым и действующим объектам торговли: оборудование их пандусами, лифтами и другим необходимым оборудованием.
На протяжении ряда лет потребительский рынок характеризуется следующими макроэкономическими показателями развития:
Основные параметры развития потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск" за период 2016 - 2018 годов
Показатели |
Ед. измерения |
2016 |
2017 |
2018 |
Оборот розничной торговли в действовавших ценах |
млрд. руб. |
80,4 |
85,2 |
81,2 |
Темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
94,9 |
101,4 |
103,4 |
Среднемесячный оборот розничной торговли на душу населения |
тыс. руб. |
400,2 |
419,9 |
442,7 |
Доля рынков в общем объеме розничного товарооборота |
% |
1,75 |
2,19 |
2,68 |
Оборот оптовой торговли в действовавших ценах |
млрд. руб. |
23,1 |
26,0 |
35,4 |
Темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
103,8 |
98,0 |
134,5 |
Оборот общественного питания, в действовавших ценах |
млрд. руб. |
3,8 |
5,5 |
5,3 |
Темп роста оборота общественного питания к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
101,7 |
143,4 |
94,0 |
Оборот бытовых услуг в действовавших ценах |
млрд. руб. |
4,9 |
4,6 |
5,0 |
Темп роста оборота бытовых услуг к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
98,9 |
99,9 |
100,4 |
Среднемесячный объем бытовых услуг на душу населения |
тыс. руб. |
21,6 |
24,5 |
24,3 |
Информация об обеспеченности населения торговыми площадями и объектами потребительского рынка (01.01.2019)
Наименование объектов |
Норматив |
Фактическая обеспеченность |
% выполнения |
Стационарные торговые объекты, в том числе по продаже товаров (на 1000 чел): |
754 |
1194 |
158,3 |
продовольственных |
253 |
541 |
в 2,1 раза |
непродовольственных |
501 |
654,8 |
130,7 |
Торговые объекты местного значения (количество ед.) |
800 |
819 |
102,4 |
Торговые павильоны и киоски по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции на 10 тыс. человек (количество объектов) |
179 |
294 |
164,3 |
Торговые павильоны и киоски по продаже продукции общественного питания на 10 тыс. человек (количество объектов) |
19 |
43 |
в 2,2 раза |
Торговые павильоны и киоски по продаже печатной продукции на 10 тыс. человек (количество объектов) |
34 |
15 |
44,2 |
Торговыми местами, используемыми для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках и ярмарочных |
225 |
287 |
127,6 |
площадках на 1000 человек (торговых мест) |
|
|
|
Посадочными местами в общедоступной сети общественного питания на 1000 чел. (пос. мест) |
40 |
99 |
в 2,5 раза |
За последние годы город Южно-Сахалинск существенно преобразился. Улицы, проспекты и бульвары приобретают цивилизованный вид, жилые кварталы - новые краски, придомовые территории благоустраиваются. Архитектура становится гармоничнее и современнее.
Самовольно и незаконно установленные нестационарные объекты потребительского рынка нарушают права граждан на благоприятную среду проживания в части экологической обстановки, пожарной безопасности, эстетического облика города, препятствуют строительству социально значимых объектов, проведению аварийно-восстановительных и ремонтных работ на инженерных коммуникациях.
Самовольно и незаконно установленные нестационарные объекты потребительского рынка - особая проблема города Южно-Сахалинска. Суть ее в отсутствии отлаженной системы по перемещению к месту их временного хранения в добровольном или принудительном порядке. Актуальным также является их хранение после освобождения земельных участков и утилизация продуктов питания и других скоропортящихся товаров, находящихся в самовольных, незаконных объектах, подлежащих принудительному перемещению.
Уменьшение количества самовольно и незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка позволит упорядочить их размещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, для выполнения поставленной задачи в Программе предусмотрено соответствующее мероприятие, финансирование которого запланировано за счет средств местного бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Вместе с тем, с целью удовлетворения потребности и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения сельских местностей торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, а также удовлетворения потребности населения городского округа в периодических изданиях и улучшения архитектурного облика города в Программе предусмотрено мероприятие по приобретению за счет бюджетных средств городского округа "город Южно-Сахалинск" нестационарных объектов потребительского рынка.
Важным инструментом развития сферы торговли и услуг являются мобильные объекты.
Мобильные объекты общественного питания (автокафе, фуд-траки) способны "следовать" за покупательским потоком, обеспечивать быстрым питанием население во время массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях, в связи с чем стоит задача по содействию росту предпринимательской активности в данной сфере.
Значительное место на потребительском рынке городского округа занимает оказание бытовых услуг населению. В целом рынок бытовых услуг характеризуется стабильностью.
