Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика существующего
состояния социальной инфраструктуры
1.1 Социально-экономического состояния поселения,
сведения о градостроительной деятельности
Муниципальное образование Воскресенское находится в Российской Федерации, Тульской области, в Дубенском районе. Тульская область расположена в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины, занимая северо-восточную часть Среднерусской возвышенности (высоты до 293 м), в пределах степной и лесостепной зон. Протяженность территории области с севера на юг - 200 км, с запада на восток - 190 км. Тульская область граничит: на севере и северо-востоке с Московской областью, на востоке - с Рязанской, на юго-востоке и юге с Липецкой, на юге и юго-западе с Орловской, на западе и северо-западе с Калужской областями. Территория области составляет 120374 км. Численность населения на 1 января по данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на начало 2018 г. 1492000 чел. Расстояние от центра Тулы до центра Москвы 185 км. Административный центр - город Тула. Административное деление области включает семь городских округов, девятнадцать муниципальных районов, двадцать три городских поселений, пятьдесят четыре сельских поселений.
Дубенский район расположен на западе Тульской области. Район граничит: с Алексинским, Одоевским, Щекинским, Суворовским, Ленинским районами Тульской области, с Ферзиковским районом Калужской области.
Территория района занимает 799,27 км2. Конфигурация района равномерно изрезана. Административный центр района является рабочий посёлок Дубна. Население Дубенского района Тульской области, по официальным данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на начало 2018 составляет 14258 человек. В состав муниципального образования Дубенский район входят муниципальные образования Воскресенское, Протасовское, рабочий поселок Дубна.
Муниципальное образование Воскресенское Дубенского района.
Всего в муниципальном образовании - 54 сельских населенных пункта.
Общая площадь территории по данным обмера опорного плана МО Воскресенское - 190000 км2, численность населения муниципального образования, по состоянию на 01.01.2018 - 6 307 человек. Административный центр - село Воскресенское. МО Воскресенское граничит: с Одоевским районом Тульской области на юго-западе, с МО Крапивенское Щекинского района Тульской области на юге, с МО Яснополянское Щекинского районом Тульской области на юго-востоке, с МО Иншинское Ленинский район на востоке, МО Федоровское Ленинский район на северо-востоке, на севере и северо-западе МО Протасовское Дубенского района. На основании закона Тульской области от 01.04.2013 N 1916-ЗТО "О преобразовании муниципальных образований на территории Дубенского района Тульской области и о внесении изменений в Закон Тульской области "О переименовании муниципального образования "Дубенский район" Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Дубенского района Тульской области" (принят Тульской областной Думой 28.03.2013, вместе с "Описанием границы муниципального образования Дубенский район") определены границы МО Воскресенское, в пределах которых и действует генеральный план муниципального образования Воскресенское Дубенского района.
Градостроительная характеристика территории сельского поселения
В состав муниципального образования МО Воскресенское входят пятьдесят четыре сельских населённых пункта:
- село Воскресенское;
- деревня Баздрево;
- деревня Бредихино;
- деревня Буравлянка;
- деревня Выглядовка;
- деревня Дергаловка;
- деревня Доброе Семя;
- деревня Елагино;
- поселок Жигулевский;
- деревня Красавка;
- деревня Малино;
- деревня Пятерное;
- деревня Слобода;
- деревня Улыбышево;
- деревня Яньково;
- деревня Богородицкое;
- деревня Вялино;
- село Лужное;
- деревня Никольские Выселки;
- поселок Павлицкий;
- деревня Радуговище;
- деревня Селино;
- деревня Храбрищево;
- село Шатово;
- деревня Брусовое;
- деревня Верховье;
- поселок Гвардейский;
- деревня Гурьевка;
- деревня Екатерининка;
- деревня Коптево;
- поселок Лесной;
- деревня Морево;
- поселок Пригородный;
- деревня Пустошино;
- деревня Савенки;
- деревня Семеновка;
- деревня Сидоровка;
- деревня Сизенево;
- село Скоморошки;
- деревня Сухарево;
- поселок Сухаревский;
- деревня Бабошино;
- деревня Бабошинские Выселки;
- деревня Веригино;
- деревня Елисеевка;
- деревня Карачево;
- деревня Лошачье;
- деревня Михино;
- деревня Новое Берковое;
- село Опочня;
- деревня Поречье;
- поселок Поречье;
- деревня Старое Берковое;
- деревня Хотетово.
