Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования
Заокский район
Положение
о добровольных народных дружинах
на территории муниципального образования Заокский район
и мерах стимулирования членов народных дружин
1. Общие положения
1.1. Добровольная народная дружина создается с целью оказания содействия органам местного самоуправления и органам внутренних дел на территории муниципального образования Заокский район в решении возложенных на них задач по обеспечению безопасности личности, охране общественного порядка, профилактике преступлений и административных правонарушений, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правовому воспитанию граждан.
1.2. Добровольная народная дружина (далее - ДНД) является формой добровольного участия жителей в обеспечении правопорядка и профилактике правонарушений на основе добровольности, законности, гуманности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, взаимодействия с органами местного самоуправления и органами внутренних дел.
1.3. В своей деятельности ДНД руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации от 02.04.2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Тульской области и настоящим Положением.
1.4. Участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, части и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах.
1.5. Народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
1.6. Народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка.
1.7. Реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации (далее - региональный реестр) - информационный ресурс, содержащий сведения о народных дружинах и об общественных объединениях правоохранительной направленности, созданных на территории субъекта Российской Федерации.
1.8. Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляет Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, Федеральный Закон Российской Федерации от 02.04.2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные акты, муниципальные нормативные правовые акты.
1.9. Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным Законом Российской Федерации от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным Законом Российской Федерации от 02.04.2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин.
1.10. Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности подлежат включению в региональный реестр.
1.11. Региональный реестр ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по месту созданию народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности.
1.12. Внесение в региональный реестр народной дружины осуществляется при представлении следующих документов:
- заявление о внесении народной дружины в региональный реестр, подписанное уполномоченным лицом;
- устав народной дружины.
1.13. В региональном реестре должны содержаться следующие сведения:
- сведения о командире народной дружины;
- место создания народной дружины;
- территория, на которой народная дружина участвует в охране общественного порядка;
- дата включения народной дружины в региональный реестр;
- основание и дата прекращения деятельности народной дружины.
1.14. Порядок формирования и ведения регионального реестра определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. Создание и организация деятельности народных дружин
2.1. Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2.2. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования. При этом на одной территории может быть создана только одна народная дружина.
2.3. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.
2.4. Народные дружины действуют в соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставом народной дружины.
2.5. Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.
2.6. Основными направлениями деятельности народных дружин являются:
- содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
- участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
- участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
- распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
2.7. Не могут быть учредителями народных дружин граждане:
- имеющие неснятую или непогашенную судимость;
- в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
- ранее осужденные за умышленные преступления;
- включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
- страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
- признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
- подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню создания народной дружины, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
- имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
2.8. Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.
3. Порядок приема в народные дружины и исключения из них
3.1. В добровольную народную дружину принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.
3.2. Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с принципами:
- добровольности;
- законности;
- приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
- права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;
- взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами местного самоуправления;
- недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов и органов местного самоуправления.
3.3. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.
3.4. Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускаются.
3.5. В народные дружины не могут быть приняты граждане:
- имеющие неснятую или непогашенную судимость;
- в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
- ранее осужденные за умышленные преступления;
- включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
- страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
- признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
- подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
- имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
3.6. Народные дружинники могут быть исключены из народных дружин в следующих случаях:
- на основании личного заявления народного дружинника;
- при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 3.5 настоящего положения;
- при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
-в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником (более 5 раз) требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;
- в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.
4. Основные задачи, функции и формы деятельности ДНД
4.1. В соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" основными направлениями деятельности народных дружин являются:
- содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
- участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории муниципального образования;
- участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
- распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
4.2. Основными формами деятельности ДНД являются:
- дежурство народных дружинников для оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий;
- проведение рейдов по выявлению и пресечению правонарушений совместно с представителями правоохранительных органов;
- прием и передача в правоохранительные и другие компетентные органы сообщений и иной информации о правонарушениях.
4.3. ДНД решает стоящие перед ними задачи во взаимодействии с администрацией муниципального образования Заокский район и правоохранительными органами.
5. Обязанности, права и ответственность народного дружинника
5.1. При участии в охране общественного порядка народный дружинник имеет право:
- требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные действия;
- принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
- оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 07.11.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 3-ФЗ "О полиции" следует читать как "от 7 февраля 2011 г."
- осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", другими федеральными законами;
5.2. При участии в охране общественного порядка народный дружинник обязан:
- знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
- при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
- соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
- принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
- выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
- оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью (при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков);
- иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
5.3. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
5.4. Ответственность народного дружинника:
- за противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации;
- действия народных дружинников, нарушающих права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Порядок выдачи удостоверения и знака отличия гражданина,
участвующего в охране общественного порядка
6.1. Гражданину, принятому в народную дружину выдается удостоверениеустановленного образца, подтверждающее его правовой статус. Удостоверение дружинника выдается на один год, подлежит изъятию у гражданина в случае его выбытия (отчисления) из дружины. Исключенный из дружины гражданин сдаёт удостоверение дружинника и не может быть повторно принят в дружину. Бланки удостоверений дружинника являются документами строгой отчетности (Приложение N 1).
