Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
администрации
муниципального образования
Воловский район
от 28.03.2018 N 135
"Об утверждении муниципальной
программы муниципального образования
Воловский район "Управление муниципальными
финансами муниципального образования
Воловский район на 2018-2021 годы"
Муниципальная программа
муниципального образования Воловский район
"Управление муниципальными финансами муниципального
образования Воловский район на 2018-2021 годы"
Паспорт муниципальной программы
муниципального образования Воловский район
"Управление муниципальными финансами муниципального
образования Воловский район на 2018-2021 годы"
Ответственный исполнитель программы |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
|
Соисполнители программы |
Отсутствуют |
|
Программно-целевые инструменты программы |
Подпрограмма I. Совершенствование управления муниципальными финансами муниципального образования Воловский район. Подпрограмма II. Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений. Основное мероприятие 1. Дотации бюджетам поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений. Основное мероприятие 2. Управление муниципальным долгом муниципального образования Воловский район. Основное мероприятие 3. Обеспечение реализации муниципальной программы муниципального образования Воловский район "Управление муниципальными финансами муниципального образования Воловский район на 2018-2021 годы" (далее - муниципальная программа) |
|
Цели программы |
Обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы муниципального образования Воловский район, повышение эффективности управления муниципальными финансами |
|
Задачи программы |
1. Совершенствование управления муниципальными финансами Воловского района за счет формирования современной нормативно-методической базы регулирования бюджетных правоотношений |
|
2. Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений и повышение эффективности управления муниципальными финансами | ||
Показатели программы |
1. Исполнение расходных обязательств муниципального образования Воловский район. 2. Отношение дефицита бюджета района к общему годовому объему доходов бюджета района без учета объема безвозмездных поступлений. 3. Доля внедренных в отчетном году законодательных актов в информационной системе управления бюджетным процессом муниципального образования Воловский район от числа принятых на региональном уровне. 4. Соблюдение соотношения объема бюджетных расходов, при санкционировании которых были выявлены нарушения бюджетного законодательства, и объема кассовых расходов бюджета района. 5. Количество муниципальных образований, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Воловский район (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов Тульской области субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, превышает 70 % объема собственных доходов местных бюджетов. 6. Доля просроченной кредиторской задолженности к расходам консолидированных бюджетов муниципальных образований. 7. Разрыв бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями к уровню 2017 года. 8. Количество муниципальных образований, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышают уровень, установленный бюджетным законодательством |
|
Этапы и сроки реализации программы |
Муниципальная программа реализуется в один этап - с 2018 по 2021 годы |
|
Объемы бюджетных ассигнований программы |
Общий объем финансирования программы - 89222,5 тыс. руб., в том числе: |
|
2018 |
22817,3 тыс. руб. |
|
2019 |
21933,8 тыс. руб. |
|
2020 |
22235,7 тыс. руб. |
|
2021 |
22235,7 тыс. руб. |
|
Из них: | ||
средства местного бюджета - 75685,9 тыс. руб., в том числе: | ||
2018 |
18305,1 тыс. руб. |
|
2019 |
17421,6 тыс. руб. |
|
2020 |
17723,5 тыс. руб. |
|
2021 |
22235,7 тыс. руб. |
|
средства бюджета области - 13536,6 тыс. руб.: | ||
2018 |
4512,2 тыс. руб. |
|
2019 |
4512,2 тыс. руб. |
|
2020 |
4512,2 тыс. руб. |
|
В том числе: |
|
|
|
Подпрограмма I. Совершенствование управления муниципальными финансами муниципального образования Воловский район. Общий объем финансирования подпрограммы - 7925,2 тыс. руб., в том числе: |
|
2018 |
1981,3 тыс. руб. |
|
2019 |
1981,3 тыс. руб. |
|
2020 |
1981,3 тыс. руб. |
|
2021 |
1981,3 тыс. руб. |
|
Из них: | ||
средства местного бюджета - 800,0 тыс. руб.: | ||
2018 |
200,0 тыс. руб. |
|
2019 |
200,0 тыс. руб. |
|
2020 |
200,0 тыс. руб. |
|
2021 |
200,0 тыс. руб. |
|
средства бюджета области - 7125,2 тыс. руб.: | ||
2018 |
1781,3 тыс. руб. |
|
2019 |
1781,3 тыс. руб. |
|
2020 |
1781,3 тыс. руб. |
|
2021 |
1781,3 тыс. руб. |
|
|
Подпрограмма II. Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений. Общий объем финансирования подпрограммы - 65865,1 тыс. руб., в том числе: |
|
2018 |
20836,0 тыс. руб. |
|
2019 |
14934,1 тыс. руб. |
|
2020 |
15047,5 тыс. руб. |
|
2021 |
15047,5 тыс. руб. |
|
Из них: | ||
средства местного бюджета - 57672,4 тыс. руб., в том числе: | ||
2018 |
18105,1 тыс. руб. |
|
2019 |
12203,2 тыс. руб. |
|
2020 |
12316,6 тыс. руб. |
|
2021 |
15047,5 тыс. руб. |
|
средства бюджета Тульской области - 8192,7 тыс. руб., в том числе: | ||
2018 |
2730,9 тыс. руб. |
|
2019 |
2730,9 тыс. руб. |
|
2020 |
2730,9 тыс. руб. |
|
|
Основное мероприятие 1. Дотации бюджетам поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений. Общий объем финансирования основного мероприятия - 47454,2 тыс. руб., в том числе: |
|
2018 |
11725,1 тыс. руб. |
|
2019 |
11834,1 тыс. руб. |
|
2020 |
11947,5 тыс. руб. |
|
2021 |
11947,5 тыс. руб. |
|
Из них: | ||
средства местного бюджета - 38947,5 тыс. руб., в том числе: | ||
2018 |
9000,0 тыс. руб. |
|
2019 |
9000,0 тыс. руб. |
|
2020 |
9000,0 тыс. руб. |
|
2021 |
11947,5,0 тыс. руб. |
|
средства бюджета Тульской области - 8506,7 тыс. руб., в том числе: | ||
2018 |
2725,1 тыс. руб. |
|
2019 |
2834,1 тыс. руб. |
|
2020 |
2947,5 тыс. руб. |
|
|
2018 |
4810,9 тыс. руб. |
2019 |
5018,4 тыс. руб. |
|
2020 |
5206,9 тыс. руб. |
|
2021 |
5206,9 тыс. руб. |
|
Из них: | ||
средства местного бюджета - 20225,7 тыс. руб., в том числе: | ||
2018 |
4805,1 тыс. руб. |
|
2019 |
5012,6 тыс. руб. |
|
2020 |
5201,1 тыс. руб. |
|
2021 |
5206,9 тыс. руб. |
|
Из них: | ||
средства бюджета Тульской области - 17,4 тыс. руб., в том числе: | ||
2018 |
5,8 тыс. руб. |
|
2019 |
5,8 тыс. руб. |
|
2020 |
5,8 тыс. руб. |
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Своевременная разработка и направление в представительный орган муниципального образования Воловский район в установленные сроки и в соответствии с требованиями бюджетного законодательства проекта решения Собрания представителей муниципального образования Воловский район о бюджете района на очередной финансовый год и плановый период. 2. Исполнение расходных обязательств муниципального образования Воловский район на уровне 100 %. 3. Формирование единого информационного пространства и осуществление интеграции информационных потоков в сфере управления муниципальными финансами. 4. Снижение доли просроченной кредиторской задолженности к расходам консолидированных бюджетов муниципальных образований до 0,2 %. 5. Сокращение разрыва бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями до 1,1 раза |
1. Характеристика текущего состояния
сферы реализации муниципальной программы,
основные показатели, описание основных проблем
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения муниципального образования Воловский район, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития района.