Демография муниципального образования Воскресенское за последние 5 лет:
Таблица 1 - Демография
Поселения муниципального образования |
Численность населения на 2014 г., чел. |
Численность населения на 2015 г., чел. |
Численность населения на 2016 г., чел. |
Численность населения на 2017 г., чел. |
Численность населения на 2018 г., чел. |
Муниципальное образование Воскресенское |
6484 |
6448 |
6353 |
6307 |
6307 |
Рост уровня смертности в последние время является характерной тенденцией практически всех экономически развитых стран, что обусловлено увеличением продолжительности жизни и старением населения. Показатели смертности в МО Воскресенское в исследуемом периоде превышают показатели рождаемости. По прогнозам ожидается увеличение численности населения за счёт улучшения качества жизни. На улучшение демографической ситуации, стимулирования рождаемости, обеспечения доступности жилья для молодых работает программа ипотечных кредитов, программа строительства жилья для молодых семей.
Градоэкономическая характеристика
территории сельского поселения
Основной сферой деятельности работников в МО Воскресенское является сельское хозяйство и промышленное производство. Кроме того, трудовые ресурсы поселения заняты в коммерческих предприятиях и организациях. Градообразующим предприятием МО Воскресенское является ТОП ООО "Росбио". Основными предприятиями сельского хозяйства в МО Воскресенское являются Мираторг ООО "Брянская мясная компания", СПК "Ударник", также сельское хозяйство представлено личными подсобными хозяйствами граждан, такие как ООО "Влади-Мир", ООО "Тульские агрофирмы им. Чирикова".
Климатические условия территории поселения позволяют заниматься выращиванием различных сельскохозяйственных культур, разведением крупного рогатого скота. Для увеличения роста производства растениеводческой продукции необходимо осуществлять поддержку семеноводства, повышения плодородия почв, расширения посевов озимых культур и т.п. Животноводство и растениеводство поселения представлено также личными подсобными хозяйствами граждан.
Прогноз развития сельского хозяйства должен быть направлен на обеспечение продовольственной безопасности по основным продуктам питания, повышения конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции, создания благоприятных условий для развития предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности отрасли, повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий.
Необходима научно обоснованная специализация сельского хозяйства МО Воскресенское (т.е. соответствующая местным природным и экономическим условиям и ресурсам) для повышения эффективности сельского хозяйства с наименьшими народнохозяйственными затратами. Это в свою очередь повысит эффективность и возможность дальнейшего развития важного звена агропромышленного комплекса - предприятий и организаций по заготовке, хранению, переработке сельскохозяйственной продукции, её реализации.
1.2 Технико-экономические параметры
существующих объектов социальной инфраструктуры
муниципального образования Воскресенское
Объекты здравоохранения
Услуги здравоохранения в муниципальном образовании Воскресенское предоставляют учреждения: Воскресенский ФАП - 3021 посещения; Опоченский ФАП - 603 посещений; Бабошинский ФАП - 3150 посещений; Гвардейский ФАП - 759 посещений; Луженский ФАП - 1547 посещений, Пореченский ФАП - 753 посещений; Скоморошенский ФАП - 423 посещений; Шатовский ФАП - 1023 посещений.
Объекты здравоохранения оснащены необходимым оборудованием. Помещения, в которых расположены объекты здравоохранения, имеют систему водоснабжения, электроснабжения и отопление.