6.2. Знаком отличия гражданина, участвующего в охране общественного порядка, является нарукавная повязка (Приложение N 2).
6.3. Если в удостоверение внесена неправильная или неточная запись, то заполняется новое удостоверение.
6.4. Выдача удостоверений регистрируется в Журнале учета и выдачи удостоверений народным дружинникам (Приложение N 3), который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен подписью начальника сектора по мобилизационной подготовке, ГО и ЧС, охране окружающей среды администрации муниципального образования Заокский район, выдавшего удостоверение, и печатью комитета по делопроизводству и общим вопросам администрации муниципального образования Заокский район.
6.5. При порче или утрате удостоверения гражданин вправе обратиться за получением дубликата удостоверения с объяснением обстоятельств порчи или утраты удостоверения.
6.6. Запрещается использование удостоверения народного дружинника, ношение нарукавной повязки во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.
7. Материально-техническое обеспечение деятельности ДНД
7.1. Органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.
8. Гарантии правовой защиты добровольных народных дружинников
8.1. Народные дружинники при исполнении обязанностей находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.
8.2. Никто не вправе принуждать народного дружинника исполнять обязанности, которые не возложены на него Федеральным законом. При получении указаний, противоречащих законодательству Российской Федерации, народные дружинники обязаны руководствоваться Федеральным законом.
8.3. Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника в связи с его участием в охране общественного порядка либо невыполнение законных требований о прекращении противоправных действий влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Формы поощрения народных дружинников
9.1. В целях повышения эффективности деятельности народных дружин министерством внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области утвержден перечень мер, направленных на стимулирование участия народных дружинников в охране общественного порядка на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления могут использовать различные меры стимулирования граждан, активно участвующих в охране общественного порядка.
9.2. Меры стимулирования членов народных дружин, рекомендуемых для применения в муниципальном образовании Заокский район Тульской области.
9.2.1. Меры морального поощрения:
Из мер морального поощрения народных дружинников могут применяться: награждение Благодарственным письмом, награждение Почетной грамотой администрации муниципального образования Заокский район.
За активное участие дружинника в охране общественного порядка, по согласованию с работодателем, администрация может ходатайствовать о награждении дружинника ценным подарком администрации муниципального образования Заокский район. Предприятиями, организациями и учреждениями могут применяться иные меры морального и материального стимулирования.
9.2.2. Меры материального стимулирования:
Материальное стимулирование членов народной дружины осуществляется из средств бюджета муниципального образования Заокский район в пределах суммы, предусмотренной на материальное стимулирование народных дружинников.
Начисление суммы денежного поощрения (являющиеся средствами специального назначения) не являются объектом налогообложения по ЕСН. Денежная премия облагается подоходным налогом - 13%.
Расчет материального стимулирования осуществляется в зависимости от количества выходов на дежурство. Размер материального стимулирования определяется из расчета:
- выход на дежурство в рабочий день в период с 08.00 до 20.00 часов - 500 рублей/выход;
- выход на дежурство в рабочий день в период с 20.00 до 08.00 часов - 1000 рублей/выход;
- выход на дежурство в выходной день в период с 08.00 до 20.00 часов - 1000 рублей/выход;
- выход на дежурство в выходной день в период с 20.00 до 08.00 часов - 1500 рублей/выход.
Суммы выплачиваются согласно муниципальной программе "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения муниципального образования Заокский район" подпрограммы "Меры стимулирования участия народных дружинников в охране общественного порядка на территории муниципального образования Заокский район".
Начальник сектора по мобилизационной подготовке, ГО и ЧС, охране окружающей среды администрации муниципального образования Заокский район является ответственным за учет рабочего времени народных дружинников.
Расчет материального стимулирования осуществляется отделом учета и отчетности администрации муниципального образования Заокский район на основании приложенного табеля учета дежурства членов народной дружины (Приложение N 4) и постановления администрации муниципального образования Заокский район о поощрении членов добровольной народной дружины.
Дата выплаты дружинникам материального стимулирования определяется отделом учета и отчетности администрации муниципального образования Заокский район.
9.2.3. Другие меры стимулирования:
- освобождение народных дружинников от уплаты земельного налога (или установление льготы по уплате);
- бесплатное посещение народными дружинниками и членами их семей 1 раз в неделю муниципальных спортивных и тренажерных залов;
- бесплатное посещение народными дружинниками и членами их семей 1 раз в неделю муниципальных учреждений и мест культуры и отдыха (выставок, музеев, кинотеатров).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.