В последние годы в Воловском районе осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на реформирование системы управления муниципальными финансами района и повышение эффективности бюджетных расходов.
В рамках реформирования бюджетного процесса осуществлены:
переход на среднесрочное финансовое планирование;
совершенствование бюджетного процесса в части составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
внедрение планирования бюджетных обязательств на основе разделения их на действующие и принимаемые обязательства.
Большим значением для Воловского района является перевод бюджетных учреждений в казенные в соответствии с нормами Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В процессе проведения данной реформы проведены мероприятия по инвентаризации имеющейся сети муниципальных учреждений Воловского района с учетом эффективности их функционирования, объема и качества предоставляемых муниципальных услуг (работ), а также востребованности населением.
В соответствии с Постановлениями администрации муниципального образования Воловский район от 03.09.2010 N 413 "Об утверждении балльной оценки финансового менеджмента главных распорядителей и получателей средств бюджета муниципального образования Воловский район" и от 03.09.2010 N 412 "Об утверждении Положения о порядке применения результатов мониторинга оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей и получателей средств бюджета муниципального образования Воловский район при оценке деятельности и поощрения на ее основе руководителей соответствующих главных распорядителей и получателей средств местного бюджета" с 2011 года проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств муниципального образования Воловский район. Оценка качества финансового менеджмента ГРБС проводится с целью анализа и оценки совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств, и охватывает все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит).
В сфере управления муниципальными финансами появляется ряд вопросов, которые планируется решить в рамках муниципальной программы муниципального образования Воловский район "Управление муниципальными финансами муниципального образования Воловский район". Кроме того, в настоящее время в сфере управления муниципальными финансами есть ряд нерешенных проблем, в том числе:
недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;
увеличение бюджетных расходов в целом при низкой мотивации органов местного самоуправления к оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов и своей деятельности;
отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений, и, соответственно, низкая ответственность за них;
ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;
недостаточная действенность системы внутреннего финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
отсутствие глубокого всестороннего анализа сложившейся практики применения муниципальных заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма;
значительная степень зависимости муниципальных образований от финансовой помощи из бюджета области;
наличие просроченной кредиторской задолженности бюджетов муниципальных образований;
низкое качество управления муниципальными финансами;
низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Устранение существующих вопросов возможно в рамках данной муниципальной программы путем реализации основных мероприятий и подпрограмм, направленных на совершенствование управления муниципальными финансами муниципального образования Воловский район. В целом реализация муниципальной программы окажет положительное влияние на функционирование всей бюджетной системы муниципального образования Воловский район в целом.
2. Цель и задачи муниципальной программы,
описание основных ожидаемых конечных
результатов муниципальной программы
Муниципальная политика в сфере управления муниципальными финансами в первую очередь направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального образования Воловский район, повышение эффективности управления муниципальными финансами и развитие программно-целевого принципа управления муниципальными финансами, стимулирование инвестиционной деятельности, повышение эффективности бюджетных расходов и переориентацию бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений муниципальной политики.
Целью муниципальной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы муниципального образования Воловский район, повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Для достижения цели муниципальной программы следует обеспечить совершенствование механизмов, направленных на решение следующих задач:
1. Совершенствование управления муниципальными финансами муниципального образования Воловский район за счет формирования современной нормативно-методической базы регулирования бюджетных правоотношений.
2. Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений и повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Комплексный подход к выполнению задач в рамках муниципальной программы позволит обеспечить эффективное решение актуальных вопросов развития бюджетной системы муниципального образования Воловский район.
Ожидаемыми конечными результатами реализации муниципальной программы являются:
Своевременная разработка и направление в представительный орган муниципального образования Воловский район в установленные сроки и в соответствии с требованиями бюджетного законодательства проекта решения Собрания представителей муниципального образования Воловский район о бюджете района на очередной финансовый год и плановый период.
Исполнение расходных обязательств муниципального образования Воловский район на уровне 100 %.
Формирование единого информационного пространства и осуществление интеграции информационных потоков в сфере управления муниципальными финансами.
Снижение доли просроченной кредиторской задолженности к расходам бюджетов поселений до 0,2 %.
Сокращение разрыва бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями до 1,1 раза.
3. Этапы и сроки реализации муниципальной программы
Муниципальная программа реализуется в один этап - с 2018 по 2021 годы.
4. Перечень основных мероприятий муниципальной программы
N п/п |
Наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации основного мероприятия |
Связь с показателями государственной программы |
|
начала реализации |
окончания реализации |
||||||
1 |
Управление муниципальным долгом муниципального образования Воловский район |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2018 |
2021 |
|
|
|
2 |
Обеспечение реализации муниципальной программы муниципального образования Воловский район |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2018 |
2021 |
Обеспечение выполнения цели, задач и показателей муниципальной программы в целом, в разрезе подпрограмм и основного мероприятия |
Недостижение конечных результатов и целевых показателей муниципальной программы и ее подпрограмм, основного мероприятия |
- |
5. Основные меры правового регулирования
Правовое регулирование в бюджетно-финансовой сфере, предполагает:
приведение нормативных правовых актов муниципального образования Воловский район в бюджетно-финансовой сфере в соответствие с изменениями в законодательстве Тульской области и Российской Федерации;
разработка и актуализация нормативных правовых актов муниципального образования Воловский район в бюджетно-финансовой сфере с целью реализации задач, предусмотренных муниципальной программой муниципального образования Воловский район.
Основные меры правового регулирования предусмотрены в подпрограммах I и II.