Согласно нормам градостроительного кодекса, обеспеченность населения местами в объектах здравоохранения должна составлять 103 койки на 10000 жителей. Таким образом, объекты здравоохранения муниципального образования Воскресенское полностью удовлетворяют сложившимся потребностям.
Согласно нормам градостроительного кодекса, обеспеченность населения посещений объектов здравоохранения должна составлять 151 посещений на 10000 жителей. Таким образом, объекты здравоохранения муниципального образования Воскресенское практически полностью удовлетворяют сложившимся потребностям.
Объекты образования
Система образования выполняет важнейшую социально-экономическую функцию и является одним из определяющих факторов развития муниципального образования Воскресенское.
В образовательной системе муниципального образования Воскресенское функционируют образовательные учреждения: "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Воскресенская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Дубенский район"; "Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение муниципального образования Дубенский район "Опоченский центр образования"; "Муниципальная казённая общеобразовательная организация Гвардейская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Дубенский район"; "Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Скоморошинская начальная общеобразовательная школа муниципального образования Дубенский район"; "Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида села Воскресенское муниципального образования Дубенский район".
Согласно нормам градостроительного кодекса, обеспеченность населения местами в общеобразовательных организациях должна составлять 111 мест на 1000 жителей.
Таким образом, школы муниципального образования полностью удовлетворяют сложившиеся образовательные потребности и обладают достаточным запасом для дальнейшего развития территории.
Согласно нормам градостроительного кодекса, обеспеченность населения местами в детских дошкольных образовательных организациях должно составлять 28 мест на 1000 жителей. Таким образом, дошкольное образование муниципального образования полностью удовлетворяют сложившиеся образовательные потребности и обладают достаточным запасом для дальнейшего развития территории.
Образовательные учреждения муниципального образования Воскресенское включают столовые, мастерские, спортивные залы, библиотеки, систему отопления. Учебные кабинеты оборудованы необходимыми учебными пособиями и компьютерами. Столовые имеют оборудование необходимое для приготовления и приема пищи. Мастерские оснащены деревообрабатывающими станками, инструментами. Детский сад оборудован светлыми спальными комнатами, комнатами для проведения занятий. Территория детского сада оборудована площадками для проведения прогулок. Объекты образования имеют системы водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения.
Объекты физической культуры и массового спорта
Развитию физической культуры и массового спорта на территории Муниципального образования Воскресенское уделяется особое внимание. Хорошее здоровье обеспечивает долгую и активную жизнь, способствует выполнению планов, преодолению трудностей, дает возможность успешно решать жизненные задачи. Основная задача администрации по реализации политики в области физической культуры и спорта заключается в создании для населения условий для занятий физической культурой и спортом.
Ежегодно проводятся спортивные мероприятия ко всем знаменательным датам Российской Федерации, Тульской области и местным праздникам. Вместе с тем необходимо отметить, что еще не в полной мере используются ресурсы физической культуры и спорта для улучшения здоровья населения.
В сельском поселении остается недостаточным удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, но в то же время физическая подготовка допризывной молодежи в основном соответствует требованиям, предъявляемым к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации.
В целях воспитания физически здоровой личности на территории Муниципального образования Воскресенское имеются объекты физической культуры (таблица 3).
Таблица 3
N |
Наименование объекта |
Кол-во/площадь м2 |
Ведомственная принадлежность |
1 |
Спортивный зал |
6/950 |
Администрация муниципального образования Дубенский район |
2 |
Плоскостное спортивное сооружение |
4/5000 |
Администрация муниципального образования Дубенский район |
Согласно нормам градостроительного кодекса, обеспеченность населения спортивными залами должна составлять 80 м2 на 1000 жителей, в муниципальном образовании Воскресенское население спортивными залами должным образом не обеспечено. Строительство и реконструкция спортивных залов не планируется.
