Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Основанием для разработки муниципальной Программы являются следующие нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 01.12.2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";
- Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Указ губернатора Тульской области от 11.07.2016 г. N 102 "Об утверждении основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2021 года".
Законодательство Российской Федерации определяет требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам в муниципальных учреждениях образования, культуры, спорта, физической культуры и молодежной политики, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать равные с другими категориями граждан права, свободы и возможности для самореализации и полноценного участия в жизни города.
Целью муниципальной программы муниципального образования Заокский район "Доступная среда" является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в муниципальном образовании Заокский район.
Достижение цели обеспечивается за счет решения задач по оснащению муниципальных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов приспособлениями и устройствами для обеспечения доступа инвалидов и обеспечению условий для социализации и интеграции инвалидов в общество.
Обеспечение доступной среды для инвалидов является одной из важнейших социально-экономических задач, затрагивающих права и потребности инвалидов, проживающих как в городской, так и сельской местности.
Социальная интеграция инвалидов в общество, реализация мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к муниципальным объектам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов являются значимыми направлениями деятельности органов местного самоуправления.
Специфика социально-демографической структуры населения муниципального образования Заокский район проявляется в высоком удельном весе инвалидов и других МГН в общей численности населения. В муниципальном образовании Заокский район по состоянию на 1 января 2017 года проживает 21300 человек. Из них: 24,5% - люди пенсионного возраста, 15,4% - дети. Доля инвалидов в общей численности населения составляет 6,2%.
В муниципальном образовании Заокский район по состоянию на 31 декабря 2017 года проживало 1312 инвалидов, в том числе: 43 - ребенка-инвалида. В структуре инвалидности 54,4% составляют инвалиды 3 группы; 75,6% - инвалиды пенсионного возраста; 16 человек - инвалидов по зрению, в т.ч. 3 - ребенка-инвалида; 6 - детей-инвалидов-колясочников.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач. На протяжении последних лет проблемы реабилитации и социальной интеграции инвалидов с обществом решались в муниципальном образовании в рамках региональных и муниципальных целевых программ. В рамках реализации долгосрочных целевых программ реконструировались объекты социальной инфраструктуры в муниципальном образовании, с целью сохранения и создания специализированных рабочих мест осуществлялась комплексная реабилитация инвалидов, с получением профессии и содействием в трудоустройстве, укреплялась материально-техническая база учреждений реабилитационной направленности, проводились спортивные и культурно-массовые мероприятия для инвалидов и детей-инвалидов.
Однако, несмотря на принимаемые меры, сопровождающиеся возрастающими объемами финансового обеспечения из бюджета Тульской области и бюджета муниципального образования Заокский район, остается нерешенной важнейшая социальная задача создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. В числе наиболее важных проблем стоит проблема доступности услуг, оказываемых этой категории граждан, в приоритетных объектах социальной сферы, и в первую очередь в сфере здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта и физической культуры, транспорта.
С целью определения степени доступности для инвалидов социально значимых объектов и услуг в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.12 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики" и постановлением правительства Тульской области от 24.07.2013 N 365 "Об организации паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" проведена паспортизация.
Паспортизация проведена по отраслевому принципу в 4 этапа:
этап подготовки, включающий формирование перечня объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - ОСИ) и определения степени их приоритетности, начало формирования реестра ОСИ;
этап скрининга, включающий сбор информации об ОСИ путем проведения анкетирования и обследования с оформлением соответствующего акта, формирование паспорта доступности ОСИ, размещение информации об ОСИ на открытом информационном ресурсе (Карта доступности);
этап экспертной оценки, включающий разработку проектов решения о сроках и порядке модернизации ОСИ (с учетом принципа "разумного приспособления"), на основании оценки состояния доступности ОСИ по результатам обследования;
этап управленческих решений, включающий разработку, утверждение и реализацию адресных программ и планов по адаптации ОСИ (в порядке текущего, капитального ремонта, реконструкции или проведения организационных мероприятий) и контроль их реализации.
В реализации всех этапов паспортизации привлекалась Заокская районная организация Тульской региональной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов".
Ратификация Российской Федерацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 (далее - Конвенция), фактически утвердила ее принципы как базовые при реализации политики в отношении инвалидов. Поэтому задача интеграции инвалидов в общество относится к приоритетам развития сложившейся системы социальной поддержки населения.
Для повышения качества и увеличения объема услуг по предоставлению всего комплекса мер социальной помощи и поддержки инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устранения негативного влияния физического окружения на условия жизни инвалидов необходимо продолжение решения вопросов реабилитации и социальной интеграции инвалидов с обществом программно-целевым методом.
Комплексный подход к социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья с обществом может быть обеспечен одновременным расширением спектра доступных услуг, оказываемых инвалидам, повышением их качества и устранением физических барьеров в различных сферах жизнедеятельности МГН.
С целью создания условий для равноправного участия инвалидов в жизни общества необходимо:
продолжить работу по организации межведомственного взаимодействия для решения поставленных задач с вовлечением профильных министерств, муниципальных образований поселений, общественных организаций инвалидов;
продолжить постоянный мониторинг среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
объективно оценить существующие потребности инвалидов, уточнить барьеры и разработать меры по их ликвидации для достижения максимального эффекта от вложенных ресурсов;
расширить спектр услуг, оказываемых людям с ограничением жизнедеятельности;
реализовать комплекс мероприятий по адаптации инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН для обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам (образования, культуры, физической культуры и спорта, транспортной инфраструктуры);
снизить степень социальной разобщенности среди инвалидов и граждан, не имеющих ограничений жизнедеятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.