6. Текст подпрограмм и основных мероприятий,
включенных в муниципальную программу
6.1. Подпрограмма I
Паспорт подпрограммы
"Совершенствование управления муниципальными
финансами муниципального образования Воловский район"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
|
Цель подпрограммы |
Повышение качества управления муниципальными финансами, повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств за счет формирования современной нормативно-методической базы регулирования бюджетных правоотношений |
|
Задачи подпрограммы |
1. Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Воловский район. 2. Эффективное применение программно-целевых методов в бюджетном процессе муниципального образования Воловский район. 3. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами Воловского района, повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса Воловского района. 4. Организация, осуществление и совершенствование внутреннего муниципального финансового контроля |
|
Показатели подпрограммы |
1. Оценка качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской области, проводимая министерством финансов Тульской области. 2. Исполнение расходных обязательств муниципального образования Воловский район. 3. Отношение дефицита бюджета района к общему годовому объему доходов бюджета района без учета объема безвозмездных поступлений. 4. Доля внедренных в отчетном году законодательных актов в информационной системе управления бюджетным процессом муниципального образования Воловский район от числа принятых на региональном уровне. 5. Соблюдение соотношения объема бюджетных расходов, при санкционировании которых были выявлены нарушения бюджетного законодательства, и объема кассовых расходов бюджета района |
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в один этап - с 2018 по 2021 годы |
|
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств бюджета муниципального образования Воловский район составляет 7925,2 тыс. руб., в том числе по годам: |
|
2018 |
1981,3 тыс. руб. |
|
2019 |
1981,3 тыс. руб. |
|
2020 |
1981,3 тыс. руб. |
|
2021 |
1981,3 тыс. руб. |
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
1. Высокий уровень качества управления муниципальными финансами. 2. Своевременная разработка и направление в Собрание представителей муниципального образования Воловский район в установленные сроки и в соответствии с требованиями бюджетного законодательства проекта решения Собрания представителей о бюджете района на очередной финансовый год и плановый период. 3. Исполнение расходных обязательств Воловского района на уровне 100 %. 4. Сокращение нецелевого использования бюджетных средств, повышение эффективности использования бюджетных средств. 5. Формирование единого информационного пространства и осуществление интеграции информационных потоков в сфере управления муниципальными финансами. 6. Повышение обоснованности и прозрачности бюджетных расходов муниципального образования Воловский район |
6.1.1. Характеристика сферы реализации
подпрограммы, описание основных проблем
Повышение эффективности управления муниципальными финансами невозможно без обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования Воловский район. Устойчивость и сбалансированность являются основными показателями качества состояния и перспектив развития бюджетной системы.
В последние годы основные направления бюджетной политики района определялись исходя из требований по реализации срочных антикризисных мер, посткризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики. Основные параметры бюджета муниципального образования Воловский район за период 2009-2018 гг. приведены в таблице.
Основные параметры бюджета муниципального образования
Воловский район за 2011 - 2021 годы (тыс. руб.)
N п/п |
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
1 |
Доходы, в том числе: |
239465,8 |
295559,2 |
301653,1 |
295305,2 |
336171,3 |
1.1 |
Налоговые и неналоговые доходы |
32787,2 |
46956,4 |
64435,2 |
62740,0 |
82871,1 |
1.2 |
Безвозмездные поступления |
206678,6 |
248602,8 |
237217,9 |
232565,1 |
253300,2 |
2 |
Расходы |
261734,9 |
286729,3 |
310779,9 |
316309,7 |
328277,5 |
3 |
Дефицит/профицит |
-22269,1 |
8829,9 |
-9126,8 |
-21004,5 |
7893,8 |
N п/п |
|
2016 |
2017 |
2018 (прогноз) |
2019 (прогноз) |
2020 (прогноз) |
1 |
Доходы, в том числе: |
280786,0 |
295761,9 |
308989,3 |
301214,8 |
311985,7 |
1.1 |
Налоговые и неналоговые доходы |
89344,2 |
95008,3 |
106102,5 |
111482,1 |
115932,7 |
1.2 |
Безвозмездные поступления |
191441,8 |
200753,6 |
202886,8 |
189732,7 |
196053,0 |
2 |
Расходы |
283412,5 |
295761,9 |
308989,3 |
301214,8 |
311985,7 |
3 |
Дефицит/профицит |
-2626,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются точность прогнозирования доходов бюджета района, соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления, повышение эффективности бюджетных расходов бюджета района.
В последние годы в муниципальном образовании Воловский район осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на реформирование системы управления муниципальными финансами района и повышение эффективности бюджетных расходов.
Наиболее важными из них являются:
осуществление финансового менеджмента;
перевод бюджетных учреждений в казенные, бюджетные и автономные в соответствии с нормами Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений";
создание единой информационной системы управления бюджетным процессом муниципального образования Воловский район.
Меры бюджетного реформирования, осуществляемые в последние несколько лет, позволили установить четкий, регламентированный характер бюджетного процесса.
Реализация указанных мероприятий позволила повысить качество управления муниципальными финансами, повысить прозрачность финансовой системы.
Вместе с тем, в сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд вопросов, которые планируется решить в рамках подпрограммы, а именно:
отсутствие взаимосвязи бюджетного планирования со стратегическим;
низкое качество представляемых ГРБС материалов для формирования реестра расходных обязательств муниципального образования Воловский район;
неудовлетворительное качество финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС, которое выражается, в частности, в ежегодном наличии остатков средств на конец года на лицевых счетах ГРБС;
отсутствие единого информационного пространства и единой информационной платформы бюджетного процесса;
недостаточная открытость и доступность для граждан и организаций информации о деятельности публично-правовых образований по управлению муниципальными финансами в муниципальном образовании Воловский район.
Устранение существующих вопросов возможно в рамках данной подпрограммы путем реализации мероприятий, направленных на совершенствование управления муниципальными финансами муниципального образования Воловский район.
Качество управления муниципальными финансами можно оценить с точки зрения его влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
В связи с этим, необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального образования Воловский район, отражаемых в ежегодных докладах об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования Воловский район, повышение требований к эффективности деятельности органов местного самоуправления Воловского района ставят новые задачи и в области управления муниципальными финансами.
В последние годы предприняты активные меры по повышению эффективности муниципального управления в сфере бюджетных финансов. Однако в данном направлении должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на оптимизацию бюджетных финансов, повышение качества управления муниципальными финансами и осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании Воловский район.
6.1.2. Цель и задачи подпрограммы, описание основных
ожидаемых конечных результатов подпрограммы
Цель подпрограммы - повышение качества управления муниципальными финансами, повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств за счет формирования современной нормативно-методической базы регулирования бюджетных правоотношений.
Достижение указанной цели подразумевает организацию исполнения бюджета района в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, повышение эффективности планирования и расходования средств бюджета района, организацию муниципального финансового контроля, совершенствование нормативной правовой базы бюджетного процесса.
Достижение указанной цели обеспечивается за счет решения следующих задач подпрограммы:
1. Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Воловский район.
2. Эффективное применение программно-целевых методов в бюджетном процессе муниципального образования Воловский район.
3. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами Воловского района, повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса муниципального образования Воловский район.
4. Организация, осуществление и совершенствование внутреннего муниципального финансового контроля.
Ожидаемые конечные результаты подпрограммы:
высокий уровень качества управления муниципальными финансами;
своевременная разработка и направление в Собрание представителей муниципального образования Воловский район в установленные сроки и в соответствии с требованиями бюджетного законодательства проекта решения Собрания представителей муниципального образования Воловский район о бюджете района на очередной финансовый год и плановый период;
исполнение расходных обязательств муниципального образования Воловский район на уровне 100 %;
сокращение нецелевого использования бюджетных средств, повышение эффективности использования бюджетных средств;
формирование единого информационного пространства и осуществление интеграции информационных потоков в сфере управления муниципальными финансами;
повышение обоснованности и прозрачности бюджетных расходов Воловского района.
6.1.3. Этапы и сроки реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в один этап - с 2018 по 2021 годы.