Согласно нормам градостроительного кодекса, обеспеченность населения плоскостными спортивными сооружениями должна составлять 19500 м2 на 10000 человек, в муниципальном образовании Воскресенское плоскостными спортивными сооружениями население должным образом не обеспечено. Строительство новых и реконструкция имеющихся объектов не планируется.
Объекты культуры
Задача органов местного самоуправления на современном этапе заключается не только в сохранении традиций, оставленных нам предками, но и во внедрении новых инновационных методов проведения и организации досуга молодежи в сельской местности. Объекты культуры муниципального образования включают помещения учреждения культуры и искусства муниципального образования Воскресенское: "Воскресенский сельский филиал муниципального автономного учреждения культуры "Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания" муниципального образования Дубенский район"; "Гвардейский сельский филиал муниципального автономного учреждения культуры "Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания" муниципального образования Дубенский район"; "Пореченский сельский филиал муниципального автономного учреждения культуры "Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания" муниципального образования Дубенский район"; "Бабошенский сельский филиал муниципального автономного учреждения культуры "Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания" муниципального образования Дубенский район"; "Опоченский сельский филиал муниципального автономного учреждения культуры "Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания" муниципального образования Дубенский район"; "Скоморошенский сельский филиал муниципального автономного учреждения культуры "Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания" муниципального образования Дубенский район"; "Луженский филиал культуры муниципального автономного учреждения культуры "Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания" муниципального образования Дубенский район". В местных центрах культуры ежегодно проводятся порядка 400 мероприятий, так же в клубах имеются кружки, в которых каждый желающий находит занятия по интересам. В библиотеках читательский фонд составляет порядка 9000 экземпляров книг. Ежегодно учреждением культуры проводится порядка 500 мероприятий для взрослого населения, учащихся школы. Таким образом, объекты культуры муниципального образования Воскресенское полностью удовлетворяют сложившимся потребностям.
1.3 Прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры
1.3.1. Прогноз изменения численности населения
муниципального образования Воскресенское
Численность населения муниципального образования Воскресенское Дубенского района на расчетный период по генеральному плану (2028 г.) составит 6427 человек. В связи с тем, что фактическая численность населения в 2016 году составляла 6353 человек, а в 2017 году составила 6307 человек, можно принять расчетную численность населения по генеральному плану. Используя данные генерального плана с 2016 г. по 2028 г., и учитывая состояние численности населения на 2017 г. можно сделать расчет численности населения до 2029 г. будет равна порядка 6427 человек.
Таблица 4 - Прогноз изменения численности населения
Наименование населенного пункта |
Численность населения (прогноз) |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021-2028 |
|
муниципальное образование Воскресенское |
6353 |
6307 |
6317 |
6327 |
6337 |
6347- 6427 |
1.3.2. Объемы прогнозируемого выбытия из
эксплуатации объектов социальной инфраструктуры
Выбытие из эксплуатации существующих объектов социальной инфраструктуры в Муниципальном образовании Воскресенское не планируется.