На протяжении последних лет в видовой структуре от общего количества объектов бытового обслуживания лидирующие позиции занимают парикмахерские услуги - 26%. Далее по итогам 2018 года - 15% объекты технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, 11% ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, 12% ателье, 7% бани и сауны, по 4% ремонт обуви, 5% фотоуслуги, 4% изготовление и ремонт мебели, 3% ритуальные услуги, 13% прочие виды услуг.
От общего объема бытовых услуг, реализованных в Сахалинской области, доля городского округа составляет 76,6%.
В расчете на 1 жителя городского округа в 2018 году оказано бытовых услуг на сумму 24,3 тыс. рублей.
Современное состояние рынка бытовых услуг городского округа характеризуется наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных, в частности, на потребителей с невысокими доходами.
В основном это определяется низкой рентабельностью их организации, значительными затратами, связанными с ростом цен на материалы, оборудование, платы за аренду, коммунальные услуги.
На территории городского округа работает 3 социальные парикмахерские. Предприятиями оказываются услуги льготной категории граждан со скидкой не менее 50% от утвержденного прейскуранта, или бесплатно, в том числе обслуживание на дому.
На территории городского округа функционирует муниципальное унитарное предприятие "Бани-2". Тарифы на помывку в общем и душевом отделениях утверждены в 2016 году (постановление администрации города Южно-Сахалинска от 28.07.2016 N 2360-па) и на протяжении трех лет не увеличивались, помывка в общем отделении составляет 290 рублей, в душевом - 200 рублей. Для пенсионеров и инвалидов предусмотрены льготные тарифы: в общем отделении - 200 рублей, в душевом - 150 рублей. Ветеранам Великой отечественной войны и детям в возрасте до 7 лет услуги предоставляются бесплатно.
Сохранение тарифа на услуги, а также проведение капитального ремонта здания бани в 2013 - 2014 годах привели к увеличению количества посещений общего и душевого отделений в 1,9 раза по сравнению с 2012 годом (35 тысяч посещений) и составила в 2018 году 65,0 тыс. чел.
В целях предоставления помывочных услуг населению по социальным тарифам в рамках муниципальной программы "Развитие потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015 - 2021 годы", утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 21.08.2014 N 1538-па, предусмотрено мероприятие "Возмещение юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), оказывающим услуги бань по регулируемым тарифам, части затрат по содержанию бань, не покрываемых тарифами". В 2018 году из бюджета городского округа на его реализацию выделено финансирование в объеме 9,2 млн. рублей. Финансовые средства освоены в полном объеме.
В рамках реализации муниципальной программы в 2020 - 2025 годах предполагается продолжить работу по обеспечению населения качественными помывочными услугами по доступным тарифам.
В 2018 году Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены полномочия органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей, согласно которым органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы, консультировать, обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Анализ ситуации в городском округе показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей не снижается. В 2018 году рассмотрено 156 обращений граждан, связанных с нарушением требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1), что составляет 107,5% к 2017 году.
В этой связи возникает необходимость организации превентивного подхода, направленного на предупреждение нарушений прав потребителей и применение конкретных мер для достижения поставленных задач.
С помощью мероприятий в сфере защиты прав потребителей планируется организовать взаимодействие с потребителями, направленное на обеспечение правовой грамотности, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты.
Для достижения положительного эффекта такое взаимодействие будет проводиться не только с потребителями, но и с хозяйствующими субъектами, работающими на потребительском рынке города.
Работа с хозяйствующими субъектами - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (продавцами, исполнителями работ, услуг) будет направлена на информирование о нормах действующего законодательства Российской Федерации, Сахалинской области, нормативных актов органов местного самоуправления, а также об ответственности за их нарушение, создание условий, благоприятствующих соблюдению требований действующего законодательства при осуществлении деятельности на потребительском рынке.
Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов сферы потребительского рынка, а также организация взаимодействия между субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров как направление, рассматривается сегодня определяющим в экономической политике городского округа. Это обусловлено стоящими задачами по обеспечению условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения. В рамках муниципальной программы в обеспечение условий устойчивого функционирования и развития рынка предусмотрены мероприятия по организации и проведению ярмарок, фестивалей, презентаций, выставок-продаж и иных мероприятий организующего характера
Решение этих и других проблем, влияющих на развитие сферы торговли и услуг, должно осуществляться программно-целевым методом. Это связано с масштабностью и многообразием проблем отрасли, необходимостью комплексной увязки мероприятий по развитию торговли и услуг, необходимостью выполнения крупных по объемам и длительных по срокам реализации проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.