6.1.4. Перечень мероприятий подпрограммы
Наименование мероприятия |
Период реализации мероприятия |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Ответственные за выполнение мероприятий |
||||
Всего |
В том числе за счет средств: |
||||||
федерального бюджета |
бюджета Тульской области |
местных бюджетов |
внебюджетных источников |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Воловский район | |||||||
1.1. Обеспечение нормативного правового регулирования в сфере организации бюджетного процесса |
2018-2021 |
|
|
|
|
|
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
1.2. Организация планирования и исполнения бюджета района |
2018-2021 |
|
|
|
|
|
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
1.3. Осуществление кассового обслуживания исполнения бюджета района, ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности |
2018-2021 |
|
|
|
|
|
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
1.4. Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетов муниципального образования Воловский район |
2018-2021 |
|
|
|
|
|
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
1.5. Управление резервным фондом администрации муниципального образования Воловский район |
2018-2021 |
800,0 |
|
|
800,0 |
|
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2. Эффективное применение программно-целевых методов в бюджетном процессе Воловского района | |||||||
1.6. Разработка, реализация и ведение долгосрочной бюджетной стратегии Воловского района |
2018-2021 |
|
|
|
|
|
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
1.7. Повышение качества финансового менеджмента |
2018-2021 |
|
|
|
|
|
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
3. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами Воловского района, повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса Воловского района | |||||||
1.8. Обеспечение открытости бюджетного процесса Воловского района |
2018-2021 |
1781,3 |
|
1781,3 |
|
|
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
4. Организация, осуществление и совершенствование внутреннего муниципального финансового контроля | |||||||
1.9. Совершенствование внутреннего муниципального финансового контроля |
2018-2021 |
|
|
|
|
|
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
6.1.5. Основные меры правового регулирования
N п/п |
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.1 |
Решение Собрания представителей муниципального образования Воловский район |
"О бюджете муниципального образования Воловский район на очередной финансовый год и на плановый период" в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 9 июня 2008 года N 1015-ЗТО "О бюджетном процессе в Тульской области", решением Собрания представителей от 08.11.2013 N 3-4 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Воловский район", прогнозом социально-экономического развития Воловского района |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
до 31 декабря, ежегодно |
1.2 |
Решение Собрания представителей муниципального образования Воловский район |
Внесение изменений в решение Собрания представителей "О бюджете муниципального образования Воловский район на очередной финансовый год и на плановый период" в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области от 9 июня 2008 года N 1015-ЗТО "О бюджетном процессе в Тульской области", решением Собрания представителей от 08.11.2013 N 3-4 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Воловский район", прогнозом социально-экономического развития Воловского района |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2018-2021, по мере возникновения необходимости |
1.3 |
Решение Собрания представителей муниципального образования Воловский район |
Внесение изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Воловский район от 08.11.2013 N 3-4 "О бюджетном процессе в муниципальном образовании Воловский район" в связи с изменениями федерального и регионального законодательства |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
в течение 3 месяцев с момента внесения изменений в региональное бюджетное законодательство |
1.4 |
Постановление администрации муниципального образования Воловский район |
Утверждение плана-графика составления проекта бюджета на следующий финансовый год и на плановый период |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
не позднее III квартала, ежегодно |
1.5 |
Постановление администрации муниципального образования Воловский район |
Утверждение муниципальной программы повышения эффективности управления муниципальными финансами Воловского района на период до 2021 года. Формирование перечня мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, предусмотренных муниципальными программами Воловского района, и дополнение его комплексом аналитических мер |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2018 |
1.6 |
Постановление администрации муниципального образования Воловский район, приказ финансового управления |
Внесение изменений в нормативные правовые акты муниципального образования Воловский район в части уточнения формы и порядка ведения реестра расходных обязательств |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2018-2021, по мере возникновения необходимости |
1.7 |
Распоряжение администрации муниципального образования Воловский район |
Доведение до ответственных исполнителей муниципальных программ Воловского района предельных объемов расходов на реализацию муниципальных программ Воловского района на период до 2021 года |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2018-2021, ежегодно |
1.8 |
Постановление администрации муниципального образования Воловский район |
Внесение изменений в методику оценки качества финансового менеджмента ГРБС, обеспечение полноты системы показателей качества финансового менеджмента, методику оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2018-2021, по мере возникновения необходимости |
6.1.6. Перечень показателей результативности и
эффективности реализации подпрограммы
Цели и задачи подпрограммы |
Перечень конечных и непосредственных показателей |
Ед. изм. |
Фактическое значение показателя на момент разработки подпрограммы |
Значения показателей по годам реализации подпрограммы |
Плановое значение показателя на день окончания действия подпрограммы |
||
2017 |
2018 |
2019 |
2021 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Задача 1. Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Воловский район |
Оценка качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской, проводимая министерством финансов Тульской области |
баллы |
13,5 |
15,5 |
17,5 |
19,5 |
19,5 |
Исполнение расходных обязательств муниципального образования Воловский район |
% |
97,1 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Отношение дефицита бюджета района к общему годовому объему доходов бюджета района без учета объема безвозмездных поступлений |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Задача 2. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами муниципального образования Воловский район, повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса Воловского района |
Доля внедренных в отчетном году законодательных актов в информационной системе управления бюджетным процессом Воловского района от числа принятых на региональном уровне |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Задача 3. Организация, осуществление и совершенствование внутреннего муниципального финансового контроля |
Соблюдение соотношения объема бюджетных расходов, при санкционировании которых были выявлены нарушения бюджетного законодательства, и объема кассовых расходов бюджета района |
% |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Паспорт показателя
"Оценка качества управления муниципальными
финансами и платежеспособности муниципальных
районов и городских округов Тульской, проводимая
министерством финансов Тульской области"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя |
Начальник сектора планирования бюджета и межбюджетных трансфертов финансового управления администрации муниципального образования Воловский район, тел.: 2-10-00 |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
1.1 |
2 |
Наименование показателя |
Оценка качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской, проводимая министерством финансов Тульской области |
3 |
Единица измерения |
Баллы |
4 |
Тип показателя |
Конечный |
5 |
Порядок формирования показателя |
Оценка качества управления муниципальными финансами (далее - Оценка) ежеквартально формируется министерством финансов Тульской области на основании Постановления администрации Тульской области от 29 июня 2011 г. N 512 "Об организации и проведении мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской области". Оценка производится ежеквартально и за отчетный финансовый год в IV квартале текущего года |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя проводится министерством финансов Тульской области на основании материалов и сведений финансового управления администрации муниципального образования Воловский район |
Паспорт показателя
"Исполнение расходных обязательств
муниципального образования Воловский район"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя |
Начальник сектора планирования бюджета и межбюджетных трансфертов финансового управления администрации муниципального образования Воловский район, тел.: 2-10-00 |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
1.2 |
2 |
Наименование показателя |
Исполнение расходных обязательств муниципального образования Воловский район |
3 |
Единица измерения |
% |
4 |
Тип показателя |
Непосредственный |
5 |
Порядок формирования показателя |
Показатель формируется как отношение кассового исполнения расходов бюджета Воловского района к утвержденному объему бюджетных ассигнований Воловского района |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя проводится финансовым управлением администрации муниципального образования Воловский район на основе данных, полученных из автоматизированной системы "Бюджет" |
Паспорт показателя
"Отношение дефицита бюджета района к
общему годовому объему доходов бюджета района
без учета объема безвозмездных поступлений"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя |
Начальник сектора планирования бюджета и межбюджетных трансфертов финансового управления администрации муниципального образования Воловский район, тел.: 2-10-00 |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
1.3 |
2 |
Наименование показателя |
Отношение дефицита бюджета района к общему годовому объему доходов бюджета района без учета объема безвозмездных поступлений |
3 |
Единица измерения |
% |
4 |
Тип показателя |
Конечный |
5 |
Порядок формирования показателя |
Показатель формируется как отношение дефицита бюджета района к доходам (за вычетом: утвержденного объема безвозмездных поступлений; поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования Воловский район; снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета Воловского района; разницы между полученными и погашенными Воловским районом бюджетными кредитами, предоставленными другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации) |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя проводится финансовым управлением администрации муниципального образования Воловский район на основании анализа решения Собрания представителей о бюджете муниципального образования Воловский район на соответствующий финансовый год и плановый период и решения Собрания представителей об исполнении бюджета муниципального образования Воловский район за соответствующий финансовый год |
Паспорт показателя
"Соблюдение соотношения объема бюджетных расходов, при
санкционировании которых были выявлены нарушения бюджетного
законодательства, и объема кассовых расходов бюджета района"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя |
Начальник сектора исполнения бюджета, учета и отчетности, тел. 2-11-64 |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
1.5 |
2 |
Наименование показателя |
Соблюдение соотношения объема бюджетных расходов, при санкционировании которых были выявлены нарушения бюджетного законодательства, и объема кассовых расходов бюджета района |
3 |
Единица измерения |
% |
4 |
Тип показателя |
Конечный |
5 |
Порядок формирования показателя |
Показатель формируется как отношение объема бюджетных расходов, при санкционировании которых были выявлены нарушения бюджетного законодательства, к кассовым расходам бюджета муниципального образования Воловский район |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя проводится финансовым управлением администрации муниципального образования Воловский район на основании данных, полученных из автоматизированной системы "Бюджет" |
6.1.7. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составит 7925,2 тыс. рублей.
Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов |
Ед. изм. |
Потребность |
||||
Всего |
В том числе по годам: |
|||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|||
Финансовые ресурсы |
тыс. руб. |
7925,2 |
1981,3 |
1981,3 |
1981,3 |
1981,3 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
- |
|
|
|
|
|
бюджет области |
тыс. руб. |
7125,2 |
1781,3 |
1781,3 |
1781,3 |
1781,3 |
местные бюджеты |
- |
800,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
внебюджетные источники |
- |
|
|
|
|
|
6.1.8. Управление реализацией подпрограммы
и контроль за ходом ее выполнения
Ответственным исполнителем подпрограммы является финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район.
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район:
ежегодно уточняет состав мероприятий подпрограмм, плановые значения показателей (при необходимости), механизм реализации подпрограммы с учетом выделяемых на реализацию подпрограммы финансовых средств на очередной финансовый год;
проводит мониторинг реализации подпрограммы в соответствии с установленным порядком.
6.2. Подпрограмма II
Паспорт подпрограммы
"Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
|
Цель подпрограммы |
Обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований и повышения качества управления муниципальными финансами |
|
Задачи подпрограммы |
1. Совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений. 2. Сокращение дифференциации муниципальных образований в уровне их бюджетной обеспеченности, обеспечение сбалансированности местных бюджетов. 3. Повышение качества управления муниципальными финансами |
|
Показатели подпрограммы |
1. Количество муниципальных образований, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Воловский район (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов Тульской области субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, превышает 70 % объема собственных доходов местных бюджетов. 2. Доля просроченной кредиторской задолженности к расходам бюджетов поселений. 3. Разрыв бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями к уровню 2017 года. 4. Количество муниципальных образований, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышает уровень, установленный бюджетным законодательством |
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в один этап - с 2018 по 2021 годы |
|
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств местного бюджета составляет 65865,1 тыс. руб., в том числе по годам: |
|
2018 |
20836,0 тыс. руб. |
|
2019 |
14934,1 тыс. руб. |
|
2020 |
15047,5 тыс. руб. |
|
2021 |
15047,5 тыс. руб. |
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
1. Снижение доли просроченной кредиторской задолженности к расходам консолидированных бюджетов муниципальных образований до 0,2 %. 2. Сокращение разрыва бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями до 1,1 раза |
6.2.1. Характеристика сферы реализации
подпрограммы, описание основных проблем
Возможность обеспечения равного доступа граждан Тульской области к гарантированному объему муниципальных услуг определяется характером и качеством системы распределения и механизма перераспределения финансовых ресурсов внутри бюджетной системы Российской Федерации.
Межбюджетное регулирование муниципальных образований является одной из основных функций органов государственной власти субъектов Федерации, так как от качества этого регулирования напрямую зависит уровень жизни и удовлетворенности населения качеством предоставляемых бюджетных услуг.
Политика в области межбюджетных отношений на территории муниципального образования Воловский район направлена на укрепление финансовой самостоятельности органов местного самоуправления и обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
Формирование межбюджетных отношений в муниципальном образовании Воловский район на уровне "район - поселение" на 2018 год и плановый период 2018-2021 годов определено решением Собрания представителей от 24.10.2008 N 37-10 "Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в муниципальном образовании Воловский район".
Межбюджетные трансферты предоставляются в формах дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. Объем межбюджетных трансфертов на 1 января 2018 года характеризуется следующими данными:
дотации - 50417,7 тыс. рублей;
субсидии - 111102,5 тыс. рублей;
иные межбюджетные трансферты - 148,6 тыс. рублей;
субвенции - 139413,4 тыс. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов в объеме запланированных доходов на 2017 год составляет 69,4 %. По сравнению с исполнением 2016 года планируемый объем межбюджетных трансфертов увеличился на 5,9 %, в основном за счет увеличения объема субсидий.
Доля субвенций по сравнению с 2017 годом уменьшилась на 2,8 %.
В составе межбюджетных трансфертов без учета субвенций объем дотаций местным бюджетам, запланированных на 2018 год, составляет 22,2 %. В абсолютных показателях объем дотаций возрос на 4,7 %.
Субсидии местным бюджетам в 2018 году предусмотрены в сумме 2095,2 тыс. рублей. По сравнению с 2017 годом объем субсидий уменьшился на 20,9 %.
Одним из показателей, характеризующих состояние экономики территории и уровень жизни населения, являются средние доходы в расчете на одного жителя.
Так, среднедушевые доходы в расчете на одного жителя района, исходя из запланированных налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований, по состоянию на 1 января 2018 года составляли 1,7 тыс. рублей, что ниже аналогичного показателя за 2016 год на 3,1 тыс. рублей.
По муниципальным образованиям по состоянию на 1 января 2018 года среднедушевой доход представлен в таблице.
Данные о среднедушевых доходах местных бюджетов,
исходя из налоговых и неналоговых доходов на 2017 год, руб.