1.3.3. Прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры
Таблица 6 - Прогнозный спрос на услуги социальной инфраструктуры
в муниципальном образовании Воскресенское
N |
Наименование объекта |
Норматив |
Существующие показатели обеспеченности объектами |
Значение расчетного показателя минимально допустимого уровня обеспеченности объектами |
Необходимость проведения мероприятий (строительство, реконструкция, ремонт) |
Объекты образования | |||||
1 |
Обеспечение нормативной потребности в дошкольных образовательных организациях |
28 мест на 1000 жителей |
187 |
67 |
Не планируется |
2 |
Обеспечение нормативной потребности в общеобразовательных организациях |
111 мест на 1000 жителей |
706 |
266 |
Не планируется |
Объекты здравоохранения | |||||
4 |
Обеспечение нормативной потребности в стационарах всех типов |
103 койки на 10000 жителей |
0 |
24 |
Поддержание в работоспособном состоянии объектов ФАП в таких поселениях как: с. Воскресенское, с. Опочня. Д. Бабошино, п. Гвардейский, д. Лобжа, с. Лужное, д. Надеждино, с. Новое Павшино, п. Поречье, с. Протасово, с. Скоморошки, с. Шатово. |
5 |
Обеспечение нормативной потребности в поликлиниках (детская консультация в офисе врача общей практики) |
151 посещение на 10000 жителей |
11862 |
36 |
Не планируется |
Объекты культуры | |||||
6 |
Обеспечение нормативной потребности в библиотеках |
1 независимо от количества населения |
3 |
1 |
Не планируется |
7 |
Обеспечение нормативной потребности в ДК |
1 независимо от количества населения |
1 |
1 |
"Воскресенский сельский филиал муниципального автономного учреждения культуры "Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания" муниципального образования Дубенский район", "Гвардейский сельский филиал муниципального автономного учреждения культуры "Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания" муниципального образования Дубенский район", "Пореченский сельский филиал муниципального автономного учреждения культуры "Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания" муниципального образования Дубенский район", "Бабошенский сельский филиал муниципального автономного учреждения культуры "Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания" муниципального образования Дубенский район", "Опоченский сельский филиал муниципального автономного учреждения культуры "Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания" муниципального образования Дубенский район", "Скоморошенский сельский филиал муниципального автономного учреждения культуры "Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания" муниципального образования Дубенский район", "Луженский филиал культуры муниципального автономного учреждения культуры "Дубенский районный центр культуры, искусства, кино и библиотечного обслуживания" муниципального образования Дубенский район" |
Объекты физической культуры и массового спорта | |||||
8 |
Обеспечение нормативной потребности в ДЮСШ |
10 м2 на 1000 человек |
0 |
24 |
Не планируется |
9 |
Обеспечение нормативной потребности в спортивных залах |
80 м2 на 1000 жителей |
327 |
192,3 |
Не планируется |
10 |
Обеспечение нормативной потребности в плоскостных спортивных сооружениях |
19500 м2 на 10000 жителей |
2550 |
4687 |
Не планируется |
1.4. Оценка нормативно-правовой базы, необходимой
для функционирования и развития социальной инфраструктуры
Требования к развитию социальной инфраструктуры установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 01.10.1050 "Об утверждении требований к Программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов" (далее - Требования N 1050).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Правительства Российской Федерации N 1050 "Об утверждении требований к Программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов" следует читать как "от 1 октября 2015 г."
В соответствии с Требованиями N 1050 основой разработки программ социальной инфраструктуры являются государственные и муниципальные программы, стратегии социально-экономического развития поселения, планы мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития, планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, документы о развитии и комплексном освоении территорий.
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования Воскресенское разрабатывалась на основе документов о развитии и комплексном освоении территорий, в частности:
- Схема территориального планирования муниципального образования Дубенский район;
- Генеральный план муниципального образования Воскресенское Дубенского района;
- Правила землепользования и застройки муниципального образования Воскресенское Дубенского района.
При разработке Программы учтены местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования Воскресенское.
Федеральным Законом N 172-ФЗ от 28.06.2014 г. "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон 172 ФЗ) регламентированы правовые основы стратегического планирования муниципальных образований.
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся:
- определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования Воскресенское, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;
- мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления;
- иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами.
К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся:
1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования Воскресенское;
2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития;
3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования Воскресенское на среднесрочный или долгосрочный период;
4) бюджетный прогноз муниципального образования Воскресенское на долгосрочный период.
Таким образом, следует отметить, что существующей нормативно-правовой базы достаточно для функционирования и развития социальной инфраструктуры муниципального образования Воскресенское. Однако при этом в соответствии с действующей нормативно-правовой базой не разработана и отсутствует Программа социально-экономического развития муниципального образования, содержащая комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителями ресурсами, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования Воскресенское.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.