N |
Наименование муниципального образования |
Прогнозируемые среднедушевые доходы муниципального образования из расчета налоговых и неналоговых доходов на 2017 год |
Среднедушевые доходы муниципального образования из расчета налоговых и неналоговых доходов за 2016 год |
Отклонение 2017 к 2016 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
МО Двориковское |
1231,8 |
4827,8 |
-3596,0 |
2 |
МО Турдейское |
1489,6 |
4629,6 |
-3140,0 |
3 |
МО р. п. Волово |
2906,0 |
4912,7 |
-2006,7 |
|
Средний показатель по району |
1743,3 |
4788,7 |
-3045,4 |
Из приведенных данных видно, что отмечается снижение среднедушевых доходов по поселениям, что связано с перераспределением нормативов отчислений налоговых и неналоговых доходов в 2017 году.
С учетом финансовой помощи из бюджета района в форме дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов по состоянию на 1 января 2018 года среднедушевые доходы по муниципальным образованиям Воловского района составили 4,2 тыс. рублей, что ниже уровня аналогичного показателя 2016 года на 1,1 тыс. рублей. Данные представлены в таблице.
Данные о среднедушевых доходах местных бюджетов
с учетом финансовой помощи из бюджета района в форме
дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, руб.
N |
Наименование муниципального образования |
Среднедушевые доходы муниципального образования из расчета налоговых и неналоговых доходов и финансовой помощи из бюджета района на 2017 год |
Среднедушевые доходы муниципального образования из расчета налоговых и неналоговых доходов и финансовой помощи из бюджета района за 2016 год |
Отклонение 2017 к 2016 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
МО Двориковское |
1540,2 |
5177,7 |
-3637,5 |
2 |
МО Турдейское |
2015,3 |
5318,5 |
-3303,2 |
3 |
МО р. п. Волово |
11310,9 |
5406,0 |
5904,9 |
|
Средний показатель по району |
4201,8 |
5281,5 |
-1079,7 |
По состоянию на 1 января 2018 года по 2 муниципальным образованиям произошло снижение прогнозируемых среднедушевых доходов за счет сокращения поступлений по собственным средствам и безвозмездным перечислениям.
Разрыв между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями без учета финансовой помощи из бюджета области в 2017 году - 2,4 раза, в 2016 году данный показатель составил 1 раз.
С учетом финансовой помощи разрыв в обеспеченности на 1 января 2018 года среднедушевыми доходами составил 7,3 раза, аналогичный показатель в 2016 году составлял 1,0 раза. Расчетный уровень бюджетной обеспеченности колеблется от минимального - 1,54 до максимального - 11,7.
Кредиторской задолженности за последние два года по состоянию на начало года нет.
По состоянию на 01.01.2018 муниципального долга нет. Бюджеты поселений муниципального образования Воловский район сформированы сбалансированными. Источниками финансирования дефицита являются остатки на счетах по учету средств местного бюджета.
Таким образом, общими проблемами являются наличие дефицита, разрыва бюджетной обеспеченности, несбалансированность местных бюджетов.
В сложившихся экономических условиях развитие межбюджетных отношений должно быть направлено на дальнейшее повышение стимулов к увеличению доходной базы бюджетов муниципальных образований, усиление роли собственных средств в обеспечении деятельности муниципалитетов и усиление контроля за эффективностью и целевым использованием бюджетных средств.
Несмотря на явные позитивные стороны новаций законодательства в сфере межбюджетных отношений (среди которых можно назвать их стабильность, долгосрочность и предсказуемость), в ходе реализации реформы местного самоуправления существует ряд проблем, общих для почти всех субъектов Российской Федерации. При их решении наиболее важным аспектом являются своевременность реагирования на возникающие проблемы, комплексность рассмотрения ситуации и системность принимаемых решений.
Первостепенной задачей в настоящее время является нахождение оптимальной схемы, позволяющей обеспечить реализацию первоочередных расходов с помощью района, а также сочетания способов и методов выравнивания для обеспечения сбалансированности местных бюджетов, чтобы в рамках имеющихся финансовых ресурсов максимально удовлетворить интересы участников бюджетного процесса на муниципальном уровне и соблюсти принципы экономической эффективности и социальной справедливости. Это и будет являться залогом поступательного развития муниципалитетов.
6.2.2. Цель и задачи подпрограммы, описание основных
ожидаемых конечных результатов подпрограммы
Целью подпрограммы является обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований и повышения качества управления муниципальными финансами.
Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений.
2. Сокращение дифференциации муниципальных образований в уровне их бюджетной обеспеченности, обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
Ожидаемыми конечными результатами реализации подпрограммы являются:
снижение доли просроченной кредиторской задолженности к расходам консолидированных бюджетов муниципальных образований до 0,2 %;
сокращение разрыва бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями до 1,1 раза.
6.2.3. Этапы и сроки реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в один этап - с 2018 по 2021 годы.
6.2.4. Перечень мероприятий подпрограммы
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Ответственные за выполнение мероприятий |
||||
Всего |
В том числе за счет средств: |
||||||
федерального бюджета |
бюджета Тульской области |
местных бюджетов |
внебюджетных источников |
||||
1. Совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений | |||||||
2.1. Обеспечение нормативного правового регулирования в сфере межбюджетных отношений |
2018-2021 |
|
|
|
|
|
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2. Сокращение дифференциации муниципальных образований в уровне их бюджетной обеспеченности, обеспечение сбалансированности местных бюджетов | |||||||
2.2. Определение объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
2018-2021 |
47454,2 |
|
8506,7 |
38947,5 |
|
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2.3. Выделение дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов |
2018-2021 |
|
|
|
|
|
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2.4. Сокращение поддержки бюджетов муниципальных образований за счет бюджетных кредитов |
2018-2021 |
|
|
|
|
|
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
6.2.5. Основные меры правового регулирования
N п/п |
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2.1 |
Решение Собрания представителей МО Воловский район |
Внесение изменений в решение Собрания представителей МО Воловский район от 24.10.2008 N 37-10 "Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в муниципальном образовании Воловский район" |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2018-2021, по мере возникновения необходимости |
2.2 |
Решение Собрания представителей МО Воловский район |
Внесение изменений в решение Собрания представителей МО Воловский район от 29.06.2009 N 7-3 "О порядке предоставления бюджету муниципального образования Воловский район субсидий из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального образования Воловский район, на решение вопросов межмуниципального характера" |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2018-2021, по мере возникновения необходимости |
2.3 |
Решение Собрания представителей МО Воловский район |
Внесение изменений в решение Собрания представителей МО Воловский район от 24.10.2008 N 37-11 "О порядке предоставления бюджетных кредитов поселениям при возникновении временных кассовых разрывов в ходе исполнения их бюджетов" |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2018-2021, по мере возникновения необходимости |
2.4 |
Решение Собрания представителей МО Воловский район |
Внесение изменений в решение Собрания представителей МО Воловский район от 02.10.2009 N 12-2 "Об утверждении Положения о выравнивании уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального образования Воловский район, за счет средств бюджета муниципального района" |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
2018-2021, по мере возникновения необходимости |
6.2.6. Перечень показателей результативности и
эффективности реализации подпрограммы
Цели и задачи подпрограммы |
Перечень конечных и непосредственных показателей |
Ед. изм. |
Фактическое значение показателя на момент разработки подпрограммы (базисное значение) |
Значения показателей по годам реализации подпрограммы |
Плановое значение показателя на день окончания действия подпрограммы |
||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Цель - обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований и повышения качества управления муниципальными финансами | |||||||
Задача 1. Совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений |
Количество муниципальных образований, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов Тульской области субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, превышает 70 % объема собственных доходов местных бюджетов |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Задача 2. Сокращение дифференциации муниципальных образований в уровне их бюджетной обеспеченности, обеспечение сбалансированности местных бюджетов |
Доля просроченной кредиторской задолженности к расходам бюджетов поселений |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Разрыв бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями к уровню 2017 года |
раз |
1,2 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
|
Количество муниципальных образований, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышают уровень, установленный бюджетным законодательством |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Паспорт показателя
"Количество муниципальных образований, в которых
расчетная доля межбюджетных трансфертов из бюджета района
(за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным
образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской
Федерации и инвестиционных фондов Тульской области субсидий и
межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по
решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными
соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным
нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема
дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений,
превышает 70 % объема собственных доходов местных бюджетов"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя |
Начальник сектора планирования бюджета и межбюджетных трансфертов, тел. 2-10-00 |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
2.1 |
2 |
Наименование показателя |
Количество муниципальных образований, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из бюджета района (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов Тульской области субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, превышает 70 % объема собственных доходов местных бюджетов |
3 |
Единица измерения |
Единица |
4 |
Тип показателя |
Конечный |
5 |
Порядок формирования показателя |
Показатель формируется на основании статьи 136 БК РФ и определяется по формуле:
где МБТ - объем межбюджетных трансфертов из бюджета района бюджету поселения, руб.; С - объем субвенций из бюджета района бюджету муниципального образования, руб.; ИФ - объем субсидий Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов Тульской области субсидий, руб.; МБТ - объем межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями, руб.; ДП - налоговые доходы по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, руб.; Д - объем доходов бюджета муниципального образования, руб. |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя проводится финансовым управлением администрации муниципального образования Воловский район на основании годовой отчетности об исполнении бюджетов муниципальных образований |
Паспорт показателя
"Доля просроченной кредиторской задолженности к расходам
консолидированных бюджетов муниципальных образований"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя |
Начальник сектора планирования бюджета и межбюджетных трансфертов финансового управления администрации муниципального образования Воловский район |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
2.2 |
2 |
Наименование показателя |
Доля просроченной кредиторской задолженности к расходам бюджетов поселений |
3 |
Единица измерения |
% |
4 |
Тип показателя |
Непосредственный |
5 |
Порядок формирования показателя |
Показатель формируется как отношение объема просроченной кредиторской задолженности по расходам бюджетов поселений к объему расходов бюджетов поселений |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя проводится финансовым управлением администрации муниципального образования Воловский район на основании ежеквартальной отчетности об исполнении бюджетов муниципальных образований |
Паспорт показателя
"Разрыв бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее
обеспеченными муниципальными образованиями к уровню 2017 года"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя |
Начальник сектора планирования бюджета и межбюджетных трансфертов финансового управления администрации муниципального образования Воловский район |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
2.3 |
2 |
Наименование показателя |
Разрыв бюджетной обеспеченности наиболее и наименее обеспеченных муниципальных образований к уровню 2017 года |
3 |
Единица измерения |
Раз |
4 |
Тип показателя |
Конечный |
5 |
Порядок формирования показателя |
Отношение максимального уровня бюджетной обеспеченности до и после выравнивания к минимальному уровню бюджетной обеспеченности до и после выравнивания |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя проводится финансовым управлением администрации муниципального образования Воловский район на основании расчета дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений |
Паспорт показателя
"Количество муниципальных образований, в которых
дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга
превышают уровень, установленный бюджетным законодательством"
Исполнитель, ответственный за формирование показателя |
Начальник сектора планирования бюджета и межбюджетных трансфертов финансового управления администрации муниципального образования Воловский район |
|
1 |
Номер паспорта показателя |
2.4 |
2 |
Наименование показателя |
Количество муниципальных образований, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышают уровень, установленный бюджетным законодательством |
3 |
Единица измерения |
Единица |
4 |
Тип показателя |
Непосредственный |
5 |
Порядок формирования показателя |
Показатель формируется в соответствии с приложением N 3 к Постановлению администрации Тульской области от 29.06.2011 N 512 "Об организации и проведении мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской области" |
6 |
Описание системы мониторинга показателя |
Мониторинг показателя проводится финансовым управлением администрации муниципального образования Воловский район на основании анализа отчетности поселений |
6.2.7. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составит 89222,5 тыс. рублей.
Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов |
Ед. изм. |
Потребность |
||||
Всего |
В том числе по годам: |
|||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|||
Финансовые ресурсы |
тыс. руб. |
89222,5 |
22817,3 |
21933,8 |
22235,7 |
22235,7 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
- |
|
|
|
|
|
бюджет области |
тыс. руб. |
13536,6 |
4512,2 |
4512,2 |
4512,2 |
|
местные бюджеты |
- |
75685,9 |
18305,1 |
17421,6 |
17723,5 |
22235,7 |
внебюджетные источники |
- |
|
|
|
|
|
6.2.8. Управление реализацией подпрограммы
и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией подпрограммы осуществляется ответственным исполнителем подпрограммы - финансовым управлением администрации муниципального образования Воловский район и включает в себя организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, выполнение, корректировку и контроль исполнения предусмотренных подпрограммой мероприятий.
Контроль и анализ исполнения мероприятий состоит из анализа отчетов об исполнении местных бюджетов.
6.3. Основное мероприятие 1
"Дотации бюджетам поселений из районного фонда
финансовой поддержки поселений"
Основное мероприятие направлено на совершенствование механизма регулирования межбюджетных отношений.
Реализация основного мероприятия обеспечивает выполнение цели, задач и показателей муниципальной программы в целом, в разрезе подпрограмм и основного мероприятия.
Общий объем финансирования основного мероприятия составит 47454,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2018 - 11725,1 тыс. руб.
2019 - 11834,1 тыс. руб.
2020 - 11947,5 тыс. руб.
2021 - 11947,5 тыс. руб.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия за счет средств бюджета муниципального образования Воловский район составляет 2400,0 тыс. руб., в том числе по годам:
2016 - 1200,0 тыс. руб.
2017 - 600,0 тыс. руб.
2018 - 600,0 тыс. руб.
6.4. Основное мероприятие 2
"Обеспечение реализации муниципальной программы
муниципального образования Воловский район Тульской области"
Основное мероприятие направлено на обеспечение реализации мероприятий подпрограмм муниципальной программы и основного мероприятия в соответствии с установленными сроками и задачами.
Реализация основного мероприятия обеспечивает выполнение цели, задач и показателей муниципальной программы в целом, в разрезе подпрограмм и основного мероприятия.
Общий объем финансирования основного мероприятия составит 20243,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
2018 - 4810,9 тыс. руб.
2019 - 5018,4 тыс. руб.
2020 - 5206,9 тыс. руб.
2021 - 5206,9 тыс. руб.
7. Перечень показателей результативности и
эффективности муниципальной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значения показателей |
|||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.1 |
Оценка качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской, проводимая министерством финансов Тульской области |
баллы |
13,2 |
13,5 |
14,3 |
15,5 |
1.2 |
Исполнение расходных обязательств муниципального образования Воловский район |
% |
97,1 |
100 |
100 |
100 |
1.3 |
Отношение дефицита бюджета района к общему годовому объему доходов бюджета района без учета объема безвозмездных поступлений |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.4 |
Доля внедренных в отчетном году законодательных актов в информационной системе управления бюджетным процессом Воловского района от числа принятых на региональном уровне |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.5 |
Соблюдение соотношения объема бюджетных расходов, при санкционировании которых были выявлены нарушения бюджетного законодательства, и объема кассовых расходов бюджета области |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.1 |
Количество муниципальных образований, в которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из бюджета района (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов Тульской области субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, превышает 70 % объема собственных доходов местных бюджетов |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.2 |
Доля просроченной кредиторской задолженности к расходам бюджетов поселений |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.3 |
Разрыв бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями к уровню 2015 года |
раз |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
2.4 |
Количество муниципальных образований, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышают уровень, установленный бюджетным законодательством |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
8. Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы
Статус |
Наименование государственной программы, подпрограммы, основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Код бюджетной классификации |
Расходы (тыс. руб.), годы |
||||||||
ГРБС |
Рз Пр |
ЦСР |
ВР |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Муниципальная программа |
Управление муниципальными финансами муниципального образования Воловский район |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
X |
X |
X |
X |
22817,3 |
21933,8 |
22235,7 |
22235,7 |
|
|
Совершенствование управления муниципальными финансами Воловского района |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
X |
X |
X |
X |
1981,3 |
1981,3 |
1981,3 |
1981,3 |
|
|
|
Мероприятие 1.5 |
Управление резервным фондом администрации муниципального образования Воловский район |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
851 |
01 11 01 13 03 09 |
01 1 01 23750 |
800 200 300 200 300 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
|
|
Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
850 |
X |
X |
X |
20836,0 |
14934,1 |
15047,5 |
15047,5 |
|
|
|
Дотации бюджетам поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
850 |
04 09 05 02 14 01 |
01 2 02 83020 01 2 02 80490 |
500 |
11725,1 |
11834,1 |
11947,5 |
11947,5 |
|
|
|
Обеспечение реализации муниципальной программы муниципального образования Воловский район |
Финансовое управление администрации муниципального образования Воловский район |
850 |
X |
X |
X |
4810,9 |
5018,4 |
5206,9 |
5206,9 |
|
|
|
850 |
01 06 |
01 2 04 00110 |
100 |
4589,6 |
4815,6 |
5007,6 |
5007,6 |
|
|
|||
850 |
01 06 |
01 2 04 00190 |
200 |
212,5 |
192,5 |
192,5 |
192,5 |
|
|
|||
850 |
01 06 |
01 2 04 00190 01 2 04 82390 |
800 200 |
3,0 5,8 |
4,5 5,8 |
1,0 5,8 |
1,0 5,8 |
|
|
9. Анализ рисков реализации муниципальной программы
и описание мер по управлению рисками с целью минимизации
их влияния на достижение целей муниципальной программы
Описание рисков муниципальной программы и механизмов управления ими представлено в таблице.
Риски реализации
муниципальной программы и меры управления рисками
N п/п |
Вид риска |
Определение факторов риска |
Меры управления рисками |
Внешние риски | |||
1 |
Финансовый |
Принятие решений по введению новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами; рост процентной ставки по привлекаемым кредитным ресурсам; принятие новых нормативных правовых актов федерального уровня, предусматривающих изменение баланса полномочий и (или) финансовых потоков между уровнями бюджетов. Возникновение перечисленных рисков может повлечь увеличение объема муниципального долга и стоимости его обслуживания, и, как следствие, повлечет за собой увеличение дефицита бюджета района |
Наличие долгосрочной бюджетной стратегии, обеспечивающей соблюдение законодательно установленных бюджетных правил, а также установление на долгосрочный период предельных расходов бюджета района на реализацию муниципальных программ муниципального образования Воловский район, соответствующих долгосрочному прогнозу основных характеристик бюджета района, и их соблюдение при формировании проекта бюджета района на очередной финансовый год и плановый период |
2 |
Финансовый |
Ухудшение экономической ситуации в районе и, как следствие, снижение динамики поступления доходов в бюджет района и бюджеты поселений |
Совершенствование планирования и оптимизации расходов бюджета района; мониторинг финансового состояния местных бюджетов |
3 |
Финансовый |
Финансирование муниципальной программы в неполном объеме |
Своевременная корректировка объемов финансирования муниципальной программы |
4 |
Правовой |
Изменения федерального и регионального законодательства в бюджетной и налоговой сферах |
Оперативное реагирование на изменения федерального и регионального законодательства |
Внутренние риски | |||
|
|
|
|
2 |
Правовой |
Снижение эффективности планируемых мер правового регулирования |
Разработка и реализация согласованных межведомственных решений, а также увязка с мерами правового регулирования в рамках других муниципальных программ муниципального образования Воловский район (прежде всего, в сфере стратегического планирования, экономического регулирования, управления муниципальным имуществом) |
3 |
Организационный |
Вероятность неоптимального распределения работ по исполнению мероприятий и достижению показателей муниципальной программы |
Усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствованием механизма текущего управления реализацией программы; ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов |
4 |
Организационный |
Некачественное и/или несвоевременное исполнение мероприятий муниципальной программы |
Применение санкций к руководителям исполнительных органов муниципального образования Воловский район с целью повышения ответственности и результативности деятельности органов власти |
Из вышеназванных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию муниципальной программы могут оказать внешние риски, связанные с ухудшением экономической ситуации и условий заимствования на внутреннем рынке, поскольку рычаги управления указанными рисками практически отсутствуют, а меры по снижению их влияния на устойчивость бюджета района ограничены требованиями полного исполнения расходных обязательств муниципального образования Воловский район.
К рискам реализации муниципальной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители муниципальной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений муниципальной программы на местном уровне и (или) недостаточно быстрым осуществлением институциональных преобразований, предусмотренных муниципальной программой;
2) организационные риски, связанные с возникновением проблем в реализации подпрограммы в результате недобросовестности ответственного исполнителя или соисполнителей, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, несвоевременному финансированию, невыполнению ряда мероприятий подпрограммы.
Снижению указанных рисков будут способствовать повышение квалификации ответственного исполнителя для своевременной и эффективной реализации запланированных мероприятий, координация деятельности персонала ответственного исполнителя и налаживание административных процедур для снижения организационных рисков, а также повышение ответственности ГРБС и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием муниципальной программы в неполном объеме за счет бюджетных средств. Данные риски могут возникнуть по причине увеличения дефицита бюджета района, наращивания расходов бюджета района необеспеченными доходами бюджета.
Их снижению будут способствовать внедрение в практику долгосрочной бюджетной стратегии, обеспечивающей соблюдение законодательно установленных бюджетных правил, а также установление на долгосрочный период предельных расходов бюджета района на реализацию муниципальных программ Воловского района ("потолков расходов"), соответствующих долгосрочному прогнозу основных характеристик бюджета района, и их соблюдение при формировании проекта бюджета района на очередной финансовый год и плановый период.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования Воловский район Тульской области от 28 марта 2018 г. N 135 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.